Искусственный интеллект в сфере национальной безопасности: стратегическое противостояние КНР и США
С.А. АНТИПОВА, кандидат физико-математических наук
Полковник О.М. ТЛЯШЕВ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Рассматриваются стратегические подходы в борьбе за лидерство в области искусственного интеллекта на примере Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов Америки. Проводится анализ концептуальных документов двух стран. Особое внимание уделено планам Центрального комитета Коммунистической партии и Государственного совета КНР и отчету Комиссии национальной безопасности США, определяющим стратегии взаимодействия органов власти, неправительственных организаций и частного сектора в интересах обеспечения национальной безопасности и технологического превосходства.
The paper looks at strategic approaches to the struggle for leadership in the area of artificial intelligence as exemplified by the People's Republic of China and the United States of America. It analyzes the two countries' conceptual documents. The focus of its attention is on the plans of China's Communist Party Central Committee and State Council and the report to the US National Security Commission that define the strategies of interaction by power bodies, nongovernmental organizations and the private sector in the interests of national security and technological superiority provision.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Искусственный интеллект, машинное обучение, национальная безопасность, противостояние.
Artificial intelligence, machine learning, national security, confrontation.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ роль искусственного интеллекта (ИИ) в мировом масштабе неоспорима, порождая высокую конкуренцию не только среди компаний, но и своеобразную «гонку вооружений» среди развитых стран. Решающую роль в развитии искусственного интеллекта играют инновационные технологические решения, т. е. новые способы обучения систем искусственного интеллекта.
Одной из основополагающих работ в области развития ИИ является статья 1950 года Алана Тьюринга «Вычислительные машины и разум»1, в которой автор предсказывает появ-
ление машин, способных вести беседу на уровне человека, т. е. появление сильного ИИ*, сравнимого с человеческим разумом. Условия для реализации данной идеи в виде реально
* Термин «сильный ИИ» обозначает истинно мыслящую машину, изначальную цель создания ИИ. Еще его называют интеллектом, сравнимым с человеческим разумом.
функционирующих высокоэффективных интеллектуальных систем появились в последнее десятилетие благодаря развитию телекоммуникационной инфраструктуры, разнообразной датчиковой аппаратуры, сверхпроизводительных вычислительных систем и мощных алгоритмов, позволяющих накапливать и «моментально» обрабатывать огромные объемы немаркированных (неструктурированных) данных.
В части «интеллектуального» алгоритмического (программного) обеспечения отметим следующее. Большая часть знаний систематизируется человеком в виде причинно-следственных связей, а в существующих, так называемых нейронных сетях указанные возможности пока практически не реализованы. Современные технологии обработки больших данных позволяют находить статистические закономерности в сложных моделях, но не превращают эти модели в объекты, влияющие друг на друга. Когнитивная нейробиология помогает рассматривать такие процессы с точки зрения алгоритмов и детальных моделей, связывать машинное обучение и процессы, происходящие в мозге человека. Ведь прогресс в сфере ИИ возникает во многом благодаря попыткам повторить тот путь решения задач, который естественный интеллект прошел в ходе эволюции. Это, по нашему мнению, является уникальным подходом к работе с ИИ.
Многие развитые страны стремятся к созданию именно сильного ИИ, превосходящего интеллектуальные способности любого человека,
в том числе путем симбиоза знаний из различных фундаментальных наук с прикладными научными исследованиями и огромными массивами данных. Постепенное наращивание аппаратных мощностей может ускорить процесс самосовершенствования системы ИИ. Так она запустит «рекурсивный цикл улучшения» или «быстрый интеллектуальный взлет», создавая проблему «выравнивания», если вступит в противоречие с интересами человека2. Над этой проблемой уже сейчас активно работают ученые из Deep Mind Technologies, OpenAI, Facebook, Google, Baidu и др.
