Научная статья на тему 'ИСЛАМ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВСИРИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1950 ГОДА'

ИСЛАМ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВСИРИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1950 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ИСЛАМ / «БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ» / КОНСТИТУЦИЯ / СУВЕРЕНИТЕТ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Байрамов А. А., Тофан М.

Статья посвящена исследованию статуса исламской религии в конституции Сирийской АрабскойРеспублики 1950 г. и роли партии «Братьев-мусульман», игравших значимую роль в правительстве впериод обсуждения конституции. В статье рассматриваются конституционные дискуссии междуразличными сирийскими партиями относительно конституционных статей, в которых упоминаетсяислам, а частности: вопрос о верховенстве исламской религии, проблема исламского вероисповеданияпрезидента, вопросы образования, суверенитета и свобод, сформулированных в соответствии сисламской религией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAM AS THE BASIS OF STATE IDENTITY IN THE SYRIAN CONSTITUTION OF 1950

The article is devoted to the study of the status of the Islamic religion in the constitution of the Syrian Arab Republic of 1950 and the role of the Muslim Brotherhood party, which played a significant role in the government during the discussion of the constitution. The article examines constitutional discussions betweenvarious Syrian parties regarding constitutional articles that mention Islam, in particular: the issue of the supremacy of the Islamic religion, the problem of the Islamic religion of the president, issues of education, sovereignty and freedoms formulated in accordance with the Islamic religion.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВСИРИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1950 ГОДА»

Байрамов А. А., ТофанМ.

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 1. - С. 458-461.

УДК 340 (569.1)

ИСЛАМ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИРИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ 1950 ГОДА

Байрамов А. А., Тофан М.

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Статья посвящена исследованию статуса исламской религии в конституции Сирийской Арабской Республики 1950 г. и роли партии «Братьев-мусульман», игравших значимую роль в правительстве в период обсуждения конституции. В статье рассматриваются конституционные дискуссии между различными сирийскими партиями относительно конституционных статей, в которых упоминается ислам, а частности: вопрос о верховенстве исламской религии, проблема исламского вероисповедания президента, вопросы образования, суверенитета и свобод, сформулированных в соответствии с исламской религией.

Ключевые слова: Сирийская Арабская Республика, ислам, «Братья-мусульмане», конституция, суверенитет, вероисповедание президента.

Возникновение независимого сирийского государства пришлось на начало XX века. Земли современной Сирийской Арабской Республики входили в состав Османской империи, поражение которой в Первой мировой войне привело к появлению в 1920 г. Сирийского арабского королевства. Однако молодое арабское государство с центром в Дамаске просуществовало всего несколько месяцев, попав под французскую оккупацию, легализованную в 1922 г. Лигой Наций, выдавшей Франции Мандат на сирийскую территорию.

Конституционное развитие Сирии берет свое начало еще во время французского мандата, когда под давлением сирийского восстания 1925-1927 гг., была принята первая конституция Сирии.

1930-1950 гг. - это период, называемый в историографии Первой Республикой Сирии. Первая конституция Сирии была принята в 1930 году. Она декларировала: «Сирия есть независимое и суверенное государство» (ст. 1) [1]. Однако статья 116, включенная в конституцию без санкции Учредительного собрания, сводила на нет сирийский суверенитет. Она гласила: «Ни одно постановление настоящей конституции не стоит и не может стоять в противоречии с теми обязательствами, которые Франция приняла на себя, поскольку то касается Сирии и в особенности по отношению к Лиге наций» [1].

В 1936 г. под давлением сирийского национально-освободительного движения было заключено франко-сирийское соглашение, в соответствии с которым декларировалась независимость Сирии и предусматривалась отмена мандатной системы в трехлетний период. Реализовать договор по вине Франции, объявившей в 1939 г. об отмене договора, не удалось. Сирия обрела формальную независимость только в 1941 г., однако фактическое освобождение ее территории от французских войск произошло в 1946 г., причем не без участия СССР, который на десятки лет стал важнейшим внешнеполитическим партнером молодой страны.

477

С 1946 г. начинается новый этап развития Сирии - период панарабизма, но с акцентом на социализм. 1949-1963 гг. - стали временем военных переворотов. При этом внутриполитические дискуссии велись вокруг парламентской системы и месте в ней президентской власти.

Сторонники ограничения власти президента республики особое значение придают Конституции 1950 г., принятой Учредительным собранием и действовавшей с перерывами и незначительными изменениями до 1958 года. 19501958 гг. - принято называть периодом Второй Сирийской Республики.

В ситуации политической нестабильности и правительственной чехарды Конституцию 1950 г. следует признать уникальным явлением. Ее основная специфика проявилась: в административной децентрализации; примате законодательной власти над президентской; установлении судебного надзора за исполнением конституции; провозглашении шариата основным источником законодательства. Российские исследователи И.Д. Левин, В.А. Мамаев называют эту конституцию конституцией «развернутого парламентаризма, устанавливающую верховенство парламента» [4, с. 136].

Религия в Сирии всегда была основным элементом конституционной и политической борьбы. Нельзя не согласиться с Ю.Б. Щегловиным, что «необходимо проводить различие между ссылками на религию, особенно ислам, религиозное отношение к государству, как к своеобразной идентичности, и ролью религии, как источника законодательства» [5].

Конституция 1950 г. была светской и включала два пункта, где упоминался ислам: «религией Президента республики является ислам» и «мусульманское право служит основным источником законодательства» [2]. Найденный компромисс был достигнут непросто, ему предшествовал период острой политической борьбы.

