Научная статья на тему 'Ислам в Российской империи'

Ислам в Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
607
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / МУСУЛЬМАНЕ / MUSLIMS / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / ТАТАРЫ / TATARS / КАВКАЗ / CAUCASUS / СРЕДНЯЯ АЗИЯ / MIDDLE ASIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Редкозубов А.Д.

На территории современной России ислам появляется в VII в. в районе Дербента. Под власть России мусульмане попадают с конца XVI века. С 1773 ислам получает покровительство государственной власти. Руководство мусульманами осуществлялось органами власти Духовных дел России при посредстве духовных управлений мусульман. Роль мусульман заметна в торгово-предпринимательской деятельности. Особое значение мусульман отмечено в военной истории России. Обращение с мусульманами строилось на характерном для императорской России добром отношении к инородцам и иноверцам в соединении с сильной и справедливой властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islam in the Russian Empire

In the 7th century in the region of Derbent. Under the Russian rule, Muslims fall with the end of the 16th century. From 1773 Islam gets the patronage of Government. The leadership of the Muslims was carried out by the authorities of the spiritual Affairs of Russia through the spiritual offices of Muslims. The role of Muslims in trade and business. Particular importance to Muslims observed the military history of Russia. Treatment of Muslims has been built on the characteristic for Imperial Russia-friendly lands and Gentiles in conjunction with a strong and fair Government.

Текст научной работы на тему «Ислам в Российской империи»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 987-993

Ислам в Российской империи

А.Д. Редкозубов

Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и

правоохранительными органами

115093, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, 24

Synodal Department for Relations with the Armed Forces and law enforcement agencies

Bolshaya Serpukhovskaya str. 24, Moscow 115093 Russia e-mail: info@pobeda.ru

Ключевые слова: ислам, мусульмане, Российская империя, татары, Кавказ, Средняя Азия.

Key words: Islam, Muslims, Russian Empire, the Tatars, Caucasus, Middle Asia. Резюме: На территории современной России ислам появляется в VII в. в районе Дербента. Под власть России мусульмане попадают с конца XVI века. С 1773 ислам получает покровительство государственной власти. Руководство мусульманами осуществлялось органами власти Духовных дел России при посредстве духовных управлений мусульман. Роль мусульман заметна в торгово-предпринимательской деятельности. Особое значение мусульман отмечено в военной истории России. Обращение с мусульманами строилось на характерном для императорской России добром отношении к инородцам и иноверцам в соединении с сильной и справедливой властью. Abstract: In the 7th century in the region of Derbent. Under the Russian rule, Muslims fall with the end of the 16th century. From 1773 Islam gets the patronage of Government. The leadership of the Muslims was carried out by the authorities of the spiritual Affairs of Russia through the spiritual offices of Muslims. The role of Muslims in trade and business. Particular importance to Muslims observed the military history of Russia. Treatment of Muslims has been built on the characteristic for Imperial Russia-friendly lands and Gentiles in conjunction with a strong and fair Government.

[Redkozubov A.D. Islam in the Russian Empire]

Одной из характерных особенностей современного этапа мировой истории является значительное усиление влияния религиозного фактора. Не касаясь причин этого явления, можно указать на его глубокие исторические корни. В особенной степени это касается России, как государства, большая часть границ которого приходилась на народы, исповедовавшие ислам, в то же время и на самой его территории имелись места компактного проживания мусульман. Интерес представляет не только появление ислама в России и его распространение, но и

каковы были, прежде всего, религиозные аспекты государственной политики в отношении мусульман.

Первое упоминание о появлении мусульман на территории современной Российской Федерации относится к середине VII века, когда войска арабских полководцев отвоевали у господствовавшего тогда в регионе Хазарского каганата Южный Дагестан с центром в г. Дербент, откуда впоследствии ислам распространился на Кавказ и Поволжье. В начале X века он становится государственной религией Волжской Булгарии, наконец, в начале XIV века ислам утверждается в Золотой Орде, откуда распространяется в среде тюркских племен на обширном пространстве от Крыма до Сибири.

Под власть России значительное количество мусульман попадает в конце XVI века после присоединения Астрахани, Казани и Сибири, затем под власть Империи подпадает Кавказ и, наконец, Средняя Азия.

Согласно указу Екатерины II в 1773 году ислам получает статус «терпимой религии», что позволило мусульманам открыто исповедовать свою веру, строить мечети и духовные школы под покровительством государственной власти. В 1788 году учреждается Оренбургское магометанское духовное собрание, юрисдикция которого поначалу распространялась на всю Россию, в 1831 году создается Таврическое магометанское духовное правление, а в 1872 году - Шиитское и Суннитское духовные управления, руководившие жизнью мусульман Кавказа. В Санкт-Петербурге и Казани открываются типографии, издававшие широкий спектр мусульманской духовной литературы - Коран, богословские труды и учебные пособия. Общим руководящим органом в отношении мусульман стало созданное в 1810 году на правах министерства Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий, преобразованное в 1832 году в Департамент духовных дел иностранных исповеданий, входивший в структуру Министерства внутренних дел и просуществовавший до 1917 года. Юридической основой для работы Департамента являлся «Устав духовных дел иностранных исповеданий», первая редакция которого была принята в 1857 году.

