Научная статья на тему 'Искусство и общество: виновато ли искусство в духовном кризисе общества?'

Искусство и общество: виновато ли искусство в духовном кризисе общества? Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
208
48
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ЛИЧНОСТЬ / ДИАЛОГ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Заховаева Анна Георгиевна

Искусство рассматривается как отражение и выражение социальных процессов. Искусство есть диалог. Искусство – мир социальных чувств. Главная задача искусства – это гуманизация личности.

Art and society: is the art to be blamed for the spiritual crisis of society?

Art is the reflection and expression of social processes. Art is a dialogue. Art is the world of social feelings. The main goal of the art is humanism.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Искусство и общество: виновато ли искусство в духовном кризисе общества?»

А. Г. ЗАХОВАЕВА

ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО*: ВИНОВАТО ЛИ ИСКУССТВО В ДУХОВНОМ КРИЗИСЕ ОБЩЕСТВА?

Искусство рассматривается как отражение и выражение социальных процессов. Искусство есть диалог. Искусство - мир социальных чувств. Главная задача искусства - это гуманизация личности.

Ключевые слова: искусство, личность, диалог, общество.

Искусство начинается тогда, когда его предметом становится человек и мир человека. Человек - это не единичный индивид, это все многообразие его социальных связей. История человека -это история Homo socialis, человека как социального существа.

Важнейшим механизмом социализации выступает искусство. Так как же взаимосвязаны искусство и социум в наше время, когда большинство исследований провозгласило духовный кризис общества? Виновато ли искусство в «пороках общества»? Проблема эта отнюдь не новая. Еще в 1750 г. Ж. Ж. Руссо в работе «Рассуждения о науках и искусствах» доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, более того, науки и искусства развращают человека. А что мы можем сказать о взаимовлиянии искусства и общества в наше время?

Искусство - неотъемлемый предмет социальной жизни человека. Оно не только обогащает повседневное существование человека, оно создает новое измерение человеческого существования -«мир искусства». Искусство направлено как на общество в целом, так и на отдельного человека, являясь инструментом его формирования. В зависимости от того, каким общественным силам оно

* Более подробно автор рассматривает проблему в монографиях: Заховаева А. Г. Искусство и его гуманизирующая роль. - М.: Международная педагогическая академия, 2001; Она же. Искусство: социально-философский анализ. - М.: КомКнига, 2005.

Философия и общество, № 3, июль - сентябрь 2012 79-84

служит, какие художественные тенденции развивает, оно может служить мощным средством очеловечивания человека или, напротив, средством, подавляющим в нем человеческое начало. Т. Адорно указывает: «Нерешенные антагонистические противоречия реальности вновь проявляются в произведениях искусства как внутренние проблемы их формы. Именно это, а не влияние материально-предметных моментов определяет отношение искусства к обществу. Напряженные взаимосвязи различных позиций, рождающие новые импульсы, кристаллизуются во всей чистоте в художественных произведениях и благодаря их эмансипации от реально фактического фасада внешнего мира затрагивают непосредственно самую суть дела»1.

Искусство - это связь творящей Личности для другой Лично-

сти, диалог, это самовыражение, «строительство» своего Я, но только когда есть Другой. «Человеческий мир - это дуализм закономерного (общество) и конкретно определенного (индивид)... и преодолеть этот дуализм способна духовная форма (искусство)»2.

Искусство есть диалог «Я - Ты», со-бытийность. Бахтин замечает: «Эстетический рефлекс живой жизни не есть саморефлекс жизни в движении, в ее действительной жизненности, он предполагает вненаходящегося, другого субъекта вживания... Чистое вживание -совпадение с другим»3.

Диалог автора - зрителя - это путь к пониманию, но при этом понимание не есть «полное» понимание, это недопонимание, возможность интерпретации, «переживание переживания», то, что «оставляет» автор для сотворчества, своего рода «чувственное поле для интерпретаций».

