Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2019. №1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
опережающее образование и модернизация союзного государства
С. Н. Сиренко, Г. Г. Малинецкий
(Белорусский государственный университет, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН; e-mail: [email protected])
Очередной этап технологической революции на наших глазах меняет не только производство, но и рынок труда, предъявляя новые требования к компетенциям выпускников. Исследование зарубежного опыта показывает, что ведущие страны мира уже вступили в «образовательную гонку», приз в которой - готовность молодежи осваивать технологии новой индустрии. Для Союзного государства Беларусь - Россия критически важно своевременно использовать потенциал опережающего образования, которое является одним из важнейших долговременных факторов повышения уровня технологического развития страны и ее процветания. В статье рассмотрены конкретные шаги, которые призваны способствовать становлению современного образования в Союзном государстве Беларуси и России как опережающего. С позиций теории гуманитарно-технологической революции обосновывается тезис о том, что обязательным условием прогресса наших стран является содействие личностному росту и воспитание человека-творца. В рамках развиваемой концепции особое место занимает деятельностная профессиональная ориентация школьников, взаимосвязанная с проблемой междисциплинарности в школьном и вузовском образовании. Как отдельный важный аспект обоснована целесообразность включения элементов образовательной робототехники, а также проблемного и проектного обучения в повседневную практику школьного обучения. Перечисленные образовательные инновации требуют принятия ряда решений на государственном уровне.
Ключевые слова: VI технологический уклад, Индустрия 4.0, «сквозные» технологии, компетенции, опережающее образование, модернизация Союзного государства, проектное обучение, STEM-обучение, ме-ждисциплинарность, информатика, робототехника, подготовка учителя.
На наших глазах происходит IV технологическая революция, призванная освободить людей не только от физической, но и от рутинной умственной работы . В этот период страны-лидеры индустриального развития переходят к шестому технологическому укладу, который может изменить экономическое, политическое, культурное пространство мира ближайшего будущего . Для этого уклада прорывными являются биотехнологии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные системы и высокоскоростные
транспортные средства, в том числе автономные, гибкая автоматизация производства, новое природопользование и медицина [1].
Историей не раз доказано, что решающими факторами на пути к процветанию государства и его безопасности выступают уровень его технологического развития и образования [2, 3]. Одним из характерных примеров цивилизационной катастрофы, которая произошла из-за качественного различия в уровне технологического развитии, является испанская колонизация Америки, развернувшаяся в XVI в . после открытия Нового Света .
Время смены технологических укладов - тот период, когда мир «зависает» в точке бифуркации, происходит «пересдача карт истории», определяется, какие страны взлетят на новой технологической волне, а какие навсегда уйдут из истории . Поэтому именно сегодня для Союзного государства Беларусь - Россия появляются новые возможности, а сделанные в нужном направлении небольшие изменения могут привести к значительным последствиям . Важно не упустить момент, поскольку, несмотря на всю свою сложность, новые технологии шестого уклада дают развивающимся странам практически равные возможности для роста и успешной конкуренции с мировыми лидерами И эту особенность исторического этапа смены технологических укладов необходимо использовать, чтобы «обогнать, не догоняя»
В Республике Беларусь в текущий период принят ряд документов, которые определяют стратегические направления научного и технологического развития страны . К ним прежде всего относятся: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г . [4], Декрет Президента Республики Беларусь № 8 «О развитии цифровой экономики» [5], Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040» [6]. В частности, в последнем из документов указываются глобальные тренды научно-технологического развития, на которые следует ориентироваться Республике Беларусь, и которые позволят ей занять и удерживать достойные позиции в новом, высокотехнологичном мире . Ядром предлагаемой модели развития страны становятся три основных направления: 1) полноформатное внедрение цифровых технологий, образующих технологическое ядро интеллектуальной экономики; 2) развитый неоидустриаль-ный комплекс, отвечающий вызовам промышленной революции; 3) высокоинтеллектуальное общество, отвечающее гуманитарным вызовам очередного этапа промышленной революции
