ИСЛАМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Асгар Сабери
Российский государственный гуманитарный университет Миусская площадь, 6, Москва, Россия, 125993
Автор анализирует мусульманское понимание сущности и природы человека в связи с трактовкой прав человека в исламе.
Существует множество разногласий во взглядах на проблему прав человека. Эта тема широко обсуждается в среде писателей, мыслителей, общественных и научных деятелей. В основе противоречивых суждений лежат разнообразные причины, в том числе конфессиональная принадлежность авторов.
Можно выделить два подхода к трактовке проблемы:
1) с точки зрения правовых школ секулярных государств и обществ (римская, немецкая и др.), а также материалистических и капиталистических правовых систем, человек имеет право на защиту материальных ценностей, но ему не гарантируется обеспечение моральных и духовных потребностей. Все усилия западной юридической системы направлены на обеспечение защиты материальных прав человека. Утверждается, что гражданское общество можно познать через экономику, которая первична в процессе его образования и развития;
2) с точки зрения религиозных монотеистических правовых школ (иудаизм, христианство и ислам) права человека призваны защищать как материальные нужды, так и моральные и духовные потребности человека.
Анализ названных подходов показывает, что представления материалистов и идеалистов о правах и обязанностях человека различаются в зависимости от разницы их представлений о самой сущности человеческой личности. Упадок и регресс материальных обществ в прошлом заключался в однобоком понимании личности человека, что вело к неверному определению его прав и как следствие — к недовольству людей. В этих обществах философия прав человека формировалась без исследования и изучения самой личности человека, без принятия во внимание ее многогранности. Критерием в определении прав человека становилось субъективное индивидуальное мнение, и всякий, кто брался разъяснять эти права, опирался на личное мнение и убеждения. Например, по убеждению Канта, философия прав человека призвана дать ответ на четыре вопроса о том, каким образом мы можем познавать, что мы должны делать, на что мы должны надеяться, кто такой человек.
Так как эта статья посвящена мусульманскому пониманию прав человека, необходимо понять сущность человека с точки зрения ислама — кто он, каковы его нужды — и на основе этого представить исламскую философию прав человека.
Человек, с точки зрения ислама, — это благороднейшее из творений, венец мироздания. «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» [8. С. 521]. Имам Али (мир ему) сказал: «О, человек, думаешь ты всего лишь маленькое слабое те-
ло? На самом деле в твоей сущности скрыт великий мир» [9. С. 175]. Так, по мнению первого предводителя шиитов, ценность человека заключается не в его слабом теле, а в величии, заложенном в самой его сути и сравнимом по величине с целым миром, в его загадочности, многогранности и сложности. По этой причине французский биолог и социолог А. Карел (1873—1924) считал, что человек — «неизвестное существо». Персидский поэт Моулави пишет: «Целыми днями и ночами я размышляю о том, почему я не понимаю свое положение и состояние, откуда пришел (в этот мир) и куда держу путь? Для чего меня создали и с какой целью? Точно знаю, что душа принадлежит высшему миру, поэтому готовлю одежду для того места. Я птица сада божественного, а не земного мира, просто мое тело это клетка, в которой я должен провести пару-тройку дней...».
Согласно кораническим айатам, человек — это наместник Бога на земле. Ислам рассматривает человека с двух сторон. С одной стороны, принимается во внимание духовная сущность человека, которая проявляется в способности мыслить, рассуждать, развиваться, обучаться, духовно расти. Это является причиной эволюции, совершенствования и развития социальной, политической и экономической сфер общества. С другой стороны, ислам учитывает материальную, практическую, сторону человеческого бытия, заключающуюся в плотских потребностях, стремлении к благосостоянию, комфорту, в желании получать наибольшую выгоду из любых доступных источников и природных ресурсов. Если не принять во внимание естественные материальные нужды человека и не создать возможностей для их удовлетворения, то человек в этом мире столкнется с трудностями, проблемами и мучениями, которые сделают его несчастным и обездоленным. Если не принять во внимание духовные потребности человека и не учесть религиозную составляющую в организации политических, экономических и культурных отношений — это станет двойным злом и совершением великой несправедливости по отношению к человеческому индивиду.
