Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛОЖНИК КАРАЧАЕВСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИСМАИЛ АКБАЕВ'

ОСНОВОПОЛОЖНИК КАРАЧАЕВСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИСМАИЛ АКБАЕВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
164
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАЧАЕВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОСНОВОПОЛОЖНИК / РЕЛИГИОЗНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / БАСНИ КРЫЛОВА / ПЕРЕВОДЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаманова Фатима Дадашевна

В рамках данной статьи рассматриваются культурные связи карачаевской интеллигенции конца XIX - начала XX веков с известным крымскотатарским просветителем И. Гаспринским, получившим известность и признание среди всех тюрко-мусульманских народов России. Также осмысливаются актуальные вопросы общественно-социальной жизни карачаевского народа в рассматриваемый период.В статье особое внимание уделено вкладу просветителя Исмаила Акбаева в карачаевскую духовную культуру и в развитие художественной мысли Карачая в досоветский период. Собраны все имеющиеся сведения о жизни и деятельности Исмаила Акбаева (ученика и последователя идей Исмаила Гаспринского). В лице И. Акбаева сочетались черты крупнейшего мыслителя, литератора, просветителя и религиозного деятеля Карачая рубежа XIX - XX веков. Во всех этих направлениях проявилась его блестящая эрудиция, талант новатора и первооткрывателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDER OF KARACHAI CHILDREN'S LITERATURE, EDUCATOR ISMAIL AKBAEV

This article examines the cultural relations of the Karachai intelligentsia of the late XIX - early XX centuries with the famous Crimean Tatar educator I. Gasprinsky, who gained fame and recognition among all the Turkic-Muslim peoples of Russia. It also reflects on the current issues of the social life of the Karachai people in the period under review. The article pays special attention to the contribution of the educator Ismail Akbayev to the Karachai spiritual culture and to the development of the artistic thought of Karachai in the pre-Soviet period. All available information about the life and work of Ismail Akbayev (a disciple and follower of the ideas of Ismail Gasprinsky) is collected. His face combined the features of the greatest thinker, writer, educator and religious figure of Karachay at the turn of the XIX-XX centuries. In all these directions, his brilliant erudition, the talent of an innovator and a pioneer were manifested.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛОЖНИК КАРАЧАЕВСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИСМАИЛ АКБАЕВ»

ФД. Шаманова.

E-Mail: fatima.shamanova@mail.ru

Основоположник карачаевской детской литературы, просветитель Исмаил Акбаев

УДК: 821.35

Фатима Дадашевна Шаманова.

Основоположник карачаевской детской

литературы, просветитель Исмаил Акбаев

В рамках данной статьи рассматриваются культурные связи карачаевской интеллигенции конца XIX - начала XX веков с известным крымскотатарским просветителем И. Гаспринским, получившим известность и признание среди всех тюрко-мусульманских народов России. Также осмысливаются актуальные вопросы общественно-социальной жизни карачаевского народа в рассматриваемый период.

В статье особое внимание уделено вкладу просветителя Исмаила Акбаева в карачаевскую духовную культуру и в развитие художественной мысли Карачая в досоветский период. Собраны все имеющиеся сведения о жизни и деятельности Исмаила Акбаева (ученика и последователя идей Исмаила Гаспринского). В лице И. Акбаева сочетались черты крупнейшего мыслителя, литератора, просветителя и религиозного деятеля Карачая рубежа XIX - XX веков. Во всех этих направлениях проявилась его блестящая эрудиция, талант новатора и первооткрывателя.

Ключевые слова: Карачаевская литература, основоположник, религиозный деятель, просветитель, басни Крылова, переводы, культурное наследие, художественное творчество, духовная литература.

Fatima Dadashevna Shamanova.

Founder of Karachai Children's

Literature, Educator Ismail Akbaev

This article examines the cultural relations of the Karachai intelligentsia of the late XIX - early XX centuries with the famous Crimean Tatar educator I. Gasprinsky, who gained fame and recognition among all the Turkic-Muslim peoples of Russia. It also reflects on the current issues of the social life of the Karachai people in the period under review.

