Научная статья на тему 'Трансформация компетенций в системе образования специальностей STEM в условиях четвертой промышленной революции'

Трансформация компетенций в системе образования специальностей STEM в условиях четвертой промышленной революции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
четвертая промышленная революция (ЧПР) / Индустрия 4.0 / искусственный интеллект / роботизация и автоматизация рабочих процессов / тенденции в образовании / появляющиеся и исчезающие профессии / fourth industrial revolution (FIR) / Industry 4.0 / artificial intelligence / robotization and automation of work processes / trends in education / emerging and disappearing professions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Маргарита Андреевна

Мировая экономика находится в периоде слияния технологий и производства, который называется Четвертой промышленной революцией или Индустрией 4.0. В данной статье рассматривается польза и риски подобных изменений, связанных с внедрением искусственного интеллекта и Интернета вещей. В свете этих изменений перед системой образования встают новые задачи: появление новых профессий и изменение требований к навыкам выпускников потребуют не только новых методов обучения, но и изменения содержания образования. Статья также рассматривает прогнозы по трансформации рынка труда, тенденции в образовании, включая рост спроса на выпускников STEM-профессий (англ. аббревиатура направлений: Наука, Технологии, Инженерия, Математика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF COMPETENCIES IN THE EDUCATION SYSTEM OF STEM SPECIALTIES IN THE CONTEXT OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION

The global economy is in a period of confluence of technology and manufacturing called the Fourth Industrial Revolution or Industry 4.0. This article examines the benefits and risks of such changes associated with the introduction of artificial intelligence and the Internet of things. In light of these changes, the education system faces new challenges: the emergence of new professions and changing requirements for the skills of graduates will require not only new teaching methods, but also changes in the content of education. The article also examines forecasts for the transformation of the labor market, trends in education, including the growing demand for graduates of STEM professions (Science, Technology, Engineering, Mathematics)

Текст научной работы на тему «Трансформация компетенций в системе образования специальностей STEM в условиях четвертой промышленной революции»

Трансформация компетенций в системе образования специальностей STEM в условиях четвертой промышленной революции

Козлова Маргарита Андреевна,

соискатель, заместитель декана факультета экономических и социальных наук, старший преподаватель кафедры английского языка факультета экономических и социальных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: qmargo@inbox.ru

Мировая экономика находится в периоде слияния технологий и производства, который называется Четвертой промышленной революцией или Индустрией 4.0. В данной статье рассматривается польза и риски подобных изменений, связанных с внедрением искусственного интеллекта и Интернета вещей. В свете этих изменений перед системой образования встают новые задачи: появление новых профессий и изменение требований к навыкам выпускников потребуют не только новых методов обучения, но и изменения содержания образования. Статья также рассматривает прогнозы по трансформации рынка труда, тенденции в образовании, включая рост спроса на выпускников STEM-профессий (англ.аббревиатура направлений: Наука, Технологии, Инженерия, Математика).

Ключевые слова: четвертая промышленная революция (ЧПР), Индустрия 4.0, искусственный интеллект, роботизация и автоматизация рабочих процессов, тенденции в образовании, появляющиеся и исчезающие профессии.

о с

U

см о см

Мир вступил в период объединения промышленности и информационных технологий, или в период так называемой четвертой промышленной революции (ЧПР), или Индустрии 4.0. Термин «Индустрия 4.0» был предложен немецкими промышленниками в 2011 году. Они утверждали, что новая революция пришла на смену третьей, связанной с развитием информационных технологий во второй половине XX века. Основная особенность Индустрии 4.0 заключается в объединении промышленности и информационных технологий. Развитие модели быстрой интернетизации промышленного оборудования привело к формированию стратегии «Платформа Индустрии 4.0» и государственной программы «Промышленность 4.0». В частности, планы Германии полностью перейти к системе интернетизированной промышленности к 2030 году также являются частью этой стратегии.

Кроме Германии, программы Индустрии 4.0 также запущены в Нидерландах, Франции, Бельгии, Великобритании, и в некотором объеме в России. В 2015 году «Российские космические системы» и «Ростелеком» создали Ассоциацию содействия развитию промышленного интернета, направленную на объединение усилий ведущих компаний и научно-исследовательских организаций.

Ключевыми элементами концепции Индустрии 4.0 являются интеллектуальные сенсоры, способные собирать данные в реальном времени во время производственных процессов; подключение к сети Интернет, обеспечивающее передачу больших объемов информации между людьми, другими машинами и производственными объектами; облачные сервисы, предоставляющие доступ к данным из любой точки мира; анализ больших объемов информации, позволяющий совместно обрабатывать различные наборы данных.

