Научная статья на тему 'Ислам и исламо-христианские отношения в поликонфессиональном регионе.'

Ислам и исламо-христианские отношения в поликонфессиональном регионе. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам и исламо-христианские отношения в поликонфессиональном регионе.»

[Ш

На путях духовного возрождения

И

и исламо-христианские отношения в поликонфессиональном регионе

В России проживает более 100 наций и народностей. Всех их, помимо общности территорий, государства, экономических, социальных интересов, объединяет и наличие общих черт происхождения, языка и культуры. Много общего и в ценностях религиозных учений, приверженцами которых они являются. Религиозные нравственные постулаты — любовь и терпимое отношение к ближнему, благотворительность и почитание старших, взаимопомощь и трудолюбие — благотворно влияют на взаимоотношения людей, содействуют консолидации общества.

Сегодня в средствах массовой информации все более активно обсуждается проблема формирования общенациональной идеи, способной объединить граждан России, стать цементирующей духовной основой обновления общества. При этом выдвигается немало различных предложений и вариантов ее концептуального оформления, которые порой являют собой переложение известных архаичных идей прошлого. Нет сомнения в том, что национальная идея должна базироваться на учете непов-

торимости многовековой истории России, исторического опыта мирного сосуществования народов и религий, в основе которого — традиции взаимопонимания и уважения, культуры межнационального общения.

В этой связи несомненный интерес представляет анализ культурно-исторической эволюции мусульманства в Волго-Уральском регионе России, имеющий многоаспектный характер. Ислам и христианство примерно в одно и то же время стали продвигаться на север, первый — через Кавказ и среднеазиатские города-государства, второе — через Северное Причерноморье, к Днепру. Местом их исторически обусловленной встречи стала территория нынешнего Татарстана — региона взаимодействия двух уникальных цивилизаций: тюрко-исламской и славяно-христианской. По утверждению многих ученых, ислам появился на современной территории России (на северном Кавказе) через «Дербентский коридор» 1400 лет назад, а в Поволжье (в Волжской Булгарии) он добровольно был принят и стал официальной рели-

гией с 922 г., когда с целью укоренения ислама на этой территории сюда прибыло посольство багдадского халифа. Известно, что христиане-армяне жили еще в Волжской Булгарии, а в столице Золотой Орды г. Сарае стояли православные храмы. После завоевания Казанского ханства в 1552 г. в регионе начинается интенсивное распространение православия.

Первые два столетия религиозная политика царизма здесь характеризуется насильственной христианизацией нерусских народов. Лишь при Екатерине II, по примеру Петра Великого продолжавшей (хотя и очень противоречиво) дело европеизации страны, ислам получил статус официальной и, так сказать, «терпимой» религии. В этой ситуации ислам сыграл охранительно-консервирующую роль в социокультурной жизни татаро-мусульманского общества. Кроме того, вопреки политике царизма, исламо-православные отношения, складывающиеся на уровне непосредственного взаимодействия народов, обретали черты толерантности и добрососедства. Происходившие в мусульманской среде крестьянские бунты и восстания, хотя порой и возглавлялись муллами, не имели чисто религиозного характера. В их основе лежало стремление оградить крестьянские общины от притеснений со стороны господствующих верхов, при этом этно-религи-озный компонент движений деревенских производителей вплетался в общую линию их протестного поведения.

Структура межконфессиональной ситуации может быть представлена в двух аспектах: «по вертикали» — между руководящими, управленческими центрами конфессий, на уровне клира разных церквей, «по горизонтали» — на уровне мирян, прихожан. С точки зрения социокультурных, социопсихологических факторов, толерантность поведенческих практик в ситуации межконфессионального согласия включает рациональный и эмоционально-чувственный моменты. В разрезе «по вертикали» (клир — конфессия) особое значение имеет именно рациональный момент, включая теоретико-богословские аспекты. Иначе говоря, речь идет о целерациональ-ной позиции клира, его политике по отношению к инорелигиозным объединениям. На «горизонтальном» срезе, напротив, ос-

новным источником толерантности выступает социальная психология, психомен-тальность прихожан.

На формирование межконфессиональных отношений воздействует совокупность общекультурных, духовных и идейно-политических факторов. К ним относятся: исторические традиции; сам характер религиозных верований; государственная политика в религиозном вопросе; качественный состав священнослужителей и другие. Все эти факторы могут работать «pro» и «contra» межконфессионального согласия.

История региона знает немало драматичных страниц взаимоотношений представителей православия и ислама. Но народы из исторических испытаний вынесли самое драгоценное — взаимоуважение культурных ценностей и осознание необходимости жить в мире, что подтвердили и крутые повороты истории XIX — начала XX вв. В это время православие, в отличие от ислама, являлось в России государственной религией. Дискриминация в отношении ислама, хотя и в мягких, ненасильственных формах, вынуждала российских мусульман адаптироваться к этим условиям. В то же время в мусульманской умме Поволжья возникают тенденции религиозного и культурного обновления, складываются реформаторские силы, проявившие себя в движениях модернизаторства и джа-дидизма. Эти тенденции становятся доминирующими на рубеже XIX-XX столетий. Видные просветители Г. Курсави, Ш. Мар-джани, М. Биги, Р. Фахретдин и другие ратовали за внутренние изменения в общественной и религиозной жизни татар, ее обновление в ответ на запросы и вызовы времени. Эти деятели культурно-мусульманского реформаторства «первой волны» сыграли важную роль в развитии системы образования, процессах оживления духовной жизни, ориентации ее на достижения Востока и Запада, формирования и развития татарской нации в целом.

