Научная статья на тему 'ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА: КАК ИИ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИИ И КАКИЕ НАВЫКИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ В БУДУЩЕМ'

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА: КАК ИИ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИИ И КАКИЕ НАВЫКИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ В БУДУЩЕМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / рынок труда / технологии / инновации / профессия / будущее / artificial intelligence / labor market / technology / innovation / profession / future

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Магомаев М-э Т-а, Сидоров И. С., Немчинова А. Л.

Статья анализирует, как автоматизация и внедрение AI-технологий изменяют традиционные профессии, создавая новые возможности и одновременно угрожая устоявшимся рабочим местам. Особое внимание уделяется навыкам, которые будут востребованы в будущем, включая критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект и технические навыки, связанные с программированием и анализом данных. Также рассматриваются стратегии адаптации работников к изменениям на рынке труда, включая необходимость постоянного обучения и переквалификации. В заключение подчеркивается важность подготовки будущих специалистов к вызовам, которые несет с собой эпоха искусственного интеллекта, и необходимость сотрудничества между образовательными учреждениями, бизнесом и государством для создания эффективных программ обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ITS IMPACT ON THE LABOR MARKET: HOW AI CHANGES PROFESSIONS AND WHAT SKILLS WILL BE IN DEMAND IN THE FUTURE

The article analyzes how automation and the introduction of AI technologies are changing traditional professions, creating new opportunities while threatening established jobs. Particular attention is paid to the skills that will be in demand in the future, including critical thinking, creativity, emotional intelligence, and technical skills related to programming and data analysis. Strategies for workers to adapt to changes in the labor market are also considered, including the need for continuous training and retraining. In conclusion, the importance of preparing future specialists for the challenges of the era of artificial intelligence and the need for cooperation between educational institutions, business and government to create effective training programs are emphasized.

Текст научной работы на тему «ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА: КАК ИИ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИИ И КАКИЕ НАВЫКИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ В БУДУЩЕМ»

УДК 33 МагомаевМ-Э. Т-А., СидоровИ.С., Немчинова А.Л.

Магомаев М-Э. Т-А.

Астраханский государственный технический университет

(г. Астрахань, Россия)

Сидоров И.С.

Астраханский государственный технический университет

(г. Астрахань, Россия)

Научный руководитель: Немчинова А.Л.

Астраханский государственный технический университет

(г. Астрахань, Россия)

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

НА РЫНОК ТРУДА: КАК ИИ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИИ

И КАКИЕ НАВЫКИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ В БУДУЩЕМ

Аннотация: статья анализирует, как автоматизация и внедрение AI-технологий изменяют традиционные профессии, создавая новые возможности и одновременно угрожая устоявшимся рабочим местам. Особое внимание уделяется навыкам, которые будут востребованы в будущем, включая критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект и технические навыки, связанные с программированием и анализом данных. Также рассматриваются стратегии адаптации работников к изменениям на рынке труда, включая необходимость постоянного обучения и переквалификации. В заключение подчеркивается важность подготовки будущих специалистов к вызовам, которые несет с собой эпоха искусственного интеллекта, и необходимость сотрудничества между образовательными учреждениями, бизнесом и государством для создания эффективных программ обучения.

Ключевые слова: искусственный интеллект, рынок труда, технологии, инновации, профессия, будущее.

В последние десятилетия мы наблюдаем замечательный рост технологий и их внедрение в различные сферы жизни: от бизнеса и производства до медицины и образования. Искусственный интеллект (ИИ) стал одним из ключевых факторов, трансформирующих рынок труда и создающим новые экономические реалии. Применение ИИ в различных отраслях значительно увеличивает производительность и эффективность процессов, однако это также влечет за собой изменения в структуре рабочей силы и требованиях к навыкам. Технологические достижения открывают новые возможности, однако они также требуют от работников адаптации к новым условиям и освоения новых компетенций. Это порождает необходимость пересмотра подходов к образованию и подготовке кадров, становясь важной задачей для личностей, предприятий и государства в целом. По мере того как ИИ продолжает развиваться, профессии, касающиеся обработки информации и аналитики, становятся более востребованными, в то время как традиционные роли начинают исчезать или изменяться. Это влечет за собой необходимость оценить, какие именно профессии могут оказаться под угрозой исчезновения, а какие, наоборот, будут востребованы в условиях быстро меняющегося рынка труда. Понимание этих процессов позволит не только выжить в новых условиях, но и успешно развиваться в будущем [1].

