Научная статья на тему 'Искусство западноевропейского и американского плаката конца XIX века в зарубежной и отечественной историографии'

Искусство западноевропейского и американского плаката конца XIX века в зарубежной и отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6330
905
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ПЛАКАТА / ИСТОРИОГРАФИЯ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО / СТИЛЬ / ТУЛУЗ ЛОТРЕК / ОБРИ БЕРДСЛЕЙ / POSTER CREATING / HISTORIOGRAPHY / STYLE / WESTERN EUROPEAN ART / TOULOUSE LAUTREC / AUBREY BEARDSLEY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петухова Елена Андреевна, Янченко Денис Геннадьевич

Интерес к проблеме плакатного искусства среди исследователей появился практически одновременно с появлением самого плаката в конце 1890-х гг. В этот период складывается значительная историографическая база, ценность которой сейчас определяется не только сохранившимися мнениями современников, но и их научной составляющей. В течение XX столетия интерес к проблематике исследования не утихал, и сейчас мы имеем возможность познакомиться с обширным литературным наследием. Его представление и научный анализ мы определяем в качестве цели настоящей статьи. Интересующий нас плакат относится к рубежу XIX–XX вв., поэтому представленные в данном обзоре исследования оцениваются, прежде всего, в отношении этого хронологического периода. В статье рассмотрена зарубежная и отечественная историография по искусству плаката. Подготовленный историографический обзор позволяет выделить ряд тенденций в понимании плакатного искусства, сформировавшийся в процессе научной критики источника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Western European and American art of poster creating in the late 19th century in historiography

Interest in the art of poster creation appeared almost simultaneously with the appearance of the poster itself in the late 1890s. During this period of time, a considerable historiographical database was created. Value of this database nowadays defined not only by the huge amount knowledge collected by contemporaries of the firs posters, but also by the scientific component of this knowledge. During the 20th century, interest in the problems of art of poster creation didn’t decreased up to nowadays, and now we have the great opportunity to work with excellent historical material. Presentation and scientific analysis of this material we define as the main goal of our article. The main point of our interest in the history of posters’ evolution lies in the time period of time in the turn of the 19th–20th centuries. However historical material presented in this review is studied due to this chronological period. In this article also represented historiographical analysis of art of poster creation. Prepared historiographical review can identify a number of trends in the understanding of art of poster creation that emerged in the course of scientific criticism of the source.

Текст научной работы на тему «Искусство западноевропейского и американского плаката конца XIX века в зарубежной и отечественной историографии»

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО ПЛАКАТА КОНЦА XIX ВЕКА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ*

Интерес к проблеме плакатного искусства среди исследователей появился практически одновременно со становлением самого плаката — еще в конце 1890-х гг. Уже тогда стала складываться значительная историографическая база, ценность которой сейчас определяется не просто сохранившимися мнениями современников, а их научной составляющей. Далее, в течение XX столетия интерес к проблематике не утихал, и сейчас мы имеем возможность познакомиться с обширным литературным наследием. Его представление и рассмотрение мы определяем в качестве цели настоящей статьи. Отметим, что интересующий нас плакат относится к рубежу Х1Х-ХХ вв., поэтому оценивать выделенные в данном обзоре исследования мы будем именно в отношении этого хронологического периода.

Критика плакатного искусства на Западе появляется уже в 1890-е гг. Понимание художественной ценности плаката формируется практически сразу, что заметно на примере весьма значимого явления — «афишема-нии», а также на основе постоянно выходивших публикаций и даже крупных изданий. Научная ценность этих трудов не слишком велика: авторы — современники интересующих нас событий и изменений — старались их проследить (доступны для изучения были публикации преимущественно американских и английских авторов). Однако выделить некоторые общие тенденции в понимании плакатного искусства уже можно, тем более что оценку работы некоторых мастеров можно встретить только в подобных изданиях.

Английский критик Чарльз Хайетт был свидетелем зарождения плаката и его дальнейшего расцвета, брал интервью у Жюля Шере, являлся

издателем английского журнала «Плакат» и еще в 1895 г. издал сочинение «Иллюстрированные плакаты»1. Перед нами история плакатного искусства глазами современника. Автор начинает с таких ранних образцов, как работы Гаварни и Эдуарда Мане, продолжает обзором плакатов практически всех западноевропейских стран и Америки. Рассмотрение ведется в соответствии с выделением художественных имен, а не стилевых тенденций. К тому же автор каждый раз отмечает по отношению к наиболее крупным школам — Франции, Англии, Америке — трех ярчайших мастеров. Однако информация не всегда полна и точна настолько, насколько этого бы хотелось от подобного издания. Тем не менее, некоторые наблюдения автора представляются немаловажными для понимания отношения современников к изучаемому материалу.

Главы, посвященные плакатному искусству Франции, являются наиболее содержательными. В авангард выделены имена Жюля Шере, Эжена Грассе и Анри де Тулуз-Лотрека. Шере признается самым крупным и ярким художником. Хайетт отмечает наиболее успешные работы, анализирует их и просто перечисляет удавшиеся и неудавшиеся плакаты. Упоминаются биографические сведения и общие художественные тенденции в творчестве мастера. Примерно в том же ключе решено повествование об Эжене Грассе. Автор относит к нему следующие слова: «Было бы бесполезно, с точки зрения рекламодателя, делать вид, что Грассе равен Шере. Его чувство прекрасного, его страсть к декоративности делает для него невозможным достижение смелого и выигрышного колорита, который столь эффектен в работах Шере. Группа его плакатов рядом с группой таких же Жюля Шере, это как прекрасные и красочные обои рядом с потоком цветов всевозможной цветовой палитры. Однако, хотя с точки зрения рекламодателя это важный фактор, для коллекционера, чья главная цель — заполнить свое собрание прекрасными вещами, это не столь существенно. Иногда, конечно, работы Грассе — невероятно достижение в рекламе»2. Такая оценка весьма интересна и, на наш взгляд, ее отчасти

* Статья подготовлена при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ, Соглашение № 8177 от 26.07.2012 по гранту ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Проблемы идентичности в истории стран Европы и Америки в эпоху Нового и новейшего времени».

1 Hiatt Ch. Picture posters: A short history of the illustrated placard, with many reproductions of the most artistic examples in all countries. London, 1895.

2 Ibid. P. 48.

можно считать справедливой. Декоративность в работах Грассе — черта, определяющая его творчество, и в целом — примета французского и бельгийского Ар Нуво. Однако чрезмерной, даже мешающей восприятию ее назвать сложно, и такая оценка нам не встречалась ранее. К тому же, сравнение Шере и Грассе теперь, с точки зрения современного восприятия, кажется ненужным. Эти два мастера, представляющие стиль модерн в своем искусстве, проявляют его по-разному, хотя имеют общую основу, представляют разные его вариации.

Разговор о Тулуз-Лотреке Хайетт начинает следующими словами: «Не будет осуждением в отношении Шере и Грассе сказать, что работы Анри де Тулуз-Лотрека — более пленительны»3. Однако высокая оценка не подтверждена столь же содержательной информацией о художнике. Автор отмечает плакат «Джейн Авриль», лишь упоминает «Мулен Руж», описывает работу «Диван Жапоне». В заключении мы можем видеть еще одну сравнительную характеристику: «Плакаты Тулуз-Лотрека — что-то большее, чем произведения искусства; они являются отражением людских образов, необычно выразительных в своем изображении. По этой причине их ценность может быть более долговременной, чем ценность произведений и Шере, и Грассе, восхитительно-фантастических у первого, очаровательно-декоративных у последнего»4. Такие выводы современника весьма интересны.

