Научная статья на тему 'ИСКУССТВО И ПРАВО В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СТРУКТУРЕ БЫТИЯ'

ИСКУССТВО И ПРАВО В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СТРУКТУРЕ БЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / бытие / право / правовая культура / искусствоведение / art / being / law / legal culture / art criticism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильева Евгения Николаевна

Современная доктрина правовой политики, обосновывая самостоятельные направления стратегий развития права и государства, в числе иных (правотворческая, правоприменительная, правозащитная и др. направления правовой политики) останавливает внимание на системном видении и осмыслении политико-правовой действительности, обусловливающей позитивные правокультурные процессы в сфере правового просвещения, воспитания, формирования правовой культуры и правового сознания, соответствующих идеалам и эталонам права как социокультурного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND LAW IN THEIR INTERACTION IN THE STRUCTURE OF BEING

The modern doctrine of legal policy, justifying independent directions of strategies for the development of law and the state, among others (lawmaking, law enforcement, human rights and other directions of legal policy), focuses on the systemic vision and understanding of the political and legal reality that determines positive legal and cultural processes in the field of legal enlightenment, education, formation of legal culture and legal consciousness corresponding to the ideals and standards of law as a socio-cultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВО И ПРАВО В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СТРУКТУРЕ БЫТИЯ»

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

УДК 7.011.22 DOI 10.36945/2658-3852-2023-4-52-60

Е. Н. Васильева

ИСКУССТВО И ПРАВО В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В СТРУКТУРЕ БЫТИЯ

Аннотация: Современная доктрина правовой политики, обосновывая самостоятельные направления стратегий развития права и государства, в числе иных (правотворческая, правоприменительная, правозащитная и др. направления правовой политики) останавливает внимание на системном видении и осмыслении политико-правовой действительности, обусловливающей позитивные правокуль-турные процессы в сфере правового просвещения, воспитания, формирования правовой культуры и правового сознания, соответствующих идеалам и эталонам права как социокультурного феномена.

Ключевые слова: искусство, бытие, право, правовая культура, искусствоведение.

Стратегии правового развития России, формулируемые отечественной доктриной правовой политики еще с середины ХХ в., генерируют сегодня актуальные и необходимые формы взаимодействия государства, общества и личности. В числе своих первоочередных целей они определяют эволюцию российской государственности в цивилизационном русле. Уровень развития общественных отношений, основанный на социально-экономическом, политическом, идеологическом, материальном и духовном базисе, показывает ту степень цивилизации государства и права, которой присущи высокие показатели удовлетворенности качеством жизни человеком и гражданином в конкретный исторический период, в том или ином топологическом диапазоне.

Как справедливо отмечает В. А. Затонский: «... непременным критерием позитивной оценки качественного состояния правовой жизни выступает соответствующий уровень правовой культуры граждан, их объединений, всего общества. правовая политика - это средство оптимального выстраивания правовой жизни, инструмент ее всестороннего совершенствования» [Затонский, 2020, с. 22] с учетом особенностей процессов правового культурогенеза.

Правовая культура, в свою очередь, зарождается, проходит стадии становления и развития внутри общей культуры и - шире - цивилизации. Плюралистическое

© Васильева Е. Н., 2023.

правопонимание, которое актуализируется сегодня в юридической науке и практике, способствует преодолению давних и устойчивых тенденций позитивизма, отождествляющего право и закон и интересующегося, в большей степени, социальным содержанием права. Будучи не только регулятивным средством (формой) упорядочивания общественных отношений, право одновременно исторически является и формой культуры, участвующей в создании высших форм духовности, справедливости, равенства и свободы в человеческом, в том числе правовом сознании.