The article pays special attention to the contribution of the educator Ismail Akbayev to the Karachai spiritual culture and to the development of the artistic thought of Karachai in the pre-Soviet period. All available information about the life and work of Ismail Akbayev (a disciple and follower of the ideas of Ismail Gasprinsky) is collected. His face combined the features of the greatest thinker, writer, educator and religious figure of Karachay at the turn of the XIX-XX centuries. In all these directions, his brilliant erudition, the talent of an innovator and a pioneer were manifested.

Keywords: Karachai Literature, Founder, Religious Figure, Educator, Krylov's Fables, Translations, Cultural Heritage, Artistic Creativity, Religious Literature.

Исмаил Гаспринский, известный подвижник в деле просвещения, основатель и идеолог реформаторского движения в тюрко-мусульманском мире России, известный под названием джадидизм (от арабского джадид - новый) проводил в начале XX века общезначимую и продуктивную деятельность для развития национальных культур народов Кавказа и Вос-

тока. К концу XX - началу XXI века во многих направлениях гуманитарной науки стало возможным восполнение прежнего вакуума знаний о просветительских концепциях Исмаила Гаспринского и его последователей, которые были представителями разных народов Востока и Кавказа. Многие из учеников И. Гаспринского стали зачинателями реформаторских идей в сфере образования и просвещения своего народа.

В Карачаево-Черкесии также известны последователи Исмаила Гаспринского, выдающиеся просветители конца XIX начала XX века, внёсшие огромный вклад в развитие культуры своих народов. Например, в истории просвещения ногайского народа таким прогрессивным преобразователем и новатором является Абдул-Хамид Джанибеков. А среди карачаевского народа значителен масштаб личности просветителя Исмаила Акбаева.

Исмаил Акбаев получил образование в крупных центрах мусульманского богословия России и Турции. Он окончил Казанское медресе - одно из лучших в то время в России. Затем И. Акбаев учился в Крыму, в знаменитой школе Исмаила Гаспринского. Также обучался на семинаре Тифлисских учителей в Баку и Стамбуле. Исмаил вернулся на родину, получив хорошее образование в признанных мусульманских образовательных учреждениях, близко познакомившись с жизнью и культурой многих народов. У него был живой интерес к русской философской и общественно-политической мысли.

«И. Акбаев вместе с Байрамуковым Ильясом (один из первых светских учителей Кара-чая) внедрил в быт карачаевского народа садоводство, также способствовал улучшению породы скота путем скрещивания с другими породами» [Байрамуков, 1998, с. 12]. И. Акбаев не замыкался внутри своей культуры, в нём чуткое и трепетное отношение к культурному наследию предков сочеталось с живым и глубоким интересом к мировой и российской культуре. Он переводил труды известного биолога и селекционера И. Мичурина на карачаевский язык и активно распространял среди народа знания о плодово-ягодных культурах.

Также много занимался переводами на карачаевский язык произведений русских писателей, в частности, широко известны переводы басен И. Крылова.

На сегодняшний день стали известны новые факты о его переводческой деятельности. И. Акбаев активно занимался переводами зикров - арабских религиозных песнопений на основе Корана. С 1905 по 1917 годы он руководил мусульманской общиной, занимая пост раис-имама (главного эфенди) Тебердинского селения.

С «отцом джадидизма» И. Гаспринским в Карачае непосредственно был связан Исмаил Акбаев (1874 - 1937). Он тесно сотрудничал с печатным органом джадидистов - газетой «Терджиман» («Переводчик»). И. Акбаев на страницах популярной газеты «Терджиман» неоднократно писал и делился своими просветительскими идеями и мыслями о развитии образования среди мусульман того времени. В 1906 году он опубликовал чрезвычайно актуальную статью. Она была посвящена злободневным проблемам карачаевского народа. В ней автор сообщает о мечетях и медресе в селениях Карачая, указывая на то, что существующая система просвещения не даёт глубоких знаний, говорит о том, что народу нужно высококвалифицированное образование. Он ставит вопрос о необходимости учреждения аналога высшего профессионального образовательного учреждения.

