УДК 37; 7.067; 930.85
ИСКУССТВО ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
© 2020 З. И. Гладких
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры музыкального образования и исполнительства e-mail: zoya. gladkikh @ gmail. com
Курский государственный университет
Статья посвящена искусству периода Великой Отечественной войны и его воспитательному потенциалу. В советском искусстве 1941-1945 гг. сконцентрирована сила человеческого духа, отражено величие подвига нашего народа, который смог выстоять и победить в жесточайшей схватке с фашизмом. Особое внимание автор статьи уделяет духовным истокам искусства военного времени, его связям с традициями отечественной культуры, значению в формировании исторической памяти, в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.
Ключевые слова: искусство периода Великой Отечественной войны, культурные традиции, историческая память, духовные ценности, духовно-нравственное воспитание личности.
2020 год объявлен в нашей стране Годом памяти и славы. Встречая 75-летие Великой Победы, мы преклоняемся перед подвигом всего многонационального советского народа, вспоминаем и чтим тех, кто, не щадя себя, сражался с немецко-фашистскими захватчиками на военных фронтах, самоотверженно трудился в тылу, приближал этот день, напрягая все свои физические и духовные силы.
Что помогло военному поколению выстоять в самой жестокой в истории человечества гуманитарной катастрофе, а затем в кратчайшие сроки поднять страну из руин и проложить дорогу человечеству в космос? Ответ на это вопрос кроется в системе национальных духовно-нравственных ценностей, реализованных в содержании образования и воспитания. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России дается следующее объяснение этому феномену: «советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал -воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального» [Данилюк, Кондаков, Тишков 2009: 11].
Неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности является патриотическое воспитание. Такой подход сформулирован в трудах писателей и философов (В .Г. Белинский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Н. Радищев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Г.Г. Шпет и др.), культурологов и искусствоведов (Ю.Б. Борев,
A.И. Буров, Н.И. Киященко, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, В.В. Медушевский, П.А. Флоренский и др.), представителей классической русской педагогики и психологии (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов,
B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.) и современной педагогической теории (Ш.А. Амонашвили, Е.И. Артамонова, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, В.П. Зинченко, Г.М. Коджаспирова, Б.Т. Лихачев, В.М. Меньшиков, Т.И. Петракова, В. А. Сластёнин, Н.Е. Щуркова и др.).
Аксиологическим ориентиром развития современной теории и практики воспитания выступают базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [Данилюк, Кондаков, Тишков 2009: 18-19]. Для реализации этих ценностей в содержании воспитания подрастающего поколения непреходящее значение имеет искусство периода Великой Отечественной войны.
Известное с древних времен выражение гласит: «Inter arma silent Musae» («Когда говорят пушки, музы молчат»). Убедительным опровержением этого высказывания является искусство периода Великой Отечественной войны.
События четырех героических лет запечатлены не только в газетных сводках, документальных источниках, но и художественном творчестве - музыке, литературе, живописи, графике, театре, кино. В период военных испытаний возросло значение социальных функций искусства, которое воодушевляло, воспитывало, объединяло, просвещало, дарило надежду, лечило, утешало людей, внушало им уверенность в грядущей Победе.
Несмотря на все тяготы и лишения военного времени, этот период истории нашей страны был отмечен выдающимися достижениями в области художественного творчества. И в год юбилея Великой Победы закономерны размышления об исторических перспективах отечественного искусства 1941-1945 гг., о его духовных истоках, воспитательном потенциале, современном звучании и значении для духовно-нравственного развития будущих поколений.