Современное понимание права в его различных интерпретациях позволяет преодолеть ранее усеченное позитивизмом осмысление этого феномена, имеющего своей задачей изучить и обосновать положительное (позитивное) право, как волю государства, продукт государственного «правотворчества», модель соответствующего законопорядка и т. д., которые в парадигме этатизма и нормативизма своей задачей определяют утилитарность, прагматизм и жесткую регламентацию общественных отношений во благо государства. Им противопоставляется естественное право - необходимая и самодостаточная часть «территории» мировой культуры, которой права и свободы, принадлежащие человеку априори, есть и религиозные, и метафизические, и этические, и эстетические «связанности» с культурой цивилизаций. Это тот миропорядок, который отличен от законопорядка, но взаимодействует с ним в силу потребностей и интересов самого человека.

Идеальное право обращено к высшему разуму, оно ощущается на метафизическом уровне, где его граница с реальным правом проходит в уяснении различения бытия и существования, не имея при этом ни временных, ни пространственных измерений, оно рационально, непознаваемо, чувственно необходимо и выражает ту потребность человека, в связи с ощущением которой и складывается представление о нем (праве) как справедливой и разумной мере свободы и равенства [Степаненко, 2015]. «Человеческие установления вообще таковы: они не живут - умирают, без того, чтобы в каждый данный момент... на уровне собственной неотъемлемой жизненно-смертной потребности. воспроизводить это установление, например, моральный закон, закон юридический и т. д.» [Мамар-дашвили, 1994, с. 10].

Методологически важно понимание того, что «человек - центр всей методологии» (Л. Фейербах) и то, что «правовая среда объединяет процессы и явления функционирующей правовой системы, правовой жизни общества, идеи и идеалы, духовные и нравственные принципы в области права, а также отражает уровень правопо-нимания и поведения личности или общности людей», справедливо отмечает С. Н. Хорунжий, изучая сходство ортодоксии и светского учения о государстве и праве, с точки зрения многофакторного воздействия культурных, морально-этических, религиозных традиций на право и государство [Хорунжий, 2015, с. 4].

На самом деле так называемый генетический подход к праву и процессам правообразования объясняет значение интересов, идей и потребностей, которые заложены на чувственном и рациональном (иррациональном) уровнях и находят

свое выражение в творческой деятельности человека. Будь то художественное и другие формы творческой деятельности, будь то нормотворчество, то и другое есть реализация способностей человека, его необходимости упорядочивания своего пребывания как в индивидуальном, так и в окружающем мире.

Культура, рассматриваемая в основных концептуальных подходах как: а) творческие способности человека; б) творческая деятельность, превращающая способности человека в материальные и духовные ценности; в) совокупность создаваемых человеком ценностей; г) динамичный процесс превращения существующих ценностей в личностное духовное достояние человека и всего общества [Бачинин, 2006, с. 408], находит свое проявление в разных формах человеческого бытия и существования, отличающего его от иного мира природы.

Духовная культура - искусство (живопись, музыка, поэзия, проза, балет, архитектура, театр, кино, дизайн и др.), имея генерирующий за счет знаковых систем характер, устремлена в будущее, в то же самое время она означает исторически сформировавшиеся основания - универсалии. Последние (в идеале) раскрываются в произведениях искусства, объясняющих миру необходимость решения таких проблем, как соотношения бытия и мышления, единичного и общего, конкретного и абстрактного, что связано с трансцендентными основами и посылами (идеями, образами) творчества. Искусство формирует те мировоззренческие модели, в которых находят, прежде всего, личностные представления о добре и зле, справедливости и беззаконии, равенстве и дискриминации, которые отражаются в общественном и индивидуальном сознании в процессе политических, социально-экономических и иных видов деятельности, в том числе право-реализации. Исполнение, использование, соблюдение и применение права воплощают собой ту социокультурную среду, в которой формируются личностные особенности, дополняемые смыслами тех произведений искусства, которые демонстрирует та или иная эпоха, тот или иной тип цивилизации.

Рассматривая гносеологические и методологические основания взаимодействия искусства и права, следует остановить свое внимание на тех исторических процессах, которые изучались представителями гуманитарных, прежде всего философских наук. Здесь важным представляется позиция философии о пер-вопринципе гносеологии, где основным ее допущением является оппозиция субъекта и объекта. В данной оппозиции важно понимание того, что субъектом познания является человек, а объектом - окружающая его действительность, проявляющая себя в отражении своего содержания в мыследеятельностном процессе (чувственном и абстрактном) познающего.

