Научная статья на тему 'ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ'

ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ИСЛАМСКИЙ БАНКИНГ / ГАРАР / РИБА / МУРАБАХА / ТАКАФУЛ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ В РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафиуллаева Раиса Ильинична, Урядова Татьяна Николаевна, Демченко Ирина Анатольевна

Цель исследования - дать оценку современного состояния исламской финансовой системы и перспектив развития исламских финансов в России. В статье акцентировано внимание на особенностях исламской финансовой системы, ее преимуществах и недостатках, факторах, препятствующих распространению исламской финансовой модели в немусульманских государствах, включая Россию. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании необходимости внедрения исламских финансов в отечественную финансовую систему, разработке первоочередных мер, способствующих ускорению данного процесса, направленных на развитие сотрудничества с странами Востока и повышение доступности исламских финансовых услуг для заинтересованных пользователей на территории России. В результате рассмотрена история развития исламской финансовой системы, дана оценка состояния исламских финансов в мире, а также обозначены основные проблемы и выявлены возможности развития исламских финансов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM: HISTORY, FEATURES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC FINANCE IN RUSSIA

The purpose of the study is to assess the modern state of the Islamic financial system and the prospects for the development of Islamic finance in Russia. The article focuses on the features of the Islamic financial system, its advantages and disadvantages, factors that prevent the spread of the Islamic financial model in non-Muslim states, including Russia. The scientific novelty consists in the theoretical justification of the need to introduce Islamic finance into the domestic financial system, the development of priority measures to accelerate this process, aimed at developing cooperation with the countries of the East and increasing the availability of Islamic financial services for interested users in Russia. As a result, the history of the development of the Islamic financial system was considered, an assessment of the state of Islamic finance in the world was given, as well as the main problems and opportunities for the development of Islamic finance in Russia were identified.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ»

ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM: HISTORY, FEATURES AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC FINANCE IN RUSSIA

Safiulleva Raisa llyinichna, PhD of Economics Uryadova Tatyana Nikolaevna, P/tD of Economics Demchenko Irina Anatolyevna, PhD of Economics Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The purpose of the study is to assess the modern state of the islamic financial system and the prospects for the development of islamic finance in Russia. The article focuses on the features of the islamic financial system, its advantages and disadvantages, factors that prevent the spread of the Islamic financial model in non-Muslim states, including Russia. The scientific novelty consists in the theoretical justification of the need to introduce islamic finance into the domestic financial system, the development of priority measures to accelerate this process, aimed at developing cooperation with the countries of the East and increasing the availability of Islamic financial services for interested users in Russia. As a result\ the history of the development of the islamic financial system was considered, an assessment of the state of Islamic finance in the world was given, as well as the main problems and opportunities for the development of Islamic finance in Russia were identified.

Keywords: islamic finance; Islamic banking; garar; riba; murabaha; takafui; Islamic finance in Russia.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.9

УДК 336.7

ВАК РФ 5.2.4/08.00.10

Ф Сафиуллаева Р.И., 2022 Ф Урядова Т.Н., 2022 Ф Демченко И.А., 2022

ИСЛАМСКАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ

Цель исследования - дать оценку современного состояния исламской фи маисовой системы и перспектив развития исламских финансов в России. В статье акцентировано внимание на особенностях исламской финансовой системы, ее преимуществах и недостатках, факторах, препятствующих распространению исламской финансовой модели в немусульманских государствах, включая Россию. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании необходимости внедрения исламских финансов в отечественную финансовую систему, разработке первоочередных мер, способствующих ускорению данного процесса, направленных на развитие сотрудничества с странами Востока и повышение доступности исламских финансовых услуг для заинтересованных пользователей на территории России. В результате рассмотрена исто рия развития исламской финансовой системы, дана оценка состояния исламских финансов в мире, а также обозначены основные проблемы и выявлены возможности развития исламских финансов в России.

Ключевые слова: исламские финансы; исламский банкинг; гарар; риба; мура-баха; такафул; исламские финансы в России.

