Чжао Таотао
Аспирант факультета искусств, кафедра музыкального искусства. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Искусство скрипки в период культурной революции*
Аннотация. Десятилетняя культурная революция оказала глубокое влияние на китайскую культуру и искусство, создав значительное давление на китайскую музыку в художественном творчестве. Эта революция привела к относительно единому тренду в музыкальном творчестве, вызвавший различные степени ущерба музыкальным произведениям как по количеству, так и по качеству. Как представитель западной музыки, искусство скрипки пережило исторический период трудного прогресса и замысловатого развития, а также уникальный период в китайском обществе. Оно также столкнулось с ситуацией застоя в развитии. В этот отличительный исторический период китайские скрипичные композиции породили ряд выдающихся представительских произведений, инициируя всплеск адаптации и творчества на основе «образцовый спектакль,» революционных песен и народных песен. Это изучение и практика инновационного пути объективно способствовали развитию китайского скрипичного искусства и заложили прочный фундамент для возрождения и развития китайского национального творчества для скрипки в новой эре.
Ключевые слова: Китайское скрипичное искусство, культурная революция, образцовый спектакль, творческие характеристики, аранжировка.
Zhao Taotao
Graduate student of the Faculty of Arts, Department of Musical Art, Lomonosova Moscow State University.
The art of violin during the cultural revolution
Abstract. The ten-year Cultural Revolution had a profound impact on Chinese culture and art, creating significant pressure on Chinese music in artistic creation. This revolution led to a relatively uniform trend in musical creativity, causing varying degrees of damage to musical works in both quantity and quality. As a representative of Western music, the art of violin has experienced a historical period of difficult progress and intricate development, as well as a unique period in Chinese society. It also faced a situation of stagnant development. During this distinctive historical period, Chinese violin compositions gave rise to a number of outstanding representative works, initiating a surge of adaptation and creativity based on "model performance," revolutionary songs and folk songs. This study and practice of the innovative path has objectively promoted the development of Chinese violin art and laid a solid foundation for the revival and development of Chinese national violin art in the new era.
Key words: Chinese violin art, cultural revolution, exemplary performance, creative characteristics, arrangement.
* © Чжао Таотао, 2024.
Искусство скрипки в период культурной революции
В особый исторический период 1970-х годов развитие китайского скрипичного искусства переживало серьезные неудачи и жестокие разрушения, но в то же время развивалось извилисто и трудно в крайне ограниченном творческом пространстве. С одной стороны, деятельность по зарубежному культурному обмену была вынуждена прерваться, вся деятельность по созданию и исполнению западных музыкальных инструментов была вынуждена прекратиться, музыкальные школы и художественные коллективы оказались не в состоянии осуществлять нормальную деятельность, а большое количество выдающихся исполнителей и профессиональных композиторов, создавших китайские скрипичные произведения, были вынуждены с приостановкой творчества и исполнения скрипичное искусство Китая, быстро развивавшееся с момента основания Китайской Народной Республики, понесло тяжёлый ущерб и серьёзные потери [5]. С другой стороны, поскольку «образцовый спектакль» с особым политическим статусом требует сопровождения западных музыкальных инструментов и оркестров, она объективно создает пробел для выживания для развития западных музыкальных инструментов. Эта волна мысли предоставила пространство для развития китайского скрипичного искусства и накопила силу для процветания. В особых условиях и социальной среде 1970-х годов китайское скрипичное искусство предприняло трудные шаги в творчестве и переживало извилистые пути развития [4].
В то время на китайской литературно-художественной сцене могли быть поставлены всего восемь «образцовый спектакль»1. В связи с необходимо-
1 Восемь «образцовый спектакль»: Цзин-цзюй «Легенда о красном фонаре»
стью популяризации и продвижения «образцовый спектакль» в Китае как военные художественные труппы, так и местные художественные коллективы начали репетировать и исполнять эти восемь «образцовый спектакль». После 1967 года ведущие литературные и художественные коллективы в Китае стали уделять внимание изучению западных музыкальных инструментов. Люди, ранее изучавшие традиционные китайские музыкальные инструменты, начали переходить на западные музыкальные инструменты. Это привело к популяризации западных оркестровых инструментов и симфонической музыки, неосознанно повышая уровень музыкальных знаний и понимания среди китайского народа с другой точки зрения [3]. В частности, популяризация скрипки накопила множество ресурсов для развития скрипичного искусства. В то же время композиторы скрипки внесли выдающийся вклад в исследование и создание музыкальных произведений, основанных на реальной социальной жизни и уникальном политическом и историческом прошлом. Хотя скрипичные произведения в этот период могли быть созданы только на основе мелодий народных песен, создание скрипичной музыки достигло крайне важного переломного момента как в творческом мастерстве, так и в музыкальном содержании. Скрипка продвинулась во всех отношениях, позволяя экспериментировать с новыми подходами. Например, скрипка использовалась для имитации определенных китайских национальных музыкальных инструментов, но это было не просто имитацией — это вклю-
i5»), «Перехитрить гора Вэйхушань» Щ»), «Циси байхутуань» («^-^Ё^Ш»), «Ша Цзя бан» («УШ5Й»), «Хай Ган» («;§^»). Революционная симфония «Ша цзя бан» («УШ5Й»), Балет «Бай Мао Ньюй» («Ё^^»), «Хун Сэ Нян Цзы Цзюнь»
чало уникальные навыки скрипичной игры и техническую обработку для достижения специальных акустических эффектов и выдающегося исполнения. Это означает, что создание китайской скрипичной музыки достигло нового уровня [2].
