Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / цифровые технологии / сектор экономики / анализ данных / развитие / государственное управление / нейроэкономика / artificial intelligence / digital technologies / economic sector / data analysis / development / public administration / neuroeconomics

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А.Р. Гатауллин

Данная научная статья оценивает роль искусственного интеллекта (ИИ) в государственном управлении, выявляя его актуальность в контексте современных вызовов и требований к эффективности административных процессов. Авторы рассматривают различные аспекты применения ИИ в государственной сфере, анализируют выгоды и потенциальные риски, исследуют существующие тенденции и перспективы развития. В результате проведенного исследования были выделены ключевые рекомендации по интеграции ИИ в государственное управление, основанные на этических и юридических нормах, а также с учетом защиты данных и обеспечения прозрачности процессов. Полученные выводы представляют интерес для специалистов в области государственного управления, информационных технологий и общественной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А.Р. Гатауллин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN PUBLIC ADMINISTRATION

This scientific article evaluates the role of artificial intelligence (AI) in public administration, revealing its relevance in the context of modern challenges and requirements for the effectiveness of administrative processes. The authors consider various aspects of the use of AI in the public sphere, analyze the benefits and potential risks, explore existing trends and development prospects. As a result of the conducted research, key recommendations for the integration of AI into public administration were identified, based on ethical and legal norms, as well as taking into account data protection and ensuring transparency of processes. The findings are of interest to specialists in the field of public administration, information technology and public policy.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ»

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

А.Р. Гатауллин, студент

Уфимский университет науки и технологий

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-2-22-27

Аннотация. Данная научная статья оценивает роль искусственного интеллекта (ИИ) в государственном управлении, выявляя его актуальность в контексте современных вызовов и требований к эффективности административных процессов. Авторы рассматривают различные аспекты применения ИИ в государственной сфере, анализируют выгоды и потенциальные риски, исследуют существующие тенденции и перспективы развития. В результате проведенного исследования были выделены ключевые рекомендации по интеграции ИИ в государственное управление, основанные на этических и юридических нормах, а также с учетом защиты данных и обеспечения прозрачности процессов. Полученные выводы представляют интерес для специалистов в области государственного управления, информационных технологий и общественной политики.

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровые технологии, сектор экономики, анализ данных, развитие, государственное управление, нейроэкономика.

Искусственный интеллект (ИИ) широко используется в современном мире и представляет собой многообразие технологий, способных давать компьютерам способность обучаться, адаптироваться и выполнять различные задачи, которые обычно требуют уровня человеческого интеллекта. Это включает в себя области машинного обучения, обработки естественного языка, компьютерного зрения, автоматизации процессов принятия решений и многое другое.

Исследования в области искусственного интеллекта включают в себя знания из различных дисциплин, таких как математика, биология, психология и кибернетика. Целью этой науки является создание технологий, позволяющих создавать «интеллектуальные» программы и учить компьютеры решать задачи самостоятельно.

Создание экспертных групп в Мин-промторге, Минздраве, Минстрое и Минтрансе с участием Минцифры и Альянса в сфере ИИ является важным шагом в интеграции искусственного интеллекта в различные профильные отрасли. Это позволит специалистам более эффективно прорабатывать вопросы внедрения и использования искусственного интеллекта, а также содействовать развитию технологий и их внедрению для решения конкретных

задач, стоящих перед данными отраслями в контексте цифровой трансформации.

Рост объема рынка искусственного интеллекта в России до почти 650 млрд рублей к концу 2022 года и уровень проникновения ИИ в различные отрасли экономики свидетельствуют о значительных изменениях в применении этой технологии. Факт учреждения экспертных групп по ИИ в российских федеральных министерствах подчеркивает стремление к более широкому внедрению и развитию этой области в различных секторах общества.

Существенный уровень проникновения ИИ в секторах финансовых услуг, информационно-коммуникационных технологий и высшего образования показывает, как технологии ИИ уже влияют на ключевые секторы экономики, повышая их эффективность и переводя на новый уровень развития.

Применение продуктов на основе искусственного интеллекта может действительно оказать высокое влияние на экономику и общество, способствуя росту производительности и качества услуг. Это также согласуется с целями государственной стратегии по обеспечению технологической независимости и укреплению внутренних ресурсов для обеспечения безопасности страны.

Успешное внедрение искусственного интеллекта требует не только создания экспертных групп, но и разработки и адаптации соответствующих нормативно-правовых актов, обеспечения правильного регулирования и защиты данных, а также подготовки и обучения квалифицированных специалистов. Таким образом, внедрение ИИ требует комплексного подхода и согласованных действий со стороны государства, бизнеса и образовательных учреждений.

