мизма и террористической угрозы на территории своей страны, поэтому основными задачами на ближайшую перспективу станут сдерживание исламистских группировок в рамках границ их традиционного ареала деятельности и недопущение распространения их влияния на весь Пакистан.
«Вестник Московского университета. Сер. 25.
Международные отношения и мировая политика»,
М., 2011 г., № 3, с. 219-235.
Борис Долгов,
кандидат исторических наук (ИВ РАН) ИСЛАМИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В АЛЖИРЕ
В результате коллапса «социалистического лагеря» на рубеже 80-90-х годов XX в. происходит отказ ряда арабских стран, в том числе Алжира, от ранее провозглашавшейся ими идеологии национализма с элементами социализма (социалистической ориентации). Образовавшийся своеобразный идеологический вакуум стал заполняться различными исламистскими концепциями, отражавшими в том числе социальный протест неимущих слоев населения, так как многие арабские страны переживали в этот период социально-экономический кризис.
На волне масштабной демократизации общественно-политической жизни, проходившей в условиях системного кризиса, в Алжире в начале 1990-х годов сформировался Исламский фронт спасения (ИФС). В тот период это было самое массовое в арабском мире исламистское движение и наиболее влиятельная политическая сила в Алжире. В рядах ИФС, по заявлениям его лидеров, в начале 1990-х годов насчитывалось до 3 млн. членов. На первых альтернативных парламентских выборах в 1992 г. за ИФС проголосовало около 50% избирателей. Легитимный приход к власти исламистов предотвратило вмешательство армии, традиционно занимавшей доминирующее положение в жизни алжирского общества. Это, в свою очередь, привело к радикализации исламистского движения, экстремистские силы которого развязали многолетнее вооруженное противостояние с властями. В своей активной форме оно продолжалось с 1992 по 1999 г., за это время погибло более 150 тыс. алжирских граждан. Алжир оказался на грани гражданской войны и стал одним из очагов радикального исламизма, борьба с которым продолжается до сих пор. Тем не менее руковод-
138
ство Алжира во главе с президентом Абдель Азизом Бутефликой сумело, с одной стороны, в основном подавить радикальный исламизм, а с другой - инициировать процесс восстановления гражданского согласия. В 1999 г. был принят закон, провозглашавший амнистию исламистам, добровольно прекратившим вооруженную борьбу. В 2005 г. на общенациональном референдуме была одобрена «Хартия за мир и национальное примирение». Она имела целью дать возможность вернуться к мирной жизни тем алжирцам, кто был вовлечен в экстремистские группировки.
Важным событием в Алжире стали президентские выборы, состоявшиеся 9 апреля 2009 г. Как и ожидалось, А.А. Бутефлика одержал убедительную победу, завоевав 90,24% голосов избирателей, и в третий раз был избран президентом Алжира. В то же время часть достаточно влиятельных светских оппозиционных партий, а именно Фронт социалистических сил (ФСС) и Объединение за культуру и демократию (ОКД), бойкотировали президентские выборы. Представители оппозиции - руководитель ОКД Сайд Са-ади и бывший генеральный секретарь ФНО Абд аль-Хамид Мехри заявляли, что Алжире не существует подлинного политического плюрализма, а есть лишь «фасадная многопартийность».
При создании перспективных программ дальнейшего социально-экономического развития страны алжирское руководство учитывает недавний исторический опыт «черного десятилетия» (так в Алжире называют период вооруженного противостояния исламистских группировок с властями в 1992-1999 гг.). Уделяется внимание не только социальным вопросам, но и политике по отношению к той части населения, которая считает сохранение мусульманских исторических традиций и «исламских ценностей» непременным условием дальнейшего успешного развития алжирского общества. В ходе реализации правительственной программы развития на 2004-2009 гг., как заявил премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья, к 2009 г. завершено строительство около 1 млн. единиц жилья и было создано около 3 млн. новых рабочих мест. В то же время провозглашается, что «алжирский народ, внесший огромный вклад в развитие и распространение ислама, и впредь будет прилагать все усилия для сохранения и дальнейшего процветания великой арабо-мусульманской цивилизации».
Тем не менее необходимо признать, что острота социально-экономических проблем, хотя и достаточно ослабла в последние годы, продолжает сохраняться. Безработица, хотя и существенно снизилась по сравнению с 1999 г. (тогда она составляла около
139
29%), все же в 2007 г. достигала 11,8%. Это средняя цифра в целом по Алжиру, а есть регионы, где она выше, особенно среди молодежи (до 50%). Это провоцирует эмиграцию молодых людей в страны ЕС, в том числе нелегальную. Социально-экономические проблемы наряду с продолжающимся расслоением общества стали основной причиной антиправительственных демонстраций, прошедших в крупнейших городах Алжира весной и летом 2008 г., в которых участвовала безработная молодежь.