В дальнейшем мы обнаруживаем заметки о практически всех значимых французских мастерах плакатного искусства, оценку их творчества. Вполне ожидаемо, что Альфонс Муха, только заявивший о себе в 1895 г., не упомянут. В заключение обзора хотелось бы привести слова касательно Теофиля Стейнлена, чьи достижения в области рекламного плаката несколько неоднозначно оценены автором: «Хотя плакаты Стейн-лена не столь броски на тумбах, как у некоторых его современников, они имеют высокий художественный уровень и, без сомнения, занимают второе место из общего числа по интересу среди многих коллекционеров. Важно отметить, что самые редкие работы уже отнюдь нелегко достать»5.

Как ни странно, главы, посвященные местному английскому плакату, оказываются менее содержательными. Хайетт особо выделяет опять же трех мастеров — Дадли Харди, Морис Грейффенхаген и Обри Бердсли.

3 Ibid. P. 59.

4 Ibid. P. 76.

5 Ibid. P. 94.

Далее, рассуждая о творческом пути художников, автор высоко оценивает деятельность братьев Беггарстафф, отмечая их местную (английскую) уникальность: «Мне кажется, что у братьев Беггарстафф есть несколько серьезных конкурентов в Англии и не очень много во Франции»6. Такое замечание связано с собственно местными композиционными и стилевыми особенностями в плакатном искусстве. Довольно кратко определив достижения этих трех мастеров, Хайетт переходит к обзору других имен, которых очень и очень много. Настоящий источник дает нам не слишком информативную, но наполненную именами характеристику, которая подытоживается следующими словами, демонстрирующими высокую авторскую оценку местного плаката: «Я уже отмечал, что плакатное движение в этой стране достигает положительных результатов. Ни один молодой художник не будет доволен, пока не попробует себя в плакатном творчестве; золотая рамка живописи на время забыта и все обратили взоры на литографский камень. Франция, несомненно, начала задолго до нас, но если она хочет сохранить свое господство, то должна следить за своими достижениями. Наши молодые мастера бьются в ее двери, но только в духе дружеского соперничества»7.

В главе, представляющей краткий обзор американского плаката, автор как три основных имени справедливо выделяет Эдварда Пенфилда, Луиса Рида и Уилла Бредли, отмечая высокий уровень их работ. В подобном духе решена и последняя интересующая нас часть, представляющая плакатные школы других стран.

В целом наличие данного труда является для нас большой удачей. Чарльз Хайетт провел большую работу, предоставив общую, местами исчерпывающую характеристику. Ценным является широкий круг имен. упоминание каждого из которых лишний раз подчеркивает его значимую роль в плакатном искусстве 1890-х гг.

Следующим по хронологии источником является статья 1899 г. Мейбел Кей «Прошлое плаката»8 из чикагского журнала “Brush and Pencil”, выпускавшегося с 1898 по 1907 г. Данное издание оказалось весьма полезным для настоящей работы, некоторые ключевые статьи были взяты именно из него. Рассматриваемая публикация по замыслу ее автора опять же претендует на звание краткой истории плакатного искусства, но чуть-

6 Ibid. P. 208.

7 Ibid. P. 280.

8 KeyM. The Passing of the Poster // Brush and Pencil. 1899. Vol. 4. No. 1. P. 12-19.

211

чуть более поздней. Интересно отметить: М. Кей считает, что на момент последнего десятилетия XIX столетия плакат эпохи модерна прекращает свое существование: «Яркие цвета и чудные фантазии, которые мы связывали с миром плаката последние четыре или пять лет, похоже, уже исчезают из нашей быстро меняющейся современной жизни... реклама теперь носит более повествовательный и буквальный характер, как книжная обложка, увеличенная и использованная для подобной цели, или журнал, дающий нам простой скетч нового политика или должностного лица. мы в праве говорить о прошлом плаката с его непродолжительной славой, где заняли свое место Бредли, Пенфилд, Гоулд и многие другие»9.

После вступительного слова автор обращается к еще недолгой истории плаката, отмечая заслуги Франции как его Родины. Названы художники Жюль Шере, Эжен Грассе, Анри-Габриэль Ибельс, Адольф Виллетт и Альфонс Муха, творчество которого рассматривается как высшее достижение в данной области. Интересно, что, к примеру, имена Анри де Тулуз-Лотрека, Теофиля Стейнлена никак не фигурируют. Далее М. Кей отмечает тот факт, что в развитии французского плаката огромную роль сыграли театры и кабаре, а в Америке, напротив, нет. Здесь роль основного заказчика принадлежит периодическим изданиям. Это замечание не раз будет встречено нами в других публикациях, посвященных плакату в Америке, и кажется нам одним из ключевых. Следующая половина статьи обращается к истории развития американского плаката. Автор называет ключевых мастеров, их работы, подытоживая текст анализом плаката Фрэнка Хазенплага, работа которого демонстрирует «свежий творческий импульс». Хотелось бы отметить, что такое понимание процессов, происходящих на рубеже столетий, свойственно практически всей американской историографии указанного периода.

Интересна еще одна ранняя публикация — 1901 г. — А. Г. Бирнса «Руководство к плакатному дизайну»10. Здесь предлагаются композиционные и технико-технологические советы по созданию плаката. Для нас интересно мнение автора, который является исследователем рубежа веков. Его рассуждения кажутся не лишними для понимания рассматриваемой эпохи. Бирнс выделяет образец плакатного искусства — творения

9 Ibid. P. 12.

10 Byrns A. G. Suggestions on Poster Designing // Brush and Pencil. 1901. Vol. 9. No. 3. P. 154-160.

Альфонса Мухи, а также говорит о том, что Франция и Бельгия — ведущие страны в данной области. По его словам, Америка им не соперник.

На основе рассмотренного материала мы можем сделать первые выводы. Главенствующая роль Франции уже подчеркивается современниками, Англия и Америка оказываются на втором плане, причем последняя ориентируется на традиции как европейского континента (Франция), так и его островной части (Англия). Германия, Бельгия, Италия, а также другие страны отмечаются постольку, поскольку обладают примерами удачного восприятия более сильной французской традиции.

Книга Джона Берникоата «Краткая история плаката»11 принадлежит уже второй половине ХХ столетия. Повествование представляет собой историю зарождения и развития плакатного искусства с момента его появления, благодаря Жюлю Шере, до 70-х гг. ХХ в. — творчества Энди Уорхола. Автор захватывает не только столетний временной промежуток, но и не ограничивается территорией Европы. Берникоат дает нам довольно большое количество имен, стараясь представить их в определенной схеме, а именно: выделить ведущих мастеров, назвать художников в связи с культурными событиями их страны и проследить имеющиеся между ними влияния и заимствования, а также представить названных авторов в контексте стилей и направлений данной эпохи. На наш взгляд, у Д. Берникоата это получилось очень вразумительно. Представленная информация явилась важной именно для понимания проблем развития плакатного искусства 1890-х гг. Исследование Берникоата — ключевое среди работ в области истории плаката.

Известный американский исследователь Филлип-Дэннис Кейт — один из наиболее значимых исследователей графических искусств во Франции конца XIX в. и плакатного искусства в частности. Кейт старается наиболее полным образом представить историческую картину того времени и уже внутри нее обращается к творчеству отдельных мастеров. В его трудах мы можем найти информацию самого разного толка. Имеющиеся в нашем распоряжении исследования автора12 стали важнейшим материалом при работе над заданной темой.

