Научная статья на тему 'Визуальная среда в экологии личности'

Визуальная среда в экологии личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
361
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА / VISUAL ENVIRONMENT / ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / VISUAL ECOLOGY / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / СУБЪЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ECOLOGY OF PERSONALITY / ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / SUBJECTIVITY / MAKING OF SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горячева Елена Анатольевна

В статье рассматривается проблема визуальной среды в экологии личности. Экология личности, личность, ее субъективность связаны с визуальной средой: становление субъективности как творческого потенциала личности происходит гармонично в комфортном пространстве для формирования личности, снижая риск кризисных явлений в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Visual environment in the ecology of personality

The research deals with the problem of the visual environment in the ecology of personality. The ecology of personality, identity and its subjectivity are associated with the visual environment: the making of subjectivity as a creative potential of identity occurs harmoniously in a comfortable space for the formation of personality that mitigates the risk of crises in a social medium.

Текст научной работы на тему «Визуальная среда в экологии личности»

Е.А. Горячева Кандидат социологических наук,

доцент кафедры технологии и профессионального образования Южного федерального университета*

Визуальная среда в экологии личности

XXI в. поставил перед человечеством проблему его дальнейшего выживания на планете Земля. Одной из актуальных задач настоящего времени стало решение вопросов экологии, социальной экологии и экологии личности. Ученые разных направлений научного знания -экологи, физиологи, психологи, социологи, социальные философы -ищут ответы на вызовы нашего времени в рамках своих дисциплин и находят междисциплинарные связи. В физиологии появилось новое направление - видеоэкология (В.А. Филин), в философии - креативная личность (Ю.Г. Волков), С.Ф. Минакова разрабатывает экологию личности, в социальной философии Е.А. Горячева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Искусство в становлении субъективности личности», в социологии - социология архитектуры (чикагская школа, Германия), в психологии разрабатывают проблему психологического здоровья личности. Все эти исследования имеют, на наш взгляд, значение для решения заявленной нами проблемы исследования экологии личности как становления личности через раскрытие ее субъективности.

Визуальная среда - это видимая человеком окружающая среда: естественная - природа и искусственная - созданная человеком. Экология личности - новое направление знания, изучением которого занимаются экологи, психологи, философы, социологи. Экология личности связана с экологией, средой выживания человека и визуальной средой, так как становление личности происходит гармонично, как мы считаем, в комфортном пространстве для ее формирования.

С.Ф. Минакова разрабатывает экологию личности, занимаясь проблемой целостной личности, автор концепции общих закономерностей поведенческой направленности личности в течение жизни. Она рассматривает проблему нависшей угрозы экологической катастрофы в разбалансированности взаимодействия «материального мира вещей» и «идеального, духовного мира сознания». Видит проблему человека в том, что его поведение детерминировано не разумом, а другим, что являет собой «"собственно" личность - этот арбитр требований, разума и чувств, тела и духа, чести и подлости... , собственных духовных требований и требований среды». Она, выделяя

* Горячева Елена Анатольевна, e-meil: [email protected]

связь «идеальной и невещной, неосязаемой личности» с «человеком и миром вещей», задается вопросом важности понимания этого процесса1. Для того чтобы ответить на вопросы взаимодействия всех этих составляющих проблемы: человека, личности и «мира вещей», важной в современном мире и особенно актуальной в связи с возрастающей проблемой экологического кризиса, требуются исследования перечисленных специалистов, в которых заключены отдельные аспекты решения данной проблемы.

В первую очередь надо определить, что мы рассматриваем потенциально психологически здорового человека, настроенного на позитивное становление себя и также позитивное участие в социальных процессах, соответственно, выявляем характеристики личности, способной к созидательной деятельности в отношении себя и социума. Во второй половине прошлого века психологи уделили большое внимание изучению психического здоровья в позитивном функционировании личности, личности самоценной,

самоактуализирующейся и самореализующейся, что выразилось в концепции «позитивного психического здоровья» (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер). Г.В. Оллпорт в своей теории личности определял здоровую личность как зрелую личность. Будучи гуманистом, он объединил два подхода: гуманистический и индивидуальный, с помощью которых можно обнаружить потенциал личностного роста человека, причем самореализация личности происходит в течение всей его жизни. Его идеи нашли свое применение в различных концепциях в современной педагогике (например, Е.В. Бондаревская в концепции личностно ориентированного образования). В 2002 г. О.М. Бландинская, исследуя проблему «социально-психологических особенностей мотивации сохранения и укрепления здоровья у старшеклассников», определила личностный компонент здоровья как «наличие психологических качеств, характерных для полноценной гармонично развитой, стремящейся к всестороннему совершенствованию личности»2.

