Научная статья на тему 'Искажение правосознания сотрудников правоохранительной системы и органов государственного управления, как фактор, сдерживающий построение правового государства'

Искажение правосознания сотрудников правоохранительной системы и органов государственного управления, как фактор, сдерживающий построение правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
СУДЬЯ / ПРОКУРОР / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПРАВОВОЙ РЕЛЯТИВИЗМ / ЧИНОВНИЧЬЯ (КАБИНЕТНАЯ) СУБКУЛЬТУРА / КАРЬЕРНАЯ КОРРУПЦИЯ / JUDGE / PROSECUTOR / LEGAL NIHILISM / LEGAL RELATIVISM / BUREAUCRATIC (CABINET) SUBCULTURE / CAREER CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байтасов Р.Р.

Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным государством, в котором главенствует принцип верховенства права. Однако в реальности молодое государство далеко от правового. Для Беларуси, как и для большинства стран бывшего социалистического лагеря, характерно отношение к праву, как инструменту власти, что, по сути, является одним из составных элементов посткоммунистического синдрома и базируется на деформации правосознания всех слоев белорусского общества, проявляющейся в таких явлениях, как правовой нигилизм, правовой релятивизм, чиновничья (кабинетная) субкультура и т.д. Эти формы деформации наблюдаются во всех станах мира, но особую актуальность приобрели в бывших советских республиках. Особая роль в борьбе с этими явлениями принадлежит государственным органам управления и другим организациям, участвующим в реализации государственной правовой политики, в частности, судам и прокуратуре. Однако государственные органы управления и правоохранительная система не справляются с возложенными на них функциями. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры, приведенные в статье, которые являются лишь «вершиной айсберга». В Беларуси процветают чиновничья (кабинетная) субкультура и один из важнейших ее составных элементов круговая порука, примеры которой также приведены в статье. Показано также, что правовой нигилизм и релятивизм проникли в самые высокие инстанции белорусского государства, такие как верховный суд и генеральная прокуратура и др. Правовой нигилизм и релятивизм государственных служащих, сотрудников суда и прокуратуры, работников системы образования и др. является препятствием для становления правового государства и угрозой национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISTORTION OF LEGAL AWARENESS OF LAW ENFLORCEMENT OFFICIALS AND GOVERNMENT AS A FACTOR CONSTRAINING THE CONSTRUCTION OF THE RULE OF LAW

Elarus is proclaimed a unitary democratic social state dominated by the rule of law. However, in reality, the young state is far from legal. Belarus, like most countries of the former socialist camp, is characterized by an attitude to law as an instrument of power, which, in fact, is one of the components of the post-communist syndrome and is based on the deformation of the legal consciousness of all sectors of the Belarusian society, manifested in such phenomena as legal nihilism, legal relativism, bureaucratic (cabinet) subculture, etc. These forms of deformation are observed in all countries of the world, but acquired particular relevance in the former Soviet republics. A special role in the fight against these phenomena belongs to government bodies and other organizations involved in the implementation of state legal policy, in particular, the courts and prosecutors. However, government bodies and the law enforcement system cannot cope with the functions assigned to them. This is evidenced by the numerous examples cited in the article, which are only the "tip of the iceberg". The bureaucratic (cabinet) subculture is thriving in Belarus and one of its most important components is mutual responsibility, examples of which are also given in the article. It is also shown that legal nihilism and relativism penetrated the highest instances of the Belarusian state, such as the Supreme Court and the General Prosecutor's Office, etc. Legal nihilism and relativism of civil servants, court and prosecutors, education system employees, etc. is an obstacle to the formation of a rule of law and a threat to national security.

Текст научной работы на тему «Искажение правосознания сотрудников правоохранительной системы и органов государственного управления, как фактор, сдерживающий построение правового государства»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Байтасов Р.Р.

к.с.-х.н., доцент по специальности «Экономика»,

г. Минск rachmet@mail. ru

ИСКАЖЕНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, КАК ФАКТОР, СДЕРЖИВАЮЩИЙ ПОСТРОЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация: Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным государством, в котором главенствует принцип верховенства права. Однако в реальности молодое государство далеко от правового. Для Беларуси, как и для большинства стран бывшего социалистического лагеря, характерно отношение к праву, как инструменту власти, что, по сути, является одним из составных элементов посткоммунистического синдрома и базируется на деформации правосознания всех слоев белорусского общества, проявляющейся в таких явлениях, как правовой нигилизм, правовой релятивизм, чиновничья (кабинетная) субкультура и т.д. Эти формы деформации наблюдаются во всех станах мира, но особую актуальность приобрели в бывших советских республиках.

Особая роль в борьбе с этими явлениями принадлежит государственным органам управления и другим организациям, участвующим в реализации государственной правовой политики, в частности, судам и прокуратуре. Однако государственные органы управления и правоохранительная система не справляются с возложенными на них функциями. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры, приведенные в статье, которые являются лишь «вершиной айсберга». В Беларуси процветают чиновничья (кабинетная) субкультура и один из важнейших ее составных элементов - круговая порука, примеры которой также приведены в статье.

