Научная статья на тему 'Искусство аккомпанемента. Методические основы обучения чтению с листа и транспонированию в классе концертмейстерского мастерства'

Искусство аккомпанемента. Методические основы обучения чтению с листа и транспонированию в классе концертмейстерского мастерства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1048
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство аккомпанемента. Методические основы обучения чтению с листа и транспонированию в классе концертмейстерского мастерства»

в танце. Сегодня, отечественные и западные музейные и частные собрания дают нам возможность уже в течении долгих лет соприка -саться с неувядаемыми образцами великого мастера, ощущая снова и снова ту самую атмосферу, которая более полувека назад покоряла русскую и зарубежную публику.

Т. В. Ромашкина

Искусство аккомпанемента. Методические основы обучения чтению с листа и транспонированию в классе концертмейстерского мастерства

Одна из основных целей современного музыкального образования - совершенствование выработки профессиональных навыков у исполнителей. В классе концертмейстерского мастерства приоритетными направлениями обучения становятся чтение с листа и транспонирование, так как именно они представляют собой едва ли не самые важные компоненты музыкального образования, играющие значительную роль в творческой деятельности музыканта-инструменталиста.

Следует отметить, что возможностей развить у студентов концертмейстерского класса навык чтения с листа и транспонирования педагогу предоставляется немало: к примеру, при ознакомлении с новым музыкальным материалом, при систематических тренировках (ежедневно отводится время для чтения новых текстов), при работе с партнёром. Практика показывает, что в качестве исполнителей ансамблевого произведения педагог может привлечь двух студентов в ролях солиста и аккомпаниатора. Таким способом у пианистов можно снять психологическое напряжение, возникающее при необходимости пропеть мелодию со словами, и тем самым выработать навык пения не только вокальных, но и инструментальных партий. Заметим, что в ситуации, когда исполняется вокальная партия, пианист-аккомпаниатор не разрешает себе останавливаться, а это основное условие успешного чтения с листа: учащийся привыкает к звучащему голосу певца, учится реагировать на его дыхание и фразировку, держит в поле зрения третью строчку с вокальной партией, действует в соответствии с её особенностями.

Игра с листа нотного текста представляет собой одну из самых сложных форм чтения вообще. Помимо напряжённой деятельности зрения, в чтении активно участвует слух, контролирующий логику музыкального развития. Возникший в сознании исполнителя звуковой образ требует немедленного реального воспроизведения. Это достигается мобилизацией игрового аппарата. Развитие комплекса

346

слуховых, зрительных, двигательных навыков и является педагогиче -ской задачей, присутствующей на всех ступенях обучения пианиста.

Исполнение музыкального текста с листа выявляет степень слышания произведения внутренним слухом, так как интонационная выразительность, темп, динамика, логичность построения музы -кальных фраз делают скрытый процесс « оживления » нотных знаков явным. Развитый ладотональный слух необходим и для транспозиции.

Основные задачи зрительного восприятия текста - расшифровка ритмической и звуковысотной записи текста, фактурных элементов произведения. Реальное воспроизведение текста связано с исполнительскими навыками читающего, его координационнодвигательными способностями, знаниями различных фактурных формул, мышечными представлениями об интервалах, аккордах, скачках, опытом игры различных полиритмических сочетаний.

С точки зрения методики начальный этап процесса чтения с листа должен выглядеть следующим образом:

• расшифровать указания характера и темпа, помещённые в начале произведения, бегло просмотреть весь текст, включая партию солиста, найти другие указания на перемены темпа и характера звучания. Если в произведении определён жанр, нужно припомнить знакомое произведение подобного жанра и соответствующим образом эмоционально настроиться;

• обратить внимание на тональность и её эмоциональное наклонение. В большинстве случаев основная тональность подтверждается заключительным аккордом;

• приступая к чтению с листа вокального произведения, ознакомиться с его поэтическим текстом. Он является ключом к пониманию характера и темпа сочинения. В партии солиста аккомпаниатор найдёт все динамические и темповые обозначения изменений характера музыки (ферматы, цезуры и т. п.). Полезно мысленно пропеть про себя (сольфеджируя и со словами) вокальную строчку. Память зафиксирует характерные мелодические изгибы сольной партии, и аккомпанемент зазвучит «по проложенному руслу».

