Научная статья на тему 'Ислам против терроризма'

Ислам против терроризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
657
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гайнутдин Равиль

«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 6, с. 2−7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам против терроризма»

элиты у нас возникла плохо работающая, по сути, стагнационная общественно-политическая система без обратной связи.

Сложилась парадоксальная ситуация. Опросы общественного мнения показывают: среди наших граждан нарастают недовольство существующим порядком вещей и тревога за будущее России. Более 40% опрошенных считает, что в стране углубляется хаос, большинство россиян не доверяет власти, кроме президента. Тем самым народ как бы отделяет Путина от власти. Парадокс и в том, что не только общество не может повлиять на власть, но этого, похоже, не может сделать и президент. Путин говорит одно, а либералы в правительстве и его администрации делают совсем другое. Почему это происходит -отдельная тема для разговора.

«Литературная газета», М., 10-16 августа 2005 г.

Равиль Гайнутдин,

председатель Совета муфтиев России ИСЛАМ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА

К сожалению, термин «джихад» вызывает в немусульманском обществе много непонимания и заведомо ложных толкований. В основе арабского слова «джихад» лежит корень «джухд» (прикладывать усилия или старание). Таким образом, слово «джихад» означает усилие, цель которого - совершение благого и противостояние злу, а это означает, что данное слово имеет достаточно широкое значение и совершенно неправильно относить его лишь к вооруженной борьбе.

Многозначность понятия «джихад»

Слово «джихад» в религиозном смысле переводится с арабского как «усердствование в вопросах исполнения воли Бога», «старание», «напряжение усилий». Отсюда «мо-джахед» - это тот, кто прикладывает усилия для исполнения предписаний Всевышнего. «Джихад руки» - это действия, направленные на воспрепятствование правонарушениям, «джихад сердца» - борьба с собственными греховными устремлениями, «джихад языка» - «повеление благого и запрещение дурного», высказывания в защиту справедливости, «джихад пера» - религиозная проповедь, защита религии от нападок и т.д. В этом смысле «джихад»

является личным делом и религиозным долгом верующего в рамках прав, которые обеспечиваются государственными законами. Только в случае нападения извне, агрессии, и возникшей отсюда необходимости ведения оборонительной войны «джихад» можно трактовать как «джихад меча», т.е. как «священную войну» для защиты своих религиозных прав, своего Отечества, родных и близких, своего имущества. Ложной и противоречащей Корану и Сунне Пророка (мир с ним и благословение Аллаха!) является трактовка «джихада» отдельными экстремистскими псевдоисламскими группами, а также рядом СМИ, как «война с неверными», ибо война для обращения в свою веру, как и война для захвата чужого, считается в исламе вообще недопустимой! При ведении законной войны категорически запрещается использовать боевые действия для наживы, грабежа, захвата пленников или заложников из числа невоюющих людей.

В исламе право объявления и ведения «священной войны» от имени государства, т.е. войны в целях отражения агрессии и защиты свободы вероисповедания, принадлежит только самому государству! Отдельные лица, общественные и религиозные общины таким правом не обладают. Яркими примерами «джихада меча», «священной войны», для российских мусульман являются Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 22 июня 1941 г. муфтии в согласии с руководством страны и ситуацией объявили военный джихад агрессору.

О понятиях «территория войны» и «территория мира»

В ранних книгах фикха (богословско-правового комплекса) часто встречается деление мусульманскими правоведами (фукаха, факихи) земли на «дар-уль-харб» и «дар-уль-салям» («территорию войны» и территорию мира»), а также положение о том, что именно война защищает мусульман от немусульман, в силу чего она представляется необходимой. Соответствуют ли эти положения современному времени, или они являются только результатом иджтихада (воззрений богословов) конкретного времени и места? Подобное черно-белое разделение не является фундаментальным в исламе и принадлежит истории. Отношения мусульман с немусульманами не строятся и никогда не строились только лишь на войне. Война в исламе была предписана только для отражения агрессии или для устранения препятствий с пути призыва к религии

