Научная статья на тему 'Европа: куда ведёт этно-религиозная трансформация?'

Европа: куда ведёт этно-религиозная трансформация? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
290
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ / ГАСТАРБАЙТЕРЫ / ИСЛАМСКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / КОРАН / РАЗНОЛИКИЙ ИСЛАМ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старченков Геннадий Иванович

После Второй мировой войны страны Западной Европы приглашали иностранных граждан (преимущественно из исламских государств Африки и Азии) с целью восстановления разрушенного хозяйства и нормализации процесса воспроизводства населения. Они рассчитывали, что гастарбайтеры, интегрируясь в западноевропейское сообщество, решат существующие проблемы. Но вышло иначе: мусульмане-иммигранты создавали свои анклавные поселения, которые, расширяясь, стали теснить коренных жителей. Поэтому сегодня, когда западноевропейские государства превращаются в многонациональные и поликонфессиональные, у коренных жителей всё большее неприятие вызывает процесс исламизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европа: куда ведёт этно-религиозная трансформация?»

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ

Геннадий СТАРЧЕНКОВ

ЕВРОПА: КУДА ВЕДЁТ ЭТНО-РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ?

Вторая мировая война нанесла огромный материальный и людской ущерб многим народам и государствам. Его последствия они ощущали и продолжают ощущать и десятилетия спустя.

Демографический коллапс

Для восстановления хозяйства от экономической разрухи страны нуждались прежде всего в большом количестве рабочих рук, нехватка которых обуславливалась военными потерями, особенно мужчин. В этой ситуации правительства западноевропейских государств предложили демобилизованным воинам, набранным в своё время в колониях, переселиться в метрополии. Позже европейские правительства стали подписывать двусторонние соглашения со странами Африки и Азии, которые получили независимость. Германия же, не имевшая своих колоний, открыла вербовочные пункты в Турции, Марокко и других странах для привлечения гастарбайтеров. Западноевропейские государства, решившие объединиться в европейское сообщество, выработали совместные соглашения по условиям приглашения иностранных трудовых ресурсов (преимущественно молодых мужчин), что позволило развивать экономику и восстанавливать нормальное воспроизводство населения. Они последовательно преодолели все этапы в развитии сообщества на пути к Европейскому Союзу, насчитывающему ныне 27 государств.

Вплоть до настоящего времени наиболее важную роль в сфере трудовых ресурсов играет Шенгенское соглашение (1985 г.), которое предусматривает свободу передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и информации. Именно это и другие соглашения позволили переселенцам-мусульманам сосредоточиться в ряде западноевропейских стран, в частности во Франции, Англии, Германии, тогда как страны Восточной Европы в то время практически не принимали гастарбайтеров.

© Старченков Геннадий Иванович - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН. E-mail: isaeva.zoia@yandexru Ключевые слова: коренное население, депопуляция, однополые браки, гастарбайтеры, исламские притязания, мультикультурализм, Коран, разноликий ислам, многонациональная и поликонфессиональная Западная Европа.

Руководители ЕС полагали, что иммигранты-мусульмане сначала адаптируются, затем ассимилируются, а во втором или, в крайнем случае, в третьем поколении окончательно интегрируются в западноевропейский социум. Особые надежды возлагались на смешанные браки, которые всячески поощрялись местными властями. Рождение ребёнка, а тем более двух детей, давало иммигранту право не только на получение льгот, но и на получение "зелёной карты", а затем и нового гражданства.

Местные предприниматели охотно принимали на работу иностранных рабочих, которых они могли (особенно в первые послевоенные десятилетия) нещадно эксплуатировать, то есть использовать на сверхнормативной работе и выдавать неполную зарплату. А в случае сокращения производства увольняли их в первую очередь. В течение многих лет иностранные рабочие не получали должной поддержки со стороны почти всех политических партий и профсоюзов.

По прошествии некоторого времени стало ясно, что иммигранты-мусульмане почти не создают смешанных семей (Коран рекомендует мужчинам жениться на иноверках только тогда, когда они соглашаются принять исламскую веру) [2: 220]. Мужчины предпочитали приглашать свои семьи (вместе с ближайшими родственниками) или невест со своей родины. Воссоединение семей разрешалось законодательствами ЕС. Надежды на "плавильный котел" (смешанные браки) не оправдались.

