Научная статья на тему 'Искусство и картина мира в становлении творческой личности'

Искусство и картина мира в становлении творческой личности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / КАРТИНА МИРА / PICTURE OF THE WORLD / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ЛИЧНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ / IDENTITY FORMATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горячева Елена Анатольевна

Искусство как художественная предметная среда (архитектура, декоративно-прикладное искусство, в том числе костюм), созданная творческой деятельностью человека, и меняющаяся картина мира социума формируют картину мира личности, способствуют интериоризации личности и становлению субъективности личности – проявлению ее творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art and Picture of the World in the Development of Creative Personality

Art as an art subject environment (architecture, decorative arts, including costume), a creative human activity, and the changing world view of society form the picture of the world, enhance internalization of identity and subjectivity, identity formation – the manifestation of her creative abilities.

Текст научной работы на тему «Искусство и картина мира в становлении творческой личности»

Е.А. Горячева кандидат социологических наук, доцент кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства ЮфУ

Искусство и картина мира в становлении творческой личности

Искусство образно отражает в доступной форме для любого члена социума те основы духовного мира людей, ценностей и идеалов общества, которые меняются вместе с картиной мира. Весь тот исторический содержательный материал, изображенный в произведениях искусства, несет в себе образы определенных эпох, отражая соответствующие им картины мира. Курт Рицлер дал определение картины мира, представив ее контурной схемой, которая

Л

опережает опыт, определяет его и управляет им1. Каждый человек имеет свою картину мира, которая является его универсальным атрибутом, определяющим в мире не только его позиции, но и его самого.

Картина мира окрашена индивидуальностью личности, это отображение реального мира конкретным человеком, которое он представляет между собой и реальным миром. Если бы картина мира была просто отражением реального мира, то она была бы у всех одинакова, но индивидуальные картины мира все же имеют отличия. «Мир стал картиной, когда человек в качестве субъекта поднял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета»2. Индивидуальная картина мира (мировосприятие, мироощущение и мировоззрение каждого индивида) - это культурные предписания социума, окрашенные человеческой индивидуальностью.

Картина мира как компонент социализирующих личность сил осваивается личностью с помощью предметов искусственной среды естественным образом и представляет собой гармоничное соединение социальных новаций и традиций, которые взаимодополняют друг друга в успешном процессе социализации личности.

Экспериментируя, художники предлагают свои варианты художественного решения выдвигаемых социальных проблем. Одни -осознанно в виде теорий и произведений, другие - интуитивно только через создание новационных произведений; одни - параллельно с появлением философских теорий, другие самостоятельно ощущали новации. Все эти тенденции в искусстве - возможность выразить в художественной форме изменения современной картины мира -

* Горячева Елена Анатольевна, e-mail: qorycheba@mail.ru.

1 Riezler K. Mutable and Immutable. Chicago, 1951.

2 Хайдеггер М. Время картины мира // Его же. Время и бытие. М., 1993. С. 51

совершенно естественный процесс и попытка уловить и показать главное в изменяющемся мире, часто интуитивная, но иногда сопровождающаяся созданием в какой-то мере философских теорий, как у авангардистов.

Новации необходимы для развития общества, однако полный разрыв с традициями может привести к полному разрушению гармонии восприятия картины мира, что может обернуться катастрофой для всего общества или отдельных социальных групп. Для формирования измененной в рамках социальных новаций картины мира необходимы не только новации, но и традиции.

Традиция выступает составляющим формирования гармоничных ценностей в культуре, искусстве, науке, которые, как формы творчества, нацелены на поиск новой гармонии, осуществляют переходы к идеалу гармоничной реальности. Что соответствует нашему представлению переходного состояния современного общества и входит логическим элементом в стратегию прогрессивного движения человечества и в проявление заданной этим процессом прогрессивной мотивации.

Искусство и картина мира тесно связаны информацией, которая содержится в них. «Что же касается художественного сознания, то для него картина мира имеет, по меньшей мере, двоякое значение. Во-первых, она составляет ядро художественной информации, т.е. входит в содержание искусства и определенным образом его организует. Во-вторых, в силу своей универсальности картина мира сама заключает в себе программу собственного художественного представления»3. При смене господствующей в социуме картины мира изменяются и приоритеты в ведущих видах искусства. В искусстве средневековья был в архитектуре, миниатюре, художественный стиль барокко, наиболее ярко отразился в архитектуре, мебели, скульптуре.