Показано также, что правовой нигилизм и релятивизм проникли в самые высокие инстанции белорусского государства, такие как верховный суд и генеральная прокуратура и др.

Правовой нигилизм и релятивизм государственных служащих, сотрудников суда и прокуратуры, работников системы образования и др. является препятствием для становления правового государства и угрозой национальной безопасности.

Ключевые слова: судья, прокурор, правовой нигилизм, правовой релятивизм, чиновничья (кабинетная) субкультура, карьерная коррупция

В соответствии с Конституцией «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство»1 и в стране «устанавливается принцип верховенства права»2. В соответствии с белорусским законодательством принцип верховенства права означает, что «все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства»3. Этот момент положительно отмечен в докладе

1Ст. 1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). URL: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-

dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 13.02.2020).

2

Ст. 7 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). URL: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 13.02.2020).

3

Ст.2 Гражданский Кодекс Республики Беларусь 218-З от 7.12.1998 г. URL: https://kodeksy-by.com/grazhdanskij_kodeks_rb/2.htm (дата обращения: 12.02.2020).

Венецианской комиссии о верховенстве права (п. 32), в которой отмечается, что «Понятие верховенства права (или правового государства) признано в качестве основы государственного устройства в ряде Конституций бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы.. .»Д в числе которых названа и Беларусь.

Вместе с тем, в этом же Докладе (п. 33) отмечается, что в бывших социалистических странах марксистская концепция, основанная «на идее отмирания государства и, следовательно, законов, от него исходящих»2, по-прежнему применяется на практике. При этом, «право воспринимается скорее как инструмент власти, чем как ценность, которую необходимо уважать»3. В связи с этим, уместно вспомнить слова Ш. Монтескье, которые он написал еще в XVIII в.: «когда я поеду в правовое государство, я спрошу не про то, какие там есть законы, а про то, как эти законы работают и воплощаются в жизнь»4.

Для стран бывшего социалистического лагеря, отношение к праву, как инструменту власти, по сути, является одним из составных элементов посткоммунистического синдрома и базируется на деформации правосознания всех слоев постсоветского общества, проявляющейся в таких явлениях, как правовой нигилизм, правовой релятивизм, чиновничья (кабинетная) субкультура и т.д. Эти формы деформации наблюдаются во всех станах мира5 6 , но особую актуальность приобрели в бывших советских республиках.

Нужно отметить, что накануне распада СССР В.А. Туманов полагал, что правовой нигилизм - это «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии, отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни» . Не соглашаясь с тем, что правовой нигилизм в такой форме свойствен все народам мира, вынужден отметить, что на данном этапе становления белорусской идентичности и государственности, он характерен для правосознания не только простых белорусских граждан, но и сотрудников правоохранительных органов, системы образования, органов управления всех уровней и фактически полностью соответствует определению, данному В.А. Тумановым. О том, насколько далеко зашел процесс деформации правосознания сотрудников органов управления и правоохранительной системы, свидетельствуют данные опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром (ИАЦ) при Администрации Президента Республики Беларусь в первом квартале 2018 г. Белорусы назвали самыми коррумпированными следующие сферы деятельности: здравоохранение (43% опрошенных), бизнес-среда и государственное управление (по 31%). По 16,5% белорусов считают наиболее коррумпированными строительство, рынок жилья, недвижимости и систему образования. По 12% респондентов считают наиболее коррумпированными торговлю и услуги,

1п. 32 Доклад о верховенстве права [утвержден в г. Венеции 25-26.03.2011 г.] // Совет Европы. Венецианская комисси. URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdifile=CDL-AD(2011)003rev-rus

(дата обращения: 12.02.2020).

2

п. 33 Доклад о верховенстве права [утвержден в г. Венеции 25-26.03.2011 г.] // Совет Европы. Венецианская комиссия. URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2011)003rev-rus

(дата обращения: 12.02.2020).

3

п. 33 Доклад о верховенстве права [утвержден в г. Венеции 25-26.03.2011 г.] // Совет Европы. Венецианская комиссия. URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2011)003rev-rus

(дата обращения: 12.02.2020).

4

Монтескье Шарль Луи. О духе законов. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_0%20dukhe.pdf (дата обращения: 20.05.2019).

5Шимановский Д. Есть ли блат в Германии? // EXRUS.eu №69/3 С.18-20. URL: https://ru.exrus.eu/YeST-LI-BLAT-V-GYeRMANII-id4dcfdac86ccc19410f000075 (дата обращения: 14.02.2020).

6Welt: 700 млн. евро — министра обороны Германии обвиняют в кумовстве и преступном распределении контрактов. URL: https://russian.rt.com/inotv/2019-02-14/Welt-700-mln-evro- (дата обращения: 14.02.2020).

