Научная статья на тему 'ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ -КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ'

ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ -КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомаева Лейла Румановна, Разина Ольга Михайловна

На сегодняшний день особую актуальность приобретает задача внедрения в России исламской модели банковской системы, созданной на основе уникальных правил и требований, напрямую связанных с доминированием религиозного фактора. В публикации раскрыто содержание морально-этических принципов исламского банкинга, что позволило обосновать основные ограничения на осуществление операций и сделок, особенности их применения, а также перспективы внедрения в российской практике. Целью данной публикации выступает исследование концептуального понятия исламской модели банковской системы в рамках существующих этических и религиозных ограничений с учетом перспективы адаптации в российской практике. В нынешних условиях ограниченности инвестиционных потоков Россия особенно заинтересована в привлечении капитала из исламских юрисдикций. Не менее существенной проблемой развития исламского банкинга нам видится отсутствие в России специфического рынка капитала, соответствующего нормам ислама, что порождает проблему ликвидности. Целевые ориентиры России по сближению национальных стандартов финансирования путем сглаживания межнациональных и страновых различий с использованием принципов «финансовой энтропии» позволят в будущем сформировать универсальную банковскую систему, включающую набор структурно-взаимосвязанных элементов, учитывающих религиозные особенности, гибкость законодательства и морально-этическую индивидуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC MODEL OF THE BANKING SYSTEM -CONCEPT AND ETHICAL COMPONENTS

Today, the task of introducing is an Islamic model of the banking system in Russia, created on the basis of unique rules and requirements directly related to the dominance of the religious factor, is of particular relevance. The publication reveals the content of the moral and ethical principles of Islamic banking, which made it possible to substantiate the main restrictions on the implementation of operations and transactions, the features of their application, as well as the prospects for implementation in Russian practice. The purpose of this publication is to study the conceptual concept of the Islamic model of the banking system within the framework of existing ethical and religious restrictions, taking into account the prospects of adaptation in Russian practice. In the current conditions of limited investment flows, Russia is particularly interested in attracting capital from Islamic jurisdictions. An equally significant problem of the development of Islamic banking is the lack of a specific capital market in Russia that corresponds to the norms of Islam, which certainly gives rise to the problem of liquidity. Russia's targets for the convergence of national financing standards by smoothing out interethnic and country differences using the principles of "financial en-tropy" will allow in the future to form a universal banking system, structurally interrelated elements that take into account religious peculiarities, the flexibility of legislation and moral and ethical individuality.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ -КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ»

ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ -КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация. На сегодняшний день особую актуальность приобретает задача внедрения в России исламской модели банковской системы, созданной на основе уникальных правил и требований, напрямую связанных с доминированием религиозного фактора. В публикации раскрыто содержание морально-этических принципов исламского банкинга, что позволило обосновать основные ограничения на осуществление операций и сделок, особенности их применения, а также перспективы внедрения в российской практике. Целью данной публикации выступает исследование концептуального понятия исламской модели банковской системы в рамках существующих этических и религиозных ограничений с учетом перспективы адаптации в российской практике. В нынешних условиях ограниченности инвестиционных потоков Россия особенно заинтересована в привлечении капитала из исламских юрисдик-ций. Не менее существенной проблемой развития исламского банкинга нам видится отсутствие в России специфического рынка капитала, соответствующего нормам ислама, что порождает проблему ликвидности. Целевые ориентиры России по сближению национальных стандартов финансирования путем сглаживания межнациональных и страновых различий с использованием принципов «финансовой энтропии» позволят в будущем сформировать универсальную банковскую систему, включающую набор структурно-взаимосвязанных элементов, учитывающих религиозные особенности, гибкость законодательства и морально-этическую индивидуальность.

Ключевые слова. Финансы, исламские финансы, банковское дело, банковская система.

Magomaeva L.R., Razina O.M.

ISLAMIC MODEL OF THE BANKING SYSTEM -CONCEPT AND ETHICAL COMPONENTS

Abstract. Today, the task of introducing is an Islamic model of the banking system in Russia, created on the basis of unique rules and requirements directly related to the dominance of the religious factor, is of particular relevance. The publication reveals the content of the moral and ethical principles of Islamic banking, which made it possible to substantiate the main restrictions on the implementation of operations and transactions, the features of their application, as well as the prospects for implementation in Russian practice. The purpose of this publication is to study the conceptual concept of the Islamic model of the banking system within the framework of existing ethical and religious restrictions, taking into account the prospects of adaptation in Russian practice. In the current conditions of limited investment flows, Russia is particularly interested in attracting capital from Islamic jurisdictions. An equally significant problem of the development of Islamic banking is the lack of a specific capital market in Russia that corresponds to the norms of Islam, which certainly gives rise to the problem of liquidity. Russia's targets for the convergence of national financing

ГРНТИ 06.73.55 EDN JERXLG

© Магомаева Л.Р., Разина О.М., 2023

Ольга Михайловна Разина - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и страхование» Российской академии предпринимательства (г. Москва).