Одним из важнейших элементов четвертой промышленной революции является так называемый Интернет вещей. Концепция Интернета вещей возникла еще в 1999 году, однако настоящее развитие этой концепции пришлось на 2008-2009 годы, когда число подключенных к сети устройств превысило численность населения Земли. Интернет вещей предполагает интеграцию различных бытовых объектов (например, автомобилей, бытовой техники и других устройств) в сеть Интернет, что позволяет им взаимодействовать друг с другом и с окружающей средой, собирать ценные данные и осуществлять самостоятельные операции и действия на основе собранных данных, даже без прямого вмешательства человека (например, сер-

дечные имплантаты для мониторинга состояния сердца).

Какую пользу и какие риски несут с собой Индустрии 4.0. и Интернет вещей? Эти технологии представляют собой новый подход к производству и потреблению, основанный на сборе и обработке больших объемов данных для автоматизации действий машин, даже без прямого вмешательства человека. Некоторые примеры применения Индустрии 4.0: сервис Granular помогает фермерам эффективно управлять своим бюджетом, командой и процессами на основе анализа данных; приложение Lex позволяет быстро определить наличие дислексии у человека.

Индустрия 4.0 и Интернет вещей могут объединиться в единое целое. Например, умный телефон, способный автоматически мониторить свою работу, сможет предвидеть, что вскоре он сломается, и автоматически сообщит об этом на завод, который заранее изготовит для пользователя новое устройство с сохраненными настройками и данными до момента выхода старого из строя.

В мире ЧПР появляются принципиально новые явления. Среди них:

- виртуальная и дополненная реальность, возможность конструирования виртуальных объектов, когда часть человеческих действий может быть перенесена на цифровой уровень. Виртуальные объекты, по своей сути цифровые, могут быть обогащены различными характеристиками, представленными в цифровом формате. Дополненная реальность также может быть настроена под конкретного пользователя. 3D-печать предлагает универсальные цифровые методы для создания разнообразных физических объектов, что устраняет нужду в различных традиционных подходах. Параллельно с этим, принципы квантовых вычислений, обладающих двумя взаимоисключающими и однозначно различимыми состояниями с возможностью контролируемого изменения или сохранения, изменяют саму природу информации и качественно меняют облик ИТ. Индустрия 4.0 радикально изменяет производственные процессы и качество принимаемых решений, особенно в рутинных задачах. Ожидается, что ЧПР освободит человека от решения типовых задач, открывая возможности для высокоинтеллектуальной и творческой работы. И параллельно с этим, понизится роль классических преимуществ, основанных на разнообразном посредничестве в пользу потребительских качеств товара и ренты технологической, при этом ресурсы, включая природные, будут использованы более рационально. Экономика станет более прозрачной, предсказуемой, а её развитие будет более оперативным и системным в целом.

В связи с происходящими трансформациями процесса производства, возникают новые задачи перед системой образования: появление новых профессий и изменение требований к компетен-

циям выпускников образовательных учреждений потребует готовности не только к внедрению новых методов и средств обучения, но и к изменению смысла и содержания образования.

По прогнозу Агентства стратегических инициатив (АСИ), дальнейшее развитие будет идти в сторону разделения образования. массовое, экономичное, индивидуальное, «безлюдное» образование, известное как «образовательный fast food», при использовании новейших технологических решений, включая персонализацию образовательных путей, удаленные технологии и симуляторы, а также информационную образовательную среду. С другой стороны, дорогостоящее высокоинтенсивное «живое» образование будет базироваться на индивидуальном взаимодействии с квалифицированными преподавателями и коллективной творческой работе, а также на формировании и развитии команд, включая обучение в специализированных образовательных сообществах. [1]

Продолжающаяся информатизация задает направление перехода к образованию постиндустриального типа, которое имеет проектный характер, оно направлено на формирование новых компетенций с использованием современных методик обучения. Происходит смена парадигмы от знаний к компетенциям; учебник и учитель теряют позиции главных источников знаний; информация, количество которой все быстрее растет, представляется в мультимедийных интерактивных формах; на смену классическим библиотекам приходят базы знаний в медиа-форматах. [2] Смена технологий и профессий заставляет вузы делать это форсированными темпами: двадцать лет назад вузы заменили пятилетний специалитет на четырехлетний бакалавриат, десять лет назад в Европе бакалавриат стал трехлетним, сейчас ведутся эксперименты по сокращению бакалавриата до двух лет. Очевидно, что такой подготовки выпускнику хватит на несколько ближайших лет, и, по указанным причинам, он «обречён» на постоянную, непрерывную переподготовку (в магистратуре, МВА, курсах повышении квалификации и т.д.).

Таким образом, вузы вступили в эпоху глубоких преобразований всех сторон своей деятельности (целей, задач, форм, методов, сроков, качества). Во всех исследуемых в данной работе странах происходит реформирование национальных систем образования, направленное на адаптацию образования к интересам и запросам экономики.

