Научная статья на тему 'Положение религиозных и этнических меньшинств в Сирийской арабской Республике'

Положение религиозных и этнических меньшинств в Сирийской арабской Республике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2102
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозные и этнические меньшинства / христиане / друзы / алавиты / курды / ассирийцы / сирийская конституция / гражданская война / religious and ethnic minorities / Christians / Druze / Alawites / Kurds / Assyrians / Syrian Constitution / civil war

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Закирова Аделина Александровна

В статье представлены характеристики этнических и религиозных групп, населяющих территорию Сирийской Арабской Республики, анализируется правовой статус религиозных и этнических меньшинств в Сирии в соответствии с Конституцией САР 2011 года, описывается положение религиозных и этнических меньшинств Сирии в период гражданского война в таком состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITION OF RELIGIOUS AND ETHNIC MINORITIES IN THE SYRIAN ARAB REPUBLIC

The article presents the characteristics of ethnic and religious groups inhabiting the territory of the Syrian Arab Republic, analyzes the legal status of religious and ethnic minorities in Syria in accordance with the 2011 ATS Constitution, describes the situation of religious and ethnic minorities of Syria during a civil war in such a state.

Текст научной работы на тему «Положение религиозных и этнических меньшинств в Сирийской арабской Республике»

УДК 378

ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Закирова А.А.

adelinax1812@gmail. com Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. В статье представлены характеристики этнических и религиозных групп, населяющих территорию Сирийской Арабской Республики, анализируется правовой статус религиозных и этнических меньшинств в Сирии в соответствии с Конституцией САР 2011 года, описывается положение религиозных и этнических меньшинств Сирии в период гражданского война в таком состоянии.

Ключевые слова: религиозные и этнические меньшинства, христиане, друзы, алавиты, курды, ассирийцы, сирийская конституция, гражданская война.

Благодарности. Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.

Введение

Сирия - государство Ближнего Востока, граничащее с Турцией на севере, Ираком - на востоке, Ливаном - на западе, Израилем и Иорданией - на юге. По оценкам Всемирного Банка, в 2010 году до начала военных действий население Сирии составляло 21,018,834 человека. Данные 2016 года свидетельствуют, что за пять лет население этой страны снизилось более чем на 2,5 млн человек и составило 18,430,453 человека [1].

Данных, раскрывающих этнический и религиозный состав населения Сирии, очень мало. Согласно справочным материалам Центрального Разведывательного Управления США, 87% населения Сирии исповедуют ислам (74% - сунниты, шииты - 13%), 10% - приверженцы христианства (православие, несторианство, восточнокатолические церкви), 3% - друзы [2].

Согласно М. Изади, профессору Колумбийского университета религиозный и этнический состав населения Сирии на 2010 год был иным. Сунниты составляли около 68,8% населения, шииты - 16,5%, численность христиан достигала 11,3%, 3% населения Сирии составляли друзы, исповедующие свою собственную религию. По этническому признаку М. Изади проводит следующее разделение населения Сирии: арабы около 76%, левантийцы (ара-боязычные христиане) - 9,3%, курды - 9%, друзы - 3,2%, ассирийцы - 1,1%, армяне - 0,8%, сирийские туркмены - 0,7%, арамейцы - 0,04% [3].

Так как большинство населения Сирии исповедует ислам, к религиозным меньшинствам относятся христиане и друзы. Этнические меньшинства Сирии - курды, армяне, туркмены, ассирийцы, арамейцы и левантийцы.

Методы

В процессе написания работы были использованы следующие методы: сравнительно-исторический метод, историко-генетический метод, конкретно-исторический анализ, историко-системный метод.

Результаты и обсуждение

Для понимания особенностей этно-конфессионального устройства Сирии необходимо дать краткую характеристику этническим и религиозным группам, населяющим территорию страны.

