Равиль ГАЙНУТДИН
ИСЛАМ В РОССИИ
Будённовск, Дубровка, Беслан - сколько трагичных эпизодов вошло в историю нашей страны за последние десять лет! И сколько ещё может войти в результате террористических вылазок боевиков, которые не делают различия между военными и гражданскими лицами, лишая жизни, иногда вместе с собой, стариков, женщин и детей!
Террористы называют себя "воинами Ислама". Между тем слово "ислам" в переводе с арабского означает спокойствие, мир с самим собой, а как религиозный термин понимается как преданность Богу, мир с Богом. Перевод традиционного мусульманского приветствия "ассаламу алейкум" - "мир вам". Нельзя убивать невинных людей. Тот, кто делает это, -- преступник. И мы выражаем полную поддержку действиям правоохранительных органов по пресечению терроризма, какими бы жёсткими они ни были.
В Исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение исключительности кого-либо только по происхождению или по половой принадлежности. Сам Пророк Мухаммад учит: "О люди! Разве не един ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед неарабом? Разве есть преимущество у неараба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим, и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!" Всевышний говорит: "Воистину община ваша -единая община, Я же - Господь ваш. Так поклоняйтесь Мне!" (Коран, 21:92).
Что касается последователей других религий и неверующих, то "если бы захотел Господь твой, то Он создал бы людей общиной, одну и ту же веру исповедующей. Но они остаются различными" (Коран, 11:118-119).
Ислам однозначно утверждает свободу человека и отвергает возможность принуждения в вопросах веры. Всевышний сказал Своему Пророку: "А если бы
© Шейх Равиль ГАЙНУТДИН - Председатель Совета муфтиев России, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все до одного, кто есть на земле. Так неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?" (Коран, 10: 99).
Принятие веры в Бога - индивидуальное дело каждого человека, и если даже своему Пророку Творец не дал права принуждать людей в выборе своих убеждений, то и никто другой тем более не вправе этого делать.
Наказание неверующих является исключительно прерогативой Всевышнего Аллаха в будущей вечной жизни, и никто из людей не вправе присваивать себе в этой жизни полномочия судить других людей за их религиозные убеждения.
"Нет принуждения в религии" (Коран, 2:256).
* * *
На территории нашей страны Ислам начал распространяться в начале 40-х годов VII века - спустя всего лишь несколько лет после смерти Пророка Му-хаммада, с именем которого связано его становление и развитие. В настоящее время Ислам является традиционной религией более чем тридцати коренных этносов России, а также значительной части мигрантов, прибывающих в нашу страну для постоянного или временного проживания. Ему принадлежит выдающаяся роль в формировании этих народов, становлении и развитии всех без исключения аспектов их культур и менталитета.
Первым на территории России мусульманским государством, в котором христиане, точнее православные, составляли меньшинство, была Золотая Орда - "Улус-Джучи", государство, возникшее к середине XII века. В составе Золотой Орды в качестве вассальных находились и русские княжества. Как относились золотоординцы к православию, как в этом мусульманском государстве складывались отношения между мусульманами и православными? Обратимся к мнению крупного русского богослова и церковного историка митрополита Московского и Коломенского Макария (1816-1882). Ханские "ярлыки" (жалованные грамоты), констатирует он, "охраняли святость богослужебной практики, обеспечивали неприкосновенность церковного имущества и даже личную неприкосновенность священнослужителей и всех церковных людей, т. е. мирян, находившихся в церковном подчинении и живших на церковных землях"1.
Современные источники также подтверждают, что до конца XIV века конфессионального антагонизма между последователями двух религий не наблюдалось. Противопоставление "мусульман-татар" и "христиан-русских" началось после Куликовской битвы (1380 год) и последовавших за ней ожесточённых столкновений растущего Московского государства со слабеющей Золотой Ордой. После завоевания в середине XV века Казани, всех земель ханства и других
1 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга третья. М., 1995. С. 197-201.
обширных территорий, населённых последователями Ислама, Россия стала де-факто страной не только православной, но и мусульманской. Однако для того, чтобы осознать себя поликонфессиональным государством, ей понадобились два века.
17 июня 1773 года Святейший Правительствующий Синод Российской империи издал Указ "О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям (Русской Православной Церкви. - Авт.) вступать в разные дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя всё сие светским начальствам". 22 сентября 1788 года был подписан именной указ Екатерины II "Об определении Мулл и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими". Таким образом, у мусульман России появился свой религиозный центр.
