Научная статья на тему 'Ислам в политике Гамаля Абдель Насера'

Ислам в политике Гамаля Абдель Насера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.А. НАСЕР / ИСЛАМ / АРАБИЗМ / ЕГИПЕТСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / G.A. NASSER / ISLAM / ARABISM / EGYPTIAN IDENTITY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фахми Сандра Юсри

Автор ставит вопрос об отношении лидера египетского (а шире и арабского) национального движения Г.А. Насера к религии в контексте становления (ко времени 1950-х гг.) сплоченной группы сторонников преобразования страны, считавших, что путь к нему проходит через обретение подлинной независимости и ликвидацию монархии, в которой они видели едва ли не основное препятствие на пути к построению «нового Египта». Многие из этих людей, в первую очередь сам Г.А. Насер, не принадлежали к ведущим семьям, из числа членов которых обычно рекрутировалась египетская элита. Это означало, в частности, что Г.А. Насер и его сторонники были религиозны. Однако их религиозность и большая патриархальность вовсе не препятствовали им в реализации модернизационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islam in politics of Gamal Abdel Nasser 9

The author raises the question of the attitude of the Egyptian leader (and wider and Arab) of national movement G.A. Nasser to religion in the context of the formation (by the time of the 1950s) of a cohesive group of supporters of the country transformation, who believed that the path to it passes through the acquisition of genuine independence and the elimination of the monarchy, in which they saw almost the main obstacle to the “New Egypt” construction. The significant part of these society, first of all, G.A. Nasser did not belong to the leading families headed the Egyptian elite traditionally. On the contrary, they came from lower social strata and used military service as a social elevator. In particular, G.A. Nasser and his supporters should have been religious. However, their religiosity and great patriarchy did not prevented them from the realization of modernization processes.

Текст научной работы на тему «Ислам в политике Гамаля Абдель Насера»

ПОЛИТИКИ И ОБЩЕСТВО: ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО РАЦИОНАЛИЗМА

УДК 28(620) ББК 86.38(6Еги)

С.Ю. Фахми

Ислам в политике Гамаля Абдель Насера

Автор ставит вопрос об отношении лидера египетского (а шире и арабского) национального движения Г.А. Насера к религии в контексте становления (ко времени 1950-х гг.) сплоченной группы сторонников преобразования страны, считавших, что путь к нему проходит через обретение подлинной независимости и ликвидацию монархии, в которой они видели едва ли не основное препятствие на пути к построению «нового Египта». Многие из этих людей, в первую очередь сам Г.А. Насер, не принадлежали к ведущим семьям, из числа членов которых обычно рекрутировалась египетская элита. Это означало, в частности, что Г.А. Насер и его сторонники были религиозны. Однако их религиозность и большая патриархальность вовсе не препятствовали им в реализации модернизационных процессов.

Ключевые слова: Г.А. Насер, ислам, арабизм, египетская идентичность, модернизация.

Говоря о типичном для Ближнего Востока революционном руководителе эпохи 50-х гг. XX в., американский исследователь Джордж Керк писал: «Это - динамичный, но редко добивающийся нужного результата, исполненный благих намерений, но малообразованный офицер, принадлежащий к возрастной группе 30-35 лет». Этого руководителя окружали его сподвижники - «сердитые молодые люди», «являющиеся мусульманами», «прототипом» которых «(со скидкой на время) был Ахмед Ораби...»1. Таким руководителем, по мнению Дж. Керка, был Гамаль Абдель Насер. Точка зрения этого исследователя заслуживает серьезного внимания.

Отсылка к фигуре Ахмеда Ораби-паши не случайна. Произошедшее в 1881 г. выступление каирского гарнизона, проходившее под лозунгом «Египет для египтян», стало итогом деятельности выходивших на политическую арену офицеров - «феллахских сыновей», видевших свою задачу в восстановлении величия родины.

1 Kirk G.E. Short History

--of Middle East. New York,

© Фахми С.Ю., 2019 1955. P. 285.