САФИУЛЛЕВА Раиса Ильинична, кандидат экономических наук

УРЯДОВА Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук

ДЕМЧЕНКО Ирина Анатольевна, кандидат экономических наук

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

Введение

Исламская финансовая система, строящаяся на соблюдении основных законов и принципов шариата, последние три десятилетия вызывала интерес в научных кругах как альтернатива традиционным с судно-спекулятивным финансам,слишком подверженным кризисным явлениям. Особенно актуальной становится данная тема в свете рухнувшей системы однополярного мира, которая показала свою несостоятельность и сделала очевидным необходимость переориентации отечественной финансовой системы на восточное направление,

В этой связи актуальность данного исследования заключается в изучении возможности перестройки отечественной финансовой системы, ее диверсификации в условиях беспрецедентных санкций со стороны целого ряда западных государств, обусловленных военно-политическим кризисом и оценке перспектив развития в России финансов, построенных на исламских принципах. Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) изучить историю развития исламской финансовой модели и ее особенности; 2) исследовать современное состояние исламской финансовой системы; 3)

оценить практику внедрения исламских финансов в немусульманских странах и степень их сформированного в России; 4) изучить проблемы, препятствующие развитию исламских финансов в России, и разработать мероприятия, способствующие ускорению процесса их внедрения.

Исследование проведено с использованием методов статистического, логического и проблемного анализа на основе комплексного и системного подходов.

Теоретической базой исследования поел у-жили работы отечественных и зарубежных ученых, законодательные, а также норматив-но-правовые документы, отражающие современное состояние и тенденции развития исламских финансов в России и за рубежом.

Проблемам и перспективам развития исламских финансов в российской и мировой экономике посвящены работы В.В. Антропова, Л.И. Рябченко, Е.С. Мелкумян, И.А. Запиро-ва, Р.И. Беккина, П.В. Трунина, Ю.Д. Магомедо-вой и др.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в процессе дальнейшего внедрения и использования элементов исламской финансовой системы в России,

Основная часть

Понятие "исламские финансы" родилось в бурные годы политики идентичности середины двадцатого века. Индийские, пакистанские и арабские мыслители рассматривали независимость от Великобритании и независимость Пакистана от Индии в контексте "исламского общества". Считалось, что ислам вдохновляет политические, экономические и финансовые системы, отличающиеся друг от друга и независимые от западной (капиталистической) и восточной (социалистической) моделей той эпохи.Термин "исламская экономика" был придуман Абу аль-А'ла Аль-Маудуди, ученики и последователи которого работали над развитием мнимой исламской социальной науки. Влияние Маудуди на арабских исламистов началось с трудов Сайида Кутба, отца современного арабского политического ислама, чья работа "Под тенью Корана" относилась исключительно к трудам Маудуди по экономическим вопросам, Таким образом, миграция Маудуди из преимущественно индуистского индийского общества в преимущественно мусульманский Пакистан стала прототипом исламистской миграции в сторону от светских политических и экономических систем.

В первые несколько десятилетий своего существования исламская экономика сосредоточилась на сравнительных экономических системах, а также на неоклассическом и кейнсианском моделировании с весьма стилизованным Ьото151атки5 (моральным и этическим человеком, избегающим чрезмерной жадности и потребительства) вместо Ьютоесопотки5 господствующей экономической теории (эгоистичная максимизация полезности и прибыли).

Исламский банкинг появился в литературе исламских экономистов как финансовая система, основанная исключительно на разделении прибыли и убытков, которая считалась более справедливой и стабильной. При этом исламские экономисты сосредоточились на запрете ростовщичества, который они интерпретировали как запрет любого процентного кредитования в соответствии с более ранними интерпретациями иудео-христианского канона.

Классическая исламская юриспруденция интерпретировала процентное кредитование, краеугольный камень депозитарной банковской системы с частичным резервированием как безрисковую и, следовательно, незаконную и несправедливую прибыль для праздных капиталистов. Действительно, важность кредитного риска и риска контрагента для любого финансового анализа по-прежне-му отсутствует в трудах сторонников исламской экономики. Они постулировали, что предпочтительная финансовая модель должна быть основана на древней модели партнерства между состоятельными людьми и людьми, имеющими опыт управления капиталом и выполнения определенных работ, известной в исламских писаниях как мудараба.

