КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Матвиенко Валентина Анатольевна,
кандидат политических наук, доцент кафедры религиоведения ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», г. Елец [email protected]
Особенности трансформации политической и религиозной идентичности:
зарубежный опыт
Аннотация. Статья посвящена вопросам изменения политической и религиозной идентичности в их взаимосвязи. Автор исследует традицию и анализирует подходы к решению проблемы интеграции новых этносов в этническую и религиозную картину западноевропейского политического пространства.
Ключевые слова: политика, политические процессы, миграция, этнос, религия, религиозные конфессии, религиозные организации, политическое пространство, идентичность.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Приступая к исследованию и анализу экономических, политических, культурных преобразований, произошедших в мире в первое десятилетие XXI в., следует отметить, что все они напрямую затронули или оказали разноуровневое и разноплановое влияние на этническое и религиозное состояние западноевропейских стран. Развитие этой картины, на наш взгляд, неуклонно следует одной общей тенденции - постепенного вытеснения и замещения коренных этносов и традиционных для этих государств религий новыми, не совсем характерными для них этносами, исповедующими ислам. До начала XX в. на территории европейских государств почти не было мусульман. Первая крупная мусульманская община образовалась после Второй мировой войны и распада колониальной системы в результате притока рабочей силы из бывших колоний Африки, Азии, стран бассейна Карибского моря. Главной причиной, вызвавшей к жизни это явление, стала острая необходимость Западной Европы в трудовых ресурсах для восстановления экономики. Несмотря на принимаемые политико-правовые меры по ограничению притока иммигрантов, он в последние годы вырос. Этот процесс приобрел необратимый характер вследствие укоренения, натурализации и воссоединения семей иммигрантов. Ведь известно: человека тянет туда, где лучше, где более благоприятные условия жизни, и то, какого вероисповедания придерживается человек, совершенно не играет сколько-нибудь серьезной роли в его желании жить лучше. И действительно, если достаточно бегло посмотреть статистику тех стран, куда переселяются мусульмане, то становится очевидным, что это в основном те страны, в которых уровень благосостояния является одним из самых высоких в мире. Если бы для мусульман было важно только заниматься вопросами веры и её исповедания, то им не было бы смысла так усиленно и с таким желанием иммигрировать в Западную Европу.
Современные кризисные явления, затронувшие христианство в Западной Европе, следует связывать в первую очередь с постоянным и планомерным увеличением численности коренных европейцев, ставящих на первое место в своей жизни материальное благополучие и либеральные ценности. А также, соответственно, уменьшение численности верующих христиан. Все эти факторы в той или иной степени сказываются на нравственном состоянии людей и вызывают почти повальный атеизм на фоне все большего увеличения численности мусульман на территории западноевропейских государств. Все усложняющееся религиозное и культурное мно-
r\j Л r\j
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
гообразие - характерная тенденция современного мироустройства, во многом порождающая и негативные следствия плюралистического основания социокультурного многообразия. Вызов плюрализма и актуализации различий выражается в мультиплицировании частных интересов и, как следствие, актуализирует необходимость поиска общего знаменателя для их согласования. Необходимость соблюдения членами различных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, толерантности, представляется достаточно очевидной. Но практика свидетельствует и о том, что толерантность труднодостижима в силу той же первоначальной посылки - существования разных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций. Оборотной стороной увеличения культурного многообразия является порождение проблемы сосуществования групп людей, во многом стимулирующей эскалацию нетерпимости и ксенофобии.
В случае продолжения этой нарастающей тенденции, по мнению ряда ведущих исследований, к 2050 г. численность мусульман, так же как и, соответственно, арабского и африканского этносов в совокупности, может превысить число коренных европейцев - приверженцев христианства, первой по численности на данный момент мировой религии [1].
Например, в Западной Европе средняя рождаемость в среде коренного населения составляет не более 1,4 ребенка на семью (красноречивый пример: по сообщениям немецких СМИ, уровень рождаемости в «коренной» Германии стал ниже зафиксированного в последний год Второй мировой войны). При этом в средней мусульманской семье, осевшей в Западной Европе, показатель рождаемости чуть ли не в три раза выше - 3,6. Таким образом, уже 16-20% новорожденных в странах Западной Европы появляются на свет в мусульманских семьях [2].
