Научная статья на тему 'Культура на линии фронта. Интегрированный урок истории, литературы, мировой художественной культуры'

Культура на линии фронта. Интегрированный урок истории, литературы, мировой художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
175
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егоров Олег Георгиевич

Вклад отечественной культуры в Победу. Героика и возвышенный строй чувств школьника. Воздействие на чувственно-эмоциональную сферу школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура на линии фронта. Интегрированный урок истории, литературы, мировой художественной культуры»

КУЛЬТУРА НА ЛИНИИ ФРОНТА

Интегрированный урок истории, литературы, мировой художественной культуры

Олег Георгиевич Егоров,

заместитель директора лицея г. Железнодорожного Московской области, доктор филологических наук

Истоки подвига советского народа в Великой Отечественной войне так же хорошо изучены, как и составляющие Великой Победы. Но есть в истории этой эпопеи тема, которая, на наш взгляд, недостаточно полно и ярко представлена в школьном курсе истории. Это — вклад отечественной культуры в Победу.

3

начение этой темы трудно переоценить. И традиционная методика, и современные педагогические технологии главным образом ориентированы на рациональную сферу школьника. Чувственно-

Фото: Э. Евзерихин. 23 авагуста 1942 года. www.wikipedia.org

эмоциональная сторона, как правило, затрагивается редко и неглубоко.

Что может захватить современного старшеклассника, эмоционально заразить в традиционной теме? Думается, что не только факты и рассказы очевидцев. Адекватное восприятие широко известного материала может быть обеспечено

не в последнюю очередь и при помощи эстетического подхода к нему. Героика неизменно сопряжена с возвышенным строем чувств.

Эмоциональная сфера молодого человека только формируется, и её доступность к проникновению духовной культуры является педагогической проблемой. Поэтому учитель обязан использовать это психологическое состояние подростка ради воспитания тех глубоких переживаний, которые запечатлела культура в своих памятниках военной поры.

Интересная и дидактически эффективная форма занятия по предлагаемой теме — интегрированный урок. Объединение материала из разных учебных дисциплин (истории, литературы, искусства) будет способствовать формированию целостного представления о человеке на войне. Сочетание фактологического материала с образностью усилит динамику восприятия старшеклассниками трагических и героических событий исторического прошлого нашей Родины.

Введение в тему

В преподавании истории тема культуры обычно лишена проблемного характера и рассматривается в виде обзора. В известной мере это справедливо, но применительно к культуре Великой Отечественной войны такой подход научно и дидактически не обоснован. В годы войны советская культура (в лице большинства её представителей), как и все трудоспособные граждане, была мобилизована для помощи фронту и тылу. Это явление — беспрецедентный исторический феномен. Его не могло быть в культурах других воюющих стран, как наших союзников, так и противников.

Правда, отдельные представители западноевропейской культуры принимали непосредственное участие в военных действиях (английский писатель Джеймс Олдридж, французский писатель А. де Сент-Экзюпери, чешский журналист Юлиус Фучик). Но трудно себе представить, например, именитых поэтов Луи Арагона или Анри Барбюса, читающих в окопах стихи французским солдатам. Пассивность западной культуры во время Второй мировой войны в значительной степени стала причиной духовной капитуляции Запада перед гитлеровской агрессией.

Попытки нацистского руководства привлечь на свою сторону видных деятелей культуры Германии не увенчались успехом. Гитлеровский жест в сторону интеллигенции нашёл поддержку у немногих. В их числе можно назвать крупного немецкого дирижёра Вильгельма Фуртвенг-лера, который предпочёл безопасной эмиграции служение Германии даже при фашистах; небезызвестную Лени Рифен-шталь, «личного» кинорежиссёра Гитлера; актрису Ольгу Чехову (племянницу писателя). Какое деморализующее влияние на художника оказывало сотрудничество с гитлеризмом, ярко и убедительно показано в знаменитом фильме венгерского режиссёра Иштвана Сабо «Мефистофель».

Та культура, на которой воспитывались немецкие солдаты Второй мировой, не могла соперничать с культурой советского воина. Поэтому наша победа была закономерной и в этом отношении.

Тема культуры военного времени в школьной программе обязательно должна ставиться как проблемная. В ходе занятия старшеклассникам необходимо раскрыть не только, что и как было создано в годы войны, но и почему образы искусства содержали в себе заряд такой силы, которая была под стать боевому огню, которая смогла воодушевить бойцов на победу не менее зажигательно, чем слово командира.