Но «внуком феллаха» и «сыном мелкого служащего», «доросшим до подполковника», был и Насер2.

Как сторонники Ораби-паши, так и члены организации «Свободные офицеры», осуществившие «июльскую революцию» 1952 г., были в первую очередь патриотами. Давая характеристику их лидеру Насеру, долгие годы проработавший с ним военный министр Мухаммед Фавзи называл его «патриотом», «патриотизм которого был не запятнан; у него не было никаких иных стандартов кроме службы Родине. Он был благородным, чистым человеком, которого не волнуют деньги... и который не склоняется перед запугиваниями и угрозами»3.

Как и Ораби-паша, получивший лишь военное образование, Насер окончил военную академию. Выходец из патриархальной среды, но устремленный к усвоению достижений современности, второй египетский президент соблюдал мусульманские религиозные обряды (в 1953 г. он совершил традиционный для мусульман хадж). По словам профессора университета Джонса Гопкин-са Ф. Аджами, Насер «жил и встречался с людьми просто; держал свою жену вдали от света прожекторов. Подобные образы обладают силой в мусульманском обществе. Разрыва во власти между правителем и управляемыми ожидают и его терпят, разрыв же в культуре является путем к компрометации правителя или к зарождению мысли, что он отвернулся от своего мира в поисках огней и чар Запада. Насер никогда не отворачивался от Египта»4.

Оставаясь верующим мусульманином, Насер, вне сомнения, не отрицал роли ислама в социальной жизни общества, но рассматривал религиозную норму в качестве неотъемлемого фактора для строительства «нового Египта». «Мы наделены духовной силой, -говорил он, - верой в Бога и чувством братства, которые дают нам средство открыть новую главу в истории человечества, подобно тому, как это сделали наши предки 1300 лет назад»5. При этом он также подчеркивал, что победа революции идет от самого Бога: «Мы чувствуем, что наши цели - это Божественные цели. Когда в ваших венах пульсирует ощущение, что мы победим, оно идет от чувства, что Бог с нами, поскольку Бог всегда выступает за правду и никогда - за ложь.»6.

Вдова Тахья Абдель Насер в своей книге «Насер - мой муж» говорила о том, что ее супруг был глубоко верующим человеком, который регулярно молился, был скромен в обиходе, неприхотлив в еде. Как она подчеркивала, «он всегда носил в кармане маленький Коран в металлической коробке. Но в день покушения (организованного «Братьями-мусульманами» 26 октября 1954 г. во время речи президента Насера в Александрии по случаю вывода британских войск из страны. - С. Ф.) никак не мог его найти. Я дала ему другой Коран в картонном переплете. В последний момент перед самым выходом я увидела его любимый экземпляр и успела передать ему. В результате он ушел с двумя священными книгами. В него стреляли восемь раз, и он выжил»7.

Тем не менее устремленность Насера к современности и его желание преобразовать Египет делали его отношение к религии

Насер Г.А. Речь в лагерях по подготовке руководящего состава молодежных организаций Арабского социалистического союза в Хелуане. 18 ноября 1965 г. // Проблемы египетской революции / Г.А. Насер. М., 1979. С. 136. Аль-Ватан аль-Араби. 03.01.1986-09.01.1986. С. 38. Ajami F. The Arab Predicament. The Arab Political Thought and Practice since 1967. Cambridge, 1981. P. 119-120.

Цит. по: Politique Etrangere. 1957. № 22. P. 456. President Gamal Abdel Nasser's Speeches and PressInterviews. Cairo, 1985. P. 91-92.

Tahia Gamal Abdel Nasser. Nasser: my husband. Cairo; New York: American univ. in Cairo press, 2013. P. 6.

2

3

4

5

6

7

нюансированным. С одной стороны, если в первой конституции независимого Египта, принятой в 1923 г., об исламе вовсе не упоминается, то в конституции 1964 г. ему была посвящена отдельная статья (№ 5), по которой ислам объявлялся государственной религией8.