Сторонники исламского банкинга, такие как Совет по исламским финансовым услугам (1Р5В), предполагали потенциальную потерю депозитов, стремящихся к возврату, для поощрения мониторинга депозитов и снижения рисков на основе рыночной дисциплины. Таким образом, крайне неадекватные меры защиты вкладчиков, поддерживаемые отраслью, были сосредоточены на прозрачности операций и механизмах распределения прибыли.

Эта модель распределения рисков продолжает формировать пассивную часть балансов исламских банков, за некоторыми исключениями в Европе и США, где регулирующие органы требуют, чтобы исламские финансовые провайдеры, функционирующие как банки, гарантировали депозиты. С другой стороны,

си си О си

-О 0-

9 к

У-

X ш О

со

Ё

63

активы исламских банков и поставщиков финансовых услуг и с п ол ьзовал и нескол ько стру к-турированных финансовых моделей для воспроизведения кредитов и ценных бумаг с фиксированным доходом, которые ограничивают подверженность банков кредитному риску. Переход от идеалистической модели распределения прибылей и убытков исламской экономики, которую практикующие специалисты и комментаторы по-прежнему называют "исламским идеалом", к воспроизведению современных финансовых продуктов и рынков в "исламском" одеянии совпал с ростом важности классических методов исламской юриспруденции и ограничения риторической роли исламской экономики.

Несмотря на ранние модели на субконтиненте в 1950-х годах и в Египте в 1960-х годах, истинное начало исламского банковского дела и финансов произошло в середине 1970-х годов. Исламские ученые, в том числе шиитский ученый Бакир ас-Садр и многие суннитские ученые в Египте, Саудовской Аравии и других странах, сотрудничали с исламистскими банкирами, чтобы воспроизвести ссуды, используя древние формы контрактов. Бакир ас-Садр в своей классической работе "Неростовщический банк в исламе" попытался использовать аналогичные структурированные продукты для воспроизведения гарантированного банковского депозита на стороне пассивов. Однако, поскольку вкладчики, разделяющие риск, были явно выгодны акционерам исламских банков, и поскольку последние продвигали инновации в исламском банкинге посредством найма юристов и религиоведов, большинство "инноваций" ограничивались активами банка, "Рабочей лошадкой" исламского банкинга был контракт мурабаха (продажа по цене плюс). Логическая эволюция этой формы финансирования свидетельствует об общей методологии исламских финансов по сей день. В начале 1980-х годов исламские банки в Персидском заливе были полны нефтедолларов, и западные корпорации стремились брать у них кредиты, поскольку кредит западных банков иссяк после долгового кризиса в Латинской Америке, вызванного нефтедолларом. Исламские банки прибегли к самому простому древнему трюку: ввели свойство, чтобы отделить основную сумму кредита от погашенной основной суммы плюс проценты.

В простейшей уловке банк мог бы продать некоторый товар своему потенциальному заемщику в кредит (за основную сумму, плюс проценты, подлежащие уплате позже), а затем

выкупить его обратно за наличные (основная сумма выплачивается немедленно), таким образом эффективно воспроизводятся денежные потоки по кредиту, а товар совершает кругосветное путешествие от банка к покупателю, и обратно. Однако эта древняя уловка была запрещена, как перепродажа продажи того же предмета. На практике для достижения желаемой цели по-прежнему использовались одна продажа в кредит и одна продажа ликвидных товаров на месте, путем проведения второй спотовой продажи с третьей стороной.