Следует отметить, что реального количества мусульманского населения в Европе не знает никто в связи с тем, что наряду с легальными иммигрантами и их потомками на европейской территории проживают также миллионы нелегальных, которые по тем или иным причинам отсутствуют в данных официальной статистики. Так, например, в мире насчитывается более 200 млн иммигрантов, это примерно 2,8% населения. Из них почти 15 млн - мусульмане, проживающие в странах Евросоюза (3,3% его жителей) [3]. В США их численность в два раза меньше, причем около 500 тыс. человек каждый год прибывают в Европу нелегально, без документов. Специалисты-демографы предупреждают, что к 2015 г. численность этого населения увеличится приблизительно в 2 раза за счет высокой рождаемости и продолжающейся массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Если эта тенденция сохранится, то мусульманское население в Европе к 2025 г. удвоится [4]. Но темпы роста доли мусульман в составе европейского населения будут несильно отличаться от наблюдавшихся в последние 20 лет. К 2030 г. мусульманское население превысит отметку в 58 млн; его доля в европейском населении составит 8%. Лидером прироста станет Великобритания: предполагается, что к 2030 г. мусульманское население почти удвоится - с 2,8 до 5,5 млн человек. Однако доля европейских мусульман в общей их мировой численности (1,6 млрд в 2013 г.) и к 2030 г. останется прежней [5].
Кроме увеличения числа атеистов и излишней либеральности коренных европейцев причинами кризиса стали такие явления, как фактически отрицательная демография, вялое противодействие строительству мусульманских святынь на своей территории, гораздо более высокий уровень жизни, а также положение бывших мет-
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
рополий для таких стран, как, например, Великобритания и Франция. Естественно, что более обеспеченная жизнь привлекает мусульман в эти страны; однако в подавляющем большинстве это никак не связано с понижением их религиозности. При этом не следует упускать из внимания и тот факт, что о появлении в мусульманской среде массового атеизма из-за заметного улучшения материального благосостояния речи вообще не ведется, так как у мусульман имеются строго соблюдаемые правила на уровне института семьи, для них характерен патриархальный уклад жизни, строгое соблюдение Корана.
Европейское же христианство, в отличие от ислама, давно идет по пути либерализма, который подтачивает его изнутри, а следствием этого может стать состояние полного морального коллапса. Современное либеральное христианство допускает и позволяет очень многое, например браки гомосексуалистов, даже признание священ-ников-гомосексуалистов и женского священства, допущение права на аборты.
Широко открыв себя для мирских ценностей, христианство из живой религии практически превратилось в простой обряд, не имеющий ничего общего с истинной религиозностью, при которой верующий должен часто молиться, посещать храмы, отмечать религиозные праздники, то есть вести себя как положено христианину. Все это пагубным образом сказывается на религиозности и демографии коренных этносов Европы. Так, в Германии храмы уже начали сдавать в аренду представителем других конфессий.
В течение нескольких последних десятилетий трудности социально-экономического и демографического характера вынуждали страны Евросоюза легализовать и даже пропагандировать иммиграцию из мусульманских стран. Некоторые европейские политики говорили об идеях толерантности, которые вступали в противоречие с взглядами С. Хантингтона, который в своей книге «Столкновение цивилизаций» говорил о том, что Европа и ислам - это два антипода, две изначально враждебные антагонистические сущности. В противовес этому высказывалось мнение, что интеграция мусульманской диаспоры в европейское общество будет способствовать сближению европейской и исламской цивилизаций.
Европейские государства достигли больших успехов в деле защиты демократических прав и свобод граждан. Это в полной мере относится к правам проживающих в них меньшинств: религиозных, этнических, сексуальных. Однако, сколь сильные позиции не имела бы либеральная политика, совместить ислам и гей-парады и другие завоевания цивилизованной Европы в плане гарантирования личной свободы и самых причудливых форм самовыражения её граждан пока не удается и вряд ли удастся в будущем. Так что со всей убежденностью можно говорить, что либеральная политика не привела к интеграции мусульман. Наоборот, все большее число мусульман предпочитают жить в рамках своей общины, исключительно по своим законам. Отказываясь от европейской идентичности, они делают выбор в пользу «чистого» ислама в его аравийской разновидности и ощущают себя частью всемирной мусульманской уммы. Именно этим поведение местных мусульман коренным образом отличается от поведения других меньшинств, которые, сохраняя свои культурные традиции и своеобразие, все же стремятся интегрироваться в то общество, где они проживают.
