Научная статья на тему 'Ислам против терроризма. (окончание)'

Ислам против терроризма. (окончание) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
155
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин

«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 7, с. 2−8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам против терроризма. (окончание)»

вариант будет отличаться от «украинского» озлобленностью народа, сильнейшим исламским фактором (так как исламские общины практически не имеют представительства на федеральном уровне) и реальным влиянием действительно международного (а не только чеченского и дагестанского) терроризма. Отличия от другого крайнего, киргизского, сценария тоже ясны. Это прежде всего меньшая клановость общества, требующая наличия у революционеров привлекательных и хоть как-то проработанных идей. Кроме того, не вызывает сомнения, что российская власть будет сопротивляться — выковывая тем самым эффективных и ответственных политических деятелей из аморфного оппозиционного конгломерата и способствуя приходу к власти ответственных и дееспособных сил.

Таким образом, недееспособность современной российской бюрократии привела к срыву процессов постсоветской интеграции и росту нестабильности в ряде стран СНГ. Эта нестабильность, воздействуя на саму Россию, способна стать катализатором драматических процессов оздоровления политической системы и передать власть в руки новому поколению политиков, ответственных перед своей страной и способных справиться с задачами как модернизации самой России, так и постсоветской реинтеграции.

«Наш современник», М., 2005 г., № 9, с. 232-238.

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин,

Председатель Совета муфтиев России ИСЛАМ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА. (Окончание)

Сегодня много говорится и пишется о причинах возникновения в современном мире экстремизма и терроризма, прикрывающихся священными символами ислама. Мы уже рассмотрели теоретический, богословский аспект этой проблемы и пришли к однозначному выводу, что никаких объективных оснований для выведения из норм священного Корана и Сунны Пророка экстремистских действий нет. Терроризм вообще противен самой природе ислама и основополагающим законам Аллаха.

Однако во многих странах, включая и те, где традиционно исповедуется ислам, все же действуют организации, преследующие свои

политические, а иногда и религиозно-фанатические цели, и использующие любые, даже явно богопротивные средства для их достижения. Хотя даже самая высокая цель не может быть достигнута путем, противоречащим основным законам бытия, установленным Создателем Вселенной.

В чем же все-таки причины того явления, что именно в исламской среде, призванной быть образцом дружелюбия и мира, появляются, как и в окружающем мире, преступники и преступные организации, прибегающие к террористическим методам? Почему громкие теракты мирового масштаба сегодня чаще всего прикрываются именно исламскими лозунгами?

Таких причин несколько, и нужно рассматривать их в совокупности. Одной или даже нескольких из них может быть недостаточно для возникновения феномена современного международного терроризма с мусульманским «прикрытием». Попробуем обозначить наиболее существенные из этих причин.

1. Военно-историческая

Многие мусульманские страны находились под гнетом европейских колонизаторов и освободились всего полвека назад. Экономическая зависимость от Запада некоторых из них сохраняется и по сей день. Народы этих стран вели тяжелую и кровопролитную борьбу за свою независимость. В период национально-освободительной борьбы арабских стран против колонизаторов были принесены огромные жертвы. Запал вооруженного противостояния враждебному Западу сохранился у освободившихся народов и после обретения независимости, так как последствия колониализма еще не преодолены и оказывают серьезное влияние, особенно на неблагополучные слои населения.

2. Социально-экономическая

Как одно из последствий колониализма сохраняется, а кое-где и увеличивается, отставание бывших колоний от «своих» метрополий в экономической, социальной и гуманитарной сферах. Это обстоятельство приводит к росту социальной зависти и ненависти в широких слоях малообеспеченного населения в отношении бывших колонизаторов-иноверцев, желание «отомстить» или даже «вернуть награбленное». Множество людей в бывших колониях считают, что страны богатой

Европы, уйдя из колоний, не позаботились об их будущем и сегодня заслуженно получают ответную реакцию.

3. Идейно-богословская

Колонизаторы в период своего правления в мусульманских странах прибегали к услугам местных политиков и имамов, используя их в качестве марионеток. Те, в свою очередь, для легитимации колониальной власти и обоснования необходимости «смирения» народа перед нею пытались подвести богословское обоснование. Поэтому борцы за независимость искали богословское и идеологическое обоснование своим идеям в «салафизме» - движении за «очищение» ислама от средневекового раболепия перед правителями-монархами (беды мусульман стали трактоваться как наказание за отступление от «чистого ислама»).