Из анализа перечисленных выше документов становится очевидно, что Индустрия 4 . 0 потребует от человека владения совершенно новыми компетенциями, рождающимися на стыке ряда отраслей науки и высоких технологий . Среди них можно выделить компетенции в «сквозных» технологиях, междисциплинарных по своей природе: робототехника
и сенсорика, промышленный интернет и беспилотный транспорт, искусственный интеллект и нейронные сети, технологии больших данных и блокчейн, био- и нанотехнологии, высокие социальные и гуманитарные технологии Кроме трансдисциплинарности, следует отметить, что данные технологии предполагают, как правило, коллективную работу специалистов над проблемой и требуют развитых гибких надпрофес-сиональных навыков (креативность, критическое мышление, командная работа, межотраслевая коммуникация и др ) Данные компетенции на стыке наук и технологий являются новыми для образования многих стран, в том числе, для Беларуси и России . Тем не менее, через 5-6 лет специалисты в области «сквозных» технологий будут широко востребованы на рынке труда, и не готовить их сегодня является недальновидным промедлением
То, что образование должно работать на опережение, говорится часто и много Стало общепринятым условное разделение функций образования на воспроизводство (культуры, опыта, деятельности людей) и развитие (общества, личности). Однако сегодня опережающее образование становится особым феноменом и призвано обеспечить странам безопасное будущее в XXI в . [7]. Говоря об опережающем образовании, стоит подчеркнуть, что это не просто качественное образование, а образование, адекватное стоящим перед страной вызовам в условиях цифровой трансформации общества Изменение структуры рынка труда -один из них . Каким же он видится в ближайшем будущем? Прогнозы и уже имеющаяся статистика говорят о том, что постепенно устаревает и исчезает ряд традиционных профессий, связанных с примитивными физическими манипуляциями и рутинными функциями умственного труда Взамен появляются новые специальности с иными требованиями к компетенциям работников Приведем несколько примеров Топ 10 перспективных профессий к 2020 г. по данным отчета Всемирного экономического форума [8] выглядит так: 1) аналитик данных, 2) специалист по искусственному интеллекту и машинному обучению, 3) менеджер, 4) специалист по большим данным; 5) специалист по цифровой трансформации, 6) специалист по продажам и маркетингу 7) специалист по новым технологиям, 8) специалист по организационному развитию, 9) разработчик и аналитик программного обеспечения и приложений, 10) специалист по обслуживанию информационных технологий . А такой вид имеет список профессий, спрос на которые снижался с 2013 по 2017 гг . в России и странах Восточной Европы [9]: 1) менеджер по продажам (наибольший спад), 2) административный помощник, 3) продавец, 4) журналист, 5) директор отдела продаж, 6) редактор, 8) системный администратор, 8) переводчик, 9) экономист, 10) официант Таким образом, изменение структуры рынка труда происходит в значительной степени нелинейно Причинная обусловленность конкретных
его трансформаций представляется не столь простой и очевидной . Однако генеральная тенденция прослеживается достаточно четко . Происходит смещение потребностей в сторону специалистов нового технологического уклада, в то время как спрос на профессии традиционного профессионального сегмента сокращается
Еще один из вызовов, который несет собой новая индустриальная революция - широкомасштабная роботизация . В какой-то момент постепенное количественное накопление данных и опыта в механике (биомеханике), методах искусственного интеллекта, электронике и т. д . трансформировались в качественный скачок . Началась робототехниче-ская революция . По данным Международной федерации робототехники [10] в топ 5 стран с наибольшим количество промышленных роботов на 10 000 работников на 2017 г . входят: Южная Корея (631), Сингапур (488) Германия (309), Япония (303), США (189). Китай показывает самые быстрые темпы роста: с показателя 25 - в 2009 г до показателя 68 - в 2016 г . Россия занимает в данном рейтинге невысокое место с показателем 3 промышленных робота на 10 000 работников в сфере промышленности . Беларусь в данном списке не представлена, но, по всей видимости, находится в одной группе с россией Приведенные данные свидетельствуют о необходимости проведения срочной догоняющей модернизации, принятия соответствующих госпрограмм, а также совместных усилий и комплексных усилий в рамках Союзного государства .
