Научная статья на тему 'Исламские ценности для устойчивого развития: к вопросу о культуре и прогрессе'

Исламские ценности для устойчивого развития: к вопросу о культуре и прогрессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламские ценности для устойчивого развития: к вопросу о культуре и прогрессе»

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

А. Ниязи,

кандидат исторических наук, заместитель главного редактора бюллетеня «Россия и мусульманский мир» (Институт востоковедения РАН) ИСЛАМСКИЕ ЦЕННОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ И ПРОГРЕССЕ*

Проявления мирового системного кризиса начали прослеживаться еще в конце минувшего века. Но сейчас на наших глазах глобальная нестабильность, охватывающая все сферы человеческой жизни, резко возросла. Усилилась неустойчивость мировой политики, экономики, финансовой и энергетической систем, отбрасывается назад культурное развитие и сближение народов, трещит по швам хозяйственная емкость биосферы.

Во многом такое положение дел связано с установившимся за последние десятилетия диктатом неолиберальной идеологии и практики. Экономическая доминанта в неолиберальном проекте очевидна, идея всемирной демократизации - вторична. На практике она используется скорее как политический инструмент продвижения лидирующей транснациональной капиталистической модели, причем как инструмент избирательный.

Напомним, что неолиберальная экономическая доктрина разрабатывалась в конце 70-х годов для оживления экономик Великобритании и США. Ее главный постулат сводился к поэтапному освобождению рынка от опеки государства и социальных обязательств, а также к утверждению новой мировой валютно-

* Статья подготовлена на основе доклада представленного на международной конференции «Алматы - столица исламской культуры 2015 года», г. Ал-маты 25 февраля 2015 г.

финансовой системы. Со временем этот проект заметно трансформировался и превратился в некое подобие философии развития мировой цивилизации. Его сторонники, провозгласившие свободный рынок локомотивом прогресса, дружно взялись за переустройство мира, как только начала рушиться советская система. Неолиберализм в это время существенно радикализовался. В отношении постсоветской экономики были предложены намного более жесткие реформы известные как «шоковая терапия», нежели те, что ранее были рекомендованы ряду развивающихся стран. Вслед за падением соцлагеря последовала попытка форсированного распространения неолиберального проекта, иначе - глобализма, уже по всей планете. Трудно представить, но неолиберальный инструментарий додумались применять в разрушенных войной Ираке и Афганистане после ввода туда войск коалиции. В результате получили долговременные социально-экономические и политические кризисы1.

Неолиберальная теория породила собственные крайние догмы, на которые по инерции продолжает опираться Запад в отношениях с Востоком. Запад неоднороден, но совместно на политическом уровне он продолжает рассматривать перемены в остальном мире через призму именно этого проекта, давая советы, которые он сам, как ни парадоксально, зачастую опровергает своей практикой. Открытие рынка, следование постулатам монетаризма, приватизация госсобственности, долларизация финансовой системы, ориентация на экспорт, сворачивание социальной ответственности государства, его присутствия в экономике, его протекционистских действий, причем всё это в самых радикальных формах, - формула прогресса для других. Чаще всего практика, выстроенная на таких рекомендациях, приводит к противоположным результатам от ожидаемого2.

Опыт мирового развития последних десятилетий показывает, что в рамках глобалистской модели самые насущные проблемы человечества так и не получили разрешения. Ориентированная на форсирование экономического роста, максимизацию потребления и культивирование гедонизма, практика сама воздвигает на своем пути разнообразные препятствия, социально-экономического, политического, военного, культурного и природного характера, преодолевать которые по ее схемам развития становится все сложнее.

В то же время сейчас наблюдается активный поиск иной ценностной и технологической парадигмы развития, призванной сменить потребительское отношение к жизни на осознанное сбе-

режение окружающего мира и человеческое в человеке. Разумеется, универсального рецепта для излечения болезней современности быть не может. Конечно, невозможно сделать всех счастливыми, но человечество способно создать более справедливый, разумный и стабильный мир. Представляется, что объединяющей антитезой неолиберальному проекту является концепция устойчивого развития, разрабатываемая под эгидой ООН. Время ее осознания и реализации только начинается.

