Научная статья на тему 'Исламские методы финансирования в Азербайджане'

Исламские методы финансирования в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламские методы финансирования в Азербайджане»

Центром. Только начав компетентно разбираться со всем клубком проблем сразу, можно подойти к пониманию того, каким должен стать СК, как он вписывается, в самом широком смысле, в рамки нового Российского государства. Оптимистический сценарий 2020 г. может оказаться для региона последним шансом.

«Pro et Contra», М., 2010, июль-октябрь, с. 104-110.

Ренат Беккин,

исламовед

ИСЛАМСКИЕ МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Исторически идея национальной государственности в Азербайджане тесно связана с секуляризмом и антиклерикализмом, а не с исламом и религиозными ценностями. Неудивительно поэтому, что одним из ключевых партнеров современного Азербайджана выступает не Иран, а Турция, жестко придерживающаяся принципов светскости. Иными словами, национальная близость между турками и азербайджанцами оказалась важнее общей религиозной принадлежности: как известно, в Иране, как и в Азербайджане, большинство населения составляют шииты.

Последовательно претворяя принципы светскости, азербайджанские чиновники автоматически выступают против любых проектов на государственном уровне, если при этом упоминается слово «исламский», даже когда речь идет о таком явлении, как исламские финансы и исламские банки в частности.

Все инициативы по внесению необходимых поправок в банковское законодательство страны, которые бы сняли препятствия для создания и функционирования исламских банков, наталкиваются на непонимание регулирующих органов, неизменно ссылающихся на Конституцию Азербайджанской Республики, ст. 7 которой гласит: «Азербайджанское государство - демократическая, правовая, светская, унитарная республика», а ст. 18 провозглашает отделение религии от государства и равенство всех конфессий перед законом.

Исламский банк развития и другие члены группы ИБР неоднократно обращались к правительству Азербайджана с предложением оказать содействие в реформировании банковского и налогового законодательства с целью устранения препятствий для развития исламских банков, однако Центральный банк продолжает

демонстрировать сдержанную позицию по отношению к исламскому банковскому делу. Так, по словам, председателя Центробанка Э. Рустамова, «в Азербайджане нет юридической и нормативной базы развития этого направления». Как считает Рустамов, перспективы внедрения исламского банкинга в стране будут рассматриваться в рамках общей стратегии развития банковской системы и оцениваться с точки зрения той пользы, которую могут принести исламские банки азербайджанской экономике.

Другим критерием, который принимает во внимание Центральный банк, является ментальность азербайджанцев. Если принципы исламского финансирования совпадут с национальным менталитетом, то, по мнению председателя Центробанка, можно всерьез думать о развитии исламского банковского дела. «Но я думаю, что все-таки наш путь - классическая форма развития банковского сектора, - полагает Рустамов. - Азербайджанская ментальность очень удачная, и она объединяет как модернизм, европеизм, так и национальную самобытность. Вместе с тем идет поиск, так как любая модель должна быть испробована».

Помимо субъективных причин, стоящих на пути развития исламских методов финансирования в Азербайджане, существуют и объективные препятствия. Банковский сектор Азербайджана характеризуется, прежде всего, недостаточным развитием рынков капитала, слабой прозрачностью банков и постепенным, пока что незначительным, ослаблением доминирования государственных банков на рынке. По уровню капитализации азербайджанские банки уступают банковской системе России, Украины и Казахстана.

Принимая во внимание вышесказанное, не стоит удивляться тому, что единственный исламский банк в Азербайджане не отличается прозрачностью и открытостью. По всем официальным документам «Каусар банк» является типичным традиционным банком. Необходимо сказать, что информация о «Каусар банке», а также бизнесменах, пытающихся вести бизнес в соответствии с шариатом, распространяется в Азербайджане преимущественно из уст в уста, а не посредством рекламы.

В документации «Каусар банка» практически не встречаются арабские термины для обозначения соответствующих шариату методов финансирования. Более того, в официальной информации о банке, распространяемой в Азербайджане, упоминание о его исламском характере сведено к минимуму. Например, в буклете банка на английском языке деятельность банка характеризуется как «Islamic banking», а в буклете на азербайджанском языке вместо

«Islamic banking» используется термин «Faizsiz qazanc», что переводится как «Non-interest banking».

Руководство «Каусар банка» не спешит рекламировать свои услуги не только по политическим причинам. Информация о банке распространяется преимущественно через систему социальных связей. Как следствие такой осторожной политики руководства банка, можно упомянуть тот факт, что многие мусульмане в Баку просто не знают, что в стране уже более пяти лет функционирует исламский банк.

«Каусар банк» - один из первых коммерческих банков в Азербайджане. Он получил лицензию еще во времена Советского Союза, в 1988 г. и был известен до сентября 2001 г. как «Универсал банк». 21 октября 2002 г. Национальный банк Азербайджана выдал «Каусар банку» новую лицензию на осуществление всех видов банковской деятельности. В том же году «Каусар банк» начал процесс очистки прежнего кредитного и депозитных портфелей от риба, а также прекратил участие во всех сделках, включающих в себя элемент ростовщичества. Все процентные долговые обязательства клиентов перед банком были проданы специализированной компании.