Если мы говорим об опережающем образовании, то эти вызовы должны найти свое отражение в содержании обучения школ и вузов Союзного государства Анализ международного опыта показывает, что системы образования ведущих стран мира ответили на эти вызовы уже сегодня рядом мер . Среди них: реализация STEM и STEAM образования в США и странах Европы, развитие концепции T-shaped education («образования в форме буквы T»), модернизация содержания предметов, связанных с информационными технологиями, направленность процесса обучения на развитие у школьников Soft Skills, позволяющих быстро адаптироваться в новых условиях, проектное обучение и усиление связей между учебными предметами
В США, Австрии, Германии, Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Италии, Испании и др . странах на государственном уровне приняты национальные стратегии и планы по развитию STEM и STEM-образования (Science (наука) + Technology (технология) + Engineering (инженерия) + Art (искусство) + Math (математика)) (См. https://www.ed. gov/stem, http://stemtosteam. org). Суть STEAM-подхода - направленность на развитие междисциплинарного образования, преодоление «цеховой ограниченности» предметного подхода, синтез естественнонаучных дисциплин, математики, инженерного дела, информационных технологий, инновационных подходов, искусства
Такое обучение ставит целью добиться сочетания компетенций исследователя в области естественных наук, инженерного стиля мышления и дизайнерского подхода к созданию высококачественных продуктов .
Созвучна с вышеуказанным подходом и концепция T-shaped education («образования в форме буквы Т»). В данном случае образ буквы «Т» визуализирует требования к компетенциям выпускника: горизонтальная перекладина обозначает сквозные компетенции, выходящие за рамки специальности (командная работа, сетевая коммуникация, критическое мышление, глобальное системное мышление, управление проектами и т.д. ), а вертикальная - специальные профессиональные знания Таким образом, T-shaped специалисты обладают широким фундаментом, который является основой глубоких профессиональных знаний . Именно в таком сочетании широты и глубины в подготовке специалиста европейские работодатели видят потенциал для инновационного рывка в области науки, технологий и бизнеса (подробнее, см. например, в [11]) .
Изменения коснулись и знаковых в эпоху цифровой революции дисциплин, обозначаемых терминами «Информатика» или «Computer science» . Так, например, в Южной Корее компьютерные науки изучаются с начальной школы и представлены различными предметами, имеющими междисциплинарные пересечения, позволяющие школьникам осознать место информационных технологий в будущих профессиях (причем необязательно технических). В младшей школе информатику изучают по учебникам: «Информационное общество и компьютер», «Компьютерные науки», содержание которых затрагивает, в том числе, и азы программирования . Учебники «Информационное общество и компьютер» (продолжение), «Программирование», «Программное обеспечение», «Компьютерное моделирование», «Компьютерный дизайн» используются в средних классах школы и включают работу с роботизированными наборами [12].
А что же делается в этих направлениях в Беларуси и России? Следует отметить, что в Российской Федерации накоплен определенный позитивный опыт в области внедрения в учебный процесс элементов образовательной робототехники Примеры методических разработок представлены, в том числе, на портале фгос-игра . рф . Однако робототехника не является обязательной составляющей ФГОС ООО, она может быть выбрана в рамках вариативного компонента (например, в предмете «технология»), в рамках профильного обучения, но чаще всего представлена в дополнительном образовании [13]. В Беларуси мы наблюдаем аналогичную активность только в рамках дополнительного (как правило, платного) образования . Речь о включении робототехники или STEM-подхода в основные школьные предметы пока не ведется . Безусловно, такую ситуацию необходимо менять
Для Союзного государства Беларуси и России ответом на указанные вызовы может стать деятельностная профессиональная ориентация школьников на овладение профессиями, связанными с инженерным делом и робототехникой . В педагогической практике наших стран устоялось понятие убеждающей профориентации, когда профессия выбирается в соответствии с врожденными задатками на основе психолого-педагогической диагностики . Деятельностная профориентация, в свою очередь, - не просто информирование ребят о возможных профессиях, а включение в среду и предоставление инструментов (конструкторы, обучающие роботизированные системы, прототипы производственных линий и т. п . ), с помощью которых учащиеся могут непосредственно пощупать руками, попробовать себя в деле, сформировать представление о возможных траекториях своего будущего профессионального развития, определить, захватывает ли это их или нет и т. п . В этом случае выбор будущей траектории обучения в вузе совершается намного осознаннее, формируется мотивация к изучению соответствующих предметов в школе