На протяжении истории в основе практически всех религиозных учений лежали гарантии удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Они были почвой для духовного роста и совершенствования индивида, а это и является основной целью существования человечества. Если человек откажется от божественного учения и удовлетворится получением лишь материальных нужд, то в этом случае научное знание потеряет свою ценность, так как вместо того чтобы быть использованным на пути совершенствования общества, оно станет применяться в преступных целях и во вред человечеству. Как говорится в Коране, человек, отягощенный такими знаниями, подобен животному, нагруженному книгами и не способному извлечь из них соответствующую пользу.
Христианство также соединяет в человеке духовную и физическую природу. «Человек не может быть вещью среди вещей, не может иметь твердого места во вселенной. Составленный из души и тела, он принадлежит обоим царствам, будучи одновременно полем битвы и трофеем» [12. С. 569]. Ислам ставит человека довольно высоко и сообщает, что он существует не бесцельно. Следовательно, необходимо учитывать материальные и духовные потребности человека при
создании законов и правил. В религиозных текстах немало твердых оснований для гуманизма и проповеди свободы. Можно даже утверждать, что до начала модернизации, во времена традиционной культуры, религия была источником прав человека и гарантом их реализации.
Из всего сказанного можно заключить, что западная система мышления, основанная на материальных ценностях, по своей сути является неполноценной и ущербной, так как в ней отрицается или, по крайней мере, не учитывается духовная и моральная сущность человека. Либеральные демократии гарантируют удовлетворение материальных потребностей человека. Именно данный принцип лежит в основе различий в представлениях о правах человека на Западе и в исламском мире. Названные разногласия отражаются и в законодательствах, в определении свобод и в политическом устройстве. В связи с тем, что человек строит мир на основании своих воззрений, различия проявляются как в общественной сфере, так и в индивидуальной.
В религиозном понимании, в том числе исламском, мир — это творение Создателя Бытия. Создатель представляется вечной и бесконечной личностью, ведающей обо всех злодеяниях и добрых делах, о зле и добре, безобразии и красоте, о духовном прогрессе и регрессе. Только разум и вера, опираясь на божественный закон, могут гарантировать общественное и индивидуальное совершенствование, прогресс, разум и размышление на высочайшем уровне. Как сказано в предании, нет ничего прекраснее красоты разума. Ценность и основа деяний человека, с точки зрения ислама, определяется «по разуму и размышлениям, и вознаграждение за деяния всякого определяется по степени его разума». Поэтому невозможно сопоставлять богослужения мудрецов, размышляющих и рассудительных, с богослужением невежд и глупцов, так как разум человека — это руководство для его поступков и деяний, так как разум — опора верующего. В науке об основах исламского права говорится: «Все что приказывает разум — приказывает шариат, и все что приказывает шариат — приказывает разум (не противоречит разуму)» [1. С. 22]. И только Бог может определить путь достижения человеком добра, мира и счастья. Значит, законы, которые определены для человека как руководство, должны являться критерием в регулировании общественных и индивидуальных отношений.
В мусульманском государстве законодательство основано на божественных предписаниях: «Решение принимает только Аллах» [8. С. 264]. В исламе все законы, которые устанавливаются для человека, должны соответствовать божественным предписаниям, в то время как на Западе законы принимаются на основе общественного мнения. В религиозном обществе принятие законов происходит в соответствии с божественным предписанием, которому народ подчиняется безоговорочно. Закон принимается охотно, с любовью, в свете того, что в его основе лежит воля Господа. В итоге, в демократическом обществе закон исходит и устанавливается снизу (от народа), а в религиозном — продиктован свыше (от Создателя мироздания). Вот почему закон, установленный на божественной основе, с одной стороны, способен защитить интересы целого общества, а с другой, —
гарантировать удовлетворение индивидуальных потребностей в рамках нравственности и дозволенности. И, напротив, западные законы, которыми люди пользуются в своей жизнедеятельности, не охватывают их внутренний мир. Западный человек действует без ограничений, опираясь только на разум и опыт, исходя из своих интересов, стараясь извлечь для себя всевозможную пользу, не нуждаясь в вере и подчинении божественным законам. При этом главным критерием прав и свобод в западном законотворчестве является личное поведение индивида, а не божественный промысел. Этот же принцип лежит в основе философии, распространению которой способствовал Бентам. По его мнению, путь к счастью и благополучию общества видится в удовлетворении желаний и потребностей. Действия человека направлены на получение наибольших выгод и, так как счастье заключается в удовольствиях, — на достижение наибольшего счастья [8. С. 108]. Естественно, что законы, созданные на основании таких воззрений, исходят из поведенческих стереотипов людей.
