Научная статья на тему 'Искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста'

Искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ART-AESTHETIC EDUCATION / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ARTISTIC DEVELOPMENT / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / THE INTEGRATION OF THE ARTS / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ARTISTIC IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чемодурова Жанна Георгиевна

В статье говорится о роли художественноэстетического воспитания, одного из основных направлений воспитательнообразовательной работы с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Результат художественноэстетического развития – человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии. Авторы подчеркивают, что благодаря искусству ребенок иначе относится к окружающей действительности. Эстетическое развитие в системе дошкольного образования может быть включено в образовательный процесс при взаимодействии ребенка с различным содержанием. В статье даются практические примеры работы с дошкольниками, направленной на эстетическое развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чемодурова Жанна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art as a basis for creative development of preschool children

The article discusses the role of artistic and aesthetic education, one of the main educational and educational facets of work with children of preschool age. Aesthetic education is aimed at harmonization of the individual, adaptation within communication, cognitive and transformative attitude towards life. The result of the artistic and aesthetic development is development of the person who can recognize and transform the world, own life and lives of others according to the laws of beauty, spirituality and harmony. The authors emphasize that through the art child acquires special attitude towards reality. Aesthetic development in early childhood education can be incorporated into the educational process within different content. The article provides practical examples of working with preschool children, aimed at aesthetic development

Текст научной работы на тему «Искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Ж. Г. Чемодурова

Искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста

Чемодурова Жанна Георгиевна - магистр кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (Москва, Россия)

В статье говорится о роли художественно-эстетического воспитания, одного из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Функции эстетического воспитания реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Результат художественно-эстетического развития - человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии. Авторы подчеркивают, что благодаря искусству ребенок иначе относится к окружающей действительности. Эстетическое развитие в системе дошкольного образования может быть включено в образовательный процесс при взаимодействии ребенка с различным содержанием. В статье даются практические примеры работы с дошкольниками, направленной на эстетическое развитие.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, творческое развитие, интеграция искусств, художественный образ.

Art as a basis for creative development of preschool children

Chemodurova Janna,

Master of the Department of Aesthetical Education, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia)

The article discusses the role of artistic and aesthetic education, one of the main educational and educational facets of work with children of preschool age. Aesthetic education is aimed at harmonization of the individual, adaptation within communication, cognitive and transformative attitude towards life. The result of the artistic and aesthetic development is development of the person who can recognize and transform the world, own life and lives of others according to the laws of beauty, spirituality and harmony. The authors emphasize that through the art child acquires special attitude towards reality. Aesthetic development in early childhood education can be incorporated into the educational process within different content. The article provides practical examples of working with preschool children, aimed at aesthetic development.

Keywords: art-aesthetic education, artistic development, the integration of the arts, the artistic image.

В старшем дошкольном возрасте наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие «картин мира»,

приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода преобразований и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

Для них характерна художественная по своей сути картина мира, «эффект новизны», образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем. Подчеркнем, что благодаря искусству ребенок иначе относится к окружающей действительности. Меняется восприятие окружающего: от предметного восприятия действительности к художественному образу, по выражению М. М. Бахтина, происходит «смысловое преображение бытия».

Педагогическими формами эстетического развития детей являются занятия по искусству. Цель занятий: пробуждение и развитие духовного потенциала ребенка, накопление опыта творческой деятельности, формирование позиции творца, творческого отношения к себе и окружающему миру.

Эстетическое развитие в системе дошкольного образования может быть включено в образовательный процесс при взаимодействии ребенка с различным содержанием: математическим, речевым, экологическим, музыкальным, изобразительным и т.д. Но наиболее эффективны, как показывает практика, творческие занятия художественно-эстетического цикла, содержание которых составляют различные элементы культуры.

Занятия по искусству - педагогическая форма видов художественного творчества (музыки, литературы, изобразительного искусства и др.)

Известный педагог-исследователь, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Борис Петрович Юсов связывал полихудожественное образование со становлением способности детей воспринимать, создавать, а главное развиваться в разных видах художественной деятельности.

Задачи, которые ставятся на таких занятиях, - это воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно-творческой и сотворческой деятельности, приобретение духовного опыта познания, понимания искусства.

Характерными признаками занятий по искусству являются:

• содружество искусств;

• многообразие художественно-информационного пространства;

• познание через переживание, творчество и сотворчество;

• эмоционально богатая партитура занятия;

• успех, достижения, открытия детей;

• индивидуальность ребенка как ценность и др.

Функциональные связи различных видов искусства реализуются по типам:

• доминанты, приоритета одного вида искусства и дополнительных функций других;

• равноправия всех видов искусства при сохранении специфики и автономности каждого;

• синтеза, глубокой интеграции, результатом которой является «качественно иная целостность».

Обратимся к примеру. Детям читается стихотворение С. Есенина «Черемуха»:

Черемуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри, завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом, у проталинки, в траве,

между корней,

Бежит, струится маленький

серебряный ручей.

Черемуха душистая, развесившись, стоит.

А зелень золотистая на солнышке горит.

Ручей волной гремучею все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею ей песенки поет.

Обращается внимание детей на звукопись, запахи:

- роса медвяная (ароматная, с запахом меда);

- зелень пряная (с острым, ароматным запахом);

- проталина - место, где растаял снег и оголилась земля);

- волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;

- обдает - окатывает волной, обливает со всех сторон;

- вкрадчиво - осторожно, доверительно;

- под кручею - под обрывом.

В стихотворении С. Есенина с любовью говорится о красоте весенней природы. Оно светлое, нежное, зачарованное. А как звучит пьеса Э. Грига «Ручеек»? (Звучит пьеса.) Она более тревожная, таинственная. В этой музыке мы слышим не только светлые краски, но и темные. Ручеек ведь течет и днем, и ночью, путь его преграждают разные препятствия - камни, овраги, горные темные ущелья. А как заканчивается пьеса? Ручеек лучисто, весело блеснул напоследок, совсем как на этой картине. (Т. Юшманова «Солнечный ручей»).

ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

Прочувствовав художественные образы природы, ребенок становится более наблюдательным в жизни, лучше чувствует форму, цвет, пространство, звуки.

Для занятий, где мы встречаемся с интеграцией искусств, сложились свои характерные группы методов:

• метод художественных обобщений, где подчеркивается тождество и контраст произведений изобразительного, литературного и музыкального искусства (Л.В. Кравчук);

• метод создания композиций (Л. П. Горюнова);

• метод уподобления (О.П. Радынова), который реализуется через моторно-двигатель-ное, тактильное и сенсорное уподобление характеру музыкального произведения;

• озвучивание картины (Н.Н. Гришанович) -метод предполагает анализ «звукового пространства» картины, создание звуковой палитры картины и другие методы.

В заключение хочется отметить, что наиболее важным условием развития твор-

ческих способностей ребенка является творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. ■

Литература

1. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Природа и музыка. - М.: ТЦ Сфера, 2009. -176 с.

2. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста: Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений /О. А. Куревина, Л. С. Васильева. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 176с.

3. http://ugenius.ru/metodic/yusov.php

4. http://www.countries.ru/library/rusidea/ribb. htm

Статья поступила в редакцию 4.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.