Доминирующие в обществе отдельные виды искусства в различное время потому и становятся актуальны, поскольку наиболее адекватно и полно отражают существующую картину мира. Такие же трансформации происходят и с индивидуальной картиной мира, и с избираемыми личностью объектами искусства.

И эта роль, которую играет искусство в развитии отдельного человека и общества в целом и картины мира, предполагает выяснение механизмов взаимодействия произведений искусства с человеком, его сознанием, внутренним миром и его субъективностью, вызывая определенные ощущения, чувства, эмоции.

Человек, воспринимая искусство, испытывает потребность в созидании, он ищет нечто новое, свое, индивидуальное, неведомое до сих пор ни миру, ни ему, и это новое развивает его субъективность, и,

з

Дудков Е.В., Жидков В.С., Осокин Ю.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Введение в социологию искусства. СПб., 2001. С. 116.

создавая это новое вне себя, человек создает себя - свою внутреннюю суть.

Субъективность - это индивидуальное свойство внутреннего мира личности, его потенциальность, которая проявляется в акте творческого созидания субъекта. Восприятие же произведений, явившихся результатом творческого акта, также носит субъективный характер, это гносеологически разнородный, но психологически единый процесс, структурно сложный, но имеющий три основных этапа: непосредственное восприятие, интеллектуальное постижение воспринятого и реализация собственной субъективности в продуктивных процессах, проявляющихся в определенных формах.

Восприятие форм искусства не только способствует познанию личностью в художественных образах социальной действительности, но и раскрывает ее субъективность, сподвигая человека на творческую деятельность. «Лишь благодаря созданным новым предметам или "предметно развернутому богатству", с которым человек вступает в постоянное общение, впервые порождается и развивается богатство субъективной человеческой чувственности»4. Л.Г. Юлдашев считает, что с развитием субъективной человеческой чувственности связана и духовная, эстетическая потребность как особая духовная жажда, побуждение, стремление и идеальный стимул к новому восприятию этих предметов, познанию их свойств, методов, способов создания этих предметов. Благодаря всему перечисленному появляется осознанная потребность в приобщении к созданию подобных предметов, к новому духовно-практическому производству - к художественной деятельности. Он говорит, что возникновение произведений искусства порождает некое новое состояние общества, эти произведения не умирают вместе с их создателями, они становятся важным социальным фактором, влияющим на формирование и развитие эстетических чувств у всех членов общества. Роль искусства значительно сложнее, богаче, многогранней.

Нам представляется искусство как социализирующая среда, поскольку ее образуют такие виды и формы искусства, как архитектура, костюм и предметы быта. Архитектура, костюм и предметы быта -единственные из всех художественных форм, созданные в воображении человека его творческой фантазией и воплотившиеся в результате его творческой деятельности в рукотворные произведения искусства, представляют собой естественную жизненную среду каждого человека (наряду с природой).

«Архитектура стала, по меткому слову В. Гюго, "каменной книгой", по которой мы читаем историю человечества; это относится в полной мере к прикладным искусствам, которые составляют с архитектурой единый художественный комплекс» 5. Архитектура демонстрирует

4 Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М., 1969. С. 61-62.

5 Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 211.

изменения новой среды - инновации, их легко комментировать, те же тенденции проявляются и в других формообразах ближайшей окружающей человека искусственной среды: костюме, предметах быта. Это окружение является социализирующей средой для личности, однако личность в силу развития своих творческих потенций может выступать соавтором с социумом в формировании своей собственной среды. Чем активней будет творческий процесс, тем успешней для личности будет проходить и вторая часть процесса социализации - развитие субъективности личности и в целом социализация.

Творчество человека зависит не только от него лично, в значительной степени оно обусловлено действием механизмов общественной жизни социально-психологического, социокультурного, экономического и организационного характера, позволяющих использовать творческий потенциал человека, раскрыть творческий и творящий внутренний слой личности. Именно в процессе практической деятельности человек познает окружающий мир, интегрирует его социальные отношения и, пропуская через свой внутренний мир, проявляет свое отношение к миру социальному в своей же деятельности. Следовательно, на деятельность человека влияют как объективные закономерности социальной жизни, так и субъективные закономерности, позволяющие человеку сознательно строить свою деятельность, но для этого необходимы условия деятельности, которые детерминируют социальное поведение личности, порождая ее потребности и интересы. Субъективные детерминанты - ценностные ориентации личности, ее интересы, потребности, цели - имеют большое значение в социальной деятельности человека, они отражают его индивидуальность, т.е. те специфические, присущие только ему одному свойства (например, природный темперамент, тип нервной системы, степень эмоциональности, способности и др.), как биологические и психические, так и социальные. Следовательно, любая форма деятельности человека - это следствие воздействия внешних социальных сил и его внутренних сил, выражающихся в творческом порождении его самого, что особенно ярко проявляется в процессе занятий искусством.