Главным фактором укоренения мусульманской общины становится их мусульманская сущность, «исламское лицо», ведь большинство иммигрантов-мусульман прибыли в Европу из стран, где ислам является либо государственной религией, либо религией большинства населения. Интеграцию мусульман в европейское общество затрудняют два обстоятельства. Первое - ориентация на Дар аль-ислам (про-
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
странство, регулируемое законами ислама); второе - особенности законодательства страны проживания, что нашло отражение в войне с «исламским платком» во Франции, маргинализации мусульманских иммигрантов в Германии, их «геттоизации» в Великобритании и США. В Западной Европе с ее светскими обычаями и продвинутым менталитетом признание ислама наталкивается на серьезные проблемы. Центральная - это отношение государства к различным вероисповеданиям, так как в большинстве своем мусульмане отвергают принцип разделения религии и политики. Тем не менее европейская культура оказывает воздействие на ценности ислама: его форма сохраняется, но постепенно меняется сознание мусульман.
Все европейские страны признают свободу вероисповедания, но с учетом разделения функций государства и религии. Такой подход не устраивает мусульман - они прилагают все усилия по введению норм ислама в существующее законодательство. В Бельгии, Италии, Германии и Испании юридически признаются все религии. В Великобритании, Дании, Греции существует государственная религия, а вероисповедания национальных меньшинств только начинают пользоваться теми же правами. Франция придерживается более строгой концепции светского государства и является единственной европейской страной, закрепившей этот статус в своей конституции.
В то время как эксперты-демографы прогнозируют увеличение численности населения, их коллеги-политологи всерьез обсуждают грядущие перемены во внутриполитической ситуации в странах Западной Европы. Предполагается, что разобщенность и апатичность коренного населения позволят голосующим мусульманам полностью взять под свой контроль политическую жизнь в этих странах. Некоторые из них достаточно смело заявляют о том, что вскоре мусульмане смогут заправлять как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти.
Однако современные исламские политические силы весьма различны и играют в развитии даже собственно исламских государств, не говоря уже о европейских, не одинаковую роль. В последнее десятилетие неуклонно возрастает влияние исламского модернизма - политического течения, стремящегося обновить трактовку ислама, чтобы обосновать проведение либеральных реформ. Одной из первых попыталась обосновать проведение исламом либеральных и национально-политических идей марокканская партия «Истикляль». Другие течения попытались интерпретировать ислам в социалистическом духе. Еще Г. Насер (Египет) и руководители революционного Алжира с 1960-х гг. выявляли общее в Коране и марксизме.
Лидер Ливии М. Каддафи пошел иным путем. Он разработал «третью мировую теорию», провозгласив её универсальной и единственно истинной. Теория отрицает традиционные орудия власти - парламенты, партии, референдумы - и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и поставлены на повестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими все взрослое население страны. Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наёмного труда и право работника на производимый им продукт. При разработке теории Каддафи опирался, в частности, на теоретические труды теоретиков анархизма Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, совмещённые с эгалитаристскими принципами ислама. В своей «Зеленой книге» Каддафи выдвинул концепцию джамахирии - общества, которое путем «прямой народной демократии» на основе принципов ислама сбалансирует
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
социальные и материальные стороны жизни, преодолевая все противоречия, присущие как капитализму, так и коммунизму, воплотив мечту человечества [6].
Политические течения, основывающиеся на ортодоксальном исламе, идеализируют общественно-политические отношения в исламском мире и выступают против перемен.
Более популярными, особенно с конца 1970-х гг., стали политические концепции исламского фундаментализма - переустройства общества и государства в соответствии с установками раннего ислама. В XX в. идеи фундаментализма, «чистого ислама», «идеального мусульманского общества», «возрожденчества» вновь обрели силу. Идейный лидер - шейх М. Х. Фадлалла. Вся идеология «мусульманского возрожденчества» сводится к следующим положениям: Коран в полном объеме и достоверная часть Сунны пригодны для практического применения в настоящее время; Коран и Сунна являются единственными источниками законов, стереотипов поведения и моральных ценностей; в мусульманских странах необходимо установить исламскую политическую и общественную систему, чтобы привести в соответствие общественную практику и исламскую общественную теорию. С. Кутб, например, выступал за создание идеального мусульманского общества и государства в соответствии с заимствованными у фундаменталистов рецептами.
М. аль-Газали в 1986 г., побывав в Иране во время «исламской революции», высказал мысль, что противоречия между суннитами и шиитами второстепенны перед лицом угрожающей исламу «империалистической и коммунистической опасности» [7].
