>q )> d )> :>
Talqin va tadqiqotlar respublika ilmiy-uslubiy jurnali №10
ИСЛАМ В КИТАЕ. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
I Щс
1 Я> № >
Сайёра Зокир кизи Асатуллаева
Магистр 2 курса Ташкентского Государственного университета
Востоковедения https://doi.org/10.5281/zenodo.7296276
Ы >
I I ■■ I .
Аннотация: В современном мире мусульманство имеет значительное место в религиозной жизни Китая. Причиной этого являются политические и этнокультурные процессы, происходившие за долгую историю ислама в Китае. Данная статья посвящена изучению истории ислама в Китае и актуальных процессов, которые происходят в современном Китае.
Ключевые слова: ислам, Китай, ретроспектива, история, мусульмане.
„л™™.......__ ™
Среди всех официальных мировых религий, ислам является одной из
>
наиболее молодых. Ислам появился на аравийском полуострове примерно в начале 7 века нашей эры. В этот период жил основатель ислама Мухаммед, с которого и началось ее распространение в мире, и которое продолжается и в настоящее время. А когда же в Китае появился ислам?
Вопрос о том, когда ислам появился в Китае до сих пор остается открытым. Долгое время многие ученные проводили исследования, и пришли к разным выводам. Анализ англоязычных источников и литературы позволяет
сделать вывод о том, что первые сведения об исламе появились в Китае в
т ____ _
середине 7 века в период правления династии Тан (618-907). Так в это время последний шах из династии Сасанидов Йездигер III обратился к танскому правителю Китая за помощью в борьбе против арабских захватчиков.21 Император Тай-Цзун отказал в помощи, однако отправил посла в Арабский Халифат в связи с завоеванием Ирана, а также, возможно, чтобы выяснить степень и мощь нового Халифата. Считается, что в 651г. Калифом Омаром (Омар ибн ал-Хаттабом), ближайшим сподвижником пророка Мухаммеда, было отправлено посольство в Китай. Мусульманские посланники были с честью приняты императором Китая. Таким образом, возможно посредством Ирана в Китае впервые узнали об исламе. Однако некоторые китайские ученные
считают роль данного посольства незначительным в истории китайского
j
)>1У- Ы >
! Я>__>
^-
Arnold T. W. The Preaching of Islam: A History of the Propagation of the Muslim Faith. Kessinger Publishing, LLC 2006 p.294-295
P <
-^отетг^ a >
ШЖ
ислама, аргументируя тем, что посольство прибыло в Китай только с
#
22
дипломатическими целями.
Царствование халифа Валид I (705-715) происходило арабское завоевание Центральной Азии. За эти годы в ходе успешных завоеваний под властью
аи j
халифата оказались Ташкентский оазис, Самарканд, Фергана и другие города с выходом к горным проходам к Китаю. В 726г халиф Хишам отправил посла по имени Сулейман к китайскому императору Сюань -цзун для установления
№
дипломатических отношений.23 К концу царствования императора Сюань -цзун
! И*
эти отношения приобрели новое значение.
Более того, в середине VII века центральная власть была ослаблена политической коррупцией и социальными проблемами. Губернатор Ань Лушань, который контролировал отдаленные префектуры, воспользовавшись ситуацией, в 755г поднял восстание в городе Фаньян (ныне Пекин), в то же время, генерал Ши Шимин под своим контролем захватил большую часть
Угл^гч,т ТЗ таттатттю П ттат /ЛУГггтачтлп Л ттт ТТт гтттпттгт\\ памлтп и Тптт лгГОттг>т1тгттп<т т>/->а
Хэбэя. В течение 7 лет «Мятежа Ань Лушаня» режим Тан становился все
слабее и слабее. Чтобы подавить мятеж правительство Тан попросило военной помощи у Арабской империи. Арабские генералы оказали значительную поддержку, отправив на подмогу правительским войскам, несколько тысяч
солдат для подавления мятежа. После окончания восстания арабским солдатам
разрешалось оставаться в Китае на постоянной основе. 24 Таким образом, через
л М П >
арабских солдат ислам попал на северо-запад Китая.