Аллаха. Если исповедание ислама свободно, то для джихада нет оснований. Председатель Европейского Совета по фетвам - шейх Юсуф аль-Карадави - один из самых авторитетных современных мусульманских ученых вынес по этому поводу фетву следующего содержания: «Для осуществления принципа облегчения необходимо признавать изменения, перемены, которые наступают в обществе, независимо от того, являются ли их причиной моральная деградация века, согласно терминологии правоведов, или эволюция общества, или возникновение крайних обстоятельств». Отсюда правоведы шариата и допускают изменение фетвы в зависимости от изменений времени, места, традиций, условий, ссылаясь при этом на путь сподвижников и практику «праведных» халифов, которой мы, согласно повелению Пророка (мир с ним и благословение Аллаха!), должны руководствоваться и не отступать от нее ни на йоту, «держась за нее зубами». Более того, на это указывает и благородный Коран и Сунна Пророка. В наше время это обязывает нас пересмотреть суждения, мнения и точки зрения предшествующих веков. Возможно, что они соответствовали своему времени и своим условиям. Но сегодня они не отвечают настоящему времени с его гигантскими переменами, которые не могли предвидеть наши предшественники. Сегодня подобные мнения приносят вред исламу и мусульманам, искажают истинное лицо исламского призыва. Сюда относятся: деление мира на «дар-уль-харб» и «дар-уль-салям», признание войны как основы отношений мусульман с немусульманами, признание наступательного джихада коллективной обязанностью уммы («фард кифайя») и т.п. В действительности эти мнения не соответствуют нашему времени. Однозначные положения Корана и Сунны их не подтверждают. Более того, они опровергают их. Ислам ратует за взаимное узнавание представителей всего человечества. Ислам расценивает прекращение войны как милость, благо. Сам Пророк питал отвращение к слову «война» («харб»). Он говорил: «Лучшие имена - Хаммам (доблестный) и Харрис (земледелец), самые отвратительные имена - Харб (война) и Мурра (горечь)». В древние века правители препятствовали распространению ислама среди своих народов. Поэтому Пророк отправил к ним послания, в которых призывал их к исламу и возлагал на них ответственность за заблуждение своих народов, которым они перекрывали доступ услышать какой-либо голос извне, опасаясь, что осознание собственного достоинства выведет их из спячки, и они поднимут мятеж против тиранов - незаконных узурпаторов власти. По

этой причине правители либо убивали исламских проповедников, либо начинали вести войну против мусульман, либо подготавливали большие силы, чтобы уничтожить мусульман в их же собственных домах. Тогда, в условиях войн, и родилось столь жесткое разделение.

Что касается сегодняшнего дня, то уже не существует преград для исповедания ислама. Особенно в открытых странах, которые приемлют плюрализм. Мусульмане имеют возможность распространить свой призыв через печатные, аудиовизуальные средства информации. Через теле- и радиотрансляции они могут вещать на весь мир на разных языках и разговаривать с каждым народом на его родном языке, разъясняя ему учение ислама. Однако в реальности мусульмане здесь проявляют полную халатность, и несут ответственность пред Аллахом за незнание ислама народами Земли». К сожалению, находятся и такие - правда, их очень немного, - которые считают, что собственную неполноценность в делах проповеди, собственную халатность нужно компенсировать физическим принуждением к вере всех несогласных. Такой подход полностью противоречит Корану и Сунне.

Истинное и ложное толкование аятов Корана о войне с «неверными»

Однако среди мусульман, как и среди представителей других религий и мировоззрений, были и есть свои радикалы - сторонники насилия там, где оно запрещено: в вопросах веры, в вопросах отношения с людьми другой веры, вообще в политике. Самое печальное, что эти люди действуют и выступают от имени ислама и пытаются оправдать и обосновать свои преступления и агрессию ссылками на священный Коран, т.е. на волю Бога. Как правило, идеологи этих экстремистов ссылаются на 9-ю суру священного Корана «ат-Тауба» («Покаяние»), где (в русском переводе) говорится: «Отречение Господа и Посланника Его -от тех многобожников, с кем вы заключили союз. Странствуйте же по земле четыре месяца и знайте, что вы не ослабите Всевышнего и что Он опозорит безбожников. И призыв от Господа и Посланника Его к людям в день великого паломничества о том, что Господь отрекается от многобожников, и Посланник Его. И если покаетесь вы, то это -наилучшее для вас. Если же отвратитесь [от Него], то знайте, что вы не ослабите Господа. «Обрадуй» же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием, кроме тех многобожников, с которыми вы