Искусство - это средство межличностной коммуникации, это система координат «личность - личность» (субъект - субъект), это «диалог понимания» на фоне исторического развития общества. «Искусство начинается тогда, когда в каком-либо предмете воплощается не та или иная функциональная сторона человеческой деятельности, а ее общественно-историческая уникальность как це-

1 Адорно Т. Избранное: социология музыки. - М. - СПб., 1998. - С. 12.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2 Банфи А. Философия искусства. - М., 1985. - С. 29.

3 Бахтин М. М. К философии поступка [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www. рЫ-losophy.ru/library/bahtin/post.html

лое»4. «Искусство - это синтезирующий институт социального по-нимания»5. Для того, чтобы быть понятым, художник ищет тот эмоциональный ракурс, который обнаруживает его общность с реципиентом, то есть автор стремится передать не просто эмоцию, а социально значимое чувство. «Искусство, - говорил Выготский, -это общественная техника чувств»6.

Явления искусства не могут развиваться в полной изоляции от общественной жизни и не могут не выражать ее. При этом искусство самостоятельно не «от социума», а в его рамках через виды, жанры, стили и т. д. «Искусство, - полагал Ж. Гюйо, - есть функция общественного организма»7.

Искусство - это «социальное в нас», но художественный акт обращен к зрителю, и тогда искусство - это «индивидуальное вне нас». Это такой уровень духовного освоения действительности, когда личностное сознание теряет свою конкретность и индивидуальность, становясь достоянием общественности. Искусство -это нить от Личности к Личности. Художественное произведение -это своего рода модель тех или иных общественных структур и духовно-психологических процессов в них. Поэтому изображенное в искусстве не может быть более безнравственным, более бездуховным, более жестоким, чем сама жизнь.

В искусстве всегда прямо или косвенно выражены личность и ее социальное окружение, происходит своего рода переход от микросреды (индивид) к макросреде (общество). Искусство - это «проективная система», то есть результат воздействия первичных систем (природа, социальные структуры, труд и т. д. и т. п.) на личность. Так искусство транспонирует мир духовно-личностного переживания автора в мир реципиента, но не только как личностное переживание, нет, - искусство обогащается новым пониманием, иными словами, есть еще один «интерпретатор» - время, но это не просто хронотоп, это «социальный хронотоп» - эпоха, способная влиять и на создателя, и на интерпретатора. «Социальный хроно-

4 Адорно Т. Указ. соч. - С. 356.

5 Пигров К. С. Эмоциональное и рациональное понимание социальной реальности // Вестник ВФО. - 2002. - № 4. - С. 29.

6 Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968. - С. 17.

7 Борев Ю. Б. Эстетика. - М., 1988. - С. 112.

топ» - это призма, через которую проходит искусство, призма, которая включает в себя общественную психологию, общественные настроения, общественные идеалы того или иного времени.

Есть общепринятый тезис: «Искусство должно отражать действительность». Это не совсем корректно. Оно не должно отражать действительность, оно просто не может не отражать действительность. Каждый художник независимо от того, к какому направлению в искусстве он принадлежит (реализму, сюрреализму, абстракционизму и т. д.), живет в определенном времени, в определенных исторических условиях, и он не может от них оторваться (впрочем, как и реципиент, интерпретатор). Время накладывает свой отпечаток на его картины, скульптуры, книги и т. д. Каждое произведение отражает жизнь, время, в которое оно было создано, независимо от того, хочет этого его автор или нет. Другое дело, что это отражение не всегда похоже на оригинал. Это отражение в особом зеркале, которое можно назвать чувственно-образным, социальным и одновременно личностным. Но это отражение - больше, чем отражение, оно есть выражение мира! М. М. Бахтин пишет: «Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым»8. Более того, «никакой действительности в себе, никакой нейтраль-

„ 9

ной действительности противопоставить искусству нельзя» .