Тем самым, салафизм для многих активистов из народа стал идейной антитезой «идолопоклонству» - коллаборационизму с колонизаторами-иноверцами. После победы революций в ряде мусульманских стран позитивное отношение к салафизму в его политической интерпретации закрепилось в сознании определенных слоев общества и стало идейным базисом уже для всякой борьбы за социальную справедливость и за «лучшую жизнь».

4. Психологическая

Много веков мусульмане жили в составе халифата - своего рода общемусульманской империи. Халифат на протяжении истории претерпел существенные изменения и в последние века уже сильно отличался от того государства, что сложилось у мусульман еще в VII в. н. э. Тем не менее даже формальное пребывание в составе государства под названием «халифат» было привычным и естественным для длинной череды поколений многих мусульманских народов.

После крушения Османской империи и официального упразднения халифата самим халифом (1924 г.), а затем колониального господства европейцев над огромной частью бывшей империи сформировался естественный в таких случаях комплекс «подавленного самолюбия». Это характерно для всех великих наций, подвергшихся унизительному поражению, государственному распаду и колониальной зависимости, например, для народа Германии после поражений в обеих мировых войнах. Но если после «Версальского договора» политическое развитие Германии пошло по деструктивному пути, когда правительство стало само подогревать желание масс «отомстить» и «вернуть», то после 1945

г. с помощью традиционной религии комплекс «подавленного самолюбия» был обращен в конструктивное русло - мирный созидательный труд и строгое следование принципу социальной справедливости, что позволило этой стране снова стать великой державой.

5. Геополитическая

Быстрый и во многом неожиданный распад СССР, бывшего идейным, финансовым, политическим и военным центром «коммунистического» лагеря, с одной стороны, крах самой коммунистической материалистической идеологии - с другой, и сохранение во всем мире тех недостатков буржуазного общества, с которыми (хотя бы на словах) боролись коммунисты, с третьей стороны, привели к тому, что идейная ниша всемирной политической борьбы за социальную справедливость опустела.

В силу вышеуказанных причин ряд активистов в мусуль-манских странах (во многом симпатизировавших СССР - по крайней мере, до его вторжения в Афганистан) стали искать в исламских понятиях всемирного братства и социальной справедливости (вырванных из контекста общих норм поведения верующих) новую глобальную «левую» идеологию силовой борьбы за социальную справедливость во всем мире.

6. Религиозно-политическая

После образования государства Израиль, занятия им земель, принадлежавших палестинским арабам, фактического бойкота Израилем процесса образования государства в Палестине арабо-изральское противостояние приобрело международный характер. Повсеместно стала проявляться мусульманская солидарность, которую лишь усиливали угрозы иудейских фундаменталистов и сионистов разрушить третью святыню ислама - мечеть Аль-Акса. Ситуацию усугубляли такие акты израильской военщины, как массовое истребление палестинских женщин и детей в Дейр Ясине в 1948 г., в Сабре и Шатиле в 1982 г. Болезненной занозой в сердцах мусульман остается тот факт, что до сих пор около 3 млн. палестинцев проживают сегодня в изгнании - в основном в арабских странах, что также влияет на общественное мнение в них.

Когда Советский Союз поддерживал борьбу арабского народа Палестины, США поддерживали Израиль, и между Вашингтоном и Тель-Авивом сформировался альянс, укрепляемый мощным лобби в США. Этот альянс сохранился и после распада СССР, и в мусульманском мире его рассматривают как серьезную угрозу для всего исламского мира в

целом. В такой ситуации политические козыри оказываются в руках людей, склонных к экстремальным решениям.

Перед лицом мусульманской солидарности радикальные круги сионистской направленности объявили «врагом человечества» саму религию ислама, в которой якобы кроются корни экстремизма и терроризма. Эта установка нашла свое отражение во многих мировых (а отчасти и в российских) СМИ, накаляя противостояние.

7. Духовная

После распада Багдадского (Арабского) халифата уровень богословских знаний в исламском мире резко понизился. Многие ученые посвятили себя не свободному занятию наукой, не непредвзятому толкованию Корана и Сунны, а подгонкой этих толкований под интересы правителей-монархов. В народных массах в этот застойный период стали господствовать суеверия, заимствованные из язычества.