заключили союз, а потом они ни в чем пред вами его не нарушили и никому не помогали против вас. Доведите же до конца договор с ними. Поистине, Всевышний любит богобоязненных. И когда закончатся запретные месяцы, то убивайте многобожников [нарушивших договор], где их найдете, захватывайте их, осаждайте и ведите против них разведывательные маневры. И если покаются они, начнут совершать молитву и давать [милостыню] очище-ния - занят, то освободите им дорогу. Ведь Господь - Прощающий, Милостивый» (Коран, 9: 1-5). Человеку, впервые читающему этот текст, причем в отрыве от остальных мест Корана, где говорится на эту же тему, и в отрыве от обстоятельств ниспослания этой суры, на первый взгляд может показаться, что здесь действительно идет речь о призыве убивать «многобожников», немусульман. Однако это глубоко ошибочное впечатление! Правильное толкование Корана могут дать только ученые люди, знающие и контекст, и историю ниспослания суры. А они таковы: в 631 г. н. э. враги мусульманского государства - это были язычники - нарушили, причем не в первый раз, заключенный с ними мирный договор, совершив агрессию. Тогда пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха!) через своего ближайшего сподвижника хазрата Али объявил агрессорам, что он вынужден денонсировать фактически уже не действующий мирный договор, причем дал агрессорам срок 4 месяца для исправления ситуации! Причем, слова о необходимости покаяния и обращения в отношении язычников не означают ни в коем случае насилия в вопросах веры, а означают лишь один из возможных путей возвращения врагов в рамки мирного договора - если они станут мусульманами, то, разумеется, перестанут быть врагами и перестанут совершать агрессию. Но смысл всей описанной ситуации в том, что люди, связанные мирным договором, должны либо вернуться к его соблюдению (придя к истине или же оставаясь многобожниками), либо пожать плоды ответных военных действий.

Чтобы не ошибиться в толковании этих аятов, необходимо, как уже мы писали ранее, рассматривать их в едином контексте Корана, в едином смысловом поле с другими аятами на эту тему, а также иметь в виду и обстоятельства их ниспослания, ибо эти обстоятельства могут иметь частное значение и не могут поэтому распространяться на все случаи жизни. Поэтому нужно рассматривать аят об обращении идолопоклонников, с которыми воюют мусульмане, в связи с основными заповедями Корана. Одна из них - «нет принуждения в религии» (2:256)

- однозначно говорит, что запрещается всякая попытка насильственного обращения; это исключает требования к побежденному противнику принять ислам. Кроме того, говорится: «Призывай к пути Господа своего с мудростью и хорошим увещеванием.

И спорь с ними [с безбожниками и многобожниками] с помощью наилучших доводов» (Коран, 16:125). Разве здесь допускается возможность принуждения к вере?

Таким образом, переход противника в ислам (здесь: «если же они с покаянием обратятся...») есть лишь один из поводов для прекращения враждебности, но не единственный, а ссылка на него в этом аяте и в аяте 11 не означает альтернативы: «обращение или смерть», как считают злобствующие критики ислама и, возможно, отдельные безграмотные экстремисты! В случае если и в эти 4 дополнительных месяца враги не откажутся от своих агрессивных притязаний, им объявлялась полномасштабная война. Приведем аналогию из не столь давней истории. Незадолго до нападения Германии на Советский Союз было подписано соглашение о мире и ненападении. Со стороны Германии данный договор был нарушен, была совершена агрессия, и Советский Союз был вынужден вступить в войну. Можно ли осуждать Советский Союз за предпринятые им действия по отражению нападения и уничтожению врагов? Нет, так как враги нарушили все законы и начали убивать и захватывать людей, пытаясь уничтожить или поработить всех. Схожая ситуация описана и в священном Коране. Однако при этом оговаривается множество гуманных условий, позволяющих заблудившимся людям исправиться и хотя бы быть верным своему слову. Но если враг идет убить тебя и твою семью, то у тебя есть все права уничтожить его. Тем не менее ислам даже в этом случае требует от верующих вести войну самым гуманным способом. Абу Бакр, первый халиф (заместитель) Пророка (мир с ним и благословение Аллаха!), напутствовал армию, возглавляемую Кутейбой, такими словами: «Не издевайтесь и не уродуйте тел ваших врагов после того, как вы уже убили их. Не убивайте детей и стариков, которые не могут сражаться. Не трогайте женщин, не уничтожайте посевов, не поджигайте домов, не рубите плодовых деревьев. Забивайте животных ровно столько, сколько необходимо для вашего пропитания. На своем пути вы можете встретить людей, которые посвятили жизнь свою служению в монастырях и церквах. Оставьте их и пусть они занимаются тем, ради чего они отреклись от мира». Заметим, что это было за 12 веков до Женевской конвенции на эту тему!

