вариант будет отличаться от «украинского» озлобленностью народа, сильнейшим исламским фактором (так как исламские общины практически не имеют представительства на федеральном уровне) и реальным влиянием действительно международного (а не только чеченского и дагестанского) терроризма. Отличия от другого крайнего, киргизского, сценария тоже ясны. Это прежде всего меньшая клановость общества, требующая наличия у революционеров привлекательных и хоть как-то проработанных идей. Кроме того, не вызывает сомнения, что российская власть будет сопротивляться — выковывая тем самым эффективных и ответственных политических деятелей из аморфного оппозиционного конгломерата и способствуя приходу к власти ответственных и дееспособных сил.
Таким образом, недееспособность современной российской бюрократии привела к срыву процессов постсоветской интеграции и росту нестабильности в ряде стран СНГ. Эта нестабильность, воздействуя на саму Россию, способна стать катализатором драматических процессов оздоровления политической системы и передать власть в руки новому поколению политиков, ответственных перед своей страной и способных справиться с задачами как модернизации самой России, так и постсоветской реинтеграции.
«Наш современник», М., 2005 г., № 9, с. 232-238.
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин,
Председатель Совета муфтиев России ИСЛАМ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА. (Окончание)
Сегодня много говорится и пишется о причинах возникновения в современном мире экстремизма и терроризма, прикрывающихся священными символами ислама. Мы уже рассмотрели теоретический, богословский аспект этой проблемы и пришли к однозначному выводу, что никаких объективных оснований для выведения из норм священного Корана и Сунны Пророка экстремистских действий нет. Терроризм вообще противен самой природе ислама и основополагающим законам Аллаха.
Однако во многих странах, включая и те, где традиционно исповедуется ислам, все же действуют организации, преследующие свои
политические, а иногда и религиозно-фанатические цели, и использующие любые, даже явно богопротивные средства для их достижения. Хотя даже самая высокая цель не может быть достигнута путем, противоречащим основным законам бытия, установленным Создателем Вселенной.
В чем же все-таки причины того явления, что именно в исламской среде, призванной быть образцом дружелюбия и мира, появляются, как и в окружающем мире, преступники и преступные организации, прибегающие к террористическим методам? Почему громкие теракты мирового масштаба сегодня чаще всего прикрываются именно исламскими лозунгами?
Таких причин несколько, и нужно рассматривать их в совокупности. Одной или даже нескольких из них может быть недостаточно для возникновения феномена современного международного терроризма с мусульманским «прикрытием». Попробуем обозначить наиболее существенные из этих причин.
1. Военно-историческая
Многие мусульманские страны находились под гнетом европейских колонизаторов и освободились всего полвека назад. Экономическая зависимость от Запада некоторых из них сохраняется и по сей день. Народы этих стран вели тяжелую и кровопролитную борьбу за свою независимость. В период национально-освободительной борьбы арабских стран против колонизаторов были принесены огромные жертвы. Запал вооруженного противостояния враждебному Западу сохранился у освободившихся народов и после обретения независимости, так как последствия колониализма еще не преодолены и оказывают серьезное влияние, особенно на неблагополучные слои населения.
2. Социально-экономическая
Как одно из последствий колониализма сохраняется, а кое-где и увеличивается, отставание бывших колоний от «своих» метрополий в экономической, социальной и гуманитарной сферах. Это обстоятельство приводит к росту социальной зависти и ненависти в широких слоях малообеспеченного населения в отношении бывших колонизаторов-иноверцев, желание «отомстить» или даже «вернуть награбленное». Множество людей в бывших колониях считают, что страны богатой
Европы, уйдя из колоний, не позаботились об их будущем и сегодня заслуженно получают ответную реакцию.
3. Идейно-богословская
Колонизаторы в период своего правления в мусульманских странах прибегали к услугам местных политиков и имамов, используя их в качестве марионеток. Те, в свою очередь, для легитимации колониальной власти и обоснования необходимости «смирения» народа перед нею пытались подвести богословское обоснование. Поэтому борцы за независимость искали богословское и идеологическое обоснование своим идеям в «салафизме» - движении за «очищение» ислама от средневекового раболепия перед правителями-монархами (беды мусульман стали трактоваться как наказание за отступление от «чистого ислама»).