Искусственный интеллект будет формировать глобальную конкурентоспособность в ближайшие десятилетия, обещая первопроходцам существенное экономическое и военное преимущество. На сегодняшний день национальные правительства, а также региональные и межправительственные организации стремятся ввести в действие политику, ориентированную на ИИ, чтобы максимизировать эффекты от внедрения, а также спрогнозировать социальные и этические последствия в случае умышленного причинения ущерба вследствие злонамеренного использования данных, которые являются основной «пищей» нейросетей.
Основными конкурентами в борьбе за лидерство в области искусственного интеллекта на сегодняшний день являются Китайская Народная Республика и Соединенные Штаты Америки, определяющие стратегические шаги по обеспечению превосходства в ряде концептуальных документов.
Попытки использовать технологии, чтобы бросить вызов гегемонии США, не являются чем-то новым в военной стратегии Китая. С конца 1990-х годов страна проводит политику «шашоуцзянь» (^^il), что дословно переводится как «убийца» или в иной интерпретации «козырная
карта»3. Вместо того чтобы напрямую конкурировать с США, Китай всегда стремился создать асимметричный потенциал, который мог бы обеспечить критическое преимущество в войне и надежное сдерживание в мирное время4. Эта козырная стратегия направлена на использование неортодоксальных технологий против слабостей врагов, чтобы получить инициативу в информационной войне. Подход «козырной карты» был поддержан бывшим председателем партии Цзян Цзэминем, который подчеркнул, что технологии должны быть в центре внимания военных, особенно технологии, которых «враг боится [больше всего]»5' 6.
Начиная с 2013 года Китай опубликовал уже несколько политических документов национального уровня, в которых отражено намерение разработать и развернуть ИИ в различных секторах. Например, в 2015 году Государственный совет выпустил руководящие принципы действий Китая «Интернет+». Он стремился интегрировать Интернет во все элементы экономики и общества. В документе четко говорится о важности развития новых инду-стрий искусственного интеллекта и инвестирования в исследования и разработки. В том же году был выпущен 10-летний план «Сделано в Китае 2025» с целью превратить Китай в доминирующего игрока в мировом высокотехнологичном производстве, включая искусственный интеллект7. Другим ярким примером является 13-й пятилетний план Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК), опубликованный в марте 2016 года8. В документе ИИ упоминается как одна из шести важнейших областей для развития ряда отраслей страны и как важный фактор стимулирования экономического роста. При совместном прочтении и анализе эти документы показывают, что
в течение некоторого времени в Китае предпринимались сознательные усилия по разработке и использованию ИИ. Однако до 2016 года ИИ представлялся просто как одна из множества других технологий, которые могли быть полезны для достижения ряда политических и военных целей.
В июле 2017 года Государственный совет Китайской Народной Республики, являющийся главным административным органом в Китае, опубликовал стратегию страны по развитию искусственного интеллекта под названием «План развития искусственного интеллекта нового поколения» (The new generation Artificial Intelligence Development Plan (AIDP))9. В этой стратегии изложены цели и шаги по обеспечению мирового лидерства страны в области ИИ к 2030 году, превращению ИИ в отрасль стоимостью триллион юаней (около 150 миллиардов долларов) и определению этических норм и стандартов для ИИ.
«План развития искусственного интеллекта нового поколения» действует как единый документ, в котором излагаются цели политики Китая в области ИИ. В 2018 году китайские СМИ назвали этот год «первым годом китайской стратегии развития ИИ»10. Общая цель политики, сформулированная AIDP, — сделать Китай мировым центром инноваций в области ИИ к 2030 году, в котором интеллект будет выступать главной движущей силой модернизации страны, стимулировать военные и экономические преобразования. AIDP также указывает на необходимость разработки стандартов и этических норм для использования ИИ. В целом План представляет собой комплексную стратегию искусственного интеллекта и бросает вызов другим ведущим странам во многих ключевых областях.
Желание обогнать США находит отражение в заявлениях политического и военного руководства Китая.
