Научная статья на тему 'ИСКУССТВО И СПОРТ: ФУТБОЛ В ЗЕРКАЛЕ ПОЭЗИИ'

ИСКУССТВО И СПОРТ: ФУТБОЛ В ЗЕРКАЛЕ ПОЭЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / СПОРТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИГРА / ЗРЕЛИЩЕ / ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Медведев Александр В.

Актуальность. В статье рассматривается процесс взаимодействия таких феноменов культуры как искусство и спорт. Отмечается историческая динамика взаимоотношений искусства и спорта. Рассматривается образ футбола, как наиболее популярного вида спорта, в поэзии. Цель исследования: заключается в том, чтобы рассмотреть отношения футбола и искусства, прежде всего футбола. Методы и организация исследования: Для исследования обозначенной проблемы, автор использовал аксиоматический метод. Искусство не только отражает реальность как данность, но и моделирует ситуации, способные выявить лучшие качества человека. Спорт, который по природе своей, наполнен стихией борьбы, проявлением напряжения сил, восторгом победы, отчаяньем поражения, всем тем, что составляет драму человеческой жизни, дарит сюжеты, привлекающие внимание художников всех времен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND SPORT: FOOTBALL IN THE MIRROR OF POETRY

The article considers the process of interaction of such cultural phenomena as art and sport. The historical dynamics of the relationship between art and sport is noted. The image of football as the most popular sport in poetry is considered. Purpose - research is to examine the relationship between football and art, primarily football. Methods and organization of the study: To study the indicated problem, the author used the axiomatic method. Art not only reflects reality as a given, but also models situations that can reveal the best qualities of a person. Sport, which by its nature is filled with the element of struggle, the manifestation of the exertion of strength, the delight of victory, the desperation of time, all that makes up the drama of human life, gives plots that attract the attention of artists of all times.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО И СПОРТ: ФУТБОЛ В ЗЕРКАЛЕ ПОЭЗИИ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-4-4-71-76 Оригинальные статьи / Original Articles

ИСКУССТВО И СПОРТ: ФУТБОЛ В ЗЕРКАЛЕ ПОЭЗИИ

УДК 796.332

Александр В. Медведев

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается процесс взаимодействия таких феноменов культуры как искусство и спорт. Отмечается историческая динамика взаимоотношений искусства и спорта. Рассматривается образ футбола, как наиболее популярного вида спорта, в поэзии.

Цель исследования: заключается в том, чтобы рассмотреть отношения футбола и искусства, прежде всего футбола.

Методы и организация исследования: Для исследования обозначенной проблемы, автор использовал аксиоматический метод. Искусство не только отражает реальность как данность, но и моделирует ситуации, способные выявить лучшие качества человека. Спорт, который по природе своей, наполнен стихией борьбы, проявлением напряжения сил, восторгом победы, отчаяньем поражения, всем тем, что составляет драму человеческой жизни, дарит сюжеты, привлекающие внимание художников всех времен.

Ключевые слова: искусство, спорт, взаимодействие, игра, зрелище, поэтический образ. Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Для цитирования Медведев А.В. Искусство и спорт: футбол в зеркале поэзии // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. №4. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-4-4-71-76

Статья поступила: 24.06.2021 г. Статья принята в печать: 15.12.2021 Статья опубликована: 22.12.2021

Информация для связи с автором: medvedev10@yandex.ru

ART AND SPORT: FOOTBALL IN THE MIRROR OF POETRY

Alexander V. Medvedev

Ekaterinburg Institute of Physical Education, Ekaterinburg, Russia Abstract

The article considers the process of interaction of such cultural phenomena as art and sport. The historical dynamics of the relationship between art and sport is noted. The image of football as the most popular sport in poetry is considered.

Purpose - research is to examine the relationship between football and art, primarily football. Methods and organization of the study: To study the indicated problem, the author used the axiomatic method. Art not only reflects reality as a given, but also models situations that can reveal the best qualities of a person. Sport, which by its nature is filled with the element of struggle, the manifestation of the exertion of strength, the delight of victory, the desperation of time, all that makes up the drama of human life, gives plots that attract the attention of artists of all times.