Как отмечает Э. А. Тайсина: «Естественная основа принципа познаваемости - способность ощущений и восприятий к экстрапроекции. Бытие как совокупность феноменов, далее, преимущественно является познающим как бытие оптическое и даже офтальмологическое. Первый термин, интенционально нацелен на природу, второй - на главный наш орган чувств, на наш глаз. Но в обоих случаях посыл несомненен: бытие есть а) зримое, б) увиденное. Те же

Гоббс и Локк объясняли понятия "idea" или "imago" примером зрения. Ср.: "... после того, как объект удален или глаза закрыты, мы все еще удерживаем образ виденной вещи, чем когда мы ее видим. Именно это римляне называют воображением (imagination) - от образа, полученного при зрении, применяя это слово, хотя и неправильно, по всем другим ощущениям. неправильно" - в том только смысле, что не любое ощущение картинно. Но любое ощущение - образ» [Тайсина, 2013, с. 306, 307].

Действительно, образы и отдельные представления о свойствах и качества искусства и права, ощущаемые не только при помощи зрения, но иных органов чувств (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние), а также интуиции, осознания, ощущения, восприятия и др., имеют своим результатом целостную модель некоторого объекта, конституирующую мировоззрение либо о конкретном духовном или материальном явлении, либо мироощущение, мироистолкование, проводящие границы легитимности и нормы, а также «пограничности» (маргинальности), «отчуждения» от получаемых итогов ощущений, восприятий и представлении.

Ощущения фиксируют и психически отражают посредством воздействия психоэмоциональных стимулов или же раздражителей (сигналов) отдельные свойства явлений (вещей), в частности, права и искусства через нервные структуры, включающие в себя рецепторы в нервных центрах, и передают информацию, вызывающую соответствующие реакции на эти сигналы. Ощущения, признаваемые античной философией единственно верным источником истины (Демокрит), позднее стали одной из ведущих проблем философии, инициировав образование самостоятельного направления - сенсуализм - в классической модели философии, обозначающего приоритетными чувственные формы познания. Последние характерны для чувственного познания творений культуры, но не чужды и для принятия / непринятия правовых установлений.

Восприятие представляет собой целостный образ вещи (явления) и обнаруживает то, что не было очевидным в ощущениях. Уже не отдельные свойства и качества предмета, а их синтез в процессе восприятия способствует осмыслению, интерпретации сенсорных данных, тем самым стимулируя формирование первоначальных данных о вещи (явлении). Восприятие отдельных форм права и искусства может быть как адекватным, так и иллюзорным, преднамеренным и случайным. Оно зависит как от степени образованности, так и от знаний, психоэмоциональных, возрастных и социокультурных особенностей. Отсюда восприятие отдельного произведения искусства или правила поведения, зафиксированного в норме права, может разительно отличаться либо совпадать в зависимости от разностей отмеченных особенностей субъекта (субъектов).

Представления, будучи индивидуальной формой чувственного познания, возникают без непосредственного образа объекта или вне его, воздействуют на органы чувств. Они конструируются на основе прошлого опыта и воображения, выстраивая связь между настоящим и будущим. Представления находят свое выражение в суждениях, опосредующих мышление и индивидуальное или же

массовое сознание, обобщенное знание, сохраняя при этом опыт сенсорных и имеющихся образных практик, важных для осуществления гносеологической роли в становлении новых взглядов на ситуации. Через представление закрепляется мировоззренческая система видения мира, человека в нем, культурных традиций, границ нормативности и поведенческих образцов, отражаемых и в искусстве, и в праве. Сказанное детерминирует решение задачи культурологии - установление системы взаимозависимостей культуры от повседневных и массовых до уникальных и единичных при изучении взаимодействия искусства и права.

