Научная статья на тему 'ИСКУССТВО В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИСКУССТВО В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / искусствознание / сущность искусства / специфичность искусства / функции искусства / виды и жанры искусства / свойства искусства / образ / стиль / метод / методология / национальная художественная культура / автохтонное созидание / социокультурная среда / возрожденческие тенденции / культурное сообщество / преемственность культуры / диалог культур / социальный статус культуры. / art / art history / essence of art / specificity of art / functions of art / types and genres of art / properties of art / image / style / method / methodology / national artistic culture / autochthonous creation / socio-cultural environment / revival tendencies / cultural community / continuity of culture / dialogue of cultures / social status of culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рашидов Темур Махмудович

настоящая статья представляет собой опыт теоретического осмысления понятия «искусство» с точки зрения сущности, специфичности, цели, задач. Делается попытка характеристики свойств, жанрово-видовых признаков искусства. Вносится ряд уточнений в понятие «искусствознание», объектом которого является искусство. Здесь речь идет также о методе, методологии искусствоведения как научной отрасли. Определяется место искусства в структуре художественной культуры. Дается характеристика национальной художественной культуры. Выявляются ее специфические и универсальные особенности. Осмысливаются условия ее функционирования в социальной среде. Предлагаются пути решения ряда творческих задач, связанных с факторами и перспективами развития национальной культуры. Следует заметить, что настоящая статья не дает исчерпывающего ответа на все поставленные перед теоретическим искусствознанием и культурологией вопросы. Это всего лишь еще одна попытка поднять проблему. Наряду с этим, еще раз осмыслить столь многосложные явления как искусство, художественная культура, национальная художественная культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART IN THE STRUCTURE OF ARTISTIC CULTURE

this article is an experience of theoretical understanding of the concept of "art" from the point of view of essence, specificity, purpose, tasks. An attempt is made to characterize the properties, genre-species features of art. A number of clarifications are introduced into the concept of "art studies", the object of which is art. Here we are also talking about the method, the methodology of art history as a scientific branch. The place of art in the structure of artistic culture is determined. The characteristic of the national artistic culture is given. Its specific and universal features are revealed. The conditions of its functioning in the social environment are comprehended. Ways of solving a number of creative tasks related to the factors and prospects for the development of national culture are proposed. It should be noted that this article does not provide an exhaustive answer to all the questions posed to theoretical art history and cultural studies. This is just another attempt to raise the issue. Along with this, once again comprehend such complex phenomena as art, artistic culture, national artistic culture.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

ИСКУССТВО В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Рашидов Т.М.

Рашидов ТемурМахмудович - кандидат искусствоведения, профессор, кафедра искусства эстрады и массовых представлений, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: настоящая статья представляет собой опыт теоретического осмысления понятия «искусство» с точки зрения сущности, специфичности, цели, задач. Делается попытка характеристики свойств, жанрово-видовых признаков искусства. Вносится ряд уточнений в понятие «искусствознание», объектом которого является искусство. Здесь речь идет также о методе, методологии искусствоведения как научной отрасли. Определяется место искусства в структуре художественной культуры. Дается характеристика национальной художественной культуры. Выявляются ее специфические и универсальные особенности. Осмысливаются условия ее функционирования в социальной среде. Предлагаются пути решения ряда творческих задач, связанных с факторами и перспективами развития национальной культуры.

Следует заметить, что настоящая статья не дает исчерпывающего ответа на все поставленные перед теоретическим искусствознанием и культурологией вопросы. Это всего лишь еще одна попытка поднять проблему. Наряду с этим, еще раз осмыслить столь многосложные явления как искусство, художественная культура, национальная художественная культура.

Ключевые слова: искусство, искусствознание, сущность искусства, специфичность искусства, функции искусства, виды и жанры искусства, свойства искусства, образ, стиль, метод, методология, национальная художественная культура, автохтонное созидание, социокультурная среда, возрожденческие тенденции, культурное сообщество, преемственность культуры, диалог культур, социальный статус культуры.

ART IN THE STRUCTURE OF ARTISTIC CULTURE Rashidov Т.М.