АСИ объединило в три группы факторы, отражающие новые реалии: «возникновение кластера "лишних людей": вытеснение людей из сферы промышленного производства и услуг за счет автоматизации; возникновение поколения "кидал-тов" (соединение двух английский слов - kid (ребенок) и adult (взрослый), появление словосочетания «взрослый ребенок»): игра как норма жизни и как стандарт деятельности; эпоха "новой честности", спрос на самореализацию и аутентичность; экономика заслуг и викификация: внеденежная мотивация (в т.ч. рост третьего сектора и самоза-

сз о со -а

А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

нятости); девятилетний миллионер: когорта ранне-самостоятельных детей, трансформация семьи; "новые Маугли": поколение детей, выученных компьютерами; азиатская урбанизация и «новая мечта растущего» среднего класса». [3]

Исходя из этого приводятся прогнозы по развитию образования в ближайшие 20 лет. По прогнозам АСИ через несколько лет в сфере образования будут преобладать образовательные траектории и широкое распространение MOOC (Massive open online courses). Тогда оценки по предметам будут заменены личными паспортами компетенций и онлайн портфолио каждого студента; будет еще более развита модель инвестиций в таланты и развитие тьюторских и менторских сетей; (образовательных наставников - знатоков из сфер бизнеса, а также «наставников второго эшелона» - лучших студентов, которые становятся наставниками или менторами/тьюторами младших студентов) еще больше возрастет роль игровых сред и дополненной реальности (города как пространства игры и познания), массовое включение игр и симуляторов в курсы (в качестве проектов и финальных экзаменов). Будет развита логика состязания и игровых достижений в жизни: мониторинг, фиксация и поощрение. В результате путь студента в образовании-2030 будет выглядеть следующим образом: каждый студент самостоятельно определяет (и постоянно уточняет) цели развития, выстраивает собственную траекторию развития; навигаторами образовательного пространства для него становятся наставники (тьюторы и менторы). В траектории развития обязательно отражаются компетенции внутри следующих образовательных сфер: интеллектуального развития (поддерживающиеся онлайн курсами, библиотеками знаний), социальных и управленческих навыков и умений (развивающиеся симуляторами и играми), психофизическое состояние и развитие (через тренажеры БОС). Внутри каждой сферы студент включается в команды для массовых игр и/или коллективных проектов, соответствующих этапу и задачам индивидуального развития. Индикаторами качества результатов процесса обучения в данном случае становятся достижения, получаемые в ходе образования: личный портфель компетенций, творческое портфолио (включающий также и внутриигровые достижения) и оценки наставников, участников.

Итак, ЧПР, переход к Индустрии 4.0 и Интернету вещей коренным образом влияют на систему образования. Но еще в большей степени они трансформируют рынок труда (РТ): трансформация производственных структур, стремительная роботизация, появление новых профессий - всё это требует пересмотра смысла и содержания школьного, профессионального и высшего обра-Ü зования.

" В связи с тем, что 50% профессий 2030 года по-g ка еще не существуют или только сейчас стано-~ вятся профессиями, одним из главных требований z к новому поколению работников является способ-

ность быстро переобучаться и уметь менять вид деятельности. В условиях современного образования ученики и студенты не могут быть исключительно пассивными участниками образовательного процесса, так как факт получения диплома уже не является гарантией успешной трудоустройства при отсутствии необходимых работодателю компетенций. Массовые открытые онлайн курсы представляют собой обучение в условиях жесткой конкуренции, где результативность процесса зависит от нацеленности и самостоятельной активности ученика.

Противопоставляемое массовому, дистанционному и технологичному обучению, командное живое образование рассматривается как элитарное не только из-за своей стоимости, но и потому, что способствует развитию уникальных компетенций коллективной творческой деятельности, необходимых для создания и развития собственных проектов и стартапов. При таком подходе роль преподавателя заключается в организации творческой работы команд для решения реальных задач, соответствующих требованиям изменяющегося рынка труда. Проектный подход в образовании становится все более актуальным. При таком подходе студенты объединяются в команды и получают задание на разработку (которое не имеет определенного решения) и задача обучающихся - найти креативное, эффективное и наиболее подходящее решение, которое еще и устроит заказчика - вся эта работа ведется под руководством преподавателя, чья роль как раз и заключается в организации, мониторинге и правильном направлении работы команд.

Несомненно, возникает вопрос, Какие новые технологии и изменения на рынке труда могут быть в связи с четвертой промышленной революцией?