В результате мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., произошло определенное сокращение производства, в том числе в нефтяном секторе, и, соответственно, увеличение числа безработных. Тем не менее министр финансов Алжира заявил, что «влияние кризиса сказывается в основном в экономической рецессии в мире, депрессии спроса и снижении цен на сырую нефть, что влечет за собой снижение поступлений в госбюджет. В то же время благодаря созданным стабилизационным механизмам (в частности, специальному Фонду регулирования) Алжир не будет испытывать каких-либо трудностей при финансировании плана социально-экономического развития на 20092014 гг.». Данный план предусматривает, в частности, создание более 400 тыс. новых рабочих мест.
Умеренное крыло исламистов достаточно полно представлено в алжирском парламенте - Национальной народной ассамблее (ННА) - тремя политическими партиями. Причем они не составляют единого парламентского блока. Две из них - Движение общества за мир (ДОМ), руководимая Бугеррой Солтани, и «Нахда», во главе которой стоит Ляхбиб Адами, входят в президентскую коалицию и полностью поддерживают президентский курс. Более того, партия ДОМ, обладающая достаточным политическим весом (на парламентских выборах 2007 г. она получила 52 депутатских места), и партии власти Национально-демократическое объединение (НДО) и Фронт национального освобождения (ФНО) составляют основу президентской коалиции в ННА. Однако в 2009 г. партия ДОМ переживала внутренний кризис, в результате которого часть влиятельных его членов, включая 10 депутатов парламента во главе с Абдель Маджидом Менасра, одним из членов руководства ДОМ, вышли из ее состава. Они создали свою собственную партию - Движение за проповедь и изменение. Третья исламистская партия, представленная в ННА, - Движение за национальную реформу (ДНР) - состоит в оппозиции официальному курсу. Она выступает против правительственной
140
программы широкомасштабной приватизации и ратует за «исламскую социальную справедливость». ДНР, считавшаяся наиболее многочисленной и влиятельной умеренной исламистской партией, в последнее время утрачивает доверие у избирателей. На парламентских выборах 2007 г. ДНР получила всего три депутатских места (на прошлых парламентских выборах 2002 г. ДНР имела 43 места).
На политическую сцену Алжира вновь пытаются выйти бывшие члены руководства ИФС. Они, в частности, добиваются отмены судебного решения о роспуске ИФС, принятого в 1992 г. Бывшие лидеры ИФС Аббаси Мадани и Али Бенхадж в интервью алжирской прессе объявляют о своей готовности работать совместно с властями для возрождения Алжира. В свою очередь, Мада-ни Мезраг, бывший эмир «Исламской армии спасения» (ИАС), проводивший посреднические переговоры с действующими боевиками, объявил, что он не пожалеет усилий, чтобы «вернуть наших обманутых алжирских братьев к мирной жизни». Воспользовавшиеся амнистией известные экс-лидеры радикальных исламистов обратились в 2009 г. к членам экстремистских группировок, продолжающих террористический «джихад», с призывом сложить оружие, «вернуться к своим очагам и внести свою лепту в возрождение Алжира». Речь идет о таких видных фигурах радикального исламизма, как основатели Салафитской группы для проповеди и борьбы (СГПБ) - Хасан Хаттаб, Абу Омар Абд аль-Баер, Абу Закариа, Муссаб Абу Дауд, а также Абд аль-Хакк Лайя-да, возглавлявший Вооруженные исламские группы (ВИГ) в 19921993 гг. Причем последнему выступления в поддержку президентского курса стоили нескольких покушений на его жизнь (неудавшихся) со стороны действующих муджахидов.
Радикальные исламисты в основном представлены двумя вышеупомянутыми группировками - СГПБ и ВИГ. Они насчитывают, по разным оценкам, от 650 до 1 тыс. боевиков. Причем ВИГ в начале 2000-х годов распались на несколько зачастую враждующих между собой группировок. Что касается СГПБ, то она была создана в 1998 г. Хасаном Хаттабом. В то время он был одним из командиров ВИГ, не согласным с такфиристской1 доктриной тогдашнего национального эмира ВИГ Антара Зуабри. Хасан Хаттаб
1 Такфир (араб.) - обвинение в неверии. На основе доктрины такфиризма, исповедовавшейся лидерами ВИГ, в неверии обвинялись все, в том числе мусульмане, не разделявшие концепции ВИГ.