7

США: прецедент Макдоннелла-Силвера привел к пересмотру новых коррупционных дел. URL: http://anticorr.media/ssha-precedent-makdonnella-silvera-privel-k-peresmotru-novyx-korrupcionnyx-del/ (дата

обращения: 14.02.2020).

8

Туманов В.А. О правовом нигилизме// Советское государство и право, 1989. № 10. С. 20.

правоохранительные и контролирующие органы и сферу ЖКХ. 7,5% белорусов считают наиболее коррумпированной судебную систему. По 3% белорусских граждан считают коррумпированными сферу культуры, банковскую систему, агропромышленный комплекс и спорт1.

Сравнительно небольшое число белорусов, считающих коррумпированной судебную систему, связано, по-видимому, с тем, что граждане Беларуси не привыкли обращаться в суды. К тому же, опросы, проводимые официальными органами, не всегда отражают реальное положение вещей.

О состоянии дел с верховенством права и коррупцией и, соответственно, об уровне правосознания граждан, можно судить по индексам, рассчитываемым международными организациями.

Индекс верховенства права (Rule of Law Index) составляется американской организацией World Justice Project с 2010 г. на основе обследования более 100 тысяч домашних хозяйств и экспертов по всему миру и характеризует состояние правовой среды в стране. «При составлении рейтинга анализируют 44 показателя по восьми критериям: ограничение полномочий правительства, отсутствие коррупции, открытость правительственных структур, безопасность, основные права человека, правоприменительная практика, гражданское и уголовное правосудие» 2.

В 2019 г. Беларусь заняла 66 место среди 126 стран по индексу верховенства права и 47 место по уровню коррупции. Беларусь опередили бывшие постсоветские республики -Эстония (10-е место), Грузия (41 место), Казахстан (65 место). Позади Беларуси оказались Украина (77 место), Молдова (83), Кыргызстан (85), Россия (88), Узбекистан (94) .

В 2017-2018 гг. Беларусь занимала 65 место в рейтинге верховенства права (из 113 стран) и 48 место по уровню коррупции4. В мировом рейтинге верховенства права 2016 года Беларусь занимала 57-е место5.

Всемирный банк, Freedom House, фонд Bertelsmann и ряд других организаций

составляют Индекс восприятия коррупции, при расчете которого учитываются уровень

жизни граждан, свобода слова, возможность и сложность ведения бизнеса, условия для ~ 6 инвестиций и другие аспекты .

Если ориентироваться на данный индекс, то можно сделать вывод, что ситуация с коррупцией в Беларуси улучшается. В 2019 г. Беларусь по этому показателю оказалась на 66

7 1

месте с 45 баллами , в 2016 г. заняла 79 место среди 176 стран, в 2015 г. - 107 место . Однако,

1Белорусы считают здравоохранение наиболее коррумпированной сферой. URL: https://sputnik.by/society/20190211/1040011104/Belorusy-schitayut-zdravookhranenie-naibolee-korrumpirovannoy-

sferoy.html (дата обращения: 28.01.2020).

2

У Беларуси рейтинг верховенства права оказался «выше среднего». URL: https://thinktanks.by/publication/2018/02/07/u-belarusi-reyting-verhovenstva-prava-okazalsya-vyshe-srednego.html (дата обращения: 12.02.2020).

3

3World Justice Project. Rule of Law Index 2019. URL:

https://worldjusticeproject.org/sites/default/files/documents/WJP_RuleofLawIndex_2019_Website_reduced.pdf (дата

обращения: 12.02.2020).

4

У Беларуси рейтинг верховенства права оказался «выше среднего». URL: https://thinktanks.by/publication/2018/02/07/u-belarusi-reyting-verhovenstva-prava-okazalsya-vyshe-srednego.html (дата обращения: 12.02.2020).

5В рейтинге верховенства права - 2019 Беларусь обогнала Россию и Украину. URL: https://thinktanks.by/publication/2019/03/05/v-reytinge-verhovenstva-prava-2019-belarus-obognala-rossiyu-i-ukrainu.html (дата обращения: 12.02.2020).

Беларусь в Индексе восприятия коррупции на одном уровне с Ямайкой и Соломоновыми островами. URL: https://thinktanks.by/publication/2019/01/30/belarus-v-indexe-vospriyatiya-korruptsii-na-odnom-urovne-s-yamaykoy-i-solomonovymi-ostrovami.html (дата обращения: 12.02.2020).

7

Corruption Perceptions Index 2019. URL: https://www.transparency.org/cpi2019 (дата обращения: 12.02.2020).

если обратить внимание на баллы, которые набрала Беларусь в 2019 (45), 2018 (44), 2017 (44), 2016 (40), 2015 (32) гг. , ситуация выглядит плохо. Дело в том, что 50 баллов и ниже означают, что в стране высокий уровень коррупции.