Искусственный интеллект (ИИ) — это одно из самых значимых достижений в области компьютерных технологий, которое стремительно меняет наше понимание многих отраслей, включая медицину, финансы, транспорт и даже творчество. На самом базовом уровне ИИ можно определить как способность машинам выполнять задачи, которые традиционно требуют человеческого интеллекта. Это включает в себя такие функции, как обучение, планирование, восприятие, решение проблем и понимание естественного языка. Все эти аспекты делают ИИ мощным инструментом, который может не только автоматизировать рутинные процессы, но и принимать сложные решения на основе анализа больших объемов данных. Основой для создания ИИ служат алгоритмы машинного обучения и глубокого обучения, которые позволяют

компьютерам «учиться» на основе имеющихся данных и извлекать из них полезную информацию. Важной характеристикой ИИ является его способность адаптироваться к новым условиям, что делает его особенно ценным в быстро меняющемся мире. В этом контексте ИИ не является статичным понятием, с каждым днем он становится более совершенным, расширяя границы наших возможностей [1].

В последние десятилетия искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью повседневной жизни и бизнеса, что приводит к значительным изменениям на рынке труда. Актуальность темы исследования влияния ИИ на профессии и навыки, требуемые для успешной карьеры, невозможно переоценить. По мере того как технологии развиваются, наблюдается рост автоматизации процессов, что в свою очередь ведет к изменению или исчезновению некоторых должностей. С одной стороны, ИИ облегчает выполнение рутинных задач, позволяя сотрудникам сосредоточиться на более сложных и творческих задачах. С другой стороны, это также означает, что профессии, которые основываются на стандартных процедурах и механических действиях, могут оказаться под угрозой исчезновения. В частности, исследования показывают, что рабочие места в таких сферах, как транспорт, производство и даже бухгалтерия, на первом этапе подвержены замене машинами и алгоритмами. Эти изменения уже вызвали серьезные волнения среди работников, которые начали осознавать важность адаптации к новой реальности, что делает тему исследования крайне важной и актуальной. Актуальность этого вопроса подтверждается растущим интересом со стороны ученых, экономистов и бизнесменов, стремящихся понять, как ИИ изменит рынок труда в будущем и какие шаги нужно предпринять для подготовки к этой новой эпохе [2].

Поскольку ИИ продолжает интегрироваться в различные сферы деятельности, важно обратить внимание на навыки, которые будут востребованы в ближайшие годы. Существующие профессии меняются, и возникает множество новых специальностей, связанных с ИИ и машинным

обучением. Сегодня компании требуют от своих сотрудников не только профессиональных знаний, но и навыков междисциплинарного подхода, креативности, лидерства и эмоционального интеллекта. В то время как технические навыки, такие как программирование и аналитика данных, становятся все более важными, немаловажным аспектом оказывается и развитие «мягких» навыков, способствующих улучшению взаимодействия в команде и принятию обоснованных решений в условиях неопределенности. Поэтому актуальным становится вопрос о том, как образовательные учреждения и компании могут адаптировать свои программы подготовки к требованиям, которые существуют и будут существовать в мире, насыщенном ИИ. Вновь возникшие профессии, такие как специалист по этике искусственного интеллекта, разработчик алгоритмов и аналитик больших данных, подчеркивают необходимость пересмотра образования, что согласуется с глобальными тенденциями в мире труда. Инвестирование в новые форматы обучения и развития навыков является ключом к успешной адаптации к грядущим изменениям [2].

