Научная статья на тему 'ИСЛАМ В КИТАЕ. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ'

ИСЛАМ В КИТАЕ. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / Китай / ретроспектива / история / мусульмане.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайёра Зокир Кизи Асатуллаева

В современном мире мусульманство имеет значительное место в религиозной жизни Китая. Причиной этого являются политические и этнокультурные процессы, происходившие за долгую историю ислама в Китае. Данная статья посвящена изучению истории ислама в Китае и актуальных процессов, которые происходят в современном Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ В КИТАЕ. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ»

>q )> d )> :>

Talqin va tadqiqotlar respublika ilmiy-uslubiy jurnali №10

ИСЛАМ В КИТАЕ. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

I Щс

1 Я> № >

Сайёра Зокир кизи Асатуллаева

Магистр 2 курса Ташкентского Государственного университета

Востоковедения https://doi.org/10.5281/zenodo.7296276

Ы >

I I ■■ I .

Аннотация: В современном мире мусульманство имеет значительное место в религиозной жизни Китая. Причиной этого являются политические и этнокультурные процессы, происходившие за долгую историю ислама в Китае. Данная статья посвящена изучению истории ислама в Китае и актуальных процессов, которые происходят в современном Китае.

Ключевые слова: ислам, Китай, ретроспектива, история, мусульмане.

„л™™.......__ ™

Среди всех официальных мировых религий, ислам является одной из

>

наиболее молодых. Ислам появился на аравийском полуострове примерно в начале 7 века нашей эры. В этот период жил основатель ислама Мухаммед, с которого и началось ее распространение в мире, и которое продолжается и в настоящее время. А когда же в Китае появился ислам?

Вопрос о том, когда ислам появился в Китае до сих пор остается открытым. Долгое время многие ученные проводили исследования, и пришли к разным выводам. Анализ англоязычных источников и литературы позволяет

сделать вывод о том, что первые сведения об исламе появились в Китае в

т ____ _

середине 7 века в период правления династии Тан (618-907). Так в это время последний шах из династии Сасанидов Йездигер III обратился к танскому правителю Китая за помощью в борьбе против арабских захватчиков.21 Император Тай-Цзун отказал в помощи, однако отправил посла в Арабский Халифат в связи с завоеванием Ирана, а также, возможно, чтобы выяснить степень и мощь нового Халифата. Считается, что в 651г. Калифом Омаром (Омар ибн ал-Хаттабом), ближайшим сподвижником пророка Мухаммеда, было отправлено посольство в Китай. Мусульманские посланники были с честью приняты императором Китая. Таким образом, возможно посредством Ирана в Китае впервые узнали об исламе. Однако некоторые китайские ученные

считают роль данного посольства незначительным в истории китайского

j

)>1У- Ы >

! Я>__>

^-

Arnold T. W. The Preaching of Islam: A History of the Propagation of the Muslim Faith. Kessinger Publishing, LLC 2006 p.294-295

P <

-^отетг^ a >

ШЖ

ислама, аргументируя тем, что посольство прибыло в Китай только с

#

22

дипломатическими целями.

Царствование халифа Валид I (705-715) происходило арабское завоевание Центральной Азии. За эти годы в ходе успешных завоеваний под властью

аи j

халифата оказались Ташкентский оазис, Самарканд, Фергана и другие города с выходом к горным проходам к Китаю. В 726г халиф Хишам отправил посла по имени Сулейман к китайскому императору Сюань -цзун для установления

дипломатических отношений.23 К концу царствования императора Сюань -цзун

! И*

эти отношения приобрели новое значение.

Более того, в середине VII века центральная власть была ослаблена политической коррупцией и социальными проблемами. Губернатор Ань Лушань, который контролировал отдаленные префектуры, воспользовавшись ситуацией, в 755г поднял восстание в городе Фаньян (ныне Пекин), в то же время, генерал Ши Шимин под своим контролем захватил большую часть

Угл^гч,т ТЗ таттатттю П ттат /ЛУГггтачтлп Л ттт ТТт гтттпттгт\\ памлтп и Тптт лгГОттг>т1тгттп<т т>/->а

Хэбэя. В течение 7 лет «Мятежа Ань Лушаня» режим Тан становился все

слабее и слабее. Чтобы подавить мятеж правительство Тан попросило военной помощи у Арабской империи. Арабские генералы оказали значительную поддержку, отправив на подмогу правительским войскам, несколько тысяч

солдат для подавления мятежа. После окончания восстания арабским солдатам

разрешалось оставаться в Китае на постоянной основе. 24 Таким образом, через

л М П >

арабских солдат ислам попал на северо-запад Китая.