В народе И. Акбаева любовно называли Чокуна-эфенди (Чокуна-апенди). Он не просто поддерживал связь с джадидами Юга России, но и сам проводил «новометодную» реформу у себя на родине, в Тебердинской долине. Не случайно исследователи справедливо подчеркивают то, что просветитель «неустанно пропагандировал и применял в своей педагогической практике новые методы обучения и изучения мусульманской религии, пытался очистить школу от схоластики и догм, добился введения в практику начального обучения математики, географии, естественных наук, т.е. всего того, что было присуще джадидским школам. Следует отметить, что первую «новометодную» школу Исмаил Гаспринский основал в Бахчисарае, а позднее возникло до 500 джадидских школ - как в Крыму и на Кавказе, так и в мусульманских регионах Поволжья и Западной Сибири. В этих школах велись не только религиозные дисциплины и арабский язык, как раньше, но и другие языки (персидский, тюркский, русский), а также история тюркских народов, математика, геометрия, география и т.д.

И. Акбаеву вместе с другими прогрессивными людьми того времени (У. Алиев, И. Хубиев и др.) удалось поднять престиж светского образования, был разработан алфавит на арабской и латинской графической основе. «И. Акбаев основал первую типографию в Карачаево-Черкесии. Ему пришлось исколесить много дорог между Москвой, Баку и Тифлисом, прежде чем удалось достать и привезти типографские машины. В 1923 году он привёз из Тифлиса мастера типографского дела Алаверди Расулова, который наладил печатное оборудование и обучил своему мастерству первых карачаевских типографистов». Впервые в этой типографии стали печататься произведения местных авторов и газеты. Благодаря неустанным заботам И. Акбаева и его сподвижников начала издаваться первая карачаевская газета «Горская жизнь» («Таулу джашау»)».

Становлению и развитию городской интеллигенции Северного Кавказа помогали такие периодические издания, как журнал «Мусульманин», «Мусульманская газета», газета «Кубанские областные ведомости», «Казбек, «Каспий», на страницах которых часто развертывались дискуссии о состоянии развития горцев, их достоинствах и недостатках. Также анализировалась история развития народов Европы, неоднократно звучали призывы заимствовать всё лучшее, что есть в других культурах.

В населенных пунктах Карачая И. Акбаевым и его сподвижниками были открыты и работали аналогичные школы. В 1904 году в ауле Учкулан открылось первое женское одно-классное училище с 3-летним сроком обучения. Это был большой шаг вперед, который способствовал формированию горянки нового типа: образованной, сочетающей новые знания с традициями своего народа. Образование горянки подняло культуру карачаевского народа на новую ступень.

Еще до революции 1917 года будущий общественный и государственный деятель Карачая Умар Джашуевич Алиев (1895-1938) открыл частную новометодную школу, куда выписывалась учебная литература их Бахчисарая и Баку. Но для полноценной образовательной деятельности школ Карачая необходима была учебная литература на родном языке. В начале XX века остро стоял вопрос её создания.

Автором, составителем и издателем первых печатных книг и учебников на родном языке («Ана тили» / «Родная речь), которые были изданы в 1916 году, стал Исмаил Акбаев. Он включает в первые учебники не только карачаево-балкарские по происхождению произведения, но и обращается к русской литературе и к общетюркскому наследию. Он сам переводил русскую классику - популярные крыловские басни «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Прохожие и собаки». Исмаил Акбаев придерживался поэтического вольного перевода, использовал только собственную стихотворную метрику и художественные обороты, характерные карачаевскому языку. Известны оригинальные переводы басен, сказок и миниатюр («Свинья и дуб», «Петух и драгоценный камень», «Лягушка и вол», «Осёл и соловей»). Некоторые басни он переложил на родной язык в прозаической форме. И. Акбаев, как составитель учебника, обращался и к образам известных русских сказок, например, сказке о репе.

Притчи и поучительные рассказы, восходящие к исламскому Востоку «Лестница», «Как бедный Джагафар стал ученым», «Пастух Макнис», «Хорошая собака», «Видевший мир человек», сказка «Лев, медведь, лиса», притча «Фонарь и слепой» и многие другие пополнили содержание первых учебников на карачаевском языке. Эти художественные произведения, принадлежащие перу карачаевского просветителя, И. Акбаева дошли до наших дней только благодаря учебникам, в которых они были опубликованы при его жизни.

Исмаил Акбаев перевел с русского на родной язык и издал в 1925 году учебники: Арифметический задачник, природоведение, география и учебное пособие. Он также является автором - составителем первого русско-карачаевского словаря «Тылмач», который был издан в 1926 году.

