Научная статья на тему 'Исламский бухгалтерский учет как антецедент современной учетной модели: становление и развитие в VII-XII вв. Н. Э'

Исламский бухгалтерский учет как антецедент современной учетной модели: становление и развитие в VII-XII вв. Н. Э Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE / ИСЛАМСКИЙ УЧЕТ / ISLAMIC ACCOUNTING / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ISLAMIC FINANCE / ЗАКЯТ / ZAKAT / ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ / DOUBLE ENTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арчакова-Ужахова Милана Башировна

В последние десятилетия наблюдается усиление влияния религии на экономические процессы и явления в целом и вопросы учета в частности. Существующие подходы к учету показали свою несостоятельность, что привело к повышению интереса ученых к альтернативным учетным моделям, прошедшим проверку временем. Это касается в том числе и исламской системы учета. В статье освещены исторические истоки и предпосылки формирования и развития исламского учета в эпоху средневековья, оценен вклад различных ученых в исследование этой темы, сформулированы аргументированные выводы о том, что исламский опыт ведения торговых дел и учета лег в основу возникшей несколькими веками позже системы бухгалтерского учета стран Запада, выявлена связь между учетными, контрольными и аудиторскими процедурами в VII-XII вв. и в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic accounting as the antecedent of modern accounting model: establishment and development in VII-XII centuries

In recent decades the influence of religion on economic processes in general and accounting in particular raises significantly. Existing accounting approaches has failed after financial crisis, so it increased the interest of scientists in alternative time-honoured accounting models. It concerns also Islamic accounting model. The author considers historical causes and preconditions of medieval Islamic accounting formation and development, assesses the contribution of particular scientists in the research of this subject, formulates reasoned conclusions about the influence of Islamic accounting on the conventional accounting practices, observes the link between accounting, controlling and auditing procedures in VII-XII centuries and nowadays.

Текст научной работы на тему «Исламский бухгалтерский учет как антецедент современной учетной модели: становление и развитие в VII-XII вв. Н. Э»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 5 • май 2018 ISSN 1994-6937

>

издательство

Г,

Креативная экономика

LLM

Russian Journal of Entrepreneurship

исламский бухгалтерский учет как антецедент современной учетной модели: становление и развитие в VII-XII вв. н. э.

Арчакова-Ужахова М.Б. 1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В последние десятилетия наблюдается усиление влияния религии на экономические процессы и явления в целом и вопросы учета в частности. Существующие подходы к учету показали свою несостоятельность, что привело к повышению интереса ученых к альтернативным учетным моделям, прошедшим проверку временем. Это касается в том числе и исламской системы учета. В статье освещены исторические истоки и предпосылки формирования и развития исламского учета в эпоху средневековья, оценен вклад различных ученых в исследование этой темы, сформулированы аргументированные выводы о том, что исламский опыт ведения торговых дел и учета лег в основу возникшей несколькими веками позже системы бухгалтерского учета стран Запада, выявлена связь между учетными, контрольными и аудиторскими процедурами в VII-XII вв. и в наши дни.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международная торговля, исламский учет, исламские финансы, закят, двойная запись.

Islamic accounting as the antecedent of modern accounting model: establishment and development in vii-xii centuries

Archakova-Uzhakhova M.B. 1

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

введение

Современные реалии мирового экономического развития диктуют свои правила в определении значимости тех или иных экономических факторов, а порой и экономических явлений в целом. Тенденции последних десятилетий свидетельствуют о неизбежном росте влияния религии на принятие деловых решений экономическими субъектами, в особенности это касается лиц, исповедующих ислам. Повышение религиозной сознательности людей, стирание географических рамок между странами, желание привлечь дополнительные инвестиции -все это привело к тому, что многие страны встали на путь создания благоприятной экономической площадки, учитывающей особенности национальных и религиозных требований субъектов экономики. Всего несколько стран, среди которых, к примеру, Пакистан и Иран, в

