Научная статья на тему 'ИСКУССТВО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ТВОРЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ I'

ИСКУССТВО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ТВОРЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ I Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР / ОЦЕНКА / ЗАВЫШЕННАЯ / ЗАНИЖЕННАЯ / КОРРЕКТИВА / ПРЕОДОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юсупов А.Р.

В статье освещены важные аспекты преодоления коммуникативных барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RT OR PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF OVERCOMING COMMUNICATION BARRIERS BY A CREATIVE TEAM I

The article highlights important aspects of overcoming communication barriers.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ТВОРЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ I»

Юсупов А.Р., кандидат технических наук

доцент

кафедра производства строительных материалов, изделий и конструкций Ферганский политехнический институт

Узбекистан

ИСКУССТВО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ТВОРЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Аннотация: в статье освещены важные аспекты преодоления коммуникативных барьеров.

Ключевые слова: коммуникативный барьер, оценка, завышенная, заниженная, корректива, преодоление.

Yusupov A.R., candidate of technical sciences

associate professor

department of production of building materials, products and designs

Fergana Polytechnic Institute

Uzbekistan

RT OR PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF OVERCOMING

COMMUNICATION BARRIERS BY A CREATIVE TEAM

Abstract: the article highlights important aspects of overcoming communication barriers.

Key words: communication barrier, assessment, overestimated, underestimated, correction, overcoming.

В вновь созданных и дополненных новыми специалистами творческих коллективах возникают коммуникативные барьеры. Плодотворная деятельность и успехи коллектива во многом зависят от степени преодоления такого типа сложных барьеров [1].

Коммуникативные барьеры - это различные препятствия, мешающие взаимопониманию участвующих в коммуникации сторон. Если говорить простыми словами, это всё то, что мешает людям правильно понимать друг друга. Главная проблема, которую создают коммуникативные барьеры, заключается не в том, что часть информации может быть утеряна, а в том, что она может быть принята или интерпретирована неправильно.

Одна из главных ошибок, которую допускают люди в общении, заключается в том, что им кажется, будто собеседник всегда понимает высказанные ими мысли в точности так же, как и они сами. В

действительности же всегда есть какие-то факторы, которые могут приводить к неправильному пониманию. Собеседник может понять сказанное совершенно иначе из-за окружающей обстановки, настроения, наличия или отсутствия определённых знаний и множества других факторов [2].

Коммуникативные барьеры могут возникать по внешним причинам, но чаще всего их вызывают внутренние причины психологической природы. Участники коммуникации могут создавать их сознательно или бессознательно.

Нередко препятствия в понимании возникают как защитный механизм психики. К примеру, если человек не готов к какой-то информации, он на бессознательном уровне «защищается» от неё и интерпретирует услышанное неправильно. Иногда это может быть и осознанная (по крайней мере, частично) защита от чужого влияния или манипуляций.

Ещё одной распространённой причиной возникновения коммуникативных барьеров является разница в знаниях и опыте [3]. К примеру, профессиональная деформация заставляет человека особым образом воспринимать всё, что связано с его работой. Соответственно, это может создавать барьеры в коммуникации с неподготовленными людьми [4]. Используя какие-то понятия в разговоре, человек даже не будет осознавать, что большую часть сказанного собеседник понять не может.

Существует большое количество различных барьеров коммуникации, которые можно классифицировать на группы и виды по осебеннм признакам:

• Фонетические. Это препятствия, возникающие из-за речевых особенностей.

• Семантические. Семантика - это наука о смысловых единицах языка (о значении слов и речевых оборотов). Соответственно, данный тип барьеров возникает, когда одна из сторон неправильно понимает значение используемых в общении слов или словосочетаний.

• Стилистические. Стиль речи существенно влияет на её восприятие и также может приводить к неправильному или неточному пониманию сказанного, важно, чтобы стиль соответствовал ожиданиям аудитории.