Следующий вызов, на который должно ответить образование, - ме-ждисциплинарность как примета современной науки и технологий Междисциплинарность важна на разных уровнях обучения от школы до вуза, поскольку серьезные вызовы, прежде всего глобальные проблемы человечества, необходимость перехода государств на устойчивое развитие, не принимают узкого цехового деления . Ответы на них неизбежно требуют взаимодействия учебных дисциплин, глубокой научности и системного осмысления Образование для будущего невозможно без межпредметных и междисциплинарных пересечений, трансдисциплинарного синтеза как в школе, так и в вузе
Задания международного испытания PISA ярко демонстрируют заинтересованность мирового педагогического сообщества в усилении междисциплинарности, а также приоритете проектного подхода в организации учебных занятий [14, 15]. В Российской Федерации проектный подход упоминается в ФГОС ООО, функционируют современные технопарки и центры (например, «Сириус» и сеть «Кванториумов»), в которых реализуется проектное обучение . В Беларуси проектная деятельность в рамках уроков приветствуется, но все же является инициативой педагогов-новаторов и, как правило, вынесена на внешкольные занятия . Данная ситуация также требует внимания . Приведенные выше примеры и сравнения показывают, что ведущие страны мира уже вступили в «образовательную гонку», приз в которой - готовность молодежи осваивать технологии Индустрии 4. 0 . Характерной чертой проводимых модернизаций в области образования является: усиление междисциплинарных связей, включение учеников в проектную деятельность (в том числе через работу руками с подручными
материалами), обучение через собственное исследование, осмысленная ориентация на профессии будущего В этой связи Беларусь и Россия не должны игнорировать потенциал опережающего образования
На основе проведенного анализа можно предложить несколько несложных шагов, которые будут способствовать становлению образования в Союзном государстве Беларуси и России как опережающего Однако подчеркнем, что модернизацию в этих направлениях следует производить быстро, иначе она станет бесполезной
Во-первых, необходимо формирование четкого государственного заказа на ориентацию школьников на освоение технологий индустрии 4.0, принятие соответствующих решений на государственном уровне Необходимо отметить, что все страны, совершившие технологический и образовательный прорывы, ставили для себя амбициозные цели, которые определяли траекторию модернизации образовательных систем Такие цели должны поставить для себя и образовательные структуры Союзного государства Например, для белорусского сегмента цель может быть выражена формулой или слоганом: Беларусь как центр воплощения инновационных решений, накопленных в Союзном государстве Преломляясь на уровень системы образования, эта цель обеспечит возможность преподавателям и студентам реализовать свой потенциал в своей стране, быть востребованными здесь, на широчайшем рынке Союзного государства, а не за его рубежами, куда в настоящее время стремится уехать студенческая молодежь после окончания вуза
Во-вторых, важно обеспечить готовность педагога к опережающему образованию. При этом необходимы, с одной стороны - самообразование и саморазвитие учителей и преподавателей, а с другой - принятие на уровне министерств решений по подготовке так называемых проектныхучителей (аналог STEM-учителей), готовых к опережающему образованию Такой педагог может работать в режиме, когда решение проблемы и / или реальной задачи имеет приоритет над узко предметным подходом и средствами
В-третьих, потребуется усиление междисциплинарных связей в профессиональной подготовке учащихся как в вузе, так и в средней школе . Механизмы для реализации этой задачи могут быть следующие: использование междисциплинарных задач и организация команд из студентов разных специальностей в рамках конкретной вузовской дисциплины Примерами успешного опыта может служить преподавание дисциплин «Педагогика и психология высшей школы» (междисциплинарные команды и проекты) в Белорусском государственном университете [16], «Основы информационных технологий» для студентов социально-гуманитарных специальностей (построение междисциплинарного содержания на основе идей и методов синергетики, проблем устойчивого развития) [17]
Также важным является организация для школьников и студентов междисциплинарных конкурсов технических идей, научно-прикладных разработок, которые позволяют оценить трансдисциплинарные «компетенции на стыке» . Такие конкурсы должны регулироваться особым регламентом и критериями оценки, а также включать отдельную трансдисциплинарную номинацию, в рамках которой будут рассматриваться междисциплинарные разработки Данное положение считаем принципиально важным, поскольку в традиционных конкурсах научных работ учащихся, несмотря на декларирование междисциплинарности, каждая представленная работа оценивается лишь в рамках конкретного направления Данную ситуацию непременно стоит изменить