Джадидизм поднял роль личности, дав собственное толкование категории иджти-хада (свободомыслия), развил исключительно толерантную по своим принципам теорию всеобщей милости Аллаха. При этом джадиды не создавали какого-то принципиально нового течения в исламе, они исходили из его основных постулатов.

ИСЛАМ И ИСЛАМО-ХРИСТИАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ

13

В советский период взаимоотношения государства и религии складывались под воздействием политики тоталитарного режима. В условиях сталинизма преследование конфессий и их служителей достигало своих «пиковых значений». Только в результате прямых репрессий по отношению к мусульманским деятелям, осуществляемых большевистским руководством, тысячи религиозных деятелей были приговорены к различным срокам заключения, а многие — физически уничтожены. Закрытие мусульманских профессиональных учебных заведений привело к разрыву теологической традиции и принижению религии до уровня обрядово-культовой практики и бытового ислама. Некоторые послабления в области антирелигиозной политики периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет не меняли существа атеистического советского государства. В конце 1950-х гг. наступательный атеизм возобновился с новой силой и по сути продолжался вплоть до перестроечных времен. К 1980-м гг. в республике действовало лишь 18 мечетей и 15 православных храмов.

С начала 1990-х гг. развернулись процессы возрождения религии. За десятилетие только в Татарстане появилось более тысячи религиозных общин, главным образом мусульманских и православных, а также общин новых и нетрадиционных конфессий. На 1 июля 2002 г. в республике прошли регистрацию и перерегистрацию 1246 религиозных организаций. Среди них: 968 — мусульманских, 183 — Русской православной церкви Московского Патриархата, двенадцать — Истинно-православной церкви, одна — Русской православной автономной церкви, пять — старообрядческих (три — Русской православной старообрядческой церкви, две — беспоповцев (разных толков)), две общины Римско-католической церкви, пять иудейских организаций, четыре общины еванге-лическо-лютеранской церкви, четыре общины евангельских христиан-баптистов, семнадцать — евангельских христиан, шестнадцать общин христиан веры евангель-ской-пятидесятников, одна — харизматической церкви, тринадцать организаций адвентистов седьмого дня, две общины новоапостольской церкви, пять организаций Свидетелей Иеговы, две общины Цер-

кви последнего завета, две общины вайш-навов (Сознание Кришны), одна община бахаи, одна община ахмадийя. Идет большая работа по реставрации и строительству культовых зданий и сооружений, которые передаются не только мусульманам и православным, но и католикам, лютеранам, иудеям. Так, возводится мечеть Кул Ша-риф, реставрируется Благовещенский собор в Казанском Кремле. Соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенство всех религий перед законом является основой межконфессионального согласия в республике. Такова важная составная часть религиозной политики Татарстана, проводимой в целях поддержания мира и согласия в обществе.

Среди различных проблем религиозного возрождения центральной является создание системы профессионального религиозного образования. Сейчас для подготовки кадров в местных условиях действуют различные учебные заведения разного уровня. В 1998 г. в Казани создан Российский исламский университет, призванный готовить высококвалифицированных специалистов в области религии и светских специальностей. Казань по праву имеет все основания вернуть былую славу одного из духовных центров мусульман России. Есть позитивные изменения и в подготовке в республике православного духовенства. В 1997 г. в Казани было открыто епархиальное Духовное училище, вскоре преобразованное в Духовную семинарию. В планах епархии — дальнейшая реорганизация семинарии в академию. В 2002 г. состоялся первый выпуск как в Российском исламском университете, так и в Духовной семинарии.

На фоне исторического прошлого православия как господствующей, государственной религии принципиальное значение, с точки зрения сохранения паритета, равенства религий, имеет светский характер российского государства. Законодательство, в том числе республиканское, содержит нормы, обеспечивающие строгое соблюдение принципа отделения религии от государства. Новые общественно-политические реалии получили отражение в Законе Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997). Ориентируясь на нормы и принци-

НА ПУТЯХ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

пы международного права, руководство Республики Татарстан в 1999 г. инициировало принятие аналогичного республиканского закона, призванного в русле общероссийского законодательства учитывать региональные особенности, прежде всего специфику жизнедеятельности мусульманской уммы Татарстана. В республиканском законе зафиксировано положение, согласно которому религиозное обучение выводится за пределы школьных зданий. Именно принципы федерализма позволяют учитывать особенности действия этноконфес-сиональных факторов развития общественной и государственной жизни.

