Научная статья на тему 'Проблемы развития исламского банкинга в Азербайджане'

Проблемы развития исламского банкинга в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития исламского банкинга в Азербайджане»

З. Мамедов,

доктор экономических наук

Р. Валиев,

экономист

(Азербайджанский государственный

экономический университет)

А. Фараджогл,

экономист (Национальная АН Азербайджана)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Мировой финансовый кризис повысил интерес к исламскому банкингу во многих странах мира, поскольку исламские финансовые институты показали не только свою жизнеспособность, но и устойчивость к кризисам. На протяжении последних лет исламское финансирование активно развивается, увеличивая в среднем темпы роста на 20-25% ежегодно.

Интересно, что исламский банкинг стал одной из самых быстрорастущих финансовых отраслей в мире после кризиса. Так, за последние годы, несмотря на финансовый кризис, отрасль росла на 15% ежегодно (а в странах Организации Исламская конференция рост достигал 20%). Глобальный кризис подтолкнул деловой мир внимательней присмотреться к механизмам исламской финансовой системы, так как исламский мир меньше всех подвергся негативным последствиям кризиса.

За последние десять лет исламский банкинг занял значительное место в финансовых кругах развитых стран мира. Именно с этой точки зрения сегодня все больше слышны призывы к гармонизации банкинга по принципам шариата с глобальной финансовой системой. Исламская банковская система предлагает вариант, обеспечивающий большую стабильность в финансировании всех проектов на международном уровне. Надо отметить, что исламские банки распространили свою деятельность далеко за пределы Персидского залива.

Среди стран СНГ Казахстан первым инициировал внедрение у себя исламских финансовых инструментов. Когда Казахстан изменил свое законодательство, оказывая тем самым поддержку внедрению исламского финансирования, инвестиции исламского мира в эту страну составили 1 млрд. долл. В последнее время и в Азербайджане интерес к ведению бизнеса по законам шариата заметно возрос. Азербайджан активно расширяет сотрудничество с

58

Исламским банком развития (IDB) для внедрения в систему исламского банка в Азербайджане. Пока в Азербайджане учреждена одна совместная компания с IDB - Caspian International Investment Company (Азербайджанская инвестиционная компания 25% и IDB 75%), - которая имеет две цели - обеспечение притока инвестиций в Азербайджан и выход азербайджанских компаний на международный рынок. Она также имеет возможность вложения инвестиций в предприятия не нефтяного сектора, занимающиеся традиционным финансированием, за исключением финансирования не отвечающих исламским принципам проектов (производство спиртных напитков и мяса свинины), банковское и страховое дело.

Структурное подразделение ИБР - Исламская корпорация развития частного сектора уже учредила в Азербайджане две структуры, работающие по исламским принципам: лизинговую компанию «Ansi Leasing» с капиталом в 5 млн. долл. и Каспийскую международную инвестиционную компанию (40 млн. долл.).

Сегодня многие азербайджанские банки уже рассматривают возможность внедрения исламской системы банкинга, поскольку для банков это означает в первую очередь открытие доступа к новым источникам финансирования, создание новой обширной клиентской базы, a также получение преимуществ по сравнению с банками, не использующими подобную систему. Что касается инвестиционного потенциала, то исламские банки уже давно показали миру свои возможности, поэтому привлечение такого объема инвестиций в банковский сектор Азербайджана с последующим вливанием его в развитие экономики страны, конечно, является одним из важнейших стимулов как для правительства, так и банков страны. Азербайджан является страной, где большая часть населения является носителем ислама, поэтому наличие банков, которые смогут координировать нормы имеющегося в стране законодательства с нормами шариата, может привести к тому, что та часть населения, которая не доверяла свои средства обычным коммерческим банкам, доверит их исламскому банку.

