Научная статья на тему 'ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ И МОДЕРНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ МОДЕЛИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ И МОДЕРНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ МОДЕЛИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
исламский религиозный экстремизм / фундаментализм / инновационные технологии / толерантность / исламизм / Islamic religious extremism / fundamentalism / innovative technologies / tolerance / Islamism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Канаев А.Б.

в самом общем виде можно указать на два фактора, способствовавшие «исламскому возрождению» в Центральной Азии: внутренние (экономический кризис, снижение благосостояния народа, сложная демографическая ситуация, низкая политическая культура) и внешние (геополитическое влияние Пакистана, Афганистана, Ирана, Турции и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC COMPONENT IN THE KYRGYZ SOCIETY AND MODERNIZATION OF THE RELIGIOUS MODEL IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

In the most general terms, we can point to two factors that contributed to the "Islamic revival" in Central Asia: internal (economic crisis, decline in the well-being of the people, difficult demographic situation, low political culture) and external (geopolitical influence of Pakistan, Afghanistan, Iran, Turkey, etc.).

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ И МОДЕРНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ МОДЕЛИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Канаев А.Б.

доктор политических наук, и.о. профессора, Кыргызско-Казахский университет, Кыргызстан, г.Бишкек

ИСЛАМСКИЙ КОМПОНЕНТ В КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ И МОДЕРНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ МОДЕЛИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация: в самом общем виде можно указать на два фактора, способствовавшие «исламскому возрождению» в Центральной Азии: внутренние (экономический кризис, снижение благосостояния народа, сложная демографическая ситуация, низкая политическая культура) и внешние (геополитическое влияние Пакистана, Афганистана, Ирана, Турции и т.д.).

Ключевые слова: исламский религиозный экстремизм, фундаментализм, инновационные технологии, толерантность, исламизм

В настоящее время почти во всех государствах Центральной Азии религия официально отделена от государства и систему образования. Вмешательство религиозных обществ в политику запрещено на законодательной основе, что привело к уходу исламских партий в нелегальную оппозицию и широкому распространению фундаменталистских идей среди сельского населения в таких республиках, как Узбекистан и Таджикистан. Активность фундаменталистски настроенных мусульман и их руководителей в Центральной Азии не представляет серьезной угрозы для существующих светских государств. Даже если и допустить возможность достижения исламским фактором значительного политического влияния, то нет никаких оснований считать, что это может привести к возникновению теократического правления. Ибо в Центральной Азии, особенно в Кыргызстане, исторически широко распространено лишь одно из течений традиционного ислама - суфизм, которое не имеет ничего общего с исламским фундаментализмом более того, осуждает всякий религиозный экстремизм. Ислам в Центральной Азии в целом, и в Кыргызстане, в частности, - синтезированная форма ислама и местных религиозных субстратов, конечно, глубокий экономически кризис, и как следствие, духовно-нравственный вакуум в Кыргызстане, также порождают условия для распространения религиозного экстремизма. Низкий уровень жизни в отдаленных районах, политическая апатия населения могут послужить причиной поворота к исламским ценностям. Но это не более чем гипотетическое предложение. Характерными явлениями в центрально-азиатских государствах являются проблемы пограничных неурядиц, проблемы проживания соотечественников в приграничных странах, экономические конфликты, и необъявленная гонка за лидерство в регионе. Но есть и общие проблемы, в борьбе, с которыми приходится объединяться. Необходимо признать, что в Центральной Азии случилось опасное явление -сращивание непримиримой оппозиции, религиозного экстремизма и наркомании. Так, исламское движение Узбекистана (ИДУ) проводило террористические акции в 2004 г. (июль). Такие же действия наблюдались и в Таджикистане, там как известно, Объединенная таджикская оппозиция сумела даже победить на выборах депутатского корпуса и получила 30% мест в правительстве республики, добилась отмены статьи Конституции о светском характере страны, были легализованы религиозные истории.