результате присвоения независимости и последующей внутренней революции объявили себя «исламскими республиками» и встали на путь формирования общества, основанного на канонах Шариата. Большинство же избрало путь совмещения двух экономических систем - западной и исламской, путем открытия как исламских кредитных учреждений, так и традиционных банков с так называемыми «исламскими окнами» - отдельными секциями, предполагающими оказание услуг сугубо в соответствии с шариатскими требованиями. По второму пути пошли не только исламские страны. Ряд светских государств практикует предоставление исламских финансовых услуг, прежде всего, в силу следующих факторов:

• значительное количество мусульманского населения проживает на территории данного государства;

• значительный уровень капитала сосредоточен в руках населения, исповедующего ислам.

К примеру, в Великобритании две из четырех крупнейших банковских систем -HSBC и Lloyds TSB - оказывают параллельно как классические услуги, так и услуги, соответствующие нормам Шариата. Вместе с тем в Лондоне с 2004 года успешно функционирует Исламский Банк Великобритании.

В 2015 г. в мире насчитывалось 363 исламских кредитных учреждения, из которых приблизительно 69% были полностью исламскими «автономными» банками, в то время как остальные 31% - традиционными банками с исламскими окнами [1, с. 57].

ABSTRACT:_

In recent decades the influence of religion on economic processes in general and accounting in particular raises significantly. Existing accounting approaches has failed after financial crisis, so it increased the interest of scientists in alternative time-honoured accounting models. It concerns also Islamic accounting model. The author considers historical causes and preconditions of medieval Islamic accounting formation and development, assesses the contribution of particular scientists in the research of this subject, formulates reasoned conclusions about the influence of Islamic accounting on the conventional accounting practices, observes the link between accounting, controlling and auditing procedures in VII-XII centuries and nowadays.

KEYWORDS: international trade, Islamic accounting, Islamic finance, zakat, double entry

JEL Classification: B11, B17, M41, M42, Received: 27.03.2018 / Published: 31.05.2018

N35, N45

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Archakova-Uzhakhova M.B. (mb.archakova0gmail.com)

CITATION:_

Archakova-Uzhakhova M.B. (2018) Islamskiy bukhgalterskiy uchet kak antetsedent sovremennoy uchetnoy modeli: stanovlenie i razvitie v VII-XII vv. n. e. [Islamic accounting as the antecedent of modern accounting model: establishment and development in VII-XII centuries]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (5). - 1755-1764. doi: 10.18334/rp.19.5.39092

Сегодня многие ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения («АБН-Амро», «Сосьете Женераль», «Чейз Манхэттен», «Голдмэн Сакс», «Ай-Эн-Джи», «Номура Секьюритиз», «Джей Пи Морган», «Ситибанк» и проч.). При этом услуги исламских финансовых институтов интересны не только представителям мусульманской конфессии, но и непрямым пользователям, среди которых компании «Ай-Би-Эм», «Дженерал Моторс», «Алкатель», «Дэу» и др. Специальные предложения для мусульман существуют и в России. Обслуживание согласно нормам шариата предлагает ряд кредитных учреждений в Башкирии, Татарстане и Чечне. В начале этого года о намерении открыть исламские окна сообщил прессе заместитель Председателя Правления ПАО «Сбербанк России» Олег Ганеев. Учитывая тот факт, что в России проживает более 25 миллионов мусульман и эта цифра продолжает упорно расти, востребованность исламских финансово-кредитных учреждений и их способность конкурировать с традиционными банками бесспорна.

Некоторые ученые говорят о становлении исламской экономики в целом и исламского учета в частности во второй половине XX века, однако автор не случайно использовал термин «возрождение», т.к. первоначальное формирование и развитие исламского учета уходит своими корнями в далекое прошлое.