Одним из наиболее представительных произведений этого периода является соло для скрипки «Представители народа Ли едут в Пекин» («^Ш^^ написанное в соавторстве с Хэ Дун (ff^) и Ли Чао Жань (^ШЖ) в 1972 году. Оно основано на мелодии и танцевальном ритме народных песен народа Ли, используя танец, лиризм и свободные музыкальные черты, которые создают великолепную картину праздничного танца народа Ли. Это произведение объединяет богатый стиль народа Ли с живым исполнением и глубоким звуком скрипки, а также демонстрирует богатые навыки игры на скрипке, чтобы показать музыкальный стиль этнических меньшинств Китая и индивидуальное музыкальное выражение. Таким образом, оно становится свежим, уникальным и выразительным классическим инструментальным произведением среди китайских скрипичных композиций 1970-х годов [5].
Самым влиятельным скрипичным произведением во время «Культурной революции» было «слава красного солнца, освещающего очаг» («И^ЩЙ^^^ Й^п'ШЙ»), скрипичное соло, созданное Чэнь Ганом (Цй) в 1975 году. В нем в основном представлены сцены тяжелого труда сталеваров, а также проявляется почитание лидеров того времени. Произведение выделяется прекрасной мелодией, успешным исследованием и обновлением лада и гармонии, а также высокой степенью сложности исполнения. В свое время это произведение часто исполнялось на концертах и ве-
черинках. Оно также является обязательным репертуаром для выступлений иностранных музыкальных групп, таких как Северная Корея, Румыния, Албания и другие страны, когда они посещают Китай. Все ведущие китайские музыкальные группы также включают эту композицию в свой ежегодный оценочный репертуар.
Еще одной из самых популярных скрипичных композиций является сольная пьеса для скрипки «Солнце над Ташкурганом» («И^РШШЩ+Ж^ В этом произведении использована часть мелодии флейтовой пьесы китайского композитора Лю фуронга (Ма^) «Весна в Памире»
и материалы таджикской народной музыки из Синьцзяна. Для подчеркивания этнических особенностей Синьцзяна композитор использовал щипковые струны для имитации народного инструмента Синьцзяна - домбры, чтобы выразить радостное настроение таджикского народа, восторженный и безудержный характер братьев этнических меньшинств в Синьцзяне, создавая богатую и красочную картину. Сцена, на которой таджикский народ поет, танцует и счастливо живет, имеет ярко выраженные черты таджикского народного стиля [1].
Привлекаюсь своей сильной волей и настойчивым решимостью, композиторы и скрипачи этого периода стремились исследовать и устойчиво продвигаться в своем творческом стремлении в узком художественном пространстве, адаптируя и создавая образцовые спектакль, революционные песни и фольк-мелодии, оставляя уникальные музыкальные документы и ценные культурные сокровища. Китайские скрипичные композиции, созданные в этот период, также обладают отличительными чертами того времени и
беспрецедентным художественным очарованием, способствуя развитию китайской скрипичной музыки и полагая прочный фундамент для энергичного развития национального творчества в Китае в новую эпоху.
References
[1] Dai Jiafang. The flourishing of violin music in the late period of the Chinese revolution // New voice of Yuefu. 2010. № 3. P.29-30.
[2] Kan Le. Research on the nationalization of Chinese violin music during the Cultural Revolution // Journal of Jinzhong University. 2011. № 2. P. 40-42.
[3] Liang Maochun. Contemporary Chinese music: 1949-1989 // Publishing house of the Beijing Institute of Broadcasting. 1993. 84 p.
[4] Qian Renping. Chinese violin music // Hunan Literature and Art Publishing House. 2001. P. 79-81.
[5] Zhang Beili. History of string art // Higher Educa-
tion Publishing House. 2004. 66 p.
Список литературы
[1] Дай Цзяфан. Расцвет скрипичной музыки в поздний период китайской революции // Новый голос Юэфу. 2010. № 3. С.29-30.
[2] Кан Ле. Исследование национализации китайской скрипичной музыки во время Культурной революции // Журнал Университета Цзиньчжун. 2011. № 2. С. 40-42.
[3] Лян Маочунь. Современная китайская музыка: 1949-1989 гг. // Издательство Пекинского института радиовещания. 1993. 84 с.
[4] Цянь Жэньпин. Китайская скрипичная музы-
ка // Хунаньское издательство литературы и искусства. 2001. С. 79-81.
[5] Чжан Бэйли. История струнного искусства // Высшее образование Издательство. 2004. 66 с.