В 1949 г. президентом был избран Аль-Атасси Хашим, считавшим одним из своих главных приоритетов проведение выборов в Учредительное собрание для разработки новой конституции страны. 5 ноября был издан новый закон о выборах, в соответствии с которым даже сирийские женщины впервые участвовали в выборах [6, с. 55]. Собрание провело свое первое заседание 12 декабря 1949 г. и избрало Рушди Кихиа главой Народной партии, а Хашима аль-Атасси - президентом республики. 28 декабря был сформирован комитет по разработке конституции [6, с. 55].

По информации Назима аль-Кудси, комитет по разработке конституции рассмотрел пятнадцать европейских и азиатских конституций, чтобы достичь «наивысших возможных стандартов». 15 апреля 1950 г. комитет завершил свою работу, а собрание приступило к обсуждению проекта на летней сессии 22 июля. Проект состоял из 177 статей, в ходе обсуждения 11 статей было отклонено. Проект конституции в окончательном виде включал 166 статей. Среди ее разработчиков Рушди Кикхиа (председатель конституционного комитета), Мустафа Аль-Сибаи, Абдель-Вахаб Суккар, Мохамед Мубарак, Субхи Аль-Омари, Абдель-Вахаб Хомед, Назем Аль-Кудси, Джалмеал Аль-Сайед [6, с. 170].

Наибольшие разногласия вызвали положения о вероисповедании президента (исламе) и указании на исламское право как основной источник законодательства. Конституционный комитет обратился к народу с призывом высказать свое мнение по вопросу провозглашения ислама государственной религией. Партия «Братьев-

Байрамов А. А., Тофан М.

мусульман» вынуждена была участвовать в жестких дебатах через посредничество Мустафы Аль-Сибаи - единственного члена «Братьев-мусульман» в конституционном комитете, возглавлявшего сирийское отделение этого транснационального общественно-политического движения.

Аль-Себаи выступал за провозглашение ислама государственной религией. В процессе политической дискуссии с Ильясу Думару, критиковавшему фразу: «религия государства - ислам», он сказал: «Утверждение о том, что провозглашение в тексте конституции ислама как государственной религии разжигает религиозную рознь - это ложь. В политических правах мы не хотим отличать мусульман от других и не стремимся оскорбить лишить прав христианских граждан» [6, с. 60].

Инициативы «Братьев-мусульман» не были поддержаны другими парламентскими блоками такими, как: «Народная партия», «Национальная партия» и другие. Было принято решение изложить статью о государственной религии в следующей редакции: «1. Религией Президента республики является ислам. 2. Мусульманское право служит основным источником законодательства. 3. Свобода вероисповедания охраняется. Государство уважает все монотеистические религии и гарантирует свободу совершения ритуалов при условии не нарушения общественного порядка. 4. Персональный статус религиозных общин охраняется и уважается» [2].

Несмотря на то, что инициативы «Братьев-мусульман» не были поддержаны, Мустафа аль-Сибаи защищал конституцию 1950 г. и в ее светской редакции. Замена фразы - «ислам - религия государства», на которой он настаивал, на фразу - «ислам - религия президента» все равно было направлена на подчеркивание значимости ислама как основы сирийской национально-государственной идентичности. Президент республики должен быть представителем мусульманского большинства.

Упоминание шариата в конституции в качестве основного источника законодательства свидетельствовало об идеологической ориентации всей политико-правовой системы Сирии, но не превращало его в официальный источник права.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что Конституция Сирийской республики 1950 года явилась правовой базой для дальнейшего развития борьбы народа Сирии за государственную независимость. Конституция отдавала дань исламу, как основе национально-государственной идентичности.

Список литературы:

1.Wadih Bashur, Syria made a state and the birth of a nation.- Damascus,1964. - 301 p.

2.Конституция Сирийской Республики от 14 мая 1930 года // http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st657.shtml.

3.Конституция Сирийской Республики от 5 сентября 1950 года // https://worldconstitutions.ru/?p=698

4. Левин, И.Д. Государственный строй стран арабского востока [Текст] / И. Д. Левин, В. А. Мамаев. -Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. - 312 с.

5.Щегловин Ю.Б Турецкие аналитики о конституционном процессе в Сирии // http://www.iimes.ru/?p=64609.

6.Gordon H. Torrey, Syrian Politics and the Military, 1945-1958. - Ohio, 2008.- 438 p.

Bajramov A. A., Tofan M. Islam as the basis of state identity in the syrian constitution of 1950 // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2021. - Т. 6 (72). № 4. - Р. 458-461.

479

The article is devoted to the study of the status of the Islamic religion in the constitution of the Syrian Arab Republic of 1950 and the role of the Muslim Brotherhood party, which played a significant role in the government during the discussion of the constitution. The article examines constitutional discussions between various Syrian parties regarding constitutional articles that mention Islam, in particular: the issue of the supremacy of the Islamic religion, the problem of the Islamic religion of the president, issues of education, sovereignty and freedoms formulated in accordance with the Islamic religion.

Key words: Syrian Arab Republic, Islam, Muslim Brotherhood, constitution, sovereignty, religion of the president.

List of literature

1. Wadih Bashur, Syria made a state and the birth of a nation. - Damascus,1964. - 301 p.

2. The Constitution of the Syrian Republic of May 14, 1930 // http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st657.shtml.

3. Constitution of the Syrian Republic of September 5, 1950 // https://worldconstitutions.ru/?p=698

4. Levin, I. D. The state system of the countries of the Arab East [Text] / I. D. Levin, V. A. Mamaev. - Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1957. - 312 p.

5. Shcheglovin Yu. B. Turkish analysts on the constitutional process in Syria. http://www.iimes.ru/?p=64609.

6. Gordon H. Torrey, Syrian politics and Military Operations, 1945-1958. - Ohio, 2008. - 438 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.