Алавиты, которых также называют нусайриты, - религиозная община, члены которой проживают преимущественно на северо-западе Сирии, в му-хафазах Идлиб, Латакия, Тартус и Хама. Обычаи, обряды, праздники алави-

11

тов испытывают на себе влияние Корана, Торы, Евангелия, язычества [4]. Корни алавизма связаны с учением Мухаммада ибн Нусайра, исламского проповедника 9 века. Некоторые исследователи считают, что алавиты являются течением шиизма [5]. Алавиты обожествляют Али, зятя пророка Мухаммеда. Однако особенности вероучения и духовных практик алавитов мало известны. Последователям этой религии запрещено раскрывать основы вероучения. В то же время известно, что алавиты верят в переселение душ, совершают намаз 2 раза в день вместо пяти, по-своему относятся к соблюдению поста и т.д. Такие особенности вероучения вызывают крайнее недовольство некоторых приверженцев ислама, считающих алавитов еретиками. Этим можно объяснить негативное отношение суннитских государств к Сирии и агрессию суннитских радикальных группировок против алавитского населения Сирии.

Курды. Курды представляют собой этническую общность, проживающую на обширных территориях Ближнего Востока. В основном этот народ проживает на востоке Турции, севере Сирии, севере Ирака и на западных территориях Ирана. Подавляющее большинство курдов исповедует ислам суннитского толка. Некоторая часть курского населения исповедует христианство, курды-христиане подразделяются на католиков, халдеев, сиро-яковитов [6]. В Сирии курды составляют около 9% от всего населения страны. Они проживают преимущественно на севере Сирии в провинциях Идлиб, Алеппо, Ар-Ракка и Аль-Хасака. В общении сирийские курды используют язык курманджи.

В ходе гражданской войны в Сирии на территориях, контролируемых курдами (Рожава), был создан Высший курдский совет, который исполняет роль правительства на этих территориях [7].

Друзы. Друзы - этнорелигиозная группа, проживающая в Западной Азии. Религию друзов можно охарактеризовать как монотеистическую авра-амическую религию, основанную на учениях исламских богословов, т.к. Хамза ибн Али, Аль-Хаким Биамриллах [8].Друзы верят в непосредственные явления бога людям, реинкарнацию и переселение душ. Несмотря на то, что религия друзов произошла от исмаилизма, они не считают себя мусульманами. Традиции друзов отличаются от традиций ислама и христианства. Друзы представляют собой закрытое сообщество, не принимающее новых членов [9]. Друзом может считаться человек, родители которого были друзами, и который исповедует традиционную религию друзов. Друзы проживают на уго-западе Сирии, в приграничных с Ливаном и Израилем мухафазах Эль-Кунейтра, Дарьа и Ас-Сувейда.

Ассирийцы. Ассирийцы - народ, происходящий от древнего населения Западной Азии. Современные ассирийцы для общения между собой используют ассирийский новоарамейский язык. Большинство ассирийцев - христиане. Согласно М. Изади, ассирийцы в 2010 году составляли 1,1% населения Сирии и проживали в северо-восточных районах страны, в мухафазе Эль-Хасака в районе городов Хасака и Эль-Камишли.

Армяне. Сирийскими армянами можно считать граждан Сирии, имеющих армянское происхождение. Согласно данным М. Изади, в 2010 г. армянское население Сирии составляло 0,8% от общего числа населения. Согласно Министерству Диаспоры Армении, численность армянского населения Сирии

равна приблизительно 100.000 человек, причем около 60% армян Сирии сосредоточены в Алеппо.

Правовой статус религиозных и этнических меньшинств Сирии

Весной 2011 года на фоне распространявшейся по Ближнему Востоку и Северной Африке «арабской весны» начались антиправительственные выступления в Сирии. Первоначально манифестанты выступали за проведение кардинальных реформ сирийского общества, вскоре эти лозунги сменили требования об отставке правительства, уходе президента Сирии Б. Асада со своего поста [10]. С целью достижения национального примирения была разработана и вступила в силу новая конституция Сирийской Арабской Республики.