Между тем воспроизведение различных форм так называемого сенсорного и чувственного познания произведений искусства, скорее всего, не столь социально значимо для коммуникативных сфер общественных отношений, оно более индивидуализировано. А вот абстрактное познание права, если оно выходит за рамки собственного бытия в социальном, может выявлять и стимулировать существенные деструктивные последствия как для субъекта, так и для самого объекта (права, правовых отношений). Поэтому к механизмам воздействия на «возмущающееся поведение» можно отнести и искусство, и право, обращаясь за содействием к теории познания.

Теория познания направлена на получение достоверных и верифицируемых по возможности знаний через известные формы познания (мифология, религия, художественное творчество, наука и др.). Субъект-объектное отношение свидетельствует о возможном, предполагаемом получении знаний, репрезентирующих адекватное воспроизводство субъект-объектного взаимодействия. Будучи ключевым вопросом гносеологии, познание стремится к реализации своей главной цели - истине. В числе разнообразных подходов к изучению природы познания (праксиологический, аналитический и семантический и др.), на наш взгляд, в исследовании взаимодействия права и искусства важны все отмеченные подходы. У права и искусства - в структуре их познания, задействованы и чувственный, и рациональный уровни. Если, как отмечалось, чувственный уровень познания более характерен для искусства (хотя и для права, в частности, идеального и естественного), то рациональный уровень познания и его формы - понятие, суждение и умозаключение - предполагают объективацию индивидуальных знаний, их трансляцию и популяризацию. Сказанное не означает, что познание в искусстве и само искусство не могут быть рациональными. Достаточно вспомнить, в частности, революционный и постреволюционный наиболее яркие периоды российской истории, на рассмотрении которых мы остановим свое внимание далее.

Что касается художественной формы познания, содержащей глубокий гносеологический потенциал, В. Г. Кохановским было отмечено: «... искусство считается важнейшим способом раскрытия истины. Хотя, конечно, художественная деятельность несводима целиком к познанию, но познавательная функция искусства посредством системы художественных образов - одна из важнейших для него ... искусство познает мир, а человек творит его - в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в

той или иной форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д.» [Кохановский, 2006, с. 9]. Здесь коррелируют смыслы целеполагания права и искусства в части познания проблем как социокультурных, так и антропологических контекстов, подчеркиваются априорное взаимодействие того и другого и их культурологические начала и эйдосы.

На самом деле, искусство как многомерное понятие и исторически и формирующееся явление понималось еще с античных времен в форме триады POLESIS - то есть акт творческой деятельности, основанный на творческом вдохновении, создающий художественную предметность; MIMESIS - авторское представление, воспроизведение и «подражание» некоторой вещи (объекта), и TECHNE - ремесло, умение сделать и завершить произведение и выразить заложенные в него смыслы [Современный литератор, 2001, с. 438].

Искусство выражает собственный мир творца, не совпадающий порой с эмпирической действительностью, обладает авторской целесообразностью, ориентированной на выражение прекрасного, идеала, к достижению которого стремится человечество. Осуществляется этот творческий акт через: а) выражение экзистенциальной природы человека (феномен человеческого истинного, внутреннего бытия и существования); б) направленность творческого произведения к истине через эстетическое сознание.

Одними из первых форм выражения отношения человека к миру были наскальные рисунки, мифы, легенды, песнопения, танцы и т. д., которые все чаще становились способами самовыражения человека на первоначальных стадиях его развития. Символические формы творчества человека еще не относились к произведениям искусства, так как только отражали мир при помощи первых попыток его видения, далее складывающихся в умение, мастерство, получавших некоторую положительную или отрицательную оценку. Для последней требовалось наличие вкуса и эстетического восприятия, которые имеют также многовековой опыт становления и развития. Исторические эпохи Античности и Возрождения служили тем этапом развития искусства и наук, его изучающих, на котором происходило становление художественного образа, понимаемого и объясняемого автором произведения в качестве эталона, идеала, образца «прекрасного» (или наоборот) в искусстве.