Рассмотрим практические примеры, демонстрирующие искажение (деформацию) правосознания белорусских граждан, работающих и служащих в разных сферах белорусского общества.

Уровень правосознания работников прокуратуры и высших государственных чиновников характеризует тот факт, что за взятку в ноябре 2013 г. был осужден бывший заместитель генерального прокурора Беларуси А. Свидетелем по делу проходил экс-спикер палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь К., который за «недонесение о преступлении» был наказан штрафом в 900 базовых величин3.

Примеры с прокурорами можно продолжить. Так, в 2014 г. вынесен приговор в отношении бывшего старшего прокурора отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Гомельской областной прокуратуры Д. и действовавшего совместно с ним индивидуального предпринимателя Д. Бывший прокурор признан виновным в совершении нескольких преступлений коррупционной направленности4. В 2015 г. были осуждены за коррупционные преступления бывший прокурор и заместитель прокурора Шумилинского района Витебской области5.

Коррупция проникла в структуры, непосредственно связанные с президентом Республики Беларусь. Так, весной 2019 г. был арестован заместитель государственного секретаря Совета безопасности Республики Беларусь, в недавнем прошлом - начальник Службы безопасности президента Республики Беларусь В6. Арестован он в результате расследования уголовного дела по «многочисленным фактам получения и дачи взяток в ходе поставок в Беларусь телекоммуникационного оборудования, компьютерной техники и программного обеспечения»7. Его предъявлено обвинение в получении взяток на сумму не менее 190 тысяч долларов и подстрекательстве к даче взятки. Вместе с ним по делу проходили восемь должностных лиц из государственных органов и банковской сферы. По уголовному делу только у взяткополучателей изъято более 1,6 млн. долларов. Коррупционную составляющую, по-видимому, имеет также история с отстранением в 2017 г. от должностей руководства Оперативно-аналитического центра при президенте Республики Беларусь8.

Коррупция проникла в органы, которые должны непосредственно с ней бороться. В начале 2020 г. арестован бывший заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГУБОПиК МВД) Т. Его арест связан с делом так называемой «сахарной мафии», в

1Transparency International: Беларусь на 11 позиций улучшила место в Индексе восприятия коррупции. URL: https://thinktanks.by/publication/2018/02/22/transparency-international-belarus-na-11-pozitsiy-uluchshila-mesto-v-indexe-vospriyatiya-korruptsii.html (дата обращения: 12.02.2020).

2

Corruption Perceptions Index 2019 // URL: https://www.transparency.org/cpi2019 (дата обращения: 12.02.2020)

3Экс-замгенпрокурора Архипов из тюрьмы ушел в колхоз. URL:

https://news.tut.by/economics/482398.html?crnd=98073 (дата обращения: 21.06.2019).

4Осужден бывший старший прокурор отдела по борьбе с коррупцией и оргпреступностью прокуратуры Гомельской области. URL: https://naviny.by/rubrics/society/2014/12/02/ic_news_116_449945 (дата обращения: 13.02.2020).

5Два прокурора из Шумилинского района осуждены за коррупцию. URL: https://news.tut.by/society/435917.html (дата обращения: 13.02.2020).

6В Белоруссии коррупция и русофобия идут рука об руку. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/08/21/v-belorussii-korrupciya-i-rusofobiya-idut-ruka-ob-ruku (дата обращения: 12.02.2020).

7Как строятся отношения бизнеса и силовиков в Беларуси? URL: https://belaruspartisan.by/life/486182/ (дата обращения: 12.02.2020).

8Как строятся отношения бизнеса и силовиков в Беларуси? URL: https://belaruspartisan.by/life/486182/ (дата обращения: 12.02.2020).

результате деятельности которой Беларусь только в 2019 г. недополучила почти 70 млн. долларов1. Главный «борец» с коррупцией в Беларуси, по данным следствия, «сообщал участникам преступной группы сведения о проводимых правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятиях, давал советы по соблюдению мер конспирации, зачистки следов противоправной деятельности. «Он гарантировал им прекращение проводимых органами внутренних дел проверочных мероприятий, за что систематически получал незаконное денежное вознаграждение. Последним поручением для Т. стала организация недопущения на пост директора концерна "Белгоспищепром" неугодного преступной группе кандидата, при котором данная преступная схема далее не смогла бы существовать»»2.

О неблагополучии с морально-этическим и правовым обликом белорусских чиновников свидетельствует также «дело медиков». 27 декабря 2019 г. Минский городской суд вынес приговор 20 обвиняемым по этому делу. Среди подсудимых восемь — бывшие чиновники системы здравоохранения. Они обвинялись по разным частям статьи 430 УК РБ (получение взятки). Остальные были осуждены за дачу взятки по статье 431 УК РБ3.