Rashidov Temur Makhmudovich - PhD in Arts, Professor, DEPARTMENT OF VARIETY ART AND MASS PERFORMANCES, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is an experience of theoretical understanding of the concept of "art" from the point of view of essence, specificity, purpose, tasks. An attempt is made to characterize the properties, genre-species features of art. A number of clarifications are introduced into the concept of "art studies", the object of which is art. Here we are also talking about the method, the methodology of art history as a scientific branch. The place of art in the structure of artistic culture is determined. The characteristic of the national artistic culture is given. Its specific and universal features are revealed. The conditions of its functioning in the social environment are comprehended. Ways of solving a number of creative tasks related to the factors and prospects for the development of national culture are proposed.

It should be noted that this article does not provide an exhaustive answer to all the questions posed to theoretical art history and cultural studies. This is just another attempt to raise the issue. Along with this, once again comprehend such complex phenomena as art, artistic culture, national artistic culture.

Keywords: art, art history, essence of art, specificity of art, functions of art, types and genres of art, properties of art, image, style, method, methodology, national artistic culture, autochthonous creation, socio-cultural environment, revival tendencies, cultural community, continuity of culture , dialogue of cultures, social status of culture.

Искусство всегда представляло большой интерес с точки зрения его сущности, специфичности, жанрово-видовых, структурных образований, свойств, идентичности и других особенностей, обладая рядом примечательных черт в плане формально-содержательных характеристик, определение которых на базе предшествующих, существующих теорий и собственно авторских изысканий стало целью настоящей статьи. Искусство выполняет ряд важнейших функций:

• социальную;

• познавательную;

• воспитательную;

• этическую;

• коммуникативную;

• семиотическую;

• зрелищную, доставляя радость познания и эстетического наслаждения.

Как явление целостное и многогранное искусство преображается в разнообразные синтетические образования и жанрово-видовые модификации, трансформирующие язык и стилистику современных произведений.

Жанры различаются по исполнительской манере (многоголосный, монодийный, традиционный, академический, современный, вокально-инструментальный, камерно-симфонический, хоровой, песенный).

Искусство как целостное явление, отдельные виды и жанры искусства в разнообразных аспектах, связях и взаимосвязях; специфика, свойства, функции в историко-теоретическом, проблемно-аналитическом ракурсах являются объектом искусствознания как науки.

Искусствознание, традиционно сочетающее теорию, историю и художественную критику, сегодня значительно расширило сферы своего влияния задачами пропагандистскими посредством СМИ и педагогическими в рамках кафедр и факультетов специализированных ВУЗов, опираясь на передовые достижения мировых и отечественных научных школ. Включая в себя театроведение, музыковедение, киноведение, искусствоведение (пластические искусства), музееведение, эстрадоведение, балетоведение, дизайн, оно изучает художественную культуру в целом, разнообразные виды и жанры традиционного, академического, современного искусства во всем многообразии формально-содержательных аспектов и во взаимосвязи с социальной жизнью, с различными артефактами в динамике и трансформациях, в историко-теоретическом, проблемно-аналитическом, пространственно-временном осмыслении.

Художественная критика в свою очередь призвана осуществлять углубленный, всесторонний (формально-стилистический, культурно-исторический, структурно-типологический) анализ произведений искусства, используя новейшие методологические подходы, инструментарии, оценочные критерии, многогранно отражающие творческий процесс и отвечающие возрастающим требованиям науки и техники.

Следует отметить синтезирующие признаки искусствознания, наблюдаемые как во внутреннем, так и во внешнем его бытовании.

Использует искусствознание разнообразные исследовательские методы, в том числе аналогии, сравнения, системный и комплексный анализы, эксперименты, наблюдения, обеспечивающие широкопредметное и частно-дисциплинарное проникновение в материал.

Содержание диссертации как особой категории научных изысканий обуславливается комплексом факторов:

• тематикой;

• новизной концепции;

• глубиной и результативностью её разработки.

А ценность диссертации определяется уровнем содержания.

Многое решает название диссертации. Выражая объект и аспект исследования, временной и пространственный охват материала, оно даёт ключ к пониманию того, что изучается (т.е. сам предмет), какой предмет изучается (т.е. признаки предмета), каковы место и время его действия, в каком ракурсе или плане ведётся научная разработка.

Структура работы, обеспечивая распределение материала по проблемам, годам, периодам или другим признакам, создаёт необходимые условия для последовательного раскрытия концепции. Если диссертация предполагает Введение, Основные Главы, Заключение, Список литературы, то каждая Глава в свою очередь состоит из вступительной части, аналитической части и выводов. В Заключении подводятся итоги исследования.