Реакцией на суеверия стало возникновение «салафизма» в его примитивной редакции, отвергавшей не только языческие обычаи, но и все богатство исламской мысли прошлых веков (радикальной ветвью такого «салафизма» стал так называемый «ваххабизм»). Как следствие, появилось восприятие религии исключительно через призму обязательных внешних обрядов, порождающее религиозный «фундаментализм» в его самой примитивной, агрессивной «черно-белой» форме.

Только в конце XIX в., в период кризиса Османской империи, появились ученые, поставившие задачи возрождения истинного иджтихада и освобождения от монархической идеологии, выдававшейся за традиционные исламские богословие и политическую философию. Однако «ножницы» между элитой и народными массами стали настолько велики, что современные богословы рискуют оказаться «еретиками» в глазах масс, если не будут следовать сложившимся в этих массах стереотипам.

Таким образом, в результате длительного застоя свободной научной мысли к XX в. стал очевиден дефицит серьезных ученых-богословов (улемов), которые не зависели бы в своих толкованиях Корана ни от правителей-диктаторов, ни от стихийных эмоций агрессивно настроенной «улицы». В результате сегодня во многих странах мусульманского мира, к сожалению, приходится видеть отсутствие духовного руководства малообразованными массами и сталкиваться с толкованиями местными учеными отдельно взятых,

вырванных из контекста, положений шариата в угоду фанатикам и демагогам. Власть в таких странах, не имея идейной опоры, опирается исключительно на военную силу.

8. Общекультурная

По указанным выше причинам в мусульманских странах отмечается низкий уровень и общей культуры, и образования, наблюдается сильное отставание от развитых стран в количестве ученых степеней и званий. Бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад отмечал, что во всех мусульманских странах, вместе взятых, защищается в три раза меньше научных диссертаций, чем в одной только Англии.

Недостаток общей культуры, включая политическую, способствует неверной оценке происходящих в мире событий, приводит к чрезмерным эмоциям вместо расчета и, в конечном счете, к ошибкам и поражениям.

9. Внешнеполитическая

Вышеуказанные недостатки активно используются спецслужбами западных стран и Израиля. Имеет место финансовая поддержка и использование в интересах своих государств «агентов влияния» среди фанатиков и экстремистов в мусульманской среде для раздувания мифа об «исламской угрозе» и для создания зон «управляемых конфликтов» в местах проживания мусульман. Известно, например, что Усама бен Ладен был агентом ЦРУ и занимался формированием единого фронта против советских войск в Афганистане. Тот факт, что его по сей день «не могут» поймать, тоже о многом говорит.

Таким образом, экстремизм и терроризм, прикрывающиеся религией, имеют вполне земные причины своего существования, но они не санкционируются религией ислама, более того - запрещаются. Экстремисты и террористы преследуют не религиозные, а политические и экономические цели. Религия, религиозная символика и фразеология используются лишь для пропагандистского «облагораживания» подлинных целей террористов и тех омерзительных средств, которые они применяют.

Почему именно ислам избран в качестве пропагандистского камуфляжа террористов? - Просто потому, что именно ислам является последним реальным препятствием на пути архитекторов «нового мирового порядка», где все люди должны быть техническими инструментами без своей национальности, религии, истории -

«намадами», кочевниками, по словам Жака Аттали. Эти архитекторы и являются в конечном счете заказчиками, финансистами и вдохновителями террористических актов, которые призваны похоронить систему прав человека и установить «однополярный мир» с диктатурой якобы «общечеловеческих» либеральных ценностей, противоположных законам Творца.

Причины радикализации

некоторой части российских мусульман

На протяжении всей российской истории мусульмане жили исключительно мирно рядом с православными; для их религиозного менталитета было характерно отсутствие религиозного радикализма -даже в условиях попыток государства «христианизировать» татар и башкир. Российская умма избежала проникновения в нее радикальных учений, появившихся в некоторых других странах. Российские мусульмане никогда не ставили под сомнение свои гражданские обязанности и патриотические чувства.

Подавляющее большинство российских мусульман остаются мирными и законопослушными гражданами, патриотами своего Отечества. Однако сегодня в среде российских мусульман стали распространяться некоторые радикальные идеи, у которых появились немногочисленные последователи. Многие малограмотные молодые люди стали просто жертвами лживой пропаганды, паразитирующей к тому же на их некоторой неустроенности.