Понимание права в широком плюралистическом, как отмечалось, контексте (например, как «справедливой и разумной меры Свободы и Равенства») представляет право как такую универсалию, без которой существование человечества не представляется возможным. Создаваемое человеком и для человека право генетически, во взаимосвязи и взаимодействии с другими универсалиями, стремилось и стремится придать человеческой жизнедеятельности упорядоченность, сбалансированность как в духовном, так и материальном состояниях через символические формы (знаки): тексты норм и нормативно-правовых актов; конституционные идеи о правовом, демократическом и социальном государстве; совершение

конклюдентных действий, выражающихся в поведении и жестах участников договорных отношений (сотрудников ГИБДД); флаг, герб, гимн, иная символика государств и др. То есть через такие символические знаки, реальные и интенциональ-ные символы происходит восприятие как юридических форм деятельности, так и результатов творческого культурного процесса.

Право - как значимый знаковый компонент культуры - характеризует ее состояние, так же как и искусство, будучи «вписанным» в структуру бытия, упорядочивает и стабилизирует качество и уровень культуры. Как верно отмечено Г. В. Мальцевым: «Уровень культуры отражает меру воспроизводимости факторов порядка в противовес хаотическому состоянию общественной жизни. Культура не обязательно там, где люди вкусно едят, красиво одеваются, предаются соблазнам, имею роскошное жилище. не в пестроте и изобилии, а в возрастающем опыте человеческого единения и солидарности, стремлении людей нормативно и организационно поддерживать жизненные установки, позволяющие каждому из них прожить жизнь со смыслом, оставить после себя мир следующим поколениям хотя бы в частично улучшенном виде» [Мальцев, 2013, с. 3]. Задачу объяснения и обоснования такого целеполагания культуры и ее отдельных компонентов берет на себя культурологический подход в возможности предположить и объяснить метафизическое, чувственно и абстрактно познаваемое взаимодействие искусства и права.

Культурологический подход в методологии исследования взаимодействия права и искусства (как универсалий, феноменов, категорий, понятий и т. д.) выбран нами не случайно. Культура (от лат. сиНита - воспитание, возделывание, образование), будучи системой исторически эволюционирующих надбиологиче-ских (духовно-нравственных) моделей и программ человеческой жизнедеятельности, коммуникаций, схем поведения, идеалов и норм, знаний и навыков, ценностных ориентаций, целеполагания и т. д., сохраняет и транслирует производство и воспроизводство реалий и моделей самых разнообразных форм индивидуальной и социальной жизни.

Соответственно, культурология как гуманитарная дисциплина в гносеоло-го-методологическом контексте познает, исследует и объясняет всю совокупность ее исторически оформленных видов. Если философия культуры раскрывает универсальные, ценностные основания и принципы самой культуры на протяжении истории цивилизации, то культурология репрезентует цельную картину культурного универсума. Для достижения такой сложной цели культурологией решаются задачи: «. анализ целостных синхронных «срезов» культуры; установление системы взаимозависимостей различных ее элементов (от поведенческих и массовидных до неповторимых и уникальных); выявление типологических узлов, стягивающих континуальное пространство культуры в относительно замкнутые образования культурно-исторических эпох (античность, средневековье, барокко и т. д.); анализ культурно-исторического процесса как диалектики преемственности и взаимозамещения различных символических миров; наконец,

раскрытие природы и форм соотношения "индивид - культура"» в качестве двуединой составляющей процессов символического производства, которыми и определяется специфически культурное существование людей» [Современный литератор, 2001, с. 527, 528].

В этом смысле культурологический подход очевидным образом способствует раскрытию природы взаимодействия искусства и права как «символических миров» в диалектике их преемственности, взаимодополнения и взаимозамещения, а также взаимодействия с другими культурными феноменами, находя общее, особенное и единичное во взаимоотношениях социальных наук (право) и искусствоведения (искусство), методологически толерантно объединяя то и другое, в гносеологически упорядоченное пространство, предположим, правовой культурологии (культурологии права).

Библиография

Бачинин, В. А. Энциклопедия философии и социологии права. - Санкт-Петербург, 2006. - 1093 с.

Всемирная энциклопедия: Философия / глав. науч. ред. и состав. А. А. Гри-шанов. - Москва : АСТ; Минск : Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.