Характерным явлением в общественно-политической сфере Кыргызской Республики стало то, что ислам, как религия, постепенно входит в общественное сознание народа. Возрождение ислама видно во всех сферах общественных отношений: в политике, культуре. Институционализация религии ислама четко вырисовывается в

общественно-политической жизни во всех странах Центральной Азии. Ислам «вошел» в политический процесс кыргызстанского общества с определенной активностью. Это подтверждают политико-социологические исследования по проблемам исламской религиозной идентификации, а которых четко определены принадлежность большого количества людей, относящих себя к последователям ислама, в особенности, среди молодежи.

В целом в иерархии идентичности религиозный компонент является важным, но не решающим для кыргызского самосознания, уступая место национально-культурным, духовно-мировоззренческим, социальным (включая родовую принадлежность), психолого-эмоциональным факторам, то есть этническому комплексу. Не исключено, что в перспективе все более заметное место в самосознании кыргызов будет занимать тюркский компонент, пересекающийся, но не совпадающий с исламским. Однако Кыргызстан не изолирован от процессов в других мусульманских странах (прежде всего соседних), связанных с активизацией религиозного радикализма и интервенцией его в политическую сферу. Учитывая это, остается открытым вопрос, удастся ли властям удержать ислам на уровне «обыденной религии» и подконтрольного государству регулятора социальных процессов, насколько религия способна повлиять на формирование политической культуры кыргызстанского общества. Задача властей элиты - координировать религиозное возрождение в безопасное для режима русло, не допустив политизации религии, превращения ее в фактор политической борьбы».

В целом перспективы кыргызстанского исламизма существенно ограничены не только из-за результативности репрессивных мер государства, но ввиду локализованного влияния подобных организаций территориальными, этническими и клановыми рамками. Тем не менее, нельзя исключить возможность роста радикального политического ислама в условиях ухудшения социально-экономической ситуации, в результате чего исламизм в жестко авторитарном режиме может стать единственным каналом для выражения оппозиционных настроений.

С ростом оппозиции, в том числе религиозной, власть должна бороться неэффективными авторитарными методами. В современных условиях на политическую авансцену все более заметно выдвигается этнорелигиозный, или национально -религиозный, фактор. В одних обществах его этническую и религиозную составляющие трудно и даже невозможно расчленить, в других конфессиональная компонента отступает на задний план перед этнонациональной. Противоречия на этнорелигиозной почве, все чаще сопровождающиеся насилием, гражданскими войнами, потоками беженцев, стали важнейшей причиной дестабилизации и нередко дезинтеграции государств, возникновения межгосударственных конфликтов в различных регионах мира, несут с собой угрозу безопасности мирового сообщества.

Нахождение путей разрешения или смягчения этих противоречий - одна из самых актуальных задач, стоящих ныне перед человечеством, международными организациями, политическими партиями, гуманитарными науками. Одни политики, общественные деятели, ученые видят будущее человечества в сообществе «национальных государств». Они считают непреодолимой тягу народов к самоопределению и сознание «этнически чистых» государств, предрекая удвоение числа государств в мире уже в начале XXI в. Другие рассматривают федерализм с его принципами делимости государственного суверенитета и субсидиарности (то есть распределения полномочий в соответствии с компетенцией) вкупе с идеологией самоуправляющегося общества как предпочтительную и самодостаточную форму самоопределения этносов. На практике обе тенденции имеют шансы реализоваться.

В Кыргызстане, идет процесс урбанизации, население городов увеличивается не только за счете естественного прироста, но и в огромной степени за счет мигрантов из