Развитие Индустрии 4.0. и Интернета вещей приведет к еще большему снижению количества человеческого труда в производстве. Так, по прогнозам Министерства труда США, в 2050 году 47% рабочих мест будут автоматизированы. Уже сейчас каждая новая волна инноваций заметно меняет экономику: появляются новые, часто немыслимые прежде, модели производства. По словам Г. Грефа, в Сбербанке планируется ликвидировать должность юриста, занимающегося исками, - эту работу будут выполнять программы и нейтронные сети. «В 2017 году были уволены 470 таких юристов, поскольку нейронная сетка готовит исковые заявления лучше». [4]

Последний важный и стремительно развивающийся тренд - это стартапы, то есть новые бизне-сы, преимущественно инновационного характера. С 2022 года в мире каждый год создается около 305 миллионов таких предприятий. [5] Эти новые стартапы в основном основаны на цифровых инновациях и ориентированы на услуги для потребителей (В2С). Они внедряют цифровые подходы в маркетинг и предоставляют новые виды услуг (например, онлайн-обучение, поиск работы и т.д.),

но не занимаются радикальными изменениями в производственных технологиях. Эксперты считают, что выживут только те стартапы, которые базируются на цифровых моделях, способные привлечь большую аудиторию и успешно монетизиро-вать свой продукт.

Еще одним проявлением технологической революции стала роботизация и внедрение искусственного интеллекта. Роботизация не только на глазах меняет производство, но и, очевидно, будет оказывать всё большее воздействие на жизнь общества. (По словам Б. Гейтса, «в ближайшие 5-10 лет нейросети (=ИИ) ... смогут совершить долгожданную революцию в преподавании и обучении. [Искусственный интеллект] будет помнить о ваших интересах и стиле обучения, поэтому он будет адаптировать [учебный контент] так, чтобы удерживать ваше внимание. Он будет следить за вашим пониманием, отмечать моменты, когда вы теряете интерес, и понимать, на какую мотивацию вы реагируете»). [6]

В развитых странах роботизация ведется очень активно. Например, в Германии на 10 000 работников приходится 415 роботов (по уровню автоматизации Германия занимает 3-е место в мире); в США - 285 роботов, в Японии - 397, в Швеции -343, в Испании - 169, во Франции - 180, в России - 6, в мире в целом - 151. Среди лидеров -Южная Корея (1 012 роботов на 10 000 работников) [7]: к 2035 году в этой стране половину всех видов работ будут выполнять устройства с искусственным интеллектом.

В передовых странах используются уже не просто роботы, а так называемые коботы, выполняющие с работниками совместные производственные операции. Это - переходный шаг к технологиям индустрии 4.0., в которой становятся возможными постоянные и почти мгновенные изменения производственных процессов. (Эта индустрия появилась в Германии и стала быстро распространяться по континенту. Новые коботы не только заменяют человека на повторяющихся операциях, операциях с низкой добавленной стоимостью, -они также легко адаптируются под другие манипуляции. Для предприятия такая адаптивность роботов остро необходима, поскольку столь же стремительно меняются требования рынка: раньше продукция производилась большими объемами и по одним стандартам, теперь предприятия должны делать малые партии товаров с требуемыми характеристиками, а нередко - удовлетворять практически индивидуальный спрос. Это происходит не только в автомобилестроении, но и в текстильной промышленности, производстве продуктов питания [8].

Безусловно, роботизация на рынке труда создает и очевидные проблемы: в средне срочной перспективе нарастающая автоматизация покончит с миллионами рабочих мест в промышленности: по данным seo.ai, 14% работников утверждают, что их рабочие места занял ИИ, а к 2030 году предполагается, что ИИ может заменить око-

ло 800 миллионов рабочих мест [9]. С внедрением искусственного интеллекта, дронов, принтеров 3D особенно пострадают секторы промышленности и транспорта (с потерей половины рабочих мест).

Вместе с тем, не следует впадать в алармизм. Человечество проходило подобные этапы в своей эволюции. Так, когда-то основная часть населения мира была сосредоточена на сельскохозяйственном производстве; потом появился плуг, а затем -трактора, которые вытеснили труд лошадей и ручной труд крестьян, позже - комбайны, собирающие урожай, - в итоге ручной труд остался в очень малой степени. То же самое было в выплавке металлов, в производстве автомобилей и даже офисной работе: везде рутинная работа шаг за шагом автоматизировалась. При этом, с заменой человеческого труда работой автоматов никогда не наблюдалось резкого роста безработицы. Наоборот, вместе с производительностью росла и занятость, так как автоматизация снижает себестоимость товара, позволяя снизить его цену и расширить его производство.

Большинство экспертов представляют роботизацию как социальное благо: практически во всех наиболее развитых странах мира отмечается старение населения, и правительства этих стран видят роботизацию как наиболее экономически рентабельное решение этой проблемы.

Некоторые исследователи вообще не склонны преувеличивать последствия роботизации для рынка труда - при этом они опираются на парадокс Солоу (Solow), согласно которому новые технологии не могут оказывать большого воздействия на производительность труда, поскольку нуждаются в очень высоко рентабельных инвестициях.