11 Barnicoat J. A concise history of posters: 1870-1970. New York, 1972.

12 Cate P.-D. The color revolution: Color lithography in France 1890-1900. New Brunswick, 1978.

Книга Стюарта Вреда «Современный плакат»13 открывается вступительной статьей, посвященной истории плакатного искусства с начала XIX и вплоть до 80-х гг. XX в. Автор в краткой форме представляет развитие плаката в ведущих странах Континента, таких как Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Австрия, а также в Англии и Америке. Несмотря на относительно небольшой объем, информация полезна и интересна. Повествование ведется по эпохам от одной страны к другой, представляя наиболее важные моменты развития афиши в указанные периоды. Материал является довольно точной и полезной теоретической базой. Как исследование подобного плана, следует отметить труд Джозефа и Шизуко Мюллер-Брокман14, представляющий схожую информацию.

Одним из последних по хронологии изданий является одноименный каталог плакатной выставки «Уличный салон. Иллюстрированная афиша 1890-х - 1910-х»15. В каталоге представлен обзор истории плаката в указанные годы. Подробно повествуется о появлении плаката в Париже, росте его популярности и его значения. Рассмотрен опыт других городов Европы и Америки. Плакатное искусство продемонстрировано как явление повсеместное. Затрагивается вопрос «афишемании». Отмечается роль плаката как связующего звена между искусством и торговлей. Кроме того, подчеркивается тот факт, что благодаря работе в данной области стольких ведущих мастеров, плакат смог подняться до уровня произведения искусства. Далее следуют главы, представляющие жанровую типологию искусства плаката: реклама, туризм, театр, кабаре, выпуск периодических изданий, выставки.

Перечисленные исследования, как уже было отмечено, содержат информацию о плакатном искусстве конца XIX в. и в редких случаях —

об интересующем нас издании. Однако большая часть этих исследований ориентирована именно на Францию. Данный факт нам бы хотелось в очередной раз подчеркнуть.

В качестве дополнительного материала обратимся к обзору публикаций об американском плакатном искусстве 1890-х гг. Мы остановимся только на нем ввиду отсутствия столь же достойной подборки о плакате других стран.

13 Wrede S. The Modern Poster. New York, 1988.

14 Muller-Brockmann J. & S. History of the poster. London; New York, 2010.

15 Le Salon de la rue: L’affiche illustree de 1890 a 1900: Catalogue d’exposition / Ed. de M.-J. Geyer, T. Laps. Strasbourg. P. 198, il.

214

Имеющиеся у нас источники дают возможность составить лишь общее представление об истории развития американского плаката. Краткий обзор основных имен представляет упомянутая книга Джона Бер-никоата, а также аналогичные издания. Более подробным и значимым материалом представляются статьи, самая ранняя из которых датируется 1895 г. — «Американский плакат»16. Она является по большей части обзором выставки того же года, проведенной в магазине Чарльза Пратта — одного из первых собирателей плаката в Америке. В работе отмечаются, по его мнению, наиболее интересные работы и их создатели, среди них Уилл Бредли, Джордж Пенфилд и Луис Рид, а также упоминаются другие яркие имена — Чарльза Вудберри, Уилла Каркевилля, Этель Рид. В отношении последних сказаны следующие слова: «.. .каждый из них — интересный, достойный изучения мастер для любителя плаката»17. Кроме того, в работе высказаны мысли в отношении положения американской афиши в искусстве его эпохи, тем более что ее ценность, по словам исследователя, уже не подлежит сомнению: «Как правило, из-за простоты мотива и содержания, а также искусного использования всего нескольких цветов эти работы, несомненно, декоративнее по воздействию, чем работы их парижских братьев. Возможно, это может быть объяснено фактом их следования курсом между английской школой, которая, как правило, более традиционна, и французскими художниками, которые достигли большего в чисто художественном воздействии, и полученные результаты без сомнения успешны»18. В исследовании поясняется, что такое положение между традицией и новацией является залогом успешного рекламного плаката, который будет идеально воздействовать на публику.

Данный источник представляется нам весьма ценным по причине времени его появления. Критика, современная предмету исследования, — материал, безусловно, заслуживающий внимания.

Статья Эдгара Брейтенбаха «Американская графика в конце XIX века»19 включает довольно интересные сведения. Автор рассуждает в целом о проблеме графических искусств, отмечая интересных мастеров, фирмы,

16 The American Poster // The Decorator and Furnisher. 1896. Vol. 27. No. 5. P. 135-137.

17 Ibid. P. 137.

18 Ibid. P. 137.

19 Breitenbach E. American Graphics in the Late Nineteenth Century // Archives of American Art Journal: A Retrospective Selection of Articles. 1990. Vol. 30. No. 1/4. P. 19-26.

занимавшиеся выпуском гравюр. О плакате он говорит отдельно, называя его изучение — «запущенной отраслью» на фоне общего интереса к американской графике. Э. Брейтенбах называет ряд имен, а также связывает их деятельность с определенными периодическими изданиями. Таким образом, он дает ключ к определению тематики некоторых произведений. В конце автор пишет: «Хотя американское плакатное движение было коротким, оно успело завоевать признание по всей Европе. Афиши были первым примером американского графического искусства, которое всеобъемлюще коллекционировалось европейскими музеями»20. Таким образом, мы получаем очередное подтверждение ценности рассматриваемого материала.

Гэбриел Вейсберг в статье «Графические искусства в Америке. Художественный и гражданский плакат»21 определяет американский плакат 1890-х гг. как особенный продукт эпохи, имевший свое специфическое значение. Это художественный плакат, который, по определению автора, должен был следовать новым веяниям эпохи (преимущественно европейским и дальневосточным), а также отбросить местную графическую традицию, которая тормозит его развитие22.

Вейсберг, как и другие, отмечает некоторых художников — Эдварда Пенфилда и Уилла Бредли, а также делает вывод относительно столь недолгой популярности художественного плаката (в предыдущих источниках это время определяется как середина 1890-х гг.): «Плакаты были эффективным средством рекламы, вызывавшим дискуссии на тему влияния визуального изображения на будущее дизайна. Однако возрождение афиши 1890-х гг. было недолгим, т. к. было тяжело выдерживать такое обновление с помощью ограниченной аудитории коллекционеров, а также выдерживать увеличение издержек производства. К тому же, создание художественных плакатов не всегда было рентабельным»23.

Вышерассмотренные работы явились весьма полезным историографическим материалом. Конечно, вопрос о роли американского плаката в искусстве страны, а также о его отношении к другим традициям про-

20 Ibid. P. 26.

21 Weisberg G. P. Graphic Art in America The Artistic and Civic Poster in the United States Reconsidered // The Journal of Decorative and Propaganda Arts. 1990. Vol. 16. P. 104-113.

22 Ibid. P. 106.

23 Ibid. P. 109.

слеживается в публикациях не слишком определенно. К тому же аспект творческой деятельности художников также не рассматривался подробно. Однако такая неполная исследованность открывает пути для решения проблемы.

Подводя итоги изучения данного круга литературы, нужно отметить, что в ней подробно рассмотрена была лишь малая часть существующих источников. Тем не менее, иностранная историография дает нам значительнейшую информационную базу для изучения проблематики искусства плаката, а также понимания его места в культурно-историческом контексте. Круг западных работ продолжают монографии, посвященные отдельным мастерам плаката, являющиеся важнейшей информативной базой для работы.