Постепенно в странах-реципиентах сложилась демографическая ситуация, когда у местных семей рождалось 1,8-2,0 ребенка, у смешанных пар — 2 -3 ребенка, а у мусульманских семей — 4-5 детей (с последующим их сокращением) .

В отдельных случаях гастарбайтеры создавали семьи, в которых было две - три-четыре жены, поскольку Коран разрешает многожёнство, если мужчина может содержать всех (до четырёх) жён и если ко всем будет одинаково внимателен. В силу того, что европейское законодательство не регистрировало подобные браки, они формировались нелегально при согласии всех жён. При этом Коран запрещает применение противозачаточных средств. Такая практика медленно, но распространялась в Европе, дополнительно обеспечивая преимущественный рост численности мусульман на континенте. Учитывая, что граждане большинства стран ЕС получают за третьего ребенка хорошее пособие, на них можно жить, не работая.

В начале второй половины истекшего века в страны Западной Европы ежегодно приезжало 60-70 тыс. иммигрантов, преимущественно из мусульманских регионов. А к концу ХХ столетия прибывало от 700 тыс. до 1 млн человек. Доля иммигрантов в численности населения возросла до 10,3% в 2000 году .

В 2008 году в Западной Европе разразился финансово-экономический кризис, в результате которого одни предприятия сокращали производство, другие закрывались совсем. Быстрыми темпами росла безработица, особенно среди иммигрантов. Так, например, в Испании, когда уровень безработицы у местных рабочих составлял 16%, то среди гастарбайтеров он достигал 28%4.

Однако иммигранты не спешили возвращаться на родину. Многие из них проявили чудеса приспособляемости, переходили на нелегальное положение и зачастую перебивались случайными заработками. Особенно в трудном положении оказались гастарбайтеры из Северной Африки, где с 2011 года началась "арабская весна", при-

1 Коран. Перевод И. Ю. Крачковского. М., 1986.

2 Независимая газета (НГ), 7.02.2013.

3 International Migration Report, 2002, U. N. N. Y., p. 20.

4 Независимая газета (НГ), 19.01.2011.

ведшая к смене режимов и падению производства. Тысячи беженцев наводнили Италию, Францию, Испанию, Грецию и другие страны ЕС. Только в 2011 году в 27 стран ЕС прибыло 1,7 млн иммигрантов\ Численность населения Союза превысила 400 млн человек, из которых на долю мусульман приходилось, по нашей оценке, около 10%. И это без учёта беженцев и нелегальных гастарбайтеров.

В условиях, когда из-за низкой рождаемости происходит депопуляция коренных жителей, когда нарастает численность инокультурной диаспоры, казалось, что власти примут срочные меры по спасению автохтонного населения. На деле оказалось, что всё пошло по иному.

Ещё в последней трети XX столетия Нидерланды приняли закон, разрешающий однополые браки. Вскоре аналогичное законодательство было принято в Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Португалии, Исландии и Дании. В 2013 году закон об однополых браках принял парламент Франции. Подобный закон подготовлен и в Англии . Но право двух пап или двух мам на усыновление чужих детей не спасает европейцев, которые тем самым добровольно "расчищают" территорию Западной Европы для иммигрантов-мусульман.

Десяток лет тому назад автор данной статьи под впечатлением от поездки во Францию опубликовал провидческие слова: "Белого человека — в Красную книгу"3. Сегодня сотни тысяч французов, англичан, бельгийцев и других коренных жителей в борьбе за выживание, за свою идентичность выступают с протестами против позорных законов. Против однополых браков выступил Римский папа Бенедикт XVI, но он был вынужден досрочно уйти со своего поста. Новый папа Франциск I также резко выступил против новых законов. Но процесс уже пошел. Заповедь Бога-отца "Живите и плодитесь" предана западноевропейскими христианами забвению.

Вследствие названных основных обстоятельств, численность и удельный вес коренных европейцев ещё больше сократится. А в результате притока беженцев из Северной Африки арабская диаспора наоборот возрастёт. Уже сегодня доля иммигрантов достигает в Западной Европе почти 15%, а завтра может увеличиться кратно. Практически все страны Старого Света утеряли свою идентичность, став многонациональными государствами. Арабы, турки, персы, индусы, пакистанцы и другие переселенцы успешно осваивают новые территории, оттесняя аборигенов. Таков сегодня демографический тренд, изменить который пытаются многие коренные европейцы самыми различным и способами, в частности публицистическими. Упомянем здесь лишь одно алармистское произведение.