Тем самым, салафизм для многих активистов из народа стал идейной антитезой «идолопоклонству» - коллаборационизму с колонизаторами-иноверцами. После победы революций в ряде мусульманских стран позитивное отношение к салафизму в его политической интерпретации закрепилось в сознании определенных слоев общества и стало идейным базисом уже для всякой борьбы за социальную справедливость и за «лучшую жизнь».
4. Психологическая
Много веков мусульмане жили в составе халифата - своего рода общемусульманской империи. Халифат на протяжении истории претерпел существенные изменения и в последние века уже сильно отличался от того государства, что сложилось у мусульман еще в VII в. н. э. Тем не менее даже формальное пребывание в составе государства под названием «халифат» было привычным и естественным для длинной череды поколений многих мусульманских народов.
После крушения Османской империи и официального упразднения халифата самим халифом (1924 г.), а затем колониального господства европейцев над огромной частью бывшей империи сформировался естественный в таких случаях комплекс «подавленного самолюбия». Это характерно для всех великих наций, подвергшихся унизительному поражению, государственному распаду и колониальной зависимости, например, для народа Германии после поражений в обеих мировых войнах. Но если после «Версальского договора» политическое развитие Германии пошло по деструктивному пути, когда правительство стало само подогревать желание масс «отомстить» и «вернуть», то после 1945
г. с помощью традиционной религии комплекс «подавленного самолюбия» был обращен в конструктивное русло - мирный созидательный труд и строгое следование принципу социальной справедливости, что позволило этой стране снова стать великой державой.
5. Геополитическая
Быстрый и во многом неожиданный распад СССР, бывшего идейным, финансовым, политическим и военным центром «коммунистического» лагеря, с одной стороны, крах самой коммунистической материалистической идеологии - с другой, и сохранение во всем мире тех недостатков буржуазного общества, с которыми (хотя бы на словах) боролись коммунисты, с третьей стороны, привели к тому, что идейная ниша всемирной политической борьбы за социальную справедливость опустела.
В силу вышеуказанных причин ряд активистов в мусуль-манских странах (во многом симпатизировавших СССР - по крайней мере, до его вторжения в Афганистан) стали искать в исламских понятиях всемирного братства и социальной справедливости (вырванных из контекста общих норм поведения верующих) новую глобальную «левую» идеологию силовой борьбы за социальную справедливость во всем мире.
6. Религиозно-политическая
После образования государства Израиль, занятия им земель, принадлежавших палестинским арабам, фактического бойкота Израилем процесса образования государства в Палестине арабо-изральское противостояние приобрело международный характер. Повсеместно стала проявляться мусульманская солидарность, которую лишь усиливали угрозы иудейских фундаменталистов и сионистов разрушить третью святыню ислама - мечеть Аль-Акса. Ситуацию усугубляли такие акты израильской военщины, как массовое истребление палестинских женщин и детей в Дейр Ясине в 1948 г., в Сабре и Шатиле в 1982 г. Болезненной занозой в сердцах мусульман остается тот факт, что до сих пор около 3 млн. палестинцев проживают сегодня в изгнании - в основном в арабских странах, что также влияет на общественное мнение в них.
Когда Советский Союз поддерживал борьбу арабского народа Палестины, США поддерживали Израиль, и между Вашингтоном и Тель-Авивом сформировался альянс, укрепляемый мощным лобби в США. Этот альянс сохранился и после распада СССР, и в мусульманском мире его рассматривают как серьезную угрозу для всего исламского мира в
целом. В такой ситуации политические козыри оказываются в руках людей, склонных к экстремальным решениям.
Перед лицом мусульманской солидарности радикальные круги сионистской направленности объявили «врагом человечества» саму религию ислама, в которой якобы кроются корни экстремизма и терроризма. Эта установка нашла свое отражение во многих мировых (а отчасти и в российских) СМИ, накаляя противостояние.
7. Духовная
После распада Багдадского (Арабского) халифата уровень богословских знаний в исламском мире резко понизился. Многие ученые посвятили себя не свободному занятию наукой, не непредвзятому толкованию Корана и Сунны, а подгонкой этих толкований под интересы правителей-монархов. В народных массах в этот застойный период стали господствовать суеверия, заимствованные из язычества.
