Научная статья на тему 'Ислам в Европе:состояние, адаптация, перспективы'

Ислам в Европе:состояние, адаптация, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
826
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЕВРОПА / МУСУЛЬМАНЕ-ИММИГРАНТЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕЧЕТИ / АДАПТАЦИЯ / ПРОТЕСТЫ / АНТИИСЛАМСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / ИСЛАМОФАШИЗМ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ISLAM / EUROPE / MUSLIM IMMIGRANTS / MULTICULTURAL SITUATION / THE MOSQUE / ADAPTATION / PROTESTS / ANTI-ISLAMIC TENDENCIES / ISLAMOFASCISM / CIVILIZATIONAL AND CULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акаев В. Х.

В публикации подвергается анализу состояние ислама в Европе, его противоречивый характер, приведены конкретные сведения о количестве мусульман в крупных европейских государствах. Отражены процессы их адаптации к европейским ценностям, сохранение ими своей этнорелигиозной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The publication is analyzed state of Islam in Europe, its controversial nature, provides specific information about the number of Muslims in major European countries. Reflected their adaptation to European values​​, the preservation of their ethnic and religious identity.

Текст научной работы на тему «Ислам в Европе:состояние, адаптация, перспективы»

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК: 28 (4-67) В.Х. Акаев

ИСЛАМ В ЕВРОПЕ: СОСТОЯНИЕ, АДАПТАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, akaiev@mail. ru

В публикации подвергается анализу состояние ислама в Европе, его противоречивый характер, приведены конкретные сведения о количестве мусульман в крупных европейских государствах. Отражены процессы их адаптации к европейским ценностям, сохранение ими своей этнорелигиозной идентичности.

Ключевые слова: ислам, Европа, мусульмане-иммигранты, мультикультурная ситуация, мечети, адаптация, протесты, антиисламские тенденции, исламофашизм, цивилизационный и культурный диалог.

The publication is analyzed state of Islam in Europe, its controversial nature, provides specific information about the number of Muslims in major European countries. Reflected their adaptation to European values, the preservation of their ethnic and religious identity.

Keywords: Islam, Europe, Muslim immigrants, multicultural situation, the mosque, adaptation, protests, anti-Islamic tendencies, Islamofascism, civilizational and cultural dialogue.

Как утверждают некоторые эксперты, в мультикультурной Европе общее число мусульман составляет более 20 млн человек. Число мусульман увеличиваются в Европе за счет иммигрантов из мусульманских стран, а также принятия ислама коренными европейцами. Всего население Европы составляет более 800 млн человек, что составляет около 11 % населения Земли. Высокая рождаемость мусульман-иммигрантов, их быстрый прирост склоняют отдельных политиков и экспертов к выводу о том, что происходит исламизация Европы. А тем временем мусульмане в Европе не составляют и 3 % от общего числа европейцев. Тем не менее, представители националистических, фашистских организаций заявляют об угрозе для Европы, исходящей от ислама и мусульман. Нередко повод для таких заявлений дают молодые мусульмане, вовлекаемые в проте-стные движения, совершающие теракты.

Как известно, в 2011 году норвежец Андерс Брейвик в Осло, а затем на острове Утойя совершил один из наиболее значительных терактов, который являлся продуманным, основанным на почве неприятии культурных отличий иммигрантов-мусульман. Он выступил против «исламской колонизации» Европы и призывал к «новому крестовому походу» против мусульман.

Адаптация мусульман в Европе сопряжена как с позитивными, так и негативными процессами. Многие мусульмане и их дети приобщаются к европейским ценностям, получают образование, работают, стремятся интегрироваться в европейскую мульти-культурную ситуацию. При этом они желают сохранить свою этническую, духовно-культурную идентификацию. Иные из них втягиваются в радикалистские и экстремистские группы, совершают противоправные деяния, что детерминирует антиисламские всплески.