Большое значение в становлении индивида как личности, в развитии ее индивидуальности имеет самопознание личности, оно является «стержнем» личности, важнейшей ее социально-психологической характеристикой, представлением человека о нем самом, отражением в его сознании общественного мнения, это есть результат категоризации индивида.

Транслятором деятельности в масштабе общества является культура, она выполняет роль аккумулятора исторического опыта, предопределяя содержание и характер деятельности и сознания людей, главной чертой ее представляется «воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям - схеме, алгоритму,

коду, матрице, канону, парадигме, эталону, стереотипу, норме, традиции и пр.»6. Культура - это не раз и навсегда данная и застывшая догма: завершенный набор ценностей, норм и правил и т.п. А создание нового неразрывно связано с творческой деятельностью личности, с выражением ее внутреннего духовного потенциала, новаторство представляет собой высшую форму творческой деятельности.

Характеризуя специфику художественного творчества, надо отметить, что оно представляет собой особый вид творческой деятельности человека, отражает действительность своим особым способом, на основе творческого преобразования художником его эмпирических впечатлений, в результате освоения художником его конкретной исторически, экономически и социально детерминированной системы художественного отображения действительности. Фактор, определяющий личностное своеобразие художественных произведений творца, их неповторимость, является важнейшим - это творческий и творящий внутренний слой личности. Он обусловливается следующим: творческими особенностями личности, которые формируются в результате усвоения художником общечеловеческих и общекультурных традиций; структурой и стилем мышления личности, определяющих структуру и стиль произведения; характером духовных потребностей и творческих способностей личности и ее творческой активностью. Творческий процесс заключается в воплощении художественной мысли в художественное произведение на основе созданных творцом образов, выраженных в знаково-символической системе, а затем в отчуждении замысла от автора и передаче его через произведение искусства обществу. Через восприятие произведений искусства определенные идеи и чувства, заложенные художником в свое детище, передаются новым поколениям, формируя у них определенное мироощущение прошедшей эпохи. Искусство является средством общения не только между членами одного социума или между поколениями, но и между представителями разных культур. Рассуждая об искусстве с точки зрения философа искусства, А.Г. Габричевский рассматривал его, с одной стороны, как особый тип человеческого творчества, с другой -«как самый драгоценный и подлинный исторический документ». Подведя итоги исследований выдающихся теоретиков разных направлений по этому вопросу, он писал: «Вот почему в самых значительных проявлениях современной мысли, все равно возьмем ли мы интуитивизм с Бергсоном во главе или неогетеанцев от Шпенглера и до Зиммеля в его последних трудах («Созерцание жизни»), мы всюду будем иметь ту же проблему в обеих ее аспектах, т.е. либо в виде того, что можно было бы назвать диалектикой жизни, либо в виде органической морфологии, анализа живой формы, причем главным

6 Современная культура и генная инженерия: Философские размышления / В.С. Поликарпов, Ю.Г. Волков, В.А. Поликарпова. Ростов н/Д, 1991. С. 9.

образом в потенцированной форме произведения искусства»7. Таким образом, их теоретические позиции схожи с позицией Габричевского, который помимо творчества выделял второй аспект искусства -органическое формообразование.

Мы также выделяем два этих аспекта искусства, причем значение формообразов выделяем как особую, созданную искусством социализирующую среду, позволяющую раскрыться в полной мере субъективности личности, способствуя формированию целостной картины мира. Сущностная цель искусства - социализация личности и утверждение ее самоценности, что в свою очередь является существенным фактором развития творческой социальной активности личности. «Своим познавательным аспектом искусство близко конкретным наукам; целостным осмыслением мира... необходимость искусства в личностном становлении человека подтверждается и результатами эмпирических исследований, которые свидетельствуют, что отношение к нему людей теснейшим образом связано с их духовным и социальным развитием»8. Искусство способствует гуманизации человека с детства, выдвигая духовные ценности на первый план. Искусство как социализирующая среда позволяет творчески активной личности совершенствоваться.