Мы считаем, что комплексному восприятию нотного текста во многом помогает нотная графика, а именно:

• группировка нот способствует охвату целостных построений, указывая при этом не только длительность звуков, но и направление мелодического движения;

• фразировочные лиги маркируют отдельные построения;

• в мелизмах следует обращать внимание не на само украшение, а на ту ноту в мелодической линии, к которой оно относится.

Транспонирование по нотам является более сложным процессом, чем чтение с листа уже потому, что требует дополнительного

347

действия - переноса слышимого внутри музыкального материала из одной звуковысотной плоскости в другую (зачастую с изменением позиции и аппликатурных формул).

Основные методические этапы транспонирования: обучение транспонированию по слуху и в процессе чтения с листа; по нотам.

Задача первого этапа - формирование и развитие слухомоторных и зрительно-слуховых представлений о музыкальном материале, по трудности примерно равном тому, который будет использован при первоначальном транспонировании по нотам. Это означает, что прежде чем приступать к транспонированию какого-либо музыкального отрывка или сочинения целиком по нотам, необходимо добиться, чтобы его нотный текст вызвал при зрительном восприятии соответствующие слуховые представления и подбирал -ся на инструменте по слуху в тех тональностях, в которых будет происходить транспонирование по нотам.

При овладении навыками транспонирования, как и при чтении с листа, предлагаем проанализировать произведение следующим образом:

• определить его основную тональность;

• установить, в пределах какого аккорда (трезвучие, септаккорд или его обращения) заключена мелодическая линия (обычно в акком -панементах это вступление). Осмыслить продолжительность звучания аккордов аккомпанемента и частоту гармонических перемен;

• выявить направление движения мелодической линии и интервалы скачков в различных голосах, прежде всего в басовом;

• определить наличие более сложных аккордов, неаккордовые звуки (задержания, проходящие) в их отношении к основной гармонии.

Необходимо обратить внимание на то, что при транспонировании на малую секунду меняются ключевые знаки, названия же нот сохраняются (последнее значительно облегчает ориентацию на клавиатуре). Фактура аккомпанемента в этой ситуации практически не меняется, аппликатура по возможности сохраняется в прежнем виде.

Транспонируя на тон, пианист должен уже ясно представить новую тональность, изменившиеся ключевые знаки.

Практика показывает, что транспонирование музыкального материала на терцию для пианиста представляет более сложную задачу (хотя оно и удобнее для глаза, несмотря на значительную удалённость от исходной тональности). Большинство аккомпанементов написано в двух ключах - скрипичном и басовом. Один из наиболее универсальных и действенных способов транспонирования на терцию - метод интервального перемещения.

348

Суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что:

• игра с листа и транспонирование представляют собой воссоздание звукового образа, возникшего в сознании исполнителя при взгляде на нотный текст;

• непрерывное и осмысленное исполнение по нотам возможно лишь в случае предварительного (без инструмента) просмотра текста для уяснения логики его развёртывания;

• возможность видеть текст, опережая руки, предугадывать его развитие определяется музыкантской подготовкой пианиста, набором усвоенных им зрительно-слуховых стереотипов фортепианной фактуры;

• при обучении чтению с листа необходимо стимулировать сознательную аналитическую деятельность учащегося;

• привычку к чтению с листа и транспонированию необходимо развивать как наиболее продуктивный способ ознакомления с музыкальной литературой разных стилей и эпох;

• в методике обучения чтению с листа следует широко использовать различные формы музицирования: импровизацию, аккомпанемент, игру в фортепианном ансамбле;

• подбор материала для чтения с листа подчиняется двусторонней задаче: обеспечению большой «начитанности» ученика в разных стилях и развитию у него динамичного мышления.

М. В. Тимофеева

Средовой дизайн и современные витражи

Автоматизация технических процессов способствуют появлению в монументально-декоративном искусстве новых приемов по созданию витражных композиций. Благодаря этому стало возможным располагать витражи не только на вертикальной плоскости, но и на любой поверхности со сложной структурой.

Главное место в эстетической системе средневековья занимало понятие Божественной красоты, воплощающейся в «зримых образах» - в единстве, целостности, порядке, форме. Красота осмысливается как сияние и «просвечивание» формы вещи в её материальном облике. В средневековой культуре символ нёс содержательную нагрузку там, где для человека нового времени необходимо конкретное изображение. Символ передавал всю полноту значения, служил адекватным средством коммуникации. У человека средневековья он вызывал цепную реакцию ассоциативного мышления.

349

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.