Научная статья на тему 'Исламо-турецкий синтез в государственной идеологии Турции'

Исламо-турецкий синтез в государственной идеологии Турции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
747
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / РАСПАД СССР / США / ИСЛАМО-ТУРЕЦКИЙ СИНТЕЗ / Ф. ГЮЛЕН / ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ СНГ / ТИКА / ТЮРКСКО-АМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ / ПАНТЮРКИЗМ / А. ТЮРКЕШ / ТЮРКСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киреев Н.

На рубеже 1980-1990-х годов в государственной идеологии Турции доминировала концепция исламо-турецкого синтеза. Эта концепция изначально базировалась на происламских и пантюркистских идеях, в соответствии с которыми Турции надлежит выполнить особую миссию по интеграции тюркоговорящих мусульманских стран СНГ. «Нации и национализм на мусульманском Востоке», М., 2015 г., с. 229-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламо-турецкий синтез в государственной идеологии Турции»

Мейсан Т. Является ли Свободная сирийская армия революционной, или Кто воюет против Сирии? // Интернет-портал «Сеть Вольтер». 30.07.2012. [www.voltairenet.org/articlel75197.html (27.05.2013.)]

Хамзатов М.А. «Облачный противник» // Независимое военное обозрение. -№ 17 (758). - 24-30.05.2013. [Война в Сирии - уроки для России. Круглый стол «НВО» анализирует ход и последствия вооруженного противостояния на Ближнем Востоке.]

«Конфронтация между Западом и Россией: С кем вы, страны Азии и Африки?», М., ИВ РАН, 2016 г., с. 28-34.

9

Н. Киреев,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИВ РАН ИСЛАМО-ТУРЕЦКИЙ СИНТЕЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ ТУРЦИИ

Аннотация. На рубеже 1980-1990-х годов в государственной идеологии Турции доминировала концепция исламо-турецкого синтеза. Эта концепция изначально базировалась на происламских и пантюрки-стских идеях, в соответствии с которыми Турции надлежит выполнить особую миссию по интеграции тюркоговорящих мусульманских стран СНГ.

Ключевые слова: Турция, распад СССР, США, исламо-турецкий синтез, Ф. Гюлен, тюркские народы СНГ, ТИКА, Тюркско-Американский союз, пантюркизм, А. Тюркеш, тюркский политический союз.

Окончание холодной войны и распад СССР на рубеже 19801990-х годов серьезно повлияли на государственную идеологию Турции. Упрочивая в новых условиях военно-политический и экономический союз с Западом, Турция надеялась использовать его для решения собственных амбициозных планов в Евразийском регионе, утвердившихся в эти годы на откровенно происламской и пантюркистской основе в рамках концепции исламо-турецкого синтеза, т. е. и политический ислам, и пантюркизм осознавались и реализовывались воедино. У тех турецких политиков, которые были воспитаны на недоброжелательстве в отношении распавшегося СССР, не возникало сомнения в том, что в отношении РФ этот региональный план будет поддержан Западом хотя бы для того, чтобы новое государство, возникшее на руинах СССР, -

Российская Федерация, - постоянно сохраняло некую аморфную форму, имеющую тенденцию к распаду. Один из таких турецких «провидцев» так писал об «особой» миссии Турции: «В 19902000 гг. обозначится важный политический процесс, в котором будет задействована Турция, - появятся новые турецкие республики. Турецкое присутствие будет обозначено от Мюнхена и до центрального Китая... Взоры этих государств устремлены на Турцию, они смотрят на нее, как на Каабу... Мы должны быть готовы к союзу турецких государств... для миллионов своих соплеменников Турции необходимо стать старшим братом и лидером»1.

В 90-е годы в Турции вновь заявили о себе мусульманские ордена, общины, джамааты, причем на этот раз в отличие от прежних времен их представляли уже влиятельные финансовые группы и фонды, происламские холдинги2.

Исламисты в эти годы активно действовали не только в торговле, строительстве, промышленности, но и в информационном пространстве. Конгломерат мусульманского капитала и джамаатов в области информации в Турции и в целом в регионе проявил невиданную активность и размах: в отличие от прошлого «кемалист-ского» времени он имеет в своем распоряжении новейшие дорогостоящие средства полиграфии, активно использует такие достижения глобализации, как спутники связи, Интернет, в целом Всемирное единое информационное пространство, обеспечивающее всеобъемлющую интеграцию. При этом в распоряжении указанных групп тысячи мечетей, земельные участки, приюты, интернаты, школы для воспитания мусульманской молодежи. Некоторые турецкие авторы уверены, что «запрещенные в 1925 г. тарикаты стали переживать свой золотой век; их члены активны на всех уровнях политической жизни - в партиях, в правительстве, в общественных службах, в кругах интеллектуалов, а также в мире предпринимателей и финансистов»3.