Здесь уместно вспомнить и даже предпослать эпиграфом к уроку крылатые строки Владимира Маяковского: «Я хочу, чтобы к штыку приравнивали перо». Ставший афоризмом, этот стих восходит к традиции русской культуры XIX века, которую наиболее ярко выразил М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт»: «Бывало, мерный звук твоих могучих слов // Воспламенял бойца для битвы...» На уроке старшеклассники должны прочувствовать эту связь времён и преемственность произведений отечественной культуры, всегда возвышавшей слово в защиту Отечества в трудные для него дни.

Содержание вступительного слова учителя

Советская культура принимала участие в отражении агрессии в различных формах. Несмотря на трудное экономическое положение, в годы войны бесперебойно работали учреждения культуры: театры, филармонии, библиотеки, клубы. С первых дней войны творческая интеллигенция приступила к осмыслению и художественному воплощению драматических событий, которые развёртывались на полях сражений.

Уже через несколько дней после нападения фашистской Германии на СССР композитор Анатолий Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач создают легендарную песню «Священная война», ставшую своеобразным поэтическим знаменем сражающегося народа. Актёры, певцы и музыканты организуют фронтовые бригады, которые выезжают на передовую и дают концерты в полевых условиях.

авиация разбомбила помещение с декорациями и костюмами. Но спектакль вопреки всему состоялся. Он проходил на открытом кузове военного грузовика, а «костюмы» артистам одолжили пришедшие на спектакль офицеры воинской части.

Когда враг рвался к Москве, театры были эвакуированы в глубь страны, на Восток. Там они продолжали творческую работу. Интересное воспоминание о работе в эвакуации оставила великая актриса Московского Камерного театра Алиса Георгиевна Коонен. Их труппа оказалась в маленьком провинциальном городке недалеко от озера Балхаш. Основатель театра Александр Яковлевич Таиров сначала выступил перед рабочими медных рудников с лекцией

Фашизм — злейший враг культуры», а затем актёры дали несколько спектаклей местным жителям. «Открытие театра в Балхаше, — вспоминает Коонен, — вызвало сенсацию. Зал клуба из вечера в ве-

Выступление Лидии Руслановой на фронте.

http://shkolazhizni.ru/archive/

Характерный пример. Севастопольский театр Красной армии имени Бориса Лавренёва дал за годы войны 1,5 тысячи спектаклей. Однажды, перед премьерой нашумевшей пьесы Александра Корнейчука «Фронт», вражеская

900 дней и ночей битвы за Ленинград. Билеты на седьмую симфонию Шостаковича, 1942, Фото В. Рудного. http://www.kirov.spb.ru/sc/251/

чер был битком набит. Он не мог вместить всех желающих попасть на спектакль, и толпы людей оставались на улице»1.

1 Коонен А. «Страницы жизни». М., 1985. С. 394.

Драматические артисты, певцы и музыканты-исполнители в составе фронтовых бригад дали сотни представлений бойцам. Собирательный образ участницы такой бригады запечатлела популярная киноактриса Галина Сергеева в фильме Леонида Трауберга «Актриса», вышедшем на экране в 1943 году.

Но, несмотря на энтузиазм театральных работников, удовлетворить потребность бойцов фронта, растянувшегося от Ладоги до Чёрного моря, не было возможности. И управление культуры очень быстро находит выход в создании кинофильма с участием известных всей стране актёров, певцов, танцоров, творческих коллективов. В 1942 году был создан уникальный фильм «Концерт — фронту» режиссёра Алексея Каплера, который демонстрировался на передвижных киноустановках в землянках, вагонах, деревенских избах на линии фронта. В фильме снялись Аркадий Райкин, Михаил Царёв, ансамбль Анатолия Александрова, певцы Максим Михайлов и Сергей Лемешев, балерина Ольга Лепешинская, исполнительница народных песен Лидия Русланова и пианист Святослав Рихтер. Это грандиозное по своим масштабам представление поднимало дух советских бойцов.

Несмотря на эвакуацию всех киностудий в Среднюю Азию, производство фильмов продолжалось. Во второй половине 1941 года было создано 30 кинолент, в 1942 году — 33, в 1943 — 23, в 1944 — 25. Помимо художественных фильмов, было отснято несколько десятков «киносборников», которые представляли собой своеобразные агитки, наподобие окон РОСТА Владимира Маяковского.