Не обошла коррупция стороной и следственные органы. В середине 2000-х гг. был привлечен за получение взятки в размере 80 тыс. долларов заместитель начальника управления предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома полковник Ж. Он сумел бежать в Россию и лишь 19 октября 2016 г. был приговорен к девяти годам колонии. Его подельники, бывший первый заместитель начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) МВД Беларуси К., бывший сотрудник Комитета государственной безопасности РБ Т. и несколько бизнесменов, были приговорены к различным срокам наказания в 2006 г.4

В апреле 2015 г. судом Железнодорожного района г. Витебска постановлен приговор в отношении бывшего следователя межрайонного отдела Следственного комитета Республики Беларусь, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 328 УК Республики Беларусь. Старший лейтенант юстиции Ш. «признан виновным в незаконных с целью сбыта приобретении, хранении, перевозке и незаконном сбыте особо опасных психотропных веществ, аналога особо опасного психотропного вещества, незаконных с целью сбыта приобретении, хранении опасного наркотического средства, совершенных лицом, ранее совершившим преступление». 5

В 2019г. осужден за подстрекательство к даче взятки на сумму 25 тыс. долларов, бывший следователь центрального аппарата Следственного комитета Беларуси К. 6

Есть большие проблемы в белорусском судейском корпусе. За последние несколько лет шесть белорусских судей были осуждены за коррупцию1. Самое громкое, так называемое

1 Специальное расследование "Сахарная мафия". URL:

https://www.tvr.by/news/obshchestvo/spetsialnoe_rassledovanie_panoramy_sakharnaya_mafiya/ (дата обращения: 13.02.2020).

2Бывший замначальника ГУБОПиК давал фигурантам "сахарного дела" советы по конспирации. URL: https://www.belta.by/incident/view/byvshij-zamnachalnika-gubopik-daval-figurantam-saharnogo-dela-sovety-po-konspiratsii-378415-2020/ (дата обращения: 12.02.2020).

3Вынесен приговор двадцати обвиняемым по «делу медиков»: от штрафа до семи лет. URL: https://naviny.by/article/20191227/1577455208-vynesen-prigovor-dvadcati-obvinyaemym-po-delu-medikov-ot-shtrafa-do-semi (дата обращения: 24.01.2020).

4Девять лет за взятку. Осужден бывший главный следователь Минска. URL: https://naviny.by/article/20161019/1476889628-devyat-let-za-vzyatku-osuzhden-byvshiy-glavnyy-sledovatel-minska (дата обращения: 12.02.2020).

5Верховный Суд: "К 12 годам лишения свободы приговорен бывший следователь межрайонного отдела Следственного комитета за незаконный оборот наркотических средств". URL: https://sk.gov.by/ru/news-ru/view/verhovnyi-sud-994/ (дата обращения: 12.02.2020).

6Приговор экс-следователю: суд дал в два раза больше, чем просил прокурор. URL: https://sputnik.by/incidents/20191122/1043306034/Prigovor-eks-sledovatelyu-sud-dal-v-dva-raza-bolshe-chem-prosil-prokuror.html (дата обращения: 12.02.2020).

«дело судей», по которому двое судей экономического суда Минска были приговорены к 13 и 11 годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать должности в правоохранительных органах и судах сроком на пять лет2.

Белорусский судейский корпус также отличается непрофессионализмом. Так, например, внук Т. был осужден за хранение наркотиков. Он был зарегистрирован в квартире бабушки, которая являлась ее собственностью. Судья Б., выносившая приговор внуку, не изучив всесторонне, скрупулёзно и внимательно дело, т.е. проявив халатность, наложила арест на квартиру. В итоге престарелой женщине пришлось обращаться в суд для того, чтобы снять арест с квартиры и не стать бомжом на девятом десятке лет3. Нужно отметить, что данном случае мы имеем дело с нарушением «Кодекса чести судьи Республики Беларусь», который устанавливает этические правила поведения судей. В частности, ч.3 ст. 3 этого Кодекса гласит, что «Добросовестное выполнение судьей служебного долга должно иметь для него преобладающее значение»4.

Опыт общения с судами разных инстанций приведен мною в ряде статей. Здесь приведу лишь пример правового релятивизма судей высшей судебной инстанции. В частности, заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь З., в нарушение ст. 439 ГПК Республики Беларусь5, практикует повторное рассмотрение надзорных жалоб, направленных на имя Председателя Верховного суда Республики Беларусь6. Такая практика заместителя председателя Верховного суда (в самом мягком варианте) явно противоречит ч.3 ст.2 (При осуществлении правосудия судья должен руководствоваться законом и своей совестью) и ч.3 ст. 3 Кодекса чести судьи Республики Беларусь (Судья всей своей деятельностью и поведением должен способствовать формированию у должностных лиц и граждан чувства уважения к Конституции Республики Беларусь, показывать пример законопослушания)7.