Деятельность турецкого политического ислама в 90-е годы в сферах культуры, просвещения в Евразии была нацелена непосредственно на постсоветское пространство, на тюркские народы, исповедующие ислам. Последователи исламизма открыто обратились к насаждению сепаратистских идей в Российской Федерации и поощрению исламизма и пантюркизма в новых государствах Центральной Азии4.

Сразу после распада СССР, в январе 1992 г., при турецком МИДе было создано Агентство тюркского сотрудничества и развития - ТИКА, привлекшее к работе ученых из тюркских республик:

историков, филологов, языковедов. Цель была очевидна - координация на государственном уровне всех видов международной деятельности во имя единения всех тюрок, исповедующих ислам. Агентство наладило издание нескольких специально ориентированных журналов - на турецком, английском, казахском, киргизском, туркменском, узбекском языках, приступило к реализации обширной программы сотрудничества с тюркскими республиками, помощи им в реализации различных учебных, научных, социальных и других проектов. Что касается деятельности исламистов Турции, особенно преуспел в этом джамаат Фетхуллаха Гюлена, носитель так называемой «концепции служения» ('Ы2ше1:'). Свидетельством «умеренности», «бескорыстия» и «благородства» задач, выполняемых этим джамаатом, особенно в области просветительства, стали «школы Гюлена». По мнению некоторых турецких авторов, эта концепция изначально была рекомендована исламскому миру разведкой США5.

Турецкий автор Ф. Булут в своей книге «Возвышение капитала тарикатов» отмечал, что предприниматели, связанные с отставным проповедником Ф. Гюленом, учреждая в самой Турции и вне ее («в том числе в Москве») школы, «создали империю просвещения», причем число таких школ за рубежом превышает 250. Программы преподавания носят видимость светскости, но «в неурочные часы ведется религиозное обучение и пропагандируется деятельность джамаата». Он приводит высказывание по этому поводу Г. Фуллера: «Турция приближается к региону (Евразийскому) очень разумно, исподволь. При этом очень важное значение имеют турецкие школы, распространившиеся по всему региону и обучающие и турецкому, и английскому языкам. Можно ожидать, что со временем в Средней Азии английский язык займет место русского». Одна из долгосрочных задач джамаата в самой Турции - «ликвидация светского режима»6.

Благожелательно настроенный в отношении Ф. Гюлена турецкий автор X. Тургут писал, что выход на пространства Евразии джамаата Гюлена свидетельствовал о начале принципиально нового периода деятельности этой религиозной общины. Гюлен высоко оценил падение Берлинской стены и распад СССР и призвал своих последователей заняться странами, бывшими ранее «за железным занавесом». Об этом он провозгласил в своей проповеди в стамбульской мечети Сулеймание в ноябре 1989 г., и уже 11 января 1990 г. его первая миссионерская группа в составе 11 человек про-

следовала в Грузию через пограничный пункт Сарпы. Два дня они провели в Батуми, затем прибыли в Тбилиси7.

Вторая группа в составе 37 человек с караваном автомашин отправилась 28 мая, имея при себе 3 т груза - книги, кассеты и подарки. «Миновав границу, эта группа посетила Батуми, Тбилиси, Казань, Гянджу, Баку... Семьи в этих местах начали готовить документы для отправки своих детей в Турцию. Затем группа направилась из Азербайджана в Узбекистан, потом в Казахстан и Таджикистан». Деятельность группы оказалась эффективной, «молодежь получила возможность свободно выехать учиться в Турцию, своими глазами убедиться в значимости Турции. Об этом они будут рассказывать своим друзьям дома, что будет способствовать открытию там турецких колледжей...»8

Так началась миссионерская деятельность джамаата Гюлена, причем не только в странах Центральной Азии, но и в регионах России с мусульманским, тюркским населением и даже в Москве. В турецких изданиях тогда сообщалось, что компании джамаата создали «школьную империю» - учебные центры в Якутии, Туве, Хакасии, Башкортостане, Чувашии, Татарстане, Дагестане, Москве, в государствах Центральной Азии, Азербайджане, Грузии, Румынии, Молдове, Албании, на Украине (в том числе в Крыму) и других странах. Издаваемая Поленом массовым тиражом в Турции газета «Заман» выходила в Москве, Казани, Уфе и в других городах. В номерах московского издания его сотрудники - местные журналисты - помещали материалы, популяризирующие личность Гюлена9.

Появились в РФ и переводы на русский язык книг Гюлена, содержащих призывы к межконфессиональному взаимодействию, защите моральных заповедей, общечеловеческих ценностей. При этом как бы вскользь, но терпеливо и настойчиво проводилась мысль о том, что ныне единственной «подлинной религией» является ислам. Например, в предисловии ко второму тому изданной в Москве на русском языке в 2001 г. книги Ф. Гюлена «Сомнения, порожденные веком» не было упомянуто об острой критике в турецком обществе деятельности джамаата Гюлена и о причинах судебного преследования Гюлена в Турции. Наоборот, утверждалось, что «у Фетхуллаха Гюлена миллионы последователей во всем мире», «ученые и интеллектуалы современной Турции прямо или косвенно признают Фетхуллаха Гюлена одним из наиболее влиятельных мыслителей и писателей XX в. не только Турции, но и всего исламского мира». Автор предисловия соглашался с тем,

что в рекомендуемой им книге ислам противопоставлен всем другим мировым религиям: «Присущая ему форма богослужения соответствует зрелому, развитому обществу. Что же касается других религий, то они с течением времени, в сущности, подверглись искажению и потеряли свой истинный облик»10.