Keywords: educational environment, safety, subjective perception of danger, psychological model of safety, psychological mechanisms of safety.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Medvedev A.V. Art and sport: football in the mirror of poetry // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2021. №4. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-4-4-71-76

Введение. Искусство и спорт, казалось бы, весьма далекие друг от друга феномены культуры. Но, однако, как бы на первый взгляд они не отличались, у них много сходного. И искусство, и спорт представляют собою конкретные формы игры, что есть следствие игровой сущности культуры [7,219]. И искусство, и спорт, в силу этого являются зрелищами, что приводило исследователей к изучению эстетики спорта, его красоты [5].

Цель исследования: заключается в том, чтобы рассмотреть отношения футбола и искусства, прежде всего футбола. История культуры свидетельствует, что уже издавна между искусством и спортом складывались различные формы контактов. Прежде всего, следует отметить, что спорт - одна из тем искусства. Он стал интересен уже искусству античного мира, который, согласно словам, К. Маркса, представляет собою «золотое детство» человечества. Скульптура Древней Греции, барельефы и рельефы саркофагов и гробниц, росписи ваз, скифософ, фронтонов храмов предоставляют нам не только образы богов и богинь, которым поклонялись в те времена, но и спортсменов - победителей Олимпийских игр, участников спортивных занятий эллинов.

Исследователи античного искусства отмечают, что «выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека - атлета и воина -показывало, что архаическое греческое искусство путем возвеличивания лучших, самых сильных и самых мужественных граждан... ставило задачи общественного воспитания людей, утверждая этические идеалы своего времени» [1,175]. Справедливые слова, свидетельствующие о том, что искусство обращается к спорту не просто как к одной из многих сфер жизни, а представляет героев, образцов для подражания, ибо они в спортивных баталиях, в победах и поражениях, демонстрируют те моральные ценности, что являются предметом воспитания. В этом гносеологическая и воспитательная миссия искусства, и достижения спорта, и спортсмены как герои художественных произведений - благодатный материал для решения подобной задачи.

Методика и организация исследования. Для исследования обозначенной проблемы, автор использовал аксиоматический метод. Искусство не только отражает реальность как данность, но и моделирует ситуации, способные выявить лучшие качества человека. Спорт, который по природе своей, наполнен стихией борьбы, проявлением напряжения сил, восторгом победы, отчаяньем поражения, всем тем,

что составляет драму человеческой жизни, дарит сюжеты, привлекающие внимание художников всех времен. Это - прогностическая функция искусства, усиливающая его познавательный потенциал [3,482].

Искусство использует все свои изобразительно-выразительные средства, богатейшую палитру своего художественного языка для того, чтобы проникнуть в тайну и красоту спорта, и для того, чтобы воздействовать на сознание и чувства зрителя спортивного действия. В пластике танцевальных па, в чарующих душу звуках музыки, в многоцветье живописных полотен, в динамике объемов скульптурных изваяний художники создают образ спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретический анализ проблемы дает возможность взглянуть на проблему по-иному. Поэзия в ряду других искусств занимает исключительное место, и потому, что это слово - важнейшее средство общения в мире людей, и потому что способна передавать тончайшие нюансы переживаний и чувств человека. И потому что в ней удивительно соединяются и рациональные, и неподвластные рацио состояния человеческой души. Конечно, разительное отличие поэзии от спорта бросаются в глаза: спорт -торжество человеческой физики, поэзия - голос Бога в душе человека. И можно согласиться с А. Жигулиным, подчеркнувшим это: Поэзия не спорт, Поэзия - душа!

Прочнее нет на свете аксиомы.

В поэзии не стоит ни гроша Боксерские и прочие Приемы.

Поэзия не бег, Не вольная борьба.

Поэзия - сомненье и тревога.

Поэзия - надежда и судьба, Поэзия, как говорят, -От бога.

Да, поэзия не спорт, а литераторы, как говорил поэт В. Соснора, не спортсмены и не солдаты, где все физиология и немножко нервы. Для творчества нужны иные обстоятельства, нежели погода для тренировок. Да, это так, но все же в целостности человеческого бытия существуют и спорт, и поэзия, и между ними нет «китайской стены», они не изолированы друг от друга, а взаимные отношения и связи весьма различны. Поэзия создает образ спорта, в частности, футбола, который в ХХ веке по праву считается спортом № 1.

Футбол стал чрезвычайно интересен отечественному искусству после войны, страшной, дикой, потребовавшей миллионы жизней, хотя стал известен с начала ХХ века.