Можно выделить объективные факторы внутренней жизни нашей страны в последние 12-14 лет, которые привели к появлению радикальных настроений в среде мусульман - граждан России. Сошлюсь на официальный документ, разработанный в Государственной Думе под руководством депутата Шамиля Султанова экспертами, включая и экспертов Совета муфтиев России, в котором отмечены следующие из этих факторов:

- практическое отсутствие национальной и религиозной политики, отсутствие ситуативного анализа и прогнозов в этих сферах, поскольку процесс был пущен на самотек;

- значительное понижение уровня жизни населения после распада

СССР;

- колоссальная разница в уровне жизни между богатыми и бедными, еще более заметная в местах компактного проживания мусульман;

- закрытие многих крупных (созданных в советское время) предприятий на юге страны, приведшее к значительной безработице, особенно среди молодежи, в ряде регионов Северного Кавказа (до 80%);

- коррупция местных властей, лишающая простых верующих надежды на улучшение их жизненных условий;

- деградация общественной нравственности, распространение проституции, наркотиков и т.д.

К объективным внешнеполитическим факторам можно отнести следующие:

- агрессия США против Афганистана, Ирака, поддержка Вашингтоном агрессивных сионистских кругов на земле Палестины, его угрозы Ирану, Сирии, всему мусульманскому миру;

- насаждение исламофобии в западных СМИ;

- поддержка внешней политикой РФ в начале 90-х гг. практики сионистских кругов в Палестине, отказ от традиционной для СССР поддержки национально-освободительной борьбы арабского народа Палестины;

- угрозы израильских экстремистов разрушить третью святыню Ислама - мечеть Аль-Акса;

- общая радикализация настроений в исламском мире.

К объективно-субъективным факторам, т. е. таким, которые возникли объективно, но могли и не состояться при доброй воле ответственных государственных служащих, можно отнести следующие:

- систематическое воспрепятствование открытию духовных учебных заведений, строительству мечетей и регистрации общин в регионах, где мусульмане находятся в меньшинстве. Например, в Ставрополе более десяти лет блокировалось даже санкционированное президентом России возвращение верующим мечети, построенной еще православным царем. В Москве искусственно затягивается решение вопроса о создании Международного Исламского университета, хотя о его создании заявили общественности министр иностранных дел РФ, а затем и сам президент России;

- характер государственных наград, не учитывающих религиозные чувства мусульман; до 1917 г. государственные награды, содержавшие христианские символы, имели второй официальный и равноправный

вариант - без христианских символов, который использовался для награждения мусульман, иудеев и представителей других религий;

- попытки некоторых чиновников навязать на государственном уровне преподавание в государственных и муниципальных школах только православное образование или сделать его обязательным для детей мусульман, чего не было даже в православной Российской империи; реализация таковых попыток в ряде субъектов РФ;

- попытки некоторых чиновников на уровне государственной идеологии, также в учебных программах, представить российскую историю как историю Московского княжества, а его победы над другими княжествами и ханствами в борьбе за лидерство в Средние века - как победы общегосударственного масштаба, которые следует отмечать всей стране. Например, мифическое сражение в 1380 г. на «поле Куликовом», где не найдено ни остатков оружия, ни массовых захоронений (и которое почему-то не вызвало достойного интереса у его современников), подается как победа «русских над татарами». В документах Совета муфтиев России такой подход к общегосударственной истории был назван «одновекторностью в подаче российской истории», лишающей другие исконные народы России чувства Родины;

- систематическая исламофобия в СМИ («исламские террористы», «исламисты»), включая и контролируемые государством, унижение чувств верующих. Только вмешательство президента России В.В.Путина ослабило эту тенденцию, но, очевидно, многие журналисты слишком сильно мотивированы на подачу антиисламских материалов, чтобы обращать внимание на российское и международное право и политику нашего государства. Так, в первый день праздника Ид аль-Атха 14 ноября 2004 г. телеведущий программы «Времена» Владимир Познер преподнес мусульманам России «подарок», посвятив всю программу очернению ислама, сравнив Запад с Римской империей, а мировую умму - с варварами, и заявив, что ему хочется взять автомат Калашникова;

- практика «вытеснения» мусульман из государственных и региональных СМИ: закрыты обе мусульманские передачи на РТР и канале «Культура»;