Например, президент Си Цзиньпин заявил еще в 2017 году, что «в ситуации все более жесткой международной военной конкуренции побеждают только новаторы»11. Это мнение разделил генерал-лейтенант Лю Гоч-жи, депутат 19-го национального конгресса и директор комитета по науке и технологиям Центрального военного комитета, который заявил в одном из публичных интервью, что ИИ представляет редкую возможность сократить путь к инновациям и превзойти конкурентов12. Параллельно с этим военные ученые Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подчеркивают, что ИИ будет использоваться для прогнозирования ситуаций на поле боя и определения оптимальных подходов, способствующих «победе перед войной»13. Некоторые члены НОАК идут дальше, ожидая «сингулярности» поля битвы, когда ИИ опережает человеческий процесс принятия решений. Эти заявления подчеркивают широко распространенную в военных кругах Китая веру в важность использования новых технологий, включая ИИ, для достижения конкурентного военного преимущества.
План AIDP уже приносит заметные результаты. Основными показателями, характеризующими рост предложения программных продуктов, созданных с использованием ИИ являются количество компаний, использующих данные технологические решения, а также результаты интеллектуальной деятельности, имеющие мировое признание (патенты, публикации в международных журналах, индексирующихся в Web of Science/ Scopus). В недавнем отчете Стэнфорд-ского университета AI Index Report 2021 «Измерение тенденций в области искусственного интеллекта»14, мировым лидером по числу научных публикаций в 2020 году стал Китай (рис. 1 а). В рейтинге стран он обо-
шел США (рис. 1 в) и Евросоюз как по общему количеству публикаций в международных научных журналах, так и по числу наиболее цитируемых публикаций. В первом случае на долю страны пришлось 22,4 % от общего количества научных статей (США — 14,6 %), во втором случае — 18 % (США — 12,3 %). У обеих стран наблюдается уверенный рост по количеству статей, посвященных глубокому обучению*, которое является основной движущей силой развития ИИ (рис. 1 б, г). Тем не менее по состоянию на 2020 год США являются остаются лидерами по количеству как публикаций с использованием глубокого обучения, так и ИИ патентов, а также компаний, специализирующихся на разработке программного и аппаратного обеспечения (полупроводниковых микросхем, графических ускорителей, систем хранения данных и т. д.).
* Глубокое обучение (deep learning) — вид машинного обучения, в котором используются глубокие (или многоуровневые) искусственные нейронные сети (artificial neural networks), т. е. программное обеспечение, имитирующее работу нейронов мозга.
Особая роль китайским правительством отводится поддержке частных компаний, способствующих развитию ИИ. Что касается частного сектора, Китай выбрал «национальных чемпионов по ИИ»15: компании, получившие одобрение от правительства, чтобы сосредоточиться на развитии конкретных секторов ИИ. Например, Baidu было поручено разработать автономное вождение, Alibaba — разработку умных городов, а Tencent — систему поддержки принятия решения для врачей с целью повышения достовер-
Рис. 1. Статистические данные публикационной активности в международных рецензируемых журналах и количества статей, посвященных технологии глубокого обучения, за последние 5 лет
Рис. 2. Статистические данные патентной активности и количества компаний, специализирующихся на разработке технологических решений на основе ИИ, за последние 5 лет
ности постановки медицинских диа- гает сделку, в соответствии с которой
гнозов на основе компьютерного зре- частные компании соглашаются сосре-ния. Получение одобрения в качестве доточить внимание на стратегических
«национального чемпиона» предпола- целях правительства. Взамен эти ком-
пании получают льготные торги по контрактам, более легкий доступ к финансам, а иногда и защиту доли рынка. Хотя другие компании могут конкурировать в этих областях, исторически статус «национального чемпиона» способствует более крупным компаниям доминировать в своих соответствующих секторах. При этом это не только известные мировые компании, такие как Alibaba Group, Huawei, Baidu, Xiaomi, Tencent, но и менее известные в мире, но задающие тренд в Китае и в ряде других стран Юго-Восточной Азии: iFLYTEK, CloudMinds, NetPosa Technologies, CloudForce, SinoVoice, FaceThink и др. Самое интересное, что часть компаний, которые специализируются главным образом на использовании искусственного интеллекта, в частности на технологиях распознавания лиц, регулярно вносится в черный список Министерством торговли США16.