В 2010 году в Германии вышла книга Тилло Сарацина4 под симптоматичным названием "Германия самоликвидируется" . Бурное обсуждение этой монографии усилило позиции тех, кто выступает против иммиграции гастарбайтеров и за сохранение идентичности европейских стран. Сарацин пишет, что каждый чётвертый турок из 3 млн проживающих в Германии не знает немецкого языка, каждый второй не общается с немцами. Но у них высокая рождаемость. Поэтому Турция покоряет Германию так же, как албанцы покорили Косово — с помощью высокой рождаемости. И он даёт прогноз

1 http:epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/indexphp/Migratio... 20.05.2012.

2 Независимая газета (НГ), 07.02.2012.

3 См.: Современная Европа, 2004, № 3, с. 61.

4 Сарацинами называли исламских завоевателей, вторгшихся в VIII в. на Пиренейский полуостров (Прим. автора).

5 НГ Религия (ПНР), 20.10.2010. (Рецензию на книгу см.: Современная Европа, 2013, № 1, с. 154—

157).

на ситуацию через 20 лет: "Федеральный президент Мухаммед Мустафа призвал мусульман уважать права немецкого меньшинства". Ну а через 100 лет из 82 млн немцев останется лишь 25 млн. Берлинская газета, высоко оценивая книгу, писала: "В Германии есть только один настоящий немец, и тот сарацин .

Но есть ли основания для столь пессимистического прогноза?

Светская Европа: То Ье ог но11о Ье

Среди исламоведов и простых граждан как Запада, так и России идёт острая дискуссия по вопросам: происходит ли исламизация Западной Европы и каков этот ислам? Для ответа на эти вопросы рассмотрим в динамике следующие темы: 1) Исламский прозелитизм в Западной Европе и 2) Ислам миролюбивый или воинственный? Конечно, выводы, которые будут сделаны в ходе рассмотрения, не положат конец дискуссиям, но прояснят отдельные аспекты острейшей современной проблемы.

Исламский прозелитизм в Западной Европе

Первые трудовые иммигранты, приехавшие из мусульманских стран, вели себя достаточно скромно. Предприниматели были довольны, что иммигранты соглашались на тяжёлые, опасные или непрестижные работы за низкую зарплату; на проживание в переполненных общежитиях, на первоочередные увольнения при рецессии производства. Довольны были и местные власти: гастарбайтеры не принимали участия в забастовках и манифестациях местных рабочих, не контактировали с рабочими профсоюзами или политическими партиями, потребляли местные продукты, включая европейскую (христианскую) пищу, и молились там, где удавалось расстелить молитвенный коврик. Часть заработанных денег они аккуратно отправляли на родину своим семьям и родственникам.

Вскоре у них появилась первая просьба — разрешить строить мечети. Власти разрешали. Строительство мечетей, как правило, происходило за счёт финансирования Саудовской Аравией, заинтересованной в расширении уммы (общины) в Западной Европе. Первая самая вместительная в Европе мечеть была построена в Бельгии, а вторая, ещё более крупная, уже в нулевые годы сооружена в Италии, недалеко от Ватикана. Мечети и молельные дома быстро распространились по всей территории христианской

Европы, чем весьма разнообразили ландшафты большинства европейских городов и

2

даже сел .

Постепенно мечети обрастали специфическими функциями. К ним стекались мусульмане не только для молитвы, но и для общения друг с другом, для консультаций с имамом (или муллой), который мог подсказать, где можно найти работу с более высокой зарплатой, где можно снять квартиру по более низкой арендной плате. При мечетях нередко открывались курсы по изучению Корана. А в случае необходимости имам вызывал кади (исламского судью) из Египта или Саудовской Аравии, чтобы разрешить споры среди мусульман или гастарбайтеров с работодателем или даже с властью. Кроме того, имамы или кади нередко обращались с просьбой к работодателям, чтобы те разрешали мусульманам прерывать работу для совершения обязательной пятикратной молитвы и чтобы они выделяли на производстве специальные комнаты для молитвы.

1 НГ Религии, 20.10.2010.

2 Датские СМИ, например, сообщали, что Копенгагену придётся попрощаться с образом христианской столицы Европы (НГ Религии, 16.09.2009).

Мечети стали центрами отчуждения мусульман от западноевропейского социума. Всё это происходило в рамках прав и свобод, предусмотренных демократическими конституциями западноевропейских государств.

