Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КЫРГЫЗСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КЫРГЫЗСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ИСТОРИЯ / ПОЛИТИЗАЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Айтымбетов М. Б.

Актуальность изучения ислама в Центральной Азии в эпоху глобализации обусловлена значительным упрочением позиций исламского фундаментализма и усилением его влияния в ряде мусульманских стран, в том числе в мусульманской Центральной Азии. Ответной реакцией ислама на усиливающуюся глобализацию стала его фундаменталистская политика, основанная на классической исламской доктрине. Несмотря на усиление политики деполитизации ислама, его влияние на политические процессы в Центральной Азии, остается ощутимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES OF THE POLITICIZATION OF ISLAM IN CENTRAL ASIA IN THE KYRGYZ HISTORIOGRAPHY

The relevance of the study of Islam in Central Asia in the era of globalization is due to the significant strengthening of the positions of Islamic fundamentalism and the strengthening of its influence in a number of Muslim countries, including Muslim Central Asia. Islam's response to increasing globalization has been its fundamentalist policies based on classical Islamic doctrine. In this regard, the history of the politicization and depoliticization of Islam in post-Soviet Central Asia is of particular relevance. Despite the intensification of the policy of depoliticization of Islam, its influence on the political processes in Central Asia remains tangible.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КЫРГЫЗСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КЫРГЫЗСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

М.Б. Айтымбетов, старший преподаватель

Кыргызский национальный университет имени Ж. Баласагына (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-6-2-34-38

Аннотация. Актуальность изучения ислама в Центральной Азии в эпоху глобализации обусловлена значительным упрочением позиций исламского фундаментализма и усилением его влияния в ряде мусульманских стран, в том числе в мусульманской Центральной Азии. Ответной реакцией ислама на усиливающуюся глобализацию стала его фундаменталистская политика, основанная на классической исламской доктрине. Несмотря на усиление политики деполитизации ислама, его влияние на политические процессы в Центральной Азии, остается ощутимым.

Ключевые слова: ислам, история, политизация, Центральная Азия, историография.

Актуализации изучения ислама способствует деятельность различных исламских радикальных группировок и экстремистских организаций, деятельность которых оказывают дестабилизирующее воздействие на социально-политическую ситуацию в мусульманских странах. Следует отметить, что после окончания "холодной войны" и распада социалистического лагеря и Советского Союза исламский фундаментализм стал основным идеологическим противником Запада и НАТО. Значительные геополитические перемены и глобали-зационные процессы, происходящие в современном мире в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль ислама в нем. Ислам становится все более весомым фактором в мировой политике. Ещё в конце 70-х - начале 80-х годов XX века так называемый "исламский бум" способствовал политизации ислама и ис-ламизации политики в мусульманских странах. Одна из основных причин этого явления заключается в том, что ислам как целостная религиозная система претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульман. Этому способствуют исторически сложившиеся и закрепившиеся в общественном сознании представления о неразде-ленности в исламе религии и политики, духовного и светского, ислама и образа жизни мусульман в целом. Во многих мусульманских странах существуют прави-

тельства, партии, движения и группировки, придающие исламским принципам политическое значение и стремящиеся перестроить общество в соответствии с исламскими идеалами. Все более привлекательными для них в этом плане становятся идеи исламского фундаментализма. В связи с этим результаты исследования могут быть полезны для понимания сути социально-религиозных процессов, протекающих в постсоветской Центральной Азии, которые связаны с деятельностью исламских политических группировок, и решения конкретных политических вопросов стран региона. Во-вторых, правильное понимание идеологии исламских движений, организаций и их политической практики в регионе позволит лучше разобраться в сути конфликтов связанных с исламским экстремизмом, терроризмом, а также в природе противостояния власти и исламской политической оппозиции, и определить пути регулирования внутриполитической ситуации государств. В-третьих, исследование ислама в Центральной Азии в условиях глобализации способствует более углубленному пониманию процессов политической модернизации в централь-ноазиатских республиках, что позволяет приблизиться к пониманию основных социокультурных ценностей, которые являются жизненно важными для определенных групп и не находят отражения в текущем идеологическом и политическом дис-

курсе. Либерализация религиозной политики в рамках этих процессов возродила и усилила приверженцев народов Центральной Азии к исламу, более того придала ему национально-освободительное значение.