Чтобы почувствовать, что представлял собою футбол в начале ушедшего века, как его воспринимали и переживали и участники футбольных баталий, и тогдашние зрители, обратимся к их свидетельствам.

Юрий Олеша. «Книга прощания»: «Мне повезло: я родился в те годы, когда исполнялись фантастические мечты человечества... Подобно тому, как и кинематограф нашел первую поддержку в нас - мальчиках, которые, теперь выросши, помнят, что авиация, биоскоп - что все это, что ныне стало духом эпохи - кино, спорт. все это относилось семьей к области преступлений и наказаний детства.» [6,10].

Валентин Катаев. «Алмазный мой венец»: «Мы незаметно передвигались в среде, которая еще не может считаться небом, но уже и не земля, а нечто среднее, легкое, почти отвлеченное, где незаметно возникают изображения самого отдаленного прошлого, например, футбольная площадка, лишенная травяного покрова, где в клубах пыли центрофорвард подал мяч на край, умело подхваченный крайним левым. Крайний левый перекинул мяч с одной ноги на другую и ринулся вперед. С поворота он бьет старым, плохо зашнурованным ботинком. Мяч влетает мимо падающего голкипера в ворота. Ворота - два столба с верхней перекладиной, без сетки» [2,109].

Два друга, одессита, вспоминают, не могут не вспомнить, что среди радостей детства были не только поражающие достижения науки и техники тех дней - автомобили, авиация, паровозы, но и спорт, футбол, прежде всего.

Футбол, как и все существующее, несет на себе печать эпохи, он не может быть свободен от его бед, проблем, и в тоже время он отдушина, являет собою пространство свободы, вызывает чувство радости.

Младший собрат Ю. Олеши и В. Катаева по писательскому цеху Ю. Нагибин в рассказе «Почему я не стал футболистом» со свойственным ему талантом поведал о тех чувствах, которые переживали мальчишки, гонявшие на доморощенных полях футбольный мяч. «И вот я у мяча. все давящее, угнетающее развеивалось дымом, я становился пустым, легким, чистым и, словно получив прощение на Страшном суде, готов был погрузиться в блаженство вечное. шла игра, и в ней было все: и упоение, и полет, безумный и бездумный полет, и мгновения трезвого расчета, рождение плана атаки. я играл по вдохновению.» [5,281].

Таково начало истории футбола в нашей стране. Но очень быстро из мальчишеской забавы, которая у взрослых вызывала снисходительную усмешку, футбол стал феноменом культуры ХХ века. Он властно заявил свои права, на то, чтобы играть главную роль среди спортивных игр, чтобы в полной мере развернуть свое качество зрелища, ставшего не только притягивающим все большее число зрителей, но и определяющим эстетику спорта.

Все виды искусства - живопись, кинематограф, скульптура, литература - не обделяли своим вниманием футбол, поэзия в том числе. Нерв поэзии - лирика, внутренний мир души, нюансы интимных переживаний, искренность эмоций. Есть немало сходных черт у поэзии и футболом, можно сказать, что футбол - поэзия спорта. Ритм поэтических строк способен передать ритм бега спортсмена: «Ликует форвард на бегу. //Теперь ему какое дело!//Недаром согнуто в дугу//Его стремительное тело» (Н Заболоцкий).

Выводы. Поэзия, как и искусство вообще, -тончайший камертон, улавливающий тончайшие изменения и в самой игре, и в психологии игроков, и в поведении болельщиков. Вот превосходное стихотворение К. Ваншенкина «Футбол сорок восьмого года». Указание на конкретный год весьма значимо, прошло не полных три года после разрушительной войны, страна напрягает все силы в борьбе с разрухой, стремясь восстановить, что можно, и создать новое. И футбол в те первые послевоенные годы был не просто временем отдыха от тяжелых буден, он объединял людей искренностью и динамизмом своего действия, восхищал пластикой и артистизмом спортсменов, радовал свежестью восприятия и остротой эмоций. А кроме того в те годы футбол выражал гордость за победу, ведь были живы ее герои, ее творцы, и футбол был символом ее. Вчитаемся в строки этого стихотворения.

«Динамо», как священная гора, Уже курилось. Приближалось дело.

Милиция едва ли не с утра В скрипучих седлах намертво сидела. Я плыл внутри качавшихся лавин, В их центре, величавом и суровом. Звучали, как Качалов и Москвин*, Здесь имена Федотова с Бобровым*.