В дальнейшем был принят ряд новых законодательных актов, направленных на облегчение существования и деятельности мусульманских общин, издание религиозной литературы, подготовку кадров служителей Ислама. Правда, до ХХ века эта религия оставалась всего лишь "терпимой" и переход в неё из Православия преследовался по закону (разрешались лишь переходы в обратном направлении - из других вероисповеданий в Православие). Мусульмане не оспаривали законность таких порядков и вели себя лояльно по отношению к царскому правительству.
Представители мусульманских народов, наряду с приверженцами других конфессий, на протяжении веков несли службу в Русской армии. В XVIII веке на польской границе несли службу татары. В 1807 году были созданы четыре конных татарских полка, два из которых приняли активное участие в Отечественной войне 1812 года против Наполеона. В ознаменование героизма воинов этого полка царь разрешил и выделил средства для строительства в Москве Исторической мечети.
Крымско-татарский эскадрон участвовал в боевых действиях на стороне России при осаде турецкой крепости Варна. Воины эскадрона принимали участие в сражениях во время Крымской кампании 1854-1855 годов. Во время Русско-турецкой войны 1877-1888 годов эскадрон нес службу по охране Крымского побережья.
Кроме татар на службе в царской армии были мусульмане Северного Кавказа. В декабре 1851 года был создан Дагестанский конный полк, который в 1877 году был награждён Георгиевским знаменем, а в период Русско-японской войны 1904-1905 годов принимал участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. Во время Первой мировой войны знаменитый Брусиловский прорыв осуществляла Дикая дивизия, состоявшая из выходцев с Северного Кавказа, калмыков и татар.
За верную службу Отечеству многие мусульмане удостаивались дворянского звания. К концу XIX века в России насчитывалось примерно 70 тысяч му-
сульман - потомственных и личных дворян и классных чиновников. К началу XX века выдающиеся представители ряда дворянских мусульманских фамилий России - Юсуповы, Акчурины, Гиреи, Еникеевы, Тевкелевы активно участвовали в политической жизни страны.
Вскоре после большевистского переворота, 20 ноября 1917 г., было принято обращение Совета народных комиссаров РСФСР "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока". "Отныне, - обещали большевики, - ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и её органов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Эти обещания в немалой степени способствовали привлечению симпатий мусульман к новой власти, укреплению её в районах традиционного распространения Ислама. Однако они оказались обманом.
До Октябрьской революции в каждом, даже самом маленьком населённом пункте, где проживали мусульмане, имелась мечеть, а в крупных сёлах и не одна. В каждом квартале (махалле) города обязательно действовала мечеть, а то и две-три. Таким образом, в дореволюционной России насчитывалось 12 000 мечетей. К 1937 году число открыто, с разрешения органов власти, действовавших мечетей не превышало ста, в 1956 году их насчитывалось 94, в 1986 году - 189. Молох репрессий обрушился не только на духовенство, но и на простых верующих, сохранивших верность своей религии. Особенно пострадала интеллигенция.
Результаты политики советской власти ощущаются до сих пор. Разрушена когда-то высокоуважаемая мусульманская богословская школа, одна из лучших в мире. Дважды изменялась письменность мусульманских народов России. В 1928-1931 годах арабская графика была переведена на латинскую, а в конце 30-х годов латинская, в свою очередь, была заменена русской графикой. При этом государство не скрывало, что стремилось таким образом оторвать народ от Ислама, от многовековых традиций и знаний, связанных с этой мировой религией. Действительно, национальные культуры потеряли свою письменную основу, миллионы людей лишились возможности читать огромное количество рукописных и печатных работ лучших мыслителей прошлого.
Вопрос об усилении борьбы с влиянием Ислама обсуждался на заседаниях Секретариата и Политбюро ЦК КПСС даже в начале "перестройки", в 1986 году. Автор был свидетелем того, как партийные установки претворялись в жизнь на местах. Проводились различные совещания и пленумы, средства массовой информации твердили о "вреде пережитков Ислама", всячески ограничивалась деятельность мусульманских организаций. Наказаниям, вплоть до исключения из партии, подвергались коммунисты, совершившие религиозные обряды. Однако эти "показательные мероприятия" дали в условиях происходивших изменений в общественно-политической жизни совершенно неожиданный резуль-
тат. Они вызвали серьёзное недовольство населения, особенно интеллигенции, и, как нам представляется, стали одной из причин появления и развития центробежных тенденций в союзных национальных республиках, а также возникновения различных национальных движений в автономных республиках РСФСР.
Подлинное возрождение Ислама началось с 1991 года, после того как Россия встала на путь суверенитета, демократических преобразований в политической, социальной, экономической и духовной жизни. В соответствии с основополагающими законодательными актами демократического государства мусульманские организации получили ряд возможностей и прав, которых у них в истории не было никогда. Возможности эти при их правильном использовании могут стать существенными факторами, способствующими повышению роли Ислама в обществе.