Маудиди еще в 30-е гг. XX в. призывал умеренных мусульманских деятелей Британской Индии к соблюдению «правил Аллаха». По мнению Маудиди, хранителем чистоты догматов ислама в мусульманской общине должен быть халиф, осуществляющий свои функции при помощи совета улемов-богословов. Мусульманское общество, которое должно быть построено, будет соблюдать букву и дух шариата, являющегося единственной гарантией защиты прав мусульман. В мусульманском обществе будут царить социальная справедливость, опирающаяся на мусульманский налог в пользу бедных (закят), коранические принципы раздела наследства и запрещение ростовщичества. Собственностью владеет Аллах, а пользуется тот, кто может распоряжаться ею наилучшим образом.
По мнению идеологов «возрожденчества», в обществе наступил моральный упадок, который ведет к опустошению души. Общество, допускающее социальные пороки, не является мусульманским, хотя формально и считается таковым. Оно языческое, джахилийское. С. Кутб призывал к «возобновлению исламской жизни, управляемой исламским духом и исламскими законами». По мнению исламских фундаменталистов, ислам уже создал идеальное общество во времена его основателя Мухаммада и во время правления четырех праведных халифов. К восстановлению этого общества исламские фундаменталисты и призывают своих сторонников.
Влияние исламских фундаменталистов усиливается во многих государствах с мусульманским населением. Так, 16 июня 2012 г. на президентских выборах в Египте наибольшее количество голосов получил лидер умеренного исламского движения «Братья-мусульмане» Мохаммед Мурси. По данным избиркома, Мурси получил 51,7% голосов, его соперник, Ахмед Шафик, занимавший пост премьер-министра во времена правления Хосни Мубарака, - 48,3% голосов [8].
Современный исламский фундаментализм - это сеть мощных организаций, раскинутых по всему миру, организаций хорошо финансируемых, за которыми стоят государства и армии. Террор был и остается их главным родом деятельности. Из
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
80 известных террористических организаций 72 принадлежат к воинствующему исламизму: «Аль-Каида», «Братья-мусульмане», «Хамас», «Кавказский эмират», «Бригады мучеников Аль-Аксы», «Аль-Джихад» и другие.
Только в 2010 г. исламскими радикалами совершен 651 террористический акт, погибли 1907 человек. В России с 1996 г. от рук исламских террористов погибли около 2 тыс. человек. В США жертвами исламских террористов 11 сентября 2001 г. стали 2974 человека. В Турции в 2003 г. при взрыве возле синагоги погибли 25 человек. В Испании в 2004 г. при взрыве 4 поездов погиб 191 человек. Жертвами взрыва в лондонском метро в 2005 г. стали 56 человек [9].
Страны Евросоюза не находятся под угрозой поглощения исламом, как об этом любят говорить. Они находятся в состоянии постоянного кровопролития и массовых беспорядков, которыми сопровождается процесс безуспешного образования мультикультурного общества.
В качестве яркого примера хотелось бы привести ситуацию, сложившуюся в ФРГ. Современное политическое пространство Германии противоречиво и эклектично, в нем сплетаются и активно заявляют о себе неоднозначные тенденции трансформации политической жизни всей Европы в целом.
Пожалуй, самой острой проблемой современного немецкого общества является отношение к иммиграции. Как и в других государствах ЕС, в ФРГ явственно нарастают антиисламские настроения. Споры по этим вопросам идут внутри партий и между ними, перерастая в политическую проблему. Большое внимание в связи с этим привлекли выступления Кристиана Вульфа, на тот момент федерального президента, председателя ХДС бундесканцлерин Ангелы Меркель и лидера ХСС - баварского премьер-министра Хорста Зеехофера.
Выступая в Потсдаме на конференции молодежной организации своей партии «Юнге унион», Ангела Меркель заявила: «В начале 1960-х наша страна пригласила иностранных рабочих в Германию, и сейчас они здесь живут. Некоторое время мы сами себя обманывали и говорили себе: "Они у нас не останутся, когда-нибудь они уедут”, но так не произошло. И конечно же, наш подход состоял в мультикультура-лизме, в том, что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился» [10].
Столь смелое признание делается лидером Германии впервые. Само по себе оно подтверждает серьезность интеграционной проблемы, на существование которой уже нельзя закрывать глаза. Хотя подавляющее большинство иностранцев (78 млн) соблюдают немецкие законы и обычаи (а многие уже родились, выросли, получили образование и практически не отличаются менталитетом от немцев), но в различных городах есть и довольно крупные общины, внутри которых проповедуется радикальный исламизм. Так, в Монхенгладбахе население протестует против попыток открытия в городе исламской школы. Она создается религиозным течением, приверженным шариату и насилию против «неверных». Ячейки, склонные к терроризму, обнаруживались не только в Гамбурге, где учились будущие пилоты самолетов, протаранивших небоскребы в Нью-Йорке. Все это беспокоит немцев, а власть обнаруживает склонность электората к поддержке ксенофобских настроений.