Финансирование в размере 5,2 млрд рублей на развитие искусственного интеллекта из федеральных средств на 2024 год демонстрирует серьезное внимание государства к развитию этой области технологий. Применение продуктов на базе искусственного интеллекта для анализа данных, прогнозирования, оптимизации процессов, автоматизации производства, а также для создания удобных и полезных сервисов для граждан и предпринимателей действительно может оказать значительное влияние на различные сферы жизни и экономики.

Это финансирование даст толчок для развития инноваций в области искусственного интеллекта, и позволит создать эффективные технологические решения, способствующие улучшению бизнес-процессов и повышению качества предоставляемых услуг. Кроме того, данное финансирование также может способствовать созданию благоприятной среды для развития стартапов и инновационных проектов в области искусственного интеллекта.

Продукты на базе искусственного интеллекта имеют потенциал значительно улучшить производственные процессы, повысить точность аналитики и прогнозирования, а также создать новые возможности для предпринимателей. Такие инвестиции в ИИ могут поддержать цифровую трансформацию отраслей экономики и подготовить почву для создания инновационных продуктов и услуг, что в свою очередь способствует повышению конкурентоспособности и стимулирует экономический рост [1].

Гос.услуги

Для получения понятной и доступной информации о процедуре получения государственных услуг можно воспользоваться информационными ресурсами, которые предоставляют ответы на типичные вопросы, связанные с этой темой. Такие ресурсы могут включать в себя веб-сайты государственных служб, порталы государственных услуг или специальные онлайн-платформы.

Кроме того, существуют чат-боты и виртуальные помощники, которые специализируются на предоставлении информации о госуслугах. Например, такие чат-боты могут отвечать на разнообразные вопросы о процедурах оформления документов, сроках предоставления услуг, необходимых документах и других аспектах взаимодействия с государственными органами.

Использование чат-ботов и виртуальных помощников позволяет пользователям задавать конкретные вопросы и получать понятные ответы без необходимости вникать в бюрократические детали. Такие ресурсы могут быть доступны на веб-сайтах государственных учреждений или специализированных порталах.

Планирование территориального развития

Разработка рекомендательной системы Минцифры, которая будет подсказывать оптимальные места для строительства новых школ, детских садов и поликлиник важна для улучшения планирования и развития социальной инфраструктуры. Учитывая факторы, такие как транспортная доступность, плотность застройки и обеспеченность социальной инфраструктурой, такая система может значительно упростить процесс принятия решений в данной области.

Такая система может использовать данные географической информации, демографии, транспортной инфраструктуры и других соответствующих аспектов, чтобы предложить оптимальные местоположения для новой социальной инфраструктуры. Это позволит улучшить доступность образования и здравоохранения для людей, а также оптимизировать использование городских и пригородных территорий.

Такие технологические решения могут значительно облегчить процесс принятия решений в области градостроительства и развития социальной среды, опираясь на объективные данные и аналитику.

Упрощение медицинской диагностики

Автоматическое обнаружение признаков заболеваний на электронных медицинских изображениях с помощью алгоритмов машинного обучения представляет собой одно из прорывных направлений в медицинской диагностике. Эти алгоритмы могут быть успешно обучены на больших объемах медицинских изображений с уже выявленными патологиями, что позволяет им точно идентифицировать признаки заболеваний и предоставлять ценную информацию для врачей.

Такие технологии могут значительно повысить эффективность диагностики, обеспечивая раннее выявление возможных заболеваний и улучшая качество медицинского ухода. Они также могут помочь врачам более точно интерпретировать медицинские изображения и принимать обоснованные решения о дальнейших действиях в лечении пациентов.

Однако важно отметить, что использование таких систем должно сочетаться с внимательной проверкой и подтверждением определенных диагнозов со стороны квалифицированных медицинских специалистов. Технологии машинного обучения могут служить важным инструментом в медицинской практике, но окончательное решение всегда должно быть принято врачом на основе комплексного анализа данных и клинической картины.

Мнение Сергея Собянина отражает важность акцентирования внимания на потребностях и комфорте горожан в процессе управления городом. Он подчеркивает, что традиционная система управления Москвой ориентирована на обеспечение комфорта и безопасности горожан, а также предоставление высококачественных

услуг. Подход, фокусирующийся на человеческих ощущениях и понимании, имеет свою ценность, поскольку человек остается центром решений, особенно в контексте развития городов.