В целом, процесс замещения на рабочих местах людей роботами представляется абсолютно неизбежным. Роботизация как один из новых трендов постиндустриального развития имеет объективный характер. Другое дело, что в отличие от первого «пришествия машин» на рубеже Х1Х-ХХ веков, инновационная экономика вовлечёт гораздо больше людей и потребует от них несравненно более быстрой адаптации, включая немедленное приобретение новых навыков (компетенций).

Согласно отчету, опубликованному Всемирным экономическим форумом в Женеве 2023 года, в течение всего 5 лет около 30% рабочих мест могут быть заменены роботами и ИИ. Это будет ударом по работникам низкой квалификации и рутинных процессов. Вместе с тем потерю примерно 75 млн рабочих мест роботы компенсируют созданием 133 млн новых мест в течение будущего десятилетия. Компания PwC в докладе «Украдут ли роботы наши рабочие места?» отмечает, что роботы и искусственный интеллект к 2030 году устранят около 34% рабочих мест.

По мнению экспертов, цифровизация и автоматизация по-разному скажется на странах: в Испании лишит мест примерно 12% работников, в Финляндии - только 7%. Почему в Финляндии не так много? Автоматизация отнимает много рабочих

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

мест в странах, где есть много низко квалифицированных работников, выполняющих повторяющиеся (обычно ручные) операции - в Финляндии их мало. И чем больше связан работник с диджи-тализацией и инновациями, тем меньше вероятность его замены роботом. В России к 2030 году, согласно исследованию РАНХиГС от 2019 г. могут потерять работу около 45,5% работающих.

В свете роботизации понятен повышенный спрос экономики на новые кадры с математическим, инженерным образованием. (Они востребованы в России; в Испании, с ее чрезмерной безработицей, безработных физиков или математиков нет как явления). Для автоматизации производств нужны специалисты по автоматике, электронике, робототехнике, механике, телекоммуникациям. К дефицитным во всех странах относятся специалисты по развитию software, мобильных приложений, специалистов электронной инженерии, специалистов по Big Data программированию. Из относительно традиционных областей вузовской подготовки выделяется медицина, фармакология, биология, оптика. Из специальностей вне профилей STEM востребованы выпускники, способные работать в банках, а также имеющие двойную подготовку: менеджера со знанием юриспруденции.

Четвертая промышленная революция предполагает интеграцию кибер-физических систем в производство, быт и досуг для удовлетворения человеческих потребностей. Эти изменения затронут различные сферы жизни, включая рынок труда, жизненную среду, политические системы, технологический прогресс и даже человеческую идентичность. Эта революция, стимулируемая экономической целесообразностью и стремлением к повышению качества жизни, несет с собой значительные риски, включая возможность увеличения нестабильности и даже потенциальный коллапс мировой системы. Поэтому ее появление воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит ответить.

Функционирование мира на базе цифровых технологий существенно изменит некоторые, прежде фундаментальные, свойства реальности, заложенные в онтологию, этику, эстетику. Как следствие, поменяется и структура личности человека.

Внедрение цифровых технологий приведет к существенным изменениям в реальности, включая основные аспекты нашей жизни, такие как онтология, этика и эстетика, и повлечет за собой перестройку структуры личности человека. Мир станет более индивидуализированным, где различные товары и услуги будут адаптироваться под каждого потребителя, а также интегрироваться в общую систему, взаимодействуя между собой и удовлетворяя индивидуальные потребности. Однако углубление человека в цифровую среду мо-Ü жет сопровождаться отчуждением от внутреннего " мира, что потенциально приведет к поляризации g общества.

Четвертая промышленная революция несёт z в себе сразу несколько предпосылок социального

расслоения, так как рост использования роботизированных решений понизит ценность работ низкой и средней квалификации, что может отрицательно отразиться на среднем классе, ограничив его возможности по вложению в человеческий капитал. Неразвитость человеческого капитала создаст барьер для доступа к высокооплачиваемым рабочим местам, и в конечном итоге приведет к увеличению неравенства доходов.

Помимо этого, четвертая промышленная революция резко разделит страны мира: обесценивание низкоквалифицированного человеческого труда приведет к потере развивающимися странами преимущества дешёвой рабочей силы и возможностей для догоняющего развития, что увеличит расслоение в благосостоянии стран.

В заключение, еще раз отметим тот факт, что инновационная эпоха - это не единичное явление конкретной технологической революции; это - непрерывная смена одной технической революции другой; жизнь в условиях меняющихся одна другую технологических революций - это судьба человечества на всю обозримую перспективу. Уже ясно, что начавшаяся четвертая промышленная революция резко ускорила процессы в обществе. Помимо новых для общества явлений (изменение климата, проблема беженцев, терроризм), для многих людей в самых разных странах мира появилась неизвестная прежним поколениям угроза технологического отставания. Закат «бумажной» эры, переход на цифровые технологии, взрывное появление и внедрение новых интернет-приложений вызвали головокружительное ускорение не только в сфере производства, но и в личной жизни человека. Лавинообразный рост информации захлестнул человека, который не успевает не только осознать её, но даже просто понять. Общество оказалось «сверхперегружено» информацией. Миллионы людей оказались не готовыми к столь резким переменам, они чувствуют себя неуверенно в мире, где прежние понятные реалии оказались оцифрованными и «упакованными» в многочисленные гаджеты.

