Научная статья на тему 'Ислам и социальная реальность. Обзор третьей международной Конференции "фикх, право и социальная реальность", проведенной исламским исследовательским центром при исламской консультативной ассамблее (Маджлисе) исламской Республики Иран'

Ислам и социальная реальность. Обзор третьей международной Конференции "фикх, право и социальная реальность", проведенной исламским исследовательским центром при исламской консультативной ассамблее (Маджлисе) исламской Республики Иран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ФИКХ / ИСЛАМ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИСЛАМСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / ISLAMIC LAW / MUSLIM LAW / FIQH / ISLAM / SOCIAL FACTS / ISLAMIC JURISPRUDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемов Владислав Юрьевич

Статья представляет собой обзор состоявшейся в феврале марте 2018 г. Третьей международной конференции «Фикх, право и социальная реальность», проведенной Исламским исследовательским центром при Исламской консультативной ассамблее (Маджлисе) Исламской Республики Иран. По приглашению руководства Исламского исследовательского центра в работе Конференции приняли участие представители Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, доктор юридических наук, профессор А. И. Ковлер и старший научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права, кандидат юридических наук В. Ю. Артемов. В работе Конференции также приняли участие гости из многих других государств, таких как Катар, Турция, Оман, Ливан, Тунис и др., выдающиеся иранские и иностранные ученые-правоведы, специалисты по исламскому праву, богословы и практические работники. Участники Конференции подчеркнули серьезность стоящих перед исламскими странами социальных вызовов и проблем и обсудили те ответы, которые фикх и мусульманское право в целом могут дать на социальные вызовы современности: бедность, социальное неравенство, преступность и т. д. Обсуждалась текущая роль фикха по отношению к социальным проблемам, анализировались социальные проблемы современного общества по отдельности и в совокупности, правовой аспект таких явлений, как кризис идентичности, разрыв поколений и др., экономические и культурные потребности различных поколений. Лейтмотивом многих секционных выступлений иранских и зарубежных участников стало утверждение, что фикх и его практическое нормативное выражение должны соответствовать как исламским традициям, так и вызовам современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAM AND SOCIAL FACTS. OVERVIEW OF THE THIRD INTERNATIONAL CONFERENCE “FIQH, LAW AND SOCIAL FACTS” CONDUCTED BY THE ISLAMIC RESEARCH CENTER OF ISLAMIC CONSULTATIVE ASSEMBLY (MAJLIS) OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

The article is dedicated to the Third International Conference “Fiqh, Law and Social Facts” held on 28 February 1 March 2018 by the Islamic Research Centre of the Islamic Consultative Assembly (Majlis) of the Islamic Republic of Iran. At the invitation of the Islamic Research Centre the following representatives of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation took part in the work of the Conference: head of the Centre of foreign legislation and comparative law, professor A. I. Kovler, LL. D. and senior researcher of the Department of foreign constitutional, administrative, criminal legislation and international law, V. Yu. Artemov, Ph.D. The Conference was also attended by guests from many other countries such as: Qatar, Turkey, Oman, Lebanon, Tunisia, etc., outstanding Iranian and foreign scholars, specialists in Islamic law, theologians and legal practitioners. The guests of the Conference emphasized the seriousness of the social challenges and problems, which Islamic countries are facing now, and discussed the answers that fiqh (Islamic jurisprudence) and Muslim law in general can give to the social challenges of the present time: poverty, social inequality, crime, etc. The scholars discussed the current role of fiqh in relation to social problems, analysis of the social problems of modern society, individually and collectively, the legal aspect of such phenomena as identity crisis, generations gap, etc., economic and cultural needs of different generations. The leitmotif of many sectional speeches, voiced both by Iranian and foreign participants, was the statement that fiqh and its practical normative expression in legislation should correspond to both Islamic traditions and modern challenges.

Текст научной работы на тему «Ислам и социальная реальность. Обзор третьей международной Конференции "фикх, право и социальная реальность", проведенной исламским исследовательским центром при исламской консультативной ассамблее (Маджлисе) исламской Республики Иран»

СОБЫТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

ИСЛАМ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. ОБЗОР ТРЕТЬЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ФИКХ, ПРАВО И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ», ПРОВЕДЕННОЙ ИСЛАМСКИМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ЦЕНТРОМ ПРИ ИСЛАМСКОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ АССАМБЛЕЕ (МАДЖЛИСЕ) ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

АРТЕМОВ Владислав Юрьевич, старший научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: [email protected]

Статья представляет собой обзор состоявшейся в феврале — марте 2018 г. Третьей международной конференции «Фикх, право и социальная реальность», проведенной Исламским исследовательским центром при Исламской консультативной ассамблее (Маджлисе) Исламской Республики Иран.