Интересно, что Галаха (традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма), разработанная еврейскими учеными до и параллельно с развитием исламского фикха (мусульманская доктрина о правилах поведения, а также комплекс общественных норм), запрещала такие продажи в кредит со встроенными процентами. Напротив, все основные школы исламской юриспруденции (четыре суннитских и четыре шиитских) разрешили продажу в кредит по ценам, возможно, превышающим спотовую (немедленную) цену. Первоначально это был только метод финансирования продавца. Таким образом, сначала необходимо было приобрести имущество, прежде чем продавать его в кредит. Кроме того, чтобы придать договору исламский оттенок, отрасль приняла название древней сделки "затраты плюс" - мурабаха, контракт, разработанный для защиты покупателей, незнакомых с рыночными ценами, позволяющий им договариваться о ценах путем переговоров о наценке сверх выявленной стоимости,

Контракт, появившийся в 1970-х годах, был официально известен как "продажа по цене плюс покупателю, заказавшему первоначальную покупку" (мурабаха лил-'амир биль-шира1). Первоначально это было предметом научных споров, особенно потому, что банкиры добавили положения, устраняющие все формы риска, кроме клиентского кредита. Чтобы устранить риски, связанные с недвижимостью, которые, по иронии судьбы, были основой, на которой юристы позволяли получать доход от сделки, они позволили банкам установить, что конечный покупатель должен гарантировать покупку недвижимости в кредит после ее приобретения банком, В конце концов, возник широкий консенсус, и контракт стал рабочей лошадкой исламской банковской практики от крупных многомиллионных кредитов западным корпорациям до кредитования под залог розничных банков.

Чтобы снизить транзакционные (затраты, возникающие в связи с заключением контрактов) издержки, особенно для розничных клиентов, которы е хотел и занять наличные,исламские банки в странах Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССС) возродили еще один древний финансовый трюк: монетизацию. Эта транзакция очень похожа на модель финансирования продажи товаров по принципу "затраты плюс" с дополнительным усложнением, заключающимся в том, что исламский банк выполняет все три этапа сделки: покупает металлы на стоимость основной суммы по спотовой цене, продает указанные металлы покупателю в кредит за основную сумму плюс проценты, и продает металлы обратно дилеру, выступающему в качестве агента покупателя, по спотовой цене за вычетом небольшого вознаграждения. Все три сделки могут быть заключены в течение нескольких минут.

Несмотря на юридическое одобрение методов финансирования, основанных на продаже в кредит, эта практика оставалась подозрительной как в научных, так и в общих исламистских кругах. В дополнение к возражениям о том, что эта практика просто копирует процентное финансирование с процентами, характеризуемыми как прибыль или наценка, существуют проблемы с секьюритизацией (это выпуск ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов) и торговлей дебиторской задолженностью по механизмам мурабаха и та вар рук. Эти проблемы возникли из-за того, что большинство юристов, за заметным исключением в Малайзии, запрещали торговлю долгами, за исключением очень строгой передачи долга по номинальной стоимости и перепродажи должнику. Это предотвратило развитие вторичных рынков, которые позволили бы банкам диверсифицировать свои портфели и источники средств. Лизинговое (арендное) финансирование обеспечивало частичное решение обеих проблем: оно якобы основывалось на реальных активах, которые продолжали играть роль в течение всего срока действия финансового механизма, и дебиторскую задолженность по аренде можно было продавать на вторичных рынках как мнимые доли в арендованных активах.

Первоначально разработанное как еще один способ обеспеченного кредитования, лизинговое финансирование осуществлялось путем приобретения активов длительного пользования и их сдачи в аренду с опционом на покупку - основная сумма плюс проценты

перешли к арендодателю в качестве арендной платы, плюс потенциальный окончательный платеж. Для банков в странах, которые запрещают им владеть недвижимостью, компании специального назначения ($РУ/) получали кредит, который использовался для приобретения активов и сдачи их в аренду до погашения. Доли в этих 5Р\/ учитывались как доли в арендованном имуществе, что позволяло им торговать на вторичных рынках.

Предприятие, желающее выпустить облигацию, должно было создать БРУ, которое продавало акции на желаемую сумму финансирования. Выручка от этой продажи была использована для покупки некоторого актива у оригинатора {юридического лицо, осуществляющего переуступку прав требования при проведении сделки по секьюритизации активов, кредитор по долговым обязательствам), который был немедленно сдан в аренду. Таким образом, оригинатор собирал выручку от продажи своего актива в качестве основной суммы и выплачивал основную сумму плюс проценты в виде арендной платы или окончательной цены выкупа, которые передавались держателям облигаций.