Необходимость утверждения

самостоятельности и права на независимое развитие приводили к тому, что важным фактором национальной идинтичности народов региона оказались исламские ценности. Следовательно. Обращение к исламу обеспечило мощную новую основу индивидуальной и коллективной самоидентификации народов региона. Поскольку политическая история народов Центральной Азии неразрывно связано с исламом, в процессе своего постсоветского возрождения стран региона ислам стал существенным фактором создающую политическую легитимность в странах региона. Поэтому, первые годы независимости во всех республиках Центральной Азии коренное население проявлял сильную тягу к исламу и на волнах эйфории ислам стал политизироваться. Если определенная часть мусульманского общества, предпологала под освобождением от тоталитаризма и возраждением ислама только возможность открыто исповедовать свою религию и выполнять религиозные функции, то другая часть в этом видела уникальный шанс для реализации собственной политической доктрины. При этом следует отметить. что отношение к исламу в странах региона сильно отличается. Отличаются ранне и поздне исламизированные, оседлые и кочевые народы, соответственно, политизация ислама в этих странах шла по разным темпам и по разным характерам.

Несмотря на усиление политики деполитизации ислама, его влияние на политические процессы в Центральной Азии, остается ощутимым. Поэтому, вопросы политизации и деполитизации ислама в странах Центральной Азии в постсоветское время считается неотъемлемым и актуальным фактором общественно- политической жизни республик Центральной Азии. Невозможно понять

современные реалии центральноазиатских стран без изучения обстоятельства причин исторических периодов и процессов политизации и деполитизации ислама в регионе. Большой исследовательский интерес представляет определение особенностей политизации и деполитизации ислама в странах постсоветской Центральной Азии, как одной из важных составляющих обще исламской концепции развития на современном этапе. Актуальность исследования определяется еще и тем, что в последнее время возникла необходимость основательного изучения и анализа основных направлений развития ислама в Центральной Азии и рассмотрения вероятных перспектив халифатизации региона.

Методология исторических аспектов исследования соответствующих объектов требуют от нас новых подходов, которые позволили бы избежать произвольного и политически

коньюнктурного реконструктрирования прошлого, представить его адекватным реальностям истории. Такие подходы должны базироваться прежде всего на принципе непредвзятого историзма, учете уровня цивилизованного развития того или иного общества. На протяжении последних десятилетий мир был свидетелем исламского возрождения, характеризующегося исламизационными процессами, следствием которых стало беспрецедентное усиление влияния ислама на политические процессы целого ряда стран Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане. Обращение мусульман к своей традиционной культуре в поисках духовной опоры, стремление отстоять свою самобытность и свои политические интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в историко-политической и культурной жизни современного мира, связанными с крушением биполярной системы и усиливающимися процессами глобализации. Вместе с тем процесс «возрождения ислама» с самого начала отличался крайне противоречивым и сложным характером. С одной стороны, в нем отразилось элементарное стремление людей, считающих себя мусульманами, открыто исповедовать религию (или просто следо-

вать обрядам) своих предков, не опасаясь при этом преследований, с другой - процессы «возрождения ислама» часто сопровождались применением насилия, в результате чего целые регионы превратились в зоны распространения религиозно-политического радикализма.