Чёткое название, обоснование темы, глав, цели и задач, оперирование фактами, вовлечение в контекст излагаемого аналогий, сравнений, подтверждение, обогащение научных идей, выявление в них опорных моментов для выводов, теоретических обобщений, практических рекомендаций и прогнозирования говорят в пользу концептуальности научного подхода и фундаментальности поиска.

Важнейший раздел диссертации - Список литературы, где приводится перечень использованных источников, свидетельствует как о качестве диссертации, так и об уровне знаний, широте кругозора автора, его умении работать с научной литературой, соблюдая нормы профессиональной этики, отвечая требованиям оформления научного аппарата.

В искусствоведении, связанном с осмыслением, толкованием произведений искусства, художественного образа, особое значение придаётся языковой стилистике, культуре изложения, культуре литературного слова. Ибо не умеет выразить свои мысли тот, кто не умеет научно мыслить.

Ограниченные в объёмах, регламентированные в композиционном отношении диссертации не допускают ничего случайного, лишнего; того, что мешает достижению цели и задач. В числе таковых - тавтология, смысловые неувязки, неточности в выражениях, терминах, сносках, цитатах, а также многословие, пустословие, безосновательные отступления от текста, пересказы, комментарии, исключающие анализ и обнародование собственных идей.

Использование же чужого текста, чужих идей без ссылок на первоисточники - это уже не что иное, как

научная недобросовестность.

Ещё одна «новая» форма научной недобросовестности - копирование материалов из интернета. Преследующая информативные цели и не защищенная от присвоения «виртуальная» литература стала источником безадресного и безнаказанного «заимствования» в процессе написания искусствоведческих трудов.

О научной состоятельности диссертаций судят по наличию ярко выраженной самостоятельной научной идеи, по основательности, доказанности, убедительности доводов и выводов, теоретической и практической их значимости, соответствию нормам научной этики и всем требованиям ВАК, предъявляемым к диссертациям.

Искусство, сохранив структурно и содержательно свою самостоятельность, является в свою очередь важнейшей составляющей («зерном») художественной культуры.

Художественная культура - многосложное, многогранное и уникальное в своём роде явление, связанное с разнообразными художественно-творческими аспектами человеческого созидания, вызывая к себе интерес как объект исследования, терминологически стала осмысливаться лишь со второй половины прошлого столетия.

Не располагая чётким, ёмким понятийным аппаратом, не найдя на протяжении длительного периода времени места ни в толковой, ни в философской, ни в профессиональной или другой литературе (следует заметить, что эстетическая наука и искусствознание оперировали больше понятиями «художественное творчество», «искусство»), художественная культура воспринималась в одном случае как некая излишняя конструкция между культурой и искусством, в другом - как довольно распространённая и не нуждающаяся в дополнительных пояснениях формула.

Согласно первым, достаточно развернутым определениям, появившимся в 70-е годы минувшего века, виды художественно-созидательного труда вошли в категорию «форм» художественной культуры, тогда как полифункциональность (эстетическая, познавательная, воспитательная) составила её свойства.

«Структура» художественной культуры понимается как единство и взаимосвязь её составных элементов, обеспечивающих не только целостность и устойчивость данного феномена как стройной и динамической системы, но и сохранение, а также воспроизводство его основных свойств.

Искусство как ядро художественной культуры и явление целостное - не есть нечто неделимое, монолитное. Разнообразное по множественным своим показателям, как сказано выше, оно бесконечно варьируется, модифицируется, трансформируется, объединяется, обособляется, рождая ощущение неистощимости и многообразия художественных реалий. То, что придаёт искусству жизненно позитивную и воспроизводящую силу.

Выявляются функциональные резервы художественной культуры, обеспечивающие интересы общественности в целом и отдельных социальных групп, служащие средством общения, осуществляющие сохранность и передачу знаков и символов, привлекающие внимание яркостью, выпуклостью, «театральностью» выразительного ряда, воспитывающие чувство прекрасного, гуманизирующие художественное и массовое общественное сознание.

Конкретизируются её научные отрасли: теория, история, социология, культурология, экономика, управление.

О характере художественной культуры говорят по степени участия людей в творческом созидании, по качеству и востребованности их труда государством и различными слоями населения.