Общепринятое толкование Корана

Предложенное мной толкование 9-й суры «ат-Тауба» не является каким-то нововведением для мусульманского сообщества, с которым отдельные радикалы могут быть не знакомы. Нет - таково понимание Корана подавляющим большинством верующих на протяжении всей истории ислама! Вот как звучит официальный краткий тафсир (комментарий) выдающихся ученых ислама к началу этой суры (Коран, 9: 1-13):

«1. Аллах и Его посланник отвращаются от тех многобож-ников, с которыми вы заключили договор и которые нарушили его.

2. И ходите, о многобожники, спокойно по земле, куда хотите, четыре месяца, и знайте, где бы вы ни были, вы находитесь под властью Аллаха, и вы не избежите Его наказания, и Он покроет нечестивых позором!

3. В день Великого хаджа Аллах и Его посланник возглашают людям о том, что Аллах и Его посланник отрекаются от лживых многобожников, нарушающих договоры. А если же вы, неверные, раскаетесь, тогда для вас это будет лучше в ближней и последующей жизни. А если же вы отвратитесь от Аллаха и останетесь в своем заблуждении, тогда знайте, что вы находитесь во власти Аллаха. О, пророк! Предупреждай всех неверных о тяжелой мучительной каре!

4. А с теми неверующими, с которыми вы заключили договор, и они не нарушали его и никому не помогали против вас, надо завершить договор до конца и соблюдать его. Поистине, Аллах любит богобоязненных, которые не нарушают свои договоры!

5. А когда срок безопасности - запретные четыре месяца -пройдет, тогда везде убивайте неверных многобожников, нарушающих договор, захватывайте их в плен, окружайте их, преграждайте им путь и ставьте им везде засады. Если же они раскаются, отвратятся от многобожия и неверия и последуют за назиданиями и законами ислама, будут соблюдать молитву (салат) и давать очистительную милостыню (закят), тогда не трогайте их, ибо они уверовали в религию Аллаха. Аллах прощает грехи раскаявшимся, и Он милосерден к Своим рабам!

6. Если же (о Мухаммад!) кто-нибудь из многобожников, против которого верующим приказано сражаться, попросит у тебя надежного убежища, чтобы услышать твой призыв, то огради его от опасности и дай ему приют и возможность услышать слово Аллаха. Если он уверует в

ислам, то станет одним из вас - верующих, а если он не уверует, то доведи его до безопасного места. Этот наказ дан для того, чтобы тот, кто ничего не знал об исламе и, желая узнать, услышал слово Божье.

7. Как эти многобожники, которые часто нарушали свои договоры, могут иметь почетный договор с Аллахом и Его посланником? Не верьте, что они обратились к Аллаху, за исключением тех арабских племен, с которыми вы, о верующие, заключили договор, и они не нарушали его. Соблюдайте же тогда договор с ними! Аллах любит повинующихся Ему, соблюдающих свои договоры!

8. Как же вы можете заключать договоры с теми, которые, если одержат верх над вами, не пощадят сил, чтобы уничтожить вас, не признавая ни родственных отношений, ни заключенных договоров? Они обманывают вас своими ласковыми словами, прикрывая ими ненависть к вам в своих сердцах. Большинство их - нечестивцы, нарушающие свои договоры.

9. Они же отрицали знамения Аллаха и продали их за мизерную цену - блага земного мира, и запретили людям следовать религии Аллаха. Скверно то, что они делают!

10. Они не чтут ни родственных связей с верующими, ни договорных обязательств с ними. Они преступники по своей природе, и агрессивность - неотъемлемая черта их характера.

11. Если же они отвратятся от неверия, обратятся к Аллаху с покаянием и будут следовать учению ислама, соблюдать молитву, давать очистительную милостыню (закят), тогда они - ваши братья по религии. Они будут иметь такие же права, как и вы, и должны будут выполнить такие же обязательства, как и вы. Аллах разъясняет Свои знамения людям, которые воспринимают знания и умеют извлекать из них пользу.

12. Если же они, после заключения договора, нарушат свои клятвы, тогда вступайте в сражение с вождями заблудившихся и их последователями: они же нарушают свои клятвы. Может быть, они отступятся от неверия!