Затонский, В. А. Правовая культура как цель правовой политики, средство ее трансформации из теории в реальность // Правовая политика и правовая жизнь. - 2020. - № 1. - 21-27.

Кохановский, В. П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания). - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 320 с.

Мальцев, Г. В. Культурная традиция права : монография. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2013. - 608 с.

Мамардашвили, М. К. Философия и личность. Человек. - Москва, 1994. -№ 5. - С. 5-19.

Степаненко, Р. Ф. Проблемы правопонимания в исследовательских практиках общеправовой теории маргинальности // Право и государство: теория и практика. - 2015. - № 6 (126). - С. 25-33.

Тайсина, Э. А. Теория познания. Интродукция и рондо каприччиозо / Э. А. Тайсина. - Санкт-Петербург : Алетейя : Вертолет-Медиа, 2013. - 608 с.

Хорунжий, С. Н. Ортодоксия и юриспруденции и теологии как элемент современной правовой среды // Мониторинг правоприменения. - 2015. - № 2 (15). - С. 4-11.

Сведения об авторе

Васильева Евгения Николаевна, почетный член Российской академии художеств, член Творческого союза художников России, кандидат юридических наук, юрист коллегии адвокатов «Гриднев, Харитонов и Партнеры» (Казань).

E-mail: office@lpg.com

E. N. Vasilyeva

ART AND LAW IN THEIR INTERACTION IN THE STRUCTURE OF BEING

Abstract: The modern doctrine of legal policy, justifying independent directions of strategies for the development of law and the state, among others (lawmaking, law enforcement, human rights and other directions of legal policy), focuses on the systemic vision and understanding of the political and legal reality that determines positive legal and cultural processes in the field of legal enlightenment, education, formation of legal culture and legal consciousness corresponding to the ideals and standards of law as a socio-cultural phenomenon.

Key words: art, being, law, legal culture, art criticism.

References

Bachinin, V. A. EHntsiklopediya filosofii i sotsiologii prava. - Sankt-Peterburg, 2006. - 1093 s.

Vsemirnaya ehntsiklopediya: Filosofiya / glav. nauch. red. i sostav. A. A. Gri-shanov. - Moskva : AST; Minsk : KHarvest, Sovremennyj literator, 2001. - 1312 s.

Zatonskij, V. A. Pravovaya kul'tura kak tsel' pravovoj politiki, sredstvo ee trans-formatsii iz teorii v real'nost' // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. - 2020. -№ 1. - 21-27.

Kokhanovskij, V. P. Filosofskie problemy sotsial'no-gumanitarnykh nauk (formirovanie, osobennosti i metodologiya sotsial'nogo poznaniya). - Rostov-na-Donu : Feniks, 2006. - 320 s.

Mal'tsev, G. V. Kul'turnaya traditsiya prava : monografiya. - Moskva : Norma: INFRA-M, 2013. - 608 s.

Mamardashvili, M. K. Filosofiya i lichnost'. CHelovek. - Moskva, 1994. - № 5. -S. 5-19.

Stepanenko, R. F. Problemy pravoponimaniya v issledovatel'skikh praktikakh obshhepravovoj teorii marginal'nosti // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. -2015. - № 6 (126). - S. 25-33.

Tajsina, EH. A. Teoriya poznaniya. Introduktsiya i rondo kaprichchiozo / EH. A. Tajsina. - Sankt-Peterburg : Aletejya : Vertolet-Media, 2013. - 608 s.

KHorunzhij, S. N. Ortodoksiya i yurisprudentsii i teologii kak ehlement sovremen-noj pravovoj sredy // Monitoring pravoprimeneniya. - 2015. - № 2 (15). - S. 4-11.

About the author

Vasilyeva Evgeniya Nikolaevna, Honorary member of the Russian Academy of Arts, member of the Creative Union of Artists of Russia, Candidate of Legal Sciences, lawyer of the college of lawyers "Gridnev, Kharitonov and Partners" (Kazan).

E-mail: office@lpg.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.