сельских районов. Безработица, нищета, разорение мелких предпринимателей, множит обездоленные слои города, особую группу среди которых составляет молодежь. Мировоззрение этих слоев неоднородно: большинство индифферентно к политике, но есть экстремистские настроения, огромное влияние имеют земляческие, этнические, традиционалистские религиозные представления. В этом главная причина подъема волны исламизма. Необразованность, в том числе и в религии, безнадежность существования в сложившейся социально-экономических условиях, политическая неискушенность в соединении со стремлением отомстить за свои страдания первому попавшемуся, эти и другие факторы приводят к тому, что часто стихийный протест выливается в погромы, обращается против символов роскоши ресторанов, отелей, шикарных магазинов и т.п. Психологической, основой такого протеста выступает идеализированная картина раннего ислама. Золотой век ислама изображается как царство равенства, благополучия, взаимопомощи мусульман, поэтому установление истинно мусульманской власти» призвано восстановить существовавший в прошлом лозунг мусульманских революционеров. Для достижения этих целей часть людей объединяется в различные группы, создают определенную среду, формируют многочисленные неправительственные политические организации (НПО) в мусульманском мире. Эти легальные и нелегальные политические группы, организации, ассоциации, объединения имеют разнообразный характер: фундаменталистский, просветительский, экстремистский, военизированный, призывающий к установлению исламских республик и т.п. Следует подчеркнуть сравнительно малую роль в их деятельности мусульманского духовенства.

Ислам как мировая религия на современном этапе получила свое активное развитие во всемирном масштабе, в том числе в странах Центральной Азии, конкретно, в Кыргызской Республике. Хронологически ислам вошел в кыргызское общество, начиная с ХУ-ХУП вв. как религия. Активно пропагандировалась исламские принципы в Х1Х-ХХ вв. В условиях Советской власти религия ислама, как и другие религии подвергнулись ожесточенному нападку, последствием которого были уничтожены исламские религиозные организации, а служители оказались, одни - за границей, другие — репрессированы. Ислам, как и другие религии в Советском Союзе, оказался вне государственного закона. С обретением политической независимости, в Кыргызстане была определена политика, которая заключалась в том, что все религии и культы находятся вне государства и что государства будет помогать религиозным организациям в их деятельности по обеспечению населения принципам повышенной нравственности, морали, исламскими принципами. Как показывают политико-социологические исследования последних десяти лет, исламские принципы, их законы получают свое развитие среди населения, в особенности, среди как студенческой, и так в подавляющей части как городской, так и сельской молодежи. В стране идет процесс религиозной идентификации, на принципах исламских принципов. Исламский бум в Кыргызстане, с одной стороны, повышает религиозную духовность населения, что мы считаем нормальным явлением, способствующим формированию нравственно-моральных устоев исламского вероучения. С другой стороны, исламское возрождение подталкивает к появлению негативно настроенных политических сил, направляющих свои партийные программы на создание единого исламского халифата в центрально-азиатском пространстве. Отсюда - религиозный экстремизм, терроризм, которые могут привести эти независимые страны Центральной Азии, в том числе в Кыргызстан к состоянию неуравновешенности политического обустройства, к опасности гражданских войн.

Политизация ислама в центрально-азиатских странах может создать политическую нестабильность, которая может создать определенный очаг

международной обеспокоенности и привести к проявлениям международного терроризма.

Независимые государства Центральной Азии, в числе, Кыргызстан, должны найти эффективные пути решения с религиозными организациями вопроса о том, как быть в дальнейшем с возрождением ислама. При этом определить конституционные права религий, в том числе, ислама. Очень важно, на наш взгляд, не заигрывать с религиозными организациями. Во-первых, определить их место в государственном устройстве; во-вторых, использовать исламские положительные принципы как основу философии жизни, образ и стиль жизни населения, дать положительные рекомендации, обеспечивающие формирование новых ценностных оценок. В образовательном процессе на всех уровнях обеспечить надлежащими пособиями, раскрывающими суть религий, в том числе, ислама, во-третьих, поскольку в Кыргызстане существует множество религиозных конфессий, то политика государства должна идти по пути обеспечения их равенства, не ущемляя те или иные религиозные объединения; в-четвертых, центрально-азиатским государственным органам в том числе Кыргызстану, быть готовыми в отражении международного терроризма; в-пятых, в порядке рекомендации странам Центральной Азии - обеспечить легитимность, а также институционализацию религиозных конфесий, найти оптимальные варианты, стыковки с различными видами миссионерской деятельности по части религий; в-шестых, странам Центральной Азии, в том числе Кыргызстану, обеспечить нахождение в мировом сообществе и с так назваемыми мусульманскими странами, двухсторонние и многосторонние отношения с ними в экономике, политике, культуре, в котором будут партнерство и добрососедские отношения» .