Совсем недавно Меркель говорила, что надо привыкать к силуэтам мечетей в немецких ландшафтах. В том же Потсдаме она вновь поддержала вызвавшее недоумение высказывание президента Вульфа, что ислам теперь тоже относится к Германии. Но вместе с тем канцлерин явственно повернула руль в сторону линии на ужесточение иммиграционной политики. В частности, она выразила убеждение, что
6 ~
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
мигрантам следует не только помогать, но и требовать от них, в том числе знания немецкого языка. Канцлерин практически поддержала баварского премьера и лидера ХСС Хорста Зеехофера, который слывет наиболее ярым сторонником ужесточения условий иммиграции в Германию вообще, но в первую очередь из мусульманских и нехристианских стран. Зеехофер тоже выступал перед молодежным форумом в Потсдаме, а впоследствии мюнхенский журнал “Focus” обнародовал по этому вопросу его «план из семи пунктов».
В этом документе объявляется, что «Германия не страна для переселения». Интеграция же означает не просто жизнь рядом друг с другом, а только на общем фундаменте ценностей, Основного закона и немецкой культуры, которая имеет христианско-иудейские корни и для которой свойственны христианство, гуманизм и просветительство. План отвергает смягчение ограничительных положений для иммигрантов, требуя от них и знания основ немецкого языка, и «способности к интеграции».
Зеехофер считает, что нехватка рабочей силы не может быть оправданием для бесконтрольной иммиграции. По его мнению, вопрос о привлечении квалифицированных кадров «урегулирован достаточно». Но здесь план расходится с представлениями экономических кругов. Так, президент Германской торгово-промышленной палаты Ханс Хайнрих Дрифтман предупреждает, что «экономике не хватает 400 тыс. инженеров, мастеров и хорошо подготовленных рабочих, из-за чего ВВП Германии теряет в год до 25 миллиардов евро» [11].
Взгляды баварского премьера, вероятно, найдут отражение в подготавливаемом правительством новом иммиграционном законе. Вместе с тем они встречают заметную критику в рядах партии Меркель, не говоря уже об оппозиции. Центральный совет евреев Германии заявил, что Зеехофер «стрижет под одну гребенку» представителей различных культур. Президент Турции Абдулла Гюль призывает своих соотечественников в ФРГ через газету “Suddeutsche Zeitung” учить немецкий язык, чтобы говорить на нем «бегло и без акцента». Вероятно, линия Меркель и Зеехофера играет профилактическую роль, в частности, чтобы сохранить контроль над ситуацией в стране и не дать силам «правее» ХДС/ХСС использовать антиисламские настроения.
Объявить войну исламу, который исповедует около полутора миллиардов человек, - значит стать союзниками мусульманских экстремистов, для которых конфронтация является основой их существования.
Особенность сегодняшнего ислама - в идейном руководстве им исламскими фундаменталистами, проповедующими неоваххабизм, террор, религиозную нетерпимость и насильственное навязывание религии мусульман всему миру.
Бороться надо с мусульманскими радикалами, социальная опора которых в Европе и мире - многие мусульмане из неблагополучных стран Африки и Азии. Живущие на пособия либо занятые в основном на работах низкой квалификации, лишенные исторических корней, они представляют взрывную массу под фундаментом стабильности европейской цивилизации. Лишение исламского фундаментализма этой социальной базы в странах Евросоюза - первоочередная задача.
Для этого массовый прием иммигрантов в страны Евросоюза должен стать избирательным и строиться только на экономических и политических интересах каждого государства. Нынешняя политика привела к тому, что вместо созидания в собственных странах жители Азии и Африки многомиллионным потоком хлынули в Европу. Между тем в мире существует 52 государства, где большинство населения исповедует ислам. Именно туда могут обратиться за предоставлением убежища те, для кого вопросы веры принципиальны.
(V Т rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Перед странами ЕС стоит сложная задача по защите своей национальной идентичности и обеспечению стабильного экономического развития; при этом им нужны иммигранты как дешевая рабочая сила. Для этого необходимо разработать единую иммиграционную политику, которая бы регулировала достаточный приток иностранных граждан и препятствовала нелегальной иммиграции. Хотя европейцы опасаются исламизации Европы, Евросоюз намеревается принять в ближайшие два десятилетия еще 20 млн рабочих с перспективой их значительного численного роста по причине высокой рождаемости.