В-четвертых, создание условий для взращивания научно-педагогического сообщества учителей, преподавателей, исследователей, представителей бизнеса и всех заинтересованных лиц, готовых объединить усилия и разработать исходный образовательный контент для опережающего образования Возможным решением этой проблемы могут стать конкурсы и гранты для коллективов (в том числе совместных белорусско-российских) на разработку учебников, учебных программ, методик, задач и заданий, которые затем станут доступными на Интернет-площадках для обсуждения и использования
В-пятых, необходимо включение проектного, проблемного, междисциплинарного (или STEM) обучения, элементов образовательной робототехники в школьные предметы . Если такая работа уже начата в Российской Федерации (предметы «технология», «информатика»), то для Беларуси эта проблема все еще остается нерешенной . Безусловно она потребует пересмотра учебных планов и содержания школьных программ, значительных финансовых вложений, что для Беларуси может показаться труднореализуемым в масштабах всей страны в короткое время . Предложим определенные шаги, которые могут стать отправными точками для данной работы в Беларуси
По нашему мнению, начать можно с создания специализированных кабинетов - ресурсных центров в школах (возможен первоначально один кабинет на несколько школ) с необходимым оборудованием, выделенными зонами для разных видов работ . Эти кабинеты выступят материально-технической базой для проведения проектных (интегрированных, межпредметных) уроков и дальнейшей разработки образовательного контента Далее должно последовать непосредственное создание серии проектных уроков (в том числе по межпредметной тематике) на базе ресурсных кабинетов . Эти уроки будут дополнять содержание основного материала в рамках школьной программы по принципу «острой приправы к основному блюду» . Такой подход - обучение через собственное исследование и эксперимент - часто присутствует в лучших мировых образовательных практиках [14, 15] но, к сожалению, ушел
из нашей школы Однако именно он позволяет мотивировать и подготовить школьников к изучению соответствующего учебного материала или темы в школе, придать этому материалу личностный смысл («я понимаю, почему это важно для меня»), и практико-ориентированный характер («я знаю, где и как это использовать»)
В-шестых, следует продумать модернизацию содержания предметов в средней школе и вузе как ответ на новый этап развития цифровой техники, а также в целом цифровой реальности и ее влияния на науку и технологии
В Беларуси давно объективно назрела необходимость модернизации содержания предмета «Информатика» . Стоит отметить, что по результатам сравнения количества часов, отведенных на изучение соответствующей дисциплины в странах бывшего Советского Союза, Беларусь занимает одно из последних мест (См . https://dev.by/news/informatics-discussion). При этом информатика изучается только на базовом уровне, тогда как в странах-соседях предусмотрены различные возможности заниматься этим предметом либо углубленно, либо осваивать интересующие аспекты информационных технологий в рамках других предметов
Для Союзного государства представляется крайне важным также не замыкаться в вузах только на техническом аспекте цифровой революции, а вооружить и гуманитариев современным инструментарием для «цифрового» мышления Описанные выше тенденции по расширению STEM-образования, открытие новых специальностей на технических и естественнонаучных факультетах относятся к разряду позитивных и создающих предпосылки для ускоренного научно-технологического развития наших стран Однако здесь стоит отметить, что указанные меры охватывают лишь часть молодежи, которую они готовят к профильным направлениям будущей профессиональной деятельности, непосредственно связанным с технической стороной новшеств Молодых людей, которые причисляют себя к гуманитариям (а их количество приближается к 50%), новые цифровые тренды пока коснулись в гораздо меньшей степени . В этой связи целесообразно, чтобы учебные дисциплины (по крайней мере, спецкурсы по выбору), связанные с освоением возможностей и перспектив развития цифровых технологий Индустрии 4.0 не столько в техническом, сколько в социальном контекстах, были включены в содержание высшего образования
Седьмым по списку, но не по значимости пунктом среди предлагаемых нами мер стоит обозначить как помощь личностному росту школьников и студентов Гуманитарно-технологическая революция (термин введен В В Ивановым и Г Г Малинецким) требует самого скорейшего осознания факта, что именно человек является главным ресурсом развития страны, а его качества: нравственность, инициатива,
ответственность, принятие решений, креативность, критическое мышление, лидерство и командная работа, межотраслевая коммуникация -важные составляющие человеческого капитала [18].