Мой выбор темы предлагаемой статьи не случаен. Побудительным мотивом выбора явилось высказывание заместителя министра иностранных дел Швеции на международной конференции по исламу, состоявшейся в мае 1999 года в г. Стокгольме, мате-

риалы которой опубликовал Шведский институт международных отношений [4]. Выступивший на этой конференции высокопоставленный шведский дипломат заявил, что правительство его государства обеспокоено увеличением в Швеции числа иммигрантов-мусульман. Им было заявлено, что в Швеции при населении 7,5 млн человек проживает более 300 тыс. мусульман, в основном курды, турки и др. По расчетам шведского дипломата получалось, что через 50 лет Швеция может из христианской страны превратиться в мусульманскую. «Мы хотим узнать как можно больше про ислам», - констатировал он. Также выяснилось, что при нулевой рождаемости шведов число мусульман быстро увеличивается, растет число браков шведок с мусульманами.

Мне дважды довелось быть в Швеции на международных конференциях, посвященных исламу. Со стороны шведов наблюдалось доброжелательное отношение к иммигрантам-мусульманам. О том, что ситуация в этой стране весьма противоречивая, свидетельствует то, что на севере страны была сожжена строящаяся мусульманская мечеть, а тем временем в центре Стокгольма стоит великолепная мечеть, в которой продается исламская атрибутика и литература.

По мнению архимандрита Августина, «с 1980 по 2000 г. число мусульман в Швеции увеличилось в 10 раз; на 2001 г. их число составило 370 тыс. чел.» [1, с. 535]. Многие иммигранты в Швеции - это беженцы из мусульманских стран, которые покинули родину, спасаясь от кровавых конфликтов.

Некоторые эксперты насчитывают более 20 млн мусульман в Европе. Из европейских государств больше всего мусульман во Франции, их 6 млн, в основном это алжирцы, марокканцы, многие из них являются представителями третьего поколения потомков переселенцев, а рождаемость у них в 3 раза выше, чем у коренных французов. Число мусульман во Франции пополнили и чеченские иммигранты, переселившиеся туда во время первой и второй войн в Чечне. Их примерно 10 тыс. чел. Число мечетей во Франции около 3 тыс. Считается, что Саудовская Аравия ежегодно выделяет на изучение Корана и строительство мечетей во Франции до 30 миллионов франков. Судя по многочисленным фактам, мусульмане-иммигранты из Северной Африки не всегда законопослушны, они часто конфликтуют, принимают участие в массовых протестах.

Свою специфику адаптация мусульман имеет в Германии. Из европейских стран Германия считается наиболее исламизированной. Число мусульман здесь более 3 млн. 70 % из них - турки, встречаются выходцы из Палестины, Северной Африки и бывшей Югославии. Среди коренных немцев насчитывается около 150 тысяч мусульман. Многие мусульмане в Германии - это бывшие рабочие, которые в свое время приехали на заработки.

В этой стране построены и действуют более 2 тысяч мечетей (до Второй мировой войны их было в 100 раз меньше). Считается, что в Германии в ислам ежегодно переходят 2 тысячи человек. 27 сентября 2012 года канцлер Германии Ангела Меркель во время телефонной конференции, которую проводила партия ХДС с участием около 7 тысяч своих членов, призвала к проявлению большей терпимости по отношению к более чем 3 миллионам мусульман в Германии. «Мы должны быть в этом вопросе совершенно открытыми и сказать: да, это часть нас самих», - подчеркнула Меркель. Она призывала не путать ислам и религиозный экстремизм [3].

Ситуация с исламом в Британии такова. По одним данным, здесь около до 3 млн мусульман, а по другим - 9 млн (население - 60 млн). В Лондоне дислоцируется основная часть западноевропейских исламских центров и некоторые из них связаны с религиозно-радикалистскими группировками. Высказывается мысль о том, что при помощи организации «Аль-Мухаджирун» осуществлялась подготовка британской му-

сульманской молодежи для отправки в Чечню и другие регионы конфликтов, в которых принимают участие мусульмане. Она же организовала сбор денег в размере 250 тысяч долларов для Шамиля Басаева. В Британии в исламских центрах готовят молодежь. Знающие Коран наизусть, так называемые хафизы, по окончании обучения отправляются в страны Скандинавии для осуществления миссионерской деятельности.