Кроме того, китайское правительство запустило серию индустриальных парков ИИ в восточной и южной частях страны. На текущий момент в Китае функционирует более 60 таких технопарков, являющихся площадками для взаимодействия разработчиков, обмена опытом и демонстрации передовых информационных решений. Индустриальные парки обычно имеют льготную политику в отношении привлечения компаний, специализирующихся на ИИ, к ним относятся, например, субсидии на аренду и налоговые льготы. Наиболее известные парки находятся в Пекине, Шанхае, провинциях Гуандун и Гуйчжоу17.
По данным Министерства промышленности и информационных технологий Китая, национальная цифровая экономика в период 13-й пятилетки (2016—2020)18 сохраняла быстрый темп, при этом среднегодовой рост составлял более 16,6 %. Китай заложил прочную основу для развития смежных отраслей ИИ.
Построены крупнейшие в мире оптоволоконные сети и сети 4G, количество терминальных подключений 5G уже превышает 200 млн. Страна стала свидетелем быстрого развития индустрии программного обеспечения и информационных технологий, производства электронной информации, индустрии телекоммуникационных услуг. Только сектор программного обеспечения в 2020 году показал годовой доход в размере 8,16 трлн юаней (1,25 трлн долларов США), что на 13,3 % больше, чем в 2019 году. В соответствии с 14-м пятилетним планом (2021 — 2025) национального экономического и социального развития и долгосрочными целями до 2035 года, страна ускорит крупномасштабное развертывание сетей 5G и увеличит степень их проникновения до 56 % в течение следующих пяти лет. Сети 5G обеспечат масштабируемую полосу пропускания и оптимальную производительность, необходимые для сбора и обработки растущих объемов данных, позволят распределять обработку ИИ между устройством, периферийным и центральным облаком. Интеграция этих двух технологий позволит создавать гибкие системные решения для множества новых и расширенных возможностей применения.
А что же происходит тем временем в США? Комиссия национальной безопасности (The National Security Commission on Artificial Intelligence, NSCAI) по искусственному интеллекту 1 марта 2021 года опубликовала заключительный отчет, который представляет беспрецедентную по своему содержанию стратегию страны для победы в эпоху искусственного ин-теллекта19. По мнению членов Комиссии, война с использованием ИИ не будет больше зависеть от появления какого-то одного нового эффективного оружия, перспективной военной технологии или оперативно-тактического приема. Скорее успех будет
предопределен интеграцией технологий ИИ во все грани боевых действий. ИИ изменит способ ведения войны во всех сферах: на суше, море, в воздухе, космосе, киберпростран-стве и во всех диапазонах электромагнитного спектра. ИИ изменит все атрибуты войны: уровень контроля за театром военных действий (поля боя); качество реакции на события; уровень влияния на противника с учетом политических, социальных и религиозных факторов; точность поражения цели; надежность построения обороны; скорость и масштаб применения силы; отношения между личным составом и техникой (человеком и машиной) и т. д. Искусственный интеллект — это технология, которая уже в обозримом будущем способна обеспечить применение силы с суперскоростью и микроточностью в макромасштабе.
В 16 главах стратегии изложены шаги, которые Соединенные Штаты Америки должны предпринять для ответственного использования ИИ в целях национальной безопасности и обороны, защиты от угроз и продвижения инноваций. В отчете представлены десятки рекомендаций президенту США Джо Байдену, Конгрессу, компаниям и учреждениям. Комитет из 15 членов, председателем которой является бывший генеральный директор Google Эрик Шмидт, выступает за расширение и демократизацию исследований искусственного интеллекта с инвестициями в размере 40 млрд долл. ежегодно.
