Научная статья на тему 'ИСЛАМСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КУМЫКСКИХ И КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

ИСЛАМСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КУМЫКСКИХ И КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
269
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ИСЛАМ / ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / НАРОД / ТВОРЧЕСТВО / КУМЫКСКИЕ ДЕЯТЕЛИ / КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЕ ДЕЯТЕЛИ / ВКЛАД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аккиева С.

Главной основой развития любой страны считаются нравственные ценности, которые вырабатываются на протяжении многих веков и отражаются в таких мировых религиях, как ислам. Несмотря на частое выражение жестокости и грубости по отношению друг к другу, люди стараются обогащать свое духовно-нравственное состояние любыми «подручными» способами, одним из которых является изучение произведений искусства. В данной статье рассматривается метод преподнесения и донесения до читателей работ кумыкских и карачаево-балкарских деятелей и отражения в них сущности исламско-нравственных ценностей, которые должны жить не только «на бумаге», но и в душах людей. Такие авторы, как К. Мечиев, И. Акбаев, К. Насыйри и Н. Батырмурзаев показывают читателям стремление к лучшему и прекрасному. Они, являясь своего рода основоположниками различных направлений творчества и образования культурно-нравственных ценностей, через свои труды пытаются объединить людей и приобщить их к единству и неповторимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC MORAL VALUES AND THEIR REFLECTION IN THE WORKS OF KUMYK AND KARACHAY-BALKARIAN FIGURES OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Moral values, which have been developed for centuries and reflected in world religions such as Islam, are considered the main basis for the development of any country. Despite the frequent expression of cruelty and rudeness towards each other, people try to enrich their spiritual and moral state in any "manual" way, one of which is the study of works of art. This article considers the method of presenting and communicating to readers the works of Kumyk and Karachai-Balkan figures and reflecting in them the essence of Islamic-moral values, which should live not only "on paper," but also in the souls of people. Authors such as K. Mechiev, I. Akbayev, K. Nasyiri and N. Batyrmurzayev show readers the similarity of cultures and the desire for better and beautiful. They, being some kind of founders of various directions of creativity and education of cultural and moral values, through their works try to unite people and involve them in unity and uniqueness.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КУМЫКСКИХ И КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

HISTORY AND ARCHAEOLOGY

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Научная статья Исторические науки

УДК 93/94

ИСЛАМСКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ КУМЫКСКИХ И КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

С. Аккиева

Кабардино-Балкарский научный центр РАН г. Нальчик, Российская Федерация asisma@yandex.ru

Аннотация. Главной основой развития любой страны считаются нравственные ценности, которые вырабатываются на протяжении многих веков и отражаются в таких мировых религиях, как ислам. Несмотря на частое выражение жестокости и грубости по отношению друг к другу, люди стараются обогащать свое духовно-нравственное состояние любыми «подручными» способами, одним из которых является изучение произведений искусства. В данной статье рассматривается метод преподнесения и донесения до читателей работ кумыкских и

карачаево-балкарских деятелей и отражения в них сущности исламско-нравственных ценностей, которые должны жить не только «на бумаге», но и в душах людей. Такие авторы, как К. Мечиев, И. Акбаев, К. Насыйри и Н. Батырмурзаев показывают читателям стремление к лучшему и прекрасному. Они, являясь своего рода основоположниками различных направлений творчества и образования культурно-нравственных ценностей, через свои труды пытаются объединить людей и приобщить их к единству и неповторимости.

Ключевые слова: искусство, ислам, ценности, нравственность, культура, народ, творчество, кумыкские деятели, карачаево-балкарские деятели, вклад

Для цитирования: Аккиева С. Исламские нравственные ценности и их отражение в творчестве кумыкских и карачаево-балкарских деятелей конца XIX - начала ХХ века // Журнал Центрально-азиатских и Евразийских исследований. 2021. Т. 1. № 4. С. 7-23.

Original article Historical Sciences

ISLAMIC MORAL VALUES AND THEIR REFLECTION IN THE WORKS OF KUMYK AND KARACHAY-BALKARIAN FIGURES OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

S. Akkieva

Kabardino-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences Nalchik, Russian Federation

Abstract. Moral values, which have been developed for centuries and reflected in world religions such as Islam, are considered the main basis for the development of any country. Despite the frequent expression of cruelty and rudeness towards each other, people try to enrich their spiritual and moral state in any "manual" way, one of which is the study of works of art. This article considers the method of presenting and communicating to readers the works of Kumyk and Karachai-Balkan figures and reflecting in them the essence of Islamic-moral values, which should live not only "on paper," but also in the souls of people. Authors such as K.

8

Mechiev, I. Akbayev, K. Nasyiri and N. Batyrmurzayev show readers the similarity of cultures and the desire for better and beautiful. They, being some kind of founders of various directions of creativity and education of cultural and moral values, through their works try to unite people and involve them in unity and uniqueness.