Относительно новым явлением стало обращение в ислам местных европейцев (преимущественно жен и детей в смешанных семьях). Так, во Франции 300 тыс. коренных французов приняли ислам, в Германии - 500 тыс. этнических немцев. Европейское христианство (в основном католичество и протестантизм) фактически сдаёт свои позиции. По последним данным, в ЕС проживает 40 млн мусульман (иммигрантов и местных). Страны ЕС приобретают (или уже приобрели) новый конфессиональный облик. Такая ситуация побудила бывшего президента Ливийской Джамахерии Муаммара Каддафи предложить итальянцам (Ливия ранее была колонией Италии) массово переходить в ислам.

Уже в первом десятилетии XXI столетия не только демографическая, но социально-экономическая и даже политическая ситуация в Старой Европе заметно изменилась. Во - первых, часть иммигрантов-мусульман, получив гражданство одной из стран ЕС, смогла создать свои мелкие предприятия. И как граждане, они получили право выбирать своих представителей сначала в муниципалитеты, затем в парламенты и, наконец, в Европарламент, что, естественно, повысило их экономическую, политическую и ко н-фессиональную значимость. Ещё в 2010 году появились сообщения, что в ЕС проживает 40 млн мусульман. После приезда мусульман-гастарбайтеров и наплыва беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока их численность может составить 50 и даже 60 млн человек (то есть 10-12% всего населения). Это уже то растущее конфессиональное меньшинство, которое в состоянии воздействовать на режим стран-реципиентов .

Во-вторых, нефтеэкспортирующие страны — ССАГПЗ ("Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива" во главе с Саудовской Аравией) смогли купить предприятия или приобрести их акции в западноевропейских государствах. Одновременно участники ССАГПЗ открыли в большинстве стран ЕС исламские банки, которые, как известно, не взимают рибу — процент с предоставляемых кредитов, чем привлекают интерес местных предпринимателей. А инвестиции в период кризиса приобретают особую ценность.

Наконец, приезд кади теперь стал редким явлением, поскольку чуть ли не во всех странах Западной Европы начали действовать шариатские суды. Они полностью господствуют в мусульманской диаспоре, оттеснив государственные судебные органы. Другими словами, осуществлены первые шаги по созданию исламской политико-конфессиональной инфраструктуры.

Необходимо обратить особое внимание на "инновационный прорыв" Катара, небольшого эмирата на берегу Персидского залива. Катар занимает первое место в мире по экспорту сжиженного природного газа, на производство которого в ОПЕК (Организация стран - экспортёров нефти) нет никаких ограничительных квот. Накопив огромное количество долларов, эмират стал успешно продвигать "дипломатию чековой книжки". Он спонсировал исламских экстремистов в Северной Африке и в Сирии (а также в Йемене), одновременно примиряя экстремистские группировки. Смена режимов соответствовала устремлениям США, стран ЕС и Катара.

"Чековая книжка" Дохи (столица Катара) пришлась кстати в Западной Европе, пятый год пребывающей в финансово-экономическом кризисе. Эмират владеет 20% лондонского аэропорта "Хитроу", а во всей Великобритании его доля в инвестициях дости-

1 НГ Дипкульер, 18.10.2010.

гает 27%. Ему принадлежат акции французской нефтяной компании "Тоталь". А всего Катар вложил во французскую экономику 10 млрд евро. Достигнута договорённость о катарских инвестициях в греческую экономику. Фактически эмират занял главенствующую роль в ССАГПЗ по поддержке мусульманских иммигрантов в Западной Европе. Он финансирует и шариатские суды.

Во время финансово-экономического кризиса ваххабитский ССАГПЗ ощутил лишь небольшой экономический спад, что позволило ему распространять слоган: "Ислам — вот решение кризиса!" Слоган нашёл широкую поддержку в Северной Африке в период начала "арабской весны". Он звучал и в Западной Европе, хотя там пока не приобрёл заметной поддержки.

И тем не менее настойчивый прозелитизм мусульман-гастарбайтеров, многофакторное воздействие ССАГПЗ привели к беспрецедентному усилению уммы. Ислам стал второй религией после христианства (католицизма, протестантизма, англиканства и др.), что вызывало неоднозначную реакцию коренных европейцев. Ещё большее отторжение вызывали террористические акты против иноверцев и атеистов, совершаемые исламскими экстремистами в США, Европе, Северной Африке или на Ближнем и Среднем Востоке. Перед европейцами встал вопрос: что несёт с собой ислам?