В искусстве периода Великой Отечественной войны отражена широчайшая палитра человеческих чувств: от глубокого драматизма и трагизма до светлой лирики и юмора. Наиболее ярко богатство эмоциональной палитры проявилось в песнях военных лет. Авторами их крылатых слов были замечательные поэты; В.Г. Агатов, В.М. Гусев, Е.А. Долматовский М.В. Исаковский, В.И. Лебедев-Кумач, М.Г. Львовский, Л.И. Ошанин, К.М. Симонов, А.А. Сурков, Я.З. Шведов А.И. Фатьянов, А.Д. Чуркин и др. Во время войны в песенном жанре работала целая плеяда композиторов разных поколений. Широкую известность получило песенное творчество А.В. Александрова, М.И. Блантера, Н.В. Богословского, И.О. Дунаевского, Е.Э. Жарковского, К.Я. Листова, Ю.С. Милютина, Б.А. Мокроусова, А.Г. Новикова, Дм. и Дан. Покрассов, В.П. Соловьёва-Седого, Б.М. Терентьева, М.Г. Фрадкина, Т.Н. Хренникова и др.
Песни военных лет являются яркими примерами отражения особенностей общественного сознания эпохи в «музыкально-интонационном словаре», поскольку закономерность его содержания наиболее действенна в интонационных искусствах [Асафьев 1971: 359-360]. Эти песни звучали на фронте и в тылу, в госпиталях и в землянках, в столичных концертных залах и в перерывах между боями - на суше, на море, в воздухе... В них не только рассказывается о героизме солдат и духовной стойкости нашего народа, но и выражаются чувства веры, надежды и любви, поддерживающие и духовно возвышающие человека как в период тяжелых военных испытаний, так и в мирное время.
Зачастую песни периода Великой Отечественной войны слагались стихийно, в подразделениях армии, авиации, флота, партизанских отрядах, передавались из уст в уста, поднимали дух и сплачивали бойцов. Обычно они выражали мысли и чувства простого человека. Здесь и размышления о близости смерти на войне, и тоска солдата по родному дому, и надежда на скорейшую встречу с любимыми и близкими людьми.
На фронте, в перерывах между боями звучали песни на разных языках, поскольку в Великой Отечественной войне сражались представители разных народов Советского Союза. Однако интонационная природа музыки позволяла осуществлять коммуникацию
на невербальном уровне. Этот бесценный опыт межкультурного, межнационального общения убеждает в способности музыкального искусства решать сложнейшие задачи воспитания чувства солидарности, взаимопонимания между людьми разных стран, противостояния различным проявлениям национализма [Гладких 2018].
Своеобразной музыкальной эмблемой Великой Отечественной стала песня «Священная война», сочиненная в первые дни военных испытаний композитором А.В. Александровым на слова В.И. Лебедева-Кумача. Решительные, мужественные интонации песни призывали огромную страну на смертный бой с «фашистской силой темною», пробуждали у народа «ярость благородную» в борьбе за свободу и независимость Родины, вселяли уверенность в грядущей победе. Не может не поражать, как произведение искусства, созданное в кратчайшие сроки, смогло настолько глубоко, на высочайшем художественном уровне выразить общенародную патриотическую идею.
Ключ к пониманию этого феномена дает изучение биографии А.В. Александрова (1883-1946). На становление личности и творчества этого выдающегося композитора, дирижера, педагога, впитавшего духовную энергию народной, православной и академической традиций русской хоровой культуры.
Он родился в Рязанской области в крестьянской семье, обучался в земской школе, пел в школьном хоре. Переехав в 1891 г. в Санкт-Петербург, Александр Васильевич пел в хоре Казанского собора Санкт-Петербурга, позднее окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы, регентские классы Придворной певческой капеллы, обучался в ведущих российских консерваториях - Санкт-Петербургской (класс композиции А.К. Глазунова и А.К. Лядова), а затем в Московской (класс композиции С.Н. Василенко и вокала У. Мазетти).
Несколько лет Александр Васильевич работал регентом соборного хора в Бологом, регентом архиерейского хора в Твери, несколько лет (1918-1922) был регентом Храма Христа Спасителя. Опыт певческой и регентской деятельности отразился и в композиторском творчестве Александра Васильевича, где представлены духовные сочинения, хоровая музыка православной традиции.