По приглашению руководства Исламского исследовательского центра в работе Конференции приняли участие представители Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, доктор юридических наук, профессор А. И. Ковлер и старший научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права, кандидат юридических наук В. Ю. Артемов. В работе Конференции также приняли участие гости из многих других государств, таких как Катар, Турция, Оман, Ливан, Тунис и др., выдающиеся иранские и иностранные ученые-правоведы, специалисты по исламскому праву, богословы и практические работники.

Участники Конференции подчеркнули серьезность стоящих перед исламскими странами социальных вызовов и проблем и обсудили те ответы, которые фикх и мусульманское право в целом могут дать на социальные вызовы современности: бедность, социальное неравенство, преступность и т. д. Обсуждалась текущая роль фикха по отношению к социальным проблемам, анализировались социальные проблемы современного общества по отдельности и в совокупности, правовой аспект таких явлений, как кризис идентичности, разрыв поколений и др., экономические и культурные потребности различных поколений. Лейтмотивом многих секционных выступлений иранских и зарубежных участников стало утверждение, что фикх и его практическое нормативное выражение должны соответствовать как исламским традициям, так и вызовам современности.

Ключевые слова: исламское право, мусульманское право, фикх, ислам, социальная реальность, исламское правоведение.

ISLAM AND SOCIAL FACTS. OVERVIEW OF THE THIRD INTERNATIONAL CONFERENCE "FIQH, LAW AND SOCIAL FACTS" CONDUCTED BY THE ISLAMIC RESEARCH CENTER OF ISLAMIC CONSULTATIVE ASSEMBLY (MAJLIS) OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN

V. Yu. ARTEMOV, senior research fellow of the Department of foreign constitutional, administrative, criminal legislation and international law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: [email protected]

The article is dedicated to the Third International Conference "Fiqh, Law and Social Facts" held on 28 February — 1 March 2018 by the Islamic Research Centre of the Islamic Consultative Assembly (Majlis) of the Islamic Republic of Iran.

At the invitation of the Islamic Research Centre the following representatives of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation took part in the work of the Conference: head of the Centre of foreign legislation and comparative law, professor A. I. Kovler, LL. D. and senior researcher of the Department of foreign constitutional, administrative, criminal legislation and international law, V. Yu. Artemov, Ph.D. The Conference was also attended by guests from many other countries such as: Qatar, Turkey, Oman, Lebanon, Tunisia, etc., outstanding Iranian and foreign scholars, specialists in Islamic law, theologians and legal practitioners.

The guests of the Conference emphasized the seriousness of the social challenges and problems, which Islamic countries are facing now, and discussed the answers that fiqh (Islamic jurisprudence) and Muslim law in general can give to the social challenges of the present time: poverty, social inequality, crime, etc. The scholars discussed the current role of fiqh in relation to social problems, analysis of the social problems of modern society, individually and collectively, the legal aspect of such phenomena as identity crisis, generations gap, etc., economic and cultural needs of different generations. The leitmotif of many sectional speeches, voiced both by Iranian and foreign participants, was the statement that fiqh and its practical normative expression in legislation should correspond to both Islamic traditions and modern challenges.

Keywords: Islamic law, Muslim law, fiqh, Islam, social facts, Islamic jurisprudence.

DOI: 10.12737^12018.2.20

С 28 февраля по 1 марта 2018 г. в г. Кум (Исламская Республика Иран) прошла Третья международная конференция «Фикх1, право и со -циальная реальность», организованная Исламским исследовательским центром при Исламской консультативной ассамблее (Маджлисе) Исламской Рес -публики Иран.

Место проведения Конференции — город Кум является священным для мусульман-шиитов городом в Иране, а также крупным центром исламского шиитского образования и центром паломничества.

В работе Конференции приняли участие многочисленные иностранные гости, большинство из которых представляли арабские суннитские государства, что соответствовало заявленному организаторами намерению провести общеисламскую конференцию, не акцентируя внимание на внутриконфессиональных различиях. Среди участников Конференции были представители и эксперты по вопросам исламского права из таких стран, как Оман, Катар, Турция, Тунис, Ливан, Судан, Алжир, Палестина и др. Официальными рабочими языками Конференции являлись фарси, арабский и английский. Осуществлялся синхронный перевод.

По приглашению организаторов Конференции в ее работе приняли участие представители Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП): заведующий центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения доктор юридических наук, профессор А. И. Ковлер и старший научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права кандидат юридических наук В. Ю. Артемов.

Целью Конференции было обсуждение тех ответов, которые могут дать фикх и мусульманское право в целом на социальные вызовы современности — бед-

1 Фикх — мусульманское правоведение, регламентирующее социальные нормы и правила поведения мусульман. Слово «фикх» переводится с арабского языка как «знание, глубокое понимание» и встречается в нескольких сурах Корана. Это слово используется в качестве специального термина в двух значениях: 1) как знание об установлениях шариата (в этом смысле фикх является качеством, которое указывает на знание, понимание человека); 2) как установления шариата как таковые.