Активная творческая деятельность должна развиваться с детства, это залог формирования гармоничной личности, раскрывающей в процессе социализации все свои задатки.

«Систематическое общение с искусством делает такое состояние человека постоянным, оно становится его характером и активно проявляется в его отношениях с миром и обществом, эти состояния носят гармоничный, уравновешенный, нравственный характер. Гармоничный человек творит гармоничный мир, выполняя свое космическое предназначение»9. Огородников пишет, что современные теории социализации отражают интересы не человека, а верхушки «мирового сообщества». В его концепции социализации человека основным фактором социализации он видит воздействие на человека извне - гармонизирующее духовно воздействие искусства, которое может реализовать цель современного «общества в осознанном саморазвитии каждого человека».

Социализацию мы определили как двухплановый процесс: интериоризация личности и становление субъективности личности. Значимые составляющие для процесса социализации личности с помощью искусства: формоообразы окружающей человека предметной среды, созданной искусством; архитектурные сооружения, предметы быта, костюм; социальные новации в дополнение к традициям в

7 Габричевский А.Г. Морфология искусства. М., 2002. С. 88.

8 Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. СПб., 2005. С. 15.

9 Огородников Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека (социально-философский анализ): дис. ... д-ра филос. наук. М., 1996. С. 49.

художественных стилях; картина мира как базовый компонент культуры, отражаемый в образах искусством. В связи с установившейся структуризацией уровней социализации общества в современной социологии мы формулируем свою трактовку внедрения новаций в процессе социализации.

Реально реализация этих инновационных программ происходит на трех уровнях:

- макроуровне - уровне развития социума;

- мезоуровне - уровне возможностей социальной группы, к которой принадлежит индивид;

- личностные установки индивида реализуются на микроуровне.

Чем больше возможностей открывается на всех трех уровнях, тем

быстрее в социуме происходит реализация инновационных программ. Недостаточное обеспечение этих процессов на любом уровне не дает возможности своевременному внедрению инновационных идей в социальной жизни.

«Какие бы вызовы не бросал наступивший век, непреложны гуманистические принципы гармонии. Идеи гуманизма, какими бы абстрактными они не казались, являются постижением человеком "человеческого в себе", и в этом заключается их высокий смысл»10.

Искусство выступает как источник новаций и прогрессивных тенденций развития общества и личности. Искусство воплощает новации в образах окружающей человека предметной среды, гармонично соединяя новации и традиции общества, создавая таким образом комфортную среду для социализации личности. Художественные произведения наполнены мироощущением своего времени. Они передают всю глубину духовного содержания своего времени. Особенно ярко это своеобразие проявляется в формах архитектурных сооружений и в других формообразах предметной среды, окружающей человека, социализируя его.

Искусство как художественная социализирующая среда является важным элементом информационного общества, как имманентный источник блока глубинной информации о социуме, построенной на синтезе новаций и традиций, складывающих своеобразие существующей универсальной картины мира.

Поскольку среда, созданная искусством, является социализирующей средой для личности, то личность может выступать соавтором с социумом в формировании своей собственной среды, раскрывая при этом собственную субъективность. Если в картине мира инновационные процессы не противоречат сложившимся в обществе традициям, то процесс социализации будет проходить успешно и гармонично. А творческое участие личности в созидательном процессе создаст комфортные условия для развития ее субъективности и будет

10 Волков Ю.Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее. М., 2006. С. 227.

способствовать развитию гуманистического общества. Чем активней будет творческий процесс, тем успешней для личности будет проходить и в целом социализация.

Горячева Е.А. Искусство и картина мира в становлении творческой личности. Искусство как художественная предметная среда (архитектура, декоративно-прикладное искусство, в том числе костюм), созданная творческой деятельностью человека, и меняющаяся картина мира социума формируют картину мира личности, способствуют интериоризации личности и становлению субъективности личности -проявлению ее творческих способностей.

Ключевые слова: искусство, картина мира, субъективность, личность, становление.

Gorjacheva E.A. Art and Picture of the World in the Development of Creative Personality. Art as an art subject environment (architecture, decorative arts, including costume), a creative human activity, and the changing world view of society form the picture of the world, enhance internalization of identity and subjectivity, identity formation - the manifestation of her creative abilities.

Key words: art, picture of the world, subjectivity, identity formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.