Реакцией на суеверия стало возникновение «салафизма» в его примитивной редакции, отвергавшей не только языческие обычаи, но и все богатство исламской мысли прошлых веков (радикальной ветвью такого «салафизма» стал так называемый «ваххабизм»). Как следствие, появилось восприятие религии исключительно через призму обязательных внешних обрядов, порождающее религиозный «фундаментализм» в его самой примитивной, агрессивной «черно-белой» форме.
Только в конце XIX в., в период кризиса Османской империи, появились ученые, поставившие задачи возрождения истинного иджтихада и освобождения от монархической идеологии, выдававшейся за традиционные исламские богословие и политическую философию. Однако «ножницы» между элитой и народными массами стали настолько велики, что современные богословы рискуют оказаться «еретиками» в глазах масс, если не будут следовать сложившимся в этих массах стереотипам.
Таким образом, в результате длительного застоя свободной научной мысли к XX в. стал очевиден дефицит серьезных ученых-богословов (улемов), которые не зависели бы в своих толкованиях Корана ни от правителей-диктаторов, ни от стихийных эмоций агрессивно настроенной «улицы». В результате сегодня во многих странах мусульманского мира, к сожалению, приходится видеть отсутствие духовного руководства малообразованными массами и сталкиваться с толкованиями местными учеными отдельно взятых,
вырванных из контекста, положений шариата в угоду фанатикам и демагогам. Власть в таких странах, не имея идейной опоры, опирается исключительно на военную силу.
8. Общекультурная
По указанным выше причинам в мусульманских странах отмечается низкий уровень и общей культуры, и образования, наблюдается сильное отставание от развитых стран в количестве ученых степеней и званий. Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад отмечал, что во всех мусульманских странах, вместе взятых, защищается в три раза меньше научных диссертаций, чем в одной только Англии.
Недостаток общей культуры, включая политическую, способствует неверной оценке происходящих в мире событий, приводит к чрезмерным эмоциям вместо расчета и, в конечном счете, к ошибкам и поражениям.
9. Внешнеполитическая
Вышеуказанные недостатки активно используются спецслужбами западных стран и Израиля. Имеет место финансовая поддержка и использование в интересах своих государств «агентов влияния» среди фанатиков и экстремистов в мусульманской среде для раздувания мифа об «исламской угрозе» и для создания зон «управляемых конфликтов» в местах проживания мусульман. Известно, например, что Усама бен Ладен был агентом ЦРУ и занимался формированием единого фронта против советских войск в Афганистане. Тот факт, что его по сей день «не могут» поймать, тоже о многом говорит.
Таким образом, экстремизм и терроризм, прикрывающиеся религией, имеют вполне земные причины своего существования, но они не санкционируются религией ислама, более того - запрещаются. Экстремисты и террористы преследуют не религиозные, а политические и экономические цели. Религия, религиозная символика и фразеология используются лишь для пропагандистского «облагораживания» подлинных целей террористов и тех омерзительных средств, которые они применяют.
Почему именно ислам избран в качестве пропагандистского камуфляжа террористов? - Просто потому, что именно ислам является последним реальным препятствием на пути архитекторов «нового мирового порядка», где все люди должны быть техническими инструментами без своей национальности, религии, истории -
«намадами», кочевниками, по словам Жака Аттали. Эти архитекторы и являются в конечном счете заказчиками, финансистами и вдохновителями террористических актов, которые призваны похоронить систему прав человека и установить «однополярный мир» с диктатурой якобы «общечеловеческих» либеральных ценностей, противоположных законам Творца.
Причины радикализации
некоторой части российских мусульман
На протяжении всей российской истории мусульмане жили исключительно мирно рядом с православными; для их религиозного менталитета было характерно отсутствие религиозного радикализма -даже в условиях попыток государства «христианизировать» татар и башкир. Российская умма избежала проникновения в нее радикальных учений, появившихся в некоторых других странах. Российские мусульмане никогда не ставили под сомнение свои гражданские обязанности и патриотические чувства.
Подавляющее большинство российских мусульман остаются мирными и законопослушными гражданами, патриотами своего Отечества. Однако сегодня в среде российских мусульман стали распространяться некоторые радикальные идеи, у которых появились немногочисленные последователи. Многие малограмотные молодые люди стали просто жертвами лживой пропаганды, паразитирующей к тому же на их некоторой неустроенности.