Однако, с другой стороны, по мнению французского исследователя Египта Ж. Лякутюр, взгляды Насера на вопрос о политической роли ислама со временем эволюционировали «от месяца к месяцу... его концепция арабизма очищалась от ссылок на ислам, или, лучше сказать, от приверженности ему»9.

В том, что Насер был глубоко верующим человеком, не приходится сомневаться, это было «продиктовано» его воспитанием, его социальным положением, силой традиции и высокой степенью религиозности населения страны, что оказывало (и до сих пор оказывает) существенное влияние на египетскую общественно-политическую жизнь. Однако как политик Насер понимал, что полная приверженность религиозной догме исключит прогрессивное преобразование Египта. Лексический анализ текстов интервью и выступлений второго президента Египта это лишь доказывал.

Если обратиться к тексту интервью корреспондента «Аль-Ахрам» с Насером по случаю первой годовщины революции (1953 г.), то можно заметить, что религиозная лексика используется лидером в крайне незначительной степени и в основном оправдана с точки зрения особенностей языка, поскольку некоторые религиозные словосочетания часто используются жителями арабских стран как своего рода клише, но не несут никакой особой религиозной окраски и не подразумевают, что тот, кто эти словосочетания использует, весьма верующий человек и пытается это всячески подчеркнуть в своей речи. Их использование стало своего рода культурной особенностью этих стран. Речь Насера была скорее направлена на то, чтобы пролить некоторый свет на произошедшую в июле 1952 г. революцию и предоставить народу своего рода «отчет» об этих событиях, апеллируя при этом к более ранней истории Египта. «После инцидента 4 февраля 1942 г., - говорил Г. Насер, - мы дали обещание перед лицом Божиим и перед нами самими, несмотря на то, что тогда нас было всего несколько офицеров, уничтожить колонизатора и его помощников-предателей и очистить страну от колониализма во всех его проявлениях. Мы обнаружили, что колониализм может быть уничтожен только после уничтожения колониальных агентов в нашей стране. Если мы начнем избавляться от колонизатора и укрепим свой внутренний фронт, то сможем сосредоточить все свои усилия в одном направлении - против этого оккупанта»10.

Рассмотрим другое публичное выступление, произнесенное по случаю десятой годовщины революции. Это выступление было посвящено деяниям людей, их участию в становлении нового государства и помощи в освобождении страны от колониальной зависимости от западных государств. Насер призывал отказаться от фатализма, подчеркивал важность преобразования страны собственными силами. «Сегодня мы все вправе отпраздновать эту де-

8 j. j у, гД. 1 96-1 / Конституция Египта 1964 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tibanews.com/index.php/ egyptian-constitution/91-constitution-1964.

9 Lacouture J. Nasser: A Biography. New York, 1973. P. 131.

10 JjVI Sjjffl JJC. A lull Ul JJ-QUJI (jLa^. ^-ullÄjjl

^IJÄVI L-ljAio jlj^-Интервью корреспондента «Аль-Ахрам» с подполковником Насером по случаю первой годовщины революции [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasser. bibalex.org/Speeches/browser. aspx?SID=47&lang=ar

сятую годовщину революции. - говорил Насер, - мы поднимаем головы с гордостью и уверенностью в себе, верой в Бога и верой в будущее. Сегодня мы вправе чувствовать большую радость, вспоминая при этом и болезненные события... Мы знаем, что на нас лежит большая ответственность за будущее... Сегодня, через десять лет после революции, я могу с уверенностью сказать, что это поколение смогло войти в историю, невзирая на все препятствия. преодолевая все трудности и опасности, чтобы у нового поколения было место, где оно могло бы изменить свою жизнь»11. На протяжении всего выступления религиозная лексика используется всего четыре раза и оправдана с точки зрения построения самого текста выступления и тоже является своего рода данью традиции и попыткой сделать речь более приближенной к уровню общения простых людей.