13. Неужели вы, о верующие, не будете сражаться против неверных, часто нарушающих свои клятвы и договоры? Ведь до этого они задумали изгнать пророка из Мекки и убить его. Они же первые начали совершать злодеяния против вас. Неужели вы их боитесь? Не бойтесь их! Аллах единственный, Кто достоин, чтобы Его боялись, если вы искренне уверовали в Него». В любом обществе предатель зачастую заслуживает смертной казни, тем более, если предательство происходит в

условиях военного времени. Однако ислам есть всеобъемлющее учение Господа, Который справедлив в наказании и милостив к кающимся. Заметьте, насколько велико проявление милости Его в вышеописанной ситуации: многобожникам, воевавшим с мусульманами, затем заключившим мирный договор и после нарушившим его в одностороннем порядке, дается 4 месяца свободного передвижения, как на своих территориях, так и на территориях мусульман! То есть, после столь пагубного шага, торговцы и путники из числа язычников могут быть абсолютно спокойны за свою жизнь в течение 4 месяцев (данный комментарий дают ат-Табари и другие авторитетные толкователи священного Корана)! Пощада может быть только в случае покаяния и уверования в Господа Единого и подтверждения веры фактическими действиями - совершением обязательной молитвы и выплатой налога в пользу неимущих - закята. Из общего смысла приведенных аятов видно, что призыв к вооруженным действиям относится не ко всем многобожникам и, тем самым, не имеет всеобщего характера. Речь идет о тех, и только о тех из многобожников, которые вероломно нарушили договор и угрожали сподвижникам Пророка (мир с ним и благословение Аллаха!). То есть, речь идет не о всей группе людей, которую мы отличаем от себя по признаку веры - о многобожниках, а лишь о людях, которые, вероломно нарушив договор, хотят убить мусульман только за то, что они мусульмане. Тем самым речь идет об отражении агрессии, о самообороне от тех, кто совершил предательство на поле боя и хочет ударить тебя в спину. В таком же смысле может идти речь и о самообороне от лиц, формально принадлежащих к мусульманам, если они станут на такой же преступный путь вероломства и агрессии против своих собратьев.

Тем иноверцам, кто не испытывает по отношению к мусульманам ненависти или вражды, мусульмане гарантируют безопасность на своих территориях. Аллах повелевает Своему посланнику приютить их в своем жилище, чтобы они могли услышать в нем слово истины. После этого мусульманам повелевается сопровождать этих многобожников или безбожников в безопасное для них место. Таким образом, мусульмане берут на себя ответственность за безопасность многобожников и обеспечивают им безопасное передвижение по своей территории! -Такова воля Самого Аллаха в священном Коране. Из истории мы знаем много империй и государств, где под разными предлогами репрессировали и уничтожали инакомыслящих. В священном Коране, в

Сунне, в исламском учении нет места таким методам. Например, в эпоху становления исламского халифата, центром которого при жизни пророка Мухаммада (мир с ним и благословение Аллаха!) была сначала Медина, затем Мекка, рядом с мусульманами жили и христиане, и иудеи, и язычники. И никто из них не был притесняем. Если в каком-либо из краев халифата был замечен случай привилегированного отношения к мусульманину и ущемления прав немусульманина, то, как только данная весть доходила до халифа, правитель этого края сразу лишался должности. Во время присоединения к халифату новых территорий, на которых жили представители других религий, мусульмане не уничтожали храмы, а строили рядом с ними мечети, дабы дать людям возможность религиозного выбора. Позже, в период Кордовского халифата, именно в мусульманской Испании находили приют и безопасное убежище преследуемые в Европе евреи. И иудеи, и христиане имели свои суверенные суды для разрешения конфликтов внутри своих общин. Что касается случаев, являющихся исключением из этих правил и нарушением закона, то это результат грехов и ошибок, случающихся во все времена, среди всех народов и представителей различных религий. Но грех - это не проявление, а нарушение закона, и это принципиальный момент! Таким образом, экстремизм и терроризм не имеют никакой опоры в священном Коране. Лица, пытающиеся оправдать свои преступления ссылками на Коран и Сунну, только отягчают свой и без того тяжкий грех, приписывая Всевышнему свои личные пороки и ложные взгляды. Такие люди отвергают милость Всевышнего и подлежат суду как преступившие и законы Аллаха, и обязательства перед другими людьми, в том числе и оформленные в качестве государственного закона.