В Великобритании среди этнорелигиозных меньшинств самым крупным и влиятельным является исламское сообщество, которое приобретает церкви и перестраивает их в мечети. Член Палаты общин парламента от Лейбористской партии мусульманин Шахид Малик утверждает, что в течение ближайших тридцати лет в Британии появится премьер-министр, исповедующий ислам, а парламент может стать мусульманским.

Интересна ситуация с исламом и исламской культурой в США. Общее число мусульман в США свыше 5 млн человек. Сегодня в США насчитывается 1500 мечетей и более 120 мусульманских школ. Если до 11 сентября 2001 года в США толерантно относились к мусульманам, то потом ситуация резко изменилась. Под предлогом обеспечения безопасности, прикрываясь необходимостью борьбы против терроризма, американские власти грубо нарушают права мусульман. В докладе «Международной амнистии» за 2005 год утверждается, что в Афганистане американские власти подвергли длительному заключению на авиабазе США в Баграме сотни людей, подозреваемых в поддержке движения «Талибан» или организации «Аль-Каида».

В октябре 2007 года в 200 университетах и колледжах США была проведена «неделя против исламофашизма» с целью привлечения внимания к радикальному исламу и терроризму. Как видно из этого факта, термин «исламофашизм», содержание которого никто толком не может объяснить, с подачи президента США Дж. Буша широко пропагандируется в учебных заведениях США.

В ислам активно переходят афро-американцы, что является своего рода актом социального протеста против их рабского прошлого, которое у них ассоциируется с христианством. Под знамена ислама собирается движение «Нация ислама», возглавляемое Луисом Фарраханом, выдвигающее не столько религиозные, сколько политические лозунги, например, создание на территории США отдельного государства «для потомков рабов». Осенью 1995 года Фаррахан организовал марш миллиона черных мужчин и направил их на Вашингтом, что вызвало панику в Белом Доме. В свое время это обстоятельство дало основание Муамару Каддафи заявить о способности мусульманской общины «взорвать США изнутри».

По данным общественного опроса, проведенного в США в августе 2003 года, 44 % американцев считает, что ислам, как никакая другая религия мира, поощряет насилие. Американский эксперт по исламу Даниэл Пайпс высказывает мысль о том, что проблемы для мирного существования западных стран создает воинствующий ислам, а умеренный ислам может помочь их решить. Тот же Пайпс выступал против растущего притока мусульманских иммигрантов в европейские страны из-за того, что у них коричневая кожа, они употребляют странную пищу и лишь частично соблюдают европейские нормы гигиены. Эти расистские и антиисламские заявления послужили причиной того, что он не смог стать членом Совета директоров всемирного известного Института Мира в США.

Мусульман в США стали называть фундаменталистами, хотя этот термин применялся к американским протестантам-консерваторам, но не к мусульманам. В связи с этим правомерен вопрос: «Является ли Дж. Буш фундаменталистом, когда он заявляет, что за его решением вторгнуться в Ирак стоит слово Господа?» Между тем вторжение в

Афганистан, а позже и в Ирак - это прямая реализация концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтона.

Европа в свою очередь вынуждена адаптироваться к факту наличия на ее территории более 2 % мусульман. Здесь весьма велик рынок товаров, производимых специально для мусульман. В супермаркетах в продаже имеется широкий ассортимент ха-ляльной пищи, хиджабы и другая одежда, удобная для совершения намаза, строятся мечети, открываются мусульманские учебные заведения. Это приносит экономическую выгоду государству, обществу, поэтому происходит исламизация экономики, европейские компании производят продукцию, соответствующую исламским требованиям.

США и Запад рассматривает мусульманский мир как нестабильный, беспокойный и даже представляющий угрозу для их существования. Небезызвестный американский геополитик З. Бжезинский пишет, что географическую линию мусульманского мира «приблизительно можно обозначить вдоль побережья Индийского океана до Индонезии к Персидскому заливу, затем поворачивается вниз к Танзании, через Африку до центральной части Судана до Нигерии и вдоль Атлантического побережья к берегам Средиземного моря, пересекает это море до пролива Босфор и продолжается до северной границы Казахстана, поворачивая здесь в южном направлении, чтобы охватить Западный Китай и части Индии, прежде чем вернуться к исходной точке, обогнув Борнео. В пределах очерченного этой линией полумесяца проживают большинство мусульман мира - около 1,2 млрд человек, примерно столько же, сколько насчитывает все население Китая» [2, с. 72].