В соответствии с этими идеями утверждается главенство человека над обществом. Свобода человеческой личности является высшей точкой демократии у таких философов, как Бертран Рассел, Жан-Поль Сартр. С их помощью сформировалась та модель демократии, которая существует и поныне. Исходя из этой теории даже безнравственные, с точки зрения ислама, отношения, например, однополые браки, разводы, сексуальная свобода являются неотъемлемыми правами личности. Этот отход от общепринятых моральных норм в настоящее время создает множество проблем в западном обществе, а также ведет к возникновению элементов крепостничества и модернизированной экономической эксплуатации. Люди для достижения своих целей используют любые средства. Применяя современные методы пропаганды, вступая в политические сговоры, они подчиняют себе слабейших. Точно так же действуют западные государства по отношению к населению третьего мира. Совершенно ясно, что общество не может быть счастливо и благополучно исходя из таких законов. В противовес им религиозное право представляет человеку нравственные ценности, делая его более совершенным.
Николай Бердяев (1874—1948), который некоторое время был сторонником марксизма, а затем перешел на позиции «нового религиозного сознания», пишет, что «опасность, которая угрожает человеку, заключается в том, что он (человек), будучи пленен материальным миром, который он сам и создал, теряет свою сущность, превращается во что-то, что уже не является им самим» [2. С. 57].
По мнению мусульманских богословов, человек при создании законов по своей природе склонен преследовать личные выгоды, а не создание блага для всего общества. Его мышление ограничено тем, что он не имеет полного представления обо всех аспектах человеческого бытия. Иными словами, сколько бы возможностей и умений ни имел человек, все же он слаб, не имеет полной осведомленности обо всем и по любому поводу имеет свою точку зрения. Исламское законодательство опирается на мнение того, кто является Создателем мира и имеет полную осведомленность обо всех аспектах человеческого существования. Закон, представленный Богом, является таким законом, который отвечает всем здравым раз-
мышлениям. Поэтому с точки зрения религий, особенно ислама, только Господь является истинным законодателем.
Понятие власти с точки зрения ислама — это ответственность, а не сила. В соответствии с либерально-демократическими взглядами власть — это подчинение одного субъекта другим с помощью принуждения. Властью называется способность субъекта направить усилия на достижение нужных целей, например: в случае политической власти — способность направить действия общества на достижение нужных результатов. Общественное поведение напрямую зависит от силы и возможностей закона, установленного государством. Власть по своей сути представляет собой давление или принуждение. Любой правитель, будь это падишах, глава республики или кто-либо другой, управляет народом с применением силы. Главным фактором, сдерживающим людские преступления, является страх перед законом и наказанием со стороны государства. По мнению философа и социалиста Эммануэля Леви, только государство может обеспечивать соблюдение прав человека, и желание государства и есть та сила, которая является гарантом выполнения норм и законов [12. С. 115].
Ислам, в противоположность либерально-демократическим воззрениям, считает власть ответственностью, а не силой. Выше правителя в демократическом обществе только светский закон, который несовершенен. В исламском мире правитель несет ответственность и перед Богом, и перед народом. Все его деяния проистекают из обязанностей и ответственности: из обязанностей, возложенных на него Богом, и ответственности перед выбравшим его народом. По словам пророка Мухаммеда, предводитель общества является «хранителем и ответственным» за все, поэтому предводители народа «являются ответственными за людей, находящихся под их управлением, и их наставниками» [6. С. 218].