Безудержное восхваление книг Гюлена на российском книжном рынке продолжилось в прежнем духе и позже11. Следует отметить, что некоторым российским СМИ все же удавалось предоставлять читателю правдивую информацию об истинных целях этого исламистского движения в России, направленного на ее распад. Так, газета «Россия» сообщала, что «за антироссийскую пропаганду только из Дагестана за последнее время выдворено 14 турецких граждан, десять из которых - преподаватели местных лицеев. Еще десять - из Карачаево-Черкесии»12.

Что касается турецких почитателей «просветительской» зарубежной деятельности Гюлена, они якобы благодарны ему за то, что такая активность поднимает престиж Турции за рубежом13. Об успешных итогах такой деятельности писал турецкий журналист X. Альбайрак после посещения в 2007 г. в Крыму одной из школ Гюлена: «Владимиру 26 лет. Он православный этнический украинец... ищет пути развития Украины и убежден, что некоторые из таких дорог пролегают через Турцию... Несмотря на то что минуло уже восемь лет, как он окончил турецкую школу в Бахчисарае, он не может забыть турецких учителей... Как приятно сознавать, что в сотнях турецких школ воспитаны тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч выпускников, подобных Владимиру»14.

В первые годы успехов своего джамаата в Евразии Гюлен позволял себе говорить об истинных целях своего «бескорыстного» просветительского служения в этом регионе. Развернуто и откровенно он написал об этом в 1996 г. в религиозном журнале «Ени умит». В одной из статей он изощренно сочетает сакральную тему ислама как веры с «бескорыстными призывами к движению турецких предпринимателей и культуртрегеров» в «степях Средней Азии», которое он именует «священным потоком во имя ислама». Этот поток «предопределен судьбой», «пришла наша очередь выполнить свой долг», «вернуться на родину наших предков»15. Гюлен не ограничивается лишь экономическими расчетами, а прибегает к аргументам и духовного, идеологического, свойства: «Если наши инвесторы будут действовать с умом и оценят такие сферы сотрудничества между нами, как религия, язык, культура, историческое единство, смогут этот шанс использовать, мы сумеем

выйти из экономического тупика, войдем в ряд богатых стран мира. Эти и похожие моменты я начал разъяснять с кафедр мечетей с 1989 г., с момента таяния России» .

Школьная «благотворительность» джамаата Гюлена за рубежом сопровождалась в самой Турции не только одобрительными высказываниями. В те же 90-е годы звучала и критика такой дея-тельности17. Газета «Джумхуриет» писала о том, что «школы Фетхуллаха за границей стали причиной ухудшения отношений Турции особенно с Узбекистаном; правительство этой страны закрыло все школы, открытые как Ираном, так и Ф. Гюленом. Турецкий атташе по образованию был выслан из этой страны, узбекские студенты отозваны из Турции»18.

Критика в Турции Ф. Гюлена заставила прокуратуру страны начать судебное расследование его антиконституционной деятельности. В обвинительном заключении, представленном прокурором суду 31 августа 2000 г., утверждалось, что «при участии кадров, хорошо подготовленных и обученных в принадлежащих ему школах, интернатах и на курсах», Гюлен намеревался «отвергнуть принципы Ататюрка и ликвидировать светскую республику... учредить государство на принципах ислама»19. Иск был заочным, поскольку к этому времени обвиняемый уже полтора года находился в США. Позже в СМИ появились сообщения о том, что 4 января 2001 г. упомянутый прокурор М. Юксель представил суду дополнительные документы, свидетельствующие, что Гюлен связан с ЦРУ. При этом Юксель сообщил, что эти свидетельства взяты из записки «Агенты влияния - влиятельные шпионы и фет-хуллисты», представленной ему профессором Анкарского университета Н. Хаблемитоглу. В записке утверждалось, что «модель тариката, которую предпочли США, в нашей стране применяется фетхуллистами. Внешняя поддержка тариката, являющегося самой большой угрозой нашей светской республике, исходит от США»20.

Пространная критическая оценка деятельности общины была дана в те дни также на одном из сайтов в Интернете, открытом оппонентами Ф. Гюлена. На нем джамаат также обвинялся в тесных связях с американскими спецслужбами: провозглашая лозунги «служения тюркскому миру от Адриатики до Великой Китайской стены», школы Гюлена «служат не Турецкой Республике, а Соединенным Штатам»21. На этом же сайте с резкой критикой Гюлена выступил и Н. Хаблемитоглу, автор разоблачительной книги «Крот» о Гюлене. Позже, в декабре 2002 г., он был убит

неизвестным преступником, пополнив список жертв политического террора в Турции.