Управляет личностью, детерминируя ее становление и проявление вовне, собственно субъективность личности, которая представляет для экологии личности основной интерес. И для раскрытия личности основополагающее значение имеет реализация ее творческого потенциала, субъективности. Чему способствует созидательная творческая деятельность, а также окружение, способное создавать гармоничную для развития среду.

Ограничим это окружение визуальной средой, которая включает помимо природы созданное творчеством человека искусственное

1 Минакова С. Предотвращение экологической катастрофы (учебное пособие по экологии личности). Кировск; Апатиты, 2000. С. 12, 34.

2 Бландинская О.М. Социально-психологические особенности мотивации сохранения и укрепления здоровья у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2002.

пространство: архитектурные произведения, создающие пространственную среду для жизни и деятельности человека, включая интерьеры; ближайшая к человеку жизненная среда, участвующие в оформлении интерьеров произведения искусства, декоративно-прикладного искусства, включающие предметы быта, одежда - все, что находится в повседневном окружении человека.

Изучением взаимодействия людей и среды занимались исследователи разных специальностей и в рамках различных подходов. Значительный вклад в развитие социологии искусств внес создатель культурно-исторического метода изучения литературы и искусства И. Тэн. Автор теории расы, среды и момента представил ее во введении к Histoire de la littérature anglaise, в которой показал взаимосвязь искусства и этнических особенностей населения, где немаловажную роль играл географический фактор и искусство отражало психологические характеристики народа.

Представители формального подхода, концентрирующие свое внимание на универсальных социальных «формах» с позиций эстетики, обратили внимание на формы в искусстве. По мнению Сурио, главной в искусстве является проблема формообразования. Формообразование представляется им основной функцией искусства, а цель искусства -поиск формы. Д. Юисман считал, что на создание произведений искусства оказывает влияние географическая среда и что среда влияет на формирование гения. Эти концепции и труды последующих авторов разных школ и направлений (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, У. Эко, М. Фуко, Ж. Бодрийяр и др.) разработали базовые положения для дальнейших исследований.

Взаимодействие человека с визуальной окружающей средой стало объектом исследования физиологов уже в конце XX в. Основоположником видеоэкологии как науки стал В.А. Филин, доктор биологических наук, академик Международной академии наук, который в 1992 г. создал уникальный Московский центр «Видеоэкология». Это учреждение занимается проблемами видеоэкологии. Архитектурные сооружения, как они выяснили, не должны быть конструктивно просты, с большими гладкими плоскостями, особенно глянцевыми, не должны содержать элементы простых геометрических форм: квадрата, прямоугольника, круга (например, плитка, вагонка, бетонные блоки, жалюзи без нанесенного на них рисунка), особенно сочетающие чередующиеся контрастные тона, расположенные на большой плоскости в шахматном порядке, ритмическими группами, полосами. Все это раздражающе действует на психику, ощущается дискомфорт, как объясняют физиологи - нарушается равномерный ритм автоматии саккад, «свойства глазодвигательного аппарата совершать быстрые движения глаз (саккады)». Глазу при осмотре окружающего пространство необходимо за что-то зацепиться, а на гладких поверхностях это невозможно, при этом происходит сбой

физиологически заложенного ритма. «Агрессивное поле ведет к резкому увеличению числа психических заболеваний и к росту правонарушений... Большую часть времени человек проводит в собственной квартире, и поэтому в квартире в обязательном порядке должна быть комфортная визуальная среда... Что бы мы ни делали -жилые или промышленные здания, самолеты и подводные лодки, одежду, книги, машины - мы нигде не можем не учитывать

о

физиологических требований органа зрения»3.

Визуальная среда должна быть в идеале природосообразной, как, например, в архитектуре стиля модерн, или наполнена декором, в стилях барокко, рококо, классицизма, восточной архитектуры с большим количеством цветных элементов в материале и изобилием отделки, т. е. комфортной для восприятия глаза пластикой формы и ее деталей. Конструируя новые объекты, человек обращается за помощью к природе: самолет был создан на основе строения птиц, парашют очень похож на семечку одуванчика с «хохолком», «зонтиком», «парашютиком», машины разработаны по аналогии с жуками и т. д. Природа сама великий конструктор, она создавала формы, которые проверялись веками на гармонию строения, цветового решения и функционирования. Эволюция отбирала оптимальные решения, оставались лучшие, способные выжить. В природе выживает самый приспособленный к среде обитания. Человек эволюционировал многие века в природном мире, его физиология приспособлена к естественной среде.