Детищем А.В. Александрова стал Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР (первоначально Ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной Армии имени М.В. Фрунзе), созданный совместно с Ф.Н. Даниловичем и П.И. Ильиным в 1928 г. Еще до войны, в 1937 г., творческий коллектив, художественным руководителем и главным дирижером которого был А.В. Александров, был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Важнейшим аксиологическим ориентиром творчества А.В. Александрова выступала соборность, что вполне закономерно, если учесть мощное влияние на его личностное и профессиональное становление православной традиции хорового пения. Идея соборности, являющаяся духовной основой, ценностно-смысловым ядром русского искусства и воспитания, наиболее ярко проявляется в коллективных формах человеческой деятельности, в том числе хоровом творчестве [Гладких 2019].
Деятельность Ансамбля А.В. Александрова - яркий пример реализации соборности как традиции русской культуры. Это во многом объясняет всенародную любовь к этому коллективу и его место в истории гражданско-патриотического воспитания.
Песней «Священная война» александровцы провожали на фронт первые военные эшелоны с Белорусского вокзала в Москве. Именно в исполнении ансамбля А.В. Александрова это произведение стало образцом военной песни, патриотического гимна. За время Великой Отечественной войны состоялось более 1 500 выступлений Краснознаменного ансамбля песни и пляски, как в полном составе, так и бригадами.
Художественную летопись военного лихолетья невозможно представить без плакатного жанра, занимавшего особое место в изобразительном искусстве этого периода. Уже 22 июня 1941 г. появился плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Авторы плаката - Кукрыниксы - творческий коллектив известных советских художников-графиков и живописцев, в который входили М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов.
В 1941 г. вышел плакат «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе. На плакате на фоне штыков изображена аллегорическая фигура женщины, которая держит в руках текст военной присяги. И в композиционном, и в цветовом решении эта работа перекликается с известным плакатом Д.С. Моора «Ты записался добровольцем?», созданным во времена гражданской войны.
Для многих плакатов 1941-1945 годов характерно контрастное сочетание красного, черного и белого. По силе эмоционального воздействия выделяются плакат художника В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942) и плакат с таким же названием, созданный художником В.А. Серовым (1942). Эти произведения несли мощнейший эмоциональный заряд благодаря включению в их содержание дорогих для любого человека образов - Матери и Ребенка.
Художники периода Великой Отечественной войны нередко в своем творчестве обращались к героическим страницам отечественной истории, образам народных героев, к символам, сложившимся в коллективном национальном сознании. Такой подход характерен для плаката «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева», созданного Кукрыниксами в 1941 г.
Примечательна эволюция искусства плаката за четыре года Великой Отечественной войны. Если в первые два года преобладали образы гнева, скорби, оборонительная тематика, то после перелома в ходе войны настроение плакатов изменилось. Так, в связи с разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом была создана карикатура Кукрыниксов «Потеряла я колечко... (а в колечке 22 дивизии)». Образ героя плаката Л. Голованова «Дойдем до Берлина!», вышедшего в 1944 г., близок образу героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», полон солдатского юмора, народного оптимизма.
Влияние плакатности с ее агитационной направленностью в период Великой Отечественной войны проникает в различные виды и жанры искусства. Это со всей очевидностью обнаруживается в творчестве нашего выдающегося земляка Александра Дейнеки. Художественный шедевр военного времени - картина «Оборона Севастополя», созданная в 1942 г. Как известно, советские войска после тяжелых боев оставили «город русских моряков». Но матросы, изображенные на картине Дейнеки, воспринимаются как герои-богатыри, яростно сражающиеся с врагом за каждую пядь родной земли. Достижению художественного эффекта картины способствуют такие приемы, как гиперболизация, контраст. Ослепительно белые одежды моряков рельефно проступают на фоне города, окутанного дымом и пожарищами, и контрастируют с фигурами врагов в темных фашистских формах. Колористическое находки в изображении севастопольской эпопеи А. Дейнека дополняет композиционными приемами. Экспрессия смертельного штыкового боя, эффект надвигающихся войск создаются благодаря тому, что ряд изображенных штыков срезан краем картины. Образы фашистов обезличены, а фигура героически сражающегося моряка на переднем плане изображена укрупненно, его лицо ярко освещено, отражает решимость и мужество сражающегося за правое дело Человека, всю ярость и гнев защитника Отечества.