Обратимся к монографиям, посвященным Анри де Тулуз-Лотреку. Работа Герстеля Мака24 является обширным трудом по творчеству художника, хотя автор уделяет большее внимание изучению личности Лотрека и мира, который его окружал. Для данной работы интересной является глава «Плакаты», где предлагается довольно краткий, но информативный анализ каждого из 30 плакатов Лотрека. Такой подход стоит отметить в связи с тем, что в подавляющем большинстве трудов, посвященных творчеству художника, не рассматриваются абсолютно все его работы.

Творчество Жюля Шере, как первого мастера плаката, безусловно, требует рассмотрения. Нами было изучено несколько трудов, посвященных его творчеству.

Статья Бредфорда Коллинса «Плакат как искусство: Жюль Шере и борьба за равенство в изобразительных искусствах Франции конца

XIX века»25 по хронологии является более ранним источником и богатейшим материалом для изучения и понимания творчества мастера. Весьма полезными оказались биографические сведения, а также прекрасный историографический обзор критики современников Жюля Шере о его творчестве. Благодаря статье мы видим, что мастер к началу 1890-х гг. получает абсолютное признание и уже становится художником, выведшим афишу на уровень высокого изобразительного искусства. Кроме того, автор приводит интереснейшие выводы относительно творческой

24 Mack G. Toulouse-Lautrec. New York, 1938. P. 370, il.

25 Collins B. R. The Poster as art: Jules Cheret and the struggle for the equality of the arts in late nineteenth-century France // Design Issues. 1985. Vol. 2. No. 1. P. 41-50.

эволюции мастера, которые оказались нужными при написании данной работы.

Весьма полезным явился каталог Люси Броадо «Плакаты Жюля Шере»26. Здесь представлено большое количество работ мастера, также весьма интересна вступительная статья, которая является полным и в меру подробным биографическим очерком. Благодаря данному труду появилась возможность что-либо узнать об издательстве “1трптепе №а1х” основанном Жюлем Шере. В данном издательстве были напечатаны самые известные плакаты своего времени, выпускались различные графические издания и серии.

Новейшим трудом, посвященным творчеству художника, является одноименный каталог к выставке «Прекрасная эпоха и Жюль Шере. От афиши к декору»27, выпущенный в 2010 г. музеем Декоративных искусств города Парижа. Авторы статей — известные исследователи, важное достоинство работы — достаточно полный тематический каталог. Повествование охватывает как биографические сведения, анализ важнейших работ и стилевых особенностей художника, так и вопросы истории художественной критики по отношению к мастеру. Все эти факторы делают рассматриваемый каталог одним из самых ценных.

Среди монографий хотелось бы отметить книгу Йена Миллмана, посвященную Жоржу де Феру28. Труд представляет собой полное, прекрасно иллюстрированное и замечательно написанное исследование творчества мастера. В хронологическом порядке рассматриваются биография и этапы художественной работы де Фера, также уделено внимание рассмотрению проблемы символизма в творчестве художника, работы которого в полной мере можно рассматривать в русле этого направления.

Обзор данного круга источников можно считать информативным и полезным. Творчеству отдельных мастеров — мастеров первого круга — посвящены серьезные труды, которые дают основу для анализа их работ. Однако в отношении всех художественных имен, которые активно работали в последнем десятилетии XIX столетия, существующий набор тру-

26 The Posters of Jules Cheret: 46 full-color plates and an illustrated: Catalogue raisonne: Second, revised and enlarged edition / Ed. by L. Broido. New York, 1992.

27 La Belle Epoque de Jules Cheret: De l’affiche au decor: Catalogue d’exposition / Ed. de S. Le Men; R. Bargiel. Paris, 2010. P. 368, il.

28Millman I. Georges de Feure: Maitre du symbolisme et de l’art nouveau.Paris, 1992. P. 387, il.

дов является довольно бедным. Даже западная историография пока что не может нам дать абсолютно целостного представления о мастерах плакатного искусства 1890-х гг. Далее мы обратимся к отечественным исследованиям.

Конечно, в России, как и в любой другой стране, изучение развития национального наследия всегда превалировало, однако в интересующем нас случае мы можем смело утверждать, что на данный момент все-таки существует хоть небольшая, но достойная рассмотрения историографическая база по вопросам искусства зарубежного плаката.

Самые ранние сведения об иностранном плакате в России представляют нам два каталога выставок, прошедших в Петербурге и Москве в 189729 и 1898 гг.30 соответственно. Вступительные статьи П. П. Мар-серу и И. Н. Кнебеля соответственно должны быть выделены как первые заметки в России, посвященные искусству плаката.

В качестве еще одного упоминания о плакате на рубеже XIX-XX вв. стоит отметить статью из Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона31. Интересно, что в ней говорится практически только о зарубежных авторах, о русском плакате лишь несколько строк. Нам кажется нелишним привести здесь некоторые выдержки из текста, дающие представление о первых оценках иностранного плаката в нашей стране: «Переворот произошел, прежде всего, во Франции, и его виновником был парижский рисовальщик-литограф Жюль Шере. Он обладал редкою способностью сообщать немногими бойкими чертами жизнь и движение изображаемым фигурам и через сопоставление немногих вкусных красок достигать ласкающих взор эффектов... Из Франции любовь к фигурным объявлениям распространилась по всей Европе. Прежде всего Бельгия, за нею Англия, Германия, Голландия, Италия и скандинавские страны выставили даровитых рисовальщиков по их части. Не осталась без таких художников и Сев. Америка. Не вдаваясь в характеристику художников, составивших себе известность плакатами, ограничиваемся перечислением наиболее выдающихся из их длинного ряда. Таковы во

29 Международная выставка художественных афиш: Каталог / Сост. П. П. Мар-серу. СПб., 1897.

30 Каталог первой международной выставки художественной афиши в Москве / Предисловие И. Н. Кнебеля. М., 1898.

31 Сомов А. И. Плакаты художественные // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1898. Т. XXIII. С. 797-798.

Франции, кроме Шере, его прямые последователи Ж. де Фер, А. Гильом, Ж. де Палеолог и Ф. Буиссе; затем отступившие от его манеры и сообщившие, каждый по-своему, дальнейшее развитие П. — Ф. Л. Форен (известный рисовальщик журнала «Figaro»), Грассе, А. Виллет, Т.-А. Стейнлен, А. де Тулуз-Лотрек, Г. д’Алези, Ленуар, А. Ибельс, А. Муха, П. Бретон, Л. Анкетен и Ф. Воллатон; в Бельгии — Э. Дюйк, Л. Креспен, Пива-Лив-ремон, А. Оттевар, А. Мёнье, Ж. Комба, Т. Рейсельберге, Э. Берхманс и А. Рассенфорс; в Англии — Дюдлей Гарди, Л. Равен-Гиль, братья Бегарстаф, М. Грейффенгаген и А. Обрей-Бердслей; в Германии — Г. Г ирис, Ф. Штук, Г. Унгер, Т. Т. Гейне, И. Заттлер, Ф. Рем, Амберг и Зют-терлейтер; в Дании — П. Фишер; в Швеции — Р. Остберг и Э. Вестман; в Италии — Дж. Маталони; в Сев. Америке — Л.-Дж. Рид, У Брадлей, Э. Пепфильд и В. Каркевиль»32. Среди перечня художников мы можем видеть имена, которые признавались у современников за рубежом. Это объясняется, скорее всего, ориентированием на имеющиеся у нас на тот момент публикации иностранных авторов. Однако нельзя забывать про устраиваемые выставки художественного плаката в России. Нам кажется интересным и важным такое суждение в уважаемом энциклопедическом издании того времени.