В то же время, возможности искусственного интеллекта в госуправлении не следует недооценивать. Алгоритмы машинного обучения и анализ данных могут обеспечить более точное прогнозирование изменений в городской среде, улучшить эффективность ресурсов и обеспечить более гибкий и адаптивный подход к управлению городом.

Идеологический дисбаланс между акцентом на человеке и ростом роли технологий подчеркивает необходимость гармоничного сочетания обоих подходов. Комплексный подход, который объединяет человеческую мудрость и интуицию с возможностями искусственного интеллекта, может привести к более эффективным и устойчивым решениям в управлении городской инфраструктурой и обеспечении качественной жизни для горожан [5] потому как конечная цель правового регулирования состоит в достижении благосостояния общества, что составляет социальную выгоду, грамотную общественную политику, социальную справедливость [6].

Герман Греф подчеркивает сложность государственного управления, основанного на политических процессах и целепола-гании, которое исходит из ключевых целей, поставленных высшим руководством страны. Он отмечает, что управление на основе данных является важной составляющей государственного управления, и в этой связи он призывает отдать принятие решений системам искусственного интеллекта, подчеркивая, что это позволит более рационально принимать решения на государственном уровне.

Автоматизированные системы принятия решений на основе данных искусственного интеллекта, как отмечает Греф, могут справляться со многими задачами, связанными с управлением государственными структурами, благодаря своей рациональности и отсутствию человеческих предубеждений. Он также подчеркивает, что ИИ может быть более эффективным в подобных задачах, поскольку не обременен соображениями, связанными с коррупцией или избирательной политикой.

Несомненно, применение искусственного интеллекта в государственном управ-

лении может дать новые возможности для более рациональных решений, опирающихся на данные и аналитику. Однако важно составить четкий кадровый, правовой и этический каркас для использования подобных систем, чтобы обеспечить их эффективное и законное функционирование.

Данная дискуссия преломляет важные аспекты влияния искусственного интеллекта на принятие решений в контексте управления и поведенческой экономики. Герман Греф подчеркивает значимость учета социальных, когнитивных и эмоциональных факторов при принятии решений, а также выделяет необходимость сочетания автоматизированных систем принятия решений на основе данных с участием человека, который может учитывать целепо-лагание и уходит за рамки рациональности.

Сергей Собянин, с другой стороны, выражает скептицизм относительно текущих возможностей искусственного интеллекта для принятия решений. Он подчеркивает значимость человеческого участия в процессе принятия решений и выделяет сложности, связанные с использованием больших объемов данных, оспаривая возможность корректного формулирования правильных вводных данных для машинного обучения.

На представленные аргументы Герман Греф замечает, что искусственный интеллект сегодня способен воспринимать, а не только анализировать информацию, а в свете возможностей ChatGPT, задается вопрос: почему такое повышенное внимание к искусственному интеллекту.

Эта дискуссия проливает свет на основные аспекты использования технологий искусственного интеллекта в управлении и принятии решений. Возможно, предстоит дальнейшее обсуждение и совмещение рациональных методов управления с учетом человеческих и социальных аспектов.

Данное обсуждение касается важных аспектов внедрения и использования искусственного интеллекта как инструмента управления, а также его воздействия на роль человека в различных сферах деятельности.

Герман Греф высказывает важный аспект, подчеркивая, что важно поставить перед ИИ определенные цели, чтобы получить соответствующие результаты. Он отмечает, что если целью станет максимальное урезание бюджета, то искусственный интеллект будет следовать этой цели. Однако, если поставить цель справедливого распределения средств, то ИИ может помочь в обеспечении честного подхода без человеческого влияния и предпочтений.

Сергей Собянин, в свою очередь, высказывает опасения относительно возможности использования искусственного интеллекта в принятии социально значимых решений, особенно в контексте пенсионной системы. Он подчеркивает, что ИИ, обладая лишь алгоритмами, может не учитывать гуманные соображения и потребности людей, что выдвигает серьезные моральные и этические вопросы.

Это свидетельствует о необходимости четких нормативных рамок и этических принципов, которые должны регулировать применение искусственного интеллекта в различных областях, особенно в тех случаях, когда это касается принятия решений, затрагивающих социальные аспекты. Сбалансированный подход, учитывающий как цифровые возможности, так и гуманные значения, может помочь в эффективном внедрении и использовании искусственного интеллекта в общественные и экономические системы.

Развитие высокотехнологичного

направления «Искусственный интеллект» и планируемое внедрение решений на основе ИИ в российские ведомства представляют собой важный шаг в развитии технологической сферы в стране. Утверждение дорожной карты на период до 2030 года, а также выделение финансовых ресурсов для проверки ИИ-зрелости ведомств до конца 2024 года свидетельствует о целенаправленной стратегии по внедрению искусственного интеллекта в государственные структуры.