На законной основе функционируют полулегально действовавшие в СССР мусульманские общины, зарегистрировано множество новых общин, сооружено большое число мечетей, общая численность которых уже превысила 5 тысяч. Действует более 50 высших и средних специальных мусульманских духовных учебных заведений, а начальные религиозные школы работают при всех мечетях. Издаётся свыше 20 мусульманских газет и журналов. Большими тиражами печатается, в основном переводная, популярная и богословская литература об Исламе. Ежегодно тысячи мусульман совершают паломничество к святыням своей религии, расположенным в Мекке и Медине.
Новое политическое руководство нашей страны относится к Исламу с большим уважением. За один только последний год председатель Совета муфтиев России был несколько раз принят президентом В. В. Путиным для обсуждения и решения насущных вопросов жизнедеятельности мусульманских организаций страны. Встречается президент и с другими руководителями духовных управлений мусульман. Три представителя мусульманских организаций являются членами Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, созданного в 1995 году. Мусульманское духовенство участвует в работе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Религиозные объединения мусульман тесно сотрудничают с рядом министерств и ведомств по самым различным направлениям, связанным с решением социокультурных вопросов.
Ярким подтверждением осознания современным Российским государством и его лидерами значения "исламского фактора" для развития общества является то, что наша страна выразила желание стать со временем членом авторитетной международной Организации Исламская Конференция, объединяющей мусульманские государства всего мира.
Наша цель - жить в мире со всеми народами и религиями, мирить, а не стравливать между собой людей, укреплять, а не разрушать веру, не поддаваться на провокации, не оскорблять чувств людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям, не противоборствовать, а созидать. Мудрые правители должны
осознать, какой высокий созидательный потенциал заложен в Исламе. Мы способны внести (и вносим) реальный вклад в укрепление мира между народами, в установление реальной дружбы, добрососедства, в обеспечение экономического развития.
Однако существующее сегодня положение дел создаёт у многих мусульман впечатление о неприятии их частью наших соотечественников, которые порой судят об Исламе по поступкам тех, кто на самом деле нарушает каноны этой религии. Даже слово "мусульманин" порой заменяется его синонимом с откровенно негативным оттенком - "исламист". На телеэкранах то и дело мелькают "исторические" кадры времён воинствующего атеизма, ничего общего с историей не имеющие, но тем не менее насаждающие образ очередного врага.
Показ молящихся мирных мусульман часто идёт вперемежку с вмонтированными сюжетами о наркобизнесе, бандитизме, убийствах - зле, отвергаемом нашей религией. Демонстрация исламской религиозной литературы сопровождается закадровым текстом, характеризующим литературные и научно-теологические издания как "экстремистские". Всё более частыми становятся проявления национальной и религиозной неприязни, шовинизма. Фашиствующие молодчики, толпами свободно разгуливающие по улицам, со свастикой и другими закамуфлированными нацистскими атрибутами, не только не предаются осуждению, но и, более того, окружаются ореолом "борцов за правильную веру" и "национальное освобождение". В итоге в массовом сознании формируется образ Ислама как религии, враждебной миру и агрессивной.
Накопившиеся за последние десятилетия неразрешённые вопросы в обществе усугубляются проблемами системного кризиса, переживаемого нашей страной в последние годы. Мусульмане России испытывают обоснованную тревогу в связи с событиями последнего времени: ухудшающейся обстановкой на Северном Кавказе, нерешённой проблемой беженцев, формированием негативного отношения к народам мусульманской веры. Мы обращаемся к руководителям государства и к общественности страны с призывом положить конец этой кампании и сделать всё для реального обеспечения прав и свобод, гарантированных всем гражданам страны Конституцией нашего государства. Только совместными усилиями мы сможем решить наши проблемы, обеспечить себе достойную жизнь.
Самой острой из этих проблем сегодня является терроризм. Террор в переводе на русский язык означает "страх", "ужас". Это противозаконная борьба с политическим противником путём запугивания, насилия, жестокости, убийства, в том числе и не вовлечённых в эту борьбу мирных граждан. Террористы всё чаще эксплуатируют религиозный фактор, ибо религиозные чувства, религиозные мотивы являются самым действенным сплачивающим фактором.
Прикрытие религией политических устремлений и насилия практикуется издревле. Во всех религиях в разные времена возникали сектантские и опасные экстремистские группировки, тогда как закон Всевышнего зовёт верующих к
миру и устанавливает мир между людьми и между народами. Хотя многие средства массовой информации обвиняют в экстремизме и терроризме мусульман, на самом деле именно мусульмане более всего были и остаются жертвами терроризма. От этого страшного явления страдают мирные жители многих арабских государств. В нашей стране первыми приняли удар террористов мусульмане Дагестана и Чечни.