Ислам миролюбивый или воинственный?

Исламский прозелитизм, первоначально демонстрировавший свою лояльность западноевропейским режимам, на стыке XX и XXI столетий стал всё чаще нарушать существующее законодательство. Этому способствовал ряд причин: расширение ареала распространения ислама; экономическая и политическая поддержка исламских диаспор со стороны ближневосточных спонсоров, усиление фундаменталистского ислама (особенно в Северной Африке) и др. Все это позволяло наращивать притязания мусульман, использовавших как мирные, так и воинственные методы прозелитизма.

Именно в нулевые годы в Западной Европе появилось третье и даже четвёртое поколение гастарбайтеров, на интеграцию которого рассчитывали власти ЕС. Потомки мусульман-иммигрантов, пользовавшиеся многочисленными льготами и привилегиями государств-реципиентов, стали всё чаще отказываться от изучения местных языков, от восприятия европейской культуры, демонстрируя при этом свою приверженность Корану и мусульманской умме.

В 2004-2005 годах молодые мусульмане приняли активное участие в протестном движении в Германии, Франции, Англии и других странах, которые сопровождались погромами магазинов, поджогами автомашин и прочими актами хулиганства. Правда, СМИ, как правило, не обращали внимания на акции мусульман2.

Политику толерантности пришлось нарушить в 2004 году в связи с убийством голландского режиссера Тео Ван Гога, снявшего фильм о насилии над женщинами в исламском обществе . Через год пресса снова критиковала исламистов, призывавших к убийству датского художника, опубликовавшего карикатуру на пророка Мухаммеда. Если ранее ни фильмы, ни карикатуры, ни антиисламские статьи не вызывали практически никакой реакции мусульман, то теперь, чтобы поднять правоверных на протест, достаточно слогана: "Мусульмане — жертвы преследований или дискредитаций" .

1 НГ, 3.06.2013.

2 НГ, 1.11.2006.

3 НГ, 9.11. 2004.

4 НГ, 16.11.2006.

Иногда мусульманские притязания носили и носят более "спокойный" характер. Так, в Голландии и Англии на улицах появились патрули, которые предупреждали девушек не ходить с непокрытой головой, а юношей — не показываться в шортах, особенно вблизи мечетей, поскольку здесь "наша мусульманская территория"1. "Аль-Каида" называет такие анклавы "точечным халифатом".

Другой эпизод произошёл в Бельгии. В Брюсселе местные власти по традиции поставили на центральной площади ёлку по случаю Нового, 2013 года и Рождества Христова с соответствующими игрушками и иллюминацией. Однако столичные исламисты выступили против "символа языческой веры", и власти пошли на уступки: ёлку демонтировали .

Предвестником возможности возникновения межконфессиональных (межцивили-зационных) столкновений послужил ряд террористических актов. Первый взрыв раздался в США в г. Чикаго, где проходил традиционный марафон. Взрыв организовали мусульмане — граждане США чеченского происхождения. Следующий теракт произошёл в центре Лондона, где был зарезан военнослужащий. Несколько убийств и покушений совершили исламисты во Франции3.

Убийства военнослужащих и взрывы были дополнены нападением исламских террористов на христиан в Северной Африке и Сирии. Появились сообщения, что "Аль-Каида" взяла на вооружение зарин и иприт и пытается приобрести атомное оружие . Всё это взбудоражило европейцев. Для их успокоения некоторые государства ЕС приняли "антиисламские" меры.

Италия стала первой страной ЕС, которая под давлением растущей ксенофобии и возрастающими притязаниями мусульманской диаспоры пошла на компромисс. Принятый закон ныне предусматривает запрет на использование символов веры как католицизма, так и ислама. В стране запрещено в общественных местах (в частности, в школах и государственных учреждениях) выставлять распятие, а школьникам и сотрудникам — носить нательные кресты. Мусульманам запрещено носить исламскую одежду (головные платки и хиджабы) и демонстрировать зеленые флаги с кораническими изречениями.

Во Франции несколько раз принимался закон, запрещавший школьницам из мусульманских семей появляться на занятиях в головных платках. В 2010 году, наконец, принято окончательное законодательство, запретившее женщинам выходить из дома в платках и хиджабах (нарушившие подвергаются умеренному штрафу). Была совершена попытка освободить проезжую часть дорог, на которой во время праздничной молитвы собираются мусульмане.