Монография В. К. Охочинского «Плакат. Развитие и применение»33 является первым полноценным отечественным трудом по плакатному искусству. Автор обращается к истории собственного национального плаката, но в первую очередь прослеживает эволюцию данного вида графики через опыт стран Западной Европы и Америки. Пожалуй, мы можем отметить, что в нашей историографии такого примера не было и нет до настоящего момента. Это единственная монография, которая представляет развитие иностранного плаката на рубеже XIX-XX вв. Фактологический материал, по существу, не имеет особого значения на фоне доступных зарубежных изданий, но некоторые авторские мысли отметить, безусловно, стоит. Рассуждая о французском искусстве, Охочин-ский рассматривает лишь мастеров первого круга, таких как Т. Стейнлен, А. де Тулуз-Лотрек, Ж. Шере, Ф. Валлоттон, затем подводит итог проведенному анализу: «Основы, заложенные этими рисовальщиками, породили целую школу подражателей. Французский плакат получил развитие по заветам Шере и Лотрека. Наибольшего успеха достигли, конечно,

32 Там же. С. 797-798.

33 Охочинский В. К. Плакат. Развитие и применение. Л., 1926.

близкие французскому буржуазному духу, красивые уравновешенные театральные афиши, анонсы модных парижских портных и парфюмерий, а также объявления знаменитых марок шампанского. Динамический, рекламный плакат-буян не получил во Франции достаточно яркого, самобытного выражения. Причина этому вполне понятна [...] плакат для них продолжал оставаться той же декоративной иллюстрацией, но только большого размера»34. Далее автор добавляет несколько слов о других прославленных мастерах: «Ранние последователи Шере (Е. Грассе, А. Муха и др.) также пробовали внести в плакат некоторые новации — в излюбленных женских фигурах подражая английским прерафаэлитам, в окраске — японской ксилографии. В плакат они внесли холодную архитектонику, как бы стилизуя старинную живопись на стекле»35.

В материале, посвященном Америке, Охочинский обращается в основном уже к плакату ХХ в., отмечая его основные особенности. Рассуждения довольно пространны без конкретных примеров. Интересующее нас десятилетие отмечено лишь одной фразой: «Из старых видных американских плакатистов можно назвать: А. Рида, У! Брадля, Э. Пен-фильда и др.»36. В подобном духе решена глава об английском плакате и опять же на примерах искусства ХХ столетия. Что касается других стран, то автор вновь ограничивается общим выводом: «В Бельгии, Голландии, Швейцарии, Испании, Дании и Скандинавии плакат развивался по путям, указанным Францией и Америкой, отличаясь лишь этнографическими особенностями быта. В Италии широкое применение получили композиции, воспевающие неоклассические, архитектурные мотивы»37. Интересен обзор плакатного искусства Германии: «Еще в девяностых годах прошлого столетия немецкий плакат был продуктом “честного” — ремесленного производства, не преследующего высоких художественных стремлений. Но вот в Мюнхене зародилось молодое талантливое содружество художников-новаторов, тоскующих в застывшей ограниченности немецкого академизма, ревниво уязвленных успехами французского рисунка и всецело увлеченных достижениями английской книжной графики. Усилиями М. Клингера и Ф. Штука быстро выработался тот своеобразный “тевтонский” стиль, который построен на удачной модер-

34 Там же. С. 36-37.

35 Там же. С. 37.

36 Там же. С. 40.

37 Там же. С. 49.

низации античного классицизма и немецкой готики и на усовершенствовании четкой стилизации малоразборчивого прежнего готического шрифта»38. Далее говорится о появлении журналов «Югенд», «Симпли-циссимус» и зависимости плакатной графики от них. Эта заметка весьма ценна, поскольку получить достойное представление о плакатном искусстве Германии крайне сложно. Но В. К. Охочинский выделяет имена выдающихся художников. В целом эрудиция и выводы автора достойны уважения и, как уже было сказано, данный труд не имеет аналогов в русскоязычной литературе.

Фундаментальными исследованиями в России по графике можно назвать книги А. А. Сидорова39. Занимаясь вопросами как русской, так и зарубежной проблематики, он резюмирует ее достижения в своих работах, подробно изучая все этапы развития от появления ксилографии до агитационных плакатов ХХ в. В одном из своих сочинений Сидоров краткий абзац посвящает западному плакату: «Новые качества вырабатывает плакат рекламного типа, начиная с 80-х гг. XIX в. во Франции. Вырабатывается эстетика плаката, требование его яркости, “броскости”, лаконичности. Первым художником, специализировавшимся на таком плакате, является Ж. Шере; наиболее выдающимися по качеству остаются близкие к реализму плакаты Стейнлена и Тулуз-Лотрека во Франции, Д. Г арди в Англии (преимущественно театральные), Пенфильда и Брадлея в США (журнальные). В Германии плакат рано становится стилизационным»40. Выделение именно реалистической тенденции, как именует ее автор, является вполне закономерной для русской критики 1920-х гг., и в целом информация типична для отечественного исследователя. Продолжателем традиции А. А. Сидорова можно назвать Ю. Я. Герчука41. Работая преимущественно с искусством книги, он изучает в связи с ней графику, уделяя место журнальной иллюстрации и плакату.

Важными работами как по французской графике XIX столетия, так и по искусству этого времени в целом, являются исследования Н. Н. Кали-

38 Там же. С. 50.

39 Подробнее см.: Сидоров А. А. 1) Графика. М.; Л., 1949; 2) История графических искусств Западной Европы / А. А. Сидоров. М., [б. г.]; 3) История графики и книжного искусства: Учебное пособие / Московский полиграфический институт. М., 1986.

40 Сидоров А. А. История графических искусств. С. 60.

41 Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов / Ю. Я. Герчук. М., 2000.

тиной42. Для понимания данного периода ее труды являются одними из лучших. Они раскрывают практически все грани искусства того века. В работе «Французская литография»43 хотелось бы отметить сведения, касающиеся Жюля Шере. Творчество этого мастера практически не изучено в нашей стране, и монографий, посвященных ему, у нас нет. Таким образом, материалы из данного исследования являются весьма ценными.

Журнальные статьи составляют один массив работ о плакатном искусстве на русском языке. Нужно отметить публикации Я. А. Тугенд-хольда «Плакат»44 и «Плакат на Западе»45, по содержанию очень близкие. Однако первая работа представляется нам все же более основательной, поэтому именно ее стоит рассмотреть подробнее. Второй источник — «Плакат на Западе» — это обзор появления и развития плакатного искусства во Франции и Германии до начала 1920-х гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье «Плакат» Тугендхольд подробно останавливает свое внимание на проблемах французского, американского и немецкого плаката, лишь упоминая Англию, рассматривает отечественные достижения, а также обращается к технико-технологической стороне плакатного искусства, рассуждая доступным и интересным языком. Касательно Франции, автор выделяет две магистральные линии, по которым развивается плакат конца XIX - начала ХХ в. Это плакат импрессионистический, представленный Ж. Шере, А. де Тулуз-Лотреком, Т. Стейнленом, и стилизованный плакат эстетского облика, родоначальником которого является Э. Грассе, а продолжателями — А. Муха, Ж. де Фер, П. Бертон. Кроме того, мы можем здесь найти емкий и точный анализ творчества Ж. Шере, упоминание имени которого в русскоязычных исследованиях уже многого стоит. Примечательно, что Тугендхольд выделяет мастеров, продолживших стилистические и художественные искания Шере, таких как Ж. Меньер и Л. Лефевр.

