УДК 004.8
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБРАЗОВАНИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И
ВЫЗОВЫ
ИГИСИНОВА ЖАМАЛ ТУРСЫНГОЖАКЫЗЫ
Кандидат биологических наук, ассоциированный профессор кафедры биологии НАО ВКУ им. С.Аманжолова, г.Усть-Каменогорск, Казахстан
САКАРГАЛИЕВА АЙГУЛЬ ОМАРБЕКОВНА
Магистрант 1 курс кафедры биологии, НАО ВКУ им. С.Аманжолова, г.Усть-
Каменогорск, Казахстан
Аннотация. Статья рассматривает развитие и внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в различных сферах человеческой деятельности, с акцентом на его влияние на систему образования. Применение технологий ИИ в обучении открывает новые возможности для персонализированного подхода к обучению, улучшения качества образования и оптимизации управления учебным процессом. ИИ позволяет создавать индивидуальные образовательные маршруты, служить интеллектуальными репетиторами, автоматизировать оценку письменных работ и тестов, а также создавать «умные» классы, где оборудование адаптируется к потребностям учащихся. В статье также рассматриваются вызовы и риски, связанные с использованием ИИ, такие как вопросы безопасности данных и влияние технологий на роль учителя. Автор подчеркивает важность разработки этических норм и законодательных инициатив для эффективной интеграции ИИ в образовательную систему, сохраняя баланс между технологическими инновациями и ценностью человеческого участия в процессе обучения.
Ключевые слова: искусственный интеллект, образование, персонализированное обучение, интеллектуальные репетиторы, автоматизация оценки, умные классы, безопасность данных, этика ИИ, онлайн-обучение, педагогический подход.
Благодаря выдающимся успехам искусственного интеллекта в разных областях деятельности человека и огромному потенциалу используемых приложений технологии ИИ поднялись из глубин академических исследований на первые полосы общественных дискуссий.
Термин «искусственный интеллект» был впервые применен в 1956 году на семинаре в Дартмутском колледже, американском университете Лиги Плюща, для описания «науки и техники создания интеллектуальных машин, в особенности интеллектуальных компьютерных программ». В последующие десятилетия развитие происходило поэтапно, причем этапы стремительного прогресса чередовались с периодами замедленного развития ИИ.
В настоящее время почти все сферы человеческой деятельности используют достижения науки, в том числе программы, основанные на ИИ, например, маркетплейсы могут выдавать рекомендации, по ранее интересовавшему запросу, при вызове такси ИИ самосоятельно выстраивает удобный маршрут с учетом пробок, облачные инструменты на базе ИИ используются для хранения и передачи данных, распознавание лиц при использовании персональных данных в приложениях, применение ИИ для анализа медицинских изображений, включая сканирование мозга плода для раннего выявления патологий и др. Все эти примеры иллюстрируют значительные преимущества работы симбиоза ИИ и людей, объединяя возможности технологий и специалистов этой области.
ИИ имеет большой потенциал для упрощения жизни, но и несет в себе многочисленные риски, такие как неправомерное использование персональных данных, «превосходство» ИИ над человеком, увеличение социального неравенства между различными слоями населения и
т.д. Несмотря на все опасения ИИ проник и твердо обосновался в мире образования в связи с массовым переходом школ на онлайн-обучение из-за пандемии COVID-19.
Применение ИИ в образовательном процессе безусловно открывает новые горизонты для персонализированного подхода к обучению, улучшения качества образования и оптимизации управления учебным процессом.
Один из самых значительных аспектов использования ИИ в обучении — это возможность создания индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся. ИИ может анализировать данные о каждом учащемся (например, оценки, скорость усвоения материала, предпочтения в обучении) и на основе этого подбирать индивидуальную траекторию изучения предмета. Например, платформа Duolingo, которая используется для изучения иностранных языков, использует ИИ для создания персонализированных рекомендаций по обучению. ИИ отслеживает успехи учащихся и предлагает им задания, которые соответствуют их текущему уровню знаний, а также помогает в отслеживании прогресса. Такой способ обучения позволяют ученикам быстрее усваивать материал, поскольку задания и упражнения адаптируются под их индивидуальные потребности. Это особенно полезно для учащихся с различными темпами обучения, что помогает снизить уровень стресса и повышает мотивацию.