Светские государства, как правило, не имеющие силы ни внутри самого государства, ни на внешнем уровне, не способны контролировать исполнение законов, поэтому сила власти принимает другое направление, становясь агрессивной по отношению к народу и ущемляя его права. Между тем религиозное правление воспринимает понятие власти иначе. Здесь власть никогда не действует в отношении народа насильственно, напротив, ее сущность заключается в способности управлять обществом религиозными методами, чтобы народ и государство несли взаимную ответственность на основе религиозных обязанностей. В этом случае народ чувствует себя исполнителем божественных предписаний, и государство так же ощущает на себе ответственность, возложенную на него. Власть соблюдает божественные законы и права каждого человека и действует в отношении народа, считая необходимым удовлетворять только дозволенные Богом потребности. В этом случае не возникает необходимости придавать власти смысл, принятый в западных государствах. Конечно, это не значит, что государство не должно прибегать к суровым действиям и не принимать решительные меры в отношении нарушителей законов и не отражать посягательства извне. Кроме того, основа религиозного правления заключается во взаимной ответственности народа и государства, а суровые меры являются второстепенными, так как сила, которой необ-
ходимо подчиняться, исходит не от человека, а свыше — от Бога. Именно такая позиция является основным фактором в удерживании народа от преступлений и соблюдении законов обществом. «Управление — абсолютная, устойчивая и прочная сила в государстве; выше этого невозможно ничего представить, кроме божественной власти и естественных правовых законов», — пишет французский философ и экономист Жан Боден [12. С. 120].
Источник власти в Исламе исходит от религиозных убеждений. Абсолютная власть принадлежит только Богу, и Он достоин обладать ею. Только Бог является всемогущей и высочайшей личностью, источником совершенного добра, и в Его приказах и запретах нет места гневу, злобе, ненависти, корысти и эгоизму. Вот почему власть, опирающаяся на божественные повеления, никогда не станет насильственной и преступной. И только такая власть устанавливает и соблюдает права каждого человека.
Свобода — еще одно понятие, на основе которого создана существующая система прав человека. В предисловии к Международной декларации прав человека мотивом и причиной ее составления называются равенство, справедливость и достоинство человека. В исламских религиозных текстах отмечается важность свободы человека. «Поистине, человек не создан рабом и невольником, все люди являются свободными, однако Господь дал одним права над другими». Например, права и обязанности родителей перед детьми, обязанности детей перед родителями; права, которые обязаны соблюдать все члены общества друг перед другом, особенно перед лицом бедствий и несчастий [6. С. 20]. В книге «Нахдж-оль-Балагэ» Имам Али (мир ему) говорит: «Никогда не становись рабом другого, так как Господь создал тебя свободным» [5. С. 929].
В Международной декларации прав человека перечислены свободы человека: «Все люди являются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» [2]. С точки зрения ислама каждый человек имеет три вида прав, обязательных к соблюдению. Во-первых, права относительно Создателя бытия, которые носят определение «права Аллаха» и проявляются в виде богослужения и поклонения людей Богу. Во-вторых, права, которые человек должен соблюдать по отношению к себе в обществе, т.е. личные права. В-третьих, права, которые должны соблюдаться человеком по отношению к другим членам общества, называемые общественными правами. Соответственно свобода человека уже ограничена соблюдением этих прав. Ислам считает обязательным уважение свободы общества, и человек не может нарушать принятые в обществе права и входить в противоречие со свободами других членов общества.
В соответствии с философией либерализма, которая легла в основу демократии Запада, ограничение свобод человека возможно лишь с учетом прав и свобод других людей. По убеждениям Гоббса, каждый человек — хозяин своей жизни, и никто — ни общество, ни государство, ни Бог — не могут его ни в чем ограничивать. В таком случае в либеральной культуре свобода человека выражается в виде материальных и плотских свобод. Имея такие свободы, человек старается
приобрести как можно больше имущества, богатств, сделать свою жизнь более комфортной, спокойной, достичь технологического, экономического и общественного прогресса, не ущемляя права других. Однако нападки на духовные ценности и религиозные убеждения других людей, попрание их человеческого достоинства и нравственных основ считается для любого человека разрешенным и законным в свете того, что либеральные и секуляризованные воззрения не определили их как ценности. Либерализм и секуляризм игнорируют и не учитывают ценности других обществ, особенно исламского. Они, устанавливая международные законы, во многих вопросах стараются даже искоренить моральные ограничения, а в таком случае индивидуальная свобода противоречит общественной. Это совершенно неприемлемо и недопустимо, так как противоречит убеждениям различных религий и религиозных течений, к которым относит себя большинство людей мира. Демократические и религиозные воззрения определяют свободы по-своему, поэтому каждый по-своему определяет их границы.