Политизация ислама в странах постсоветской Центральной Азии является одной из острейших внутриполитических проблем. Тем не менее проблема политизации ислама не может и не должна сводиться исключительно к проявлению насилия. Целые государства организуют свою политическую и общественную жизнь в соответствии с исламскими юридическими и моральными нормами, исламские партии получают значительный процент голосов даже в странах с устойчивыми светскими традициями (например, Турция). Политический ислам, и это факт, стал неотъемлемой частью современного политического процесса, как мирового, так и протекающего на региональных уровнях. В этих условиях история политизации и деполи-тизации тесно связана с такой частью кыргызской истории, так же как и истории стран постсоветской Центральной Азии, как проблема становления и развития политической системы этих стран, перехода от плановой экономики к рыночной, состояния и развития социальной сферы в годы независимости, формированием и перспективой развития внешней политики и кризисом власти в период независимости Кыргызской Республики и стран постсоветской Центральной Азии. Широкое освещение получили вопросы политизации и деполитизации в кыргызской историографии, в научных трудах известных ученых

А.А. Арзыматовой [2], Р. Арон [3],

А. Акунова [1], А. Элебаевой [5],

У.Ч. Чотонова [10; 11]. В своих работах им было рассмотрено кардинальные проблемы политизации и деполитизации в кыргызской историографии, развитие этих понятий, о роли религиозной информации в процессе политизации и деполитизации ислама в Кыргызстане. Авторами этих трудов проведен

конструктивный анализ политизации и деполитизации ислама в ключевых моментов истории Кыргызстана.

Теоретические выводы, касающиеся политизации религий, были сделаны на основе классических работ К. Шмитта о «понятии политического» и работ Э. Фёгелина и Х. Линца о политических религиях и тоталитарных идеологиях. Среди работ исследователей, не просто описывающих изолированные процессы политизации различных религий, но и обобщающих этот опыт, делая выводы, которые можно приложить к политизации любой религии, необходимо назвать Э. Абрахамяна, Х. Казанову, Н.Р. Кедди, М. Юргенсмейера, А. В. Митрофанову, которые является летописью реальных исторических событий политизации и деполитизации ислама в странах Центральной Азии и других регионах бывшего Советского Союза. Исламизм является формой проявления как политических идеологий, так и политических организаций. Организационные аспекты политического ислама могут быть истолкованы в контексте общих теорий организации и политического институционализма Дж. Гринберга, Р. Бэйрона, Д. Норта, Дж. Марча, Й. Ольсена, а также исследователей, как В.Е. Донцов, А.А. Игнатенко, Р.Г. Ланда, А.В. Малашенко, С.А. Модестов, О.Г. Пересыпкин,

Д. Сюкияйнен, С.А. Семедов и др. Эти авторы анализирует закономерные черты и особенности политизации и деполитизации ислама. Также

некоторые аспекты исламизации в странах Центральной Азии, в частности в Кыргызстане исследовано Г.Т. Исаковой [6], которая считает, что несмотря на широкую степень изученности проблемы политизации ислама в Кыргызстане она все еще продолжает оставаться актуальной и нуждается в дополнительном изучении.

Политизация ислама - процесс не просто «возрождения» религии, и уж тем более не использования религии в политических целях в своих трудах отмечает М.М. Кучуков [7]. По мнению У.Ч. Чиналиева [9], пполитизация ислама

представляет собой попытку переноса части нерешенных социально-экономических и духовно-идеологических проблем в политическую сферу, означает их наивысший накал, обостренную общественную значимость и актуальность, а также неспособность субъектов принятия политико-управленческих решений справиться с ними при помощи общепринятых методов воздействия.

Сопоставительный анализ

политических процессов выполнен в работе Ж. Сааданбекова [8], который считает, что политизация ислама в странах Центральной Азии - это явление, связанное с механизмом преобразования неполитических практик в политические и возможность стабилизации ситуации и обеспечение возможности в конечном итоге деполитизировать ислам, вернув его в контекст религиозной сферы.

Теоретические проблемы переходного периода освящены в работе З. Галиевой [4], которая считает, что на протяжении последних десятилетий мир был свидетелем исламского возрождения, характеризующегося реисламизационными процессами, следствием которых стало беспрецедентное усиление влияния ислама на политические процессы странпостсоветской Центральной Азии.

