ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК 1:18 (7.01) DOI: 10.24411/2071-6427-2019-10063
Смысл эстетической теории В. С. Соловьева в контексте семиотического дискурса
В предлагаемой статье рассматривается проблема семиотической интерпретации знаковых структур в эстетическом наследии В. С. Соловьева через призму понятия «дискурс». Дискурс понимается как «поле смыслов». Излагаются эстетические идеи В. С. Соловьева в понимании искусства как «свободной теургии», которая способна духовно совершенствовать человека.
Задачи исследования: 1) обосновать неразрывность эстетического и этического в концепции В. Соловьева. Это и есть «дискурс» — вечный диалог искусства с моралью. База этого диалога — гармония знака (символа) и прекрасного (красоты). 2) Доказать, что искусство в концепции В. С. Соловьева — это своего рода «деятельное всеединство», способное преобразовывать человека и мир человека, и таким образом гуманизировать его.
Утверждается, что искусство в эстетической концепции В. С. Соловьева формирует духовный стержень личности. Достижение этой цели возможно при индивидуальном самосовершенствовании, с одной стороны, и гармонии с социумом, с другой. В исследовании предлагается схема, которая выражает смысл эстетической теории В. С. Соловьева в аспекте семиотического дискурса.
Для решения поставленных задач применяются следующие теоретические методы: семантический анализ, что позволяет проанализировать смысл текста и контекста; логический
А. Г. Заховаева
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук Ивановской государственной медицинской академии E-mail: ana-zah@mail.ru
Anna G. Zakhovaeva
Dr. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Professor of the Humanities Department, Ivanovo State Medical Academy, Russia
Как цитировать статью: Заховаева А. Г. Смысл эстетической теории В. С. Соловьева в контексте семиотического дискурса // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 15-23.
анализ, который создает структуру, базу рассуждений; диалектический метод, дающий импульс для всестороннего изучения проблемы в развитии.
Делается вывод о том, что искусство у В. С. Соловьева обретает особое содержание — возможность творчески преобразовать жизнь на основе нравственных, прежде всего божественных начал, через диалог (дискурс) смыслов.
Ключевые слова: эстетика В. Соловьева, семиотика, искусство, дискурс, красота, творчество, гармония, всеединство, символ, знак, мораль, гуманизация.
Сказочным чем-то повеяло снова...
Ангел иль демон мне в сердце стучится?
Форму принять мое чувство боится...
О, как бессильно холодное слово!
В. С. Соловьев [7]
В представленном исследовании рассматривается смысл семиотической интерпретации знаковых структур в эстетическом наследии В. С. Соловьева через призму понятия «дискурс».
Эстетическое наследие Владимира Сергеевича Соловьева прекрасно изучено, однако его рассмотрение с точки зрения понятия «дискурс» еще не осуществлялось.
Чтобы понять сущность феномена, надо выявить его смысл. Смысл — трансдисциплинарное, универсальное понятие. Смысл расширяет границы реальности. Смысл — это целеполагание, где всегда есть логический стержень [2].
Смысл понятия «дискурс» кроется в переводе значения слова с латинского языка: дискурс — от лат. Discursus: 1) рассуждение, 2) речь, 3) довод, 4) движение, 5) путь [10, с. 168]. При этом очевидно, что «дискурс» всегда есть процесс, действие. Понятие «дискурс» применяется для характеристики этапов мыслительного процесса, чтобы выявить целое и части для того, чтобы прийти к умозаключению. При этом дискурс всегда обосновывает предшествующие суждения. «Дискурс — это вербально артикулированная форма объективации содержания человеческого сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности» [1]. Дискурс складывается в особом «поле смыслов», создавая языковые конструкции,
подвластные различным интерпретациям, алгоритм интерпретации в большей мере основан на интеллектуальной интуиции. Дискурс есть социальный феномен! Дискурс — акт общения, диалога. Дискурс — это специальная мыслительная конструкция, своего рода «точка бифуркации», узел, в который завязаны все потенциальные характеристики и возможности диалога. Для нас важен не просто дискурс, а его переход в семиотические структуры.