Согласно Конституции 2012 года, население Сирии - часть арабской нации (ч. 2 ст. 1). Вероятно, это обусловлено этническим составом населения Сирии. В Конституции устанавливается, что официальной религией президента Сирии должен быть ислам. При этом нет указания на то, какое из течений ислама должен исповедовать президент, то есть президент может быть суннитом, шиитом или представителем иных течений ислама. В ч. 2 ст. 3 закреплено, что мусульманская доктрина о правилах поведения (фикх) является основным источником законодательства [11]. Таким образом, Конституция 2012 года устанавливает главенство ислама в политической системе Сирии.

В то же время Конституция Сирии в ч. 3 ст. 3 постановляет, что государство уважает все религии и должно обеспечивать свободу выполнения всех ритуалов, не нарушающих общественный порядок. Личный статус религиозных сообществ должен защищаться и уважаться.

Государственным языком Сирии является арабский язык. Несмотря на наличие в Сирии компактно проживающих этнических меньшинств, Конституция не предоставляет им право использования национальных языков в официальной сфере.

Согласно ст. 9 Конституция должна гарантировать защиту культурного разнообразия сирийского общества со всеми его компонентами и разнообразием его источников. Ст. 19 Конституции 2012 года устанавливает, что общество в Сирийской Арабской республике должно основываться на солидарности, симбиозе и уважении принципов социальной справедливости, свободы, равенства и сохранения человеческого достоинства каждого лица.

Согласно конституции Сирии, страна является унитарным государством. Административно-территориальные единицы, мухафазы, определяются по территориальному признаку и не имеют статуса государственного образования. Конституцией не предусмотрен институт автономий [12].

Религиозные и этнические меньшинства Сирии в ходе гражданской войны

Ближневосточное христианство сегодня переживает трудные времена. Численность христиан непрерывно сокращается, об этом свидетельствует статистика: 14% от общей численности региона в начале XX века против 4% в начале XXI века. У этого процесса есть как естественные, так и искусственные причины.

До войны в Сирии проживала вторая по численности христианская община Ближнего Востока. Это не только арабы, но и армяне, ассирийцы и др. В основном в крупнейших городах, включая Дамаск, Латакию, Алеппо и Хомс [13].

Согласно отчету The Washington Institute for Near East Policy, с 2011 года наблюдается массовый исход христиан и арабов-суннитов из Сирии. В отчете говорится, что в отличие от друзов и алавитов, сирийские христиане не проживают компактно, а расселены по разным уголкам страны. Этот фактор

13

способствовал тому, что значительная часть сирийских христиан оказалась под угрозой исходящей от экстремистских и террористических групп, и как следствие, многие были вынуждены бежать [14]. К 2015 году сократилось на 2% по сравнению с 2011 годом, составив лишь 3% от общего количества населения страны. В процентном соотношении среди этнических и религиозных меньшинств Сирии больше всего беженцев курдов - 10%, христиан -8%, и 1% туркоманов.

Положение армян Сирии в ходе гражданской войны. До войны в Сирии проживало около 90.000 этнических армян. Однако, за более чем шесть лет многие из них бежали в Ливан, Канаду, Турцию, страны Персидского залива. Примерно 30.000 человек эмигрировали в Армению. Сегодня, считается, что в Сирии осталось не более 30.000 сирийских армян [15].

Положение ассирийцев Сирии в ходе гражданской войны. С началом войны в Сирии ассирийское население сократилось вдвое. Оказавшись между курдскими вооруженными и правоохранительными формированиями, с одной стороны, и террористами «Исламского государства» [16], с другой, тысячи ассирийцев на северо-востоке страны были вынуждены бежать.

В результате тройного теракта в ассирийских районах городов Уста и Камышлы, совершенного, по словам пресс-секретаря Курдской полиции, боевиками «Исламского государства» и приведшего к гибели христианского населения, Сооторо (Силы обороны Гозарто) [17] усилили контроль над пропускными пунктами.