Keywords: art, Islam, values, morality, culture, people, creativity, kumyk figures, karachai-balkan figure, contribution

For citation: Akkieva S. Islamic moral values and their reflection in the works of kumyk and karachay-balkarian figures of the late XIX - early XX century. Journal of Central Asian and Eurasian Studies. 2021;1(4):7-23. (In Russ.)

Ислам — это одна из мировых религий и самая быстроразвивающаяся. Приверженцев этой религии на сегодняшний день насчитывается около 1,5 миллиарда людей. Это составляет пятую часть населения планеты. Эта религия была ниспослана нам посредством Пророка, обладателя великого нрава, как об этом сказал Всевышний Господь в Коране: «Поистине ты обладаешь великим нравом» (68:4). И высокий благой нрав является одним из основных принципов и мерилом в Исламе. Ведь это самое тяжелое благодеяние на весах Судного Дня, как об этом сказал Посланник Аллаха: «Нет деяния тяжелее на весах в Судный День, чем благой нрав, и поистине обладатель благого нрава достигает степени постящегося и выстаивавшего молитвы»1.

Если обратить внимание на хадисы Пророка Мухаммада, многие из них указывают на достоинства благого нрава и его предпочтение. Всевышний Аллах по своей мудрости сделал так что результатом всех видов поклонений является улучшение нрава человека и свидетельством этого является хадис, в котором Пророк: «Наиболее полноценна вера того мусульманина, у которого лучше нрав». Нрав человека указывает на степень его веры. И хорошее 150 отношение, и поведение у мусульманина должно быть ко всему и везде, вне зависимости от изменения общества, места и времени. Он всегда должен понимать, что если даже его никто не видит из людей, то Господь людей его видит всегда2.

В трудах татарского деятеля К.Насыйри широко отражены нравственные ценности традиционного ислама, исламский

1 Толкование Корана. Казань, 2001 (на татарском языке). С. 204.

2 Толкование Корана. Казань, 2001 (на татарском языке). С. 193.

взгляд на проблемы нравственности и воспитания. В своей деятельности он опирался и на народное педагогическое наследие и идеи гуманизма - все это является его основными педагогическими принципами3.

С именем К. Насыйри связаны многие процессы в области образования татарского народа, которые даже в нынешнее время являются предметом изучения ученых и педагогов России. Данный человек всю свою жизнь посвятил борьбе с невежеством, он первый агитировал за получение знаний. Он был убежден в том, что через путь к знанию можно поднять экономический, социально-культурный уровень населения, приобщить татар к культуре и, конечно же, науке. Именно К. Найсыри смог освободить от оков средневековья татарский народ и приобщить их к новым традициям и ценностям.

Мысли просветителя о воспитании, его наставления, основанные на обобщении опыта народной педагогики, не потеряли своей актуальности и сегодня и являются богатым и своеобразным источником формирования самостоятельной личности, способной на духовно-нравственное

самосовершенствование. В своих трудах основной целью он ставит воспитание у читателей человечности, милосердия, неприятия зла. Для него главное - не чтение морали, а умение развить в человеке стремление к постижению истины, отличать добро от зла, чистоту от порока и т.д.

Анализ трудов К.Насыйри позволяет утверждать, что народная педагогика и ислам не отделимы в творчестве просветителя. Для него в исламе важны были не внешние история образования и педагогической мысли обряды, а по его мнению является сутью религии: формирование нравственного стержня жизни человечества.

Сегодня, когда общество снова возвращается к осознанию важности той роли, которую религия играет в формировании нравственности, обращение к трудам выдающегося татарского педагога приобретает особую актуальность.

В своей «Книге о воспитании» К. Насыйри собрал наиболее ценные наставления, отражающие нравственные ценности ислама, преподнося их в увлекательной форме притчи. Содержание наставлений раскрывается на конкретных жизненных примерах.

3 Насыйри, К. Избранное. В четырех томах. Т.3 / К. Насыйри. Казань, 2005. С.32.

10

Автор обличает такие пороки, остро стоящие и перед современным обществом, как прелюбодеяние, азартные игры, распитие спиртного4.

«Войдет водка - выйдет стыд»5. К.Насыйри не только порицал пороки, но и писал о том, что означает жить праведной жизнью: «О, сын! Много путей накопления состояния. Каким бы ни был путь, богатство и достаток должны добываться честно. Только тогда они принесут тебе благо. Нечестивое же имущество не задержится в твоих руках надолго, на тебе останутся лишь ответственность и трудности»6, он так же объясняет чем с точки зрения ислама благочестивое имущество отличается от нечестивого: «благочестивое имущество - то, что приобретается путем халяль (дозволенное) и тратится на святые и светлые дела. Нечестивое имущество - то, что приобретается путем харама и расходуется на неправедные дела» («Книга о воспитании»)7.