Существенную роль в распространении ислама в Китае также сыграл
морской торговый путь, который следовал из Багдада в юго-восточный регион
Китая в город Кантон (нынешний Гуанчжоу). Большое количество арабских и
персидских купцов навсегда поселились в Гуачжоу, Цюаньчжоу и других юго-
восточных приморских регионах страны. Вместе с тем, через смешанные браки
с китайцами женщинами образовали процветающее мусульманское
сообщество. Из-за религиозных потребностей и национальных обычаев
мусульмане строили мечети и жили в компактных общинах с мечетями в
центре. Сегодняшние мечети такие, как Хуайшенг в Гуанчжоу (построенная в
династии Тан), мечеть Цинцзин в Цюаньчжоу( построенная в династии
Северная Сун ) мечеть Сяньхэ в Янчжоу(построенная в южной части династии
Сун) а также мечеть Фэнхуан (в Ханчжоу) являются четырьмя старейшими
мечетями в Китае.25 _
22
Ши Шу, Некоторые особенности восприятия ислама в Китае, Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб, сер.6. Вып. 3, 2006. С. 213
23 ДгплИ Т \Л/ ТИр РгрдгЫпст ^ к1ят" Д Нк1"пг\/ лf thp Ргппас7а1чпп лf thp Ми^Мт Ра|1"И Кр^пстрг РнЬМ^Ып? 11Г
----, —,------------------
23 Arnold T. W. The Preaching of Islam: A History of the Propagation of the Muslim Faith. Kessinger Publishing, LLC, 2006. p.295
2006. p.295
Mi Shoujiang. Islam in China. Translated by Min Chang, China Intercontinental Press, 2004 . р. 3-4 25 Mi Shoujiang. Islam in China. Tr. by Min Chang, China Intercontinental Press, 2004. р. 4-5
Щ >
Многие исследователи считают, что в отличие от несторианства и манихейство, также пришедшие из Ирана, ислам не оказал заметного влияние на общественную и духовную жизнь династии Тан.26 Возможно, причина этого заключается в том, что иностранные мусульмане не занимались пропагандой своей религии, а отдавали предпочтения торговле и житейским делам. Поэтому власти Китая и относились к мусульманским чужеземцам абсолютно безразлично, не ожидая от них никакого влияния на местное население.
Сведений о мусульманах в Китае в период династии Сун сохранилось
I >
немного. Однако согласно источникам можно сделать вывод о том, что положение мусульман в Китае в эпоху Сун почти не отличалось от того, что
j vt
было при династии Тан.
В Х веке во время правления сунского императора Чжень-цзун в Китае проживало уже 5 поколение коренных мусульман. Мусульмане вырабатывали принципы внутриобщинного управления, выстраивали взаимоотношения с государственной властью. В целом, ислам еще не получил широкого развития в китайском обществе. Вопреки этому, коренные мусульмане династии Сун, чтобы приспособиться к местному обществу, начали получать китайское
культурное образование. В Гуанчжоу и Цюаньчжоу, где были сконцентрированы мусульмане, появились специальные школы, управляемые самими мусульманами - Фань Сюэ (школа для иностранцев), в которой обучались в основном дети коренных мусульман. Целью создания Фань Сюэ было обучение детей-мусульман традиционной культуре Китая и помощь им в адаптации к обществу как можно скорее. Более того, учеба в Фань Сюэ позволяла мусульманам участвовать в императорском экзамене, впоследствии которого можно было заниматься политикой. Династия Сун также, как и в период династии Тан, позволяла иностранцам и их потомкам, живущим в Китае, сдавать императорский экзамен с теми же предметами, что и коренные китайцы.
Смешанные браки между иностранными мусульманами, живущими в Китае, и коренными китайцами стали обычным явлением. Среди первого поколения иностранных мусульман в Китае были богатые купцы, которые имели высокий социальный статус, поэтому смешанные браки для них не составляли трудностей. Они женились на девушках из обычных и даже королевских семей. Таким образом, число мусульманского населения в Китае значительно увеличивалось.