Итак, возрождение исламской модели экономики приходится на конец 1960 -начало 1970-х гг. и, по нашему мнению, продиктовано, в первую очередь, следующими факторами:

• существенная миграция капитала на Средний Восток, связанная с ростом цен на нефть;

• ослабление влияния Запада на многие мусульманские страны - бывшие колонии после Второй мировой войны;

• повышение качества жизни, уровня образованности и, как следствие, религиозной сознательности верующих.

Влияние этих экономических, политических и социальных факторов привело к увеличению благосостояния мусульман и одновременному их желанию использовать нарастающий капитал в соответствии с требованиями ислама.

Все это вкупе с быстрым ростом исламской экономики, появлением финансовых институтов, основанных на нормах шариата, стало ключевой причиной возрождения и необходимости дальнейшего развития исламского учета.

ОБ АВТОРЕ:_

Арчакова-Ужахова Милана Башировна, доцент кафедры «Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук (mb.archakova0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Арчакова-Ужахова М.Б. Исламский бухгалтерский учет как антецедент современной учетной модели: становление и развитие в ^/11—Х11 вв. н. э. // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 5. -С. 1755-1764. сЫ: 10.18334/гр.19.5.39092

Традиционный учет, который строится на западном подходе, не учитывает многих уникальных характеристик исламских финансовых институтов, в связи с чем многие исламские страны разрабатывают и применяют национальные стандарты учета и отчетности. В настоящее время существует пять подходов к учету, которые практикуют исламские компании:

• в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО) или локальными нормативными актами, основанными на МСФО;

• в соответствии с МСФО или локальными нормативными актами, основанными на МСФО, но с дополнительными указаниями;

• в соответствии с подходом, утвержденным Комиссией по бухучету и аудиту исламских финансовых институтов (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions, далее - AAOIFI);

• в соответствии с адаптированной версией стандартов AAOIFI;

• в соответствии с национальными стандартами учета.

Отсутствие единой концепции исламского учета вызвано тем, что в каждом исламском государстве сформирован свой взгляд на исламские правила и законы, что в итоге приводит к различной трактовке финансовых операций. Разное понимание требований шариата стало основной преградой для формирования универсальной наднациональной системы исламского учета.

Предпосылки возникновения исламского бухгалтерского учета

На территории арабских стран экономика и торговые отношения были успешно развиты задолго до появления Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он и сам занимался торговлей, которая, наряду с инвестированием в разрешенные виды бизнеса, считается богоугодным занятием. Ниспослание впоследствии священного Корана установило правила и рамки в отношении всех аспектов жизни людей, в том числе экономических вопросов. Таким образом, основой исламской экономики и исламского бухгалтерского учета, по сути, стали Коран и Сунна, регламентирующие все возможные разрешенные пути ведения бизнеса. По нашему мнению, необходимость развития налаженной системы учета была продиктована несколькими факторами:

• появление требования уплаты закята в 624 году, правильный расчет и распределение которого невозможно без развитых учетных процедур;

• важность регистрации и списания хозяйственных операций для средневековых торговцев и предпринимателей в целях проверки соответствия бизнеса канонам шариата;

• расширение торговых отношений за пределы привычных географических границ, что потребовало усиления контроля движения товарно-материальных ценностей и денежных потоков.

Прямое требование важности учета признания и списания долгов и других хозяйственных операций приведено в самой большой главе Корана «Корова» (Сура 2, аят

282), ниспосланной в VII веке: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишете ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха - Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи» [10, с. 54], (Kuliev, 2014).

Ряд формальных учетных и контрольных процедур был успешно внедрен во времена правления второго праведного халифа Умара ибн аль Хаттаба, в период с 634 по 644 гг. В истории известны два интересных случая, которые являются прямыми доказательствами существования высокоэффективной системы бухгалтерского учета и контроля в исламских странах в то время. Первый из них - это обнаружение дефицита в один дирхам сподвижником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Амиром ибн аль-Джаррахом, который незамедлительно сообщил об этом праведному халифу Умару ибн аль-Хаттабу. Второй случай связан с обнаружением неучтенной расходной хозяйственной операции, что привело к дефициту. В результате бухгалтеру, совершившему ошибку, пришлось выплачивать из собственных средств 1300 динаров. Что касается непризнанного расхода, то ошибка была исправлена, и он был учтен в конце года, когда бухгалтерские книги были соотнесены с корреспондирующими таблицами [8, с. 162] (Zaid, 2004). Эти примеры красноречиво свидетельствуют об уровне и качестве учета, контроля и аудита в те далекие времена.