Согласно Ю. Лотману, под семиотикой понимается наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения в различных аспектах культуры [5, с. 6]. В. С. Соловьева можно назвать предтечей отечественной семиотики. Семиотика как наука, изучающая характерные особенности отношения «знак — означаемое», обретает у философа особое онтологическое содержание. Более того, знак в философии В. С. Соловьева есть дискурс знака, то есть знак в его теории не мертвый (пассивный), это движение, путь знака от себя к самому себе. Знак у В. С. Соловьева транспонируется в более сложные структуры — символы. «Символ является не просто знаком некоего объекта, он представляет феномен сознания. Символ — медиатор, который усиливает наши естественные способности, индуцирует то, что не рождается нашим естеством... Символ не дан, а задан, он рассчитан на восприятие так, что его смысл нельзя просто дешифровать, в него надо „вжиться", прочувствовать его» [4, с. 63]. Символ у В. С. Соловьева не есть знак предмета, он феномен трансцендентной реальности, который противостоит (отрицает) миру вещей. В. С. Соловьев обращается к символу как к вершине языковой структуры, чтобы выйти за границу обозначаемого. Символ — это Божественное откровение, прямая данность идеи в Слове, своего рода гармония, противостоящая хаосу. Хотя философия Соловьева несколько далека от семиотики ХХ века, однако скрытый смысл, метафизику семиотических структур можно проследить в эстетике мыслителя как дискурс его эпохи.
В. С. Соловьев — яркий выразитель принципов классической парадигмы в эстетике и теории искусства. Хотелось бы вычленить его работы, отражающие категории красоты и проблемы символа, — это «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Три речи в память Достоевского». Так возникает фундаментальная проблема эстетики В. Соловьева — гармония знака (символа) и прекрасного (красоты).
В эстетике Соловьева искусство — это «свободная теургия», сущностное, деятельное начало творчества посредством божественных сил, чтобы созидать высшую форму Красоты, которая способна духовно совершенствовать мир, «улучшать эту злую жизнь» [9, с. 231]. В работе «Философские начала цельного знания» сфера творчества у него базируется на «чувстве красоты» [10]. Красота несет «три ступени реализации: мистика (абсолютная ступень), изящное художество (формальная ступень), техническое художество (материальная ступень)» [8, с. 256-257]. Таким образом, еще в ранних работах Соловьев выводит основные понятия, характеризующие искусство,—это красота — образ — чувство — духовность, что расширяет традиционное понимание искусства только как символического единства истины, добра и красоты.
Философию В. Соловьева можно назвать сверхидеализмом, о чем бы ни писал ученый, он пишет о Боге. Поэтому искусство он понимает как выражение религиозного Духа, в какой-то степени «положительного всеединства», но имеющее рациональное и иррациональное.
Символы искусства ориентированы в главным образом на идеальное (сверхсознательное). Соловьев пишет, что «искусство воспроизводит не самые предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник» [9, с. 73]. Следовательно, можно говорить о специфике искусства как некой последовательности: объект — автор —материал — исполнитель -реципиент. Искусство, таким образом, не просто отражает мир, а выражает его.
Перед искусством В. Соловьев ставит несколько проблем:
• претворение в жизнь некой «живой идеи», ее сущностного содержания, которое становится эстетическим образом природы («знак — означаемое»);
• утверждение эстетической ценности бытия;
• одухотворение бытия;
• духовное формирование человека.
В итоге Соловьев утверждает: «Искусство есть превращение физической жизни в духовную» [9, с. 82], т.е. искусство творит духовного человека. Достижение этой цели возможно при индивидуальном самосовершенствовании, с одной стороны, и гармонии с социумом, с другой. Искусство у Соловьева выходит на уровень духовного пророчества, завершаясь созданием вселенского духовного организма как
высшего состояния Сущего. Задача же художника у В. Соловьева в том, чтобы выражать Мир в чувственных образах, одновременно проповедуя и рационально осмысляя его.
Так художественный творческий процесс открывает нравственные ориентиры. Философ пишет: «Искусство так же необходимо для всего человечества, как дыхание для отдельного человека» [9, с. 91].
В искусстве, как знаковом дискурсе, отражаются все формы реального мира. Идея этого отражения — раскрытие его эстетического смысла. Таким образом, искусство в концепции Соловьева это своего рода «деятельное всеединство», способное преобразовывать человека и мир человека, т.е. гуманизировать. А «гуманизм есть вера в человека» [9, с. 255]. Вот она, главная символика всей эстетики Соловьева.