Широко разрекламированной областью исламских финансов была разработка методов "скрининга" для выявления "шариатских" акций. Эти фильтры исключали акции компаний со значительными запрещенными видами деятельности (например, пивоваренных заводов), а также фирм с чрезмерным долгом или процентным доходом, Скрининг (проверка кредитоспособности потенциальных партнёров, их порядочности) долга, выбранный отраслью, вызывал особое недоумение, поскольку он исключал фирмы с отношением долга к рыночной капитализации, превышающим одну треть. Это правило явно вынуждало управляющих фондами покупать по высокой цене и продавать по низкой на очень вола-тильных рынках. Более того, это правило отвлекало средства от компаний, принадлежащих мусульманам, которым не разрешалось использовать необеспеченные кредиты в какой-либо степени, в пользу западных фирм с умеренным уровнем заемных средств.

Одним из быстрорастущих секторов исламских финансов является исламская альтернатива коммерческому страхованию, известная как такафул (взаимная поддержка, исламское страхование). Риторика этого сектора основана на идее взаимной защиты от убытков, но большинство такафул-компаний на сегодняшний день не структурированы как компании

си си О си

-О 0-

9 к

У-

X ш О

со

Ё

65

1200

toro

800

600

400

200

979,7

GCC

взаимного страхования (гдестрахователи были бы такими же, как акционеры). Вместо этого такафул-компании, как правило, принадлежат акционерам и действуют через партнерство или агентство для инвестирования премий держателей полисов и выплаты законных требований в форме "добровольных взносов", тем самым избегая исламского запрета на гарар (риск, оп-сасность), который включает торговлю известными суммами (страховая премия) для неопределенных будущих сумм (по потенциальным действительным страховым случаям). Запрет гарартакже применялся для запрета производных ценных бумаг, но форварды и опционы были легко синтезированы из древних контрактов салам (предоплата форвардной продажи) и урбун (опцион колл - приобретение актив по заранее оговоренной цене в определенный момент времени, с предоплатой) соответственно.

Рассмотрим современный уровень развития исламских финансов в мире.

В настоящее время на региональном уровне Совет сотрудничества арабских государств Залива (GCC) сохраняет свои позиции как крупнейший среди исламских финансовых активов. В него входит шесть государств: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман и Саудовская Аравия. На регион в 2020 году приходилось 43,9% мировых исламских финансов, доля которыхв 2019 году выросла на 3%. Регион Ближнего Востока и Южной Азии (MESA) занимает вторую по величине долю, составляющую 24,9%. Доля региона Юго-Восточной Азии (SEA) немного сократилась до 20,3% в 2020 году с 23,8% в 2019 году, в то время как регион Африки остался наименьшим с долей 1,7%. Регион "прочие", включающийТурцию, Великобританию и страны Содружества региона Независимых Государств (СНГ), занимает 4,3% от общего объема глобальных активов исламской индустрии финансовых услуг.

Глобальная исламская индустрия финансовых услуг сохранила темпы роста в 2020 году, несмотря на пандемию короновируса, и оценивается в 2,7 триллиона долларов США, что означает рост на 10,7% в годовом исчислении по сравнению с 2019 годом (рис. 1).

43,1

VIESA

SEA

171,5 0.6 Африка

61 В 31.9 »»22.1 0.6 'Л lili SS

Прочие Такафул

к Исламские банковские активы иСукук «Активы исламских фондов

Рисунок 1 - Разбивка глобальной исламской индустрии финансовых услуг по секторам и регионам, млрд дол. [7]

Такие сектора, как исламский банкинг и исламские рынки капитала способствовали увеличению общей стоимости глобальной исламской индустрии финансовых услуг, в то время кактакафул-сектор испытал небольшое сокращение. Примечательно, что общий рост в 2020 году произошел несмотря на то, что многие исламские страны переживают экономический спад, в результате повышенной неопределенности из-за пандемии СО\/Ю-19.