Для Беларуси характерно, что чиновники от образования, сотрудники органов управления и правоохранительных органов тесно сотрудничают друг с другом. Так, после того, как доцент Б. поднял вопрос злоупотреблений в кадровой политике и, соответственно, карьерной коррупции8, он с многочисленными нарушениями закона был уволен из Белорусского государственного университета. Попытки добиться справедливости «разбились» о круговую поруку чиновников всех уровней и сфер деятельности государства. Отмечу, что даже попытка опубликовать статью о карьерной коррупции в белорусском издании оказалась неудачной. Привожу ответ главного редактора журнала «Юстиция Беларуси»: «Добрый день! Спасибо за внимание к нашему журналу, но я вынуждена отказать Вам в публикации данной статьи. Ее не утвердят в печать и в редсовете, я уверена, и Вы должны понимать, почему. Сергей Александрович является не только заместителем председателя редсовета, но и добрым другом редакции. То же я могу сказать и о многих других преподавателях БГУ. Возможно, Вам не откажут в других изданиях». Для справки: Сергей Александрович - это бывший ректор Белорусского государственного университета.

1Шесть судей осуждены за коррупцию — президент. URL: https://reform.by/shest-sudej-osuzhdeny-za-korrupciju-prezident (дата обращения: 24.01.2020).

2Обвиняемых по "делу судей" приговорили к солидным срокам. URL: https://news.tut.by/society/503056.html (дата обращения: 24.01.2020).

3Судью - к ответу! URL: https://belaruspartisan.by/interview/446401/ (дата обращения: 12.02.2020).

4Кодекс чести судьи Республики Беларусь. URL: http://court.gov.by/files/files/2017/Kodeks_chesti.pdf (дата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обращения: 12.02.2020).

5Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-3. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900238 (дата обращения: 12.02.2020).

6Личное сообщение доцента Б.

7Кодекс чести судьи Республики Беларусь. URL: http://court.gov.by/files/files/2017/Kodeks_chesti.pdf (дата обращения: 12.02.2020).

8Байтасов Р.Р. Карьерная коррупция и непотизм в высшей школе и их последствия [Текст] / Р.Байтасов // Юридическое образование и наука. №2 - 2016. - С. 13-15.

Увольнения неугодных преподавателей из белорусских высших учебных заведений фактически носят массовый характер. В частности, начиная с 2012 г. в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы прошла череда увольнений преподавателей исторического факультета, открыто выражавших свои общественно-политические взгляды. В 2014 г. из Гродненского медицинского университета был уволен профессор А. Островский, доктор биологических наук, профессор. Официальная причина увольнения - не прохождение по конкурсу, фактически за интервью, содержащее элементы критики власти, независимому информационному ресурсу1.

Примечательно, что гродненские власти не скрывали факта, что увольнения произведены под их давлением. Так, например, представляя нового ректора коллективу Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, председатель Гродненского облисполкома Ш. признался, что лично отдавал приказ уволить одного из них, А. Чернякевича. Причина увольнения - соавтор книги «Гродназнауства. Псторыя еурапейскага горада», чем-то не понравившейся руководству области2.

В настоящее время бывший ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы при котором осуществлено большинство увольнений неугодных преподавателей, возглавляет Белорусский государственный университет3.

В то же время, в белорусской высшей школе, как и во всех других сферах, остро стоит проблема коррупции и карьерной коррупции, в частности. Вопросы карьерной коррупции рассмотрены мною ранее, в других статьях. Здесь приведу несколько примеров открытой коррупции. Так, в 2016 г. осуждена за взятки преподаватель Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 45-летняя женщина «принимала материальные ценности (спиртные напитки, конфеты, подарочные сертификаты различных магазинов) за благоприятное решение вопросов о проведении текущей аттестации студентов и выставлении по ее результатам положительных отметок (зачеты). Обвиняемая вину не признала, в судебном заседании показала, что получала материальные ценности от студентов уже после проведения зачетов, что является благодарностью за проведенное занятие, но не

- 4

взяткой» .

В июле 2017 г. осуждены за взятки два преподавателя Пинского филиала Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. Они неоднократно брали взятки продуктами питания за сдачу экзаменов и зачетов от студентов заочного отделения инженерного факультета5.

«Старший преподаватель одного из гомельских вузов брал у студентов взятки за содействие в успешной сдаче учебных дисциплин с 2014 по 2017 г. В уголовном деле зафиксировано, что взятки были получены от 50 лиц преимущественно в долларах»6.

В 2019 г. Могилевский межрайонный отдел Следственного комитета по материалам ОБЭП Октябрьского РОВД Могилева возбудил уголовное дело в отношении 53-летней

профессора Гродненского медуниверситета уволили за критику властей. URL:

http://www.moyby.com/news/142646/ (дата обращения: 24.01.2020).

2

Увольнения в Гродненском университете: беззащитность нелояльных. URL: https://eurobelarus.info/news/society/2013/04/03/uvol-neniya-v-grodnenskom-universitete-bezzaschitnost-neloyal-nyh.html (дата обращения: 24.01.2020).