Департамент находился в постоянном контакте с другими учреждениями Империи - так, через Министерство финансов решались вопросы оплаты деятельности мусульманских духовных управлений, через Министерство просвещения обеспечивалась работа духовных учебных заведений, вместе с Военным министерством регулировалась деятельность мусульманского военного духовенства. Начиная с конца XVIII века, законодательно был определен статус так называемых «указных мулл», получавших казенное жалование, имевших освобождение от налогов и повинностей, к которым относилось духовенство и служители мусульманских духовных учреждений.

В то же время государственная политика в отношении мусульман предполагала и миссионерскую деятельность с целью обращения максимально возможного их числа в православие. Усилия даже выдающихся в этом отношении подвижников - одиночек, таких как архиепископ Казанский Гурий (60-е - 70-е гг. XVI в) не давали желательных результатов - при этом мусульмане активно распространяли свое учение -поэтому в 1827 г. Святейший Синод принял специальное постановление о широком развертывании внутренней миссии, центром которой стала Казанская духовная академия. Именно здесь на протяжении полувека трудился и достиг выдающихся результатов Н.И. Ильминский, счастливо сочетавший таланты ученого - лингвиста и практика - миссионера. Созданные им и его сподвижниками переводы Священного Писания на многочисленные языки народов Поволжья, Средней Азии и Кавказа заложили прочную основу православной миссии среди мусульман.

К концу XIX века по материалам первой Всеобщей переписи населения 1897 г. из 130 млн. человек населения России примерно 14 млн. составляли мусульмане, число приходов составляло около 25 тысяч, мечетей и прочих зданий духовного назначения более 26 тысяч. Подавляющее большинство мусульман было суннитами, лишь на Кавказе (совр. Азербайджан) и на Памире (совр. Таджикистан) значительная часть мусульман придерживалась шиитского толка ислама. В Европейской России доля мусульманского

населения не превышала 4 %, главным образом на Урале и в Поволжье, в то время как на Кавказе и в Средней Азии приверженцами ислама считали себя более 30 и 90 % соответственно.

Начиная с XIV века десятки представителей татаро-монгольской знати активно поступали на русскую службу, становясь после принятия Православия равными другим родам русской аристократии. В составе русского дворянства прослеживается несколько сотен фамилий тюркского происхождения - Юсуповы, Тенишевы, Урусовы и многие другие, сыгравшие заметную роль в политической, военной и культурной истории России. Представитель одной из таких семей - Борис Годунов - был в 1598 - 1605 гг. русским царем.

Ряд знатных татарско-башкирских родов служили России, сохранив свою веру, им были оставлены и даже дарованы земли, платилось жалованье, но было запрещено владеть крестьянами православного исповедания. На протяжении XVI - XVII вв. южнее Москвы существовало вассальное от России мусульманское ханство - так называемое Касимовское царство, где жили служилые татары и правителем мог быть только мусульманин - чингизид.

Традиционно особую роль в жизни мусульман России играла торгово-предпринимательская деятельность, к концу XIX века число мусульман среди купцов 1, 2 и 3-й гильдий (вместе с членами семей) составляло около 7 тысяч человек. Особую роль играли мусульмане - нефтепромышленники Бакинского района, наиболее известным из которых был самый богатый мусульманин Империи Гаджи Тагиев, проделавший путь от бедного подмастерья до миллионера, отметившегося, кстати, обширной деятельностью в области благотворительности и меценатства, с учетом чего в 1910 году он был возведен Императором Николаем Вторым в потомственное дворянство. В общей сложности к концу XIX в. в России насчитывалось примерно 70 тысяч мусульман - потомственных и личных дворян и классных чиновников (с семьями), что составляло около 5 % от общего числа дворян Империи.

Особую роль сыграли мусульмане в военной истории Российской империи. Еще во времена Московского государства

конные отряды татар-мусульман активно участвовали в многочисленных войнах, которые оно вело со своими противниками, в частности эти отряды сыграли важную роль в разгроме на р. Шелони в 1471 г. войска непокорного Новгорода Великого. В походе на Казань в 1552 г. вместе с русскими православными воинами участвовали и отряды касимовских татар, активную поддержку народному ополчению Минина и Пожарского, спасшему Россию во время Смуты, оказали поволжские татары - в утвержденной Земским собором 1613 г. грамоте об избрании на русский престол Царя Михаила Федоровича Романова стояли подписи семи татарских мурз, от имени мусульман России, высказавшихся за возрождение единого Российского государства. Заметную роль татарско-башкирская конница в составе 30 полков сыграла и в войне с Наполеоном.