- притеснения граждан РФ и приезжих единоверцев из СНГ на религиозной и национальной почве в ряде регионов России, включая и мусульман Северного Кавказа (отказ в регистрации по месту проживания, незаконные поборы со стороны местных органов милиции и властей, массовые проверки религиозных общин во время праздничной

молитвы и т.п.). Как следствие - ощущение многими мусульманами-«брюнетами» своей «инородности» в других регионах России и своей невостребованности государством, отсутствие перспективы социального роста в своем Отечестве;

- постоянные акты насилия и проявления ненависти к мусульманам со стороны участников фашиствующих организаций, общий враждебный климат по отношению к «черным», игнорирование таких фактов или попустительство им со стороны некоторых региональных лидеров и милиции.

К субъективным факторам, которые порождены исключительно злой волей человека, можно отнести следующие:

- серьезные недостатки традиционного религиозного образования, вызванные отсутствием высших богословских учебных заведений и низким уровнем и малочисленностью сети начального религиозного образования. За 80 лет государственного атеизма была разрушена вся система мусульманского образования в стране, сложившаяся до 1917 г.;

- деятельность эмиссаров-вербовщиков дешевого «пушечного мяса» - молодых рейнджеров из числа лишенной перспективы безработной и малообразованной молодежи для участия в незаконных вооруженных формированиях;

- получение некоторым числом российских мусульман духовного образования в зарубежных центрах, где в ряде случаев доминирует фундаменталистское направление, не отвечающее реальностям поликонфессионального общества и светского государства.

Практика (даже непреднамеренная) вытеснения мусульман в «подполье» приводит к прямо противоположному результату: радикалы и экстремисты на частных квартирах или в частных домах, где собираются по пятницам верующие, получают дополнительные козыри в своей пропаганде необходимости борьбы с властью, препятствующей соблюдению основных мусульманских предписаний. Напротив, наличие достаточного количества мечетей сделало бы процесс проповеди прозрачным и доступным контролю с точки зрения политической лояльности. Тем более, это относится к учебным заведениям: если где-то нет открытого с помощью государства мусульманского образовательного центра, где преподаются ценности традиционной исламской мысли и этики, то образование ведется неизвестными радикалами в частных помещениях или в скрытых лагерях!

Отсюда одним из важнейших способов профилактики экстремизма в мусульманской среде является массовость религиозного образования в открытых, прозрачных и лояльных государству заведениях. До 1917 г. в православной империи обучение своей религии было обязанностью всех детей мусульман.

Исламский взгляд на мир -это единство в многообразии

После распада Советского Союза на международной арене развернулась серьезная борьба вокруг того, каким должен быть будущий мир. Должен ли он быть однополярным, с одним явным лидером и вереницей «отстающих», которые должны отрекаться от своих традиций, самобытности, от своих национальных и экономических интересов, встраиваясь в унифицированную и безликую масс-культуру? Или все-таки в мире должно быть несколько крупных центров притяжения, обеспечивающих сохранение самобытности всех живущих на земле народов, так чтобы отношения между этими центрами строились на принципах взаимоуважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества?

Для подавляющего большинства мусульман всего мира приоритетным является второй путь - путь многополярного мира, путь единства мирового сообщества через взаимообогащение конфессиональных и национальных культур. «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга», - говорит Создатель Вселенной (Коран, сура 49, аят 13).

Таким образом, в исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение исключительности кого-либо только по происхождению. Сам пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!) учит: «О люди! Разве не един ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед неарабом? Разве есть преимущество у неараба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим, и наоборот?. Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!» Пророк Мухаммад также говорил: «Ищите знания даже в далеком Китае», где, как известно, тогда ислама не было, то есть речь идет о знаниях других народов, культур, традиций.

В Каирской «Декларации прав человека в исламе» 1990 г., подписанной государствами - членами Организации Исламская Конференция, в статьях 1-й и 11-й говорится: «Все человеческие существа образуют единую семью, подчиняются Единому Богу и произошли от одного человека - Адама. Все люди, независимо от цвета кожи, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, общественного положения, обладают одинаковыми правами и человеческим достоинством...

Все люди рождаются свободными, и никто не имеет права брать кого-либо в рабство, унижать, угнетать и эксплуатировать. Есть только одно подчинение - Всевышнему Богу. Колониализм любого рода... должен быть запрещен. Каждое государство и каждый народ должны сохранить свои независимость и контроль над своими богатствами».