На сайтах Ф. Гюлена, давно проживающего в США, в штате Пенсильвания, безудержно рекламируется его «просветительская» деятельность «во имя мира во всем мире». 24 января 2008 г. турецкий Конституционный суд принял решение об оправдании Гюлена, за этим последовала еще более бурная активность джамаата по пропаганде взглядов Гюлена и инициированию соответствующих «международных форумов». Перечисляются десятки стран, городов, где прошли «международные конференции», прославлявшие деятельность Гюлена, чаще всего при этом называются города США, Европы, Африки, Азии22.

Со временем Гюлен превратил США чуть ли не в главную заграничную «базу» «просветительской» деятельности джамаата, недаром он заявлял, так же, как благодаря своим школам он развалил Россию, «однажды он покорит Америку»23. Судя по информации последних лет, джамаат действительно стремится в США добиться этой цели. В 2010 г. сообщалось о том, что 180 учебных заведений в США, контролируемых джамаатом, были объединены «под одним зонтом в Ассамблею тюрко-американских федераций (Assembly of Turkic American Federations - ATAF), причем на торжествах по этому поводу присутствовали американские сенаторы и чиновники. При этом уточнялось, что «эта зонтичная организация представляет собой не только турок из Турции, но и граждан из стран Центральной Азии, Малой Азии и граждан с Балкан»24. Через два года гюленовская газета в США «Заманамерика» сообщала читателям о том, что произошла дальнейшая централизация этих организаций: «...конгресс, организованный на прошлой неделе в Вашингтоне ТАА - Тюркско-Американским союзом - и являющийся крупнейшей крышей турок, привлекает внимание своим объединительным и конструктивным характером. Теперь ТАА -самая крупная крыша турок в Америке». В составе шести региональных федераций под одним «зонтиком» представлено более 200 организаций, действующих на всей территории страны: «ТАА создан недавно, в его названии предпочтено вместо слова "турецкий" слово "тюркский". Цель в том, чтобы создать единую платформу не только для проживающих в Америке турок, но и для всех тех родственных сообществ, осознающих себя турками». Речь идет примерно о 2,5 млн, «это немалая цифра, достаточно, чтобы потенциальная энергия могла превращаться в энергию

кинетическую». На прошедшем в этом году съезде ТАА на первый план вышло обсуждение понятия «тюрк»25.

В конечном счете такой небывалой активностью Гюлена заинтересовалась в США организация «Граждане против лоббирования особых интересов в государственных школах» и выяснила множество фактов, свидетельствующих о двуличии в деятельности турецких исламистов - приверженцев Ф. Гюлена26.

Настойчивый миссионерский настрой турецких исламистов в немалой степени переплетался с активностью пантюркистских идеологов и почти буквально совпадал с некоторыми тезисами соответствующих официальных инстанций Турции того времени. В одном из докладов, подготовленных в рамках 8-го пятилетнего плана Турции (2001-2005), посвященном отношениям Турции с тюркскими и другими странами региона, особо были сформулированы задачи в сфере религии: «...благодаря своему светскому и демократическому режиму... Турция в состоянии предложить свою модель... продолжить поддержку богословских лицеев и факультетов, открытых в Азербайджане, Туркменистане, Киргизста-не, Казахстане, Дагестане и Нахичевани...»27

Идея тюркского глобализма после распада СССР была положительно воспринята и в МИД Турции, об этом обозреватель Ф. Мерджан писал в конце 1999 г. в газете «Заман», ссылаясь на книгу посла Онура Оймена. В книге отмечено, что вступление Турции в ЕС «приравняет ее по числу депутатов в Европарламенте с Германией», а спустя 50 лет Турция по населению станет самой крупной державой Западной Европы. Что касается судьбы России в Евразии, то, по мнению автора, она станет аналогичной судьбе европейских стран - через 50 лет население России сократится на 30 млн, а население тюркских государств возрастет также на 30 млн и достигнет 90 млн28.

Пантюркисты с особым энтузиазмом встретили появление независимых тюркских государств, и таким образом на евразийском внешнеполитическом направлении Турции именно в 90-е годы «в чистом виде» предстала, как реально действующая, концепция исламо-тюркского синтеза. На Северном Кавказе со своими «просветительскими задачами» развернули деятельность турецкие «серые волки» А. Тюркеша, наблюдалось стремительное возрождение влияния радикального крыла Партии националистического движения (ПНД). 12 декабря 1991 г., когда исламисты Гюлена разворачивали свою деятельность на территории СНГ, на заседании турецкого парламента выступил лидер «серых волков» А. Тюркеш,

призвавший «откликнуться на критическое состояние турецких республик Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Киргизстана и Туркменистана». Напомнив присутствующим, как упрекали его прежде «в шовинизме и мечтательности», он заявил, что отныне, при единстве 200 млн турок в мире, «туранизм уже не фантазия,

29

а реальность» .