В Швейцарии законы ограничили высоту минаретов в строящихся мечетях. Предписано также снизить звук громкоговорителей, призывающих мусульман к азану (молитве). Подобные постановления приняты и в ряде других стран Западной Европы .

Но не эти, а иные события вызвали волну протестов, особенно в Пакистане, Бангладеш, Афганистане. Возмутителями мусульманского спокойствия снова стали карикатуры на пророка Мухаммеда и фильм "Невинность мусульман" (2012 г.). Манифестанты требовали "наказать виновных в исламофобии" и даже в "исламском геноциде". Фак-

1 НГ Религия, 7.11.2012.

2 Мировые новости, 29.12.2012.

3 НГ, 27.05.2012.

4 НГ, 3.06.2013.

5 НГ, 20.11.2009; 14.12.2009.

тически эти шумные демонстрации требовались исламистам для того, чтобы сплотить умму, а также замаскировать и оправдать свой экстремизм.

О своём негативном отношении к исламу неоднократно высказывалась католическая церковь. Так, в 2006 году Римский папа Бенедикт во время посещения Турции процитировал слова византийского императора XIV века о том, что Пророк Мухаммед принёс миру лишь "нечто злое и бесчеловечное, так как его приказ содержал требование распространять мечом веру, которую он проповедовал". А следующий папа Франциск причислил к лику святых 800 итальянцев, обезглавленных турками за отказ при-1

нять ислам .

В ходе этих "антиисламских" мер президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель признали, что их политика мультикультурализма провалилась, ибо даже выросшие в Европе мусульмане не захотели интегрироваться в европейское общество2. Но за констатацией этого факта не последовало каких-либо существенных решений.

На этом фоне вновь разгорелась дискуссия о миролюбии и воинственности ислама. У той и другой точек зрения появились новые адепты. Так, известный востоковед Л. И Медведко писал: "Ислам — слово одного корня со словом "салам" (мир), поэтому его называют религией мира"3. Такой же точки зрения придерживаются практически все учёные-востоковеды России . Добавим лишь, что недавно было опубликовано заявление главы МВД Франции М. Вальса о том, что никакой угрозы исламского терроризма нет, и что исламизация Европы — это миф .

Среди иных воззрений на ислам назовём книгу Самуэля Хантингтона "Столкновение цивилизаций" . Монография вышла за десять лет до событий 11 сентября 2001 года, но тогда не была воспринята как предупреждение. Он писал, что "опасные культурные конфликты" между христианством и исламом "имеют место вдоль линий разлома между цивилизациями". И делал вывод: "Избежать глобальной войны цивилизаций можно лишь тогда, когда мировые лидеры придадут полицивилизационный характер глобальной политике и станут сотрудничать для его поддержания"7.

Российский востоковед В. А Федоров посчитал исламских фундаменталистов бескомпромиссными фанатиками. Он приводит их кредо: "Аллах — наша цель, Пророк — наш вождь, Коран — наша конституция, джихад — наш путь, смерть на пути, предначертанном Аллахом, — наше высшее желание" . Такого рода джихадистов, аль-каидовцев, салафитов и им подобных немало проявилось при свержении умеренных (традиционных) исламских режимов в Северной Африке и в Сирии.

Очевидно, что выносить своё суждение об исламе следует только после внимательного прочтения Корана. Поэтому обратимся к первоисточнику. Так, в Коране, ниспосланном Аллахом пророку Мухаммеду, говорится: "Нет принуждения в религии" [2:257],

1 НГ Религия, 15.05.2012.

2 См. сб. "Ислам и общественное развитие в начале XXI века". М., Крафт, 2005.

3 Медведко Л. И. Россия, Запад, ислам: "Столкновение цивилизаций?". Жуковский, М., 2003, с. 43.

4 См. там же.

5 НГ, 20.05.2013.

6 Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций. М., 2005.

7 Там же, с. 16, 25.

8 Фёдоров В. А. Международный терроризм и страны Азии. — Сб. "Терроризм — угроза человечеству в XXI веке". М., 2003, с. 151.

"Обладатели писания!1 Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины" [4:169], "Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах!" [2:143]. Многим этого достаточно, чтобы доказать миролюбие ислама.

Но в противовес этим аятам есть другие: "О вы, которые уверовали! Не берите неверных в друзья вместо верующих" [4:143], "Не берите иудеев и христиан в друзья: они — друзья один другому" [5:56], "И не повинуйтесь неверным и лицемерным" [33:47].