Можно выделить объективные факторы внутренней жизни нашей страны в последние 12-14 лет, которые привели к появлению радикальных настроений в среде мусульман - граждан России. Сошлюсь на официальный документ, разработанный в Государственной Думе под руководством депутата Шамиля Султанова экспертами, включая и экспертов Совета муфтиев России, в котором отмечены следующие из этих факторов:
- практическое отсутствие национальной и религиозной политики, отсутствие ситуативного анализа и прогнозов в этих сферах, поскольку процесс был пущен на самотек;
- значительное понижение уровня жизни населения после распада
СССР;
- колоссальная разница в уровне жизни между богатыми и бедными, еще более заметная в местах компактного проживания мусульман;
- закрытие многих крупных (созданных в советское время) предприятий на юге страны, приведшее к значительной безработице, особенно среди молодежи, в ряде регионов Северного Кавказа (до 80%);
- коррупция местных властей, лишающая простых верующих надежды на улучшение их жизненных условий;
- деградация общественной нравственности, распространение проституции, наркотиков и т.д.
К объективным внешнеполитическим факторам можно отнести следующие:
- агрессия США против Афганистана, Ирака, поддержка Вашингтоном агрессивных сионистских кругов на земле Палестины, его угрозы Ирану, Сирии, всему мусульманскому миру;
- насаждение исламофобии в западных СМИ;
- поддержка внешней политикой РФ в начале 90-х гг. практики сионистских кругов в Палестине, отказ от традиционной для СССР поддержки национально-освободительной борьбы арабского народа Палестины;
- угрозы израильских экстремистов разрушить третью святыню Ислама - мечеть Аль-Акса;
- общая радикализация настроений в исламском мире.
К объективно-субъективным факторам, т. е. таким, которые возникли объективно, но могли и не состояться при доброй воле ответственных государственных служащих, можно отнести следующие:
- систематическое воспрепятствование открытию духовных учебных заведений, строительству мечетей и регистрации общин в регионах, где мусульмане находятся в меньшинстве. Например, в Ставрополе более десяти лет блокировалось даже санкционированное президентом России возвращение верующим мечети, построенной еще православным царем. В Москве искусственно затягивается решение вопроса о создании Международного Исламского университета, хотя о его создании заявили общественности министр иностранных дел РФ, а затем и сам президент России;
- характер государственных наград, не учитывающих религиозные чувства мусульман; до 1917 г. государственные награды, содержавшие христианские символы, имели второй официальный и равноправный
вариант - без христианских символов, который использовался для награждения мусульман, иудеев и представителей других религий;
- попытки некоторых чиновников навязать на государственном уровне преподавание в государственных и муниципальных школах только православное образование или сделать его обязательным для детей мусульман, чего не было даже в православной Российской империи; реализация таковых попыток в ряде субъектов РФ;
- попытки некоторых чиновников на уровне государственной идеологии, также в учебных программах, представить российскую историю как историю Московского княжества, а его победы над другими княжествами и ханствами в борьбе за лидерство в Средние века - как победы общегосударственного масштаба, которые следует отмечать всей стране. Например, мифическое сражение в 1380 г. на «поле Куликовом», где не найдено ни остатков оружия, ни массовых захоронений (и которое почему-то не вызвало достойного интереса у его современников), подается как победа «русских над татарами». В документах Совета муфтиев России такой подход к общегосударственной истории был назван «одновекторностью в подаче российской истории», лишающей другие исконные народы России чувства Родины;
- систематическая исламофобия в СМИ («исламские террористы», «исламисты»), включая и контролируемые государством, унижение чувств верующих. Только вмешательство президента России В.В.Путина ослабило эту тенденцию, но, очевидно, многие журналисты слишком сильно мотивированы на подачу антиисламских материалов, чтобы обращать внимание на российское и международное право и политику нашего государства. Так, в первый день праздника Ид аль-Атха 14 ноября 2004 г. телеведущий программы «Времена» Владимир Познер преподнес мусульманам России «подарок», посвятив всю программу очернению ислама, сравнив Запад с Римской империей, а мировую умму - с варварами, и заявив, что ему хочется взять автомат Калашникова;
- практика «вытеснения» мусульман из государственных и региональных СМИ: закрыты обе мусульманские передачи на РТР и канале «Культура»;
- притеснения граждан РФ и приезжих единоверцев из СНГ на религиозной и национальной почве в ряде регионов России, включая и мусульман Северного Кавказа (отказ в регистрации по месту проживания, незаконные поборы со стороны местных органов милиции и властей, массовые проверки религиозных общин во время праздничной
молитвы и т.п.). Как следствие - ощущение многими мусульманами-«брюнетами» своей «инородности» в других регионах России и своей невостребованности государством, отсутствие перспективы социального роста в своем Отечестве;
- постоянные акты насилия и проявления ненависти к мусульманам со стороны участников фашиствующих организаций, общий враждебный климат по отношению к «черным», игнорирование таких фактов или попустительство им со стороны некоторых региональных лидеров и милиции.