В планах Комиссии — создание многоуровневой экосистемы, которая обеспечит повсеместное развитие и внедрение технологий ИИ на всех уровнях — от высшего руководства до тактического звена. Для США важно создать техническую основу, которая обеспечит:
• доступ к облачным сервисам для масштабируемых вычислений;
• совместное использование данных, программного обеспечения и возможностей посредством хорошо документированных и усиленных интерфейсов прикладного программирования (API) с надлежащим контролем доступа;
• предоставление всем разработчикам Министерства обороны и ученым доступа к инструментам и ресурсам, которые им необходимы для использования новых возможностей искусственного интеллекта.
На рисунке 3 изображен общий вид цифровой управляемой экосистемы, представляющей собой многослойный стек сервисов, доступ к основным строительным блокам данных ИИ, алгоритмам, инструментам, репозитори-ям с исходным кодом, базам данных, обученным моделям ИИ и результатам вычислений осуществляется через общие пользовательские интерфейсы. Особая роль отводится уже известным фреймворкам машинного и глубокого обучения TensorFlow и PyTorch, которые являются «важными инструментами в арсенале любого разработчика ИИ» и, по мнению Комиссии, доступ к ним, а также другому программному обеспечению с открытым исходным кодом для федеральных государственных служащих в таких учреждениях, как Пентагон, должен быть открыт.
Участники и пользователи цифровой управляемой экосистемы ИИ. Разнообразная распределенная сеть, включающая разработчиков, команды, работающие на тактическом уровне и на уровне штаб-квартиры; партнеров из частного сектора, которые будут предоставлять обученные ИИ-модели и приложения; академических исследователей, работающих над открытыми проблемами; военных ученых, работающих в лаборатории Министерства обороны; международных союзников.
Аутентификация. Совместное использование и защита ресурсов с по-
мощью едином политики и практики управления общими пользовательскими атрибутами в соответствии с уровнями конфиденциальности. Это позволит контролировать тех, кто будет создавать, использовать или делиться строительными блоками ИИ.
Приложения. Обнаруживаемые и доступные решения искусственного интеллекта, готовые к использованию через подготовленные платформенные среды.
Репозиторий СПО. Закрытый аналог GitHub — репозитория.
Репозиторий данных. Гетерогенное хранилище массивов информации (видео, изображения, текстовые данные и др.).
Аппаратная инфраструктура. Оптимизированные защищенные программно-аппаратные комплексы, облачные сервисы, оптимизированные кластеры Найоор, центры обработки данных.
Пользователь Разработчик Исследователь
а
Аутентификация
Приложения
Алгоритмы, Инструменты разработчика Фреймворк и
Датасеты Предобученные нейронные сети ИИ-модели
ОеувесОрь
Репозиторий СПО л л]
И репозиторий данных и
р Аппаратная инфраструктура
Рис. 3. Общий схематический вид цифровой управляемой экосистемы ИИ
Сохранение оборонительного преимущества США с поддержкой ИИ требует стратегии управления «сверху вниз». Это позволит преодолеть организационные барьеры и произвести стратегические изменения. Руководители Министерства обороны США должны более тесно координировать свои действия, согласовывая приоритеты, ресурсы и нормативно-правовую базу для ускорения внедрения
технологий и проведения прикладных научных исследований. В связи с этим комиссия рекомендует Министерству обороны и Управлению национальной разведки создать Руководящий комитет по новым технологиям под председательством заместителя министра обороны, заместителя председателя Объединенного комитета начальников штабов и первого заместителя директора национальной разведки.
Министр обороны и директор национальной разведки должны выпустить директиву о немедленном создании вышеназванного комитета по надзору.