Необходима поддержка политических лидеров мусульманских стран и государств, борющихся с исламским фундаментализмом, в какие бы революционносуверенные тоги тот ни рядился. С опасным вирусом радикализма надо бороться в странах его зарождения или местах его распространения.
Особая роль в этом процессе должна быть отведена церкви. Православию, католичеству и протестантству следует перейти от позиции нейтрального созерцания разрушения основ христианского мира к активному противостоянию «чуме» третьего тысячелетия - исламскому фундаментализму. Их роль в жизни европейских народов должна быть более значимой. Принципу абсолютного отделения церкви от государства необходимо уйти в прошлое. Пустота, их разделяющая, до сих пор заполнялась либо воинствующим атеизмом, либо не менее кровавым исламским фундаментализмом.
Европейская цивилизация, базирующаяся на ценностях христианства, имеет такое же право на суверенность и индивидуальность, как мусульманский мир.
Ссылки на источники
1. Хайрутидинов А. Исламское будущие для Западной Европы. - URL: http://islam-
today.ru/blogi/ajdar_xajrutdinov/islamskoe_budushhee_dlya_zapadnoj_evropy/ (дата обращения 25.07.2014).
2. Там же.
3. Трофимова О. Мусульмане и ислам в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 55.
4. Там же. - С.58.
5. Простаков С. Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50%. - URL: http://rusplt.ru/fact/islam-Evropa-8512.html/ (дата обращения 15.07.2014).
6. Ланда Р. Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. - 1993. - № 1. - С. 26.
7. Официальные результаты президентских выборов в Египте: победил исламист Мохаммед Мур-си. - URL: http://rus.newsru.ua/world/24jun2012/mursi. html/ (дата обращения 15.07.2014).
8. Там же.
9. Устраханов Р. Исламский фундаментализм против европейских ценностей: что делать? // Балтийское обозрение. - 2011. - 05 сент.
10. Григорьев Е. В государствах ЕС явственно нарастают антиисламские настроения // Независимая газета. - 2010. - 18 окт. - С. 3.
11. Там же. - С. 4.
Valentina Matviyenko,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the chair of Religious Studies, Yelets State University by I.A. Bunin, Elets [email protected]
Features of political and religious identity transformation: foreign experience Abstract. The paper deals with the changes in the political and religious identity in their interrelation. The author explores the tradition and analyzes the approaches to solve the problem of integration of new ethnic groups in ethnic and religious space of Western European political area.
Key words: policy, political processes, migration, ethnic group, religion, religious denominations, religious organizations, political area, identity.
~ 8
r>J
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14309 УДК 316.34
Матвиенко В. А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). -ART 14309. - 0,6 п. л. - URL: http://e-kon-
cept.ru/2014/14309.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
References
1. Hajrutidinov, A. Islamskoe budushhie dlja Zapadnoj Evropy. Available at: http://islam-
today.ru/blogi/ajdar_xajrutdinov/islamskoe_budushhee_dlya_zapadnoj_evropy/ (data obrashhenija 25.07.2014) (in Russian).
2. Ibid.
3. Trofimova, O. (2009) “Musul'mane i islam v Zapadnoj Evrope”, Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija, № 10, p. 55 (in Russian).
4. Ibid., p. 58.
5. Prostakov, S. Dolja musul'man v naselenii Evropy za 20 let vozrosla na 50%. Available at: http://rusplt.ru/fact/islam-Evropa-8512.html/ (data obrashhenija 15.07.2014) (in Russian).
6. Landa, R. G. (1993) “Islamskij fundamentalism”, Voprosy istorii, № 1, p. 26 (in Russian).
7. Oficial'nye rezul'taty prezidentskih vyborov v Egipte: pobedil islamist Mohammed Mursi. Available at: http://rus.newsru.ua/world/24jun2012/mursi. html/ (data obrashhenija 15.07.2014) (in Russian).
8. Ibid.
9. Ustrahanov, R. (2011) “Islamskij fundamentalizm protiv evropejskih cennostej: chto delat'?”, Baltijskoe obozrenie, 05 sent. (in Russian).
10. Grigor'ev, E. (2010) “V gosudarstvah ES javstvenno narastajut antiislamskie nastroenija”, Nezavisimaja gazeta, 18 okt, p. 3 (in Russian).
11. Ibid., p. 4.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(V Q rw