Возобновивший свою деятельность журнал «Очаг идеала» из номера в номер на внутренней обложке начал публиковать патриотические призывы «от имени вождя» («Ва§Ь^'ёаи»), скончавшегося 4 апреля 1997 г.: «Действуй, турок, пора проснуться! У тебя не осталось Румелии, мадьярских земель, Сирии и Ирака, нет Палестины, Египта, Триполитании, нет и Туниса с Алжиром, нет Крыма и Кавказа. Осталась лишь последняя частица родины! Действуй, как Бозкурт (т.е. "серый волк". - И. К), берись за дело, трудись, пусть возродятся прежние времена. Вновь разверни навстречу горизонту победоносные славные знамена. Великая Турция - превыше всего !»30.

На 6-м Курултае дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и сообществ, созванном в 1998 г. по инициативе ТИКА в г. Бурса (Турция) и где были представлены Турция, семь тюркских республик, десять автономных и федеральных республик, два автономных района, представители тюркских сообществ из 26 стран, участники продемонстрировали намерение не только обращаться к далекому общему этническому прошлому, но и выдвинули план ближайшего единого политического будущего перед лицом глобализации. Преемник А. Тюркеша, новый лидер ПНД, например, заявил: «Если турецкие государства и сообщества возьмутся за руки, они смогут занять достойное место в новых глобальных структурах, присущих XXI веку». Лидер другой светской партии Т. Чиллер, будучи на посту премьер-министра, выразила уверенность, что «у турецкой версии происходящей глобализации нет никаких препятствий. XXI век станет веком тюркского глобализма. Мы должны учредить Совет Тюркского Мира» .

Схожие взгляды высказывали тогда и другие влиятельные представители турецкой интеллектуальной элиты, историки, политологи. Есть ли разница между турком и тюрком? Профессор С. Ташхан, президент Института внешней политики Турции, тесно сотрудничающего с МИД страны, полагает, что «различие между понятиями "турецкий" и "тюркский" не очевидно в турецком языке. В Турции считается, что это различие - искусственное, оно навязано западными учеными, чтобы разделить фактически общий

народ турецкого происхождения». Об этом интервью с Ташханом в Анкаре в декабре 1994 г. писал английский профессор Г. Уинроу, преподававший тогда в Босфорском университете в Стамбуле . Мнение С. Ташхана нашло свое подтверждение в вышедшей в 1996 г. в Анкаре книге «История новых турецких республик», принадлежащей перу турецкого профессора М. Сарая. В его глазах виновником эволюции тюркских племен в современные нации является Россия. На первых же страницах книги утверждалось: «...каждый из наших братьев составляет неделимую часть турецкой нации». Тот факт, что ныне «их называют не турками, а отдельными народами - узбеками, казахами, киргизами, туркменами, азербайджанцами, - является итогом примененной Москвой системы "разделяй и властвуй"»33.

В ряде изданий вновь и вновь повторялась идея о едином турецком народе. Так, в издаваемой в стране англоязычной литературе вместо давно устоявшегося понятия Turkic Republics для обозначения тюркских республик все чаще используется другой термин - Turkish Republics, т.е. турецкие республики.

Как очевидно, в Турции, наряду со сторонниками расширения многосторонних партнерских отношений с Россией, представленных также влиятельными предпринимательскими кругами, к середине 90-х годов на базе идеологии исламо-турецкого синтеза сформировался мощный фронт политического противостояния России в Евразии и навязывания в этом регионе третьей стороне, т.е. новым государствам, странам СНГ, антироссийских, а часто -антирусских настроений. При этом преобладали и крайний исламизм, и крайний тюркизм, адресуемые не только тюркским новым государствам, но, в не меньшей степени, и тюркам России. Появились высказывания в духе ксенофобии, призывы к мирному выдавливанию русских из тюркских республик, замене русского языка на турецкий и английский через сеть турецких учебных заведений всех ступеней, прежде всего подразумевались школы Гюлена. Не только русский язык, но и сами русские стали раздражать некоторых турецких авторов. Так, Локман Узель, специалист по турецкому языку и культуре, в статье о Туве написал, что она долго оставалась «под тяжелым, мучительным гнетом русских, что и сегодня еще она находится в тени у русских», из-за экономических неурядиц «русские сегодня не в состоянии должным образом позаботиться как о тувинцах, алтайцах, якутах, так и о других турецких племенах, эти северные турецкие республики сегодня не

в состоянии воспользоваться тем вниманием, которое проявляют к ним мир, мусульмане, другие тюрки, а также Турция»34.