Определяя общий облик стилизованного плаката, Я. А. Тугендхольд пишет: «.это скорее увеличенная книжная графика, лишь раскрашен-

42 Подробнее см.: Калитина Н. Н. 1) Французская литография: Альбом. Л., 1969; 2) Французское изобразительное искусство конца XVШ-XX веков: Учебник для вузов по специальности «История» / Н. Н. Калитина. Л., 1990.

43 Калитина Н. Н. Французская литография: Альбом. Л.: Советский художник, 1969. 96 с., ил.

44 Тугендхольд Я. А. Плакат // Газетный и книжный мир. Вып. 2. М., 1926. С. 325-351.

45 Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М., 1987.

223

ная для декоративного эффекта, нежели живописный плакат в собственном смысле слова»46. Особенно важно, что автор придерживается линии исключительного влияния французской традиции на другие страны. Америка, и, что особенно необычно — Англия, оказываются в данной сфере влияния. Так, мы можем увидеть следующие слова: «Однако, наиболее благодарную почву этот орнаментально-графический плакат нашел для себя в Англии и Америке — странах, кстати сказать, со слабо развитой живописью. Английский плакат построен в большинстве случаев не на красочных эффектах, а на игре черного и белого. Его лучший представитель — блестящий график Обри Бердслей. Узорно-графическая концепция Грассе нигде, однако, не достигла такого распространения, как в Америке. Плакаты Брадлея отличаются необычной красивостью линий и завитков, но этот орнаментальный элемент так перегружает и осложняет их, что делает неразборчивым самый предмет, подлежащий рекламе. Так, например, изображая велосипед, Брадлей так увивает его цветами, что требуется большое напряжение внимания, чтобы понять, о чем идет речь... В этом отношении гораздо более плакатны и броски работы другого американца, находящегося под сильным влиянием Лотрека и Стейн-лена — Эдварда Пенфилда; впрочем, от французов его отличает более четкая, сухая и “законченная” манера, лишающая его того трепета жизни, который был в работах французских импрессионистов»47.

Завершается интересующая нас часть статьи словами о Германии, во многом сходными с выводами В. К. Охочинского, тем более что публикации появились в один год: «Между этими двумя крайними полюсами плакатной эстетики — импрессионизмом и стилизмом — следует указать на компромиссный тип разрешения плаката — германский. Германский плакат, достигший в настоящее время чрезвычайного расцвета, возник только в 90-х годах прошлого столетия. В течение долгого времени германские художники не могли выкристаллизировать своего стиля, и германский плакат носил чисто картинный характер: это была станковая картина, перенесенная на бумагу, вместо того, чтобы быть вставленной в раму. Таковы, например, плакаты Ф. Штука, некоторые из которых до такой степени забывают о природе литографии, что имитируют на бумаге мозаику.

В то же время гипноз античности, античной мифологии, античных образов, столь долгое время господствовавший в германской живописи,

46 Тугендхольд Я. А. Плакат // Газетный и книжный мир. Вып. 2. М., 1926. С. 325-351.

47 Там же. С. 332.

наложил свою печать и на германский плакат, сообщив ему условный, аллегорический облик (Штук, Клингер, Людвиг фон Гофман, Г. Климт — в Австрии). Обновление германского плаката началось лишь с рассветом сатирических журналов “Югенд” и “Симплициссимус”»48.

На наш взгляд, рассуждения Я. А. Тугендхольда зачастую весьма убедительны и актуальны. Эта небольшая статья, простая и доступная по своему содержанию, с легкостью расставляет на места достижения в плакате того времени.

Е. С. Левитин в своей статье «Проблема графического языка в европейской гравюре второй половины XIX века»49 рассматривает, как интерпретировались уже существующие графические техники в искусстве второй половины XIX столетия. Автор показывает, во что обратились поиски ведущих мастеров этого времени. Вершиной графических достижений он называет плакаты Тулуз-Лотрека, который был одним из тех, кто почувствовал и предопределил будущее искусства, вошедшего в ХХ век под эгидой кубизма.

Нужно отметить существование нескольких каталогов графических выставок, следующих по хронологии друг за другом. Каталог «Французская литография 1890-х гг.»50 содержит вступительную статью Ю. А. Русакова. Автор, рассматривая историю становления литографического оттиска как самостоятельной художественной единицы, упоминает при этом искусство плаката.

Каталог выставки «Французский плакат конца 19 - начала 20 вв.»51 со вступительной статьей Н. Н. Школьного — следующая работа, которую необходимо отметить. В нем довольно кратко и четко описываются основные вехи развития французского плаката, присущие ему специфические черты, а также воздействие, которое плакат оказывает на зрителя как один из видов визуальных искусств. Автор справедливо отмечает: «Во французском плакате конца 19 - начала 20 вв. отразилось реальное разнообразие и сложность жизни, проявились идеи и принципы, определив-

48 Там же. С. 333.

49 Левитин Е. С. Проблема графического языка в европейской гравюре второй половины XIX века // Западноевропейское искусство второй половины XIX в: Сборник статей. М., 1975.

50 Французская литография 1890-х годов: Каталог выставки / Авт. вступ. ст. и сост. Ю.А. Русаков. Л., 1979.

51 Французский плакат конца 19 - начала 20 в.: Каталог выставки / Сост. Н. Н. Школьный. СПб., 1995.

шие искусство новейшего времени: обновление художественного языка, поиски синтеза с окружающей средой и с другими видами искусства».

Одним из последних изданий является каталог «Английский литографированный постер из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина»52, выпущенный к одноименной выставке. Автор, на примере собрания музея, рассматривает историю английского плаката второй половины XIX - первой половины ХХ в. Ввиду, как уже упоминалось, отсутствия достойного материала, посвященного плакатному искусству данной страны, наличие этого труда является большой удачей. Для нас наиболее интересной стала глава «Рекламный и пропагандистский постер конца XIX - начала ХХ века». В целом представленная информация не является новой или уникальной, в свете существующих источников на иностранном языке, однако сведения о развитии рекламной индустрии в Англии могут оказаться полезными. И. А. Никифорова отмечает, что англичане стали пионерами в данной области: еще с начала XVIII в. распространялись коммерческие листки — предтечи будущих плакатов. Английская реклама породила такое явление как «слоган» и, как известно, именно в Англии Ж. Шере обучался мастерству цветного печатанья. Однако плакат считался «низким жанром», поэтому, несмотря на технические и рекламные инновации, Англия пропустила вперед себя Францию. «В то время как во Франции творческие эксперименты художников вызывали общее восхищение и, что немаловажно, щедро поощрялись заказчиками, реклама в Англии презиралась образованным обществом викторианской эпохи»53, — так емко и кратко автор каталога охарактеризовала происходившую ситуацию. Но Англия все же сумела преодолеть предубеждения общества, не в последнюю очередь из-за рождения самобытной манеры таких авторов, как братья Бег-гарстафф, Дадли Харди, Джон Хассал и Обри Бердсли. Характеристика их творчества представлена в указанной главе. Таким образом, рассматриваемый каталог довольно точно и емко приводит нужные для заинтересованного читателя сведения, являясь при этом наиболее значительным изданием на русском языке в области истории английского плаката.