С точки зрения ислама, вера и нравственность - это не отвлеченные понятия, они неразрывно связаны с реальной жизнью человека, тем как он живет, как поступает, чем зарабатывает на жизнь и даже что он ест и как одевается. Поэтому важно не только что говорит человек на словах, но как он поступает в повседневной жизни: «О, сын! Остерегайся брать украденное. Это равносильно тому, если бы ты сам украл. Если в твои руки попадет неосознанно украденное, не оставляй у себя, верни хозяину»8.

Здесь педагог опирается на высказывание (хадис) пророка: «Покупая что-либо и зная, что оно украдено, покупатель делит с продавцом грех и позор»9.

Таким образом, осуждается не только воровство, но и потворство преступлению.

В другом наставлении автор приводит следующий диалог юноши с аксакалом: «Некий человек, рассказав о моих темных делах, опозорил меня», - говорит юноша. «А ты расскажи о его хороших делах и ему станет стыдно», - отвечает аксакал. Таким образом, старец велел ответить добром на зло10. Что, по сути, является пересказом известной народной поговорки: «Таш

4 Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М, 1989. С. 294.

5Абдуллин А.Х., 1959 Абдуллин А. X. Татарское народное музыкальное творчество / А. X. Абдуллин // Музыкальная культура Советской Татарии: сб. ст. / под ред. Г. И. Литинского. М, 1959. С. 25-73

6 Насыйри, К. Избранное. В четырех томах. Т.3 / К. Насыйри. Казань, 2005. С .47.

7 Насыйри, К. Избранное. В четырех томах. Т.3 / К. Насыйри. Казань, 2005. С. 20.

8 Насыйри, К. Избранное. В четырех томах. Т.3 / К. Насыйри. Казань, 2005. С. 48.

9 Тысяча и один хадис. Казань, 1992. (на татарском языке). С. 48.

10 Насыйри, К. Избранное. В четырех томах. Т.3 / К. Насыйри. Казань, 2005. С. 52.

11

атканга, аш белнат» (букв. «На камень, брошенный в тебя, ответь угощением»)11.

Это созвучно следующим строкам Корана «Доброе слово лучше милостыни, данной с затаенной обидой...»12.

Социальная сплоченность, взаимопомощь, добрые взаимоотношения между людьми - важный элемент мусульманской этики, то так же отражено в трудах К.Насыйри: «О, сын мой! Тот, кто позорит и унижает соседей недостоин уважения. Тот, кто стремится обделить родных, никогда не познает радости от своего богатства. Только приветливый и добрый человек заслуживает уважения и почестей»13. Что созвучно следующим аятам Корана: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев!»14. Помощь другу, соседу, товарищу - это одна из добрых традиций татарского народа.

По мнению Насыйри нравственный человек должен был быть добродетельным, т.е. он должен был быть справедливым и человечным, честным и правдивым, верным слову и долгу, верным дружбе и братству, готовым помочь другому человеку15. Не менее важными были и другие качества человека, но они во многом являлись следствием вышеобозначенных: трудолюбие, единство слова и дела, мужество и отвага, доброжелательность, уважение к старшим, снисходительность к младшим, милосердие к беспомощным, гостеприимство,

благопристойность, скромностью терпеливость, стойкость, аккуратность16.

Наряду с необходимостью нравственного воспитания К.Насыйри неоднократно подчеркивает и важность образования для развития личности: «...Требовать возвеличивания своей персоны лишь по своей внешности, росту, при этом, не обладая знаниями, старанием и нравственностью - ошибочное мнение» 17.

11 Тысяча и один хадис. Казань, 1992. (на татарском языке). С. 102.

12 Толкование Корана. Казань, 2001 (на татарском языке). С. 202.

13 Насыйри, К. Избранное. В четырех томах. Т.3 / К. Насыйри. Казань, 2005. С. 57.

14 Тысяча и один хадис. Казань, 1992. (на татарском языке). С. 195.

15 Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основная проблематика. Казань,197б. С.265.

16 Тухватуллина Л. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец Х1Х-начало XX веков. Казань, 2003. С.105.

17 Насыйри, К. Избранное. В четырех томах. Т.3 / К. Насыйри. Казань, 2005. С. 60.

В исламе получение знаний считается одной из обязанностей мусульманина. Об этом свидетельствует множество хадисов: «Если некто будет знать и действовать по знаниям, обучать, тот будет значиться на небесах великим»; «Получайте знания, даже если они находятся в Китае»; «Знание - выше молитвы, это - основная часть религии» и др18.