«Каусар банк» признан мировым исламским банковским сообществом в качестве исламского банка. Банк является членом Генерального совета для исламских банков и финансовых институтов и Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов. Вместе с тем пока рано говорить о том, что «Каусар банк» предоставляет полную линейку исламских банковских продуктов. В настоящее время «Каусар банк» предлагает клиентам всего четыре исламских банковских продукта:

1) открытие и ведение инвестиционного счета на основе механизма мудараба;

2) кредитование бизнеса в соответствии с механизмом му-шарака;

3) кредитование физических и юридических лиц путем купли-продажи векселей;

4) финансирование покупки автомобилей, бытовой техники и т.п. с использованием механизма иджара ва иктина.

В силу действующих в законодательстве Азербайджана ограничений на осуществление банками торговой деятельности механизм мурабаха не может быть применен в работе «Каусар банка». Расширению деятельности «Каусар банка» в Азербайджане

препятствует также отсутствие достаточных финансовых ресурсов.

He имея возможности применять ряд исламских договоров, «Каусар банк» реализует свой потенциал исламского банка в финансировании халальных секторов народного хозяйства. В качестве примера можно привести проект строительства четырех высотных зданий в Баку, где «Каусар банк» выступал в качестве одного из финансистов проекта, стоимость которого оценивается более чем в 100 млн. долл.

В 2004 г. было подписано соглашение между Исламской корпорацией по развитию частного сектора (Исламская корпорация по развитию частного сектора (ICD) - создана в 1999 г. Является аффилированной структурой при ИБР) и «Каусар банком». В соответствии с данным соглашением, корпорация взяла на себя обязательство финансировать значительную часть проекта. В том же году была достигнута договоренность о покупке ICD части акций «Каусар банка». Долгое время проект не мог быть реализован, так как главным условием со стороны застройщиков было полное финансирование строительства. Впоследствии в проект вносились существенные коррективы. Так, например, вместо одного 45-этажного небоскреба застройщики решили возвести четыре 24-этажных здания. Потом было принято решение соорудить комплекс из двух 39-этажных башен общей площадью 170 тыс. м2. На последний вариант удалось привлечь 300 млн. долл. от корейских традиционных банков. В итоге участие «Каусар банка» в данном проекте свелось к минимуму, отпала и необходимость в выделении Исламской корпорацией развития частного сектора 5 млн. долл. Всю площадь небоскребов предполагалось продать под офисы и апартаменты. В качестве управляющей компании выступило предприятие «Baku Pride», учрежденное корейской стороной при минимальном участии партнера из Азербайджана, близкого к руководству «Каусар банка».

Похоже, что пока именно в инвестировании в бизнес, не противоречащий шариату, а не в расширении своей продуктовой линейки исламские финансовые институты в Азербайджане могут наилучшим образом реализовать свой потенциал. Это подтверждает создание Каспийской международной инвестиционной компании, начавшей свою деятельность 13 июня 2008 г. Учреждение ее явилось следствием подписанного в 2006 г. на международной инвестиционной конференции, организованной ИБР в Баку, согла-

шения о создании инвестиционной компании, работающей на основе исламских принципов.

Собственниками Каспийской международной инвестиционной компании являются Исламская корпорация развития частного сектора (75%) и принадлежащая государству Азербайджанская инвестиционная компания (АИК), чья доля в настоящее время составляет 25%. Основной задачей новой компании является привлечение зарубежных инвестиций в Азербайджан и выход на международный рынок. Планируется, что в ближайшие два года ее капитал увеличится до 70 млн. долл., т.е. более чем в 23 раза.

В настоящее время она участвует в финансировании двух инвестиционных проектов, но аналитики компании изучают более десяти перспективных предложений. Среди приоритетных направлений деятельности компании: сельское хозяйство, фармацевтика, производство строительных материалов, сектор услуг. Все инвестиции могут осуществляться лишь в дозволенные с точки зрения шариата виды деятельности, в том числе путем приобретения доли в других компаниях и вхождения в число их акционеров.

Инвестиционное сотрудничество Азербайджана с исламскими финансовыми структурами не ограничивается проектами, финансируемыми Каспийской международной инвестиционной компанией. 25 мая 2007 г. Финансовый дом Кувейта и Азербайджанская инвестиционная компания подписали меморандум о намерениях. В марте 2009 г. было объявлено об учреждении «Кувейтско-азербайджанской инвестиционной компании» (КА1С) с уставным капиталом 410 тыс. манатов (500 тыс. долл. США). До конца 2010 г. акционеры компании планируют увеличить его до 20 млн. долл. (75% компании принадлежит «Туркапитал» - дочерней компании Кувейтского финансового дома, а 25% - АИК). Приоритетным для КА1С, как и для Каспийской международной инвестиционной компании, является финансирование не противоречащих шариату проектов в сфере коммерческой недвижимости, агропромышленного комплекса, логистики. Другое важное направление деятельности компании - оказание консультационных услуг азербайджанским и иностранным компаниям.

