ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Канаев А.Б.
доктор политических наук, и.о. профессора, Кыргызско-Казахский университет, Кыргызстан, г.Бишкек
ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ И МОДЕРНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ МОДЕЛИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация: в самом общем виде можно указать на два фактора, способствовавшие «исламскому возрождению» в Центральной Азии: внутренние (экономический кризис, снижение благосостояния народа, сложная демографическая ситуация, низкая политическая культура) и внешние (геополитическое влияние Пакистана, Афганистана, Ирана, Турции и т.д.).
Ключевые слова: исламский религиозный экстремизм, фундаментализм, инновационные технологии, толерантность, исламизм
В настоящее время почти во всех государствах Центральной Азии религия официально отделена от государства и систему образования. Вмешательство религиозных обществ в политику запрещено на законодательной основе, что привело к уходу исламских партий в нелегальную оппозицию и широкому распространению фундаменталистских идей среди сельского населения в таких республиках, как Узбекистан и Таджикистан. Активность фундаменталистски настроенных мусульман и их руководителей в Центральной Азии не представляет серьезной угрозы для существующих светских государств. Даже если и допустить возможность достижения исламским фактором значительного политического влияния, то нет никаких оснований считать, что это может привести к возникновению теократического правления. Ибо в Центральной Азии, особенно в Кыргызстане, исторически широко распространено лишь одно из течений традиционного ислама - суфизм, которое не имеет ничего общего с исламским фундаментализмом более того, осуждает всякий религиозный экстремизм. Ислам в Центральной Азии в целом, и в Кыргызстане, в частности, - синтезированная форма ислама и местных религиозных субстратов, конечно, глубокий экономически кризис, и как следствие, духовно-нравственный вакуум в Кыргызстане, также порождают условия для распространения религиозного экстремизма. Низкий уровень жизни в отдаленных районах, политическая апатия населения могут послужить причиной поворота к исламским ценностям. Но это не более чем гипотетическое предложение. Характерными явлениями в центрально-азиатских государствах являются проблемы пограничных неурядиц, проблемы проживания соотечественников в приграничных странах, экономические конфликты, и необъявленная гонка за лидерство в регионе. Но есть и общие проблемы, в борьбе, с которыми приходится объединяться. Необходимо признать, что в Центральной Азии случилось опасное явление -сращивание непримиримой оппозиции, религиозного экстремизма и наркомании. Так, исламское движение Узбекистана (ИДУ) проводило террористические акции в 2004 г. (июль). Такие же действия наблюдались и в Таджикистане, там как известно, Объединенная таджикская оппозиция сумела даже победить на выборах депутатского корпуса и получила 30% мест в правительстве республики, добилась отмены статьи Конституции о светском характере страны, были легализованы религиозные истории.
Характерным явлением в общественно-политической сфере Кыргызской Республики стало то, что ислам, как религия, постепенно входит в общественное сознание народа. Возрождение ислама видно во всех сферах общественных отношений: в политике, культуре. Институционализация религии ислама четко вырисовывается в
общественно-политической жизни во всех странах Центральной Азии. Ислам «вошел» в политический процесс кыргызстанского общества с определенной активностью. Это подтверждают политико-социологические исследования по проблемам исламской религиозной идентификации, а которых четко определены принадлежность большого количества людей, относящих себя к последователям ислама, в особенности, среди молодежи.
В целом в иерархии идентичности религиозный компонент является важным, но не решающим для кыргызского самосознания, уступая место национально-культурным, духовно-мировоззренческим, социальным (включая родовую принадлежность), психолого-эмоциональным факторам, то есть этническому комплексу. Не исключено, что в перспективе все более заметное место в самосознании кыргызов будет занимать тюркский компонент, пересекающийся, но не совпадающий с исламским. Однако Кыргызстан не изолирован от процессов в других мусульманских странах (прежде всего соседних), связанных с активизацией религиозного радикализма и интервенцией его в политическую сферу. Учитывая это, остается открытым вопрос, удастся ли властям удержать ислам на уровне «обыденной религии» и подконтрольного государству регулятора социальных процессов, насколько религия способна повлиять на формирование политической культуры кыргызстанского общества. Задача властей элиты - координировать религиозное возрождение в безопасное для режима русло, не допустив политизации религии, превращения ее в фактор политической борьбы».
В целом перспективы кыргызстанского исламизма существенно ограничены не только из-за результативности репрессивных мер государства, но ввиду локализованного влияния подобных организаций территориальными, этническими и клановыми рамками. Тем не менее, нельзя исключить возможность роста радикального политического ислама в условиях ухудшения социально-экономической ситуации, в результате чего исламизм в жестко авторитарном режиме может стать единственным каналом для выражения оппозиционных настроений.