Создавая искусственную среду, человек учился творчеству у природы, создавая жилье и одежду, украшая их стилизованными изображениями, ставшими основой орнаментики и символических образов в народном искусстве. Следование природе по большому счету исключает ошибки, ведущие к кризисным ситуациям. «Мы создаем наши дома, а затем наши дома создают нас» - из речи Уинстона Черчилль на заседании Ассоциации архитекторов, посвященном вручению ежегодных наград в 1924 г.4 Это глубокое понимание взаимодействия человека и искусственной среды было озвучено еще в начале XX в. Оно еще более актуально для современного общества. Изречение Черчилля, в то время будущего премьер-министра Великобритании, вставлено эпиграфом в книгу «Социология архитектуры» М.Б. Вильковского. В введении книги автор написал о цели данной работы - «проследить, как архитектура и ее влияние на социальные аспекты развития современного общества находит свое отражение в социологических теориях»5. Значение книги М.Б. Вильковского «Социология архитектуры» в том, что он

3 Филин В.А. Видеоэкология. URL: http://www.videoecology.com/index.html (дата обращения: 22.08.2014).

4 Churchill W.S. From an address to the Architectural Association at the annual distribution of prizes in 1924. Reprinted Architectural Association Quarterly 5,1. 1924. P. 44-46.

5 Вильковский М. Социология архитектуры. М., 2010. С. 19.

систематизировал отечественные и западные переведенные труды по социологии архитектуры, предоставив возможность всем желающим ознакомиться с разнообразным материалом, ранее широко не известным, исследовать позиции авторов разных направлений и составить себе целостное представление о социологии архитектуры настоящего времени за рубежом и в России.

В Германии с 2003 г. после публикации учебного пособия по социологии архитектуры Б. Ше Ферс возрастал интерес к этому направлению социологии. В 2005 г. Немецкое общество социологов организовало первое заседание секции социологии архитектуры, в следующем 2006 г. второе заседание секции прошло под названием «Современная архитектура с точки зрения социологических теорий» и было первое заседание организованной рабочей группы социологии архитектуры. Это было официальное признание действующего в Германии нового направления социологии, изучавшего определенные проблемы города, пространства, региона с точки зрения социологии, анализ городских построек в стиле деконструктивизма (Д. Хайке). Нам впервые представилась возможность ознакомиться с трудами немецких ученых по социологии архитектуры именно с труда этого автора, в переводе которого участвовал Вильковский. Д. Хайке - научный сотрудник факультета истории и социологии культуры Технического университета г. Дрездена - считает, что архитектуру нужно изучать как социальное явление в пределах создаваемого нового направления в социологии - социологии архитектуры.

В нашей стране социальные проблемы архитектуры рассматривали ученые А.В. Иконников, Н. Ладовский и др. Архитектор Н. Ладовский еще в начале прошлого столетия, изучая законы восприятия и средства воздействия в своей специальности, считал, что при создании архитектурных сооружений архитекторам необходимы знания «психотехники». А.В. Иконников, автор книг по проблемам архитектуры, полагал, что в окружающей человека среде необходимо уравновесить природное и искусственное. Такая объединяющая концепция в современной архитектуре могла быть реализована, по его мнению, с помощью высоких компьютерных технологий, реализующих разработку сложнейших пространственных форм. Из приведенного материала наглядно видно, что российские исследователи видели проблемы современной архитектуры в создании визуальной среды и предлагали свои варианты перспектив ее решения.

В контексте восприятия человеком окружающей среды в рамках теории символического интеракционизма «развитие и процветание городских кварталов возможны, лишь если их обитатели довольны своим материальным окружением»6, проблемы этнического восприятия окружающей среды в рамках успешной социализации иммигрантов

6 Burns A. Emotion and Urban Experience: Implications for Design // Design Issues 16, 3. 2000. P. 67-69.

могут решаться при использовании концепции создания этнических районов, «улучшающих жизнь и человеческое взаимодействие иммигрантов» и помогающих успешной социальной адаптации людей7. Все эти концепции важны в решении поставленной нами проблемы.

Рассматривая проблему экологии личности, обратимся к концепциям и перспективным подходам формирования личности, способствующей выживанию человечества. Ю.Г. Волков пишет в статье «Креативная личность» о «возможности творческой личности вносить изменения в общественную жизнь через личное самовыражение», и в рамках обозначенной концепции он выявляет актуальный на современном этапе социума «образ креативной личности, для которой, в отличие от творческой, важны автономия, независимость, свобода в контексте согласования с общественными интересами, с логикой социальных изменений, с ограничением эгоистических амбиций и фокусированием усилий на создание отношений социального соучастия

о

и доверия»8.