Начиная с 30-х гг. XIX века группа воинов - знатных мусульман из горцев Кавказа и крымских татар постоянно входила в состав самой приближенной к трону части Императорской гвардии - Собственного Его Императорского Величества конвоя, более 18 тысяч мусульман состояли в штатах казачьих войск. Всего в Русской Императорской армии для мусульман было зарезервировано 16 генеральских и около 300 должностей офицерского состава, число магометан среди нижних чинов армии по состоянию на 1904 год превышало 30 тысяч, при этом все они поступили на службу добровольно, так как обязательный призыв на них не распространялся. Воины -магометане имели право на 13 свободных дней в году, причем в дни главных мусульманских праздников - курбан - байрама и ураза - байрама - подобное освобождение от службы давалось на трое суток. Статья 92-я Устава внутренней службы гласила: «Хотя Православная вера господствующая, но иноверцы (инославцы) пользуются повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной». При этом перед военным духовенством стояла сложная задача - не допустить, чтобы религиозные различия переросли в противоречия. Священник должен был не допускать никаких споров о вере с иноверцами. Свод военных постановлений 1838 года гласил: «Полковые священники отнюдь не должны вступать в прения о

вере с людьми другого исповедания» (Арапов, 2001). Принятые в 1829 году «Правила для обучения горцев... для службы в Его Императорского Величества конвое» подчеркивали, «.чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменять ее» (Петин, 1911) - таким образом, обеспечивалось сплочение воинских частей и подразделений, подавляющее большинство личного состава которых составляли православные воины.

В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. среди защитников Порт-Артура, исповедовавших ислам, прославились особенным героизмом офицеры Самадабек Мехмандаров и Али Ага Шихлинский, достигшие позже генеральских чинов.

В августе 1914 года сразу же после начала Первой мировой войны в составе кавалерийских частей Русской армии была сформирована Кавказская туземная дивизия под командованием младшего брата Императора генерал-майора Великого князя Михаила Александровича, показавшая образцы героизма на фронте и принявшая активное участие в Корниловском выступлении в августе 1917 г..

В то же время нельзя обойти вниманием и продолжавшиеся почти полвека (1817-1864 гг.) так называемые Кавказские войны, в ходе которых к России были присоединены северные и северо-западные районы Кавказа.

При всем разнообразии современных толкований данных событий, можно с уверенностью сказать, что о религиозной экспансии здесь говорить не приходится. Основную роль здесь сыграло сочетание двух главных факторов - внутренних (в частности, нежелание горцев прекратить постоянные набеги, опустошавшие приграничные области России, боязнь их племенных вождей потерять свою безграничную над ними власть) и внешних, главным среди которых было настойчивое стремление европейских держав, прежде всего Англии, «выдавить Россию с Кавказа» (Иванов, 1999).

Представляется необходимым подчеркнуть, что благодаря мудрой политике России в отношении мусульман и особенно кавказских народов, спустя сравнительно короткое время (40-50 лет) лучшие их представители встали плечом к

плечу с православными на защиту Империи в войнах начала XX века.

В чем же заключалась главная причина такого невероятного успеха? Представляется, что ответ лежит в двух связанных между собою плоскостях - политической и религиозной.

С точки зрения политической, мусульмане императорской России имели дело с сильной и в целом справедливой властью, относившейся к ним, как и ко всем остальным подданным, с отеческой заботливостью. При этом справедливость (то есть стремление к идеалу праведности) власти проистекала из того, что Российская Империя, будучи Православным царством, старалась основывать свои законы на Священном Писании, богодухновенность которого признавалась в том числе и ее подданными - мусульманами.

Переходя в религиозную плоскость, необходимо подчеркнуть главное содержание вероучений Православия и ислама. Если ислам - религия покорности, то христианство -религия любви и как проявление высшей жертвенности, любви к Богу и ближнему. При этом, как известно, «ближним» православное вероучение признает не только единоверцев, но и любого нуждающегося в помощи человека. Из этой-то любви и проистекало то доброе отношение к инородцам и иноверцам, которое было характерно для императорской России и красной нитью проходило через всю ее историю и любовь эта не оставалась без ответа.

ЛИТЕРАТУРА

Арапов Д.Ю. 2001. Ислам в Российской империи. М.: Изд-во МГУ. 272 с. Иванов Р.Н. 1999. Хаджи-Мурат. Документы. Письма. Очерки. Факты. М.: Эхо Кавказа. 247 c.

Муравьев А.Н. 2006. Письма о магометанстве. СПб.: Общество памяти игумении Таисии. 126 c.

Муртазин М.Ф., Нуруллаев А.А. 1999. Ислам и мусульмане в России. М.: Изд-во КДТ. 219 c.

Петин С. 1911. Собственный Его Императорского Величества конвой. 1811-1911 гг.

Исторический очерк. СПб.: Типография А.Суворина. 488 с. Силантьев Р.А. 2007. Новейшая история исламского сообщества России М.: Алгоритм. 576 с.

Получена / Received: 17.09.2015 Принята/Accepted: 27.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.