Наибольшая доля в исламских банковских активах приходится на Саудовскую Аравию -28,5%, при этом наблюдается ее рост по сравнению с 2019 годом на 3,6% (рис, 2). 8 то время как доля Ирана снизилась с 28,6% до 22,1%.

Рисунок 2 - Доля топ-10 стран в глобальных исламских банковских активах, % [7]

Десятку лидеров замыкают такие страны, как Турция (3%), Бангладеш (2,8%) и Индонезия (2,1%).

В последние годы существенно расширяется география стран, в которых развиваются исламские финансы. Среди них Китай, Япония, Австралия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Нигерия, Пакистан и другие. Флагманом исламских финансов на европейском пространстве выступает Великобритания, в которой действует более 20 банков, предоставляющих услуги в рамках исламских финансов.

Небольшой опыт функционирования исламских финансовых институтов накоплен и России.Так,в 1991 году вРоссии появился первый международный коммерческий банк "Бадр-Форте", который проводил ряд финансовых операций, соответствующих нормам шариата. Среди них например, осуществлялось открытие инвестиционных счетов (мудараба), потребительское кредитование (мурабаха) и другие. Однако в 2006 году у данного банка была отозвана лицензия, В 2005 году появилась первая такафул-компания "Итиль", которая прекратила свою деятельность е 2006 году. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) "БКС -фонд "Халяль"", открытый в 2007 году, вкладывал денежные средства только в те ценные бумаги, которые отвечали нормам шариата. В 2015 году данная компания была ликвидирована,

Действующее законодательство Российской Федерации противоречит нормам шариата, в частности Граждане кип кодекс РФ преду с матирает уплату процентов по кредитами вкладам

Жесткая налоговая политика в отношении беепоцентных финансовых инструментов

Риск мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка, пытающихся завуалировать проводимые операции под соответствующие шариату

Г л Недостаток квалифицированных кадров в области исламских финансовых инструментов

Низкая финансовая грамотность населения в целом и в области исламских финансов в частности ^ Л

Рисунок 3 - Факторы, сдерживающие развитие

исламских финансов в России Примерами успешных компаний являются финансовые дома "Амаль" в Казани и "Масраф" в Махачкале, а также товарищество на вере "ЛяРиба финанс". Также следует отметить две

сделки по привлечению инвестиций банком "АкБакрс" в Казани, с использованием товарной мурабахи.

Такие медленные темпы развития исламских финансов в России обусловлены рядом сдерживающих факторов, представленных на рисунке 3 (см. выше).

За последние 30 лет рост численности мусульманского населения в России составил 24%. По состоянию на 2020 год в стране проживает 14 660 504 мусульман, что около 1 0% от всего населения. С учетом мусульман-миг-рантов, численность которых оценивается примерно в 500 000 человек, общее число мусульман вРоссии около 20 млн человек [^.Учитывая постоянно растущую численность мусульманского населения в нашей стране, появляется все больше потенциальных клиентов с особыми требованиями. Также многие инвесторы-немусульмане готовы финансировать "по шариату" и тем самым диверсифицировать свой бизнес.

Заключение

Введенные западные санкции против Российской Федерации лишний раз свидетельствуют о необходимости использования альтернативных источников финансирования, в том числе исламских финансов [4]. В связи с этим в России необходимо предпринять комплекс мер, позволяющий преодолеть выше указанные барьеры на пути внедрения исламских финансов в отечественную финансовую систему. Первоочередными шагами в данном направлении, по нашему мнению, может стать следующее:

- внесение изменений в действующее законодательство, обеспечивающих легитимность использования исламских финансовых услуг на ряду с традиционными услугами;

- проведение конференций, круглых столов, обучающих курсов и другой разъяснительной работы с населением, способствующих повышению финансовой грамотности в области исламских финансов;

- организация подготовки ди пл ом и рова н ны х сп ециал истов, н еобходимых для развития исламского банкинга в России;

- реализация пилотных проектов по оказанию отдельных исламских финансовых услуг, открытие исламских окон в функционирующих финансовых компаниях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си си О си

-О 0-

9 к

У-

X ш О

со

Ё

67

Учитывая сложную геополитическую ситуацию в мире и действие беспрецедентных антироссийских санкций,Российской Федерации необходимо предпринимать меры, способствующие преодолению рецессии и обеспечивающие экономический рост. Привлечению дополнительных инвестиций в нашу страну поможет сотрудничество со странами Востока, развивать которое можно путем создания исламских финансовых институтов.