Лейла Румановна Магомаева - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Информационные системы в экономике» Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова.

Контактные данные для связи с авторами (Магомаева Л.Р.): 364000, г. Грозный, ул. Мирзоева, 37 (Russia, Grozny, Mirzoeva str., 37). Тел.: +7 989 900 98 98. Е-mail: rumanovna@gmail.com. Статья поступила в редакцию 09.12.2022.

standards by smoothing out interethnic and country differences using the principles of "financial en-tropy" will allow in the future to form a universal banking system, structurally interrelated elements that take into account religious peculiarities, the flexibility of legislation and moral and ethical individuality.

Keywords. Finance, Islamic finance, banking, banking system.

Введение

Вопрос о развитии исламского банкинга в России достаточно часто упоминался в научных обсуждениях и исследованиях специалистов финансового рынка, но скорее носил сугубо теоретический или дискуссионный характер. Мировая практика развития исламского банкинга свидетельствует о концентрации такой модели преимущественно в странах Ближнего Востока, а также в странах Персидского залива и Малайзии. Статистика показывает, что к 2019 году объем финансирования по нормам ислама в мире достиг 2,88 трлн долл. и по прогнозным оценкам должен увеличиться до 3,7 трлн долл. к 2024 году. В странах ближнего зарубежья проекты по исламскому банкингу постепенно внедряются в Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане, но пока их доля в общем объеме активов банковского сектора не превышает 0,1-0,2% [4]. Среди стран неисламской юрисдикции лидером по развитию исламской модели банкинга является Великобритания, что отчасти обусловлено необходимостью альтернативного предложения по финансированию для более чем 2,5 млн чел. проживающих в стране мусульман.

Несмотря на популярность в мире модели исламского банкинга в неисламских юрисдикциях, его доля на мировом рынке финансовых услуг не превышает 1% [15]. Существует разница между нормой сбережений и нормой накоплений по группам стран в процентах к ВВП на уровне развитых стран, таких как США, страны Западной Европы, и в странах с исламской юрисдикцией, где отношение нормы сбережений к накоплениям достигает 20% к ВВП, характеризуя их как основных и потенциальных инвесторов для развивающихся экономик, включая и Россию и оказывая влияние на дизайн банковской системы.

Материалы и методы

В научной литературе существует лишь ограниченное количество материалов и исследований по адаптации российской практики организации банковского дела к нормам исламского финансирования. Мы утверждаем, что существует острая необходимость в дополнительных исследованиях по этой теме с учетом религиозных (конфессиональных) запретов в соответствии с нормами ислама - на ссудный процент, на чрезмерный риск, на неопределенность и на инвестирование и получение дохода от финансирования определенных отраслей деятельности.

Дополнительным ограничением выступают этические нормы, входящие в кодекс исламского предпринимательства, включающие в себя запрет на спекуляцию, манипулирование спросом и пр. Именно эти особенности определили название модели исламского финансирования - партнерская модель, в основе которой лежит религиозная составляющая, нивелирующая степень неопределенности и риска при практическом использовании и одновременно оказывающая стимулирующее воздействие на бизнес, объединяя конструктивную финансовую практику с морально-этическими принципами.

Литературный обзор

Анализ научной литературы по выбранной тематике показал, что исследователей в большей степени интересуют вопросы этических компонентов исламского финансирования [1-3], некоторые авторы раскрывают феномен исламской модели банкинга [10, 13]. В меньшей степени исследователи обращают внимание на институциональные особенности ведения исламского бизнеса с учетом религиозной составляющей [6]. В литературе по-прежнему отсутствует исчерпывающий теоретический обзор концепций и постулатов, необходимых для адаптации религиозного и этического факторов исламской модели финансирования применительно к инструментарию российских банков. При отсутствии теоретического понимания особенностей и ограничений сложно переоценить или недооценить стимулирующее воздействие исламского банкинга на экономику и перспективы его развития в России.

По нашему мнению, для понимания и внедрения исламского банкинга в российской практике требуется трансдисциплинарный подход, который объединяет исследования в области теологии, этики,

экономики, финансов, социальных исследований с учетом взаимодействия с широким кругом заинтересованных сторон. Дополнительным аргументом выступает и тот факт, что уже применяемые инструменты исламского банкинга в России (микрофинансовыми и торговыми организациями) требуют адаптации к стандартам проектного финансирования с учетом этических и религиозных компонентов применительно к особенностям российского банковского законодательства. Результаты исследования

Значительный прогресс в области исследований исламской модели банковской системы, достигнутый в последние годы, позволяет сформировать широкой и узкий взгляд на теоретическую сущность и возможности ее применения в некоторых регионах России, прежде всего для части населения, исповедующей нормы ислама.