Историографические исследования свидетельствуют о том, что неоднозначность, сложность и комплексность такого феномена, как религия, должна предостерегать от какого-либо упрощенного толкования ее выражения, особенно когда речь идет о приобретении политического статуса проблемами, изначально имеющими религиозную природу.

Исторический обзор политизации и де-политизации ислама в странах Центральной Азии дает нам право утверждать, что концепция исламского миропорядка направлена на объединение всех мусульман в единое глобальное движение с тем,

чтобы создать исламское государство (Халифат). Одним из инструментов достижения указанной цели является джихад. С начала 1990-х гг. исламизм приобрел фундаменталистский характер, для которого процесс борьбы становится важнее результата, поэтому он сегодня представлен многочисленными международными террористическими организациями, главным инструментом религиозно-политической борьбы которых стал терроризм, активно применяемый в большинстве регионах мира, в том числе в Кыргызстане и в странах Центральной Азии. Механизм политизации ислама подразумевает применение определенного рода технологии, позволяющей актуализировать политическую составляющую ислама, включая его тем самым в политический процесс. Изначально процессы политизации ислама в странах Центральной Азии были спровоцированы во многом утилитарными целями, направленными на решение блока социально-экономических проблем, и отражали попытку справиться с процессом постсоциалистической трансформации и модернизации, но со временем они приобретает чисто религиозную основу. Технология, с помощью которой запускается механизм политизации ислама, учитывает природу самого исламизма и опирается главным образом на два инструмента: пропаганду теологии (идеологической доктрины исламизма) и ее практическое воплощение (религиозно-политическую деятельность). Идеологический инструмент политизации ислама включает в себя методику мобилизации социально-политической активности в политическом исламе, а также своеобразную методику аргументации религиозных текстов. В качестве наиболее применяемого практического инструмента политизации ислама, лично по моему мнению, выступает религиозно-политический терроризм.

Библиографический список

1. Акунов А. Многопартийность и демократия в Кыргызской Республике. Историко-политологический анализ. - Бишкек, 1999.

2. Арзыматова А.А. Особенности и формы подачи религиозной и этнической информации в современных средствах массовой информации Кыргызстана // Вестник КГУ им. И. Арабаева. Вестник КГУ им. И. Арабаева. - 2020. - № 4. - С. 162-169.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

4. Галиева З.И. Политическая трансформация суверенного Кыргызстана. - Бишкек, 2007.

5. Гражданское движение в Кыргызстане / Под ред. А. Элебаевой. - М., 1991.

6. Исакова Г.Т. Выборы и демократия в Кыргызстане. - Бишкек, 2003.

7. Кучуков М.М. Жогорку Кенеш (парламент) Кыргызской Республики. - Бишкек, 2002.

8. Сааданбеков Ж.С. Сумерки авторитаризма: закат или рассвет? - Киев: Изд-во "Ника-Центр", 2000.

9. Чиналиев У. Кыргызстан на пути к демократии: трансформация политической системы. - М., 2004.

10. Чотонов У. Суверенный Кыргызстан: выбор исторического пути. - Бишкек, 1995.

11. Чотонов У. Новейшая история Кыргызстана (1985-1998 гг.). - Бишкек, 1998.

STUDIES OF THE POLITICIZATION OF ISLAM IN CENTRAL ASIA IN THE KYRGYZ HISTORIOGRAPHY

M.B. Aitymbetov, Senior Lecturer

Kyrgyz National University named after Zh. Balasagyn

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The relevance of the study of Islam in Central Asia in the era of globalization is due to the significant strengthening of the positions of Islamic fundamentalism and the strengthening of its influence in a number of Muslim countries, including Muslim Central Asia. Islam's response to increasing globalization has been its fundamentalist policies based on classical Islamic doctrine. In this regard, the history of the politicization and depoliticization of Islam in postSoviet Central Asia is of particular relevance. Despite the intensification of the policy of depolit-icization of Islam, its influence on the political processes in Central Asia remains tangible.

Keywords: Islam, history, politicization, Central Asia, historiography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.