Обусловленная многими закономерностями (социально-политическими, духовными, художественно-эстетической ориентацией той или иной генерации художников и потребителей, особенностями среды, морально-этических принципов), художественная культура как один их способов отражения, освоения и преобразования мира обладает в свою очередь относительной самостоятельностью. Она активно влияет на социально-экономическое, духовное развитие общества, в основе которого законы и материального и духовного производства.

Как видно, к 80-м годам ХХ столетия уже сложилась достаточно зрелая точка зрения на художественную культуру, достигнуты определённые результаты в разработке понятийного материала. Однако научная мысль той эпохи продолжала все успехи в области строительства художественной культуры адресовать государственной политике и партийной идеологии, нивелируя индивидуально-личностное начало, самовыражение в творчестве.

В конце 80-начале 90-х годов минувшего века художественная культура рассматривается в контексте взаимодействия с социально преобразующими факторами как явление подвижное, трансформирующееся, которому присущи внутренние и внешние связи и закономерности. Теперь это развитая, имеющая многосложную, чрезвычайно разветвлённую структуру система; это культура восприятия, понимания, наслаждения, способ самореализации художника, создание им самого себя как субъекта культурно -исторической ситуации, благодаря чему идёт духовный рост, обновление общества, сохранение и воспроизводство искусства в изменяющемся мире.

Основная задача художественной культуры - воспитание всесторонне гармоничного человека, удовлетворение его нравственно-эстетической потребности, обогащение его деятельности.

Т.е. художественная культура существует (как и искусство) только в единстве с потребителем в социально-историческом пространстве, в контексте ретро и перспективы. На рубеже XX - XXI столетий обнаруживаются новые грани художественной культуры и, вероятно, самые важные: способность формировать образы, оперировать ими и развивать эти качества у публики. Кроме того, отмечаются её гуманистические, интегрирующие свойства. Уточняются, дополняются её функции:

• познавательная, проявляемая в образном осмыслении реальности и во взаимодействии со средой;

• преобразовательная - в форме художественного производства;

• оценочная - гармония, соразмерность, красота - как собственные критерии в искусстве.

Наряду с тем, актуализируется значение целого ряда понятий, таких как художественные традиции, духовность, толерантность, национальное, региональное, общечеловеческое, идентичность, которые в неразрывном единстве стали обуславливать идейно-содержательную основу, смысловой контент национальной художественной культуры.

Национальная художественная культура как сложившаяся в процессе эстетического познания мира целостная, взаимосвязанная система духовных и материальных ценностей является продуктом автохтонного созидания, воплотившим многовековый творческий опыт, гуманистические, духовно-нравственные идеалы народов, объединенных территориально, этнически, ментально в одно культурное сообщество. Преломляя в себе ценностные константы и типы мышления разных поколений на основе общности образа жизни и своеобразия мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, она питает историческую память, обогащает художественную картину мира неповторимыми образами, красками, служит связи времён и преемственности традиций. И в то же время остаётся открытой для поисков. И эта её особенность хранить и приумножать накопленный капитал, осваивать новые темы, мотивы и концепции обеспечивает диалог и взаимопонимание в рамках не только одной культуры.

Развиваясь под воздействием различных факторов (объективных и субъективных, внутренних и внешних), национальная художественная культура носит, как известно, дух, отпечаток времени.

Внутренние факторы, обусловленные характером исканий внутри процесса, спецификой жанрово-видового мышления, генетически подчиненного предшествующему опыту, определяются эстетическими вкусами, талантом, духовными потребностями художников, в том числе в самореализации.

Внешние факторы:

• это социокультурная среда, где разворачивается поле деятельности художника, формируются его мировоззренческие, морально-этические принципы;

• это общество, которое стимулирует развитие художественной культуры как в морально-психологическом, так и в материальном планах;

• это востребованность продукта творчества массовым потребителем или отдельными его категориями.

Важную роль при этом играют:

• социальный статус художественной культуры и её составляющих;

• характер сосуществования разных форм, видов, жанров, стилевых направлений, разных национальных, языковых культур в едином пространстве;

• духовно-нравственный, интеллектуальный потенциал общества, оказывающий влияние на содержание и уровень художественной культуры, на формирование личностных качеств каждого отдельного человека.