После того, как правительственные силы оставили территории возле реки Хабур в 2012 году, чтобы сосредоточиться на более стратегически значимых районах, ассирийцы выступили с инициативой создания независимых сил безопасности в Хабуре, однако это было негативно воспринято руководством Отрядов народной самообороны. Давид Джиндо, являясь лидером Совета стражей Хабура, не подчинявшегося Отрядами народным самообороны, был убит курдскими формированиями в апреле 2015 года [18].

Положение друзов Сирии в ходе гражданской войны. Говоря о положении сирийских друзов, несмотря на то, что данные из отчета The Washington Institute for Near East Policy показывают относительный рост их численности до 4% в 2015 году против 3% в 2011 году, они тоже находились под угрозой, т.к. ряд террористических группировок провозгласил их еретиками. В частности, в июне 2015 года сообщалось, что боевики «Ан-Нусры»[19] убили 20 жителей друзской деревни [20].

Положение курдов Сирии в ходе гражданской войны. В ходе гражданской войны курдское население страны сократилось с 3 до 2,5 млн человек, главным образом за счет вынужденных переселенцев и беженцев; несколько тысяч курдов погибли во время вооруженных столкновений с боевиками «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» и других исламистских группировок. Есть убитые и раненые в результате ракетно-бомбовых ударов, артиллерийско-минометных обстрелов со стороны Турции. Миграционные потоки сирийских курдов преимущественно направлялись в Турцию, Ливан, Иорданию, Иракский Курдистан, где они размещались в лагерях беженцев или в семьях по линии родственных связей, нескольким тысячам курдов удалось эмигрировать в страны ЕС.

Несмотря на то, что в начале «арабской весны» курды принимали активное участие в митингах и демонстрациях протеста против

правительства Асада и даже подверглись репрессиям, позже, в ходе гражданской войны они заняли позицию строгого нейтралитета. Они не хотели солидаризироваться ни с правительством, ни с вооруженной оппозицией. Радикальные исламистские группировки, естественно, тоже не могли рассчитывать на поддержку или хотя бы сочувствие курдов. В то же время они не отказывались от участия в различных форумах оппозиции и переговорах по вопросам будущего государственного устройства Сирии.

Лидеры сирийских курдов неоднократно подчеркивали, что не являются сепаратистами и хотели бы сохранить целостность своей страны. Они поддержали бы формирование любого правительства в Дамаске при гарантиях закрепления в новой конституции прав и свобод курдского этноса: статуса автономии или субъекта федерации курдских районов; пропорционального представительства курдов в центральных органах власти; утверждение курдского языка как второго государственного или языка регионального общения и т.п. В идеале сирийских курдов устроил бы статус близкий статусу иракских курдов. На все предложения правительства и оппозиции выступить на стороне одного из участников арабского конфликта курды отвечали отказом.

Нейтралитет обеспечил им возможность уже летом 2012 г. приступить к созданию институтов гражданского общества и органов местного самоуправления. Из числа представителей городов и районов Сирийского Курдистана, провозгласивших самоуправление, был сформирован Народный совет Западного Курдистана, который взял на себя полномочия по разработке и принятию законов региона. Одними из первых актов новых властей стали законы, ликвидировавшие дискриминацию по признакам национальной, языковой, половой, религиозной и социальной принадлежности, а также регулировавшие семейные отношения, в частности были запрещены насильственные браки, браки в несовершеннолетнем возрасте, многоженство, браки с выплатой калыма за невесту. Кроме того, курдское руководство ввело нормы наследственного права, по которому были уравнены представители мужского и женского пола и пр. Изменения коснулись и сферы безопасности: отряды народной самообороны передали функции по обеспечению общественной безопасности и охране правопорядка новому органу -«Асаиш» (занимает среднее положение между полицией и спецслужбой). Повсеместно стали создаваться сельские, районные, городские советы, призванные упорядочить общественную жизнь на местах, утверждена программа начального общего образования на курдском языке, приступили к подготовке преподавательских кадров, инициировали развитие курдской культуры и искусства.