Истинное искусство ищет своего рода компромисс между двумя мирами: миром искусства и миром не-искусства. Искусство как всякая социально значимая деятельность человека не может быть совсем изолировано от общества, в этом и заключается парадокс искусства. Жить в обществе и быть оторванным от общества невозможно. Человек только в обществе осознает себя, свое предназначение, свое «Я», это происходит в силу самой сущности человека как био-социо-психического существа. Т. Адорно пишет: «Никакое произведение искусства не может перепрыгнуть через ров, отделяющий его от наличного бытия и, в частности, от бытия общества... Всякое произведение искусства занимает определенную

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8 Бахтин М. М. Искусство и ответственность [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www. philosophy.ru/library/bahtin/otv.html

9 Он же. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/probl_ sod.php

позицию по отношению к обществу и в своем синтезе предвосхищает его примирение с самим собой. Организованность произведений искусства заимствована у общественной организации, там, где произведения искусства трансцендентируют эту организацию, в них выражается протест против организационного принципа как такового»10. Мир человеческого общества - это источник творческой энергии любого художника, это возможность говорить и быть выслушанным, обрести среди людей некий род сотрудничества, чувствовать себя в общности со всеми.

Искусство - это средство от одиночества, «отчуждения», так как оно способно «вести» видимый и невидимый диалог. Искусство - это всегда сотворчество автора и реципиента. Следовательно, любое произведение искусства есть коллективное творчество, при этом искусство способно формировать в человеке чувство социальной общности.

Однако хотелось бы поспорить с А. Банфи, который указывает: «Общественное начало создает искусство: искусство творит социальное... Искусство - мир, включенный в общество»11. Не искусство «творит» реальный мир социума, искусство - это лишь осмысление и освоение личностью ансамбля всех отношений в обществе. Искусство - это «социальное в нас», но это «социальное» - лишь иллюзия действительности. Искусство - это чувственно-образное выражение социального климата эпохи. Если общество «здорово», то художник способен усиливать это «здоровье», если общество «больное», то художник может, с одной стороны, «ставить диагноз», а с другой - «болеть» вместе с обществом. При этом искусство эволюционизирует вместе с обществом, развивается и развивает Человека. Конечно, можно язвить, что современное искусство, СМИ, телевидение развращают, дегуманизируют. Однако трудно поверить, что, например, читателей журнала «Философия и общество»» может духовно развратить фильм о бандитских разборках «Бумер» или фото из журнала Р1ауЬоу. А толкает ли искусство к преступлению? Смотрят ли маргинальные (криминальные) слои общества такие фильмы, как «Парфюмер» или «Молчание ягнят»?

10 Адорно Т. Указ. соч. - С. 135.

11 Банфи А. Философия искусства. - М., 1985. - С. 321.

История искусства знает немало примеров так называемого «аморального искусства»: произведения маркиза де Сада, картины Буше и т. д. Или, может быть, нет насилия в шекспировских драмах или трагедиях Шиллера? Проблема в том, что современное искусство слишком доступно (массовое искусство) прежде всего для незрелой личности (детей, подростков), когда еще только формируются устойчивые духовные ориентиры.

Так виновато ли искусство в духовном кризисе общества? Искусство как форма общественного сознания, с одной стороны, зависит от состояния общества, а с другой - имеет относительную самостоятельность, которая объясняется непосредственным воздействием на духовное в человеке и на духовную жизнь в целом. Искусство, как и другие формы общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное действие, но это действие не может кардинально изменить социум. Искусство способно выявить, показать изъяны общества. Искусство - это зеркало общественной жизни. И винить его в духовном кризисе, пороках общества просто бессмысленно. «Искусство - это отражение жизни, натура, увиденная сквозь индивидуальную призму»12. При этом подлинное предназначение искусства, его высшая миссия -это гуманизация, то есть формирование Личности.

12 Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991. - С. 243.