То же самое можно увидеть при обращении к речи президента Насера в Порт-Саиде в связи с празднованием годовщины победы над англо-французскими агрессорами на территории Суэцкого канала в 1966 г., в которой он говорил о национализации Египтом Суэцкого канала и том, что пережила страна в ходе этого процесса. «Суэцкий канал раньше приносил доход в 1 млн фунтов, - говорил Насер в своем выступлении, - остальные же доходы были конфискованы иностранными монополиями. Суэцкий канал был вырыт нашими сыновьями. Сыновьями Египта, которые были частью нашей страны. 26 июля Суэцкий канал был национализирован, и канал вернулся к своим людям. к египетскому народу... к арабскому народу»12. В этом выступлении религиозная лексика вовсе отсутствует.

Низкий процент употребления религиозной лексики говорит об устремленности египетской власти времени Насера к секу-ляризму. На практике же это проявилось в разрыве с движением «Братья-мусульмане» и его последующем разгроме. Выступая против «фундаментализма» «Братьев-мусульман», Насер говорил: «Я действительно не понимаю, как можно претендовать на то, чтобы править на основе Корана»13, по всей видимости, воспринимая подобную идею как утопию. На требование «Братьев-мусульман» сделать обязательным для всех женщин ношение головного платка Насер отвечал: «Вы только представьте себе, - рассказывал он, -они хотят, чтобы каждая женщина, появляясь на улице, была в платке. Я ему (лидеру «Братьев-мусульман». - С. Ф.) говорю: Это невозможно - ввести в норму закона, пусть каждая семья определяет сама, как ей поступать. Почему твоя дочь, студентка медицинского факультета, не носит хиджаб? Если ты не можешь заставить одну девочку покрыть голову, как я могу заставить сделать это 10 млн женщин по всей стране?»14

В эпоху правления Насера один из старейших мировых центров мусульманской учености - университет Аль-Азхар подвергся ряду изменений, что также является подтверждением того, что с требованиями ислама не считались тогда, когда эти требования противоречили проводимой политике. Университет был поставлен под жесткий контроль. Так, ректор университета и верховный

11 The speech given by President Gamal Abdel Nasser at

the public celebrations in Gomhouriya Square of the 10th anniversary of the Revolution (22/07/1962) [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasser. org/Speeches/browser. aspx?SID=1023&lang=en

12 The speech given by President Gamal Abdel Nasser in

Port Said on Victory Day celebrations (23/12/1966) [Электронный ресурс]. URL: http://www.nasser. org/Speeches/browser. aspx?SID=1197&lang=en

13 Lacouture J. Op. cit. P. 315.

14 Цит. по: Гамаль Абдель Насер - революционер или последний мечтатель Египта? [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: http:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4874806

муфтий назначались только с согласия политического руководства страны15.

Вопреки мнению Комитета фетв при Аль-Азхаре, который постановил в 1952 г., что женщины не могут пользоваться равным с мужчинами избирательным правом, женщинам было предоставлено избирательное право наравне с мужчинами. При Насере документы и фетвы университета издавались по желанию и под контролем правительства и должны были быть направлены на оправдание политики руководства. В 1955 г. в учебные программы были внесены изменения, так было введено обязательное преподавание наряду с шариатом светского права. Подобная перестройка была направлена на переориентирование деятельности Аль-Азхара на поддержку политики режима. Государство активно вмешивалось в деятельность религиозных обществ: «Был установлен государственный контроль над деятельностью суфийских братств. запрещены массовые зикры, а религиозные шествия во время празднования дней рождения святых стали осуществляться под наблюдением полиции».

Египетский лидер созидал новую современную идентичность, которая, конечно, не могла быть избавлена от религиозных привязанностей и представлений. Но, тем не менее, формирование этой идентичности должно было содействовать решению задач модернизации, что предполагало минимальность ее связи с религией. Ислам, в отличие от прошлого, переставал быть «краеугольным камнем» египетской идентичности.

15 Здесь и далее: Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX в.). М.: Наука, 1991. С. 91-98.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.