Обсуждение путей и методов реализации социально-духовного и миротворческого потенциала ислама и христианства, как среди религиозных, научных и государственных деятелей, так и в среде рядовых верующих, продолжается. Казань постепенно превращается в общероссийский центр такого диалога. Традиционными стали межрелигиозные встречи, «круглые столы», форумы. Весьма продуктивными оказались проведенные здесь международные научно-практические конференции «Исла-мо-христианское пограничье» (1994) и «Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции» (1997). В рамках празднования исторических дат — 2000-летия христианства и 1400-летия начала распространения ислама в России — состоялась международная научно-практическая конференция «Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий», получившая поддержку со стороны руководящих органов Республики Татарстан. Международная конференция «Исламская культура в Волго-Уральском регионе», прошедшая в июне 2001 г., явилась важным фактором оживления историко-философских исследований по проблеме места и роли ислама в судьбе России — страны, важнейшей и уникальной исторической ценностью которой является комплиментарное взаимодействие двух мировых религий — христианства и ислама. Татарстан представляет собой то культурно-историческое пространство, где бок о бок существуют и развиваются две традиционные религии, организованные на их основе конфессии. В июне 2002 г. прошла международная конференция «Христианство в Вол-

го-Уральском регионе: история и культура», которая также вызвала большой интерес со стороны ученых и представителей конфессий, стала продолжением продуктивного диалога.

Возрождение ислама, происходящее на фоне общего для постсоветских государств религиозного «ренессанса» на рубеже XX-XXI вв., позитивно сказывается на духовно-нравственной атмосфере общества, выступает в качестве условия стабильного и устойчивого развития многонационального Татарстана. Здесь никогда не было религиозных войн, экстремизм и терроризм не имели отношения к исламу. Несмотря на непростые периоды взаимоотношений мусульманства и христианства, ислам проявил себя как религия мира и добра. В настоящее время в Татарстане мир и согласие двух крупных конфессий подкрепляются путем последовательной политической практики. Государство заинтересовано в позитивном развитии различных сторон мусульманской жизни, ибо это — основа внутреннего единства и межконфессионального согласия.

Противоречия исторического и культурного развития ислама в России, перипетии современного общественно-политического развития страны и ее регионов обусловили те сложности, которые характеризуют возрождение мусульманской религиозности в республике. Мусульманская умма Татарстана, являясь неотъемлемой частью исламского мира, вместе с тем вписывается в общероссийские тенденции построения гражданского общества. В последнее десятилетие, благодаря демократическим преобразованиям, татары, как и многие другие народы, переживают процесс духовного возрождения, который был бы невозможен без возрастания роли ислама в духовной и общественной жизни республики. Нравственно-духовный и интеллектуальный потенциал этой религии, ее возможности влиять на эволюцию социума не менее значительны, нежели у других мировых религий. Перед мусульманским сообществом Татарстана ныне во весь рост встали вопросы переосмысления исламских ценностей в меняющемся мире, наращивания собственного теологического потенциала, развертывания системы образования, отвечающей потребностям и

ИСЛАМ И ИСЛАМО-ХРИСТИАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ

15

особенностям мусульманской жизни в регионе. Особое звучание приобретает проблема консолидации мусульманских общин с целью создания условий для благотворного развития мусульманской конфессии, усиления ее роли в духовной сфере, социополитических процессах, выработке «иммунитета» от проникновения прикрывающихся традиционными религиозными ценностями радикальных течений.

В исламе, как в обществе в целом, с постперестроечной всеобщей свободой появился и ряд таких негативных моментов, таких, как внутренняя борьба за власть, стремление к национальной обособленности. Но внутренние конфликты в среде мусульманского духовенства носят в большей степени личностно-эмоциональный характер и мало затрагивают основную массу верующих.

Целью исламского возрождения не является создание исламского государства. В татарском обществе нет исторической основы, социальной почвы и условий для создания теократического государства. Мусульманскому духовенству, проявляющему лояльность к властям, не присуща тенденция к присвоению политических и государственных функций.

Длительная и устойчивая приверженность традиционным религиям (прежде всего православию и исламу) сформировала особую социокультурную ситуацию в

стране. Эти религии стали государствооб-разующими факторами в истории народов. Именно представители данных вероисповеданий и в дальнейшем будут определять религиозную ситуацию в регионе, поддерживать принципы мирного сосуществования различных конфессиональных общин. В непростых условиях последнего десятилетия жители Татарстана сумели сохранить межнациональный и межконфессиональный мир. Многовековые традиции сосуществования представителей ислама и православия сохраняются, подтверждая свою жизнеспособность.

Выработанная народом формула межрелигиозной и межцивилизационной толерантности в Татарстане базируется на открытости, гибкости восприятия других культур представителями мусульманства и православия. При всей сложности ситуации в стране и в мире возрождение религий происходит в целом спокойно. В республике нет ни исторических, ни социальных, ни политических и иных оснований для возникновения радикальных течений и религиозно-политического экстремизма.

Надо полагать, что учет этноконфесси-ональных особенностей регионов, утверждение светско-демократических федеративных принципов в государственном устройстве явятся и в дальнейшем важным гарантом мира и согласия в обществе.

Ринат Набиев,

председатель Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ, доктор исторических наук

^^ НА ПУТЯХ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.