В Узбекистане в настоящее время идёт процесс:

• возрождения художественных традиций, выработанных на протяжении многовековой истории края;

• переосмысления господствовавших ранее тенденций;

• провозглашение фундаментальных ценностей, отвечающих духу демократических перемен и основанных на уважении прав, достоинства, свободы личности и творческого высказывания.

Однако, как распознать то, что устарело, исчерпало, изжило себя и отошло в область стереотипов, и то, что закрепилось в генетической памяти в качестве устойчивых представлений о прекрасном и продолжает обогащать познания людей о культуре, обычаях, нравах, вкусах, приоритетах эпохи, питать современный поиск творческим воображением и ассоциативными образами?

Чему же дать предпочтение - старому, известному - или новому, если и новое бывает разным: скоротечным, временным, оставляющим арену, не успев оформиться в заметное явление, или, напротив, опережая время, предвосхищая те или иные крупные события, одухотворяя, возбуждая фантазию?

Сложность, хрупкость, разноречивость момента, с одной стороны, а с другой - масштабность цели и задач, дух обновления, смелость решений, разнообразие средств и приёмов - всё это важнейшие приметы времени.

Художественная культура Узбекистана сегодня представлена многообразием видов академического, традиционного и современного искусства, аккумулировавших достижения отечественной и мировой культуры, а также инновационные веяния. Примечательной ее особенностью являются:

• слияние стилей, форм, жанров, рождение новых, таких как массовые площадные представления, опера-маком, симфония-оратория, инструментально-вокально-пластические циклы, симфо-джаз, опера-балет и др.;

• многостилевой, многожанровый, многонациональный характер, где соседствуют и взаимообогащаются национальные, региональные, общечеловеческие эстетические концепции;

• широкий спектр тем, идей, мотивов, образов и красок;

• полистилистика средств выражения;

• метафоризация, полифонизация языка;

• единство и многообразие выразительного строя;

• расширение условно-специфических границ традиционного, академического и современного искусства; свобода высказывания и творческого инструментария;

• внимание к внутреннему миру человека, достигаемое не только посредством стороннего погружения в сферу его духовно-нравственных установок, но и самооценки, самоанализа;

• изобразительно-пластические приёмы и решения как способ передачи психологического самочувствия персонажей; интенсивность, активизация внутреннего действия, рельефность характеристик, передающие разнообразные изгибы души и помыслов героев;

• насыщенность, концентрация письма, концептуальность идеи и средств художественного разрешения;

• сочетание экспрессивности, возвышенной интонации и внутреннего монолога, иронического и лирического и гротескного начал;

• этико-нравственные обобщения на основе социально-психологического и философского анализа;

• перемещение акцента с внешнего или событийного ряда произведений внутрь героя, в область его самопознания, высвечивая различные грани его человеческой натуры.

Социально-классовый характер конфликтности, чем была богата культура советского периода развития, а также аксиоматичность, лозунговость, дидактика, эстетика жесткого реализма постсоветского периода уступают место контекстуальности мировидения и прочтения замысла.

Если в историческом материале драматический конфликт разрешается на базе самопогружения героя (а не прямых противопоставлений, как это наблюдалось в начале 90-х годов), то в современном очевидно сочетание исповедальности и нравственных исканий, что в свою очередь трансформировало стилистику художественных произведений.

Апеллируя к истории, национальным традициям, фольклорным мотивам, освещая современный материал с точки зрения духовных трансформаций человека в условиях адаптации к новой социокультурной ситуации, искусство не ограничивается какими-либо тематическими рамками. Оно обращено к разнообразным коллизиям, к этико-философской, религиозной проблематике, народному эпосу, сказкам, легендам, фантастическим мотивам. И здесь важна не столько сама тема, сколько мастерство и многогранность её раскрытия, а главное - художественные обобщения, актуализирующие современную мысль:

• о самоценности человека, определяемой, прежде всего, его духовным богатством, знаниями, созидательными сферами его жизнедеятельности, морально-нравственными его качествами;

• о праве каждой отдельной личности на самоуважение, на достойную жизнь;

• о взаимосвязанности человека и окружающего мира;

• о невидимых и нерушимых нитях, объединяющих эпохи, поколения, прошлое, настоящее и будущее, единичное, особенное и общее.