3БГУ возглавил человек, при котором увольняли неугодных преподавателей. URL: https://naviny.by/article/20170928/1506606511-bgu-vozglavil-chelovek-pri-kotorom-uvolnyali-neugodnyh-prepodavateley (дата обращения: 24.01.2020).

4Брала взятки подарочными сертификатами. Преподаватель БГСХА осуждена на три года. URL: https://horki.info/navina/8536.html (дата обращения: 13.02.2020).

5Сытая сессия. Двое преподавателей из Пинска попались на взятках съестным. URL: https://naviny.by/article/20170912/1505238496-sytaya-sessiya-dvoe-prepodavateley-iz-pinska-popalis-na-vzya^ah-sestnym (дата обращения: 12.02.2020).

6В Гомеле за взятки преподаватель вуза осужден на пять лет колонии усиленного режима. URL: https://news.tut.by/society/558178.html (дата обращения: 12.02.2020).

женщины, преподавателя одного из государственных высших учебных заведений Могилева, обвиняемой в получении взятки от студентов. Преподаватель установила таксу для студентов за сдачу зачета, 30 белорусских рублей (примерно 15 долларов)1.

Примеры можно продолжать и дальше. Из них видно, что белорусская система образования, правоохранительные органы, которым отводится огромная роль в становлении правового государства, в формировании морально-нравственного облика граждан страны, реализации государственной правовой политики, явно не справляются с возложенными на них функциями.

Выше уже отмечалось, что белорусские чиновники от образования, органов управления и сотрудники правоохранительных органов тесно сотрудничают друг с другом. Объединяет их один из вариантов правового нигилизма - чиновничья (кабинетная) субкультура, которая в специальной литературе определяется, «как разновидность делинквентной культуры, стихийно формирующейся в социальных группах, занятых управленческой и служебно-исполнительской деятельностью в государственном аппарате власти, в аппаратах исполнительных органов региональной власти и местного самоуправления»2.

Одним из основных элементов чиновничьей (кабинетной) субкультуры является круговая порука . Данное явление настолько глубоко пронизало белорусское чиновничество, что возникают опасения: сможет ли Беларусь избавиться от него в ближайшем будущем?

Приведу примеры. Доцент Б. обратился по поводу имеющейся вакансии в Институт экономики Национальной академии наук Республики Беларусь и получил отказ, который был сопровожден словами директора института «круговая порука» (директор, видимо, прочитал статью доцента о карьерной коррупции и круговой поруке). В феврале 2020 г. этот директор был назначен заместителем руководителя администрации президента Республики Беларусь4. Затем доцент Б. обратился по поводу вакансии в Научно-исследовательский экономический институт министерства экономики Республики Беларусь. Здесь ему сообщили, что в институте писали кандидатскую диссертацию для героини статьи «Карьерная коррупция и непотизм в высшей школе и их последствия» в бытность директором института ее отца и специфика работы института состоит в том, что иногда приходится писать диссертации для нужных людей. Последним было собеседование у директора института. Войдя в его кабинет доцент Б. по глазам директора сразу понял, что его узнали и откажут в приеме на работу. Это и произошло. В январе 2020 года бывший директор этого института назначен министром экономики Республики Беларусь5.

Таким образом, можно констатировать, что правовой нигилизм проник во все сферы белорусского общества и является огромным препятствием для построения правового государства.

1 Преподаватель могилевского вуза обвиняется в получении взятки от студентов // URL: https://www.belta.by/incident/view/prepodavatel-mogilevskogo-vuza-obvinjaetsja-v-poluchenii-vzjatki-ot-studentov-

351913-2019/ (дата обращения: 12.02.2020).

2

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. -М., 2013, С. 455-457 //

URL: http://ponjatija.ru/node/11660 (дата обращения: 10.03.2016).

3

Байтасов Р.Р. Чиновничья (кабинетная) субкультура как среда для формирования криминогенных групп в системе высшей школы //Российский журнал правовых исследований. 2017, № 3 (12). - С.198-201. Личное сообщение доцента Б.

5 Личное сообщение доцента Б.

Сохранению правового нигилизма, можно полагать, способствует специфика построения системы государственного управления в стране1. Поэтому нужны кардинальные изменения этой системы.

Литература:

1. Байтасов Р.Р. Карьерная коррупция и непотизм в высшей школе и их последствия [Текст] / Р.Р. Байтасов // Юридическое образование и наука, 2016. № 2. С. 13-15.

2. Байтасов Р.Р. О том, когда девять равно одиннадцати или к чему приводят правовой нигилизм и релятивизм сотрудников правоохранительной системы// Юридическое образование и наука, 2017. № 4. С.34-40.

3. Байтасов Р.Р. Чиновничья (кабинетная) субкультура как среда для формирования криминогенных групп в системе высшей школы// Российский журнал правовых исследований, 2017. № 3 (12). С. 198-201.