Тезис «личности в человеке должно быть больше, чем профессионала» подтверждается выводами из отчета Всемирного экономического форума о будущем рабочих мест [8]. В нем отмечено, что среди важнейших навыков работодатели выделяют: креативность, оригинальность и инициативность, аналитическое мышление, активное обучение и стратегический подход к нему, технологический дизайн и программирование, критическое мышление и анализ, эмоциональный интеллект, способность решать комплексные проблемы, лидерство и социальное влияние . Такие качества часто называют компетенциями XXI в .
Великая энергия рождается для великих целей . Сегодня для Беларуси и России как никогда важно выявление пассионарных личностей, способных поставить амбициозные цели и повести за собой . В этой связи по-новому могут быть осмыслены дисциплины психолого-педагогического цикла, которые изучаются в вузе . Они должны перейти из статуса «лишних», которым их часто награждают студенты технических специальностей, в статус «развивающих» . Именно поэтому содержание психолого-педагогических дисциплин (в непедагогическом вузе) может и должно быть обновлено и более четко сконцентрировано вокруг формирования компетенций XXI в., а цели обучения им рассматриваться как вооружение обучающихся инструментарием личностного роста.
Опережающее образование, по нашему мнению - тот самый инструмент, который будучи примененным в нужное время, может сделать в будущем огромный вклад в модернизацию и развитие Союзного государства . Действительно, на уровне страны опережающее образование является необходимым условием технологической безопасности, определяет инновационный климат и восприимчивость к инновациям Для работодателя такое образование поставляет кадры, способные к работе на высокотехнологичном оборудовании и внедрению высоких технологий, в том числе и в гуманитарную сферу Для малого и среднего бизнеса оно готовит участников, способных осуществлять технологическое предпринимательство Для учебных заведений опережающее образование - возможность для создания условий интеграции учебного и социально-воспитательного процессов . Его можно и следует осуществлять через взаимодействие с бизнес-сферой, движением стартапов, инновационным производством, силами учреждений дополнительного образования Для конкретного обучающегося и его родителя опережающее образование предоставляет возможность выбрать и освоить профессию, которая будет востребованной, оплачиваемой и интересной
Статья подготовлена при поддержке совместного гранта РФФИ 18511-00008 и БРФФИ Г18Р-191.
Список литературы
1 . Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего / Под ред . В. В . Иванова, Г . Г . Малинецкого, С . Н . Си-ренко . - М . : ЛЕНАНД, 2018. - 344 с.
2. Сиренко С. Н. Образовательная парадигма цифровой эпохи // Проектирование будущего Проблемы цифровой реальности М : ИПМ им . М . В . Келдыша, 2018 . - С . 47-51 .
3. Малинецкий Г. Г., Сиренко С. Н., Полысаев А. В. Технологическое измерение национальной безопасности // Беларуская думка . 2018 . № 3. -С. 82-89.
4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://srrb . niks . by/info/program. pdf (дата обращения: 29. 12. 2018)
5 . Декрет Президента Республики Беларусь № 8 О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс]. URL: http://president . gov . by/ru/official_ domments_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabija-2017-g-17716 (дата обращения: 29 12 2018)
6 . Стратегия «Наука и технологии 2018-2040». Проект / Национальная академия наук Беларуси . [Электронный ресурс]. URL: http://nasb . gov . by/congress2/strategy_2018-2040. pdf (дата обращения: 29. 12. 2018).
7. Ефремов А. П. Опережающее обучение и опережающее образование // Вестник ЧелГУ. 2012. № 19 (273). - С . 38-43.
8 . The Future of Jobs Report 2018 . [Электронный ресурс]. URL: http:// www3. weforum. org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018. pdf (дата обращения: 29 12 2019)
9. Константинов А. Роботы и работа // Эксперт [Электронный ресурс]. URL: https://expert . ru/russian_reporter/2018/20/robotyi-i-rabota (дата обращения: 29 12 2019)
10 . Executive Summary World Robotics 2018 Industrial Robots [Электронный ресурс]. URL: https://ifr. org/downloads/press/Executive_Summary_ WR_2017_Industrial_Robots. pdf (дата обращения: 29. 12. 2019).