Современное общество столкнулось с проблемой формирования личности в многоплановом мире величайших возможностей позитивного развития ситуации. XXI в. открывает перспективы вложения творческих сил личности в реальном социальном пространстве и в виртуальном мире, везде требуются креативный настрой и знание своего дела. XXI в. - мир контрастов, скоростей, виртуальных иллюзий, мир без границ в обеспечении информацией, возможности общения без социальных рамок, инновационных технологий в образовании, проектного обучения детей коллективного и индивидуального, дистанционного образования, инклюзивного образования. При всех этих и других возможностях нашей эпохи глобальных преобразований социума, в век Интернета и активности СМИ важным фактором формирования гармоничной личности является усвоение личностью базовых ценностей и для общества, и для самой личности, информации адекватной архетипически наполненной картины мира. Экология личности ориентирована на личность XXI в. - собирательный образ личности начинающегося века или типические образы личности новой эпохи. «В целом личность XXI века можно представить как личность гармоничную, гуманную, толерантную, способную к самовыражению, реализующуюся творчески, самодостаточную с целостной личностной картиной мира, любящую свою родину и этнические корни, но пользующуюся всеми достижениями современных технологий или не чуждую им, не

7 Mazumdar S., Mazumdar Sh. Creating a Sense of Place: The Vietnamese-Americans and Little Saigon // Journal of Environmental Psychology. 2000. Vol. 20. P. 319-333.

8 Волков Ю.Г. Креативная личность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 2-4. URL: http://www.online-science.ru/m/products/philosophy_sciense/gid86/pg0/ (дата обращения: 10.05.2013).

закрывающуюся в рамках виртуального пространства»9. Кроме того, человек должен понимать красоту окружающего мира, жизненного пространства, себя в оболочке-одежде, все это должно совпадать с ее ощущением себя, своей жизни, комфорта и т. д. Гармоничный человек не будет ничего разрушать, он спокоен, он созидает себя и мир вокруг. Формирование его личности, раскрытие творческого потенциала в рамках самосозидания или раскрытия креативности в отношении социума позитивно во всех отношениях.

Знания по проблеме взаимодействия визуальной среды и экологии личности важны для решения проблем экологического кризиса. Необходимо в образовании будущих специалистов в области создания искусственной среды: дизайнеров, архитекторов, декораторов, художников ввести в курсы социальной экологии разделы «визуальная экология», «экология личности», чтобы студенты, магистранты могли составить целостную картину значимости данной информации в их профессиональной деятельности и ее результатов для человечества в целом. Нами разработана программа курса «социальная экология», цели и задачи которого не только вводят слушателей в проблемы экологии современного мира, но и сразу определяют роль и задачи их как специалистов в понимании путей реализации этих проблем. В содержание курса вписаны темы, раскрывающие содержание визуальной экологии и затрагивающие проблемы экологии человека и личности. Например, видимая среда как экологический фактор, искусство и экологические проблемы, экология личности и экологический кризис. Студенты должны понимать, что в искусственных формах, создающих жизненную среду человека: архитектуре (жилье, его экстерьер, интерьер), костюме, предметах быта, непосредственно в их конструкции, элементах декора и цветовом решении, закодирована информация не только о внутреннем мире владельца и его социальном статусе, но и о его психологическом состоянии, а также культурных традициях общества. Эта информация считывается человеком в основном неосознанно на интуитивном уровне. Видимая среда может быть комфортной, соответствовать человеку, созидать его личность, наполняя положительными эмоциями, а может и разрушать. Самая гармоничная форма, которую воспринимает человек, - природная или природосоообразная. За миллионы лет своего существования в естественной видимой среде человек привык к определенному устройству этой среды, он был частью природы и был гармоничен ей. Архитектурные сооружения и ближняя окружающая среда должны позитивно воздействовать в физиологическом, психологическом, эмоциональном и нравственном плане на человека, которые окружают и влияют на него всю жизнь.

9 Горячева Е.А. Личность XXI века // Perspektywiczne opracowania sq naukq i technikami - 2014: Materiaty X Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. Vol. 11. Pedagogiczne nauki. Psychologia i socjologia: Przemysl. Nauka i studia. S. 44.

Таким образом, позитивная направленность деятельности человека обусловлена здоровым состоянием психологии человека, становление субъективности личности здорового человека, т. е. реализация ее творческого потенциала, дает возможность снижать риски негативных тенденций в обществе, например, такие глобальные кризисные явления, как экологическая катастрофа, где деятельность человека, связанная с внешней средой, должна быть детерминирована формированием экологии личности.

Горячева Е.А. Визуальная среда в экологии личности. В статье рассматривается проблема визуальной среды в экологии личности. Экология личности, личность, ее субъективность связаны с визуальной средой: становление субъективности как творческого потенциала личности происходит гармонично в комфортном пространстве для формирования личности, снижая риск кризисных явлений в социуме.

Ключевые слова: визуальная среда, визуальная экология, личность, субъективность личности, экология личности.

Gorjacheva E.A. Visual environment in the ecology of personality. The research deals with the problem of the visual environment in the ecology of personality. The ecology of personality, identity and its subjectivity are associated with the visual environment: the making of subjectivity as a creative potential of identity occurs harmoniously in a comfortable space for the formation of personality that mitigates the risk of crises in a social medium.

Key words: visual environment, visual ecology, identity, subjectivity, making of subjectivity, ecology of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.