Нас очень радует, что данный подход гармонирует и с концепцией внешней политики России. Выступая на саммите Организации Исламская Конференция в сентябре 2003 г., президент нашей страны В.Путин сказал: «Мы приветствуем, что ОИК строит свою деятельность на универсальных принципах невмешательства во внутренние дела и уважения территориальной целостности суверенных государств. Выступает против применения силы и за урегулирование конфликтов мирными средствами. Хотел бы отметить: названными принципами руководствуется и российская внешняя политика.

Россия, как и большинство представленных здесь исламских государств, выступает за укрепление системы международного права, за центральную координирующую роль ООН в решении мировых проблем. И мы убеждены, что совместными усилиями сможем эффективнее противостоять развитию событий в мире по неблагоприятным сценариям. Сценариям, приводящим к появлению новых опасных разделительных линий.

Россия - как постоянный член Совета Безопасности ООН и многих других многосторонних институтов - готова способствовать таким конструктивным усилиям и последовательно добиваться утверждения в международных отношениях принципов доверия, сотрудничества и взаимопонимания».

К великому сожалению, укреплению концепции многополярного мира вредили и определенные силы, скрывавшиеся под маской ислама. В XX столетии маргинальные в прошлом секты исламской направленности получили широкое распространение благодаря поддержке

могущественных спецслужб Запада, использовавших их для создания так называемых «управляемых конфликтов» на территории недружественных им или конкурирующих с ними государств. Проблема, не существовавшая внутри традиционного ислама, под влиянием извне стала проблемой и для традиционного ислама, и для других государств. Экстремисты сформулировали лозунг «всемирного халифата», достичь осуществления которого они пытаются с помощью терактов и разбоя среди мирного населения и «партизанской» деятельности.

Разумеется, никакой халифат такими методами не может быть воссоздан. Аллах Всевышний говорит Своему Пророку в священном Коране (сура 10, аят 99): «И если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все до одного, кто есть на Земле. Так неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?». Даже Своему избранному Пророку Всевышний запретил какое-либо принуждение в вопросах веры! Также Аллах повелевает Пророку: «Скажи, о Пророк: исходит истина от Бога твоего; кто хочет, тот уверует в Него, кто хочет, тот останется неверным». Поэтому попытка создания некоего нового «халифата» путем насилия, партизанской войны, терактов и тому подобного в корне противоречит воле Бога, выраженной в священном Коране.

Ислам - религия свободы выбора. «Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений», - говорится в Каирской «Декларации прав человека в исламе». При практической реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, чтобы жить в мире с ними на основе заключенного договора.

В архиве внешней политики Российской империи МИД России хранятся письма легендарного имама Шамиля, предводителя мусульман Северного Кавказа во время Кавказской войны. Особый интерес представляет обмен письмами между ним и эмиром Абдель Кадером, возглавлявшим в то время антифранцузское восстание в Алжире. Эти письма показывают, что как имам Шамиль, так и Абдель Кадер ясно выступали против актов насилия, против терроризма, призывали к толерантности, мирному межцивилизационному общению.

С 1855 г., после поражения восстания, Абдель Кадер жил в Дамаске и занимался богословием. Во время погрома христиан в Дамаске в июне 1860 г., когда российское вице-консульство подверглось

нападению, Абдель Кадер, проповедовавший идеи веротерпимости, спас многих христиан, в том числе вице-консула России Макеева. Заслуги Абдель Кадера были высоко оценены Россией - он был награжден орденом Белого Орла.

Сразу же после этого Шамиль в письме Абдель Кадеру в 1860 г. так отреагировал на происшедшее: «Уши мои поражены были вестью невыносимою для слуха и противною самой природе о том, что произошло между мусульманами и иноверцами и что не должно было произойти в мусульманском мире». И далее: «Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка, посланного Богом по милости к человекам, и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры».

Когда сегодня некоторые боевики вешают на стены портреты имама Шамиля, знают ли они об этой позиции легендарного воина, шейха, государственного деятеля ?

В свою очередь, Абдель Кадер в 1861 г. отвечал имаму Шамилю так: «Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны... Печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все еще прибегает к власти справедливости! Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в ислам являются грубость, жестокость и отстраненность от всех иноверцев».