Вминаясь на трибунную скамью, Держал печаль и радость наготове,

Открыто продолжая жизнь свою Лишь на такой естественной основе. ...Какзамерли динамовцы тогда! -Когда Иван забил в свои ворота*. (Теперь бы целовались без стыда. Теперь другая выросла порода.)

Среди недоуменной тишины, Которая и впрямь была немая, Как отошли они, поражены, Случившегося ужас понимая!

Не только гол всесильного Бобра* И с ним столь справедливое спасенье,

Но хмурый свет тогдашнего добра Окрашивает это потрясенье.

В качестве лирического отступления напоминание об именах, особенно для молодого поколения: «Качалов, Москвин» - Качалов Василий Иванович (1875-1948), русский советский актер, с 1900 года служил в МХАТе, снимался в кино, выступал на радио со стихами и прозой. Москвин Иван Михайлович (1874-1946), русский советский актер МХАТ (с 1898). «Федотов, Бобров» - Бобров Всеволод Михайлович (19221979) советский спортсмен и тренер по хоккею с шайбой и футболу. Многократный чемпион СССР по хоккею и футболу, единственный в истории спорта олимпиец, который был капитаном сборных и по футболу, и по хоккею; «когда Иван забил в свои ворота...» - армеец Иван Кочетков в матче ЦДКА - «Динамо» забил гол в свои ворота.

Сам факт упоминания в одном ряду имен великих, чрезвычайно популярных после войны артистов, с именами столь же популярных футболистов показателен. Для послевоенных лет, которые еще памятны, спорт встал в ряд с искусством, даря людям радость бытия, выражая их гордость, объединяя людей единым чувством восторга или горя, как это было в дни войны. Поэт уже в первых строках рисует обычную тогда картину: лавина болельщиков единым, разношерстным потоком направляется в одном желании к стадиону «Динамо», который воспринимается как «священная гора». Эпитет не случаен, для болельщиков ожидаемое действие воспринимается как священное действие, наполненное своею тайною, и ожидание тайны, которая будет разворачиваться здесь и сейчас перед глазами болельщиков.

Весьма показательны слова, которые автор заключил в скобки: «Теперь бы целовались без стыда//Теперь другая выросла порода».

Другость породы, которая выросла в настоящее время, выражается и в том, как футболисты переживают беды, что случаются в игре, поскольку футбол довольно травмоопасная игра. Горечь и сожаление, ощущение какой-то неуловимой черты, которая восторг и ликование вмиг превращает в беду, боль, несчастие. Вот строки стиха «Футбол», из которого уже была цитата, Н. Заболоцкого: Несется шар.

В душе у форварда пожар, Гоемят, как сталь, его колена, Но уж из горла бьет фонтан, Он падает, кричит: «Измена!» А шар вертится между стен, Дымится, пучится, хохочет, Глазок сожмет: «Спокойной ночи!» Глазок откроет: «Добрый день!» И форварда замучит хочет.

Приходит ночь. Открылся госпиталь. Увы, Здесь форвард спит без головы.

.......Спи, бедный форвард!

Над землею Заря упала, глубока, Танцуют девочки с зарею

У голубого ручейка. Все так же вянут на покое В лиловом домике обои, Стареет мама с каждым днем... Спи, бедный форвард!

Мы живем.

Но более всего эта «другость» проявляется в том, как современные футболисты празднуют свою удачу, забитый противнику гол. Сейчас это настоящая театральная мизансцена: и куча мала с объятиями и поцелуями, и кульбиты, и обращение к публике; каждый придумывает свой способ празднования. Это не связано с сутью игры, это та ее часть, что относится к зрелищу. Футбол все больше превращается в театр, а потому - «Скорей на стадион, ура!» (И. Гаврилова). Стадион. «народ идет на стадионы, //Где для души раздолье есть» (Ю. Ширяев). Современный екатеринбургский поэт Попов Е., вспоминая свое детство, свое сиденье у экрана телевизора, выражает тот восторг, который испытал от танца камерунского футболиста Роже Милла, танцем отмечающего эффективный свой удар.

Как забивал Роже Милла и как Омам-Бийик отдал! Я помню это, как вчера. Непомнящий четвертьфинал!

О, в девяностом том году

я помню разную бурду. За хлебом в очереди треп, Советского Союза гроб.