ность, социальное неравенство, преступность и т. д. Конференции предшествовала кропотливая подготовительная работа: в течение нескольких месяцев с ноября 2017 г. осуществлялся прием заявок и тезисов выступлений, некоторые из которых были даже переведены на английский язык и опубликованы в отдельном издании (Book of Abstracts).

В первый день Конференции состоялось ее торжественное открытие и пленарное заседание. Заседание открыл руководитель Исламского исследовательского центра аятолла Ахмад Мубаллиги, вслед за которым слово взял ученый секретарь Конференции — доктор Гударзи.

Затем слово было предоставлено иностранным гостям: заместителю председателя Верховного суда Омана Абдулле ибнРашиду аль-Саййаби, доктору Ак-раму Келашу (Турция), доктору Юсуфу Махмуду аль-Сиддики (Катар), заведующему центром зарубежного законодательства и сравнительного правоведения ИЗиСП доктору юридических наук А. И. Ковлеру, доктору Мустафе Мелсу (Ливан), доктору Халиду Буш-ме (Алжир) и доктору Джабиру Аль-Кафси (Тунис).

На пленарном заседании профессор А. И. Ковлер выступил с докладом «Заключенные и свобода религии: международные стандарты и российский опыт», в котором рассказал о проведенном Российской академией наук исследовании «Положение мусульман в местах принудительного содержания граждан» и его практическом применении сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

Докладчик подчеркнул, что ст. 18 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гарантирует каждому человеку право на свободу мысли, совести и религии, нарушение чего может рассматриваться как негуманное или унизительное обращение, особенно по отношению к лицам, лишенным свободы. Уважение права заключенных на свободу совести и религии неотделимо от иных прав заключенных, которые Россия должна соблюдать как государство — участник Совета Европы с 1996 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с 1998 г. с учетом судебной практики Европейского суда по правам человека.

Институт этнологии и антропологии РАН совместно с неправительственной организацией «Гражданская инициатива» при поддержке Европейского Сою -за провели исследование «Положение мусульман в

События юридической жизни

133

местах принудительного содержания граждан»2, материалы которого предназначены преимущественно для сотрудников мест принудительного содержания с целью их ознакомления с основами ислама и духовными потребностями мусульман.

Данное исследование включает анализ принудительного содержания в свете международных обязательств Российской Федерации, изложение основ исламского вероучения, особенностей ислама в Чечне и Ингушетии, практические рекомендации и глоссарий терминов.

В числе рекомендаций, адресованных законодательным и исполнительным органам власти, авторы исследования предложили: обеспечить минимальные условия для совершения ежедневной молитвы и соблюдения поста, создать возможности для пятничной молитвы с приглашением имам-хатыбов или избрания имамов из своих рядов, обеспечить свободный доступ к необходимым предметам культа (Коран, молитвенные коврики, четки и др.), обеспечить возможность халяльного питания, уважать права и достоинство человека при личном досмотре мужчин и женщин, обеспечить возможность совершения омовения и доступ к религиозной литературе.

Свой доклад А. И. Ковлер завершил, указав на то, что несколько тысяч копий этого издания уже распространены через Министерство юстиции в местах лишения свободы и отделениях полиции, но что этого все еще явно недостаточно.

На Конференции были организованы три круглых стола, итоги которых были подведены их модераторами на торжественной церемонии закрытия. Первый круглый стол был посвящен общим теоретическим вопросам исследования темы «фикх (исламского правоведения), право и социальная реальность». На нем выступили 10 участников. Среди заявленных для обсуждения на круглом столе были темы исследования социальной реальности: ее природы, типов и методов ее изучения в рамках методологии различных наук, опыта по углублению юридических перспектив изучения социальной реальности в Иране и других исламских странах.

Второй круглый стол был посвящен системным решениям средствами фикха проблем законодательства в социальной сфере. На нем выступили 16 участников. Были заявлены следующие темы: исследование социальных условий, международной обстановки, положения и взаимоотношений внутри исламской Уммы, уголовная политика на основе фикха и ее роль в создании эффективного законодательства, исследование судебных решений, судебной практики, а также принципов исламского правоведения (ма-касид аль-шариа и др.).

2 См.: Тишков В. А. (руководитель), Ковлер А. И., Чабие-ва Т. С. и др. Положение мусульман в местах принудительного содержания граждан. М., 2013.

На втором круглом столе состоялось выступление представителя ИЗиСП, кандидата юридических наук В. Ю. Артемова с докладом «Исламское право в Рос -сии: прошлое, настоящее и будущее», в котором он отметил многоконфессиональный характер Российского государства, где мусульмане составляют значительную часть населения.