Основные проблемы этого мира, рассматриваемые Америкой и Западом, как угрозу своему существованию, - это высокая рождаемость мусульман и обращение в ислам представителей иных конфессий. Существенную часть населения мусульманских государств составляет молодежь, и ее доля увеличивается. В связи с этим возникает вопрос о путях социализации молодых мусульман и успешной адаптации к глобальным процессам, об их политической ориентации и поведении. В самих мусульманских странах существует масса проблем, связанных с экономикой: низкий уровень доходов большей части населения, резкая поляризация общества на богатых и бедных. Поэтому в этих обществах возникают протестные группы, требующие социальной справедливости, критикующие богатых и правителей за отход от норм ислама, шариата. Все это порождает внутренние конфликты между властью и обществом, часто они завершаются убийствами правителей, преследованиями, казнями, осуждением религиозных радикалистов.

Северо-американские и европейские университеты и технические институты принимают в своих стенах большое количество учащихся из азиатских и африканских стран, среди которых немало студентов-мусульман из Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Пакистана, Египта, Ирана, Ливана, Сирии, Малайзии, Индонезии. Часто они адаптируются к западным ценностям, осваивают технические и технологические достижения. Приспосабливаясь к новым для них условиям, они принимают то, что могут принять от Запада и его культуры, пытаясь при этом сохранить свои культурные и религиозные ценности, насколько это возможно. Исламу присуща способность к адаптации и приспособлению в окружении различных культур и обществ посредством заимствования элементов или внесения в их жизнь своего. Он имеет успех в тех странах, где общества в высшей степени секуляризованы, например, во Франции, Германии, Швеции, России и т. д.

В 2005-2006 годах возник конфликт между мусульманами и современной западной культурой, базирующейся на свободе слова. Он был вызван публикацией двенадцати карикатур на пророка Мухаммеда в датской газете Jyllands-Posten. В 2008 году депутатом парламента Нидерландов1 Гертом Вилдерсом был снят фильм «Фитна», в котором ислам изображался как источник насилия, терроризма, угрозы для западного человека и

1 В этой стране 695600 мусульман, что составляет 4,4 % от общего количества населения.

всего мира. В сентябре 2012 года в США появляется антиисламский фильм "Невинность мусульман", порочащий пророка Мухаммада, изображающего его как насильника. Исламофобские карикатуры и фильмы вызвали протесты мусульман во всем мире. Происходили нападения на европейские, американские посольства и консульства, что привело к гибели безвинных людей.

Оскорбление религиозных, этнокультурных чувств верующих углубляет цивилиза-ционный кризис, усиливает конфронтацию между людьми разных религий, культур. Это дает повод радикалам и экстремистам призывать к полному устранению западных (особенно американских) интересов и влияний из жизни исламских государств, объявить джихад против США и Запада, совершать теракты. Нередко от таких призывов они переходят и к действиям, влекущим за собой человеческие жертвы.

Глобализация предполагает сближение народов, решение их общих проблем, однако она приводит и к противопоставлению, столкновению религий, культур и цивилизаций. Сближению народов способствуют научные и технологические достижения, принадлежащие Западу и США и используемые на благо всего человечества. Но, с другой стороны, навязывание исламскому миру, традиционным культурам ценностей, связанных с удовлетворением материальных потребностей, приводит к развитию гедонизма, который вытравляет духовные основания человеческого бытия, особенно веру. Это вызывает негативную реакцию мусульман, превращая их в противников глобализации, имеющей американский облик.

Литература

1. Архимандрит Августин (Никитин). Ислам в Европе. - СПб.: ЦСО, 2009.

2. Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2007.

3. Меркель А. Ислам - часть Германии // http://inosmi.ru/world/20120927/199941934.html

4. Political islam and conflicts in Russia and Central Asia / The Swedish institute of international Affaris / Edited Lena Jonson, Murad Esenov. - Stockholm, 1999.

Поступала в редакцию 25 октября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.