Существенную роль в распространении ислама в Китае также сыграл

морской торговый путь, который следовал из Багдада в юго-восточный регион

Китая в город Кантон (нынешний Гуанчжоу). Большое количество арабских и

персидских купцов навсегда поселились в Гуачжоу, Цюаньчжоу и других юго-

восточных приморских регионах страны. Вместе с тем, через смешанные браки

с китайцами женщинами образовали процветающее мусульманское

сообщество. Из-за религиозных потребностей и национальных обычаев

мусульмане строили мечети и жили в компактных общинах с мечетями в

центре. Сегодняшние мечети такие, как Хуайшенг в Гуанчжоу (построенная в

династии Тан), мечеть Цинцзин в Цюаньчжоу( построенная в династии

Северная Сун ) мечеть Сяньхэ в Янчжоу(построенная в южной части династии

Сун) а также мечеть Фэнхуан (в Ханчжоу) являются четырьмя старейшими

мечетями в Китае.25 _

22

Ши Шу, Некоторые особенности восприятия ислама в Китае, Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб, сер.6. Вып. 3, 2006. С. 213

23 ДгплИ Т \Л/ ТИр РгрдгЫпст ^ к1ят" Д Нк1"пг\/ лf thp Ргппас7а1чпп лf thp Ми^Мт Ра|1"И Кр^пстрг РнЬМ^Ып? 11Г

----, —,------------------

23 Arnold T. W. The Preaching of Islam: A History of the Propagation of the Muslim Faith. Kessinger Publishing, LLC, 2006. p.295

2006. p.295

Mi Shoujiang. Islam in China. Translated by Min Chang, China Intercontinental Press, 2004 . р. 3-4 25 Mi Shoujiang. Islam in China. Tr. by Min Chang, China Intercontinental Press, 2004. р. 4-5

Щ >

Многие исследователи считают, что в отличие от несторианства и манихейство, также пришедшие из Ирана, ислам не оказал заметного влияние на общественную и духовную жизнь династии Тан.26 Возможно, причина этого заключается в том, что иностранные мусульмане не занимались пропагандой своей религии, а отдавали предпочтения торговле и житейским делам. Поэтому власти Китая и относились к мусульманским чужеземцам абсолютно безразлично, не ожидая от них никакого влияния на местное население.

Сведений о мусульманах в Китае в период династии Сун сохранилось

I >

немного. Однако согласно источникам можно сделать вывод о том, что положение мусульман в Китае в эпоху Сун почти не отличалось от того, что

j vt

было при династии Тан.

В Х веке во время правления сунского императора Чжень-цзун в Китае проживало уже 5 поколение коренных мусульман. Мусульмане вырабатывали принципы внутриобщинного управления, выстраивали взаимоотношения с государственной властью. В целом, ислам еще не получил широкого развития в китайском обществе. Вопреки этому, коренные мусульмане династии Сун, чтобы приспособиться к местному обществу, начали получать китайское

культурное образование. В Гуанчжоу и Цюаньчжоу, где были сконцентрированы мусульмане, появились специальные школы, управляемые самими мусульманами - Фань Сюэ (школа для иностранцев), в которой обучались в основном дети коренных мусульман. Целью создания Фань Сюэ было обучение детей-мусульман традиционной культуре Китая и помощь им в адаптации к обществу как можно скорее. Более того, учеба в Фань Сюэ позволяла мусульманам участвовать в императорском экзамене, впоследствии которого можно было заниматься политикой. Династия Сун также, как и в период династии Тан, позволяла иностранцам и их потомкам, живущим в Китае, сдавать императорский экзамен с теми же предметами, что и коренные китайцы.

Смешанные браки между иностранными мусульманами, живущими в Китае, и коренными китайцами стали обычным явлением. Среди первого поколения иностранных мусульман в Китае были богатые купцы, которые имели высокий социальный статус, поэтому смешанные браки для них не составляли трудностей. Они женились на девушках из обычных и даже королевских семей. Таким образом, число мусульманского населения в Китае значительно увеличивалось.