Незадолго до подписания в ноябре 1999 г. российско-турецкого соглашения о совместной борьбе с терроризмом газета «Известия» опубликовала материал под названием «Турецкий марш», в котором описала, как Турция втягивается в террористическую деятельность против Российской Федерации на Кавказе. В частности, сообщалось, что чеченские полевые командиры «то и дело выезжали и выезжают через Турцию в страны Ближнего и Среднего Востока, особо не скрывая свои передвижения». «Именно из этой страны в Ичкерию поступали военная амуниция, медикаменты, современные средства связи, продукты питания. Помимо этого на всем протяжении войны именно в Турции печаталась чеченская агитационная литература, а также символика независимой Ичкерии, которая нашивалась боевиками на куртки и кепки цвета хаки. Кроме того, именно в Турции поправляли свое здоровье чеченские боевики, получившие ранения в боях с федеральной армией (например, Салман Радуев)»35.

В заключение можно сказать, что искусная, терпеливая, рассчитанная на длительные сроки исполнения идеологическая экспансия, особенно широко и успешно осуществляемая тем же джамаатом Гюлена в рамках «концепции служения» и в соответствии с идеологией исламо-турецкого синтеза, принесла на рубеже двух веков определенные плоды. Вместе с тем очевидно, что добиться главного, на что рассчитывали турецкие исламисты и пан-тюркисты, - учредить в Евразии под их патронажем некий тюркский или даже турецкий политический союз, - не удалось, причем решающее слово здесь было сказано как демократической общественностью Турции, так и общественностью самих новых государств Евразии. Более того, как во внутриполитической борьбе за власть, так и за влияние в обществе лидеры и защитники исламо-турецкого синтеза подчас оказываются непримиримыми соперниками. Последние примеры: острый конфликт между недавними союзниками во власти партией ПСР и джамаатом Гюлена; борьба за президентское кресло на выборах в августе 2014 г., в которой Партия умеренных исламистов и Партия радикальных националистов, поддержав разных кандидатов на этот пост, оказались непримиримыми политическими конкурентами. Политические успехи АКП и ее лидера с внешней концепцией равноправного сотрудничества цивилизаций и внутренней - умеренной исламиза-ции, противостоящей джамаату Гюлена, пантюркизму Партии НД

и светскости НРП в период длительного правления этой партии, заметно снизили значимость исламо-турецкого синтеза как главной составляющей государственной идеологии Турции.

Примечания

Ozmen А. 2000 yilinda Turkiye. - Istanbul, 1991. - S. 100-101, 109. Так, крупнейшее движение исламистов Милли гёрюш в середине 90-х годов сумело обеспечить себе многомиллионный электорат, успешно выступило на выборах. Предвыборную кампанию 1995 г. очередная партия этого движения - Рефах - строила на лозунгах, утверждающих, что место Турции «не в ЕС, созданный как христианский союз, ее место - в союзе мусульманских стран» (24 Araiik 1995 Refah Partisi Secim Beyannamesi. 1995. S. 1, 4, 17, 29). «Обители сулейманистов и накшбенди ринулись открывать незаконные курсы Корана и приюты, чтобы обучить прибывающую из сельских мест в города неимущую молодежь. В публикациях наблюдается всплеск развертываемых тарикатами и другими религиозными группами идей шариата и ориентации общества на шариат» (Cizre U. Muktedirlerin Siyaseti. Merkez Sag-0rdu-islamcihik.istanbul, 1999. S. 107, 108).

Так, некоторые представители интеллигенции Татарстана сочли тогда, что только полная независимость от России обеспечит будущность татарского народа. Об этом, в частности, в 1996 г. некто Р. Амирханов писал: «... дальнейшая судьба нашего народа во многом определится способностью подрастающей молодой смены использовать исторический шанс, связанный с кризисом имперской государственности и довести борьбу за национальный суверенитет до конца». Автор утверждал, что успех этой борьбы будет определяться приверженностью подрастающей молодой смены таким духовным ценностям, как ислам, тюркизм и национализм (Панорама - Форум. - Казань, 1996. - № 1 (4). - С. 28). Однако, по словам тогдашнего президента Татарстана М. Шаймиева, поведение духовенства, в том числе мусульманского, в Татарстане «было достойным»: «...когда провозгласили декларацию о государственном суверенитете, когда мы встали перед дилеммой: быть миру в Татарстане или не быть, и разные партии и движения "раскачивали лодку", духовенство повело себя очень достойно, призывая к миру и спокойствию» (Мусульмане. - 1999. - № 1 (2). - С. 11-14).

Так называемые «отставные» агенты ЦРУ начали встречаться с исламистскими интеллектуалами. Обсуждался вопрос, каким должен быть «новый образ» Турции. Подготовленный американской организацией Ренд Корпорейшн доклад «The Prospects for Islamic Fundamentalism in Turkey» был затем издан в 1990 г. на турецком языке под заголовком «Amerikan Gizli Belgelerinde Turkiye'de islamci Akimlar» («Исламистские течения в Турции по американским секретным документам»). В предисловии был упомянут Г. Фуллер как ответственный редактор (Erbil T. Seriati beklerken. - Istanbul, 1996. - S. 260, 261). О Фуллере другой осведомленный турецкий автор писал: «Фуллер занимает особое место среди тех американцев, которые наблюдают за Турцией... Он долго работал в ЦРУ в отделе Ближнего Востока. Его имя стоит на многих

3

4

5

документах, касающихся Турции» (Gungor N. Yenilikci Hareket. - Ankara, 5 baski, Haziran 2005. - S. 73-74).