Такая позиция этих хорошо известных миру мусульманских деятелей представляется весьма актуальной и поучительной в нынешних условиях.

Президент России сказал в Малайзии и такие важные для нас слова: «Позиция России последовательна и ясна: терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Должен сказать, что на примере России попытки террористов спровоцировать в нашей стране исламофобию, в конечном итоге, полностью провалились».

Во время своих визитов в мусульманские страны мне часто приходится слышать от моих братьев такие слова: «Когда же Россия станет такой же великой и могучей страной, как СССР? Когда же Россия станет уважать себя и станут уважать ее другие? Мы здесь являемся истинными вашими друзьями. Не забывайте о нас, повернитесь к нам лицом!».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И, действительно, нельзя не почувствовать их любовь к нашей стране, их доброжелательное отношение к нам. Арабский, исламский мир

желает активизации политики России в этих регионах, развития сотрудничества в различных сферах в общих интересах.

Звучащие из уст боевиков слова о «новом всемирном халифате», т. е. о монополярном мировом порядке под диктатом мусульман, являются всего лишь ширмой для провоцирования конфликтов в интересах третьих стран. Никто не вправе самовольно объявлять себя «заместителем Пророка» и присваивать себе его полномочия! Кстати говоря, исторический халифат, пока он существовал в рамках исламских канонов, никогда и не претендовал на подчинение мусульманам христиан, иудеев и представителей других мировоззрений - живя в халифате, они пользовались правом сохранять все свои традиции и религиозные предписания и ритуалы. С другими странами заключались мирные договоры. Бывали войны за территории, но не было войн для подавления другой веры. Поэтому на будущее можно говорить лишь о концепции сосуществования и взаимодействия различных религий и культур при сохранении духовно-культурной самобытности внутри каждой социальной группы, каждого народа.

О сотрудничестве России с мусульманскими странами

Теперь - что касается сотрудничества России с мусульманскими странами на пути созидания многополярного мира. Сотрудничество с ними даст нашей стране увеличение числа рабочих мест в такой важной для нас сфере промышленности, как оборонка, а также в области высоких технологий. Для нас в мусульманских странах представляет интерес богатый рынок сырья и энергоресурсов. При этом мусульманские государства не обусловливают сотрудничество с нами вмешательством в наши внутренние дела, и, таким образом, суверенитету и самобытности нашей страны нет никакой угрозы. В этих странах живет множество искренних друзей России, ставших таковыми во время учебы или работы в Советском Союзе. Потенциал такого пророссийского лобби в мусульманских странах все еще высок, а используется он недостаточно. Но вместо «советского фактора» на смену ему должен прийти религиозный, т.е. мусульманский фактор.

Мы приветствуем, что МИД России использует в отношениях с православными странами фактор Русской православной церкви. Однако

возможности российских мусульман, их духовных центров используются явно недостаточно в отношениях с мусульманскими странами. А ведь и в Российской империи, и в Советском Союзе хорошо понимали и ценили роль так называемой «народной дипломатии»: негосударственных структур, готовивших почву для усиления влияния России в том или ином регионе. Не пора ли вернуть утраченные позиции, но уже на новом уровне, используя социальную активность российских верующих?

Нас вдохновило, что президент России обозначил такой стратегический курс:

«Россия - как уникальная евро-азиатская держава - всегда играла особую роль в строительстве отношений между Востоком и Западом. И я убежден, что наше взаимодействие в рамках ОИК может и сегодня стать важнейшим элементом справедливого и безопасного мира. Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем.

Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Уверен - это в полной мере отвечает как интересам наших народов, так и гуманистическим ценностям, которые проповедуют все мировые религии, в том числе и ислам».

В священном Коране (сура 13, аят 11) говорится:

«Воистину, Аллах не изменяет положения людей, пока они не изменятся внутри себя».

* * *

В заключение хотел бы высказать следующее пожелание. Мусульманин, занимающийся политической деятельностью, обязан глубоко изучать религиозный, философский, политический и иные аспекты исламского вероучения, ибо только недостаточные религиозные знания могут породить экстремизм на религиозной почве, который является враждебным прежде всего по отношению к самому исламу.

Мусульманин должен соизмерять свои знания и опыт с той величайшей ответственностью, которую он берет на себя перед Аллахом, выступая от имени ислама и мусульман.

«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 7, с. 2-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.