Узкий взгляд на определение исламской модели банкинга закрепляет принцип солидарного несения бремени риска и участия в капитале на основе распределения прибыли и убытков между ее участниками. Этот взгляд в полной мере согласуется с системой человеческих ценностей, принятой в Коране, поясняя что любая экономическая стратегия человека не может оцениваться иначе, как с морально-этической точкой зрения. Именно исламская религия резко осуждает природу «ростовщичества» во всех ее формах и проявлениях [8]. Основная концепция и теоретические постулаты исламского финансирования сконцентрированы на механизме достижения финансового результата посредством религиозного принципа.

Эффективность полученной прибыли определяется не столько результатом ее достижения, сколько справедливостью ее получения для всех участников сделки - справедливый обмен, свобода на заключение договора, безусловное выполнение взаимных обязательств. Базовые принципы создания бизнеса в соответствии с нормами ислама включают: симметричность к доступу информации о предстоящей сделке, определении четко оговоренных условий обязательств и информации товара при его продаже. Инвестиции в человеческий капитал оцениваются с точки зрения справедливой оплаты труда, честности и искренности отношений [14].

В основу финансовых инструментов и принципов их использования в исламском финансировании также заложены нормы Корана. Например, такой запрет, как риба, осуждающий выплату и получение процента, уходит своими корнями в третью суру Корана, интерпретация которой позволяет говорить о необходимости справедливого отношения к труду заемщика даже в случае, если его работа принесла убытки. В самом общем смысле запрет на получение ссудного процента связан с нарушением равновесия в общем благосостоянии. Именно поэтому азартные игры и способы легкого получения прибыли также находятся под запретом с точки зрения морально-этического принципа исламских финансов.

Наличие таких этических ограничений способствовало отказу в исламском финансировании от классических видов страхования, где получение прибыли может зависеть от случайного исхода событий (май-сир), аналогичная природа получения финансового результата характерна и для торговли деривативами (производными финансовыми инструментами), которая также находится под запретом. Под запрет попадает любой намеренный риск (находящийся за пределами разумного смысла) - гарар, который осуждается с точки зрения исламского финансирования, поскольку не может предотвратить возможность несправедливого обогащения за счет случайного события или неясности в предмете договора.

Подобные запреты действуют и на обман, обвешивание товара (габн), намеренное утаивание или сокрытие его характеристик или его недостатков (тадлес или гишь) [3], принуждение вступления в договор на заранее неблагоприятных для участника сделки условиях (икрах). Существует и фактический запрет на биржевую торговлю, этический смысл которой определяется невозможностью удержания поставки товара или запрет его покупки с целью ожидаемого роста цены. В самом общем понимании этот запрет согласуется с запретом на спекуляцию и манипулирование спросом на товар (наджш), поясняющим противоречие этических принципов к природе незаконного обогащения.

Широкий взгляд на сложившуюся модель исламского банкинга позволяет утверждать, что более справедливое отношение к финансированию населения и бизнеса имеет макроэкономический, долгосрочный эффект, поскольку не только снижает социальное неравенство, но и нивелирует вероятность кризисных явлений в экономике [7, 11]. Справедливо считать, что в основе «эффекта запрета», основанного на религиозном и этических принципах, лежит возможность повышения благосостояния государства, оказывая влияния на экономические параметры его развития.

По нашему мнению, в основе принципов исламского банкинга лежит не полный запрет на обогащение, а лишь необходимость соблюдения социальной и моральной справедливости, равноправного отношения к средству получения прибыли, принципов «социального консерватизма». Достаточно привести лишь некоторые факты, объясняющие природу этических принципов исламского финансирования.

Так, исламская модель традиционно развивается благодаря естественному приросту населения, в отличие от европейской модели. Чем более понятны и просты принципы финансирования для большинства людей, тем более популярны его продукты среди различных групп и слоев населения, а в широком смысле - существует большая возможность их практического использования. Противопоставляя западную модель банкинга исламской модели, стоит лишь отметить, что процедуры банковского финансирования в развитых странах для населения построены по принципам «недоверия», «проверки на потенциальный риск», «получения прибыли с процента даже в случае банкротства заемщика», «культивирования значения кредитной истории» [12], что фактически является антиподом принципов «справедливого отношения к финансированию», «отсутствия ссудного рабства», «доверия основанного на религиозном факторе».