Далее В. Ю. Артемов остановился на истории применения норм исламского права в Российской империи, в частности, в вопросах наследования и дачи свидетельских показаний. Несмотря на то, что некоторые нормы исламского права применялись в дореволюционной России в отношениях между мусульманами, в ряде случаев их действие ограничивалось или изменялось. Так, вероотступники (лица, перешедшие из ислама в другую религию) согласно шариату лишались права на наследство. В Российской же империи они это право сохраняли.

Выступающий также отметил, что в настоящее время использование богатства исламско-правовой культуры некоторыми исследователями считается полезным при условии соответствия исламских правовых положений основам конституционного строя Российской Федерации и правовой системы страны. Так, в рамках научной дискуссии в настоящее время обсуждается возможность использования отдельных исламских норм в качестве обычаев в смысле положений ст. 5 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, такая же возможность обсуждается и с точки зрения использования исламских норм в рамках досудебного разбирательства гражданских споров согласно Фе -деральному закону от 27 июля 2010 г. № 19Э-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

В заключение В. Ю. Артемов обратил внимание на необходимость разграничения норм исламского права и обычаев исламских народов (адатов), многие из которых противоречат исламскому праву, но тем не менее воспринимаются местным населением как неотъемлемая его часть.

Третий круглый стол был посвящен взаимосвязи судебной практики и социального законодательства. На нем выступили 17 участников, а в числе заявленных были следующие темы для обсуждения: текущая роль фикха по отношению к социальным проблемам, анализ социальных проблем современного общества по отдельности и в совокупности, правовой аспект таких явлений, как кризис идентичности, разрыв поко -лений и др., экономические и культурные потребности различных поколений.

Лейтмотивом многих секционных выступлений как иранских, так и зарубежных участников стало утверждение о том, что фикх и его практическое нормативное выражение должно соответствовать как вызовам современности, так и исламским традициям. При этом проявились очевидные различия в подходах между «традиционалистами» (в основном профессорами ду-

ховных учебных заведений) и «инноваторами» (социологами, практикующими юристами, молодыми исследователями). Так, от первых можно было услышать, например, призывы усилить наказание за употребление алкоголя и противостоять проникновению западного образа жизни. И напротив, последние подчеркивали открытость ислама внешнему миру и призывали использовать как богатство исламской мысли, так и мировые тенденции для создания подлинно универсальной концепции прав человека в исламском мире.

Среди заслуживающих внимание выступлений участников Конференции можно выделить доклады: Хади АнсараДжилана (Турция) «Декрет о семейном праве (1917) и его соотношение с реальностью», Ха-мидрезы Бехрузи (Иран) «Юридические толкования в контексте гражданского права», Алирезы Пуйа (Иран) «Необходимость и стратегии для создания условий по претворению божественных законов в жизнь общества с точки зрения Священного Корана», Мухам-мада Тохами Дакира (Ливан) «Диспозитивное право и исламский фикх: развитие иджтихада3 с целью

3 Иджтихад представляет собой средство интерпретации и толкования исламских законов. Иджтихад относится к сфере исламской юриспруденции и означает способность и право компетентного ученого-законоведа (факиха) выносить решение по важным вопросам общественной и религиозной жизни, основываясь на методах фикха, а также на зна-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

социальной защиты от преступности (меры превенции)», Саййида Ахмада Хабибнеджада и Али Багде-ли (Иран) «Искоренение бедности в контексте теории позитивной дискриминации в исламской правовой системе», Рахима Нобахара (Иран) «Диалог факта, нор -мы и ценности», Халеда Кафури и Мустафы Кафури (Иран) «Факты современной жизни и требования закона», Мохаммада Мехди Мегдади (Иран) «Роль фик-ха в решении социальных проблем», Саййеда Махмуда Мирхалили (Иран) «Динамичная, основанная на праве политика и ее роль в обеспечении эффективности социального законодательства», Нидаля Хараша Шарра аль-Садики (Ирак) «Соотношение фикха и статутного права в их отношении к явлению попрошайничества», а также выступления других участников.

В конце второго дня прошла церемония торжественного закрытия Конференции, на которой выступил ученый секретарь Конференции доктор Гу-дарзи, а модераторы всех трех секций кратко подвели их итоги. Конференция была закрыта руководителем Исламского исследовательского центра при Исламской консультативной ассамблее (Маджлисе) Исламской Республики Иран аятоллой Ахмадом Мо -баллеги, после чего прошла церемония вручения сертификатов участникам.

нии текстов Корана и Сунны и умении их комментировать и интерпретировать.

Тишков В. А. (руководитель), Ковлер А. И., Чабиева Т. С. и др. Положение мусульман в местах принудительного содержания граждан. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.