Наконец, в Коране присутствуют аяты, которые трудно, даже невозможно отнести к числу толерантных. А их достаточно много: "А если кто не верует в знамения Аллаха..., то ведь Аллах быстр в расчёте!" [3:17]. И одновременно призыв к Пророку: "борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним! Их убежище — геенна" [66:9]. И другой аят: "Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые не уверовали, — в огне геенны, вечно пребывая там. Они — худшие из тварей" [98:5]. И затем призыв ко всем мусульманам: "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день. и не подчиняется религии истины" [9:29]. В Священной книге раскрыто и понятие "сражения": "А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее; а когда произведёте великое избиение их, то укрепляйте узы" [47:4]. И, наконец, полная уверенность в победе: "Мы непременно погубим неправедных" [14:16].

"Великое избиение" неверующих и иноверцев щедро вознаграждается, что может служить стимулом для шахидов (смертников): "Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, мы дадим ему великую награду" [4:76]. Описана и будущая жизнь в раю: "Там реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих" [47:16]. В райском саду обязательно присутствуют "полногрудые сверстницы" [78:33] для погибших "на пути Аллаха". "И Мы сочетаем их с черноглазыми, большеокими" [52:20].

Конечно, подавляющее большинство мусульман, включая гастарбайтеров, не знает всех сур, а тем более аятов Корана. Их знания, как правило, формируются под воздействием проповедей имамов (как раввинов в иудаизме или попов в христианстве). Поэтому настроение, менталитет гастарбайтеров в значительной степени определяются взглядами имамов (от ассимиляции до шахидизма) тех мечетей, которые ныне действуют во всех западных государствах. Контроля же за проповедями имамов практически нет ни в США, ни в странах ЕС.

Кроме того, несколько миллионов гастарбайтеров, много лет проживавших в ЕС, получили европейское образование и гражданство. Большинство из них не только сохраняют свою веру, но и активно её распространяют. Ведь сегодня ислам — самая быстрорастущая религия (в том числе в связи с быстрьш ростом мусульманского населения в мире и в Европе).

В соответствии с названными установками Корана имамы (или муфтии) определяют метод действия в зависимости от происходящих событий и складывающейся обстановки. Предусматриваются различные формы джихада (священной войны) как мирным, так и военным путем . Имамы могут спорить, угрожать и враждовать друг с другом, но они не имеют права изменить хотя бы одно слово Священного Корана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Имеются в виду те, кто верит в Ветхий и Новый Завет, т.е. иудеи и христиане.

2 Подробнее см.: Л.И. Медведко. Россия, Запад, Ислам: "Столкновение цивилизаций?". М., 2003,

с. 40-41.

Правда, у мусульманских деятелей, как и ряда простых мусульман, есть право скрывать, не раскрывать свои взгляды до поры до времени. Вот что по этому поводу писал известный исламовед А.А. Игнатенко: "Xитрость, обман, введение противника в заблуждение" не только не запрещены, но и рекомендованы. В Коране Аллах называется "лучшим из хитрецов": "И хитрили они и хитрил Аллах, а Аллах — лучший их хитрецов" [3:47]"1. Поэтому пока не известно, приехали ли гастарбайтеры своим трудом обеспечивать процветание Европы или её исламизировать хитростью. Да, пока это не ясно, но оба процесса могут идти одновременно.

Приведённые аяты Корана позволяют мусульманам придерживаться как миролюбивого, так и воинственного джихада. Границы в нём весьма подвижны, как это показывают события в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Сегодня коренным европейцам есть над чем задуматься: быть или не быть им самим собой в своём государстве.

Директор Института Африки РАН академик А. В. Васильев видит в Коране дуализм. В нынешних условиях, пишет он, "знамя исламизма у "умеренных", готовых к

2

компромиссам, могут перехватить и кое-где уже перехватывают экстремисты В поисках решения двуединой проблемы

Лидеры стран ЕС определили свою позицию по одному из наиболее актуальных вопросов: они согласились вести борьбу с терроризмом вообще и исламским терроризмом, в частности, объединёнными усилиями. Совместная борьба обеспечит успех и в решении других проблем. Свой вклад в устранение или в смягчение рисков для Европы могут и должны внести учёные, политики, религиозные деятели и др. Думается, что коллективные усилия позволят найти подходы к решению двуединой проблемы.