Литература:

1. Аль Аззави A.A. К вопросу о специфике фун кционирования исламского банкинга и факторах, останавливающих его развитие на территории РФ { A.A. Аль Аззави // Вестник Государственного университета управления. -2017.- № <1. - С 85-88.

2. Беккин Р.И. Исламская модель беспроцентной экономики и современность // Вести.ик

С. Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. - 2007. - N02. - С. 79-89.

3. Беккин Р.И, Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах. URL: http:// www.takafol.ru/arts.php?art=29 (дата обращения: 15.08.2022).

4. Зарипов И.А. Исламские финансы как стратегический ориентир развития России // Вестник финансового университета. - 2016. - № 1 (91).- С 96-110.

5. Куран Т, Исламская экономическая мысль и исламская экономика // Христианство и Ислам об экономике / под ред. М.А. Румянцева, Д.Е. Раскова. - СПб., 2008. - С 279-304.

6. Трунин П.В. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития / П. Трунин, М. Каменских, М. Муфтяхетдинова. -М.: ИЭПП, 2009. - 88 с.

7. islamic Financial Services Board, Islamic Financial Services Industry Stability Report. Kuala Lumpur, Malaysia, June, 2021.

МИР В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДЕКСАХ, ЗАВИСЯЩИХ ОТ РАЗМЕРА СТРАНЫ. I МИР НА ПЛОСКОСТИ {НАСЕЛЕНИЕ, ВВП}

Сейдаметова Зарема Сейдалиевна, доктор педагогических наук, профессор Темненко Валерий Анатольевич, кандидат физико-математических наук, доцент

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

Цель исследования - разработать метод и понятийный аппарат для выявления структуры распределения стран на плоскости {Население, ВВП}- Для достижения этой цели введены два новых экономических индекса: "продуктовый индекс" Pi и "демографический индекс" DI. С помощью тождества, связывающего для каждой страны индексы Р/ и DI с индексом экономической продуктивности ЕРЧ выявлено существование глобального экономического параметра - критического значения индекса экономической продуктивности ЕР/. Выявлен экономический смыл этого глобального параметра. Научная новизна заключается в разработке двумерной интервальной классификации государств по масштабу экономики и масштабу страны. Использование этой классификации выявляет в результате фундаментальные черты распределения стран на плоскости {Население, ВВП}, глубоко укорененные в мировой истории и медленно меняющиеся во времени.

Ключевые слова: мировая экономика; экономические индексы; ВВП; население страны; масштаб экономики и масштаб страны; двумерная интервальная классификация.

DOI 10.24923/2222=243X2022=44.10

THE WORLD IN ECONOMIC INDICES DEPENDING ON A COUNTRY'S SIZE I. THE WORLD ON THE {POPULATION GDPj-PLANE

The purpose of the study is to develop a method and conceptual apparatus for identifying the distribution structure of countries on the {Population, GDP}-plane. To achieve this goal, two new economic indexes have been introduced: the "product index" Pi and the "demographic index" DI. With the help of an identity linking the indices PI and DI for each country with the economic productivity index EPi, the existence of a global economic parameter - the critical value of the economic productivity index EPIwas revealed. The economic meaning of this global parameter is revealed. The scientific novelty of the research lies in the development of a two-dimensional interval classification of states according to the scale of the economy and the scale of the country. The use of this classification reveals, as a result, fundamental features of the distribution of countries on the plane {Population, GDP}, deeply rooted in world history and slowly changing in time. Keywords: world economy; economic indices; GDP; population of the country; an economic scale and a country scale; a two-dimensional interval classification.

УДК 339.97:330.43 ВАК РФ 5.2.5/08.00.14

© Seidameto va Z.S., 2022 <S> Temnenko V.A., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.