По данным организации, на сегодняшний день именно Китай является основным вызовом технологическому превосходству Америки. Впервые после Второй мировой войны страна представляет такую степень угрозы экономической и военной мощи Соединенных Штатов. Один из выводов доклада состоит в том, что в ближайшие десять лет США могут потерять военно-техническое превосходство над Китаем. Китай реализует комплексную стратегию технологического лидерства в рамках инициативы «Сделано в Китае 2025», а также плану AIDP, что угрожает экономическому процветанию и национальной безопасности США. В добавление к усиленным инвестициям в ИИ Китай стремится стать мировым лидером в квантовой сфере, 5G и области биотехнологии, расширяя свое влияние в мире путем запуска «Цифрового шелкового пути» (Digital Silk Road, DSR) в рамках инициативы «Один пояс — один путь» (Belt and Road Initiative (BRI))20. Лидеры многих развивающихся стран Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, а также некоторых развитых, таких как Южная Корея, подписали соглашения о DSR, по которому частными китайскими компаниями создаются необходимая технологическая инфраструктура, учебные центры, разрабатываются программы исследований с целью стимулирования сотрудничества между учеными и инженерами этих стран с их китайскими коллегами, а также для передачи технических знаний в таких областях, как беспроводная связь, умные города, искусственный интеллект и робототехника. По мнению членов Комиссии, Пекин использует «Цифровой шелковый путь» для расширения цифровых подключений за
рубежом и, как следствие, своего влияния и дальнейшего усиления Китая как технологической сверхдержавы.
Поэтому США нужно сконцентрировать внимание в том числе на смежные отрасли ИИ (рис. 4) с акцентом на робототехнику, энергетическую отрасль, беспроводные высокоскоростные сети передачи данных, квантовые вычисления. Так, стандарт 5G совместит большие данные, облачные вычисления, искусственный интеллект и другие инновационные технологии. А, например, алгоритм Шора для факторизации на квантовом компьютере, по мнению экспертов, может заменить современное асимметричное шифрование. Этот квантовый алгоритм является ярким примером мощных квантовых вычислений, обеспечивая экспоненциальное ускорение по сравнению с лучшими классическими решениями. А скорость — это двигатель ИИ.
Организация также призвала к вычету 40 % инвестиционного налога на полупроводниковые элементы, надеясь стимулировать строительство заводов по производству микросхем в США с целью принести пользу компаниям, входящим в сеть промышленных предприятий страны. Обращаясь к китайской индустрии микросхем, представители NSCAI заявили: «Наша стратегия защиты № 1 — развиваться быстрее, чем Китай»21.
Важная роль в отчете отводится иммиграционной политике, которая, по мнению комиссии, является «приоритетом национальной безопасности», и позволит замедлить развитие Китая. Члены комитета предложили удвоить количество грин-карт на основе трудоустройства, выдавать визы предпринимателям и производителям новых и революционных технологий, а также иностранным выпускникам-докторантам из аккредитованных американских университетов. Страны, которые могут успешно привлекать и удерживать
Рис. 4. Ключевые приоритетные технологии, анонсированные Комиссией национальной безопасности США
высококвалифицированных специалистов, получают стратегические и экономические преимущества перед конкурентами. Преимущества человеческого капитала особенно важны в области ИИ, где спрос на таланты намного превышает предложение.
Соединенные Штаты уже сейчас намного больше выигрывают от иммиграции высококвалифицированных иностранных рабочих, чем другие страны. Так, в 2013 году у США было в 15 раз больше иммигрантов-изобретателей и иммигрантов, ускоряющих американские инновации.
Китай и другие государства также предпринимают шаги по привлечению международных талантов благодаря гибкой иммиграционной политике и стимулам для привлечения технических талантов. Китайские исследователи в настоящее время составляют примерно 29 % от общего числа мировых талантливых специалистов в области машинного и глубокого обучения. Ведь целенаправленная иммиграционная реформа — императив национальной безопасности.
Таким образом, на примере двух развитых государств продемонстрирована исключительная важность развития и внедрения в сферу обороны и безопасности технологий ИИ. Соревнование между двумя державами является определяющей чертой геополитического ландшафта, поскольку Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика соперничают как за региональное, так и глобальное влияние в области ИИ. Но это не значит, что другие государства не стремятся к прогрессу и постоянному наращиванию потенциала в этой области. Страны Евросоюза и Юго-Восточной Азии, Великобритания, Япония, Израиль, Российская Федерация и другие государства делают огромные шаги в данном направлении. Пророчески начинают звучать слова, произнесенные в 2019 году Президентом России В.В. Путиным: «Если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта, то последствия нам всем понятны — тот станет властелином мира».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Тьюринг А. Вычислительные машины и разум / пер. с англ. К. Королева. М.: АСТ, 2018. 128 с.