Одним из главных факторов роста религиозного самосознания с обретением независимости Кыргызстаном стало изменение самого общества, учреждение демократических норм в отношении религиозного мировоззрения и культовых учреждений.

Вопрос выбора веры, обычно называемой свободой совести, на практике приобрел весьма ограниченный статус - стал правом выбирать любую религию, но исключил широкую возможность не выбирать никакой. Люди нето, чтобы боятся проявлять свое неверие, а стараются не афишировать его. И если заявление о своей конфессиональной принадлежности или вообще религиозности прежде считалось определенным актом мужества, то теперь смелость нужна для того, чтобы публично причислить себя к атеистам или же религиозно индифферентным. К тому же религия стала еще предметом моды. И как всякая мода, она вошла в неспособное к самооценке массовое сознание.

При существующей ситуации в религиозной сфере особую опасность представляет распространение и укрепление идей религиозного экстремизма и фундаментализма. Пытаются делать погоду ваххабисты, хизбуттахрировцы, иные секты и группы, нанося ущерб здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, а также другим, защищаемым законом интересам личности, общества и государства.

Данные СМИ, анализы специалистов по религии, выводы аналитиков констатируют, что члены этой партии приступили к активной реализации своих стратегических планов, умело используя социально-экономические трудности переходного периода, выступая среди населения с подстрекательскими призывами на почве нетерпимости религиозных взглядов, особое внимание уделяя привлечению молодежи в свои ряды и негативно влияя на нее.

Так в печати на основании пресс-конференции Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики была размещена информация зам. председателя Службы

национальной безопасности Кыргызской Республики, что к взрывам в городе Ош и на рынке «Оберон» (город Бишкек) причастны члены религиозно-политической организаций «Исламское движение Туркестана» (ИДТ) (бывшая ИДУ). Появились ростки религиозной нетерпимости, и в средствах массовой информации прошли сообщения о публичных спорах между последователями различных религий. Существует возможность возникновения конфликтных ситуаций локального характера, вызванные активной деятельностью некоторых новых для Кыргызстана религиозных организаций в относительно монорелигиозной среде на местах. Отдельные миссионеры, невзирая на этническую принадлежность, очень активны в своей деятельности по привлечению новых сторонников. Активные методы работы миссионеров вызывают непонимание и раздражение у населения, традиционно придерживающегося одной религии. Реально возникает ситуация, ведущая к нестабильности в обществе.

Современная религиозная модель кыргызстанского общества требует конкретных, действенных реформ, используя инновационные технологические приемы при возникающих конфликтных ситуациях в религиозной действительности. Эти вызовы и угрозы стабилизации современной религиозной модели возникают, как показывает религиозная действительность, с наличием не только религиозного экстремизма и терроризма, политизации ислама, а также пропаганды нетрадиционных религиозных учений (общества Кришны, Бахай, Церкви единения Муна, детей Христовых, Хиз-бут Тахрир аль Ислами и т.д)1.

Для дальнейшего совершенствование религиозной модели в нашей стране, прежде всего необходимо усиление государственной политики посредством формирования партнерских отношений между государством и религиозными организациями, а также партнерских отношений между гражданским обществом и религией. Отношения между ними должны определяться взаимной ответственностью их институтов, наличием своеобразной «обратной связи» между собой, которые и будут способствовать совершенствованию во всех аспектах взаимодействия.