• Невербальные. Значительную часть информации мы передаём за счёт невербального общения. В некоторых случаях невербальные сигналы могут противоречить вербальной символам, сильно усложняя для собеседника понимание сказанного.

• Логические. Это барьеры, возникающие из-за того, что участники коммуникации пришли к разным логическим умозаключениям.

• Индивидуальные. Это различные особенности характера и темперамента.

• Нравственно-ценностные. Разница в мировоззрении, ценностях, стереотипах и прочих установках также может создавать серьёзные препятствия во взаимопонимании.

• Барьеры предвзятости. Предвзятое отношение к собеседнику сильно усложняет общение с ним, поскольку мешает объективно воспринимать его слова, решения и действия.

• Возрастные. Люди, принадлежащие к разным поколениям, многие вещи воспринимают по-разному, и это часто приводит к ошибкам во взаимопонимании.

• Этнические. Это сложности взаимопонимания, возникающие из -за различных национальных особенностей, а также из-за предвзятого отношения к представителям других наций и национальностей.

• Религиозные. В каждой религии есть свои обычаи, правила и запреты, о которых могут не знать люди другого вероисповедания.

• Этические. У каждого человека свой набор этических ценностей. Поведение, которое одному кажется нормальным и естественным, другой посчитает совершенно неприемлемым.

• Эстетические. Если вкусы людей не совпадают, это также может приводить к проблемам со взаимопониманием.

• Когнитивные. У всех людей по-разному развиты, абстрактное мышление, навыки восприятия и прочие когнитивные способности, собеседники немного по-разному воспринимают предмет разговора [5].

• Статусные. Различия в статусе заставляют людей по-разному воспринимать друг друга во время разговора. Например, шутка человека, имеющего более высокий статус, второму может показаться угрозой.

• Профессиональные. Любой профессионал обладает большим объёмом знаний в своей сфере деятельности, и для стороннего человека его высказывания могут быть совершенно непонятными.

• Барьеры знаний. У каждого человека есть определённая профессия и сфера интересов, что сказывается на его знаниях, эрудиции и жизненном опыте. Можно сказать, что у каждого есть уникальный набор знаний, и это также приводит к возникновению барьеров коммуникации [6].

При разрешении коммуникативных барьеров основная ответственность всегда лежит на руководителя творческого коллектива, поэтому важно развивать организаторские и ораторские навыки, умение грамотно формулировать мысли и способность вдохновения прследователей. В этом помогут следующие приёмы:

• Эмпатия. Многие люди игнорируют чувства собеседника, сосредотачиваясь на собственных переживаниях. Эмпатия - один из ценнейших навыков в общении. Если хорошо понимать, о чём думает и

что чувствует собеседник, можно значительно повысить уровень взаимопонимания и сделать коммуникацию более продуктивной.

• Передача ритма. Это эффективный ораторский приём, заключающийся в том, чтобы привлекать внимание слушателей и собеседников, «играя» с тембром, интонацией, громкостью, ритмом и прочими особенностями речи.

• Адекватные ожидания. Важно не переоценивать уровень воспитанности или компетентности каждого сотрудника творческого коллектива [6].

Использованные источники:

1. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! Прайм-Еврознак. 2002. 256 с.

2. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.: ил. — (Серия «Завтра экзамен»). 18ВМ 978-5-388-002303. Юсупов А.Р. Эвристические стратегии интеллектуального образования. "Экономика и социум" №11(102) 2022. www.iupr.ru.

4. Юсупов А.Р. Альтернативные стратегии самостоятельного образования студентов. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

5. ЮСУПОВ А.Р. Критерия и этапы решения творческой технической или управленческой проблемы с применением эвристических стратегий. "Экономика и социум" №12(103) 2022. www.iupr.ru.

6. ЮСУПОВ А.Р. Оптимизация процесса математического и иного моделирования строительных конструкций, зданий и сооружений "Экономика и социум" №11(103) 2022. www.iupr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.