■CS J' "
Рабовладельчество было еще одним важным способом увеличения мусульманского населения. В династии Сун преобладала аннексия земель, из-за
которой многие крестьяне-арендаторы, которые потеряли свои земли, искали _
-
26 Gernet J. A. History of Chinese Civilization/ Tr. by J. R. Foster. Cambridge, 1996. р. 283-287.
Щ >
убежища в богатых семьях, чтобы избежать определенных социальных обязательств, и становились рабами. Также было обычным явлением, что некоторые ставшие рабами крестьяне-арендаторы в мусульманских семьях принимали ислам.27
Одним словом, мусульмане в династии Сун были вовлечены во многие сферы общественной жизни такие, как участие в императорском экзамене, вступление в брак, а также рабовладельчество, которые привели к увеличению мусульманского населения и к рождению новой этнической группы: хуэй
Таким образом, ислам появился в Китае в середине VII века и развивался в
98
хуэй28.
С VII по XIII вв в центральном регионе Китая произошло чередование нескольких династий от династии Тан, Пяти династий и десяти царств,
П „ п гг
северной династии Сун и южной Сун. И в то же время на севере и к северо -западу от Китая действуют режимы: Западный Ляо, Цзинь и Западный Ся.
Распространение ислама на западе Китая было связано с историей Каракитайского ханства или как в китайских источниках оно было известно Си Ляо (Западное Ляо). В конце правления династии Тан этнические мусульмане мигрировали на запад и построили новый режим Хуэй Ху, который исторически назывался Каракитай.29 С середины 9 века до начала 13 века Каракитай просуществовал более 370 лет. Каракитай был первым из меньшинств, принявшим ислам в качестве государственной религии в истории Китая. Повсюду в династии были созданы исламские суды, а также были созданы мечети и исламские академии.
течение 1300 лет, проходя через династии Тан, Сун, Юань, Мин, Цин и период Республики ^Пв - ХХ вв.). В Китае насчитывается более 20 миллионов последователей ислама (мусульман). Существенную роль в распространении ислама в Китае сыграли арабы, персы, а также выходцы из Средней Азии. На сегодняшний день, среди 56 национальностей Китая 10 этнических групп, такие как народность хуей, уйгуры, таджики, узбеки, казахи, татары и другие придерживаются религии ислам. В отличие от других религий, процесс появления и распространения ислама в Китае происходил медленно. Поскольку большинство мусульман были заняты торговлей и миссионерская деятельность не была основной целью мусульман, религия распространялась через смешанные браки и миграционные волны. Именно это позволило исламу
постепенно внедриться в местную религиозную и культурную среду.
постепенно внедриться в местную религиозную и культурную среду. -
Mi Shoujiang. Islam in China. Tr. by Min Chang, China Intercontinental Press, 2004. p. 8
Мадиван М.Р. Дунгане История и культура, Москва 2017. С. 11 29 Gunaratna R.. Acharya A..Pengxin W., Ethnic Identity and National Conflict in China, Palgrave Macmillan. 2010. p. 21-22
ы >
ж ^ » ü>
• J^W
Ы )>
PV
>>
#<ь>
i >3> i >j>
i >> к
^ -a 11>л
! J>i> til'
Ы )> Ы*
Ы>
! >5>
•H >
Talqin va tadqiqotlar respublika ilmiy-uslubiy jurnali №10 Список использованной литературы:
1. Arnold T. W. The Preaching of Islam: A History of the Propagation of the Muslim Faith. Kessinger Publishing, LLC, 2006. p.295
2. Gernet J. A. History of Chinese Civilization/ Tr. by J. R. Foster. Cambridge, 1996. р. 283-287.
3. Gunaratna R.. Acharya A..Pengxin W., Ethnic Identity and National Conflict in China, Palgrave Macmillan. 2010. p. .21-22
4. Mi Shoujiang. Islam in China. Translated by Min Chang, China Intercontinental Press, 2004 . р. 3-4
5. Мадиван М.Р. Дунгане История и культура, Москва 2017. С. 11
6. Ши Шу, Некоторые особенности восприятия ислама в Китае, Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб, сер.6. Вып. 3, 2006. С. 213
q >3*
ЩУ>
Ш
!>3*:
Ш >
llBfl
ЪЦ
Щ
! >1 l3>-
Ы р
] Я>
Ы > i >j>
+Н >
л w> -
» \ л
ы*
133
Ы >
q > >
i
q >>: q
Ы >
>
q
m > *
>
q
q
Pl>
q > >
q ж** q >3*
*4>