Ключевой принцип концепции сводится к необходимости сбалансированности экономического, социального и экологического благополучия. Предлагается схема взаимоподдерживаемой социоприродной эволюции через внедрение альтернативной энергетики, ресурсосберегающих и чистых технологий, утверждение бережливых социально-экономических моделей регулирования производства и потребления, что принято именовать «зеленой экономикой». Очень важно, что за последние годы вокруг этой базисной цели разрабатываются новые взгляды на мировое политическое и экономическое устройство, роль государства и рынка, образование и просвещение, решаются проблемы самоуправления, социальной ответственности бизнеса и государства. Серьезное внимание начало уделяться вопросам поддержки и развития культуры, сохранению традиционных духовных ценностей, их важнейшей роли в утверждении новых векторов прогресса.

Концепция устойчивого развития регенерирует прогрессирующую систему взглядов на гармоничное устройство мира. Ее содержание непрерывно расширяется и кристаллизуется. Важно, что в нее вписываются многие новые альтернативы, как бы они ни назывались в различных частях света и независимо от того, присутствует ли в них религиозное обоснование или нет. Теория устойчивого развития интернациональна, открыта для передовых идей Востока и Запада, способна расширяться, впитывать опыт различных культур.

Немало полезного на пути выхода из глобального системного кризиса способно дать исламское наследие. Связанные в исламе воедино вера, этика и закон сохранили до наших дней среди широких слоев мусульман такие культурно-психологические установки, как стремление к справедливости, взаимопомощи, ответственности за настоящее и будущее, за духовное и физическое здоровье человека, трудолюбие, умеренность, заботу о семье и нуждающихся, осуждение корысти и паразитизма, бережное отношение к окружающему миру. Этим принципам следуют или стараются следо-

вать миллионы людей. Для них ислам - образ жизни, жизненный уклад, сохраняющий человеческое достоинство и духовное равновесие. Сейчас возникает всё больше исламских социальных и экологических организаций, вносящих свой вклад в общее дело защиты человека и природы. Начинают издаваться серьезные труды по теории и практике устойчивого развития в мусульманском мире. Всё более актуальными становятся примеры выстраивания элементов исламской экономики, социальной политики и благотворительности. Эти факторы могут быть удачно применены в общем деле становления нового вектора прогресса.

Намечающаяся система координат мирового развития в обозримом будущем предполагает вынужденный отказ от приоритета экономического роста над социальным развитием и экологической безопасностью, что должно повлечь усиление регулятивной роли государства с целью ужесточения контроля над потреблением и производством и даже, в отдельных случаях, сокращения их в развитых странах ради сохранения окружающей среды и предотвращения конфликтов на почве борьбы за ресурсы3. Многие модели либерально-демократического устройства с приоритетом личного над общественным могут смениться социально ориентированными, уравновешивающими интересы личности и общества конструкциями. При необходимости придется поступиться отдельными демократическими нормами и личными свободами в их нынешнем западном проявлении в пользу коллективных прав и обязанностей. Другая не менее важная задача - содействие развивающимся государствам в получении новых технологий, возможно, в обмен на сырье.

В России сейчас прослеживается тенденция к укреплению государственного регулирования и планирования социально-экономического развития. Пока можно наблюдать лишь фрагментарные изменения по отдельным секторам. Но в ближайшие годы требуется провести комплексную структурную перестройку экономики, причем в мобилизационном режиме4. Речь идет не о возврате к директивному планированию советского образца, а к целевым программам развития, индикативным планам, определяющим прорывные отрасли и предприятия и объёмы их финансирования.

В обозначающейся макроэкономической стратегии важное место занимает выработка инструментов для снижения инфляционной составляющей экономического роста и перехода от монетаристской политики сдерживания денежного предложения к полно-

ценной банковской и финансово-инвестиционной системе. Такая система должна быть направлена на избавление российской экономики от жесткой привязки к обслуживанию потребностей мирового рынка и интересам иностранных кредиторов, а также на удовлетворение денежного спроса в реальном секторе экономики и расширение покупательной способности потребителей.