Анализ творчества К.Насыйри свидетельствует, что нравственные ценности ислама неразрывно связаны между собою в его творчестве и являются одними из основных истоков его педагогических взглядов и теорий. К. Насыйри оставил глубокий след в культуре своими научными трудами и многогранной деятельностью. Он всю свою жизнь и педагогический талант посвятил просвещению своего народа и его освобождению от невежества и средневековой схоластики.

Стоит отметить, что за всю жизнь К. Насыйри издал около 40 трудов по языкознанию, математике, арифметике, природоведению, географии, земледелию, ботанике, медицине,

геометрии.....и так далее. Этот человек был истинным ученым,

который внес большой вклад во многие сферы науки. Его труды были известны и на Северном Кавказе. Творчество К. Насыйри оказало влияние на мировоззрение карачаевских и балкарских деятелей Исмаила Акбаева и Кязима Мечиева.

Также стоит отметить, что в XIX годах свою лепту в формирование и закрепление исламских ценностей в жизни карачаево-балкарцев внес своими трудами К. Мечиев. Именно он смог перевести на карачаево-балкарский язык религиозные песни и зикиры и написать произведения по мотивам сур корана и хадисов пророка, в которых он, так или иначе, выражает чаяния своих современников. В творчестве Кязима Мечиева нашла свое отражение эпоха глубоких социальных потрясений, крушение феодально-патриархальных устоев горской действительности. О Кязиме Мечиеве можно сказать, как и о его близком современнике Косте Хетагурове - он был «последним великим народным певцом и первым великим народным поэтом...». В своем творчестве он сочетал традиции народных певцов с созданными им самим традициями балкарской письменной поэзии.

В своих трудах он не противопоставлял веру в Аллаха земной жизни, а настойчиво утверждал мысль о том, что место в

18 Тысяча и один хадис. Казань, 1992. (на татарском языке). С. 294.

13

раю обеспечивается земными делами человека, его служением добру19.

«Поэтические размышления на тему дин-ислама и корана, его интерпретации на коранические темы, - пишет А.М.Теппеев, - это условная форма призвать людей не сотворять грех, не посягать на человеческую жизнь, не совершать насилие...»20.

Аналогичную оценку дает религиозным стихам Абая Кунанбаева исследователь его творчества Мухтар Ауэзов. «Религия для него только условная форма выражения норм человеческой морали вообще, повод для изложения его размышлений о необходимости совершенствования человеческого духа»21. Нам представляется неизбежным и закономерным использование К. Мечиевым форм религиозного песнопения не только в целях совершенствования своего мастерства, но и для просвещения современников, обогащения их более высокой формой художественного отображения действительности. Не случайно, что в истории литературы многих народов мира древнейшими памятниками духовной культуры, наравне с устно-поэтическим творчеством народа, являются сочинения религиозного характера - жития святых, пророков, шейхов, а если идти вглубь языческой культуры — и гимны, посвященные разным божествам. Живя в такой среде, где абсолютное большинство населения было неграмотным и верующим, не было письменности и печати, К. Мечиев не мог избежать этой закономерности в своем творчестве.

Вся система религиозных сочинений поэта, состоящая из трех действующих лиц - Аллаха, пророка и автора, создает определенный контекст, из которого возникает концепция праведной жизни на земле и последующего обретения рая.

Характерны в этом смысле эпические произведения К. Мечиева, особенно такие его стихи, как «Женщина», «Добро и зло», «Бедная Абидат», «Если родилась дочь», «Видим мы Аллаха...» и другие. Сложно определить жанр этих стихов. И сложность эта заключается в том, что поэт не придерживается строгих границ лирики - ни монологичности речи, ни реляций взаимоотношений «я» - «ты»: в контексте стиха то врывается трагический случай («Бедная Абидат»), то сердечное

19Габаева А.Б. Концепция человека в творчестве Кязима Мечиева URL: https://new-disser.ru/_avt0referats/01002628293.pdf (дата обращения 11.10.19).

20 Теппеев А. Кязим Мечиев. Жизнь и творчество. Нальчик, 2001. С. 150.

21 Арнаудов М. Психология литературного творчества. М, 1970. С. 402.

негодование лирического героя по поводу социального зла («Если родилась дочь»), то философия веры («Видим мы Аллаха»). Наличие двух способов моделирования действительности - сочетание эпики и лирики - утверждает универсальную соотнесенность противоречий реального мира, воссозданного уже в литературном произведении. Теоретически это можно сформулировать как два взаимопересекающихся процесса в творчестве поэта: аналитического выяснения тех или других сторон изображаемого события или человека и отображения социальной среды в ее предметности и конкретности.22

Также Кязим Мечиев в своих произведениях задумывается над такими порядками гор, как взаимоотношение человека и окружающей его среды. По своей новизне проблема эта имеет для балкарцев историческое значение, ибо усиливает познавательную силу лирики. В той среде, в которой творил поэт, еще мало людей, общественная сознательность которых поднималась бы над обыденной. Если исходить из горьковской синтетической формулы среды, предметом познания и воспитания, которого являлся человек, способный поднять сознание людей, прививать им гуманистические цели, К. Мечиев далеко шагнул вперед от современников. Он, хотя и жил вдали от общеевропейских магистральных дорог художественного развития, все же интуитивно угадывал влияние времени, путь, по которому должно идти художественное развитие балкарских горцев23.