6 Bulut F. Tarikat Sermayesinin Yukselisj. - Istanbul, 1997. - S. 291, 292. Другой автор, вскоре убитый неизвестным, писал: «Самый эффективный сайт в Интернете, используемый фетхуллистами против своих критиков, осуществляется при технической, пропагандистской и логистической помощи ЦРУ» (Hablemitoglu N. Kostebek. - Istanbul, 2006. - S. 129).

7 Контролируемая джамаатом Гюлена газета «Заман» позже писала в статье «Наша атака на просвещение в Грузии», что с 1993 г. в Тбилиси действует Колледж им. Демиреля с филиалом в Батуми, открыт Черноморский университет (Zaman. 03.04.1996).

8 Yeni Yuzyil, 14.01.1998. В Кыргызстане, например, турецкая фирма открыла 11 школ и училищ и компьютерный центр, в них обучались 1836 учащихся (Zaman. 03.04.1996).

9 Например, в одном из июньских номеров московской «Заман» за 1998 г. было опубликовано интервью с ним на четырех «турецких» страницах с огромными фотографиями автора. Там же российский читатель, уже на «русских» страницах, был проинформирован о человеке, «посвятившем свою жизнь благотворительности, благочестию, служению людям всего мира, независимо от их вероисповедания, расы, языка» - Гюлене, «мудреце и философе» (Время -Zaman. Международная газета. - М., 1998. - № 21).

10 Гюлен М.Ф. Сомнения, порожденные веком. Т. 2. - М., 2001. - С. 6, 10, 54.

11 В 2006 г. в предисловии академика РАЕН В. Шеремета к русскому изданию книги Гюлена «Критерии или огни в пути» автор был представлен как «выдающийся исламский мыслитель суфийского направления, поэт и общественный деятель, гражданин Турецкой Республики, а в сущности - всей Земли».

12 Росcia. 11.04.2001.

13 Ozsoy О. Turkiye'nin imaj sorunu. - Istanbul, 1998. - S. 343-347.

14 Автор пишет далее: «Через короткое время эти молодые люди станут авторитетами в своих странах - в науке, промышленности, торговле, искусстве, в СМИ, в политике. Они - потенциальные руководители, лидеры, подготовлены к тому, чтобы предпочтение в международных отношениях всегда отдавать Турции» (Yeni safak. 06.11.2007).

15 Свои призывы Гюлен сопровождал прагматическими планами: «В дни, когда насыщение нашего внутреннего рынка достигло высшей точки, мы нуждаемся во внешних рынках... Теперь предоставляется редкий случай - Средняя Азия» (Yeni Omit. Ekim-Kasim-Araiik. 1996. № 34).

16 Там же.

По поводу благотворительности общины Гюлена на территории бывшего СССР отставной генерал К. Явуз заявил: «В то время как мои дети не имеют возможности получать образование, в школах Центральной Азии оно идет на современном уровне. Русскому ребенку в С.-Петербурге предлагается петь турецкий Марш Независимости» (Radikal. 21.03.1998).

Газета отмечала также, что «и религиозные кадры в школах Гюлена, и преподаватели религии от турецкого Минпроса преподносят Ататюрка как атеиста... Библиотеки этих, казалось бы, официальных школ заполняются книгами, осуждающими светскость и Ататюрка, а также текстами проповедей

17

Гюлена в духе нурджизма»; этот исламист, уделяя главное внимание республикам Центральной Азии, «стремится расширить там зону влияния США; его община стала столь влиятельной и организующей силой после распада СССР» (Cumhuriyet. 3.09.2000).

http://fgulen.com/tr/fethullah-gulen-kjmdir/gulen-hakkinda/fethullah-gulen-hayat-kronolojisi

Автор записки пишет далее, что в итоге контактов с представителями ЦРУ и губернатором штата Пенсильвания Гюлен понял, что «джамаат в границах штата может открывать свои школы... Согласно сообщениям самих его приближенных, до недавнего времени ходжа-эфенди состоял агентом разведки Турецкого государства, после расширения связей с ЦРУ он некоторое время еще оставался в штате этой информационной службы. И пока эта связь не была замечена ТВС и МИТ, общественность продолжала считать джамаат символом миролюбия». На заданные журналистами в те дни вопросы Хабле-митоглу по поводу его записки ответил: «Связи Гюлена с ЦРУ я установил, проведя исследования в США, и многое из того, что установлено мною, известно разведывательным органам государства». http://arsiv.ntvmsnbc.eom/ news/193310.asp; http://turkishinvitations.weebly.com/msnbc-turkish-afnliate-news-article-ankara-university-professor-claimed-cia-gulen-connection.html с пометкой: Click here to view the original archived article on the NTV-MSNBC website.