В связи с этим всё большее внимание российских специалистов и общественности, в том числе и Русской православной церкви, привлекает система исламского банкинга. В последнее десятилетие она демонстрирует стабильное развитие собственных финансовых механизмов5. Во время проведения мероприятий XVIII Всемирного русского народного собора глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал обратиться к нравственным основам экономики и привел пример исламского банкинга, который отказался от ссудного процента, что «не убавило ему эффективности»6.

Не менее интересен и опыт работы в ряде мусульманских стран исламских коммерческих компаний, благотворительных фондов и вакфов, использования в государственной собственности стратегических ресурсов, планирования социально-экономического развития, в основе которых лежат социальные, этические принципы ислама. В целом это можно назвать опытом исламской экономики, которая, конечно, не представляет четко выписанной единой модели, а многогранно реализуется в разных странах в различных вариантах. Следует учитывать, что это лишь начало практического пути исламской экономической альтернативы.

Специфика исламской экономической мысли заключается в том, что она опирается на собственные основополагающие принципы религиозно-этического характера, такие как: запрет на ростовщический процент; запрет на нетрудовые, незаработанные доходы, полученные в ходе жульничества или азартных игр; распределение пожертвований и налогов в пользу бедных и обездоленных через различные государственные и негосударственные религиозные организации; равноправие всех видов собственности, но ограничение частной собственности на жизненно важные сферы существования государства; обеспечение равного доступа к ресурсам и потребительским товарам при сохранении за государством роли главного собственника на общенародное достояние -земельные, водные ресурсы и недра.

В теории исламская экономика во главу хозяйственных отношений ставит нравственные принципы, а не голый материаль-

ный расчет. В ней частная собственность священна. Право на нее человек получил от Бога и как его наместник на Земле несет ответственность перед Творцом по ее разумному и благочестивому применению. Поэтому запреты на использование частной собственности в ущерб интересам мусульманской общины ограничивают не саму собственность, а лишь ее использование. Считается, что государственное социально-экономическое управление и планирование должны проводиться во имя достижения баланса личных и общественных интересов, но от меняющихся условий свобода предпринимательства может устанавливаться в разных границах. Как правило, в кризисные переходные периоды вмешательство государства в экономику возрастает, что может проявляться в регулировании цен, финансовых потоков, протекционистских мерах, субсидировании жизненно важных отраслей, сокращении присутствия в них частных компаний. Такие меры, как показывает пример начального развития постреволюционного Ирана, весьма эффективны. Не менее показателен и опыт Малайзии по выходу из финансово-экономического кризиса 1997-1998 гг., вызванного резким оттоком краткосрочных спекулятивных инвестиций из региона Юго-Восточной Азии.

Важно отметить и еще одно принципиальное положение в исламской экономической теории, которое ведет к неприятию глобальной спекулятивной деятельности. Считается, что доход незаработанный, возникший из случайного стечения обстоятельств (например, во время азартной игры), без производительного приложения ресурсов (капитала, труда и пр.) является неправедным. На этом основании современная финансовая система подвергается резкой критике со стороны мусульманских ученых, поскольку позволяет маневрировать на глобальном уровне колоссальными денежными потоками с целью собственного расширенного воспроизводства без производства реального продукта. В ходе трансграничных спекулятивных операций теряется органическая связь между реальной экономикой и ее финансами. Получив самостоятельность от производительной части экономики, они обрели беспрецедентную власть над ней. Мировые рынки финансов становятся всё более непредсказуемыми и могут вызывать непредвиденные последствия.

С целью преодоления такого явления в мировой экономике предлагаются разные альтернативные варианты - от введения очень высоких налогов на сверхприбыли мировых спекулянтов до введения единого международного платежного средства. В этой

связи небезынтересна концепция Института исламского банкинга и финансов Малайзии, предложившая общую денежную единицу для международных расчетов - «золотой динар»7. Возможно, она получит своё развитие в ближайшие годы. Несомненно, последует и коррекция глобальных спекулятивных механизмов в сторону ужесточения контроля над ними, а исламский банкинг окажет заметное влияние на мировую кредитно-хозяйственную практику, в частности на расширение сети нетрадиционных кредитных сделок, ограничение трансконтинентальных спекулятивных операций, и может быть на введение единой международной расчетной денежной единицы.