С ростом оппозиции, в том числе религиозной, власть должна бороться неэффективными авторитарными методами. В современных условиях на политическую авансцену все более заметно выдвигается этнорелигиозный, или национально -религиозный, фактор. В одних обществах его этническую и религиозную составляющие трудно и даже невозможно расчленить, в других конфессиональная компонента отступает на задний план перед этнонациональной. Противоречия на этнорелигиозной почве, все чаще сопровождающиеся насилием, гражданскими войнами, потоками беженцев, стали важнейшей причиной дестабилизации и нередко дезинтеграции государств, возникновения межгосударственных конфликтов в различных регионах мира, несут с собой угрозу безопасности мирового сообщества.
Нахождение путей разрешения или смягчения этих противоречий - одна из самых актуальных задач, стоящих ныне перед человечеством, международными организациями, политическими партиями, гуманитарными науками. Одни политики, общественные деятели, ученые видят будущее человечества в сообществе «национальных государств». Они считают непреодолимой тягу народов к самоопределению и сознание «этнически чистых» государств, предрекая удвоение числа государств в мире уже в начале XXI в. Другие рассматривают федерализм с его принципами делимости государственного суверенитета и субсидиарности (то есть распределения полномочий в соответствии с компетенцией) вкупе с идеологией самоуправляющегося общества как предпочтительную и самодостаточную форму самоопределения этносов. На практике обе тенденции имеют шансы реализоваться.
В Кыргызстане, идет процесс урбанизации, население городов увеличивается не только за счете естественного прироста, но и в огромной степени за счет мигрантов из
сельских районов. Безработица, нищета, разорение мелких предпринимателей, множит обездоленные слои города, особую группу среди которых составляет молодежь. Мировоззрение этих слоев неоднородно: большинство индифферентно к политике, но есть экстремистские настроения, огромное влияние имеют земляческие, этнические, традиционалистские религиозные представления. В этом главная причина подъема волны исламизма. Необразованность, в том числе и в религии, безнадежность существования в сложившейся социально-экономических условиях, политическая неискушенность в соединении со стремлением отомстить за свои страдания первому попавшемуся, эти и другие факторы приводят к тому, что часто стихийный протест выливается в погромы, обращается против символов роскоши ресторанов, отелей, шикарных магазинов и т.п. Психологической, основой такого протеста выступает идеализированная картина раннего ислама. Золотой век ислама изображается как царство равенства, благополучия, взаимопомощи мусульман, поэтому установление истинно мусульманской власти» призвано восстановить существовавший в прошлом лозунг мусульманских революционеров. Для достижения этих целей часть людей объединяется в различные группы, создают определенную среду, формируют многочисленные неправительственные политические организации (НПО) в мусульманском мире. Эти легальные и нелегальные политические группы, организации, ассоциации, объединения имеют разнообразный характер: фундаменталистский, просветительский, экстремистский, военизированный, призывающий к установлению исламских республик и т.п. Следует подчеркнуть сравнительно малую роль в их деятельности мусульманского духовенства.
Ислам как мировая религия на современном этапе получила свое активное развитие во всемирном масштабе, в том числе в странах Центральной Азии, конкретно, в Кыргызской Республике. Хронологически ислам вошел в кыргызское общество, начиная с ХУ-ХУП вв. как религия. Активно пропагандировалась исламские принципы в Х1Х-ХХ вв. В условиях Советской власти религия ислама, как и другие религии подвергнулись ожесточенному нападку, последствием которого были уничтожены исламские религиозные организации, а служители оказались, одни - за границей, другие — репрессированы. Ислам, как и другие религии в Советском Союзе, оказался вне государственного закона. С обретением политической независимости, в Кыргызстане была определена политика, которая заключалась в том, что все религии и культы находятся вне государства и что государства будет помогать религиозным организациям в их деятельности по обеспечению населения принципам повышенной нравственности, морали, исламскими принципами. Как показывают политико-социологические исследования последних десяти лет, исламские принципы, их законы получают свое развитие среди населения, в особенности, среди как студенческой, и так в подавляющей части как городской, так и сельской молодежи. В стране идет процесс религиозной идентификации, на принципах исламских принципов. Исламский бум в Кыргызстане, с одной стороны, повышает религиозную духовность населения, что мы считаем нормальным явлением, способствующим формированию нравственно-моральных устоев исламского вероучения. С другой стороны, исламское возрождение подталкивает к появлению негативно настроенных политических сил, направляющих свои партийные программы на создание единого исламского халифата в центрально-азиатском пространстве. Отсюда - религиозный экстремизм, терроризм, которые могут привести эти независимые страны Центральной Азии, в том числе в Кыргызстан к состоянию неуравновешенности политического обустройства, к опасности гражданских войн.