Помимо К. Мечиева свой вклад в творческое и образовательное наследие балкарцев и карачаевцев внес Исмаил Акбаев - ученик школы Измаил-бея Гаспринского - в начале ХХ века издал для новометодных учебных заведений Балкарии и Карачая шесть учебников. Также его еще называют основоположником письменности, так как он вместе со своими единомышленниками Асланбеком и Магомет-Мурзой Крымшамхаловым, Асланмырзой Боташевым, Джембарбеком Байрамкуловым добился открытия в ауле Карт-Джурт одноклассной школы. И с начала 70-х годов до переезда в 1883 году в Теберду он был бессменным вероучителем картджуртской школы. В Теберде он продолжил свою педагогическую

22Габаева А.Б. Концепция человека в творчестве Кязима Мечиева URL: https://new-disser.ru/_avt0referats/01002628293.pdf (дата обращения 11.10.2019).

23 Кязим Мечиев. Составление, комментарий, биографический очерк Бегиева А. М. Нальчик, 1996. С. 67.

деятельность и является одним из первых учителей карачаевских светских школ24.

В своих педагогических устремлениях он искал пути обновления сложившейся к этому времени системы образования. Это выражалось в первую очередь в попытках секуляризации образования. Он неустанно пропагандировал и осуществлял в своей педагогической практике обновление начального мусульманского образования, очищения его от схоластики и догм. Верный идеям своих казанских учителей, и Измаила Гаспринского, И.Акбаев смело вводит в программу начального обучения естествознание, математику, географию, знакомит учащихся с русской литературой. Ему одинаково были близки и дороги литературная классика Востока и Запада, он зачитывается трактами восточных мыслителей и философов Запада, прививает своим ученикам такое же бережное и внимательное отношение к вершинам человеческого духа.

Также И.Акбаев перевел на карачаевский язык много произведений русских писателей. Из обширного переводческого труда просветителя сохранилось всего несколько стихотворных переводов басен И. Крылова.

Помимо этого в 1916 году И.Акбаев вместе с Саидом Халиловым смогли добиться открытия в Теберде первой женской школы для обучения карачаевских девочек.

Заслуги И.Акбаева в деле просвещения Карачая и Балкарии трудно переоценить. Он - автор I печатного учебника родного языка - "Ана тили" ("Родная речь"). Путь И.Акбаева к созданию этой книги был непрост. Прежде всего необходимо было выбрать из существующих алфавитов наиболее приемлемый для карачаево-балкарского языка. Орфоэпике языка более всего подходила латиница. Но она не была известна народу. Более привлекательным в этом отношении было арабское письмо. Однако сложность арабского письма, традиционное отсутствие огласовок затрудняло его широкое распространение. Но И.Акбаев останавил свой выбор на аджаме, разработанном дагестанскими учеными-арабистами алфавите, составленном на основе арабской графики. Рукописные книги на аджаме И. Акбаев начал писать для учащихся своей школы. Их переписывали ученики из года в год. Однако К.Акбаев понимал,

24 Чотчаев Д.Дж. Роль Исмаила Акбаева в развитии письменности и образовании карачаево-балкарского народа URL: www.gram0ta.net/mteriab/3/20i6/i2-1/(gära обращения 10.09. 2019)

что малый тираж его книг не давал возможности поставить образование на должный уровень25.

Созданием письменности на карачаево-балкарском языке в той или иной мере занимались почти все карачаево-балкарские просветители второй половины Х1Х века. Однако все усилия просветителей заканчивались безуспешно ввиду отсутствия типографской базы, сложности и дороговизны издательского дела. Отсутствие письменности на родном языке обрекало творчество первых карачаево-балкарских просветителей и писателей на забвение, не давало возможности естественному развитию начавшегося литературного процесса.

Одним из основных достижений Акбаева можно назвать создание учебной литературы, которую ждали несколько поколений учащихся медресе и светских школ.

Например, в работе над "Родной речью" И.Акбаев опирался на достижения передовой педагогической мысли начала 20 века. За основу макета книги И.Акбаев взял учебник татарского языка, составленный вероучителем закавказской учительской семинарии Рашид-беком Эфендиевым. Книга была одобрена к изданию "Кавказским учебным начальством", находящимся в Тифлисе. Там же и была издана типографией "Грузинского издательского товарищества"26.