Первая проблема — депопуляция коренных европейцев. Отмена законов об однополых браках — необходимое, но не единственное условие. Возникает острый вопрос о возможности изменения демократических конституций, предоставляющих равные права и поощрения как для вымирающих, так и для благополучных народов ЕС. Трудно предположить, что коренные европейцы смогут пойти в этом направлении без длительной разъяснительной работы. Как, например, предоставление льгот (денег, автомашин, квартир) за рождение двух-трёх детей в немусульманской семье.

Одновременно следует ввести жёсткий контроль над въездом иммигрантов. Видимо, здесь нельзя будет ограничиться введением квот, а одновременно следует предусмотреть меры по ограничению прав на воссоединение семей. Это ещё один вынужденный шаг по спасению титульных наций. Лидерам государств, решившимся на столь неблагозвучные реформы, придётся апеллировать к патриотизму коренных европейцев.

Не следует упускать возможность воздействовать и на патриотический менталитет тех англичан, французов, немцев и других исконных европейцев, которые переселились в отдалённые страны. Одни воспользовались льготами оффшоров, другие — благоприятным климатом или чем-то ещё, но шанс вернуть переселенцев на родину всё же есть. Все эти меры облегчат решение демографической проблемы.

Не менее трудные проблемы встают при ограничении исламского экстремизма. Здесь уже потребуется взаимодействие государств и их спецслужб, чтобы выявить и изолировать экстремистов, даже если они приехали в качестве беженцев.

1 НГР. 19.05.2010.

2 Правда, 24-27.05.2013.

В этой области недопустимо проведение политики двойных стандартов. Об этом стоит говорить, поскольку страны Запада к ней нередко обращаются. Когда советские войска находились в Афганистане, США формировали, обучали и вооружали талибов — пакистанских и афганских фундаменталистов. Трагические последствия этого ныне хорошо известны. В наше время Франция борется с исламскими экстремистами в Африке, но поддерживает их в Сирии (а США обучают и вооружают экстремистов в Иордании). Такая политика деления террористов на "своих" и "чужих" подрывает коллективные усилия по искоренению исламских боевиков .

Увы, джин вышел из бутылки. Ислам ныне укоренился в Западной Европе и теперь уже, видимо, навсегда На правительствах и непосредственно на коренных жителях лежит обязанность отслеживать, чтобы хрупкая граница между миролюбивым и воинственным исламом не была нарушена. Выше упоминалось, что многое зависит от проповедей имамов (или мулл). Нужную инициативу в этом направлении проявило правительство Англии, решившее отслеживать содержание проповедей в мечетях и молельных домах. Такой шаг может упредить множество террористических актов и спасти человеческие жизни. Аргумент веский: нежелание участия иноверцев и атеистов в ССАГПЗ.

* * *

Облик Западной Европы резко изменился за последние 70 лет. Локомотивом этих перемен стали трудовые иммигранты, приехавшие преимущественно из исламских государств. Подавляющее большинство западноевропейских стран стали многонациональными и поликонфессиональными. И общий итог пребывания иммигрантов с точки зрения демографии неутешителен и ведёт к депопуляции коренного населения. А необдуманное принятие законов в восьми странах ЕС о введении однополых браков вообще форсирует депопуляцию коренных европейцев. Тем самым лидеры старой Европы вольно или невольно практически зачищают свою территорию для размещения африканских и азиатских иммигрантов.

Расселение гастарбайтеров-мусульман, придерживающихся иных культурно-нравственных установок, предпринятое властями, не привело, как ожидалось, к их интеграции в западноевропейское общество. Разрастание мусульманской диаспоры, строительство мечетей (при финансировании Саудовской Аравии и Катаром) сопровождалось распространением постулатов Корана и Шариата. В результате мусульмане постепенно оттесняют (и вытесняют) христиан, иноверцев и атеистов из всех сфер жизни общества. В европейской умме всё чаще проявляются экстремисты, включая шахидов, которые готовы погибнуть во имя создания Всемирного халифата.

Конечно, западноевропейские лидеры принимали некоторые меры по сдерживанию процесса исламизации, но без особого успеха - процесс продолжается. Поэтому сегодня страны ЕС стоят перед необходимостью выработки более эффективных мер и создания более жизнеустойчивой модели государств, которая позволяла бы справляться с проблемой, порождённой их собственными действиями. И время, как представляется, не ждёт.

1 Правда, 2-3.01.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.