Средневековый исламский учет - антецедент современной учетной модели

К сожалению, в настоящее время сохранилось очень мало источников информации о дальнейшем развитии учета в странах Востока. Но, несмотря на скудные материалы, их оказалось достаточно для того, чтобы некоторые историки поставили под сомнение широко известный факт зарождения современного учета и двойной записи в Италии. Ученые предполагают, что «Трактат о счетах и записях», в котором Лукой Пачоли в XV-XVI в. описана двойная запись и регистры бухгалтерского учета, а также другие

работы того периода основаны на предшествующем опыте ведения бухгалтерского учета в странах Востока. Так, историк в сфере экономики Альфред Либер в одном из своих трудов подчеркивает влияние опыта мусульманских стран на ведение бизнеса в целом в западных странах:

«Купцы Италии и других европейских стран переняли свой первый опыт применения сложных методов ведения бизнеса у своих контрагентов с другой стороны Средиземного моря; большинство из них были мусульмане, а также немного христиан и евреев... Начиная с VII века арабы осуществляли не только военные завоевания, но также существенно преуспели в развитии международной торговли на больших расстояниях, причем в таких объемах, которых в то время не было ни у кого» [3, с. 230] (Lieber, 1968). Одним из косвенных подтверждений того, что исламский опыт лег в основу формирования коммерческих отношений в европейских странах, можно считать использование европейцами ряда заимствованных финансовых терминов арабского или персидского происхождения. Среди них и в наши дни применяются такие термины, как fondaco (в переводе с итал. - лавка, товарный склад), tariff (в переводе с англ. - тариф), risk (в переводе с англ. - риск), sensal (в переводе с нем. - брокер) и др. [2, с. 277] (Edler, 1934). Все они заимствованы из арабского или персидского языков.

Влияние средневековых купцов, живущих на территории мусульманской империи, на становление и развитие бухгалтерского учета в Италии описано в одном из своих исследований ученым Л. Паркером в 1989 году. Это были преимущественно евреи, которые создали факторы, ставшие своего рода антецедентами (предшественниками) современной двойной записи. Существование предшествовавших двойной записи наработок в ключевых мусульманских торговых центрах подтверждается работами ученого-востоковеда Шломо Дова Гойтейна (1900-1985), который посвятил свою деятельность изучению филологии, социологии и культуре средневековых евреев и арабов, проживающих в исламских странах. Гойтейн писал, что «в цивилизации Среднего Востока во времена раннего средневековья были налажены коммерция, производство и бюрократическая структура, в то время как западная Европа была преимущественно сельскохозяйственной, и главенствовали в ней рыцари и феодалы» [4, с. 7].

Гойтейн в своих исследованиях осветил особенности исламского и иудейского законодательства о собственности, о накоплении капитала, о торговых отношениях и др. В последующих работах автор не раз упоминал, что еврейские купцы, проживавшие на территории арабских стран, регулярно путешествовали на генуэзских и пизан-ских кораблях, что может служить косвенным объяснением такого значительного влияния Востока на европейскую экономику в целом и учетную мысль в частности.