"Родная речь" И.Акбаева, помимо дидактического, содержала большой литературный материал. И.Акбаев включил в книгу фольклорные произведения, переводы из произведений русских писателей, свои стихи и небольшие рассказы. "Родная речь" была настольной книгой многих карачаевских и балкарских детей, она служила образцом для последующих составителей учебников.

В первые же годы своей общественной деятельности как старший эфенди аула Теберда И. Акбаев начал бороться с теми муллами, кто поощрял непомерные размеры исхауата, что влекло зачастую к разорению малоимущих27.

В результате чего, передовые взгляды и благородные дела И. Акбаева на поприще народного образования нашли понимание и поддержку среди всех слоев населения. Многие ученики И.Акбаева вышли на просторы науки и образования,

25 Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX в. Избранное: в 2-х т. Нальчик: Эльбрус, 1996. Т. 2. С. 71.

26 Там же. С. 59.

27 Биттирова Т.Ш.. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. Карачаевск, 1999. С. 8.

стали творцами культуры Карачая, и общественными деятелями. Народ выделил его из плеяды просветителей конца XIX - начала XX в., до сих пор помнят старики Карачая, Баксана, Чегема Чокуна-эфенди, как стали любовно называть И.Акбаева горцы впервые же годы его просветительской деятельности.

Также в анализе нравственных исламских ценностей в сюжетах произведений искусства, стоит обратить особое внимание на прозу Н. Батырмурзаева, ценность которой заключается также в том, что, будучи глубоко верующим человеком, религиозным деятелем, автором крупного произведения религиозного содержания - «Мавлета», он стремится осветить сложные, узловые проблемы духовенства, ислама эпохи своей творческой деятельности. Показательно, что они высвечиваются нередко в общении центральных героев произведений с представителями других народов, других конфессий, в частности в диалогах Гаруна с татарином Айнутдином («Гарун и Зубайдат»), Давута - с русской женщиной Анной, представителем православной культуры («Давут и Лейла»). В этих диалогах подмечаются упущения отдельных священнослужителей, подменяющих глубинную суть ценностей религии ритуалами, догматикой, их излишняя фанатичность, игнорирование современных реалий и др28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красноречивыми являются дискуссии на эту тему Давута и Анны. Что касается замечания обеспокоенной Анны о том, почему мусульмане не в полной мере осознают высокие моральные, этические и другие ценности, заложенные в Коране, почему мусульмане во многих аспектах отстают от цивилизованных народов, Давут дает следующий ответ: «Наши [текущий] Религию Алими знают поверхностно, ничего не понимают в ее философии. Конечно, религия, которая не была изучена с точки зрения философии, не принесет плодов, которые она обязана давать «Бу замангъы бизин алимлерибиз динни уьстюнден къарап, аны фальсафасындан гьеч хабары ёкъ. Озакъда, фальсафа янындан тергелинмеген дин оьзю бермеге тийишли болгъан емишин бермес» 29.

При современном прочтении кажется очевидным, что вышеприведенное суждение, вынесенное около ста лет назад, не теряет своей актуальности и по сей день. Философия религии, в частности философия ислама, в повседневной жизни еще далека

28 Батырмурзаев Н. Давут и Лейла (Давут булан Лайла) / сост. М. Хангишиев. Махачкала, 1965. С. 78

29 Батырмурзаев Н. Бедная Хабийбат (Языкъ ГЪабийбат) / сост. М. Гусейнов. - Махачкала, 2007. С. 104.

от реализации, хотя это важный фактор прогрессивного развития людей во всех сферах человеческой деятельности. В свою очередь, представляется символичным, что глубокая сущность социальных явлений Н. Батырмурзаева подчеркивается именно в контексте межконфессионального диалога: между мусульманским Давутом и православной Анной.

Рассказы Нухая Батырмурзаева «Бедный Хабийбат», «Давут и Лейла» и «Гарун и Зубайдат, или Несчастная Джанбийке» кажутся необычайными явлениями в литературе. Созданные на заре прошлого века, они не теряют своего настоящего звучания даже на заре нынешнего века. Многие суждения по острым вопросам бытия и жизни, выраженные в них, удивительным образом интерполируются в нашу реальность. Как и другие действительно талантливые, выдающиеся произведения художественной культуры, рассказы основателя национальной прозы не только не исчезают со временем, но, напротив, дают возможность для новых, оригинальных и глубоких интерпретаций. В связи с этим они не теряют своего значения, и они востребованы современным читателем30.