Политизация ислама в центрально-азиатских странах может создать политическую нестабильность, которая может создать определенный очаг
международной обеспокоенности и привести к проявлениям международного терроризма.
Независимые государства Центральной Азии, в числе, Кыргызстан, должны найти эффективные пути решения с религиозными организациями вопроса о том, как быть в дальнейшем с возрождением ислама. При этом определить конституционные права религий, в том числе, ислама. Очень важно, на наш взгляд, не заигрывать с религиозными организациями. Во-первых, определить их место в государственном устройстве; во-вторых, использовать исламские положительные принципы как основу философии жизни, образ и стиль жизни населения, дать положительные рекомендации, обеспечивающие формирование новых ценностных оценок. В образовательном процессе на всех уровнях обеспечить надлежащими пособиями, раскрывающими суть религий, в том числе, ислама, во-третьих, поскольку в Кыргызстане существует множество религиозных конфессий, то политика государства должна идти по пути обеспечения их равенства, не ущемляя те или иные религиозные объединения; в-четвертых, центрально-азиатским государственным органам в том числе Кыргызстану, быть готовыми в отражении международного терроризма; в-пятых, в порядке рекомендации странам Центральной Азии - обеспечить легитимность, а также институционализацию религиозных конфесий, найти оптимальные варианты, стыковки с различными видами миссионерской деятельности по части религий; в-шестых, странам Центральной Азии, в том числе Кыргызстану, обеспечить нахождение в мировом сообществе и с так назваемыми мусульманскими странами, двухсторонние и многосторонние отношения с ними в экономике, политике, культуре, в котором будут партнерство и добрососедские отношения» .
Одним из главных факторов роста религиозного самосознания с обретением независимости Кыргызстаном стало изменение самого общества, учреждение демократических норм в отношении религиозного мировоззрения и культовых учреждений.
Вопрос выбора веры, обычно называемой свободой совести, на практике приобрел весьма ограниченный статус - стал правом выбирать любую религию, но исключил широкую возможность не выбирать никакой. Люди нето, чтобы боятся проявлять свое неверие, а стараются не афишировать его. И если заявление о своей конфессиональной принадлежности или вообще религиозности прежде считалось определенным актом мужества, то теперь смелость нужна для того, чтобы публично причислить себя к атеистам или же религиозно индифферентным. К тому же религия стала еще предметом моды. И как всякая мода, она вошла в неспособное к самооценке массовое сознание.
При существующей ситуации в религиозной сфере особую опасность представляет распространение и укрепление идей религиозного экстремизма и фундаментализма. Пытаются делать погоду ваххабисты, хизбуттахрировцы, иные секты и группы, нанося ущерб здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, а также другим, защищаемым законом интересам личности, общества и государства.
Данные СМИ, анализы специалистов по религии, выводы аналитиков констатируют, что члены этой партии приступили к активной реализации своих стратегических планов, умело используя социально-экономические трудности переходного периода, выступая среди населения с подстрекательскими призывами на почве нетерпимости религиозных взглядов, особое внимание уделяя привлечению молодежи в свои ряды и негативно влияя на нее.
Так в печати на основании пресс-конференции Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики была размещена информация зам. председателя Службы
национальной безопасности Кыргызской Республики, что к взрывам в городе Ош и на рынке «Оберон» (город Бишкек) причастны члены религиозно-политической организаций «Исламское движение Туркестана» (ИДТ) (бывшая ИДУ). Появились ростки религиозной нетерпимости, и в средствах массовой информации прошли сообщения о публичных спорах между последователями различных религий. Существует возможность возникновения конфликтных ситуаций локального характера, вызванные активной деятельностью некоторых новых для Кыргызстана религиозных организаций в относительно монорелигиозной среде на местах. Отдельные миссионеры, невзирая на этническую принадлежность, очень активны в своей деятельности по привлечению новых сторонников. Активные методы работы миссионеров вызывают непонимание и раздражение у населения, традиционно придерживающегося одной религии. Реально возникает ситуация, ведущая к нестабильности в обществе.