52 Никифорова И. А. Английский литографированный постер из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: Каталог выставки / Авт. сост. И. А. Никифорова. М., 2009.

53 Там же. С. 9.

Книга Владимира Полякова «Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо»54 является обзором графики и связанной с ней плакатной, книжной и журнальной деятельности с конца XVIII по начало

XX в. Автор рассматривает как черты, свойственные определенной эпохе, стране, так и многих мастеров в отдельности. Значительное место в работе уделяется техникам печати. Поляков каждый раз отмечает, в какой технике преимущественно работал художник и в какой выполнена определенная работа. Кроме того, автор указывает множество книжных изданий. Изучая данный труд, мы можем получить достаточно цельное, хотя и несколько поверхностное представление о деятельности в графике указанного периода. Также Поляков приводит сведения о материальной ценности упоминаемых работ, указывая данные с проводившихся аукционов. В издании содержится не только развернутый анализ самого феномена тиражной графики, обзор основных этапов ее развития, но и каталог наиболее известных работ как западноевропейских, так и отечественных художников, работавших в этой области. Во введении автор определяет цели своей книги: «Возвращаясь к структуре книги, мне кажется необходимым сделать два уточнения. Во-первых, повторюсь, что речь в ней будет идти только о тиражных листах, публикующихся в печатных изданиях... Во-вторых. Выбраны имена только первого ряда — те, кого во французской традиции принято называть Grands maitres»55.

Информация о статье

УДК 930 + 76

Авторы: Петухова Елена Андреевна, ассистент, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (СПГУТД), Санкт-Петербург, Россия, yelena.petukhova@ gmail.com:

Янченко Денис Геннадьевич, кандидат исторических наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, deni g yanch@mail.ru

Название: Искусство западноевропейского и американского плаката конца XIX века в зарубежной и отечественной историографии

Аннотация: Интерес к проблеме плакатного искусства среди исследователей появился практически одновременно с появлением самого плаката в конце 1890-х гг. В этот период складывается значительная историографическая база, ценность которой сейчас определяется не только сохранившимися мнениями современников, но и их научной составляющей. В течение XX столетия интерес к проблематике исследования не утихал, и сейчас мы имеем возможность познакомиться с обширным литературным наследием. Его представление и

54 Поляков В. В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. М., 2002.

55 Там же. С. 7.

научный анализ мы определяем в качестве цели настоящей статьи. Интересующий нас плакат относится к рубежу XIX-XX вв., поэтому представленные в данном обзоре исследования оцениваются, прежде всего, в отношении этого хронологического периода. В статье рассмотрена зарубежная и отечественная историография по искусству плаката. Подготовленный историографический обзор позволяет выделить ряд тенденций в понимании плакатного искусства, сформировавшийся в процессе научной критики источника.

Ключевые слова: искусство плаката, историография, западноевропейское искусство, стиль, Тулуз Лотрек, Обри Бердслей

Information about the article

Authors: Petukhova Yelena Andreevna, Assistant Lecturer, St. Petersburg State University of Tehnology and design, St. Petersburg, yelena.petukhova@gmail.com: Yanchenko Denis Gennadievich, Ph. D. in History, Senior Lecturer, St. Petersburg State University, St. Petersburg, deni_g_yanch@mail.ru

Title: Western European and American art of poster creating in the late 19th century in historiography Summary: Interest in the art of poster creation appeared almost simultaneously with the appearance of the poster itself in the late 1890s. During this period of time, a considerable historiographical database was created. Value of this database nowadays defined not only by the huge amount knowledge collected by contemporaries of the firs posters, but also by the scientific component of this knowledge. During the 20th century, interest in the problems of art of poster creation didn’t decreased up to nowadays, and now we have the great opportunity to work with excellent historical material. Presentation and scientific analysis of this material we define as the main goal of our article. The main point of our interest in the history of posters’ evolution lies in the time period of time in the turn of the 19th-20th centuries. However historical material presented in this review is studied due to this chronological period. In this article also represented historiographical analysis of art of poster creation. Prepared historiographical review can identify a number of trends in the understanding of art of poster creation that emerged in the course of scientific criticism of the source.

Keywords: poster creating, historiography, style, Western European Art, Toulouse Lautrec, Aubrey Beardsley.

Список литературы

Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов / Ю. Я. Герчук. Москва: Аспект пресс, 2000. 320 с., ил.

Калитина Н. Н. Французская литография: Альбом. Ленинград: Советский художник, 1969. 96 с., ил.

Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX веков: Учебник для вузов по специальности «История» / Н. Н. Калитина. Ленинград: Издательство ЛГУ 1990. 274 с., ил.

Каталог первой международной выставки художественной афиши в Москве / Предисловие И. Н. Кнебеля. Москва, 1898. 55 с.

Левитин Е. С. Проблема графического языка в европейской гравюре второй половины XIX века // Западноевропейское искусство второй половины XIX в: Сборник статей. Москва: Искусство, 1975. 207 с., ил.

Международная выставка художественных афиш: Каталог / Сост. П. П. Марсеру Санкт-Петербург, 1897. 66 с.

Никифорова И. А. Английский литографированный постер из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: Каталог выставки I Авт. сост. И. А. Никифорова. Москва: Сканрус, 2009. 271 с., ил.

Охочинский В. К. Плакат. Развитие и применение. Ленинград, 1926. 92 с.

Сомов А. И. Плакаты художественные II Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 1898. Т. XXIII. С. 797-798.

Поляков В. В. Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва: Топливо и энергетика, 2002. 284 с., ил.

Сидоров А. А. Графика. Москва; Ленинград, 1949. 30 с.

Сидоров А. А. История графических искусств Западной Европы I А. А. Сидоров. Москва: Изобразительное искусство, [б. г.]. 681 с.

Сидоров А. А. История графики и книжного искусства: Учеб. пособие I Московский полиграфический институт. Москва: МПИ, 1986. 61 с.

ТугендхольдЯ. А. Плакат II Газетный и книжный мир. Вып. 2. Москва, 1926. С. 325-351. Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе II Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Москва: Советский художник, 1987. 320 с.

Французская литография 1890-х годов: Каталог выставки I Авт. вступ. ст. и сост. Ю. А. Русаков. Ленинград: Аврора, 1979. 83 с., ил.

Французский плакат конца 19 - начала 20 в.: Каталог выставки I Сост. Н. Н. Школьный. Санкт-Петербург: Изд-во РНБ, 1995. 14 с., ил.

The American Poster II The Decorator and Furnisher. 1896. Vol. 27. No. 5. P 135-137.

Barnicoat J. A concise history of posters: 1870-1970. New York: Abrams books, 1972. 288 p., il. La Belle Epoque de Jules Cheret: De l’affiche au decor: Catalogue d’exposition I Ed. de S. Le Men; R. Bargiel. Paris: Les Arts decoratifs: BnF, impr., 2010. P. 368, il.

Breitenbach E. American Graphics in the Late Nineteenth Century II Archives of American Art Journal: A Retrospective Selection of Articles. 1990. Vol. 30. No. 1I4. P 19-26.

Byrns A. G. Suggestions on Poster Designing II Brush and Pencil. 1901. Vol. 9. No. 3. P. 154-160. Cate P.-D. The color revolution: Color lithography in France 1890-1900. New Brunswick: Rutgers University Press, 1978. 136 p., il.