Мощнейшим источником вдохновения советских воинов были славные страницы отечественной истории, образы национальных героев. Среди образцов исторической живописи периода Великой Отечественной войны следует отметить триптих
П.Д. Корина, посвященный Александру Невскому. Время создания этого триптиха -грозные и переломные 1942-1943 годы. По словам художника, он писал «непокоренный гордый дух нашего народа». Фигура Александра Невского представлена в центральной части триптиха, на фоне, полном символических смыслов: река Волхов, Софийский собор, стяг с изображением Нерукотворного Спаса. Великий князь изображен в полный рост, в воинских доспехах, с мечом в руке, что рождает в памяти знаменитое изречение защитника земли русской: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».
Наряду с изображением конкретных исторических личностей, в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны присутствуют символические, собирательные образы. Среди них важнейшее место занимает архетипический образ Матери. Так, в центре картины Б.М. Неменского «Мать» - женщина, сидящая в крестьянской избе рядом со спящими бойцами, охраняющая их сон. Изображая бытовую сцену, художник поднимается до высоты философского обобщения. Здесь представлен и обобщенный образ солдатских матерей, и обобщенный образ дома, память о котором хранит в своем сердце каждый воин.
Известно, что картина Б.М. Неменского «Мать» была представлена на Всесоюзной художественной выставке и приобретена Третьяковской галереей. Для еще недавнего выпускника художественного училища, прошедшего воинскую службу в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, это была вполне заслуженная победа. Но в те времена взрослели рано, и на момент окончания Великой Отечественной Борису Михайловичу было всего двадцать два года.
Одним из символов мужества советского народа стал непокоренный Ленинград. Художественным свидетельством подвига ленинградцев стала серия литографий «Ленинград в дни блокады и освобождения», работу над которой художник А.Ф. Пахомов начал в 1941 г., а завершил уже после войны. Одним из самых известных произведений этой серии стала литография «На Неву за водой», где изображены юные жительницы Ленинграда. В огромных глазах девочек отражены горестные впечатления опаленного войной детства, весь ужас трагедии блокадного города. Эта тема была глубоко прочувствована А.Ф. Пахомовым, который сам пережил блокаду, и его произведения полны не только трагизма, но и восхищения перед мужеством и несгибаемой волей ленинградцев.
Блокада Ленинграда длилась почти тысячу дней и ночей и унесла более миллиона жизней ленинградцев. Вместе с другими известными деятелями культуры в городе на Неве остался Д.Д. Шостакович, профессор Ленинградской консерватории, композитор, получивший еще до начала войны всемирное признание. Дмитрий Дмитриевич ездил за город рыть укрепления, работал в музыкальном издательстве, выпускавшем в то время песенники для отправляющихся на фронт, продолжал преподавать и сочинять музыку. жил в консерватории на казарменном положении, дежурил на ее крыше, защищая свою альма-матер от зажигательных бомб.
Именно в осажденном Ленинграде Д.Д. Шостакович написал большую часть легендарной Седьмой симфонии. Симфония была завершена в конце 1941 г., в эвакуации, а уже в феврале 1942 г. полным ходом шли репетиции в Куйбышевском Дворце культуры. Премьера симфонии состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 г., ее исполнил оркестр Большого театра под управлением С. Самосуда, и трансляция этого концерта по Всесоюзному радио стала событием в культурной и общественной жизни страны.