«В школах общины за рубежом, особенно в тюркских республиках, агенты ЦРУ работают в качестве преподавателей английского языка. Американские дипломатические паспорта имеют преподаватели школ Гюлена в Узбекистане, Киргизии... Расширение связей Турции с другими тюркскими республиками чрезвычайно важно, отвечает интересам Турции. Однако связи, учреждаемые под контролем Америки, ухудшают отношения Турции с соседями, способствуют конфликтам и вооруженным столкновениям в регионе. Америка стремится к этому и использует в своих планах Ф. Гюлена». www/geocities. com/fettosh/index

http://fgulen.com/tr/fethullah-gulen-kimdir/gulen-hakkinda/fethullah-gulen-hayat-kronolojisi

http://yenisafak.com.tr/gundem-haber/himmetin-yuzde-15i-gulenin-kasasina-17.03. 2014-626559

http://www.hurriyetdailynews.com/default.aspx?pageid=438&n=the-gulen-movement-plays-big-in-washington-2010-05-14

http://www.zamanamerika.com/index.php/tr/yazarlar2/item/5834-amerikal-tuerklerin-balans-ayar

Подробнее об этом см. файлы и гиперссылки на сайте http://turkishinvitations. weebly.com/

Такая инициатива, по мнению авторов доклада, будет способствовать объединению нынешних «тюркских племен» в единую турецкую нацию и в лоне единой религии: «Распространение единой веры во всех республиках во многом будет обеспечивать единение региона и, таким образом, переход от племенных различий к образованию нации». Что касается непосредственно Российской Федерации, там «продолжается и возрастает миссионерская деятельность в отношении наших соплеменников, живущих в автономных

20

21

22

23

24

25

26

27

районах и республиках Российской Федерации» (Turkiye ile Turk Cumhuri-yetleri ve bolge ulkeleri iliskileri Ozel ihtisas Komisyonu Raporu. - Ankara, 2000. -S. 283-285).

Став влиятельной державой «под зонтиком ЕС», Турция одновременно «под зонтиком ислама» окажется единственной в мире державой третьего тысячелетия, которая будет и лидером мусульманского мира. «С какой стороны ни взглянуть, со своим двойным преимуществом как страны между Европой и Азией Турция претендует на роль ведущего лидера в новом тысячелетии» (Zaman, 15.12.1999) http://www.zaman.com.tr/ssayfa/odosya/milenyum.htm В интервью газете «Хюрриет» 12 января 1992 г. 75-летний Тюркеш так ответил на вопрос корреспондента: начинается ли после распада СССР золотой век туранизма: «До золотого века еще далеко, сделан лишь небольшой шаг, правда, вселяющий надежду. Естественно, они ждут, что Турция возглавит это движение» (Poulton Н. Top Hat, Grey Wolf and Crescent. - N.Y., 1997. -P. 149-150).

Ulku Ocagi Dergisi. Yil 4.Sayi 43. - Kasim, 1997. - S. 2.

Radikal. 21.03.1998. Примерно на таком же идейном фундаменте проводились в Турции и последующие ежегодные курултаи дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и сообществ (Avrasya Dosyasi. TJKA. - Ankara, Mart 2000. - S. 1).

Автор разъяснял: «...внезапное повторное открытие почти забытых народов тюркского происхождения вело к раздутым надеждам и нереалистичным ожиданиям со стороны некоторых турецких должностных лиц... Рост националистических чувств в Турции инициировался турецкими властями и общественностью... Различные комбинации политических устремлений и амбиций в отношении Центральной Азии стали очевидными среди некоторых министров, политических партий, агентств и лоббистов». По личным наблюдениям Уинроу, первоначально после распада Советского Союза, когда речь заходила о ставших независимыми «центральноазиатских народах», в Турции термины «Turki» и «Turkik» использовались чаще, чем «Turk», что свидетельствовало о различии понятий «тюрок» и «турок» в английском языке. «Однако, термин, означавший "турок", был вскоре универсально принят и для центральноазиатских государств, чтобы подчеркнуть близкую связь между ними и Турцией» (Winrow G.M. Turkey in Post-Soviet Central Asia. - L., 1995. -P. 3-8).

Saray M. Yeni Turk Cumhuriyetleri Tarihi. - Ankara, 1996. - S. 3. Turk Dunyasi. Tarih Dergisi. - Istanbul, Mayis 1997. - S. 33. При этом автор статьи упрекает российские власти в том, что они закрывают глаза на такую позицию Турции: «Сомнительно, что Москва не была информирована собственными спецслужбами в Анкаре о той роли, которую играет Турция в чеченской войне на стороне противника. Получается, что наша власть обо всем знала, но молчала, хотя рычагов воздействия на турецкое правительство у нее было предостаточно» (Известия. 08.06.1999).

«Нации и национализм на мусульманском Востоке»,

М., 2015 г., с. 229-240.

29

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.