Однако важно учитывать, что внедрение искусственного интеллекта также требует скрупулезного контроля, обеспечения безопасности данных и защиты приватно-

сти, а также гарантирования прозрачности при использовании ИИ в государственных структурах. Создание проверочного механизма для оценки готовности ведомств к внедрению решений на основе искусственного интеллекта - это один из важных шагов на пути к обеспечению эффективного и ответственного использования новых технологий в государственном управлении [2].

Создание Центра развития искусственного интеллекта при правительстве, а также передача кураторства темы внедрения технологий искусственного интеллекта в госсектор и экономические отрасли от Аналитического центра при правительстве Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) свидетельствует о стремлении создать площадку для координации, экспертизы и внедрения инновационных технологий в различные сферы деятельности.

Такие шаги говорят о стремлении внедрять передовые технологии в цифровиза-ции управления и общественных процессов, а также обеспечить адаптацию законодательной и регуляторной базы под новые виды технологий. Национальный центр представляет собой важное звено для сбора лучших практик, обеспечения общественной безопасности и эффективности при использовании искусственного интеллекта, а также для распространения опыта внедрения ИИ в различных отраслях экономики [4].

Таким образом, ИИ в государственном управлении способен:

- решать задачи государственных служащих;

- оказывать государственные услуги гражданам и организациям;

- снижать вероятность успешной организации преступных сговоров;

- повышать цифровую безопасность;

- снижать уровень коррупции.

Действительно, искусственный интеллект представляет собой мощный инструмент, способный значительно улучшить эффективность принятия решений, оптимизировать процессы и увеличить производительность труда. Однако, как и любая инновация, у него есть как позитивные, так и негативные стороны.

Среди преимуществ, которые выделяются, можно отметить способность искусственного интеллекта выполнять многие задачи, необходимые в различных отраслях, а также уменьшение значимости человеческого фактора, что часто снижает вероятность ошибок и улучшает качество принимаемых решений. Кроме того, ИИ способствует улучшению производительности и оптимизации бизнес-процессов.

Однако, стоит отметить, существуют и определенные вызовы, и недостатки. Например, обеспокоенность по поводу сохранности персональных данных, искусственный интеллект может создавать потенциальные риски коллекционирования и злоупотребления данными.

Решение данных вопросов требует тщательного регулирования, разработки этических основ использования ИИ, и внимательного анализа плюсов и минусов внедрения технологий искусственного интеллекта. Важно постоянно стремиться к поиску компромиссов, сбалансированного подхода и учета социальных и экономических последствий в целях обеспечения устойчивого и продуктивного развития цифрового общества.

Библиографический список

1. Демченко Д. Карта применения технологий искусственного интеллекта: медицина, образование, транспорт и другие сферы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/future/18790-ai-map (дата обращения: 22.11.2023).

2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.»

3. Косоруков А.А. Технологии искусственного интеллекта в современном государственном управлении // Социодинамика. - 2019. - № 5. - С 43-58. - DOI: 10.25136/24097144.2019.5.29714.

4. Мещерякова А. Интеллектуальная система поддержки принятия врачебных решений. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.data-economy.ru/cipr/3opinion.pdf (дата обращения: 22.11.2023).

5. Плюсы и минусы искусственного интеллекта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/informatika/ponyatie_iskusstvennogo intellekta/plyusy_i_minusy iskusstvennogo_intellekta/ (дата обращения: 22.11.2023).

6. Хазиева, Р.Р. Проблема слияния справедливости и права в общественно-правовых воззрениях Б.Н. Кардозо / Р.Р. Хазиева, Р.В. Саттарова // Евразийский юридический журнал. - 2023. - № 11 (186). - С. 550-551. - DOI 10.46320/2073-4506-2023-11-186-550-551. -EDN OWRLDQ.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN PUBLIC ADMINISTRATION

A.R. Gataullin, Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. This scientific article evaluates the role of artificial intelligence (AI) in public administration, revealing its relevance in the context of modern challenges and requirements for the effectiveness of administrative processes. The authors consider various aspects of the use of AI in the public sphere, analyze the benefits and potential risks, explore existing trends and development prospects. As a result of the conducted research, key recommendations for the integration of AI into public administration were identified, based on ethical and legal norms, as well as taking into account data protection and ensuring transparency of processes. The findings are of interest to specialists in the field of public administration, information technology and public policy.

Keywords: artificial intelligence, digital technologies, economic sector, data analysis, development, public administration, neuroeconomics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.