Здесь важен исторический контекст. Это была игра на очередном мировом первенстве: Италия, 1990 год. Развал Советского союза, время смены эпох, неопределенности, чувство

растерянности, единственная отдушина - футбол, который позволял хоть на миг уйти от безнадеги обыденности, пережить искренние чувства. Воздействие футбола увеличивалось его все большей и большей театральностью, он все больше и больше приобретал черты мас-скульта.

Чувство единения исполнителя выражалось и в том, что как футболисты обращались друг к другу, не по имени, а по прозвищу, так их именовали и болельщики, что выражено в стихотворении К. Ваншенкина «Футбольные прозвища»:

В спорте прозвища как в деревне, И традиции эти древни. Каждый ловко и прочно зван: Слон. Михей. Косопузый. Жбан. Так заходит сосед к соседу Длинным вечером на беседу.

Это явная теплота Между близкими принята.

Оборачиваясь на кличку, Что с годами вошло в привычку, Усмехаешься: «Молодежь!..» И опять от ворот идешь.

Потому что взяты ворота... В этом все-таки было что-то: Гусь. Чепец, Пономарь. Стрелец*. А играет-то как, стервец!

Гусь. Чепец. Пономарь. Стрелец - известные футболисты 50-60 годов. Зритель и исполнитель живут одним чувством, в тот самый миг игры они неразделимы эмоционально. Вознесенский А. «ФУТБОЛЬНОЕ»:

Левый крайний!

Левый крайний..

Левый шпарит, левый лупит. Стадион нагнулся лупой, Прожигательным стеклом Над дымящимся мечом.

Левый крайний, милый мой,

© Александр Васильевич Медведев, 2021

Ты играешь головой!

О, атака до угара! Одурение удара. Только мяч, мяч, мяч, Только - вмажь, вмажь, вмажь!

«Наши - ваши» - к богу в рай... Ай!

Что наделал левый край!..

Мяч лежит в своих воротах.

Солнце черной сковородкой. Ты уходишь, как горбун, Под молчание трибун.

Левый крайний!

Не сбываются мечты, С ног срываются мячи.

Стадион, как храм. «единственный действующий храм,//тогда заменивший религию нам». Есть одна черта, породившая и воспроизводящая религию, несмотря на все достижения наук и чудеса техники, результатами которых все пользуются осознанно и без чего не мыслят современной жизни. Есть глубинная потребность в единении чувств, переживаний мгновения, эта потребность и есть сердцевина религиозности. Массовое искусство сегодня выполняет и те функции, что в прошлые века выполняла религия, да и сама религия приобретает черты массового искусства.

И сегодня стадион - театр под открытым небом, игра - спектакль. роли расписаны, режиссеры на местах, правила известны. и начинается действо. Мы ходим на известные спектакли, чтобы увидеть игру иных актеров, идем на стадион, чтобы увидеть спортсменов-виртуозов мяча. Футбол - зрелище, футбол - спектакль. Важно, чтобы зрелищность не затмила существо спорта, его игровую суть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Всеобщая история искусства в 6 т. Т. 1. М., «Искусство», 2018.

2. Катаев В. Уже написан Вертер. М., 2017.

3. Медведев А.В. Искусство как форма социального эксперимента//Уральская философская школа. 50 лет - 50 имен. Екатеринбург, 2016.

4. Нагибин Ю. Почему я не стал футболистом//Ю. Нагибин. Остров любви. Рассказы и повести. М., «Молодая гвардия», 2019.

5. Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2015.

6. Олеша Ю. Книга прощания. М., 2019.

REFERENCES

1. General history of art in 6 volumes. T. 1. M., Art, 2018.

2. Kataev V. Werther has already been written. M., 2017.

3. Medvedev A.V. Art as a form of social experiment//Ural Philosophical School. 50 years - 50 names Yekaterinburg, 2016.

4. Nagibin Yu. Why I did not become a football player//Yu. Nagibin. Island of love. Stories and novels. M., "Young Guard", 2019.

5. Huizinga J. Homo ludens. In the shadow of tomorrow M., 2015.

6. Olesha Yu. Book of farewell. M., 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Медведев Александр Васильевич

д-р фил. наук, профессор Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург. Россия

Medvedev Alexander Vasilievich

Dr. Sci, Professor

Ekaterinburg Institute of Physical education, Ekaterinburg. Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.