Современная религиозная модель кыргызстанского общества требует конкретных, действенных реформ, используя инновационные технологические приемы при возникающих конфликтных ситуациях в религиозной действительности. Эти вызовы и угрозы стабилизации современной религиозной модели возникают, как показывает религиозная действительность, с наличием не только религиозного экстремизма и терроризма, политизации ислама, а также пропаганды нетрадиционных религиозных учений (общества Кришны, Бахай, Церкви единения Муна, детей Христовых, Хиз-бут Тахрир аль Ислами и т.д)1.
Для дальнейшего совершенствование религиозной модели в нашей стране, прежде всего необходимо усиление государственной политики посредством формирования партнерских отношений между государством и религиозными организациями, а также партнерских отношений между гражданским обществом и религией. Отношения между ними должны определяться взаимной ответственностью их институтов, наличием своеобразной «обратной связи» между собой, которые и будут способствовать совершенствованию во всех аспектах взаимодействия.
В процессе исследования автор отмечает, что эффективность, стабильность религиозной модели в нашей стране невозможно обеспечить без таких механизмов, как воспитание толерантного отношения различных религий друг другу, и это не должно быть проблемой ситуативного плана. В качестве неотложной задачи обеспечения стабильности в обществе следует рассматривать воспитание толерантности - взаимной терпимости к обоюдным интересам. Образ толерантности характеризуется психо-этическими мнениями представителей различных религиозных группировок, проявлениями гуманности, рефлексивности, свободой, ответственностью, защищенностью, гибкостью, уверенностью, самообладанием, вариативностью, эмпатичностью, чувством юмора. Толерантность означает терпимость к ино-культуре, к ино-мысли, доверительность, соответствующее пониманием и т.д., как существование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия. Соискатель считает, что терпимость является одним из условий формирования новой религиозной модели в стране и обеспечения стабильности, фактором, направляющим отношения в обществе в мирное русло. При этом, использование новых методов консенсуса и компромисса, как характеристик инновационной технологии, дает возможность эффективного совершенствования управления модернизационными процессами. Консенсусы и компромиссы, как политико-социальные институты, имеют возможность на различных уровнях общественно-политической действительности определять, управлять, разрешать те или иные кризисные события.
Для демократической культуры религиозной модели, считает соискатель, сегодня характерен стереотип мышления, основанный на диалоге, который означает, прежде
1 Хизбут-Тахрир, Свидетели Иеговы запрещены на территории Российской Федерации.
51
всего, согласование интересов представителей разных позиций путем разумных компромиссов, не выходя при этом за рамки морали и права. Одним из элементов демократической культуры в формировании и совершенствовании религиозной модели являются переговоры как технологии управления религиозной модели общества. Сегодня многие исследователи считают, что в современном мире технология, основанная на насилии, редко приводит к позитивному урегулированию. В настоящее время технологии переговоров в урегулировании тех или иных «неустройств» в религиозной модели в нашем обществе приобретают исключительно развитые и разнообразные формы переговоров.
Литература:
1. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма// Общественные науки и современность, 2002. № 4.
2. Петрученко О. Латинско-русский словарь: Репринт IX издания 1914 г. - М., 1994. С. 546.
3. Тукумов Е.В. Религиозно-политический экстремизм как угроза радикальной и национальной безопасности Центральной Азии [Текст]: автореф.дисс. к.п.н. - Алматы, 2004.
4. Тутлис В., Иванова И. Homopoliticusи его религиозность на переходных этапе развития Кыргызстана// Центральная Азия и Кавказ, 2000. № 6(12).
5. Тюркская философия: десять вопросов и ответов. - Алматы, 2006.
6. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. - М., 1973.
7. УрманбетоваЖ.К. Культура кыргызов в проекции философии истории. - Бишкек, 1997.
8. Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию вместо введения// Религия и глобализации на просторах Евразии. - М., 2009.
9. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 576.
10. Флоренский П.А. Из богословского наследия// Богословские труды. - СПб., 1997. С. 17.
11. Фукуяма Ф. Столкновение культур и американская гегемония// Без темы, 2007. № 1.
12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.,1996.
13. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002.
14. Чериков С. Кыргызстан - полигон террористического интернационализма, 2013.
15. Чотаева Ч. Роль ислама в общественно-политической жизни Кыргызстана// Центральная Азия и Кавказ, 2003. № 6 (30).
16. Чотаева Ч. Этнокультурные факторы в истории государственного строительства Кыргызстана. - Б., 2005
17. Шаршеналиев У.А. Религиозный мир современного Кыргызстана// Вестник КГНУ. Серия 5, 2005. Вып. 2.