Международный банк Азербайджана планирует в ближайшей перспективе использовать «исламское окно». «Исламское окно» - оптимальный выход для банков, не желающих полностью переходить на исламский банкинг. Это определенная структура при банке, занимающаяся деятельностью, согласно нормам ислама, и ее финансовая отчетность ведется отдельно от остальных подразделений банка. Можно предположить, что с принятием в Азербайджане соответствующего законодательства интерес к «ис-

59

ламским окнам» возрастет, потому что они позволят уже имеющимся в стране традиционным банкам частично внедрить исламский банкинг.

Сегодня, когда крупнейшие мировые банки открывают «исламские окна», что, по сути, является доказательством роста интереса к исламскому банкингу, вопрос внедрения последнего в такой стране, как Азербайджан, приобретает большую актуальность.

Но пока в Азербайджане отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая развитие данного направления. Центральный банк Азербайджана (ЦБА) продолжает изучение вопроса использования принципов исламского банкинга, рассматривает в рамках общей стратегии развития банковской системы и оценивает, насколько выгодно это для азербайджанской экономики.

МБА - не единственный банк, присматривающийся к исламской финансовой системе. Коммерческий банк «Никойл» (контрольный пакет акций которого находится в российских руках) начал предлагать своим клиентам новую услугу - беспроцентный вклад, инвестируемый в деловые предприятия, работающие по законам шариата.

Планами по предоставлению «финансовых продуктов, отвечающих законам шариата», готовит коммерческий банк «Амрах-банк», часть пакета акций которого принадлежит Международному инвестиционному банку (International Investment Bank) из Бахрейна. Целью данного шага является «освоение рынка исламского банкинга в Азербайджане и соседних регионах».

Несмотря на явное повышение интереса, мы считаем, что вопрос внедрения исламского банкинга нужно тщательно и всесторонне изучить. Для появления в стране исламского банкинга необходимо решить два вопроса: во-первых, это создание соответствующей законодательной базы; во-вторых, - подготовка кадров, формирование системы образования в этой сфере. Второй момент немаловажен, иначе может сложиться ненормальная ситуация, когда в исламском банкинге будут задействованы непрофессионалы, что недопустимо.

Мы считаем, что исламское финансирование имеет хорошие перспективы и благоприятную атмосферу для развития на местном рынке. Население страны, состоящее на 98% из этнических мусульман, является основным фактором для развития исламского финансирования в Азербайджане.

Расширение существующих финансовых институтов и создание новых в связи с развитием исламского банкинга создают

60

потребность в квалифицированных кадрах, текущие возможности учебных заведений, занимающихся воспитанием специалистов в области исламского финансирования. В связи с этим исламские финансовые институты должны сконцентрироваться на воспитании кадров собственными силами.

Мы считаем, у Азербайджана есть хорошие возможности стать центром исламского финансирования в Центральной Азии. Азербайджан может последовать опыту Бахрейна, который является центром исламского финансирования, но при этом является маленькой страной с достаточным объемом природных ресурсов.

«Финансовыерынки Европы и России;

Устойчивость национальной финансовой системы: Поиск новых подходов», СПб., 2012 г., ч. 1, с. 149-152.

Рустам Хайдаров, независимый эксперт (Таджикистан) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ И ГОСУДАРСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В последние годы в странах Центральной Азии, в частности в Таджикистане, значительно возрос интерес населения, особенно молодежи, к исламу. Это, в первую очередь, связано со сложной социально-экономической ситуацией и идеологическим, духовным вакуумом в таджикском обществе. Идеи светского, правового и демократического государства, которые провозглашены в таджикской конституции, сегодня не всегда осуществляются в обществе. Исходя из этого, на мой взгляд, население, в большинстве случаев молодежь, в поисках правды и справедливости все чаще обращается к религии, к исламу.

Между тем в отсутствие достаточно квалифицированного светского образования большинство молодых людей растут безграмотными, с узким кругозором и поэтому, посещая мечети в поисках справедливости, они, возможно, могут стать объектами манипуляций со стороны религиозных деятелей. Это является, на мой взгляд, одной из серьезных проблем в современном таджикском обществе.

Другой наиболее серьезной проблемой сейчас в Таджикистане является, как думается, недостаток квалифицированного религиозного образования. Именно квалифицированное религиозное

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.