В процессе исследования автор отмечает, что эффективность, стабильность религиозной модели в нашей стране невозможно обеспечить без таких механизмов, как воспитание толерантного отношения различных религий друг другу, и это не должно быть проблемой ситуативного плана. В качестве неотложной задачи обеспечения стабильности в обществе следует рассматривать воспитание толерантности - взаимной терпимости к обоюдным интересам. Образ толерантности характеризуется психо-этическими мнениями представителей различных религиозных группировок, проявлениями гуманности, рефлексивности, свободой, ответственностью, защищенностью, гибкостью, уверенностью, самообладанием, вариативностью, эмпатичностью, чувством юмора. Толерантность означает терпимость к ино-культуре, к ино-мысли, доверительность, соответствующее пониманием и т.д., как существование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия. Соискатель считает, что терпимость является одним из условий формирования новой религиозной модели в стране и обеспечения стабильности, фактором, направляющим отношения в обществе в мирное русло. При этом, использование новых методов консенсуса и компромисса, как характеристик инновационной технологии, дает возможность эффективного совершенствования управления модернизационными процессами. Консенсусы и компромиссы, как политико-социальные институты, имеют возможность на различных уровнях общественно-политической действительности определять, управлять, разрешать те или иные кризисные события.

Для демократической культуры религиозной модели, считает соискатель, сегодня характерен стереотип мышления, основанный на диалоге, который означает, прежде

1 Хизбут-Тахрир, Свидетели Иеговы запрещены на территории Российской Федерации.

51

всего, согласование интересов представителей разных позиций путем разумных компромиссов, не выходя при этом за рамки морали и права. Одним из элементов демократической культуры в формировании и совершенствовании религиозной модели являются переговоры как технологии управления религиозной модели общества. Сегодня многие исследователи считают, что в современном мире технология, основанная на насилии, редко приводит к позитивному урегулированию. В настоящее время технологии переговоров в урегулировании тех или иных «неустройств» в религиозной модели в нашем обществе приобретают исключительно развитые и разнообразные формы переговоров.

Литература:

1. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма// Общественные науки и современность, 2002. № 4.

2. Петрученко О. Латинско-русский словарь: Репринт IX издания 1914 г. - М., 1994. С. 546.

3. Тукумов Е.В. Религиозно-политический экстремизм как угроза радикальной и национальной безопасности Центральной Азии [Текст]: автореф.дисс. к.п.н. - Алматы, 2004.

4. Тутлис В., Иванова И. Homopoliticusи его религиозность на переходных этапе развития Кыргызстана// Центральная Азия и Кавказ, 2000. № 6(12).

5. Тюркская философия: десять вопросов и ответов. - Алматы, 2006.

6. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. - М., 1973.

7. УрманбетоваЖ.К. Культура кыргызов в проекции философии истории. - Бишкек, 1997.

8. Филатов С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию вместо введения// Религия и глобализации на просторах Евразии. - М., 2009.

9. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. С. 576.

10. Флоренский П.А. Из богословского наследия// Богословские труды. - СПб., 1997. С. 17.

11. Фукуяма Ф. Столкновение культур и американская гегемония// Без темы, 2007. № 1.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.,1996.

13. Цыганков П.А. Теория международных отношений. - М., 2002.

14. Чериков С. Кыргызстан - полигон террористического интернационализма, 2013.

15. Чотаева Ч. Роль ислама в общественно-политической жизни Кыргызстана// Центральная Азия и Кавказ, 2003. № 6 (30).

16. Чотаева Ч. Этнокультурные факторы в истории государственного строительства Кыргызстана. - Б., 2005

17. Шаршеналиев У.А. Религиозный мир современного Кыргызстана// Вестник КГНУ. Серия 5, 2005. Вып. 2.

18. Щапова Я.Н. Религии мира. - М.: Просвещение, 1994.

19. Эсенаманова Н.С. Типология мышления и пошаговых действий экстремиста, внутренние причины его радикализации и протеста// Сборник: Укрепление потенциала по предотвращению насильственного экстремизма в КР. - Бишкек, 2014.

20. Яблоков И.Н. Социология религии. - М., 1974.

21. Ярков А. Очерк истории религий в Кыргызстане. - Бишкек, 2002.