Но как сделать человека человечнее? В. Соловьев решает этот вопрос в двух плоскостях: Во-первых, это верить в сверхчеловеческое Добро, т.е. Бога; во-вторых, стремиться к постижению красоты.
В. Соловьев разделяет идеи эстетической теории Н. Г. Чернышевского, однако, принимая его тезис об объективности прекрасного, он против идеи превосходства природной красоты над красотой в искусстве. В природе нет нравственного начала, лишь искусство способно одухотворять природу и увековечивать красоту. Совершенное искусство, по мнению Соловьева, должно воплощать абсолютный идеал.
Эстетика Соловьева, по сути, обосновывает величайший тезис Ф. М. Достоевского о том, что красота спасет мир, более того, «прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности» [9, с. 31].
«Красота» у Соловьева в реальности несовершенна, ущербна, ибо она принадлежит миру «сверхприродному и сверхчеловеческому» [9, с. 38]. Абсолютная красота — это идея (Эйдос), «сверхматериальное начало, .воплощенная идея есть лучшая половина нашего реального мира, именно та его половина, которая не только существует, но и заслуживает существования». При этом сама «идея есть добро» [Там же, с. 42]. Развивая эстетическую теорию искусства, Соловьев видит сущность эстетического в красоте, причем красота определяет сущностные и внутренние связи искусства с жизненным миром.
Искусство в эстетической концепции Владимира Сергеевича Соловьева — это дискурс чувственных символов! Соловьев пишет: «Сильная чувственность есть материал гения» [9, с. 52]. В. Соловьев
утверждает искусство как «всякое ощутительное изображение какого бы то ни было предмета и явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение» [9, с. 276].
Основа искусства — это красота, а искусство есть «ощущение красоты, прекрасное как субъективный психологический факт» [9, с. 83]. В. Соловьев размышляет об особом художественном чувстве, которое обнаруживается в виде «чувства красоты» как совершенного бытия. Философ через эмоциональность подходит к образности в искусстве, он пишет: «Дело поэзии, как и искусства вообще... воплощать в ощутительных образах тот высший смысл искусства, .который проповедуется моралистами и осуществляется историческими деятелями как идея добра» [8, с. 256-257].
Искусство у Владимира Соловьева это то, что делает онтологическую реальность совершеннее, гуманнее. Именно такой дискурс проблемы есть прогресс не только эстетики, но и социума.
Отмечая социальную значимость искусства, философ является активным противником концепции «искусств о для искусств а». Искусств о необходимо подчинить общим жизненным целям человечества.
«Согласно концепции русского философа духовная личность как целостное образование ориентирована на творчество, свободу, самосовершенствование, постижение смысла.» [2, с. 44]. Только в обществе личность понимает свое предназначение, свое «Я», ибо быть художником и не быть человеком невозможно. Исходя из этого, на автора возлагается особая символическая духовная «нравственная миссия» [9, с. 91].
Человек у Соловьева гуманен и духовен, ибо он есть частица Божественной благодати. Доброе в человеке не от человека, не от общества, оно от Бога. Творить значит созидать, делать Мир лучше. Человек, который ищет доброе, хочет творить. Творить во имя Добра! Это и есть предназначение искусства.
Эстетическая теория В. Соловьева исходит из идеалистических принципов, при этом она предполагает диалог (дискурс) посредством символов (знаков), она неразрывна с нравственностью, с одной стороны, творит ее, с другой — сама черпает нравственные смыслы и ценности.
Схема 1
Эстетическая теория В.Соловьева в аспекте семиотического дискурса
ТЕУРГИЯ
I
нравственность
Смысл эстетического наследия Владимира Сергеевича Соловьева в том, что искусство обретает у него особое содержание — это возможность преобразовать жизнь на основе нравственных (божественных) начал через диалог (дискурс) знаковых значений.
Литература
1. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://gtmarket. ru/concepts/6987 (дата обращения: 04.10.2018 г.)
2. Гутова С. Г. Феномен духовности в философии Владимира Соловьева и его значение для современности // Ценности и смыслы. 2016. № 3(4.). С. 40-49.
3. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академический проект, 2015. 472 с.
4. Заховаева А. Г. Художественный образ Богоматери в работе «Богоматерь Умиление злых сердец» К. Петрова-Водкина: светское и религиозное // Обсерватория культуры. 2013. № 5. С. 61-67.
5. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. 704 с.
6. Словарь иностранных слов. Издание 14-е. М.: Русский язык, 1986. 608 с.
7. Соловьев В. С. Сказочным чем-то повеяло снова // Стихи Х1Х-ХХ веков [Электронный ресурс] URL: http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/solovev66.html (дата обращения: 14.01.2019)
8. Соловьев В. С. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 631 с.
9. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 699 с.
10. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания. М.: Академический проект, 2011. 383 с.
MEANING OF THE AESTHETIC THEORY OF V. S. SOLOV'EV IN THE CONTEXT OF SEMIOTIC DISCOURSE
The proposed article deals with the problem of the semiotic interpretation of sign structures in the aesthetic heritage of V. S. Solov'ev through the prism of the concept of «discourse». Discourse" is understood as a field of meanings". The aesthetic ideas of V. S. Solov'ev in the understanding of art as a «free theurgy», which is able to spiritually improve man and the world of man. The objectives of the study: 1) to substantiate the connection of the aesthetic and ethical in the concept of V. Solov'ev. This is the "discourse" — the eternal dialogue of art with morality. The basis of this dialogue is the harmony of the sign (symbol) and the beautiful (beauty). 2) Prove that art in the concept of Solov'ev is a kind of "active all-unity" capable of transforming man and the world of man, and, thus, humanizing him.It is argued that art in the aesthetic concept of Solov'ev forms the spiritual core of the personality. Achieving this goal is possible with individual self-improvement on the one hand, and harmony with society, on the other. The study proposes a scheme: «The aesthetic theory of V. Solov'ev in the aspect of semiotic discourse». The following theoretical methods are used to solve the problems posed: semantic analysis, which makes it possible to analyze the meaning of the text and context; logical analysis, which creates the structure, the basis of reasoning; dialectical method that gives impetus for a comprehensive study of the problems in development. Conclusion: the art of V. Solov'ev's philosophy acquires a special content — this is an opportunity to creatively transform life on the basis of moral principles through a dialogue (discourse") of meanings.
Keywords: aesthetics of V. Solov'ev, semiotics, art, discourse, beauty, creativity, harmony, "all-unity", symbol, sign, morality, humanization.
References
• Delez Zh. Logika smysla. M.: Akademicheskij proekt, 2015. 472 s. [In Rus].
• Gumanitarnaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. URL: http://gtmarket.ru/con-cepts/6987 (data obrashcheniya: 04.10.2018). [In Rus].
• Gutova S. G. Fenomen duhovnosti v filosofii Vladimira Solov'eva i ego znachenie dlya sovremennosti // Cennosti i smysly. 2016. № 3 (4). S. 40-49. [In Rus].
• Lotman Yu. M. Semiosfera. SPb.: Iskusstvo, 2000. 704 s. [In Rus].
• 81оуаг' то81:гаппуЬ 8к>у. М. 14-е, 1Брг. М.: К.Ш8к1) уагук, 1986. 608 8. [1п Яш].
• Solov'ev V. S. И1о8о18к1е пасЬа1а ce1'nogo гпашуа. М.: Akademicheskij ргоек^ 2011. 383 8. [1п Яш].
• Solov'ev V. S. Skazochnym chem-to роуеуа1о 8поуа // Stihi Н1Н-НН уекоу [Е1ек1гоппу] ^ш^]. иЯЬ: http://www.stihi-xix-xx-уekoу.ru/so1oуeу66.htm1 (data оЬ-rashcheniya: 14.01.2019). [1п Яш].
• Solov'ev V S. Sochineniya. V 2^ : Т.1. М.: Mys1', 1988. 631 s. [1п Яш].
• Solov'ev V. S. Тп ге^ у pamyat' Dostoeуskogo // Fi1osofiya iskusstуa i 1iteraturnaya кгШка. М.: Iskusstvo, 1991. 699 s. [1п Rus].
• Zahovaeva A. G. Hudozhestvennyj оЬгаг Bogomateri у гаЬо:е «Bogomater' Umi1enie z1yh serdec» К. Petroуa-Vodkina: sуetskoe i те%югпое // OЬserуatoriya ku1'tury. 2013. № 5. S. 61-67. [1п Яш].