В годы войны интенсивно развивалось детское кино. Это уникальный факт в истории цивилизации XX столетия, и особенно в истории войны. Ярким примером служит фильм Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка» о судьбах детей блокадного Ленинграда. Фильм снимался в 1944 году по горячим следам блокады. В нём нет павильонных кадров, в нём всё — правда. Он смотрится как хроникально-документальный. В фильме главную роль сыграла тринадцатилетняя Нина Иванова, снявшаяся в 1956 году в главной роли в легендарной картине «Весна на Заречной улице».

Поистине неоценима роль военных кинодокументалистов. Всего за годы войны военную хронику снимали 236 человек. 40 из них не вернулись с фронта. В 20-летию Великой Победы, в 1965 году всемирно известный советский кинорежиссёр Роман Кармен смонтировал фильм «Великая Отечественная», который донёс правду о войне в самые отдалённые уголки земного шара.

Ни с чем не сравнима на фронте роль печатного слова. Два творческих Союза — писателей и журналистов — были организациями-воинами. Около двухсот писателей и фронтовых корреспондентов полегли на полях сражений. Среди них поэты Иосиф Уткин и Дмитрий Кедрин, писатели Евгений Петров и Аркадий Гайдар. Яркий подвиг совершил великий татарский поэт Муса Джалиль, 100-летие со дня рождения которого торжественно отмечалось в 2006 году. Оказавшись в самой страшной фашистской тюрьме «Маобит», поэт-патриот не переставал бороться и писать. Последней книгой его стихов, написанных в тюремной камере, стала знаменитая «Маобитская тетрадь».

А с передовой посылали в газеты и журналы свои страстные публицистические статьи Константин Симонов и Леонид Леонов, Александр Фадеев и Илья Эренбург, Михаил Шолохов и Александр Твардовский. В годы войны вышли и стали широко известны такие шедевры отечественной литературы — «Рассказы Ивана Сударева» Алексея Толстого и «Василий Тёркин» Александра Твардовского, «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова и «Нашествие» Леонида Леонова. Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» на музыку Матвея Блантера в исполнении Георгия Виноградова сразу стало народной песней. А режиссёры Александр Столпер и Борис Иванов в 1943 году поставили фильм под этим названием с участием всенародно любимых актёров Валентины Серовой и Бориса Блинова.

Незабываемые страницы в историю войны вписали деятели культуры героического Ленинграда. Широко известна Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, созданная во время блокады и исполненная для жителей и защитников города. Но немногие, наверное, знают дневники и книги воспоминаний другой знаменитой ленинградки, художницы-гравёра А.П. Остроумовой-Лебедевой, которая всю войну провела в родном городе. Страницы, посвящённые блокаде, потрясают: столько в них мужества, безграничной веры в победу и творческого горения. «24 июня 1943 года. Три недели пролежала больная. Плеврит после воспаления легких. Последние дни... у нас очень неспокойно. Постоянные налёты днём и ночью. А сегодня был обстрел из тяжёлых орудий центра города.» И уже 29 июня: «.Сегодня у меня собралась небольшая группа знакомых и незнакомых лиц, объединённых между собою любовью к искусству. Я прочла им ещё не напечатанную первую главу II тома моих «Записок» и показала гравюры.»2. После таких слов хочется сказать: как несправедлив афоризм «когда пушки стреляют, музы молчат»!

В годы войны исключительно важна культурная миссия средств массовой информации, прежде всего радио. Сообщений радио с нетерпением ждали в каждом доме во всех уголках страны, в том числе и на временно оккупированной территории. Влиятельность и сила советского радио заключались не только в его информационной функции. Радио было культурно-просветительским каналом. В отличие от зарубежного, на нашем радио работали дикторы-артисты, дикторы-виртуозы, дикторы-художники. Неслучайно гитлеровцы, подойдя к Москве, громогласно заявили, что одним из первых, над кем будет учинена расправа, станет диктор Юрий Левитан. Он был им не менее страшен, чем залпы наших «катюш».

2 Остроумова-Лебедева А.П. «Автобиографические записки». М., 2003. Т. III. С. 316.