22. Ярлыканов А. Проблемы возрождения исламского образования на Северном Кавказе// Центральная Азия и Кавказ, 2003. № 1(25).

References:

1. Pain E.A. Social'naya priroda ekstremizma i terrorizma// Obshchestvennye nauki i sovremennost', 2002. № 4.

2. Petruchenko O. Latinsko-russkij slovar': Reprint IX izdaniya 1914 g. - M., 1994. S. 546.

3. Tukumov E.V. Religiozno-politicheskij ekstremizm kak ugroza radikal'noj i nacional'noj bezopasnosti Central'noj Azii [Tekst]: avtoref.diss. k.p.n. - Almaty, 2004.

4. Tutlis V., Ivanova I. Homopoliticusi ego religioznost' na perekhodnyh etape razvitiya Kyrgyzstana// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2000. № 6(12).

5. Tyurkskaya filosofiya: desyat' voprosov i otvetov. - Almaty, 2006.

6. Ugrinovich D.M. Vvedenie v teoreticheskoe religiovedenie. - M., 1973.

7. Urmanbetova ZH.K. Kul'tura kyrgyzov v proekcii filosofii istorii. - Bishkek, 1997.

8. Filatov S. Religioznaya zhizn' Evrazii: reakciya na globalizaciyu vmesto vvedeniya// Religiya i globalizacii na prostorah Evrazii. - M., 2009.

9. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. - M., 1983. S. 576.

10. Florenskij P.A. Iz bogoslovskogo naslediya// Bogoslovskie trudy. - SPb., 1997. S. 17.

11. Fukuyama F. Stolknovenie kul'tur i amerikanskaya gegemoniya// Bez temy, 2007. № 1.

12. Hantington S. Stolknovenie civilizacij. - M.,1996.

13. Cygankov P.A. Teoriya mezhdunarodnyh otnoshenij. - M., 2002.

14. CHerikov S. Kyrgyzstan - poligon terroristicheskogo internacionalizma, 2013.

15. CHotaeva CH. Rol' islama v obshchestvenno-politicheskoj zhizni Kyrgyzstana// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2003. № 6(30).

16. CHotaeva CH. Etnokul'turnye faktory v istorii gosudarstvennogo stroitel'stva Kyrgyzstana. - B., 2005

17. SHarshenaliev U.A. Religioznyj mir sovremennogo Kyrgyzstana// Vestnik KGNU. Seriya 5, 2005. Vyp. 2.

18. SHCHapova YA.N. Religii mira. - M.: Prosveshchenie, 1994.

19. Esenamanova N.S. Tipologiya myshleniya i poshagovyh dejstvij ekstremista, vnutrennie prichiny ego radikalizacii i protesta// Sbornik: Ukreplenie potenciala po predotvrashcheniyu nasil'stvennogo ekstremizma v KR. - Bishkek, 2014.

20. YAblokov I.N. Sociologiya religii. - M., 1974.

21. YArkov A. Ocherk istorii religij v Kyrgyzstane. - Bishkek, 2002.

22. YArlykanov A. Problemy vozrozhdeniya islamskogo obrazovaniya na Severnom Kavkaze// Central'naya Aziya i Kavkaz, 2003. № 1(25).

ISLAMIC COMPONENT IN THE KYRGYZ SOCIETY AND MODERNIZATION OF THE RELIGIOUS MODEL IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Kanaev A.B.

doctor of political sciences, acting, prof. Kyrgyz-Kazakh University, Kyrgyzstan, Bishkek

Abstract: In the most general terms, we can point to two factors that contributed to the "Islamic revival" in Central Asia: internal (economic crisis, decline in the well-being of the people, difficult demographic situation, low political culture) and external (geopolitical influence of Pakistan, Afghanistan, Iran, Turkey, etc.).

Key words: Islamic religious extremism, fundamentalism, innovative technologies, tolerance, Islamism

Для цитирования: Канаев А.Б. Исламский компонент в кыргызстанском обществе и модернизации религиозной модели в условиях глобализации// Архонт, 2023. № 4(37). С. 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.