К субъективным факторам, которые порождены исключительно злой волей человека, можно отнести следующие:
- серьезные недостатки традиционного религиозного образования, вызванные отсутствием высших богословских учебных заведений и низким уровнем и малочисленностью сети начального религиозного образования. За 80 лет государственного атеизма была разрушена вся система мусульманского образования в стране, сложившаяся до 1917 г.;
- деятельность эмиссаров-вербовщиков дешевого «пушечного мяса» - молодых рейнджеров из числа лишенной перспективы безработной и малообразованной молодежи для участия в незаконных вооруженных формированиях;
- получение некоторым числом российских мусульман духовного образования в зарубежных центрах, где в ряде случаев доминирует фундаменталистское направление, не отвечающее реальностям поликонфессионального общества и светского государства.
Практика (даже непреднамеренная) вытеснения мусульман в «подполье» приводит к прямо противоположному результату: радикалы и экстремисты на частных квартирах или в частных домах, где собираются по пятницам верующие, получают дополнительные козыри в своей пропаганде необходимости борьбы с властью, препятствующей соблюдению основных мусульманских предписаний. Напротив, наличие достаточного количества мечетей сделало бы процесс проповеди прозрачным и доступным контролю с точки зрения политической лояльности. Тем более, это относится к учебным заведениям: если где-то нет открытого с помощью государства мусульманского образовательного центра, где преподаются ценности традиционной исламской мысли и этики, то образование ведется неизвестными радикалами в частных помещениях или в скрытых лагерях!
Отсюда одним из важнейших способов профилактики экстремизма в мусульманской среде является массовость религиозного образования в открытых, прозрачных и лояльных государству заведениях. До 1917 г. в православной империи обучение своей религии было обязанностью всех детей мусульман.
Исламский взгляд на мир -это единство в многообразии
После распада Советского Союза на международной арене развернулась серьезная борьба вокруг того, каким должен быть будущий мир. Должен ли он быть однополярным, с одним явным лидером и вереницей «отстающих», которые должны отрекаться от своих традиций, самобытности, от своих национальных и экономических интересов, встраиваясь в унифицированную и безликую масс-культуру? Или все-таки в мире должно быть несколько крупных центров притяжения, обеспечивающих сохранение самобытности всех живущих на земле народов, так чтобы отношения между этими центрами строились на принципах взаимоуважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества?
Для подавляющего большинства мусульман всего мира приоритетным является второй путь - путь многополярного мира, путь единства мирового сообщества через взаимообогащение конфессиональных и национальных культур. «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга», - говорит Создатель Вселенной (Коран, сура 49, аят 13).
Таким образом, в исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение исключительности кого-либо только по происхождению. Сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!) учит: «О люди! Разве не един ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед неарабом? Разве есть преимущество у неараба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим, и наоборот?. Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!» Пророк Мухаммад также говорил: «Ищите знания даже в далеком Китае», где, как известно, тогда ислама не было, то есть речь идет о знаниях других народов, культур, традиций.
В Каирской «Декларации прав человека в исламе» 1990 г., подписанной государствами - членами Организации Исламская Конференция, в статьях 1-й и 11-й говорится: «Все человеческие существа образуют единую семью, подчиняются Единому Богу и произошли от одного человека - Адама. Все люди, независимо от цвета кожи, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, общественного положения, обладают одинаковыми правами и человеческим достоинством...
Все люди рождаются свободными, и никто не имеет права брать кого-либо в рабство, унижать, угнетать и эксплуатировать. Есть только одно подчинение - Всевышнему Богу. Колониализм любого рода... должен быть запрещен. Каждое государство и каждый народ должны сохранить свои независимость и контроль над своими богатствами».