Автоматизация и замещение работ стали одними из самых обсуждаемых тем в контексте внедрения технологий искусственного интеллекта в рабочие процессы. С каждым годом мы наблюдаем все больше примеров, когда рутинные задачи, ранее выполняемые людьми, передаются системам автоматизации. Так, на многих производственных предприятиях роботы и автоматизированные системы успешно справляются с задачами, требующими высокой точности и скорости. Например, в автомобильной промышленности конвейерные линии, использующие ИИ-технологии, способны производить автомобили гораздо быстрее и с меньшим количеством ошибок. Это приводит к тому, что многие рабочие места, основанные на выполнении однотипных задач, начинают исчезать. В таком контексте важно отметить, что уровень влияния ИИ на рынок труда сильно варьируется в зависимости от отрасли и вида деятельности. Если в производственной сфере автоматизация уже активно применяется, то в некоторых других секторах, таких как здравоохранение или

образование, изменение профессий связано скорее не с полным замещением, а с их трансформацией. Это открывает новые возможности для создания инновационных рабочих мест, где человек и машина работают в тесном взаимодействии, что находит отражение в новых моделях работы [2].

Воздействие искусственного интеллекта на рынок труда нельзя игнорировать, так как оно оборачивается не только угрозами, но и новыми возможностями для карьерного роста и профессионального развития. В сфере услуг, таких как банковское дело и страхование, ИИ уже сегодня анализирует большие объемы данных и принимает решения быстрее, чем человек. Однако, это также означает, что сотрудникам, занимающимся анализом данных и принятием решений, необходимо адаптироваться к изменениям. Вместо привычных функций, которые могут быть автоматизированы, работники должны сосредоточиться на более сложных и творческих задачах, которые не может выполнить машина. Важно учитывать, что не только традиционные рабочие места подвергаются риску. Даже в творческих профессиях, таких как графический дизайн или маркетинг, автоматизация начинает внедряться в виде инструментов, помогающих генерировать идеи, анализировать аудиторию и оптимизировать рекламные кампании. Это кардинально меняет требования к специалистам, которые должны не только обладать креативными навыками, но и быть уверенными пользователями новых технологий [3].

С развитием искусственного интеллекта наблюдается не только исчезновение определенных профессий, но и создание новых, которые ранее не могли бы существовать без технологий. Глобальная автоматизация и внедрение ИИ в производственные процессы, сферу услуг и даже творчество приводят к тому, что традиционные роли перерастают в более специализированные. Например, становится актуальным появление специалистов по взаимодействию с ИИ, которые смогут обучать машины, контролировать их работу и интерпретировать результаты. Важнейшей профессией будущего может стать 'объясняющий' ИИ, который будет нужен для разъяснения решений, принятых машинами, что особенно важно в таких областях, как медицина или финансы,

где последствия ошибок могут быть серьезными. Таким образом, мы становимся свидетелями появления нового типа профессий, требующих как технического, так и психологического подхода, чтобы наладить доверительные отношения между людьми и машинами. Другими словами, нужны специалисты, которые смогут интегрировать технологические и человеческие аспекты, создавая гармонию между человеком и ИИ: от разработчиков программного обеспечения до тех, кто сможет адаптировать рабочие процессы к новым условиям. В перспективе также ожидается увеличение спроса на кросс-функциональных экспертов, которые могут перекрывать разные области знаний, сочетающие в себе навыки проектного управления, анализа данных и высокие технологии [3].