2 Форд Мартин. Архитекторы интеллекта: вся правда об искусственном интеллекте от его создателей. СПб.: Питер, 2020. 416 с.
3 Bruzdzinski JE (2004) Demystifying Shashoujian: «China's Assassin's Mace» Concept. In: Scobell A, Wortzel L (eds) Civil-Military Change in China Elites, Institutes, and Ideas after the 16th Party Congress. Diane Publishing Co, Darby.
4 Blasko DJ (2011) 'Technology Determines Tactics': the relationship between technology and doctrine in Chinese military thinking. J Strat Stud 34(3): 355— 381. URL: https://doi.org/10.1080/01402390. 2011.574979.
5 Там же.
6 Bruzdzinski JE (2004) Demystifying Shashoujian...
7 McBride J, Chatzky A (2019) Is 'Made in China 2025' a Threat to Global Trade? Council on Foreign Relations. https://www. cfr.org/backgrounder/made-china-2025-threat-global-trade (дата обращения: 20.03.2021).
8 13-й пятилетний план экономического и социального развития Китайской Народной Республики (2016) Коммунистическая партия Китая. (пер. Составление и бюро переводов). URL: https://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201612/ P020161207645765233498.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
9 Roberts H., Cowls J., Morley J. et al. The Chinese approach to artificial intelligence: an analysis of policy, ethics, and regulation. AI & Soc 36, 59—77 (2021). URL: https:// doi.org/10.1007/s00146-020-00992-2 (дата обращения: 20.03.2021).
10 China AI Development Report (2018) Tsinghua University. https://www.sppm. tsinghua.edu.cn/eWebEditor/UploadFile/ China_AI_development_report_2018.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
11 Kania EB (2017a) and i^S^M: trump cards and leapfrogging. Strategy Bridge. https://thestrategybridge. org/the-bridge/2017/9/5/-and-trump-cards-and-leapfrogging (дата обращения: 20.03.2021).
12 Kania EB (2020) "AI weapons" in China's military innovation. Brookings: Global China. URL: https://www.brookings. edu/wp-content/uploads/2020/04/ FP_20200427_ai_weapons_kania_v2.pdf (дата обращения: 20.03.2021).
13 Li M (2019) Where does the winning mechanism for intelligent wars change? China Military Network. (2019). ШШШ
ФЙШШЭ'МШ.
14 Welcome to the fourth edition of the AI Index. URL: https://hai.stanford.edu/ research/ai-index-2021 (дата обращения: 21.03.2021).
15 Jing M, Dai S (2017) China recruits Baidu, Alibaba and Tencent to AI 'national team'. South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/tech/china-tech/ article/2120913/china-recruits-baidu-alibaba-and-tencent-ai-national-team (дата обращения: 20.03.2021).
16 Минторг США расширяет список китайских компаний «нон грата». URL: https://ffin.ru/market/ news/89308/#ixzz6pwV55scq (дата обращения: 21.03.2021).
17 The AI Ecosystem in China 2020. URL: https://daxueconsulting.com/ (дата обращения: 21.03.2021).
18 China's digital economy sees continued growth. URL: http://english.www.gov. cn/archive/statistics/202103/25/content_ WS605be874c6d0719374afb663.html (дата обращения: 20.03.2021).
19 The National Security Commission on Artificial Intelligence. Final report. URL: https://www.nscai.gov/ (дата обращения: 20.03.2021).
20 Assessing China's Digital Silk Road Initiative. URL: https://www.cfr.org/ china-digital-silk-road/ (дата обращения: 26.03.2021).
21 The National Security Commission on Artificial Intelligence.