Нас очень радует, что данный подход гармонирует и с концепцией внешней политики России. Выступая на саммите Организации Исламская Конференция в сентябре 2003 г., президент нашей страны В.Путин сказал: «Мы приветствуем, что ОИК строит свою деятельность на универсальных принципах невмешательства во внутренние дела и уважения территориальной целостности суверенных государств. Выступает против применения силы и за урегулирование конфликтов мирными средствами. Хотел бы отметить: названными принципами руководствуется и российская внешняя политика.
Россия, как и большинство представленных здесь исламских государств, выступает за укрепление системы международного права, за центральную координирующую роль ООН в решении мировых проблем. И мы убеждены, что совместными усилиями сможем эффективнее противостоять развитию событий в мире по неблагоприятным сценариям. Сценариям, приводящим к появлению новых опасных разделительных линий.
Россия - как постоянный член Совета Безопасности ООН и многих других многосторонних институтов - готова способствовать таким конструктивным усилиям и последовательно добиваться утверждения в международных отношениях принципов доверия, сотрудничества и взаимопонимания».
К великому сожалению, укреплению концепции многополярного мира вредили и определенные силы, скрывавшиеся под маской ислама. В XX столетии маргинальные в прошлом секты исламской направленности получили широкое распространение благодаря поддержке
могущественных спецслужб Запада, использовавших их для создания так называемых «управляемых конфликтов» на территории недружественных им или конкурирующих с ними государств. Проблема, не существовавшая внутри традиционного ислама, под влиянием извне стала проблемой и для традиционного ислама, и для других государств. Экстремисты сформулировали лозунг «всемирного халифата», достичь осуществления которого они пытаются с помощью терактов и разбоя среди мирного населения и «партизанской» деятельности.
Разумеется, никакой халифат такими методами не может быть воссоздан. Аллах Всевышний говорит Своему Пророку в священном Коране (сура 10, аят 99): «И если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все до одного, кто есть на Земле. Так неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?». Даже Своему избранному Пророку Всевышний запретил какое-либо принуждение в вопросах веры! Также Аллах повелевает Пророку: «Скажи, о Пророк: исходит истина от Бога твоего; кто хочет, тот уверует в Него, кто хочет, тот останется неверным». Поэтому попытка создания некоего нового «халифата» путем насилия, партизанской войны, терактов и тому подобного в корне противоречит воле Бога, выраженной в священном Коране.
Ислам - религия свободы выбора. «Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений», - говорится в Каирской «Декларации прав человека в исламе». При практической реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, чтобы жить в мире с ними на основе заключенного договора.
В архиве внешней политики Российской империи МИД России хранятся письма легендарного имама Шамиля, предводителя мусульман Северного Кавказа во время Кавказской войны. Особый интерес представляет обмен письмами между ним и эмиром Абдель Кадером, возглавлявшим в то время антифранцузское восстание в Алжире. Эти письма показывают, что как имам Шамиль, так и Абдель Кадер ясно выступали против актов насилия, против терроризма, призывали к толерантности, мирному межцивилизационному общению.
С 1855 г., после поражения восстания, Абдель Кадер жил в Дамаске и занимался богословием. Во время погрома христиан в Дамаске в июне 1860 г., когда российское вице-консульство подверглось
нападению, Абдель Кадер, проповедовавший идеи веротерпимости, спас многих христиан, в том числе вице-консула России Макеева. Заслуги Абдель Кадера были высоко оценены Россией - он был награжден орденом Белого Орла.
Сразу же после этого Шамиль в письме Абдель Кадеру в 1860 г. так отреагировал на происшедшее: «Уши мои поражены были вестью невыносимою для слуха и противною самой природе о том, что произошло между мусульманами и иноверцами и что не должно было произойти в мусульманском мире». И далее: «Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка, посланного Богом по милости к человекам, и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры».
Когда сегодня некоторые боевики вешают на стены портреты имама Шамиля, знают ли они об этой позиции легендарного воина, шейха, государственного деятеля ?
В свою очередь, Абдель Кадер в 1861 г. отвечал имаму Шамилю так: «Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны... Печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все еще прибегает к власти справедливости! Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в ислам являются грубость, жестокость и отстраненность от всех иноверцев».