4. Монтескье Шарль Луи. О духе законов. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf (дата обращения: 20.05.2019).

5. Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. -М., 2013. С. 455-457. URL: http://ponjatija.ru/node/11660 (дата обращения: 10.03.2016).

6. Туманов В.А. О правовом нигилизме// Советское государство и право, 1989. № 10. С. 20-27.

7. Шимановский Д. Есть ли блат в Германии?// EXRUS.eu №69/3 С. 18-20. URL: https://ru.exrus.eu/YeST-LI-BLAT-V-GYeRMANII-id4dcfdac86ccc19410f000075 (дата обращения: 13.02.2020)

References:

1. Baitasov R.R. Kar'yernaya korruptsiya i nepotizm v vysshey shkole i ikh posledstviya [Career corruption and nepotism in higher education and their consequences] / R. R. Baytasov // Yuridicheskoye obrazovaniye i nauka [Legal education and science] №2 - 2016. - p. 13-15

2. Baytasov R.R. O tom, kogda devyat' ravno odinnadtsati ili k chemu privodyat pravovoy nigilizm i relyativizm sotrudnikov pravookhranitel'noy sistemy [About when nine equals eleven or what the legal nihilism and relativism of law enforcement officers lead to] // Yuridicheskoye obrazovaniye i nauka [Law education and science]. - 2017, №4. - P.34-40

3. Baytasov R.R. Chinovnich'ya (kabinetnaya) subkul'tura kak sreda dlya formirovaniya kriminogennykh grupp v sisteme vysshey shkoly [The bureaucratic (cabinet) subculture as a medium for the formation of criminogenic groups in the system of higher education] // Rossiyskiy zhurnal pravovykh issledovaniy [Russian Journal of Legal Research]. 2017, № 3 (12). - P.198-201

4. Montesquieu, Charles Louis. O dukhe zakonov [On the spirit of laws] // URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_0%20dukhe.pdf (appeal date: 20.05.2019).

5. Slovar' terminov i ponyatiy po obshchestvoznaniyu [Glossary of terms and concepts of social science]. Compiled by A.M. Lopukhov. -M., 2013, p. 455-457 // URL: http://ponjatija.ru/node/11660 (appeal date: 03/10/2016).

6. Tumanov V.A. O pravovom nigilizme [On legal nihilism] // Sovetskoye gosudarstvo i pravo [Soviet state and law], 1989. № 10. -С.20-27

1Байтасов Р.Р. О том, когда девять равно одиннадцати или к чему приводят правовой нигилизм и релятивизм сотрудников правоохранительной системы // Юридическое образование и наука, 2017. №4. С.34-40.

7. Shimanovskiy D. Yest' li blat v Germanii? [Is there a blat in Germany?] // EXRUS.eu №69/3 S.18-20 // URL: https://ru.exrus.eu/YeST-LI-BLAT-V-GYeRMANII-id4dcfdac86ccc19410f000075 (дата обращения: 13.02.2020).

THE DISTORTION OF LEGAL AWARENESS OF LAW ENFLORCEMENT OFFICIALS AND GOVERNMENT AS A FACTOR CONSTRAINING THE CONSTRUCTION OF THE

RULE OF LAW

Baitasau R.R.

Candidate of agricultural sciences, Associate Professor in Economics, Minsk

Abstract: Belarus is proclaimed a unitary democratic social state dominated by the rule of law. However, in reality, the young state is far from legal. Belarus, like most countries of the former socialist camp, is characterized by an attitude to law as an instrument of power, which, in fact, is one of the components of the post-communist syndrome and is based on the deformation of the legal consciousness of all sectors of the Belarusian society, manifested in such phenomena as legal nihilism, legal relativism, bureaucratic (cabinet) subculture, etc. These forms of deformation are observed in all countries of the world, but acquired particular relevance in the former Soviet republics.

A special role in the fight against these phenomena belongs to government bodies and other organizations involved in the implementation of state legal policy, in particular, the courts and prosecutors. However, government bodies and the law enforcement system cannot cope with the functions assigned to them. This is evidenced by the numerous examples cited in the article, which are only the "tip of the iceberg". The bureaucratic (cabinet) subculture is thriving in Belarus and one of its most important components is mutual responsibility, examples of which are also given in the article.

It is also shown that legal nihilism and relativism penetrated the highest instances of the Belarusian state, such as the Supreme Court and the General Prosecutor's Office, etc.

Legal nihilism and relativism of civil servants, court and prosecutors, education system employees, etc. is an obstacle to the formation of a rule of law and a threat to national security. Keywords: judge, prosecutor, legal nihilism, legal relativism, bureaucratic (cabinet) subculture, career corruption

Для цитирования: Байтасов Р.Р. Искажение правосознания сотрудников правоохранительной системы и органов государственного управления, как фактор, сдерживающий построение правового государства// Архонт, 2020. № 1 (16). С. 40-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.