■CS J' "

Рабовладельчество было еще одним важным способом увеличения мусульманского населения. В династии Сун преобладала аннексия земель, из-за

которой многие крестьяне-арендаторы, которые потеряли свои земли, искали _

-

26 Gernet J. A. History of Chinese Civilization/ Tr. by J. R. Foster. Cambridge, 1996. р. 283-287.

Щ >

убежища в богатых семьях, чтобы избежать определенных социальных обязательств, и становились рабами. Также было обычным явлением, что некоторые ставшие рабами крестьяне-арендаторы в мусульманских семьях принимали ислам.27

Одним словом, мусульмане в династии Сун были вовлечены во многие сферы общественной жизни такие, как участие в императорском экзамене, вступление в брак, а также рабовладельчество, которые привели к увеличению мусульманского населения и к рождению новой этнической группы: хуэй

Таким образом, ислам появился в Китае в середине VII века и развивался в

98

хуэй28.

С VII по XIII вв в центральном регионе Китая произошло чередование нескольких династий от династии Тан, Пяти династий и десяти царств,

П „ п гг

северной династии Сун и южной Сун. И в то же время на севере и к северо -западу от Китая действуют режимы: Западный Ляо, Цзинь и Западный Ся.

Распространение ислама на западе Китая было связано с историей Каракитайского ханства или как в китайских источниках оно было известно Си Ляо (Западное Ляо). В конце правления династии Тан этнические мусульмане мигрировали на запад и построили новый режим Хуэй Ху, который исторически назывался Каракитай.29 С середины 9 века до начала 13 века Каракитай просуществовал более 370 лет. Каракитай был первым из меньшинств, принявшим ислам в качестве государственной религии в истории Китая. Повсюду в династии были созданы исламские суды, а также были созданы мечети и исламские академии.

течение 1300 лет, проходя через династии Тан, Сун, Юань, Мин, Цин и период Республики ^Пв - ХХ вв.). В Китае насчитывается более 20 миллионов последователей ислама (мусульман). Существенную роль в распространении ислама в Китае сыграли арабы, персы, а также выходцы из Средней Азии. На сегодняшний день, среди 56 национальностей Китая 10 этнических групп, такие как народность хуей, уйгуры, таджики, узбеки, казахи, татары и другие придерживаются религии ислам. В отличие от других религий, процесс появления и распространения ислама в Китае происходил медленно. Поскольку большинство мусульман были заняты торговлей и миссионерская деятельность не была основной целью мусульман, религия распространялась через смешанные браки и миграционные волны. Именно это позволило исламу

постепенно внедриться в местную религиозную и культурную среду.

постепенно внедриться в местную религиозную и культурную среду. -

Mi Shoujiang. Islam in China. Tr. by Min Chang, China Intercontinental Press, 2004. p. 8

Мадиван М.Р. Дунгане История и культура, Москва 2017. С. 11 29 Gunaratna R.. Acharya A..Pengxin W., Ethnic Identity and National Conflict in China, Palgrave Macmillan. 2010. p. 21-22

ы >

ж ^ » ü>

• J^W

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ы )>

PV

>>

#<ь>

i >3> i >j>

i >> к

^ -a 11>л

! J>i> til'

Ы )> Ы*

Ы>

! >5>

•H >

Talqin va tadqiqotlar respublika ilmiy-uslubiy jurnali №10 Список использованной литературы:

1. Arnold T. W. The Preaching of Islam: A History of the Propagation of the Muslim Faith. Kessinger Publishing, LLC, 2006. p.295

2. Gernet J. A. History of Chinese Civilization/ Tr. by J. R. Foster. Cambridge, 1996. р. 283-287.

3. Gunaratna R.. Acharya A..Pengxin W., Ethnic Identity and National Conflict in China, Palgrave Macmillan. 2010. p. .21-22

4. Mi Shoujiang. Islam in China. Translated by Min Chang, China Intercontinental Press, 2004 . р. 3-4

5. Мадиван М.Р. Дунгане История и культура, Москва 2017. С. 11

6. Ши Шу, Некоторые особенности восприятия ислама в Китае, Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб, сер.6. Вып. 3, 2006. С. 213

q >3*

ЩУ>

Ш

!>3*:

Ш >

llBfl

ЪЦ

Щ

! >1 l3>-

Ы р

] Я>

Ы > i >j>

+Н >

л w> -

» \ л

ы*

133

Ы >

q > >

i

q >>: q

Ы >

>

q

m > *

>

q

q

Pl>

q > >

q ж** q >3*

*4>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.