Такая позиция этих хорошо известных миру мусульманских деятелей представляется весьма актуальной и поучительной в нынешних условиях.
Президент России сказал в Малайзии и такие важные для нас слова: «Позиция России последовательна и ясна: терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Должен сказать, что на примере России попытки террористов спровоцировать в нашей стране исламофобию, в конечном итоге, полностью провалились».
Во время своих визитов в мусульманские страны мне часто приходится слышать от моих братьев такие слова: «Когда же Россия станет такой же великой и могучей страной, как СССР? Когда же Россия станет уважать себя и станут уважать ее другие? Мы здесь являемся истинными вашими друзьями. Не забывайте о нас, повернитесь к нам лицом!».
И, действительно, нельзя не почувствовать их любовь к нашей стране, их доброжелательное отношение к нам. Арабский, исламский мир
желает активизации политики России в этих регионах, развития сотрудничества в различных сферах в общих интересах.
Звучащие из уст боевиков слова о «новом всемирном халифате», т. е. о монополярном мировом порядке под диктатом мусульман, являются всего лишь ширмой для провоцирования конфликтов в интересах третьих стран. Никто не вправе самовольно объявлять себя «заместителем Пророка» и присваивать себе его полномочия! Кстати говоря, исторический халифат, пока он существовал в рамках исламских канонов, никогда и не претендовал на подчинение мусульманам христиан, иудеев и представителей других мировоззрений - живя в халифате, они пользовались правом сохранять все свои традиции и религиозные предписания и ритуалы. С другими странами заключались мирные договоры. Бывали войны за территории, но не было войн для подавления другой веры. Поэтому на будущее можно говорить лишь о концепции сосуществования и взаимодействия различных религий и культур при сохранении духовно-культурной самобытности внутри каждой социальной группы, каждого народа.
О сотрудничестве России с мусульманскими странами
Теперь - что касается сотрудничества России с мусульманскими странами на пути созидания многополярного мира. Сотрудничество с ними даст нашей стране увеличение числа рабочих мест в такой важной для нас сфере промышленности, как оборонка, а также в области высоких технологий. Для нас в мусульманских странах представляет интерес богатый рынок сырья и энергоресурсов. При этом мусульманские государства не обусловливают сотрудничество с нами вмешательством в наши внутренние дела, и, таким образом, суверенитету и самобытности нашей страны нет никакой угрозы. В этих странах живет множество искренних друзей России, ставших таковыми во время учебы или работы в Советском Союзе. Потенциал такого пророссийского лобби в мусульманских странах все еще высок, а используется он недостаточно. Но вместо «советского фактора» на смену ему должен прийти религиозный, т.е. мусульманский фактор.
Мы приветствуем, что МИД России использует в отношениях с православными странами фактор Русской православной церкви. Однако
возможности российских мусульман, их духовных центров используются явно недостаточно в отношениях с мусульманскими странами. А ведь и в Российской империи, и в Советском Союзе хорошо понимали и ценили роль так называемой «народной дипломатии»: негосударственных структур, готовивших почву для усиления влияния России в том или ином регионе. Не пора ли вернуть утраченные позиции, но уже на новом уровне, используя социальную активность российских верующих?
Нас вдохновило, что президент России обозначил такой стратегический курс:
«Россия - как уникальная евро-азиатская держава - всегда играла особую роль в строительстве отношений между Востоком и Западом. И я убежден, что наше взаимодействие в рамках ОИК может и сегодня стать важнейшим элементом справедливого и безопасного мира. Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем.
Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Уверен - это в полной мере отвечает как интересам наших народов, так и гуманистическим ценностям, которые проповедуют все мировые религии, в том числе и ислам».
В священном Коране (сура 13, аят 11) говорится:
«Воистину, Аллах не изменяет положения людей, пока они не изменятся внутри себя».
* * *
В заключение хотел бы высказать следующее пожелание. Мусульманин, занимающийся политической деятельностью, обязан глубоко изучать религиозный, философский, политический и иные аспекты исламского вероучения, ибо только недостаточные религиозные знания могут породить экстремизм на религиозной почве, который является враждебным прежде всего по отношению к самому исламу.
Мусульманин должен соизмерять свои знания и опыт с той величайшей ответственностью, которую он берет на себя перед Аллахом, выступая от имени ислама и мусульман.
«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 7, с. 2-8.