Разница в определении ограничения свобод заключается в разнице взглядов на человека и понимании его сущности с позиций западного общества и религии. Главное отличие международных прав человека и прав человека, определенных исламом, заключается в том, что международные права человека принимают во внимание лишь материальную сторону существования человека и учитывают только его желания. Однако «действительность, которая, вероятно, для всех тех, кто радеет за религию, становится вдохновляющей, независимо от того к какой мыслительной школе они себя причисляют. заключается в том, чтобы независимо от разрушительных событий нашего века религиозное мышление оставалось твердым и непоколебимым», — пишет Жан Мак Ковари [12. С. 564].
Надо учесть, что концепция Международной декларации прав человека была создана в соответствии с культурой и традициями западного общества, в то время как другие сообщества, в том числе исламское общество, по причине присущих им особых культур и религий нуждаются в правовой системе, которая бы не входила в противоречие с их традициями. Одним из главных посланий ислама является справедливость и равенство между людьми. В религиозных преданиях множество раз упоминается об этом, а Коран называет их одними из важнейших целей пророков: «Мы уже отправили наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» [8. С. 565]. Пророки были посланы для установления справедливости, чтобы вера людей направлялась по праведному пути. Посланники Бога своим примером доказывали состоятельность учения, соблюдая во всем справедливость и устанавливая общественные нормы. Исламское право, с одной стороны, придает значение правам, свободам и желаниям людей, а с другой — принимает во внимание интересы всего общества. Желай другим того, чего желаешь себе, и не считай приемлемым для них то, что считаешь неприемлемым для себя. Это не имеет ничего общего ни с либеральной демократией, которая видит интересы человека в удовлетворении его материальных нужд, ни с секуляризмом, который полностью отрицает роль религии в политике, ни с теократией, при которой права и свободы народа не имеют никакой ценности.
Таким образом, философия прав человека в исламе основывается на следующих принципах. Во-первых, с позиций ислама человек — «благороднейшее из созданий» — обладает двойственной натурой. С одной стороны, у него есть духовные потребности и он обладает чистой, божественной природой, что и отличает его от других живых существ, возвышает его над ними. С другой — как и все живые существа человек удовлетворяет земные потребности (еда, отдых, сон, комфорт, половые потребности), испытывает страсть и ярость. Эта часть человеческой натуры роднит его с животными. Поэтому ислам определяет права человека в соответствии с его двойственной природой, учитывая его духовные и физические потребности. Во-вторых, право на свободу является одним из неотъемлемых прав человека. Однако мусульмане принимают то толкование понятия свободы, которое устанавливает ислам. Утверждение справедливости в обществе и между людьми — одна из целей ислама, один из его важнейших принципов, который основан на мусульманской концепции прав человека.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Амоли Д. Философия прав человека в исламе. — Тегеран, 1998.
[2] Бердяев Н.А. Философия свободы. — М., 2005.
[3] Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. //www.un.org/russian/documen/declarat/ declhr.htm
[4] Имам Али. Нахдж-оль-Балагэ / Пер А.Х. Аеати. — Тегеран, 1999.
[5] Имам Мохаммад Ал-Бохари. Сахих Ал-Мослем. — Бейрут, 2002.
[6] Имам Садык Аль-Васаиль. Аль-Ибадат. Ч. 3. Т. 4. — Тегеран, 1996.
[7] Коран / Перевод смыслов и комментарии Э.Р. Кулиева. — М., 2004.
[8] Кутбаддин бин Хасан Бейхаки. Диван Имама Али / Пер. доктора Абуль Касима Имами. — Тегеран, 1994 [1373 г.х.]
[9] МакКовари Д. Религиозная мысль в XX веке: Границы философии и религии. — Тегеран, 1999.
[10] Модарреиси Реза С.М. Философия нравственности. — Тегеран, 1991.
[11] Рейшахри М.М. Мизан Алхекма. Т. 2. — Тегеран, 1988.
[12] Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. — М., 2007.
ISLAM AND HUMAN RIGHTS
Asghar Saberi
Russian State Humanitarian University
Myousskaya Sq., 6, Moscow, Russia, 125993
The author analyzes Moslem understanding of person’s essence and human nature in connection with the human rights interpretation in Islam.