Уже к концу 2012 г. в сложных условиях военно-политической обстановки курды смогли создать довольно эффективные органы местного самоуправления (советы и комитеты) и отряды народной самообороны. В их состав, кроме курдов, вошли представители других этнических и религиозных групп из числа местного населения (арабы, армяне, туркмены, ассирийцы, черкесы, курды-езиды). В рядах курдского ополчения сражаются также и добровольцы из турецкого, иракского и иранского Курдистана, курдские женщины и юноши, не достигшие 18 лет [21].

Для защиты населения региона от террора были созданы Отряды народной самообороны (ОНС). ОНС также ведут активную борьбу с боевиками ССА и исламистами, выступая в роли «третьей силы» в конфликте. Для

15

управления регионом курды создают Курдский верховный. К 24 июлю сирийские курды захватывают города Дерика-Хемко (Эль-Маликия), СЕР Kaniyê (Рас-эль-Айн), Дирбеси (Эд-Дарбасия) и Гирке-Леге (Эль-Мабада).

Заключение

Таким образом, так как большинство населения Сирии исповедует ислам, к религиозным меньшинствам относятся христиане и друзы. Этнические меньшинства Сирии - курды, армяне, туркмены, ассирийцы, арамейцы и ле-вантийцы. Сирийская конституция устанавливает один официальный язык, не предусматривает возможность создания национально-культурных автономий. Согласно конституции, президент Сирии должен исповедовать ислам, мусульманская доктрина является основным источником права. Вместе с тем Конституция Сирии заявляет об уважении всех религий и берет на себя обязанность в обеспечении свободы выполнения всех религиозных ритуалов, не нарушающих общественный порядок. Можно сделать вывод, что это положение конституции закрепляет свободу вероисповедания в Сирии. Также конституция закрепляет положение о равенстве, свободе и социальной справедливости. В ходе гражданской войны в Сирии положение религиозных и этнических меньшинств серьезным образом ухудшилось, наблюдается массовая миграция представителей этих групп населения. Это негативно сказывается на этно-религиозном многообразии страны.

Литература

1. Syrian Arab Republic Population, total. The World Bank, [Электронный ресурс], Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?end=2016&locations=SY&name_desc=false&start =1960&view=chart Дата обращения: 10.11.2017

2. Syria: people and society, CIA, The World Factbook, [Электронный ресурс], Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/sy.html Дата обращения: 10.11.2017

3. Columbia University, Gulf 2000 Project, Michael Izady: Syria, ethnic composition in 2010 [Электронный ресурс], Режим доступа: http://gulf2000.columbia.edu/images/maps/Syria_Ethnic_ summary_lg.png Дата обращения: 11.11.2017

4. В. Щенников. Алавиты. Азия и Африка сегодня. Ноябрь 1993. С. 25-28.

5. Абду Ар-рахим Али. Ат-таифа аль-алауи. Наша'туха уа тарихуха уа усулюха аль-фикри pjjSall U-b—Ь W^Ajtij U^ ÂilUl] [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.islamist-movements.com/2600 Дата обращения: 11.11.2017

6. Ариан Бонзон. Кто такие курды и чего они хотят? [Электронный ресурс], Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20121203/202826044.html Дата обращения: 12.11.2017

7. Columbia University, Gulf 2000 Project, Michael Izady: Syria, ethnic composition in 2010 [Электронный ресурс], Режим доступа: http://gulf2000.columbia.edu/images/maps/Syria _Ethnic_summary_lg.png Дата обращения: 12.11.2017

8. Léo-Paul Dana. Entrepreneurship and Religion. Edward Elgar Publishing. [Электронный ресурс], Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=K-V3nFZ5RkkC&printsec= frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Дата обращения: 12.11.2017