В условиях стремительных изменений на рынке труда важно понимать, какие навыки окажутся наиболее востребованными в условиях цифровой трансформации и внедрения ИИ. Ключевыми навыками становятся аналитическое мышление, креативность и способность адаптироваться к новым технологиям. Мастера работы с данными, обладающие навыками анализа больших объемов информации и способные извлекать из них полезные инсайты, будут в большом спросе. Кроме того, особое внимание следует уделить развитию навыков критического мышления, поскольку работа с ИИ требует способности оценивать качество и правомерность получаемых данных и выводов. Важно также развивать навыки командной работы, поскольку многие проекты будут требовать взаимодействия между разными специалистами и интеграции множества идей в единый продукт. Учитывая, что профессии, основанные на рутинной деятельности, будут оказываться под угрозой исчезновения, за счет автоматизации и ИИ, навыки, связанные с творческой деятельностью, уникальны и не могут быть заменены машинами. Таким образом, индивидуумы, способные мыслить нестандартно и придумывать новые решения, будут все более востребованы на рынке труда. Разработка эмоционального интеллекта и навыков межличностного общения

также приобретает особую значимость, так как взаимодействие человека с новыми технологиями должно строиться на основе доверия и понимания [4].

Для того чтобы эффективно адаптироваться к быстрой смене профессиональных требований и концепций, индивиды, компании, образовательные учреждения и государства должны совместными усилиями выстраивать систему подготовки к изменениям на рынке труда. В первую очередь, образовательные учреждения должны переосмыслить свои программы, акцентируя внимание на практических навыках и совместной работе над проектами. Программы, которые объединяют знания по технологиям, бизнес-процессов и социальных наук, станут особенно актуальны. К примеру, создание магистерских программ, которые интегрируют навыки работы с ИИ и креативное управление, даст возможность профессионалам получить знания о передовых технологиях в контексте бизнес-моделей и социальных изменений. Также, необходимо увеличить доступность курсов по переподготовке и дополнительному образованию, которые помогут людям развивать навыки, необходимые для успешной деятельности в условиях цифровизации. К этому стоит добавить активное сотрудничество между государственным сектором и частными компаниями, которые могут предложить ресурсы для создания учебных материалов и практических курсов. Так, создавая экосистему, которая поощряет постоянное обучение и развитие, общество сможет сформировать рабочую силу, готовую к вызовам будущего, где ИИ будет не заменителем человека, а партнером, способствующим коммуникации, повышению продуктивности и эффективности труда [5].

Сфера труда претерпевает значительные изменения в связи с внедрением технологий искусственного интеллекта. Перспективные профессии в этом контексте будут связаны с использованием и развитием ИИ, а также с адаптацией к новым условиям работы. Специалисты, которые способны интегрировать ИИ в бизнес-процессы, будут востребованы. Знания в области программирования, анализа данных и машинообучения станут необходимыми для многих профессий. Данные направления особенно актуальны для таких

областей, как финансы, маркетинг и образование. Функции, связанные с управлением проектами, также будут меняться: менеджеры должны будут понимать, как использовать ИИ для повышения эффективности команд и ускорения процессов. Еще одной важной областью является кибербезопасность. С увеличением использования ИИ возрастает и риск киберугроз, поэтому специалисты по безопасности, которые смогут защитить данные и системы, станут незаменимыми. Аналитики данных, умеющие работать с большими объемами информации, и специалисты по научной визуализации также будут востребованы в условиях, когда предприниматели принимают решения, основанные на анализе больших данных. Программисты и инженеры, работающие над созданием ИИ-решений, также займут центральные позиции на современном рынке труда. Эти специалисты должны быть готовы к постоянному обучению и адаптации к быстро меняющимся требованиям. Их роль нельзя недооценивать, так как без них существование ИИ-систем невозможно. Важнейшими аспектами успешности этих специалистов станут креативность, критическое мышление и умение работать в команде. Применение технологий ИИ будет в значительной степени зависеть от человеческого фактора. В конечном итоге, спрос на всех вышеперечисленных специалистов будет расти пропорционально развитию технологий, и умение адаптироваться к новым условиям станет одним из ключевых навыков для достижения успеха на рынке труда [6].