Современная эра цифровых технологий - крайне сложный для своевременного осмысления период в жизни цивилизации с множеством неопределенностей и угроз. Возникает масса вопросов, в частности: до какой степени допустимо технологическое вмешательство в генетику человека?, до какого предела машина может принимать решения за человека?. Ученые отмечают: «До сих пор высокий ум шел рука об руку с высоким самосознанием и ответственностью. Теперь уже нет. Компьютеры и алгоритмы не знают правил поведения».

Уже сейчас видно, что новые технологии вошли в противоречие с этикой - налицо признаки определенной дегуманизации общества. Подвергаются пересмотру и даже разрушению сформированные много веков назад и казавшиеся прочными формы и способы общения людей: отношения между людьми вдруг подверглись ошело-

мительному вторжению цифровых технологий в форме социальных сетей. На наших глазах происходит коренное изменение способов и форм межличностного общения; меняются представления о важнейших понятиях человеческого бытия (таких, например, как дружба), подвергаются изменениям отношения между родителями и детьми. Социальные сети активно заменяют собой живое общение между людьми и личные связи. Так, американский ученый Михаил Косински, объединив психологию с Big Data, показал, как можно получать информацию о конкретных людях, изучая, например, их лайки в Фейсбуке; он доказал, что 11-12 лайков достаточны для того, чтобы узнать человека, как знают его коллеги; 230 лайков - как супруг или супруга, а 300 лайков позволят изучить его на уровне родителей.

Более того, происходит постепенная подмена человека его цифровой копией. Приходится согласиться со словами Г. Грефа о том, что «постепенно каждый из нас в качестве реального человека будет интересовать мир всё меньше и меньше. Зато значение нашей онлайн-копии-цифрового аватара, страничек в соцсетях, наоборот, станет неуклонно повышаться, поскольку может сказать о своем физическом человеке очень многое. Всех будет интересовать ваша цифровая копия, а не вы. При этом важно понимать, что все мы будем абсолютно прозрачны для цифрового мира. Далеко не все готовы смириться с таким положением дел, но это ключевой тренд на ближайшие годы». [10]

Единственной возможностью инкорпорации человека в мир новой, цифровой эпохи является образование. И, по мнению ученых, задачей образования будущего станет подготовка человека к действиям в условиях неопределенности.

В современном гипер-технологическом мире новое значение приобретают гуманитарные науки, в частности психология. Но еще более важная миссия у философии. Философы, с помощью представителей других гуманитарных наук, не могут допустить монополии технологий в ущерб духовности, морали, этике; гуманитарии должны уметь предвидеть: что следует ждать от технологических прорывов, к какому состоянию эти изменения приведут общество? Философия призвана определить те разумные русла, в которые следует направлять технологические и гуманитарные инновации с тем, чтобы эти изменения не были непредсказуемыми, и чтобы они были совместимы с человеческой природой как таковой.

Новые профессии и профессиональные компетенции

Итак, необходимо рассмотреть вопрос о профессиях - появляющихся и исчезающих.

Научно-техническая революция преобразовывает рынок труда: во-первых, исчезают десятки традиционных профессий; во-вторых, многие традиционные профессии инновационно переос-

мысливаются; в-третьих, появляется еще больше профессий, которых прежде не было и которые вызваны технологическими новациями. В развитых странах наибольшее число «модернизированных» и совершенно новых профессий появляются в сфере ИТ-технологий, Big Data, blockchain, программирования. робототехники, мобильных приложений, cloud computing, 3D печати, в аэронавтике, здравоохранении и энергетике. То есть, наблюдается повышенный спрос на выпускников категории STEM (англ. аббревиатура направлений Наука, Технология, Инженерия и Математика: Science, Technology, Engineeringó Mathematics).

В указанных отраслях непрерывно появляются новые профессии, тем более, что каждое направление включает в себя целые блоки специализаций. Так, например, в европейских компаниях отмечается «взрывной» спрос на роботы: для освоения космоса, медицины, освоения месторождений и т.д. Эксперты Fundación PwC и Fundación Atresmedia считают, что, например, в Испании в 2024 году появятся более 11 000 рабочих мест в сфере видеоигр, связанных с работой в STEM. Связано это с тем, что возрастает сложность производства и развиваются технологии. Нужны специалисты, умеющие работать с 3D-анимацией.