Но далеко не всегда художественная практика поспевает за стремительным движением времени. Формальный аспект поисков превалирует над содержательным, продолжали эксплуатироваться расхожие или устаревшие концепции как в идейно-смысловом, так и в изобразительно-выразительном отношениях. Очевидны и вторичность, и банальность приёмов и решений, отсутствие критического заряда, который ограничивается частными замечаниями или обращён в советское и колониальное прошлое.

Не все виды искусства развиваются равномерно. Не все коллективы работают в полную силу. Наблюдаются явный перевес в сторону массово-эстрадного и народно-традиционного творчества, отставания в области драматического и музыкального театра (оперы, оперетты, музыкальной драмы), драматургии, режиссуры, актерско-певческого мастерства, а также отдельных академических жанров музыки.

Однако достижения художественной культуры Узбекистана более красноречивы, нежели проблемы. Сквозь исповедальность, экспрессию, эксцентрику, лицедейство сегодняшней театральной сцены, гротесково-этнографическую, народно-бытовую поэтику кинопроизведений, аллегорическую, сгущённо-колористическую образность изобразительного языка, вариационность декоративно-прикладного творчества, эмоционально-психологическое и философское наполнение музыкального письма, стилизованно-выразительную пластику национального танца и т.д. проступают настроение, чувства, переживания и надежды людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача художественной культуры сегодня - служить человеку, сделать его жизнь лучше, богаче, интереснее, содержательнее, дать ему радость созидания, эстетического наслаждения, соответствовать его высоким нравственным и духовным потребностям. Концептуальность во всех ипостасях, синтетичность, многогранность и органичность, щедрость на эмоции, на сопереживание, мысли и идеи, многокрасочность и самобытность - важнейшее условие её современности.

Будущее национальной художественной культуры в её способности:

• гуманизировать все аспекты социальной жизни;

• соответствовать духу и идеалам прогрессивного общества;

• развивать художественные традиции, которые несут богатейшую информацию о культуре и истории народа, сообщают художественной практике на основе устойчивой системы ценностей детерминированность, дополняющую эстетическое многообразие мира ещё одной яркой, колоритной и неповторимой краской;

• формировать новое гражданское, профессиональное и эстетическое сознание, свободное от тенденциозных и конъюнктурных наваждений, помогающее осмыслить реальность в новых её качествах и найти в ней достойное место.

Руководство здравым смыслом и гражданскими убеждениями в оценке прошлого и настоящего, широкие познания в области истории, теории искусства и художественного творчества, корректное отношение к материалу, соблюдение всех норм интеллектуальной этики и диалога, являются важнейшими условиями полноценного функционирования национальной художественной культуры в лоне мировой и успешного осуществления комплекса возложенных на неё задач.

На основании вышеизложенного, можно сделать выводы о специфике искусства и искусствознания, специфике художественной культуры в целом и национальной художественной культуры в частности как важнейших созидательных сферах общественного сознания, как уникальных средствах художественного освоения мира в многообразии его связей, взаимосвязей, закономерностей. Обусловленные суммой ценностей, главное - личностным, мировоззренческим началом, они примечательны как рядом общих черт в контексте социальных, этических, эстетических характеристик, так и идентифицирующих признаков, обеспечивающих свободное функционирование искусства и художественной культуры в лоне национальной и мировой культуры.

Сказанное не означает, что решены все проблемы, связанные с теоретическим осмыслением данных явлений. Это всего лишь одна из попыток ответить на поставленные перед теоретическим искусствознанием и теоретической культурологией вопросы.

Список литературы / References

1. Горизонты культуры накануне XXI века. Тверь, 1997.

2. Диалог культур. СПБ, 1997.

3. ЖуравлевЮ.А. Мир художественной культуры. М., 1997.

4. КаганМ.С. Историческая типология художественной культуры. Самара, 1996.

5. Культура на пороге III тысячелетия, СПБ, 1996.

6. Культурология. XX век. М., 1997.

7. Лихачёв Г.Д. Синтез искусств и художественная культура. М, 1995.

8. Проблемы культуры и искусства. СПБ, 1997.

9. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М, 1996.

10. Соколов Е.Г. Лекции по культурологии. Культура. Формы культуры. СПБ, 1997.

11. Социология искусства: Учебник. СПб, 2005.

12. Судьба культуры - судьба человечества. М., 1996.

13. Теория культуры: Отечественные исследования. Хрестоматия. М., 1996.

14. Теоретическая культурология: Серия энциклопедия культурологии. М. Екатеринбург, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.