Примечательны слова Д.Д. Шостаковича, напечатанные в программе концерта от 29 марта 1942 г. (это дата московской премьеры Седьмой симфонии): «Начал я работать над симфонией в конце июня 1941 года. Закончил в конце декабря. Получилось большое по масштабам сочинение. Длительность его 1 час 20 минут. Моя симфония навеяна
грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. 7-я симфония - это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе. <...> В военное время наша культура двигается вперед и развивается. Работники культуры вместе со всем народом помогают Красной Армии громить врага. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию» [Д. Шостакович 1980: 95-96].
Настоящим подвигом музыкантов является исполнение «Ленинградской симфонии» в осажденном городе. За несколько месяцев до этого события в Ленинград специально самолетом, прорвавшимся сквозь огненное кольцо фронта, была доставлена партитура симфонии. В голодном и холодном городе к этому времени оставался единственный симфонический коллектив - оркестр Радиокомитета. Для пополнения состава оркестра по приказу командования с передовой были собраны артисты оркестровых специальностей. 9 августа 1942 г. состоялась историческая премьера симфонии. Известно, что к этому времени по планам гитлеровского командования Ленинград должен был пасть, уже был назначен парад фашистских войск. И символично, что именно в этот день в измученном блокадой героическом городе была исполнена симфония, посвященная «торжеству человеческого в человеке» (А.Н. Толстой).
Для деятелей русской художественной культуры в судьбоносные для страны времена характерны стремление к осмыслению исторического пути страны, потребность в причастности к богатейшему духовному арсеналу отечественного культуры, сложившемуся в течение ее многовекового развития. Значимость и грандиозность событий Великой Отечественной войны обусловили потребность в осмыслении исторического пути России, обращении к традициям русского искусства.
Особое значение в военные годы приобретает идея «прошедшего в настоящем», что характерно для претворения эпической образности в русской музыке. В творчестве композиторов рассматриваемого периода обнаруживаются преемственные связи с народными былинами и историческими песнями, с историческими полотнами, произведениями героико-патриотической направленности, созданными отечественными композиторами-классиками - Глинкой, Бородиным, Мусоргским, Римским-Корсаковым. Раскрывая исторические события, эпические произведения отображают лучшие качества русского национального характера, гармонию внутренней и внешней красоты человека, представляют модели поведения в ситуации морального выбора, ценностные установки, в основе которых - честь, достоинство, верность патриотическому долгу, доблесть, доброта, человеколюбие, благородство поступков и помыслов [Гладких 2008].
Эпику периода Великой Отечественной войны можно назвать в полном смысле военной, поскольку в художественную образность широко проникают специфические средства, рисующие траурные обряды, батальные картины. Бесчеловечность военной машины гениально изображена в эпизоде фашистского нашествия Седьмой симфонии. Восьмая симфония Д.Д. Шостаковича, по словам Б.В. Асафьева, «величавый трагический эпос пережитой человечеством страшной поры».
Высокой трагедийностью и верой в грядущую победу советского народа проникнута Вторая симфония А.И. Хачатуряна (1944). Это произведение получило название «Симфония с колоколом», поскольку начинается и заканчивается колокольным звоном. Такое композиционное решение воспринимается не только как художественный прием, оркестровая краска, но и символ духовности, памяти, единения людей.
При всем обострении драматизма музыкальному эпосу военного времени был присущ оптимизм. Это со всей очевидностью обнаруживается в оратории Ю.А. Шапорина «Сказание о битве за русскую землю» (1944).
В связи с ярко выраженной патриотической направленностью искусства периода Великой Отечественной войны в нем акцентируются черты национального музыкального языка. В этом отношении наиболее характерна Пятая симфония С.С. Прокофьева (1944), задуманная композитором как «симфония величия человеческого духа».