Новые технологии придут и в те сектора экономики, которые прежде не считались высокотехнологичными. Например, концепция и дизайн нового робота будут созданы специалистами STEM, но само производство этой машины и поддержание его в рабочем состоянии будут осуществлять другие - прежде всего люди, получившие профессиональную подготовку.

Появление новых профессий и исчезновение традиционных представляет собой резкое и кардинальное изменение рынка труда. Возникает полная неопределенность с рабочими местами: их число увеличится или уменьшится? И насколько?

Ученые утверждают, что к 2027 году около 42% нынешних профессий в находятся под угрозой исчезновения и автоматизации. [11] С другой стороны, эксперты утверждают, что 50% профессий 2030 года пока еще не существует или только сейчас становятся профессиями. Бывший министр образования США Ричард Рилей (Richard Riley) отмечает: «Мы готовим наших студентов к видам работы, которые еще не существуют, и на которых им придется использовать технологии, которые пока не изобретены, чтобы решать задачи, которых мы еще не представляем».

Международная организация труда ООН (МОТ) заявила: «Наибольшим воздействием этой технологии (ИИ), скорее всего, будет не уничтожение рабочих мест, а потенциальные изменения качества рабочих мест, особенно интенсивности труда и автономности». Однако, многие эксперты полагают, что развитие Индустрии 4.0. и Интернета вещей приведет к снижению количества человеческого труда в производстве. Жизнь общества меняется вместе с роботизацией - в среднесрочной перспективе нарастающая автоматиза-

сэ о со -а

А —i о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

ция покончит с миллионами рабочих мест в промышленности. Является ли это социальным благом, - неизвестно, хотя часть экспертов говорит о роботизации как о благе - в связи с которым возникнут новые, еще не существующие, рабочие места.

Препятствием росту новых рабочих мест является отсутствие у части населения цифровых компетенций. Так, в Испании 25% населения не обладает достаточными навыками и находится под угрозой потери рабочего места. [12] В целом в Европе только 15% не связаны с цифровыми технологиями, тогда как в России - около 30%. Уже сейчас компьютерные технологии становятся знанием столь же обязательным и общим для всех, каким сейчас является знание английского языка. (По данным Евростата, в 2022 году в Евросоюзе были заняты 9 миллионов специалистов ICT-технологий (information and communication technology), технологий Apps. В 2015 году цифровые технологии STEM изучали только 17% выпускников Европы (при том, что в Южной Корее их 29%, а в Китае - 31%). Согласно последним данным Евростата, в 2022 году в 27 странах Европейского Союза в целом по предметам STEM окончили 26% выпускников университетов. Лидирующей страной среди них была Германия с 49% выпускников. Кроме того, в Румынии, Финляндии, Австрии, Эстонии и Португалии (в порядке убывания) также было от 30% до 27,5% выпускников STEM. Показательным трендом является пример Великобритании, где дети начинают изучать программирование с 5 лет, а с 11 лет изучают не менее чем два языка программирования. Цель школы здесь не в том, чтобы выпускники стали профессионалами в области IT, а в том, чтобы они были готовы к жизни в эпоху цифровых революций. Кроме того, обучение технологиям способствует развитию креативности, логического мышления, умению работать в команде и другим навыкам, необходимым в современном мире.

Инновационная революция качественно изменяет требования к рабочей силе. Одним из подобных требований является способность быстро переобучаться и менять вид деятельности. Эксперты по управлению персоналом утверждают, что с каждым годом профиль работы будет меняться все чаще, и дети, которым сейчас 10 лет, могут изменить свою профессиональную сферу около 8 раз в своей жизни. Через десять лет способность переквалификации станет ключевым критерием при найме на работу. Специалисты HR называют такую способность к перепрофилированию, адаптации к любому изменению внешней среды термином «швейцарский нож» (несессер). Частые „ изменения сферы занятости (а также возникнове-= ние новых профессий) будут происходить в основ-~ ном в области пересечения различных дисциплин сэ и технологий. По прогнозам, профессионалам ,- в области IT придется подвергаться переквалифи-z кации каждые 3-5 лет. Поэтому способность быст-

ро переобучаться и уметь менять вид деятельности становится одной из ключевых компетенций, от которой будет зависеть успех выпускника учебного учреждения.

Литература

1. Форсайт «Образование 2030» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.slideshare. net/ASI-12/2030-14471230 (дата обращения

10.11.2023).

2. Ястреб Н.А. Факторы развития образования в контексте четвертой промышленной революции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3911 (дата обращения 11.01.2024).

3. Глобальный доклад о будущем образования. Результаты работы по Форсайту образования 2030. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/ web/20150208132221/http://www.slideshare.net/ MetaverMedia/2030-8031807 (дата обращения

10.01.2024).