Российская умма категорически осуждает террор и экстремизм, которые наносят ни с чем не сравнимый моральный, психологический и материальный ущерб не только мусульманам, но и всей нашей стране и всем её гражданам. Террорист не может быть мусульманином, мусульманин не может быть террористом. Всевышний Аллах говорит: "Воистину, верующие - братья, так устройте мир между вашими братьями! Будьте богобоязненными, и да будете вы помилованными!" (Коран, 49:10).
Таким образом, экстремизм и терроризм не имеют никакой опоры в Священном Коране и Сунне Пророка. Лица, пытающиеся оправдать свои преступления ссылками на Коран и Сунну, только отягчают свой и без того тяжкий грех, приписывая Всевышнему Аллаху свои личные пороки и ложные взгляды. Такие люди отвергают милость Всевышнего и подлежат суду как преступившие и Закон Аллаха, и государственный закон, и обязательства перед другими людьми.
В мусульманском богословии говорится об основах справедливости в Исламе: "...если где-то скрываются десять преступников, заслуживающих смертной казни, и с ними один невинный человек, то подвергать опасности жизнь этого невинного является преступлением". Если сегодня человечество отошло от этих гуманных принципов, то это не значит, что они должны быть забыты и не подлежат возрождению.
В то же время мы не можем игнорировать тот факт, что существуют силы, которые разыгрывают "исламскую карту" в нечистоплотных целях, стараются использовать отставание в социально-экономическом и культурно-духовном развитии ряда мусульманских регионов, как в мире в целом, так и в нашей стране, для вербовки безработных молодых, духовно не подготовленных людей в ряды экстремистских организаций. Это особенно проявилось на Северном Кавказе. Поэтому нам, представителям исламского духовенства, необходимо бороться с проявлениями неверного толкования Корана, неверной трактовки норм нашей религии, ведущими к экстремистскому поведению.
В связи с этим Совет муфтиев России принял специальную фетву (указ) "О недопустимости ложного толкования Корана и использования символов ислама для экстремистской деятельности". Мы образовали экспертный совет для оценки мусульманской литературы с целью предотвращения распространения лжеисламских экстремистских идей. Несколько недель тому назад мы создали "Объединённый Совет Духовных управлений мусульман России по противодействию экстремизму и терроризму".
Широкий отклик в стране и за рубежом встретила проведённая в 2004 году международная конференция "Мусульмане за мир и согласие", участники которой категорически заявляли, что действия экстремистов и террористов наносят огромный вред Исламу и мусульманам. Такого же мнения придерживается председатель уже упоминавшейся Организации Исламская Конференция премьер-министр Малайзии Абдулла Ахмад Бадави. "Мы, - сказал он, - осуждаем любую группу, которая прибегает к терроризму для достижения каких бы то ни было целей. Наш принцип состоит в осуждении любых форм терроризма вне зависимости от цели".
В настоящее время разрабатывается целый комплекс мер, направленных на решение этой задачи. В этой связи хочу выделить следующие аспекты нашей работы.
Первое. Богословский и просветительский аспект. Необходимо современное осмысление исламского учения, не противоречащее основам нашей религии, но предлагающее формы поведения мусульманина в современном светском обществе. Для этого нужно развитие исламской науки в России и создание сети образовательных мусульманских учреждений под контролем наших духовных управлений.
Второе. Чтобы охватить как можно больше мусульман нашей страны, необходимо расширить строительство новых мечетей, в которых проповеди будут читать получившие правильное образование имамы. Нехватка мечетей, негативное отношение ряда местных органов власти в регионах к их строительству приводит к радикализации настроений среди верующих, которые вынуждены собираться на частных территориях, где они слушают проповеди нелегальных имамов, в том числе и экстремистски настроенных.
Третье. Необходимо способствовать изданию мусульманской литературы, раскрывающей гуманистическое богатство традиционного ислама. Нужны и учебники для средних школ и университетов, нужна и научно-популярная, просветительская литература. Ведь не секрет, что об исламе бытуют самые невероятные представления, причём не только в немусульманском обществе, но и среди многих мусульман, не получивших должного религиозного образования.
Карать преступников - дело государства. Мы, религиозные деятели, видим свою задачу в том, чтобы, во-первых, правильно воспитывать подрастающее поколение и перевоспитывать заблудших, а во-вторых, помогать государству эффективно строить политику, направленную на предотвращение преступлений. Молю Аллаха вести нас по пути тех, которых Он одарил Своими благами и милостью.