11. Сиренко С. Н. Образование для цифрового мира будущего: междис-циплинарность и робототехника // Адукацыя i выхаванне 2017 № 3 -С. 3-12.
12. Маняхина В. Г. Южнокорейский подход к обучению информатике в младшей и средней школе // Проблемы современного образования . 2015 . № 6. - С. 59-66.
13. Малинецкий Г. Г., Сиренко С. Н. Робототехника и образование: новый взгляд // Вестник Российской академии наук 2017 Т 87 № 12 -С. 1101-1109 .
14. Пентин А. Ю. Особенности образовательной программы по естествознанию Республики Сингапур: начальная и основная школа // Проблемы современного образования . 2015. № 6. - С. 48-58.
15. Доценко К. П. Pisaнская башня российской школы // Наука и школа . 2016 . № 1 . - С. 31-36.
16. Сиренко С. Н. Развитие общепрофессиональных компетенций студентов на основе междисциплинарной интеграции // Вестк БДУ . Серия 4: Фшал . Журн . Пед . 2015. № 1 - С . 83-88.
17. Сиренко С. Н. Информатика. Практикум на основе междисциплинарных заданий с элементами моделирования и синергетики: учеб . - метод . пособие . - Минск: РИВШ, 2015. - 186 с.
18. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Что такое гуманитарно-технологическая революция [Электронный ресурс] URL: https://www. if24 . ru/gum-tehn-revolyutsiya/ (дата обращения: 29. 12. 2019).
сведения об авторах
Малинецкий Георгий Геннадьевич - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН. E-mail: [email protected]
Сиренко Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета. E-mail: [email protected]
Forward-thinking education and modernization of the union state
siRENKo s. N.,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Education Development Problems at the Belarusian State University, Minsk, Belarus. E-mail: [email protected]
Malinetskii G. G.,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Head of Mathematical Modeling of Nonlinear Processes of Keldysh Institute of Applied Mathematics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. E-mail: gmalin@ keldysh.ru
The next stage of the technological revolution is changing not only production, but also the labor market, presenting new requirements for the competencies of graduates. The study of international experience shows that the leading countries have already entered the «educational race» to form readiness of young people to master the technologies of the new industry. It is critically important for the Union State Belarus - Russia to use the potential of advanced education, which is one of the most important long-term factors for increasing the country's technological development and its prosperity. The article discusses specific steps that can be useful to design modern education in the Union State of Belarus and Russia as a outrunning one. The prerequisite for the progress of our states is the promotion of personal growth and the upbringing of the human creator. This thesis is substantiated from the standpoint of the theory of the humanitarian-technological revolution. Within the framework of the concept being developed, a special place is occupied by the activity-oriented vocational orientation of
schoolchildren, which is interconnected with the problem of interdisciplinarity in school and university education. As a separate important aspect, the expediency of incorporating elements of educational robotics, as well as problem and project training in the daily practice of school education, is substantiated. The listed educational innovations require the adoption of a number of decisions at the state level.
Key words: VI technological order, Industry 4.0, «cross-cutting» technologies, competencies, advanced education, modernization of the Union State, project training, STEM, interdisciplinarity, computer science, robotics, teacher training.
References
1 . Kontury cifrovoj real'nosti: Gumanitarno-tehnologicheskaja revoljurija i vybor budushhego [Outlines of digital reality: Humanitarian and technological revolution and the choice of the future] / In V . V . Ivanova, G. G. Malineckogo, S. N. Sirenko (ed. ). Moscow: LENAND, 2018, 344 p.
2. Sirenko S. N. Obrazovatel'naja paradigma cifrovoj jepohi [The educational paradigm of the digital age], Proektirovanie budushhego. Problemy cifrovoj real'nosti [Designing thefuture. Problems of digital reality], Moscow: IPM im. M . V . Keldysha, 2018. pp. 47-51.
3 . Malineckij G. G., Sirenko S. N., Polysaev A. V. Tehnologicheskoe izmerenie nacional'noj bezopasnosti [Technological dimension of national security], Belaruskaja dumka [Belarusian thought], 2018, no . 3, pp 82-89.