4. Г.Греф, АиФ, № 31 02.08.2017

5. Fit Small Business. 27 Startup Statistics Entrepreneurs Need to Know. [Электронный ресурс] Режим доступа https://fitsmallbusiness.com/startup-statistics/ (дата обращения 11.01.2024).

6. Fortune. Bill Gates says A.I. will act like 'a great high school teacher'—and that it could help close the education gap. [Электронный ресурс] Режим доступа https://fortune.com/2023/08/17/ bill-gates-ai-will-improve-education-learning-teachers/ (дата обращения 11.01.2024).

7. Данные Federación Internacional de Robótica (IFR). [Электронный ресурс] Режим доступа https://ifr.org/industrial-robots (дата обращения 11.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Данные Business Innovation Observatory de la Comisión Europea [Электронный ресурс] Режим доступа https://single-market-economy.ec.eu-ropa.eu/industry/strategy/innovation/business-innovation-observatory_en (дата обращения 11.01.2024).

9. Данные seo.ai.com AI replacing jobs statistics: the impact on empoyment in 2023 [Электронный ресурс] Режим доступа https://seo.ai/ (дата обращения 11.01.2024).

10. Г.Греф, АиФ, № 31 02.08.2017

11. CNN Business. 14 million jobs worldwide will vanish in the next 5 years, new economic report finds. [Электронный ресурс] Режим доступа https:// edition.cnn.com/2023/04/30/business/automation-jobs-world-economic-forum/index.html (дата обращения 12.01.2024).

12. Logo Fundación areces. La bueva revolución de la producción: la transformación digital, 15.03.17 https://www.fundacionareces.tv/ ciencias-sociales/la-nueva-revolucion-de-la-produccion-la-transformacion-digi/ (дата обращения 12.01.2024).

TRANSFORMATION OF COMPETENCIES IN THE EDUCATION SYSTEM OF STEM SPECIALTIES IN THE CONTEXT OF THE FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION

Kozlova M.A.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

The global economy is in a period of confluence of technology and manufacturing called the Fourth Industrial Revolution or Industry 4.0. This article examines the benefits and risks of such changes associated with the introduction of artificial intelligence and the Internet of things. In light of these changes, the education system faces new challenges: the emergence of new professions and changing requirements for the skills of graduates will require not only new teaching methods, but also changes in the content of education. The article also examines forecasts for the transformation of the labor market, trends in education, including the growing demand for graduates of STEM professions (Science, Technology, Engineering, Mathematics).

Keywords: fourth industrial revolution (FIR), Industry 4.0, artificial intelligence, robotization and automation of work processes, trends in education, emerging and disappearing professions.

References

1. Foresight "Education 2030" [Electronic resource]. Access mode http://www.slideshare.net/ASI-12/2030-14471230 (access date 11/10/2023).

2. Yastreb N.A. Factors in the development of education in the context of the fourth industrial revolution [Electronic resource]. Access mode: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3911 (access date 01/11/2024).

3. Global report on the future of education. Results of work on Education Foresight 2030. [Electronic resource]. Access mode: https://web.archive.org/web/20150208132221/http:// www.slideshare.net/MetaverMedia/2030-8031807 (accessed 01/10/2024).

4. G. Gref, AiF, No. 31 08/02/2017

5. Fit Small Business. 27 Startup Statistics Entrepreneurs Need to Know. [Electronic resource] Access mode https://fitsmallbusi-ness.com/startup-statistics/ (access date 01/11/2024).

6. Fortune. Bill Gates says A.I. will act like 'a great high school teacher'—and that it could help close the education gap. [Electronic resource] Access mode https://fortune.com/2023/08/17/ bill-gates-ai-will-improve-education-learning-teachers/ (access date 01/11/2024).

7. Data from the Federación Internacional de Robótica (IFR). [Electronic resource] Access mode https://ifr.org/industrial-robots (access date 01/11/2024).

8. Data from Business Innovation Observatory de la Comisión Europea [Electronic resource] Access mode https://single-market-economy.ec.europa.eu/industry/strategy/innovation/business-innovation-observatory_en (access date 01/11/2024).

9. Data from seo.ai.com AI replacing jobs statistics: the impact on empoyment in 2023 [Electronic resource] Access mode https:// seo.ai/ (access date 01/11/2024).

10. G. Gref, AiF, No. 31 08/02/2017

11. CNN Business. 14 million jobs worldwide will vanish in the next 5 years, new economic report finds. [Electronic resource] Access mode https://edition.cnn.com/2023/04/30/business/ automation-jobs-world-economic-forum/index.html (access date 01/12/2024).

12. Logo Fundación areces. La bueva revolución de la producción: la transformación digital, 03/15/17 https://www.fundacionarec-es.tv/ciencias-sociales/la-nueva-revolucion-de-la-produccion-la-transformacion-digi/ (accessed 12.01 .2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.