Позиция российских мусульман

Мусульманская умма в России неоднократно и категорически осуждала экстремизм и террористические акты. Российские мусульмане не разделяют попыток некоторых журналистов и политических деятелей связывать действия экстремистов с исламским вероучением, что является клеветой на ислам. Утверждение, что преступник не имеет ни религии, ни национальности, вполне соответствует Сунне пророка Мухаммада (мир с ним и благословение Аллаха!), который сказал: «Перестает быть мусульманином совершающий убийство...». Только в случае полного раскаяния, возмещения убытков пострадавшей стороне и раздачи

милостыни человек может вернуться в ислам. На организаторов и исполнителей террористических актов в полной мере распространяется и кара Всевышнего, и все законные необходимые меры, применимые к государственным преступникам.

В связи с обсуждением в обществе темы «религиозного экстремизма», «религиозного фундаментализма», так называемого «ваххабизма» и т. п., а также темы противозаконной деятельности сект и организаций, именующих себя «мусульманскими», Совет муфтиев России принял 30 июня 2000 г. «Заявление о недопустимости использования мусульманской символики в нерелигиозных целях», в котором, в частности, говорится: «Ислам - это мир людей с Творцом и друг с другом. Использование символики и отдельно взятых изречений ислама в корыстных, а тем более в преступных целях является кощунством и великим грехом перед Аллахом. Совет муфтиев России осуждает все виды экстремизма и терроризма, в том числе и в форме так называемого «ваххабизма», которые содержат в себе следующие признаки:

1) отрицание основополагающих традиций ислама, т.е. четырех исторически сложившихся мазхабов или шиизма;

2) учение о собственной исключительности вплоть до наделения себя самих правом объявлять «немусульманами» традиционных верующих, не согласных с такой трактовкой шариата, в том числе последователей любого из четырех суннитских мазхабов или шиизма;

3) наделения себя правом по собственному усмотрению ущемлять в правах или убивать вне рамок необходимой самообороны «неверных», в том числе и традиционных мусульман, не примкнувших к данной организации...»

Террор - противозаконная борьба с политическим противником путем запугивания, насилия, жестокости, убийства, в том числе и не вовлеченных в борьбу граждан. Террористы все чаще эксплуатируют религиозный фактор. Прикрытие религией политических устремлений и насилия практикуется издревле. Во всех религиях возникали сектантские и опасные экстремистские группировки, в то время как закон Всевышнего призывает верующих к миру и устанавливает мир между людьми и между народами.

Многие называют терроризм нашим главным врагом. А ведь терроризм - это не субъект нападения, это - метод. Примечательно, что даже такой «друг» России, как З.Бжезинский, в апреле 2004 г. сказал:

«Терроризм - это не враг, это средство достижения цели. Если вы хотите быть эффективными в своей борьбе, вы должны понять, кто такие террористы и откуда они появляются».

Хотя многие СМИ обвиняют в экстремизме и терроризме мусульман, на самом деле именно мусульмане более всего были и остаются жертвами терроризма. От этого страшного явления страдают мирные мусульмане во многих арабских странах. На территории России первыми приняли удар международных террористов мусульмане Дагестана в 1999 г.

В священном Коране убийство невинного человека, по пагубности и степени греховности, приравнивается к убийству всего человечества:

«Кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (Коран, 5:32).

О важности мирного сосуществования и опасности разжигания вражды и ненависти в Писании сказано:

«Если бы Господь не защищал одних другими, то были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где часто упоминается имя Господа» (Коран, 22:40).

То есть, если бы Господь не заложил как закон в сотворенном им мире противодействие злу, то зло победило бы. Однако Аллах сохраняет храмы всех религий, где поминают какое-либо из имен Всевышнего.

Посланник Аллаха (мир с ним и благословение Аллаха!) сказал: «Истинно верующий [му'мин, уверовавший в Господа сердцем] - тот, с кем люди чувствуют себя спокойно и безопасно».

В мусульманском богословии говорится об основах справедливости в исламе: «Если где-то скрываются десять преступников, заслуживающих смертной казни, и с ними один невинный человек, то подвергать опасности жизнь этого невинного является преступлением». Если сегодня человечество отошло от этих гуманных принципов, то это не значит, что они должны быть забыты и не подлежат возрождению.

Террорист не может быть мусульманином, а мусульманин не может быть террористом. Всевышний Аллах говорит:

«Воистину, верующие - братья, так устройте мир между вашими братьями!

Будьте богобоязненными, и да будете вы помилованными!» (Коран, 49:10).

(Окончание в следующем номере).

«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 6, с. 2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.