Неотъемлемой частью кинолетописи Великой Отечественной войны являются сохранившиеся фильмы-концерты. Большой популярностью на фронте пользовались боевые киносборники (БКС), состоявшие из небольших киноновелл. Наряду с ними (всего их было выпущено двенадцать), для фронта снимались специальные киноконцерты, в которых участвовали известные мастера искусств. Примечательны программы этих концертов. Например, в киноконцерте 1941 года в исполнении оркестра под управлением Е. Мравинского прозвучали «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», фортепианные произведения в исполнении Э. Гилельса и Я. Флиера, вокальные сочинения были исполнены С. Лемешевым и М. Михайловым, а хореографическое искусство представили Г. Уланова и С. Корень, В. Чабукиани.
Всенародную известность приобрел фильм «Концерт - фронту», в котором участвовали И. Козловский, М. Михайлов, О. Лепешинская, Л. Утесов, Л. Русланова, К. Шульженко, Краснознаменный ансамбль песни и пляски. В киноконцерте «Мы ждем вас с победой» участвовали хор имени Пятницкого, Краснознаменный ансамбль песни и пляски под управлением А.В. Александрова, Ансамбль народного танца, руководимый И.А. Моисеевым, а также артисты разных республик Советского Союза.
Сохранившиеся фильмы являются свидетельствами профессионального и гражданского подвига советских артистов. О вкладе деятелей искусства в общую победу красноречиво говорят следующие цифры: «Сорок две тысячи артистов всех жанров побывали на фронтах Великой Отечественной. Там выступало 3 690 бригад, давших 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. Из них в боевой обстановке, в непосредственной близости от фронта было дано 473 777 концертов и спектаклей» [Черток 1978: 2].
Одна из подлинных историй из музыкальной жизни военного времени легла в основу рассказа К.Г. Паустовского «Струна». Произведение повествует о тяжелых оборонительных боях осени 1941 г., деятельности концертной бригады в прифронтовой зоне и судьбе скромного музыканта Егорова. Сценической площадкой для артистов стала лесная полна, а электрическое освещение концертного зала заменили свет звезд и лучи от карманных фонариков зрителей.
Почти все струны на скрипке Егорова были порваны осколком снаряда, и музыканту пришлось играть перед бойцами на одной струне: А когда порвалась и последняя струна, скрипач сменил музыкальный инструмент на боевое оружие и пополнил ряды обычной роты. Через два дня после своего последнего выступления перед слушателями скрипач Егоров был убит, а его скрипку бойцы переправили самолетом в Ленинград. Летчик отнес музыкальный инструмент дирижеру консерватории, который оценил старинную итальянскую скрипку и пообещал передать инструмент лучшему скрипачу симфонического оркестра.
Завершается рассказ «Струна» размышлениями К.Г. Паустовского о непреходящих ценностях культуры, преемственности гуманистических традиций искусства. В произведении, написанном в 1943 г., выражены уверенность в грядущей победе, преклонение перед величием подвига советского народа, понимание духовного потенциала искусства: «Поют сотни струн, поют гобои и трубы, - победа придет! Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир» [Паустовский].
Художники, поэты, композиторы прошли испытания военного времени вместе со всем советским народом. Каждый из них сражался на своем посту, средствами своего искусства. В этом отношении примечательны слова Д.Д. Шостаковича, сказанные в 1942 г.: «Наши писатели, художники, музыканты во время Великой Отечественной войны работают много, напряженно и плодотворно, потому что их творчество вооружено самыми передовыми идеями нашей эпохи. И когда грохочут наши пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Никогда и никому не удастся выбить перо из наших рук» [Шостакович 1980: 96-97].