Чокуна-эфенди, как его любовно называли в народе, был знатоком национального фольклора, что позволило ему удачно дополнять рассказы элементами устного народного творчества карачаевцев, пословицами и поговорками, колыбельными, стихотворными сказками. Сам формат азбуки диктовал использование малых форм прозы и поэзии. Безусловный приоритет Исмаила Акбаева в карачаевской учебной печати начала XX века позволяет говорить о нём как об основоположнике карачаевской детской литературы.

Многолетний педагогический опыт и успех использования в карачаевских селениях «но-

вометодной» практики его учителя и соратника Исмаила Гаспринского, с одной стороны, и прекрасное знание национального фольклора, с другой стороны, позволяли ему органично сочетать передовые формы мировой педагогики с мощной воспитательной силой устного народного творчества. Тонкое педагогическое чутьё и знание детской психологии и детского восприятия позволяли ему реализовать наиболее совершенные для того времени формы и методы обучения.

Следует отметить, что ранее карачаевские просветители параллельно трудились над созданием карачаевского алфавита и каждый из них предложил свою версию. Ещё до составления комиссией педагогов-карачаевцев национального алфавита в 1916 году Исмаи-лом Акбаевым был создан карачаево-балкарский алфавит на основе арабской графики. Исмаил Акбаев издал на родном языке книги «Иман - ислам» (1912 г.) и «Мавлид» («Мау-лут») (1915 г.), используя составленный им же национальный алфавит на основе арабицы. Общее название «Маулут» объединяет связанные между собой зикры: «Мухаммат файгъ-амбарны туугъан хапары» («О рождении пророка Мухаммада»), «Мухаммат файгъамбарны кёкге чыкъгъан хапары» («О вознесении пророка Мухаммада»), «Мухаммат файгъамбарны дуниядан кёчген хапары» («Об уходе пророка Мухаммада из мира»), «Ойлашдыргъан ха-пар» («Поучительный рассказ»). А также собственная авторская модификация известного ранее зикра «Алдатмагъыз ахырзаман дуниягъа» («Не обматывайтесь временным пребыванием в миру»), получившего к тому времени широкое распространение.

Просветитель не ограничивался распространением знаний, полученных во время посещения городов и стран мусульманского мира, а создавал свои авторские религиозные и философские художественные сочинения на основе глубинных традиций ислама. Со временем религиозные песнопения - зикры (зикир), усовершенствовав каноны жанра, вылились в жанр духовной поэзии - мавлиды (кар-бал «маулут»). В 1991 году «Маулут» был переиздан в городе Черкесске 50-тысячным тиражом [Акбаев, 1991].

Во всех аспектах этой литературы - в художественных средствах, теистических воззрениях, форме, содержании, стилях изложения, поэтике и этических традициях чувствуется влияние Корана. Так, постулаты Корана и коранические сюжеты стали мощной опорой и источником вдохновения для карачаевского автора И. Акбаева, пишущего на родном языке о фундаментальных общемировых ценностях и общечеловеческой практике сущности духовного поиска.

Просветитель, духовный лидер и основоположник карачаевской детской литературы Исмаил Якубович Акбаев был обвинен в пропаганде религиозной практики. Он оказался в числе жертв политических репрессий. «14 августа 1937 года Исмаил Акбаев был приговорен к смертной казни, а уже 18 августа, как свидетельствует его личное дело из архива УФСБ по КЧР, был расстрелян. Из изъятых вещей в этом деле фигурируют татарско-русский словарь, 3 тетради, 19 документов, черновик рукописи «Политграмоты». Формальная отписка, предназначенная для родственников, гласит, что он умер от пневмонии несколько лет спустя [Хатуев, 2014, с. 189].

В советское время его имя в качестве общественного и духовного лидера умалчивалось. О масштабе и культурной значимости личности Исмаила Акбаева начали писать и говорить в XXI веке.

Литература:

1. Акбаев И.Я. Зикирле. Черкесск: Чолпан, 1991. 189 с.

2. Байрамуков А.С. Общественно-просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX - в первой половине XX в. и развитие карачаевского этноса: автор. дис. канд. филол. наук. Карача-евск, 1998. 20 с.

3. Хатуев Р.Т. Чокуна-эфенди. Очерки о жизни и творчестве И.Я. Акбаева. Черкесск, 2014. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.