Все вышеперечисленные деятели прочно заняли достойное место среди культурного общества. Благодаря И.Акбаеву, К. Мечиеву, К. Насыйри и Н. Батырмурзаеву литература кумыкских и карачаево-балкарских народов стала известна читателям не только в узких кругах. Исследование формирования и развития ключевых этнокультурных символов в творчестве кумыкских и карачаево-балкарских деятелей показывает, что уже в поэзии XIX века сложилась целостная система, в которой нашли отражение сущностные черты быта и бытия, духовной жизни народа. Этические нормы горского кодекса с его культом сдержанности, терпения, стойкости, способности выдержать максимум испытаний, выпадающих на человеческую судьбу, выражаются через вымышленный образ произведений, обретающий в культурной традиции различных народов статус нравственности. Трансформация основных культурных тенденций в трудах К. Мечиева, И. Акбаева, К. Насыйри и Н. Батырмурзаева позволяет увидеть наличие преемственной связи, ставшей основой исламской литературной традиции.

30 Батырмурзаев Н. Давут и Лейла (Давут булан Лайла) / сост. М. Хангишиев. Махачкала, 1965. С. 93.

19

Заключение. В эпоху пробуждения общественной мысли и бурной ломки установившихся духовных традиций, К. Мечиев, И. Акбаев, К. Насыйри и Н. Батырмурзаев явились некими художниками-праведниками, демонстрировавшими яркие качества первопроходца и созидателя, заложившие основу художественного развития народа в новых условиях.

Все перечисленные деятели сделали, согласно Корану, благие дела в отношении своего народа: «Нет деяния тяжелее на весах в Судный День, чем благой нрав, и поистине обладатель благого нрава достигает степени постящегося и выстаивавшего молитвы»31. В результате чего, кем-то они были признаны, кем-то гонимы, но их вклад в развитие исламских ценностей у кумыкского и карачаево-балкарского народов неоценим.

Движение исторической памяти народа, обретение новой сознательности - один из главных содержательных атрибутов художественной системы анализируемых деятелей. Не смотря ни на что, они настойчиво продолжали верить в духовное выпрямление человека, в преодоление им исторической изолированности, политического бесправия и социальной незащищенности. Корни национального и индивидуального неблагополучия жизни в исследуемый период, прежде всего в том, что человек одинок в своих страданиях, неграмотен и пребывает в постоянной неприкаянности в отношении к своей бедности и бесправности. Но все это К. Мечиев, И. Акбаев, К. Насыйри и Н. Батырмурзаев попытались исправить, и, на мой взгляд, у них это получилось.

Стройная система непреходящих материальных и духовных ценностей, формирующая неповторимую атмосферу культурного достояния тысячелетий, служит источником искренней гордости каждого народа. Углубленное и детальное изучение исторического прошлого, литературного и других важнейших аспектов духовно-культурного наследия народа в настоящее время приобретают все большую актуальность.

Таким образом, влияние художественного творчества на нравственные ценности личности представляет собой сложный и противоречивый процесс духовной жизни общества. Подчеркивая важную роль культуры в развитии государств, нравственность, которой учит Ислам - это мир, уважение и справедливость. Стоит также отметить, что книжная мудрость

31 Толкование Корана. Казань, 2001 (на татарском языке). С. 302.

20

занимает особое место на Востоке: она развивается в тишине медресе, в обсерваториях и связана с именами мыслителей, которых признают не только простыми людьми, но и силами, которые составили славу поэзии не только исламской, но и мировой культуры.

Следовательно, культура ислама, больше, чем другие восточные культуры, находит отклик среди тюркских народов. Поэтому смело можно сказать, что смысл и историческое значение творчества Каюма Насыйри, Кязима Мечиева, Исмаила Акбаева и Нухая Батырмурзаева заключается в том, что они решительно вторглись «правдивым словом» в замкнутый патриархальный круг и завели чувствительную и религиозную речь о его иерархически установленной миропорядке, шаг за шагом меняя представления о соотношении человека и этого миропорядка, истории, обогащая тем самым память современников.

Список источников

1. Абдуллин А. X. Татарское народное музыкальное творчество / А. X. Абдуллин / / Музыкальная культура Советской Татарии: сб. ст. / под ред. Г. И. Литинского. - М.: Музгиз, 1959. - 320 с.

2. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основная проблематика. - Казань: Татар. Кн. Изд-во. 1976. - 319 с.

3. Арнаудов М. Психология литературного творчества. - М.: Прогресс, 1970. - 654 с.

4. Батырмурзаев Н. Бедная Хабийбат (Языкъ Гьабийбат) / сост. М. Гусейнов. - Махачкала, 2007. - 189 с.

5. Батырмурзаев Н. Давут и Лейла (Давут булан Лайла) / сост. М. Хангишиев. - Махачкала, 1965. - 267 с.

6. Биттирова Т.Ш. Религиозная культура и литература карачаево-балкарцев. - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. - 80 с.