В 1994 году ученый Майкл Скорджи опубликовал результаты своего исследования двух фрагментов документов, найденных в конце XIX века в одной из синагог Каира и датированных 1080 и 1134 годами [5, с. 30] (Scorgie, 1994). Второй фрагмент представляет собой счет, состоящий из четырех листов, на каждом из которых обозначены дебетовые и кредитовые обороты и остатки. Автор в ходе исследования формы

и содержания фрагментов приходит к выводу, что найденные документы, написанные на арабском языке, являются предшественниками более адаптированных счетов, которые использовались впоследствии банкирами и купцами, что стало одним из немногих прямых доказательств того, что арабский мир действительно передал опыт ведения бизнеса западным коллегам.

Доказательства существования развитой системы учета в мусульманских странах присутствуют и в ряде других работ таких ученых, как Шаари Хамид, Омар Зайд и др. Более того, ученые утверждают, что еще в X веке в исламских административных центрах были успешно внедрены процедуры контроля систем счетоводства и бухгалтерского учета, которые можно считать прототипами современных контрольных систем. Исламская учетная система практиковала следующие меры по оптимизации учетных процедур [6, с. 330] (Hamid, Craig, Clarke, 1995):

• разделение функций учета товарно-материальных ценностей и их хранения, что снижало риск недобросовестных действий либо случайных ошибок;

• закрытие счетов на ежемесячной основе с последующим их обязательным аудитом;

• разработка и поддержание системы ваучеров и других разрешительных документов с целью усиления системы внутреннего контроля.

Наличие в исламских странах систем учета, внутреннего контроля и аудита подобного уровня еще раз указывает на возможность заимствования итальянскими торговцами опыта применения различных методов ведения и оптимизации бизнеса у своих восточных партнеров.

Немаловажный вклад в подтверждение теории возникновения системы бухгалтерского учета в современном ее понимании внес Омар Абдуллахь Зайд, исследовавший государственные учетные системы. Он впервые обратил внимание на использование исламскими счетоводами документа под названием jaridah (в переводе с араб. -журнал) в качестве главного регистра хозяйственных операций. В дальнейшем этот документ под тем же названием и с теми же функциями успешно использовался в Италии, а также был упомянут в известном труде Луки Пачоли. Само слово «журнал» в его популярном значении, возможно, существовало и ранее и в других странах, но применение его в узком значении слова в качестве бухгалтерского документа впервые зафиксировано именно в исламских странах. Отметим, что на сегодняшний день нет ни одного свидетельства об использовании этого термина в бухгалтерском учете на Западе до эпохи Ренессанса. Применение этого распространенного термина в таком специализированном значении сначала на Востоке, а впоследствии в европейских странах свидетельствует о его заимствовании итальянцами у мусульман.

В другом своем труде Зайд исследует роль и положение бухгалтеров (Al-Kateb) в средневековом мусульманском обществе. Исторически функции людей, занимающих эту почетную должность, не ограничивались одним счетоводством. Al-Kateb вместе с тем являлся советником и менеджером, представляя интересы владельцев бизнеса

и общества в целом [7, с. 331] (Zaid, 2000). Первоочередными задачами бухгалтера Al-Kateb являлись:

• проверка хозяйственных операций на соответствие религиозным требованиям;

• проверка правильности расчета величины закята - сбора в пользу малоимущих, категории которых четко определены в Коране [9, с. 209] (Archakova-Uzhakhova, 2017).

Очевидно, что роль бухгалтера Al-Kateb и его ответственность были достаточно широки, вследствие чего им предъявлялись очень серьезные высокие требования. В первую очередь, это касалось уровня компетентности бухгалтера в религиозных вопросах, а также его умения применить свои знания в деловом процессе.

Отметим, что требования к компетенции бухгалтера в целом соответствуют современным европейским учетным стандартам. Нынешняя учетная система также разделяет профессии бухгалтера и счетовода. Бухгалтер (accountant) в отличие от счетовода (book-keeper) и сегодня, выступая агентом собственников бизнеса, несет ответственность не только за регистрацию хозяйственных операций, но и влияет на принятие управленческих решений, на финансовый результат путем применения профессионального суждения, отвечает за правильность налоговых расчетов и др. Преемственность функций и зоны ответственности западных бухгалтеров у своих восточных коллег можно объяснить исторически сложившимися тесными торговыми связями между мусульманами и европейцами начиная с XII века.