Принципы и практические шаги по выстраиванию исламской экономики вкупе с примерами общественного устройства ряда мусульманских стран являют миру специфический «третий путь» развития - срединный вариант между крайностями неолиберализма (дерегулированием экономики, голым материалистическим расчетом, доминированием эгоизма и личной мотивации) и жесткими социалистическими (коммунистическими) экспериментами, низводящими частную собственность, индивидуальный стимул и свободу граждан до минимума. Многие страны прошли через эти крайности и в построении нового общественного и технологического уклада обращаются к традиционным нравственно-этическим ценностям.

Следует обратить внимание на исламскую концепцию срединного пути, известную как «аль-васытыйя». Она охватывает важнейшие сферы жизни мусульман, начиная от богословия, образования до права и экономики. В ней превалирует стремление к балансу личных и общественных интересов, сохранению высоких идеалов мусульманской культуры. С этой позиции, как видим, исламское учение не отвергает рыночную экономику как таковую, но требует разумного и справедливого ее регулирования. В то же время оно ставит пределы рыночному обществу безграничного потребления, призывает к умеренности и гармонии с окружающим

миром, что отвечает принципиальным ценностям устойчивого раз-

8

вития .

* * *

По всей видимости, мы болезненно входим в новую эпоху человеческого прогресса. Переосмысливаем прошлое и настоящее, стараемся вернуться к общечеловеческой нравственности, нарабо-

танным веками понятиям о чести, долге и добродетели. Постепенно возвращаемся к высокой культуре, в которой непреходящую созидательную роль играют традиционные общественные ценности. В конечном счете именно культура является точкой опоры для нашего дальнейшего развития, что именуется прогрессом.

Примечания

О неолиберальном эксперименте в Ираке см.: Харви Дэвид. Краткая история неолиберализма. Актуальное прочтение. - М.: «Поколение», 2007. - С. 16-17. О неолиберальном эксперименте в Афганистане см.: Ниязи А.Ш. Афганистану навязываются пережитки глобализма // http://afghanistan.ru/ doc/15268.html О внедрении неолиберализма в развивающихся странах см.: Кляйн Наоми. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. - М.: Добрая книга, 2009. -656 с.

Функционирование сообществ за счет возрастающей эксплуатации природы имеет свой предел. Истощение экосистем при интенсивном потреблении ресурсов вызывает серьезные сбои в жизнедеятельности социумов. Многие социально-экономические модели, будь то развитых или развивающихся стран, начинают терять перспективу развития. Выстроенные на неэкономном, потребительском отношении к природе и человеку они к тому же тормозят общее глобальное развитие.

См.: Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения ученых секции экономики Отделения общественных наук РАН) // Российский экономический журнал. - 2011. - № 4.

Глазьев С.Ю. Как не проиграть в войне. Интернет-издание. 2014. 192 с. -http://bankknigs.com/knigi/290526-glazev-s-yu-kak-ne-proigrat-v-voyne.html (Дата обращения: 06.01.2015.)

Гремучая смесь. Интервью с академиком РАН Олегом Богомоловым (вел Олег Назаров). Литературная газета. № 51-52, 24-30 декабря 2014 г. - С. 3. Искандер Исхаков. Почему вопросы исламского банкинга заинтересовали Центральный банк РФ? 22.09.2014. http://www.muslimeco.ru/opubl/393/ (Дата обращения: 23.01.2015.)

Чаплин предложил создать систему православного банкинга. 11.11.2014. -http://lenta.ru/news/2014/11/11/orthodox/ (Дата обращения: 20.11.2014.) Ahamed Kameel Mydin Meera. Islamic Gold Dinar. - Selangor: Pelanduk Pub., 2002.

Медина аль Ислам. Еженедельная всероссийская газета. 31 мая - июня 2008 г. № 22 (71). - Нижний Новгород. - С. 5.

См.: Наумкин В.В. Исламская концепция устойчивого развития // Ислам в современном мире. Научный ежеквартальный альманах. № 1 (11), 2008. -Нижний Новгород: Издательский дом «Медина». - С. 5-9.

2

3

4

5

6

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.