7. Габаева А. Б. Концепция человека в творчестве Кязима Мечиева [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной БиБлиотеки) URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/ 01002628293.pdf (дата обращения 11.10.2019).

8. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX -начала XX в. Избранное: в 2-х т. Т.2. - Нальчик: Эльбрус, 1996. 295 с.

9. Кязим Мечиев. Составление, комментарий, биографический очерк Бегиева А. М. - Нальчик, 1996. - 199 с.

21

10. Шсыйри, К. Избранное. В четырех томах. Т. 3 / К. Шсыйри. - Казань: Татар. книж. изд., 2005. - 384 с.

11. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. - M.: Политиздат, l989. - 573 с.

12. Теппеев A. Кязим Mечиев■ Жизнь и творчество. -Шльчик: Эльбрус, 200l. - 232 с.

13. Толкование Корана. - Казань: РИЦ «Дом печати», 200l (на татарском языке). - 498 с.

14. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начала XX веков. - Казань: Татар.кн. изд-во, 2003. - 207 с.

15. Тысяча и один хадис. - Казань: изд. «Иман», l992. (на татарском языке). - 390 с.

16. Чотчаев Д.Дж. Роль Исмаила Aкбаева в развитии письменности и образовании карачаево-балкарского народа URL: www•gramota•net/materials/з/20l6/l2-l|(дата обращения 10.09. 2019)

References

1. Abdullin A. X. Tatarskoe narodnoe muzykal'noe tvorchestvo / A. X. Abdullin // Muzykal'naya kul'tura Sovetskoi Tatarii: sb. st. / pod red. G. I. Litinskogo. - M.: Muzgiz, 1959. - 320 c.

2. Abdullin Ya.G. Tatarskaya prosvetitel'skaya mysl'. Sotsial'naya priroda i osnovnaya problematika. - Kazan': Tatar. Kn. Izd-vo. 1976. - 319 s.

3. Arnaudov M. Psikhologiya literaturnogo tvorchestva. - M.: Progress, 1970. - 654 s.

4. Batyrmurzaev N. Bednaya Khabiibat (Yazyk" G'abiibat) / sost. M. Guseinov. - Makhachkala, 2007. - 189 s.

5. Batyrmurzaev N. Davut i Leila (Davut bulan Laila) / sost. M. Khangishiev. - Makhachkala, 1965. - 267 s.

6. Bittirova T.Sh. Religioznaya kul'tura i literatura karachaevo-balkartsev. - Karachaevsk: Izd-vo KChGPU, l999. - 80 s.

7. Gabaeva A. B. Kontseptsiya cheloveka v tvorchestve Kyazima Mechieva [Elektronnyi resurs]: Dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.02 .M.: RGB, 2005 (Iz fondov Rossiiskoi Gosudarstvennoi BiBlioteki) URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002628293.pdf (data obrashcheniya 11.10.2019).

8. Karachaevo-balkarskie deyateli kul'tury kontsa XIX - nachala XX v. Izbrannoe: v 2-kh t. T.2. - Nal'chik: El'brus, 1996. T. - 295 s.

9. Kyazim Mechiev. Sostavlenie, kommentarii, biograficheskii ocherk Begieva A. M. - Nal'chik, 1996. - 199 s.

10. Nasyiri, K. Izbrannoe. V chetyrekh tomakh. T.3 / K. Nasyiri. - Kazan': Tatar. knizh. izd., 2005. - 384 s.

11. Tailor E. B. Pervobytnaya kul'tura: Per. s angl. - M.: Politizdat, 1989. - 573 s.

12. Teppeev A. Kyazim Mechiev. Zhizn' i tvorchestvo. -Nal'chik: El'brus, 2001. - 232 s.

13. Tolkovanie Korana. - Kazan': RITs «Dom pechati», 2001 (na tatarskom yazyke). - 498 s.

14. Tukhvatullina L.I. Problema cheloveka v trudakh tatarskikh bogoslovov: konets XIX - nachala KhKh vekov. - Kazan': Tatar.kn. izd-vo, 2003. - 207 s.

15. Tysyacha i odin khadis. - Kazan': izd. «Iman», 1992. (na tatarskom yazyke). - 390 s.

16. Chotchaev D.Dzh. Rol' Ismaila Akbaeva v razvitii pis'mennosti i obrazovanii karachaevo-balkarskogo naroda URL: www.gramota.net/materials/3/2016/12-1/(data obrashcheniya 10.09. 2019)

Автор публикации

С. Аккиева, доктор ист. наук, профессор Кабардино-

Балкарского научного центра РАН, Российская Федерация.

Author of the publication

S. Akkieva, Doctor of Hist. Sciences, Professor of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 22.10.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 22.10.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.