Заключение

К сожалению, на сегодняшний день сохранилось очень мало первоисточников, благодаря которым можно было бы судить об уровне развития исламской бухгалтерской системы. Однако даже имеющиеся документы позволяют сделать убедительный вывод о влиянии опыта исламских стран в вопросах организации и ведения торговых дел на развитие системы экономики в целом и учета в частности на Западе. Впоследствии это оказало существенное влияние на учетные модели во всем мире. Исследования свидетельствуют о том, что многие проверенные современные методы и приемы, используемые сегодня в учете, применялись в арабских странах начиная с VII века, причем продиктованы они были требованиями шариата, а современные новаторские идеи и методы, к сожалению, оказываются несостоятельными. Поэтому сегодня, когда многие ученые обращают внимание на то, что традиционная учетная система не справляется со своими задачами, стоит обратить внимание на модели учета, существующие не одно столетие и тем не менее не потерявшие свою актуальность спустя века. Возможно, именно там, на таинственном Востоке, кроются ответы на существующие вопросы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Islamic Finance: A Catalyst for Shared Prosperity? Global Report on Islamic Finance 2016.

Jeddah: Islamic Research and Training Institute (IRTI), 2016.

2. Edler F. Glossary of medieval terms of business: Italian series 1200-1600. - Cambridge,

Mass.: Academy of America, 1934.

3. Lieber A.E. Eastern Business Practices and Medieval European Commerce // Economic

History Review. - 1968. - № 2. - p. 230-243.

4. Goitein S.D. Jews and Arabs: their Contact Through the Ages. 1955.

5. Scorgie M.E. Accounting Fragments Stored in the Old Cairo Genizah // Accounting,

Business and Financial History. - 1994. - № 1. - p. 29-41.

6. Hamid S., Craig R., Clarke F. Bookkeeping and Accounting Control Systems in a Tenth-

Century Muslim Administrative Office // Accounting, Business and Financial History.

- 1995. - № 3. - p. 321-333.

7. Zaid O.A. The Appointment Qualifications of Muslim Accountants in the Middle Ages //

Accounting Education. - 2000. - № 4. - p. 329-342.

8. Zaid O.A. Accounting systems and recording procedures in the early Islamic state //

Accounting Historians Journal. - 2004. - № 2. - p. 149-170.

9. Арчакова-Ужахова М.Б. Исламские финансы - новый вектор экономического раз-

вития // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - № 5-6. - c. 209-213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кулиев Э.Р. Коран. / Перевод смыслов и комментарии: Издание одиннадцатое. -

М.: ЭКСМО, 2014. - 816 c.

REFERENCES:

Archakova-Uzhakhova M.B. (2017). Islamskie finansy - novyy vektor ekonomicheskogo razvitiya [Islamic Finance - a new vector of economic development]. Audit and financial analysis. (5-6). 209-213. (in Russian).

Edler F. (1934). Glossary of medieval terms of business: Italian series 12001600 Cambridge, Mass: Academy of America.

Hamid S., Craig R., Clarke F. (1995). Bookkeeping and Accounting Control Systems in a Tenth-Century Muslim Administrative Office Accounting, Business and Financial History. 5 (3). 321-333.

Lieber A.E. (1968). Eastern Business Practices and Medieval European Commerce Economic History Review.21 (2). 230-243.

Scorgie M.E. (1994). Accounting Fragments Stored in the Old Cairo Genizah Accounting, Business and Financial History. 4 (1). 29-41.

Zaid O.A. (2000). The Appointment Qualifications of Muslim Accountants in the Middle Ages Accounting Education. 9 (4). 329-342.

Zaid O.A. (2004). Accounting systems and recording procedures in the early Islamic state Accounting Historians Journal. 31 (2). 149-170.

peer-reviewed journal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.