9. Samy S.Swayd. The Druzes. One thousand years of tradition and reforms. [Электронный ресурс], Режим доступа: https://web.archive.org/web/20081209073153/http://www.druzestudies. org:80/isop.pdf Дата обращения: 12.11.2017

10. Гражданская война в Сирии (2011-2016). Электронный ресурс. Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20160315/1388247407.html Дата обращения: 13.11.2017

11. Дустур аль-джумхурия аль-арабия ас-сурия 2012, (2102 ÂUjJl ÂjjjJl Âm^^Jl jji^j). Электронный ресурс. Режим доступа: http://ncro.sy/wp-content/uploads/2016/04/2012.pdf Дата обращения: 13.11.2017

12. Там же.

13. «Как спасти сирийских христиан?» Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/02-09-2011/1090233-christs-0/ Дата обращения: 13.11.2017

14. Кейфа юхаддиду Ат-татхир Аль-аарки уахдата суриа? ( »^j i^jJl <4aljc-jiiJ) Электронный ресурс. Режим доступа: http://arabi21.com/story/-vSj»Jl-j^iijJl-jj^.!-^jS ^jjljcjijj-ljj^^-sj^j Дата обращения: 13.11.2017

15. «Syria's Armenians are fleeing to their ancestral homeland» Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.economist.com/news/europe/21724036-war-may-bring-end-christian-minoritys-centuiy-long-stoiy Дата обращения: 13.11.2017

16. Организация, запрещенная в России.

17. Сооторо (Силы обороны Гозарто) - отряды регионального ополчения, базирующиеся в Эль-Камышлы (мухафаза Хасеке) и состоящие преимущественно из местных ассирийских христиан, жителей арамейских сообществ Сирии и представителей армянской общины, которые были сформированы после начала гражданской войны в Сирии в 2011 году. Сооторо связаны с Гражданским комитетом мира, созданным сирийскими христианскими общинами (относящимся к восточной Сиро-яковитской православной церкви). Представители отрядов сооторо являются союзниками правительства Сирии и президента Башара Асада.

18. Under Fire From All Sides: Syria's Assyrians Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.newsdeeply.com/syria/community/2016/06/03/under-fire-from-aU-sides-syrias-assyrians Дата обращения: 13.11.2017

19. Организация, запрещенная в России.

20. «Calls for aid to Syria's Druze after al Qaeda kills 20» Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-iraq-parade/iraq-holds-victory-parade-after-defeating-islamic-state-idUSKBN1E407Z Дата обращения: 13.11.2017

21. Иванов С., Сирийские курды в борьбе за свои права и свободы // Мировая экономика и международные отношения, 2016, том 60, № 9, с. 48-58. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/09_2016/48-58_Ivanov_09_2016.pdf Дата обращения: 13.11.2017

POSITION OF RELIGIOUS AND ETHNIC MINORITIES IN THE SYRIAN ARAB REPUBLIC

A Zakirova

adelinaxl 812@gmail. com

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The article presents the characteristics of ethnic and religious groups inhabiting the territory of the Syrian Arab Republic, analyzes the legal status of religious and ethnic minorities in Syria in accordance with the 2011 ATS Constitution, describes the situation of religious and ethnic minorities of Syria during a civil war in such a state.

Keywords: religious and ethnic minorities, Christians, Druze, Alawites, Kurds, Assyrians, Syrian Constitution, civil war.

Acknowledgment. The work was performed in accordance with the Program of the Government of the Russian Federation on the competitive growth of the Kazan Federal University.

Сведения об авторе

Закирова Аделина Александровна, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт международных отношений, г. Казань, Россия. adelinax 1812 @gmail .com

Author of the publication

Adeline Zakirova, Student, Kazan Federal University, Institute of International Relations, Kazan, Russia.

adelinax 1812 @gmail. com

Дата поступления 06.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.