18. Щапова Я.Н. Религии мира. - М.: Просвещение, 1994.
19. Эсенаманова Н.С. Типология мышления и пошаговых действий экстремиста, внутренние причины его радикализации и протеста// Сборник: Укрепление потенциала по предотвращению насильственного экстремизма в КР. - Бишкек, 2014.
20. Яблоков И.Н. Социология религии. - М., 1974.
21. Ярков А. Очерк истории религий в Кыргызстане. - Бишкек, 2002.
22. Ярлыканов А. Проблемы возрождения исламского образования на Северном Кавказе// Центральная Азия и Кавказ, 2003. № 1(25).
References:
1. Pain E.A. Social'naya priroda ekstremizma i terrorizma// Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2002. № 4.
2. Petruchenko O. Latinsko-russkij slovar': Reprint IX izdaniya 1914 g. - M., 1994. S. 546.
3. Tukumov E.V. Religiozno-politicheskij ekstremizm kak ugroza radikal'noj i nacional'noj bezopasnosti Central'noj Azii [Tekst]: avtoref.diss. k.p.n. - Almaty, 2004.
4. Tutlis V., Ivanova I. Homopoliticusi ego religioznost' na perekhodnyh etape razvitiya Kyrgyzstana// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2000. № 6(12).
5. Tyurkskaya filosofiya: desyat' voprosov i otvetov. - Almaty, 2006.
6. Ugrinovich D.M. Vvedenie v teoreticheskoe religiovedenie. - M., 1973.
7. Urmanbetova ZH.K. Kul'tura kyrgyzov v proekcii filosofii istorii. - Bishkek, 1997.
8. Filatov S. Religioznaya zhizn' Evrazii: reakciya na globalizaciyu vmesto vvedeniya// Religiya i globalizacii na prostorah Evrazii. - M., 2009.
9. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. - M., 1983. S. 576.
10. Florenskij P.A. Iz bogoslovskogo naslediya// Bogoslovskie trudy. - SPb., 1997. S. 17.
11. Fukuyama F. Stolknovenie kul'tur i amerikanskaya gegemoniya// Bez temy, 2007. № 1.
12. Hantington S. Stolknovenie civilizacij. - M.,1996.
13. Cygankov P.A. Teoriya mezhdunarodnyh otnoshenij. - M., 2002.
14. CHerikov S. Kyrgyzstan - poligon terroristicheskogo internacionalizma, 2013.
15. CHotaeva CH. Rol' islama v obshchestvenno-politicheskoj zhizni Kyrgyzstana// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2003. № 6(30).
16. CHotaeva CH. Etnokul'turnye faktory v istorii gosudarstvennogo stroitel'stva Kyrgyzstana. - B., 2005
17. SHarshenaliev U.A. Religioznyj mir sovremennogo Kyrgyzstana// Vestnik KGNU. Seriya 5, 2005. Vyp. 2.
18. SHCHapova YA.N. Religii mira. - M.: Prosveshchenie, 1994.
19. Esenamanova N.S. Tipologiya myshleniya i poshagovyh dejstvij ekstremista, vnutrennie prichiny ego radikalizacii i protesta// Sbornik: Ukreplenie potenciala po predotvrashcheniyu nasil'stvennogo ekstremizma v KR. - Bishkek, 2014.
20. YAblokov I.N. Sociologiya religii. - M., 1974.
21. YArkov A. Ocherk istorii religij v Kyrgyzstane. - Bishkek, 2002.
22. YArlykanov A. Problemy vozrozhdeniya islamskogo obrazovaniya na Severnom Kavkaze// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2003. № 1(25).
ISLAMIC COMPONENT IN THE KYRGYZ SOCIETY AND MODERNIZATION OF THE RELIGIOUS MODEL IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Kanaev A.B.
doctor of political sciences, acting, prof. Kyrgyz-Kazakh University, Kyrgyzstan, Bishkek
Abstract: In the most general terms, we can point to two factors that contributed to the "Islamic revival" in Central Asia: internal (economic crisis, decline in the well-being of the people, difficult demographic situation, low political culture) and external (geopolitical influence of Pakistan, Afghanistan, Iran, Turkey, etc.).
Key words: Islamic religious extremism, fundamentalism, innovative technologies, tolerance, Islamism
Для цитирования: Канаев А.Б. Исламский компонент в кыргызстанском обществе и модернизации религиозной модели в условиях глобализации// Архонт, 2023. № 4(37). С. 47-53.