Заметную инвестиционную активность в Азербайджане проявляют и различные фонды из стран Персидского залива: Саудовский фонд развития, Фонд развития Абу-Даби и др. Однако пока самым крупным исламским финансовым институтом, осуществляющим инвестирование в Азербайджане, продолжает оставаться Исламский банк развития, членом которого республика является с

1992 г. В 2009 г. ИБР выделил 201,5 млн. долл. для финансирования строительства электростанции Cenub на основе механизма истисна'. В рамках трехлетней программы ИБР, утвержденной весной 2010 г., банк также планирует выделить на различные инфраструктурные и сельскохозяйственные проекты в Азербайджане 404,6 млн. долл. При этом около 25% от общего объема уже осуществленных инвестиций ИБР в Азербайджане было направлено на финансирование аграрного сектора, одна треть - на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, развитие малого и среднего бизнеса, улучшение жизненных условий вынужденных переселенцев.

Вместе с тем ИБР не оставляет планов по созданию в Азербайджане исламского банка. Бывший директор регионального представительства Исламского банка развития в Алматы Ник Зей-нал 'Абидин неоднократно отмечал, что ИБР готов оказать Азербайджану помощь при создании исламского банка, однако инициатива при этом должна исходить от правительства страны. Об этом же говорит и нынешний президент ИБР Ахмад Мухаммад 'Али в своих выступлениях и интервью.

Отсутствие приемлемого для исламских банков законодательства и настороженное отношение к исламскому банковскому делу со стороны регулирующих органов сдерживают инициативу других азербайджанских банков по применению исламских методов финансирования. Например, в октябре 2007 г. бахрейнский Международный инвестиционный банк (IIB) приобрел 49% акций азербайджанского «Амрахбанка». Как известно, IIB активно поддерживает развитие исламского банковского дела как в мусульманских, так и в немусульманских странах. Вскоре после приобретения «Амрахбанка» руководством IIB были озвучены планы по его преобразованию в полноценный исламский банк, предлагающий полный набор исламских банковских продуктов. Однако данные намерения так и не были реализованы по причине все той же неопределенности с правовым положением будущего исламского банка.

На наш взгляд, не стоит слишком пессимистично оценивать будущее исламского банковского дела и исламских финансов в Азербайджане. Учитывая рост интереса к исламским финансовым услугам в республике при сдержанной позиции властей, можно прогнозировать, что развитие исламского банкинга будет идти по тому же сценарию, что и в Турции: от непризнания в качестве

полноценных банков до придания им особого статуса (партнер -ских банков).

«Исламская экономическая модель и современность»,

М., 2010 г., с. 277-283.

Аскар Акаев,

первый Президент Киргизской Республики КИРГИЗСТАН: ТРЕВОЖНЫЕ ПРЕДЧУВСТВИЯ

Вспыхнувшее в Киргизстане в апреле 2010 г. народное восстание в одночасье смело режим Бакиева и положило начало новому этапу в постсоветской истории республики. Группа политиков во главе с Р. Отунбаевой, воспользовавшись этим, самозванно объявила себя Временным правительством. Зная об опасности, оно, тем не менее, не позаботилось о предотвращении кровавых межэтнических столкновений на Юге республики. Конфликт унес не одну тысячу человеческих жизней и причинил огромные материальные разрушения. Действуя волюнтаристски, «временщики» в условиях чрезвычайщины навязали стране национальный референдум и торопливо протащили на нем новую Конституцию, объявившую не готовый к такому крутому повороту Киргизстан парламентской республикой. Вслед за этим 10 октября 2010 г. состоялись парламентские выборы. Их крайне противоречивые результаты вызывают большие сомнения в способности нынешней власти обеспечить обещанные перемены к лучшему. Кризис нарастает и грозит приобрести необратимый характер. На карту поставлены судьба страны, сохранение ее территориальной целостности, национальное выживание.

За последние пять с половиной лет Киргизстан вследствие безостановочно следовавших друг за другом внутриполитических неурядиц стал в мире чуть ли не пугалом. Между тем эксперты, пристально наблюдающие за обстановкой в Центральной Азии, хорошо знают, что на первом этапе постсоветского развития в течение почти полутора десятилетий республика признавалась образцом устойчивого развития и считалась «островком демократии» в регионе. Географически далекая от мировых центров силы, относительно слабая в экономическом отношении, небольшая центральноазиатская страна становилась все более заметной в мировом сообществе. Ситуация изменилась 24 марта 2005 г., когда в Бишкеке произошел государственный переворот, совершенный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.