ИИ может служить в качестве интеллектуального репетитора, предоставляя учащимся доступ к дополнительным материалам, разъяснениям и упражнениям. Такие системы могут работать круглосуточно, предоставляя учащимся возможность получать ответы на вопросы в любое время. Например, чат-GPT, Google Assistant — это чат-боты, которые могут отвечать на вопросы и давать объяснения по широкому кругу тем, решать математические задачи. Использование таких приложений позволяет учащимся развивать критическое мышление и получать ответы на вопросы без необходимости ждать помощи от учителя. Это также помогает сократить время на выполнение домашних заданий и улучшить понимание сложных тем.
ИИ также может быть использован для создания «умных» классов, где оборудование «адаптируется» к потребностям учащихся. Например, системы, которые регулируют освещение и температуру в классе в зависимости от настроения учащихся, или программы, которые следят за вниманием и вовлечённостью студентов. Системы, такие как Classcraft, используют ИИ для мониторинга поведения учащихся в классе и создают игровой элемент в образовательном процессе, где ученики могут зарабатывать баллы за активное участие и хорошее поведение.
Автоматизация оценки письменных работ и тестов с помощью ИИ помогает учителям сэкономить время на проверку, а также обеспечить более объективную и быструю обратную связь для учащихся и уделять больше внимания объяснению материала и взаимодействию с учениками. Для учащихся такая обратная связь позволяет им моментально исправлять ошибки и совершенствовать навыки.
Кроме того, ИИ помогает автоматизировать рутинные процессы в образовательных учреждениях, такие как подготовка к урокам или разработка сценариев к мероприятиям. Это снижает нагрузку на учителей и позволяет им сосредоточиться на более творческих и важных аспектах образовательной деятельности. Программное обеспечение Teacher Assistant помогает учителям в подготовке к урокам, составлении расписания и анализе успеваемости учащихся. Используя ИИ, учителя могут получать рекомендации по улучшению планов уроков и оптимизации учебного процесса. Это позволяет учителям больше времени уделять педагогическому взаимодействию с учениками, а не техническим аспектам работы.
Важно учитывать, что технологии ИИ, несмотря на свою мощь, не могут заменить педагогический подход и межличностные взаимодействия, которые играют ключевую роль в процессе воспитания и обучения.
На фоне быстрого развития ИИ в образовании возникает необходимость разработки четких этических норм и законодательных инициатив, направленных на регулирование его использования. Это позволит не только минимизировать риски, но и максимально эффективно интегрировать искусственный интеллект в образовательную систему, обеспечив баланс между
технологическими инновациями и сохранением ценности человеческого участия в процессе обучения.
Таким образом, искусственный интеллект обладает огромным потенциалом для образовательного процесса, предлагая новые возможности для персонализированного обучения, оптимизации управления и поддержки учителей. Технологии ИИ могут существенно улучшить качество образования и сделать его доступным и эффективным, а также поддерживают учителей в их повседневной работе. Важно, чтобы ИИ стал инструментом, поддерживающим, а не заменяющим педагогический подход, сохраняя ценность межличностных взаимодействий и личного участия в процессе обучения.
1. Литовский В.В., Самохина Е.С. Применение искусственного интеллекта в сфере образования: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2018. - № 3. - С. 6-24.
2. Ильин В.В., Ильина Ю.В. Применение искусственного интеллекта в образовании // Научные исследования: от теории к практике. - 2020. - № 3(35). - С. 14-17.
3. Сидорова О.С., Ходьков С.С. Искусственный интеллект в образовании: применение, преимущества, вызовы // Молодой ученый. - 2019. - № 292. - С. 58-60.
4. Бурков В.Н., Кузьменко Т.В. Искусственный интеллект и образование: проблемы и перспективы // Научный вестник Московского государственного областного университета. - 2019. - № 4(38). - С. 49-56.
5. Кудрявцев А.И., Бойко А.Ю. Применение искусственного интеллекта в современном образовании: проблемы и перспективы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 2. - С. 123-128.
ЛИТЕРАТУРА