Дикторы нашего радио были артистами высочайшего класса. Мало того, они создали оригинальный словесный жанр, а на его основе — особую школу. Слово диктора для советских людей в годы войны было органической духовной потребностью, свойственной культурному человеку. Роль дикторов не сводилась к чтению сводок информбюро. Как и до войны, дикторы вели передачи, концерты, участвовали в радиоспектаклях, поддерживая связи культуры мирного времени прошлого и будущего. Наряду с гениальным Юрием Левитаном, тому поколению был близок и дорог голос Валентины Соловьёвой, отдавшей радио более 50 лет жизни.

О голосе Юрия Левитана целую статью в 1941 году написал основатель Театра одного актёра гениальный Владимир Николаевич Яхонтов. Сам актёр в годы войны был «штабным работником радио» и неофициальным куратором дикторской группы. Его ни с чем не сравнимый голос производил на слушателей неизгладимое впечатление. Бойцы писали с фронта, из госпиталей, слали слова благодарности и заверения: «Примите наше заверение в том, что мы ничего не простим фашистам. В нашей ненависти нет забытья»3.

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 6 февраля Яхонтов уже был в городе на Неве. Из дневника ленинградской студентки, бойца МПВО: «6.11.43 г. Вчера вечером по радио передавали. что 9-го в филармонии будет литературный вечер Владимира Яхонтова. Я просто ушам своим не поверила. Всё закипело внутри, и сразу вдруг отошло куда-то всё теперешнее бытие — изолятор, казарменные дела, поверки и подъёмы, работа, боевой расчёт. Даже еда. Честное слово, даже есть не хочется. Война и наша теперешняя жизнь, прожитая кошмарная зима 41—42 года, коптилки, грязь, наши валенки и бутсы —

3 Крымова Н. «Владимир Яхонтов». М., 1978. С. 297.

и вдруг Яхонтов!..»4. На личные деньги великого актёра в 1944 году на ленинградском Кировском заводе, работавшем в Челябинске, был изготовлен танк «Владимир Маяковский».

Как велика была культурная роль радио для бойцов на передовой, можно судить хотя бы по фильму выдающегося кинорежиссёра Александра Иванова «Солдаты», поставленному по повести фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Во время передышки между атаками в блиндаже герои фильма поймали по радио Москву. Шла трансляция симфонического концерта из произведений П.И. Чайковского. Два офицера, выпускники архитектурного института и МГУ, затаив дыхание, слушают величественно-трагическую мелодию Пятой симфонии... А через несколько минут, под артиллерийские залпы, они поведут в атаку свой батальон.

Самым популярным и массовым жанром Великой Отечественной войны стала солдатская песня. Она поднимала бойцов в атаку, врачевала в госпитале тяжёлые раны, создавала настроение в короткие часы отдыха. Культура песни в годы войны была поднята на небывалую высоту. Сейчас, по прошествии шести с половиной десятилетий, не перестаёшь поражаться высочайшему мастерству наших поэтов-песенников и композиторов. Каждая военная песня — это шедевр. Неудивительно, что песни военной поры до глубины души волнуют даже юное поколение страны. В этом жанре сосредоточена общая для всех россиян духовная сила и задушевность одновременно. Все четыре суровых года войны песня объединяла советских людей на фронте и в тылу, в партизанском отряде и в фашистской неволе.

В годы войны было создано два основных песенных жанра. Первому из них свойственны маршевые ритмы, страстность, строгость и даже некоторая суровость. Такие песни мобилизовывали внутренние силы бойцов («Священная война», «Песня защитников Москвы», «Марш артиллеристов», «Шумел сурово Брянский лес»). Второй вырастал из лирической песни мирного времени. Песни этого жанра затрагивали сокровенные душевные струны. В них солдату рисовался образ родного дома, близких, фронтовых друзей («В землянке», «Тёмная ночь», «Любимый город», «Жди меня», «Давно мы дома не были»).

4 Там же. С. 302.

Доносили до бойцов песню популярные артисты эстрады и музыкального театра: Марк Бернес, Леонид Утёсов, Георгий Абрамов, Георгий Виноградов, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Марк Рей-зен, Пётр Киричек. Во время войны в составе фронтовых бригад начала свой творческий путь неподражаемая Клавдия Шульженко. Уникальную роль в годы войны сыграл прославленный Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии. Ему принадлежит бесспорное первенство как носителя в массы музыкальной культуры. Фронт Великой Отечественной так же немыслим без ансамбля Анатолия Александрова, как и без маршала Георгия Жукова. Вклад красноармейского ансамбля в Победу можно сравнить разве что с победоносными действиями целой армии.