4. Nacional'naja strategija ustojchivogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Belarus' na period do 2030 goda [Elektronnyi resurs] [National strategy for sustainable socio-economic development of the Republic of Belarus for the period up to 2020] URL: http://srrb. niks . by/info/program . pdf (Accessed: 29 12 2018)
5 Dekret Prezidenta Respubliki Belarus' no 8 O razvitii cifrovoj jekonomiki [Elektronnyi resurs] [Decree of the President of the Republic of Belarus no . 8 On the Development of the Digital Economy] URL: http://president . gov. by/ru/ official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (Accessed: 29 12 2018)
6 . Strategija «Nauka i tehnologii 2018-2040» . Proekt . [Elektronnyi resurs] / in Nacional'naja akademija nauk Belarusi (ed. ) [Strategy «Science and Technology 2018-2040» . Project] URL: http://nasb . gov. by/congress2/strategy_2018-2040. pdf (Accessed: 29. 12.2018).
7 . Efremov A. P. Operezhajushhee obuchenie i operezhajushhee obrazovanie [Advanced training and advanced education]. Vestnik ChelGU [Herald of ChSU], 2012, no . 19 (273), pp . 38-43.
8 . The Future of Jobs Report 2018 . [Elektronnyi resurs]. URL: http://www3 . weforum. org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2018 . pdf (Accessed: 29. 12.2018).
9 . Konstantinov A . Roboty i rabota [Robots and Work] Ekspert [Expert] [Elektronnyi resurs] URL: https://expert . ru/russian_reporter/2018/20/robotyi-i-rabota (Accessed: 29. 12. 2018).
10 . Executive Summary World Robotics 2018 Industrial Robots [Elektronnyi resurs], URL: https://ifr . org/downloads/press/Executive_Summary_WR_2017_ Industrial_Robots. pdf (Accessed: 29. 12. 2018).
11. Sirenko S. N. Obrazovanie dlja cifrovogo mira budushhego: mezhdisciplinarnost' i robototehnika [Education for the digital world of the future: interdisciplinarity and robotics]. Adukacyja i vyhavanne [Education and upbringing], 2017, no. 3. pp. 3-12.
12. Manjahina V. G. Juzhnokorejskij podhod k obucheniju informatike v mladshej i srednej shkole [South Korean approach to teaching computer science in junior and secondary schools]. Problemy sovremennogo obrazovanija [Problems of modern education], 2015, no . 6 . pp . 59-66.
13 . Malineckij G. G., Sirenko S. N. Robototehnika i obrazovanie: novyj vzgljad [Robotics and education: a new approach] Vestnik Rossijskoj akademii nauk [Herald of the Russian Academy of Sciences], 2017, T . 87, no . 12. pp . 1101-1109 .
14 . Pentin A. Ju. Osobennosti obrazovatel'noj programmy po estestvoznaniju Respubliki Singapur: nachal'naja i osnovnaja shkola [Features of the educational program in the natural sciences of the Republic of Singapore: primary and basic school], Problemy sovremennogo obrazovanija [Problems of modern education], 2015, no . 6, pp . 48-58.
15. Docenko K. P. Pisanskaja bashnja rossijskoj shkoly [Pisa tower of the Russian school], Nauka i shkola [Science and school], 2016 . no. 1, pp. 31-36.
16 . Sirenko S. N. Razvitie obshheprofessional'nyh kompetencij studentov na osnove mezhdisciplinarnoj integracii [Development of general professional competencies of students on the basis of interdisciplinary integration]. Vesnik BDU. Serija4:Filal.Zhurn.Ped. [BulletinofBSU.Series4:Philology, Journalism,Pedagogy], 2015, no 1 pp 83-88
17 . Sirenko S. N. Informatika . Praktikum na osnove mezhdisciplinarnyh zadanij s jelementami modelirovanija i sinergetiki [Computer science . Workshop on the basis of interdisciplinary tasks with elements of modeling and synergetics]: ucheb . - metod. posobie . Minsk: RIVSh, 2015, 186 p .
18 . Ivanov V. V., Malineckij G. G. Chto takoe gumanitarno-tehnologicheskaja revoljucija [What is the humanitarian and technological revolution] [Elektronnyi resurs] URL: https://www . if24 . ru/gum-tehn-revolyutsiya/ (Accessed: 29 12 2018)