Обобщая влияние этических и религиозных принципов на сложившуюся модель исламского банкинга выделим несколько базовых отличий:

• отсутствие ссудного процента. В основе исламского банковского инструментария всегда лежит инвестиционная стратегия, основанная на пропорциональном разделении риска между участниками сделки, что в дальнейшем снижает разрыв доходов между богатыми и бедными слоями населения;

• финансирование в исламском банкинге носит ограниченный характер. Не осуществляется финансирование деятельности или бизнеса, находящихся под запретом, что снижает развитие отраслей, не социально-ориентированного характера (игорный бизнес, производство алкоголя и табака, производство оружия);

• финансирование осуществляется с учетом социальной направленности, поскольку этические стандарты защищают партнера от спекуляции и непредвиденного риска, что в дальнейшем нивелирует возможность дефолта в кризисной ситуации;

• обеспечение эффективности и доступности исламского банкинга. Принципы оценки потенциального заемщика построены на индивидуальном подходе к оценке риска по каждой сделке, что повышает доступность кредитования для различных категорий населения.

Принимая во внимание этическую и религиозную составляющие исламской модели банкинга и организации деловых отношений, по нашему мнению, ее практическое применение для стран неисламской юрисдикции, включая отдельные регионы России, в будущем будет оказывать стимулирующее влияние на развитие исламского рынка капитала, в первую очередь за счет увеличения инвестиционного потока, снижения разрыва в доходах населения и увеличения потребительского спроса на отдельные товарные группы. Создание соответствующих условий для финансирования отдельных отраслей производственного сектора формирует инвестиционный климат конкретного региона, создавая денежные активы в ответ на предоставленные инвестиционные возможности [9]. А «спекулятивный эффект» традиционного финансирования будет сдерживать высокая зависимость реального сектора экономики от интересов банковского капитала.

Конвергенция банковского законодательства в России к нормам исламской модели финансирования сегодня является приоритетным направлением и первым шагом к развитию исламского рынка капитала. Создание нового типа партнерских финансовых институтов открывает широкие возможности к систематизации законодательства о проектном финансировании и в будущем определит основу для развития инвестиционных банков [5]. Стимулирование развития в России исламского банкинга создаст реальную платформу для появления новых типов и инструментов проектного инвестирования, а также создаст предпосылки к появлению инноваций в сфере информационных и цифровых технологий. Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что этические и религиозные ограничения оказывают значительное влияние на сформировавшуюся в мире модель исламского банкинга и в будущем могут оказать стимулирующее влияние на развитие рынка капитала в России, проявляться в изменениях ин-

вестиционного климата, повышении потребительского спроса на отдельные группы товаров (не подпадающих под ограничения норм ислама), потенциально приводя к изменениям инвестиционных возможностей отдельных регионов и секторов экономики России.

На макроэкономическом уровне постепенный процесс развития исламского банкинга в России будет оказывать стимулирующее влияние на укрепление внешнеполитического курса страны со странами Организации исламского сотрудничества, формируя дополнительную экономическую платформу взаимодействия со странами исламской юрисдикции. В качестве отложенного дополнительного эффекта нам видится развитие альтернативного рынка капитала и повышение значимости проектного финансирования в региональном масштабе.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД Марджани, 2009. 344 с.

2. Беккин Р.И. Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития: дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2009. 368 с.

3. Беккин Р.И. Розничные услуги в исламском банковском деле // Банковский ритейл. 2007. № 4. С. 21-26.

4. В России появится исламский банкинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10971107/ (дата обращения 01.12.2022).

5. Законопроект об исламском банкинге. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/55312/ (дата обращения 23.11.2022).

6. Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 205 с.

7. Магомаева Л.Р. Кросс-канальное сотрудничество компаний в условиях интеграции информационных ресурсов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С. 75-80.

8. Морозов А. Лондон как европейская столица исламского финансирования: урок для России // Рынок ценных бумаг. 2008. № 19. С. 52-55.

9. Никифорова В.Д., Сергеева И.Г., Харламов А.В. Использование потенциала финансового рынка для инновационного развития российской экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 6 (102). С. 7-14.

10. Павлов В.В. Международный рынок исламского банковского капитала: становление и перспективы развития: дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2004. 327 с.

11. Разина О.М. Новые направления фрод-мониторинга в банковской деятельности // Банковское дело. 2016. № 2 (266). С. 68-71.

12. Разина О.М. Роль антикризисных мер в решении проблем развития банковского сектора в условиях современной экономики // Банковский бизнес. 2011. № 3. С. 17-20.

13. Рассказов С.В. Экономическая теория с учетом исламской этики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 4. С.49-58.

14. Шелгунов Р.В. Исламские финансовые институты в мировой экономике // Мировое и национальное хозяйство. 2010. № 3-4. С. 31-42.

15. Global Financial Development Report 2016. IMF, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.