Песня войны ещё долгие годы продолжала оказывать влияние на песенную культуру страны, вплоть до нашего времени. Ведь уже после войны были созданы и стали народными «Смуглянка», «Соловьи», «Дороги», «Ленинградская застольная», «Давай закурим» и др. Эхо войны звучало не только грозными раскатами; оно сохраняло память о войне для будущих поколений.

В заключение урока хотелось бы остановиться ещё на одном распространённом в годы войны жанре духовной культуры — солдатском письме. Не только в мирное время, но и в период войны письмо было не просто передатчиком информации. Письмо — это частица души его автора. Военное письмо — трепетный человеческий документ большого исторического масштаба. В письме с фронта запечатлён уродливый, бесчеловечный облик войны и одновременно раскрыты лучшие качества души русского человека. Поэтому военные письма нельзя читать без волнения.

Письма периода Великой Отечественной войны показывают высокую литературную культуру бойцов и командиров,

воспитанных новой советской школой 1920—30-х годов. «Железный канцлер» Германии Бисмарк говорил, что битву с австрийцами выиграл прусский учитель. С не меньшим основанием можно сказать, что войну с фашистской Германией (и прусским учителем) помогла выиграть и отечественная школа как главная культурная составляющая нации. Письма молодых воинов (как и приведённый выше дневник ленинградской студентки) демонстрируют беззаветное мужество, оптимизм и любовь к Родине. Они написаны страстно, эмоционально, и видно, что пером водила твёрдая рука, уверенно владеющая культурой литературного письма.

Вчитаемся в строки писем легендарного политрука панфиловской дивизии Василия Клочкова: «Здравствуйте, мои любимые Ниночка и Эличка!.. Настроение прекрасное, тем более я всем детям обещал набить побольше фашистов. Для их будущего, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей... Наши самолёты не дают немцам покоя. Особенно «гитары» наводят ужас на фашистов. «Гитара» — это такое мощное оружие, что ты и представить не можешь. Чёрт знает что за русские изобретатели! Когда бьёт «гитара», немцы рвут на себе волосы, а пленные немцы говорят: «Покажите вашу «гитару», а потом расстреляйте». А через 2,5 месяца политрук Василий Клочков произнесёт крылатую фразу: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!».

Методические рекомендации к уроку

Интегрированный урок истории, литературы и МХК целесообразно готовить двум преподавателям — историку и учителю искусствоведческих дисциплин (словеснику или музыковеду). Главная методическая задача урока — насытить его аудио- и видеоматериалами, посредством которых будет достигнут дидактический и эстетический эффект. Временные рамки занятия — два часа (учебная пара).

По типу — это урок-лекция. По итогам урока учащиеся получают индивидуальные задания на дом. Например, подготовить доклад по темам: «Советское кино военных лет», «Публицистика периода Великой Отечественной войны», «Изобразительное искусство в годы войны» и т.п. Задания могут быть групповыми ввиду большого объёма материала.

Приблизительный план

1. Лекция сопровождается звукозаписями радиовыступлений, фрагментами из документальных и художественных фильмов, чтением литературных материалов.

2. Музыкальные произведения, звукозаписи военной хроники в следующей последовательности: 1) Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР. Юрий Левитан, 22 июня 1941 года. 2) «Священная война» в исполнении Краснознаменного ансамбля, 1941 г. 3) «Марш артиллеристов» в исполнении Марка Рейзена, 1941 г. 4) Из речи И.В. Сталина на параде 7 ноября 1941 г. 5) «Шумел сурово Брянский лес» в исполнении Георгия Абрамова и хора Всесоюзного радио. 6) «В землянке»

в исполнении Леонида Утёсова. 7) «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса. 8) «Соловьи» в исполнении Георгия Виноградова. 9) Речь И.В. Сталина по радио, посвящённая победе 1945 года. 10) Песня «Наш тост» в исполнении Петра Киричека.

3. Видеозаписи. 1) Фрагменты документального фильма «Великая Отечественная» (по выбору учителя 5 — 7 мин.).

2) Фрагменты из кинофильмов «Брестская крепость» и «Ленинградская симфония» Захара Аграненко.

4. Литературный материал. Фрагменты из писем к родным В. Клочкова. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.