В то время как профессии, непосредственно связанные с ИИ, будут набирать популярность, появятся и новые направления, требующие уникального сочетания профессиональных навыков. Такие профессии, как этические консультанты по ИИ, могут стать крайне востребованными. С возникновением технологий, которые способны принимать собственные решения, необходимо будет не только разрабатывать алгоритмы, но и следить за их этической стороной. Эти специалисты должны будут анализировать потенциальные риски и последствия внедрения технологий ИИ, а также предлагать решения для минимизации негативного влияния. Также ожидается

рост потребности в специалистах по взаимодействию с пользователем (ЦХ/Ш-дизайнерах), которые будут отвечать за создание интерфейсов, учитывающих особенности работы с ИИ. Профессии, связанные с психотерапией и поддержкой эмоционального благополучия, тоже станут весьма актуальными в условиях автоматизации, поскольку важность человеческого взаимодействия еще больше возрастет. В условиях работы с ИИ будет актуальна и роль специалистов по обучению и развитию сотрудников, которые должны будут помочь работникам адаптироваться к новым реалиям и развить необходимые навыки. Поддержка интереса к технологиям и создание культуры постоянного обучения станут необходимыми для успешного бизнеса. Области, требующие творческого подхода и гуманитарных знаний, такие как искусство, культура и маркетинг, также получат новый импульс для развития и трансформации. Профессии в этих сферах будут пересекаться с развитием ИИ и находить новые способы взаимодействия с пользователями, что будет крайне важно в условиях стремительно меняющихся технологий и предпочтений аудитории [6].

Искусственный интеллект (ИИ) становится одним из самых влиятельных факторов на рынке труда, изменяя динамику профессий и подходы к работе. С увеличением автоматизации и внедрением ИИ в различные сферы, многие традиционные профессии претерпевают изменения, пока некоторые вообще могут исчезнуть. Подобные изменения вызывают необходимость переосмысления роли человека в рабочем процессе и поиска новых путей для повышения эффективности. Важным аспектом здесь становится тот факт, что, хотя ИИ может угрожать рабочим местам, он также открывает новые горизонты и возможности, создавая спрос на новые профессии, которые еще недавно не существовали. Например, специалисты по обработке данных, этике искусственного интеллекта и многих других областях становятся всё более востребованными. Это подчеркивает ключевую роль непрерывного образования и готовности к изменениям, ведь в условиях, когда технологии быстро эволюционируют, умение адаптироваться становится критически важным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. https://vc.ru/future/1542141-professii-budushego-kak-ispolzovanie-ii-pomozhet-v-rabote;

2. https://cyberleninka. ru/article/n/izmeneniya-na-rynke-truda-pod-vliyaniem-iskusstvennogo-intellekta-perspektivy-buduschego;

3. https://shopot.ai/tpost/1t99edki51 -iskusstvennii-intellekt-i-buduschee-rabo;

4. https://habr.com/ru/companies/vdsina/articles/512506/;

5. https://media.future-hub.io/stati/vliyanie-iskusstvennogo-intellekta-na-ryinok-^^^-2024;

6. https://w.forbes.ru/tekhnologii/493522-zaklinateli-robotov-kakie-professii-sozdal-ii-i-kto-na-etom-zarabatyvaet

Magomaev M-E. T-A., Sidorov I.S., Nemchinova A.L.

Magomaev M-E. T-A.

Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)

Sidorov I.S.

Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)

Scientific advisor: Nemchinova A.L.

Astrakhan State Technical University (Astrakhan, Russia)

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ITS IMPACT ON THE LABOR MARKET: HOW AI CHANGES PROFESSIONS

AND WHAT SKILLS WILL BE IN DEMAND IN THE FUTURE

Abstract: the article analyzes how automation and the introduction of AI technologies are changing traditional professions, creating new opportunities while threatening established jobs. Particular attention is paid to the skills that will be in demand in the future, including critical thinking, creativity, emotional intelligence, and technical skills related to programming and data analysis. Strategies for workers to adapt to changes in the labor market are also considered, including the need for continuous training and retraining. In conclusion, the importance of preparing future specialists for the challenges of the era of artificial intelligence and the need for cooperation between educational institutions, business and government to create effective training programs are emphasized.

Keywords: artificial intelligence, labor market, technology, innovation, profession, future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.