Collins B. R. The Poster as art: Jules Cheret and the struggle for the equality of the arts in late nineteenth-century France II Design Issues. 1985. Vol. 2. No. 1. P. 41-50.

Hiatt Ch. Picture posters: A short history of the illustrated placard, with many reproductions of the most artistic examples in all countries. London: George Bell and sons, 1895. 367 p., il.

Key M. The Passing of the Poster II Brush and Pencil. 1899. Vol. 4. No. 1. P 12-19.

Mack G. Toulouse-Lautrec. New York: Kopf, 1938. P. 370, il.

Millman I. Georges de Feure: Maftre du symbolisme et de l’art nouveau. Paris: ACR, 1992. P 387, il.

Muller-Brockmann J. & S. History of the poster. London; New York: Phaidon, 2010. 123 p., il. The Posters of Jules Cheret: 46 full-color plates and an illustrated: Catalogue raisonne: Second, revised and enlarged edition I Ed. by L. Broido. New York: Dover Publications, 1992. 144 p., il. Le Salon de la rue: L’affiche illustree de 1890 а 1900: Catalogue d’exposition I Ed. de M.-J. Geyer, T. Laps. Strasbourg: Editions des Musees de Strasbourg, 2007. P. 198, il.

Weisberg G. P. Graphic Art in America The Artistic and Civic Poster in the United States Reconsidered II The Journal of Decorative and Propaganda Arts. 1990. Vol. 16. P 104-113.

Wrede S. The Modern Poster. New York: Museum of Modern art, 1988. 263 p., il.

References:

1. Gerchuk YU. YA. Istoriya grafiki i iskusstva knigi: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / YU. YA. Gerchuk. Moskva: Аspekt press, 2000. 320 s., il.

2. Kalitina N. N. Frantsuzskaya litografiya: Аl’bom. Leningrad: Sovetskij khudozhnik, 1969. 96 s., il.

3. Kalitina N. N. Frantsuzskoe izobrazitel’noe iskusstvo kontsa XVIII-XX vekov: Uchebnik dlya vuzov po spetsial’nosti «Istoriya» I N. N. Kalitina. Leningrad: Izdatel’stvo LGU, 1990. 274 s., il.

4. Katalog pervoj mezhdunarodnoj vystavki khudozhestvennoj afishi v Moskve I Predislovie I. N. Knebelya. Moskva, 1898. 55 s.

5. Levitin E. S. Problema graficheskogo yazyka v evropejskoj gravyure vtoroj poloviny XIX veka, in Zapadnoevropejskoe iskusstvo vtoroj poloviny XIX v.: Sbornik statej. Moskva: Iskusstvo, 1975. 207 s., il.

6. Mezhdunarodnaya vystavka khudozhestvennykh afish: Katalog I Sost. P. P. Marseru. Sankt-Peterburg, 1897. 66 s.

7. Nikiforova I. А. Anglijskij litografirovannyj poster iz sobraniya Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S. Pushkina: Katalog vystavki I А\1 sost. I. А. Nikiforova. Moskva: Skanrus, 2009. 271 s., il.

8. Okhochinskij V. K. Plakat. Razvitie i primenenie. Leningrad, 1926. 92 s.

9. Somov А. I. Plakaty khudozhestvennye, in Brokgauz F. А., Efron I. А. Entsiklopedicheskij slovar’. Sankt-Peterburg, 1898. T. XXIII. S. 797-798.

10. Polyakov V. V. Evropejskaya tirazhnaya grafika ot Goji do Pikasso. Moskva: Toplivo i ehner-getika, 2002. 284 s., il.

11. Sidorov А. А. Grafika. Moskva; Leningrad, 1949. 30 s.

12. Sidorov А. А. Istoriya graficheskikh iskusstv Zapadnoj Evropy I А. А. Sidorov. Moskva: Izobrazitel’noe iskusstvo, [b. g.]. 681 s.

13. Sidorov А. А. Istoriya grafiki i knizhnogo iskusstva: Ucheb. posobie I Moskovskij poligra-ficheskij institut. Moskva: MPI, 1986. 61 s.

14. Tugendkhol’d YA. А. Plakat, in Gazetnyj i knizhnyj mir. Vyp. 2. Moskva, 1926. S. 325-351.

15. Tugendkhol’d YA. А. Plakat na Zapade, in Iz istorii zapadnoevropejskogo, russkogo i sovetsk-ogo iskusstva. Moskva: Sovetskij khudozhnik, 1987. 320 s.

16. Frantsuzskaya litografiya 1890-kh godov: Katalog vystavki I А\1 vstup. st. i sost. YU. А. Rusakov. Leningrad: Аvrora, 1979. 83 s., il.

17. Frantsuzskijplakat kontsa 19 — nachala 20 v.: Katalog vystavki I Sost. N. N. SHkol’nyj. Sankt-Peterburg: Izd-vo RNB, 1995. 14 s., il.

18. The American Poster, in The Decorator and Furnisher. 1896. Vol. 27. No. 5. P. 135-137.

19. Barnicoat J. A concise history of posters: 1870—1970. New York: Abrams books, 1972. 288 p., il.

20. La Belle Epoque de Jules Cheret: De l’affiche au decor: Catalogue d’exposition I Ed. de S. Le Men; R. Bargiel. Paris: Les Arts decoratifs: BnF, impr., 2010. P. 368, il.

21. Breitenbach E. American Graphics in the Late Nineteenth Century, in Archives of American Art Journal: A Retrospective Selection of Articles. 1990. Vol. 30. No. 1I4. P. 19-26.

22. Byrns A. G. Suggestions on Poster Designing, in Brush and Pencil. 1901. Vol. 9. No. 3. P. 154-160.

23. Cate P.-D. The color revolution: Color lithography in France 1890—1900. New Brunswick: Rutgers University Press, 1978. 136 p., il.

24. Collins B. R. The Poster as art: Jules Cheret and the struggle for the equality of the arts in late nineteenth-century France, in Design Issues. 1985. Vol. 2. No. 1. P. 41-50.

25. Hiatt Ch. Picture posters: A short history of the illustrated placard, with many reproductions of the most artistic examples in all countries. London: George Bell and sons, 1895. 367 p., il.

26. Key M. The Passing of the Poster, in Brush and Pencil. 1899. Vol. 4. No. 1. P. 12-19.

27. Mack G. Toulouse-Lautrec. New York: Kopf, 1938. P. 370, il.

28. Millman I. Georges de Feure: Maitre du symbolisme et de l’art nouveau. Paris: ACR, 1992. P. 387, il.

29. Muller-Brockmann J. & S. History of the poster. London; New York: Phaidon, 2010. 123 p., il.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. The Posters of Jules Cheret: 46 full-color plates and an illustrated: Catalogue raisonne: Second, revised and enlarged edition / Ed. by L. Broido. New York: Dover Publications, 1992. 144 p., il

31. Le Salon de la rue: L’affiche illustree de 1890 a 1900: Catalogue d’exposition / Ed. de M.-J. Geyer, T. Laps. Strasbourg: Editions des Musees de Strasbourg, 2007. P 198, il.

32. Weisberg G. P. Graphic Art in America The Artistic and Civic Poster in the United States Reconsidered, in The Journal of Decorative and Propaganda Arts. 1990. Vol. 16. P 104-113.

33. Wrede S. The Modern Poster. New York: Museum of Modern art, 1988. 263 p., il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.