141
пользовался поддержкой бен Ладена и его соратника Абу Катады. Данный исламистский идеолог издавал в 1990-е годы в Лондоне исламистский журнал «Аль-Ансар» («Соратники Пророка»). Хасан Хаттаб провозгласил своей целью возврат к «подлинному сала-физму. Он вышел со своими сторонниками из состава ВИГ и создал собственную группировку - СГИБ. Наряду с действиями внутри Алжира СГПБ с 2004 г. предпринимала попытки распространить джихад на территории других африканских государств, поддерживавших, по заявлениям исламистов, «агрессивную политику США». Такими странами были Мавритания, Республика Чад, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. Двое видных руководителей СГИБ -Хасан Хаттаб и Абд ар-Раззак аль-Пара - возглавили отряды боевиков, пытавшихся «экспортировать» джихад за пределы Алжира. Абд ар-Раззак со своей группой сумел проникнуть на территорию Мали и приступил к вербовке местного населения в ряды СГИБ. Затем он попытался пройти на территорию Нигера, однако его отряд был обнаружен. Абд ар-Раззак изменил маршрут и перешел на территорию Республики Чад. Здесь Абд ар-Раззак надеялся склонить к совместным действиям антиправительственную группировку - Движение за демократию и справедливость в Чаде (ДЦСЧ). Иереговоры не увенчались успехом. Абд ар-Раззак не оставлял намерения создать на территорию Чад укрепленный район наподобие афганского Тора Бора и провозгласить себя «эмиром африканского Сахеля». С этой целью он намеревался вступить в переговоры с радикальными чадскими исламистами. Однако, направляясь к месту конспиративной встречи, Абд ар-Раззак аль-Иара погиб в результате несчастного случая.
В 2006 г. нынешний «национальный эмир» СГИБ Абд аль-Ваххаб Друкдель объявил о присоединении СГИБ к «Аль-Каиде» и изменил ее название. Она теперь стала называться - «Организация "Аль-Каида" исламского государства Магриб» (ОКИГМ). В 2006-2008 гг. ОКИГМ активизировала свою террористическую деятельность и осуществила ряд взрывов в различных городах Алжира, в том числе в столице. В результате погибли десятки алжирцев, как военнослужащих, так и мирных граждан, а также иностранцев, среди которых 11 сотрудников миссии ООН в Алжире. Достаточно значительную роль в ОКИГМ играют «алжирские иракцы», т.е. молодые алжирцы (по различным оценкам, несколько сотен), получившие боевой опыт в Ираке, где они действовали против оккупационных сил США и их союзников. Ио возвращении в Алжир часть из них вступила в ряды ОКИГМ и применяет
142
здесь свой «иракский опыт». В этом контексте можно вспомнить аналогичный опыт «алжирских афганцев». В начале 1990-х годов алжирские муджахиды, вернувшись после завершения гражданской войны в Афганистане на родину, составили ядро радикальных исламистских группировок, развернувших затем террористические действия в Алжире.
В настоящее время полное восстановление национального согласия и борьба с проявлениями экстремизма являются одними из наиболее важных задач, стоящих перед алжирским руководством. Для ее решения привлекается также и международная помощь. В рамках подписанного между Алжиром и РФ в 2001 г. Договора о стратегическом партнерстве наряду с экономическим и политическим сотрудничеством продолжается работа совместной алжирско-российской группы в области борьбы с терроризмом и по вопросам безопасности. В то же время в сентябре 2008 г. началась подготовка к заключению договора о стратегическом сотрудничестве между Алжиром и США. Одним из его главных пунктов будет координация усилий двух стран в борьбе с международным терроризмом, в частности с ОКИГМ. В связи с участившимися террористическими актами в Алжире усилены меры безопасности и регулярно проводятся мероприятия по предотвращению актов террора. Так, например, в марте-апреле 2007 г. и в марте 2008 г. объединенные силы армии, полиции и жандармерии при поддержке боевых вертолетов проводили войсковые операции в горных районах Большой Кабилии (около 300 км к востоку от столицы), где сосредоточены основные силы ОКИГМ. В результате были уничтожены несколько отрядов ОКИГМ, их опорные пункты, склады с оружием и боеприпасами. По заявлению Язида Зеруни, министра внутренних дел Алжира, с декабря 2008 по май 2009 г. алжирскими силовыми структурами были захвачены 322 боевика ОКИГМ, уничтожены 120 и сдались властям 22.
Таким образом, можно констатировать, что эскалация террористической активности радикального исламизма в Алжире в 2007-2009 гг. не привела к дестабилизации внутриполитической ситуации в стране. Основные силы экстремистских группировок в Алжире подавлены, тем не менее о полной стабилизации обстановки говорить еще рано.
«Партнерство цивилизаций: Нет разумной альтернативы», М., 2011 г., с. 24-32.
143