«А музы не молчали.» - так называется народный музей, созданный на базе Санкт-Петербургской средней школы № 235 имени Д.Д. Шостаковича в 1968 г. В этом музее собрано около 20 тысяч подлинных экспонатов, в числе которых музыкальные инструменты, театральные костюмы, картины и эскизы художников, агитационные и сатирические плакаты, афиши концертных программ и спектаклей, каталоги выставок, театральные и пригласительные билеты, ценнейшие рукописные материалы. Посвященный художественной жизни Ленинграда периода Великой Отечественной войны, этот музей рассказывает не только о роли интеллигенции, которая бескорыстно и самоотверженно служила культуре, но и о духовных потребностях жителей блокадного города: «Неважно, что многие слушатели блокадных концертов не имели отношения к творческим профессиям, именно ими искусство было востребовано и для них создавалось» [«А музы не молчали.»]. Этот музей является убедительным примером комплексного решения задач художественно-эстетического и патриотического воспитания, и изучение его уникального опыта весьма ценно для совершенствования форм и методов музейной педагогики.
Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России» [Национальная доктрина 2000: 14-15]. О возрастающей значимости воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма свидетельствуют «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», Государственные программы патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005, 2006-2010, 20112015, 2016-2020 годы. В этих программных документах значительная роль в реализации задач патриотического воспитания отводится учреждениям образования, культуры, искусства.
Каждый год в разных регионах нашей страны в канун Дня защитника Отечества и Дня Победы проводятся выставки творческих работ, конкурсы и фестивали военно-патриотической песни, в которых участвуют дети разных возрастов, обучающиеся общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования. Неотъемлемой частью конкурсных программ являются песни времен Великой Отечественной войны или произведения военной тематики, сочиненные в мирное время. Зачастую почетными гостями конкурсов и фестивалей военно-патриотической песни являются ветераны Великой Отечественной войны. Такой диалог поколений придает этим творческим мероприятиям особую значимость, усиливает гражданскую ответственность конкурсантов и патриотическое звучание исполняемых произведений.
Великая Победа - «одна на всех», ее приближали генерал и рядовой, воины и труженики тыла, прославленные композиторы, дирижеры, поэты, писатели, художники, режиссеры, актеры и неизвестные авторы солдатских песен, артисты концертных фронтовых бригад... Деятельность мастеров искусства периода Великой Отечественной войны является вдохновляющим примером выполнения гражданского долга, социального служения. Произведения искусства, созданные в период Великой
Отечественной войны, стали не только художественными свидетельствами и символами пережитой нашей страной трагической и героической поры, но и своеобразными «духовными орудиями стратегического назначения», «духовными боеприпасами». Художественные образы, рожденные в военные годы, прочно вошли в наш культурный код, не померкли с течением десятилетий; они продолжают воздействовать на умы и сердца потомков, вдохновлять деятелей культуры и искусства, воспитывать патриота и гражданина, сражаться за человеческое в человеке.
Библиографический список
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971. 373 с.
«А музы не молчали...». Сведения о музее // URL: http://www.spbmbmus.ru/Our.html#bottom_(дата обращения: 18.03.2020).
Гладких З. И. Идея соборности как духовная основа русского искусства и образования // Ученые записки КГУ. Электронный журнал. 2019. № 2(50). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3105/ (дата обращения: 18.03.2020).
Гладких З. И. Полилог культурных тезаурусов в содержании музыкально-педагогического образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2(46). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2542/ (дата обращения: 18.03.2020).
Гладких З. И. Художественно-педагогический потенциал русского музыкального эпоса // Ученые записки КГУ. Электронный журнал. 2008. № 1 (№ 5). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/101/ (дата обращения: 18.03.2020).
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. № 2. С. 14-18.
Паустовский К. Струна. URL: http://paustovskiy-
lit.ru/paustovskiy/text/rasskaz/struna.htm (дата обращения: 18.03.2020).
Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 9-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 576 с.
Д. Шостакович о времени и о себе (1926-1975) / сост. М. Яковлев; под ред. Г. Прибегиной. М.: Советский композитор, 1980. 375 с.
Черток С. Музыка звала на подвиг // Музыкальная жизнь. 1978. № 3. С. 2-4.