Научная статья на тему 'ИСКАЖЕНИЕ ФОРМ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛОСОФОВ'

ИСКАЖЕНИЕ ФОРМ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛОСОФОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
искажение / нормы / традиции / терроризм / экстремизм / distortion / norms / traditions / terrorism / extremism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ляшенко Р.Е.

в предложенной статье рассматривается такая социально-значимая проблема, как вовлечение лиц в экстремистские организации. Увеличение количества лиц, вовлеченных в данную деятельность, характеризуется искажением традиционной культуры, изменением ценностных ориентиров, а также общепринятых норм. Данная работа представлена в виде таких структурных элементов как: введение, основная часть, вывод по работе и список литературных источников, на который опирались при написании научной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTORTION OF THE FORMS OF TRADITIONAL CULTURE AS A MEANS OF ATTRACTING THE EXTREMIST ORGANIZATION IN THE STUDIES OF DOMESTIC PHILOSOPHERS

The proposed article examines such a socially significant problem as the involvement of individuals in extremist organizations. An increase in the number of people involved in this activity is characterized by a distortion of traditional culture, a change in values, as well as generally accepted norms. This work is presented in the form of such structural elements as: an introduction, the main part, a conclusion on the work and a list of literary sources, which was based on when writing a scientific article.

Текст научной работы на тему «ИСКАЖЕНИЕ ФОРМ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛОСОФОВ»

VIII ЯЛТИНСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ. «ФЕНОМЕН РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В МИРОВОМ ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Ляшенко Р.Е.

Курсант 4 курса Крымского филиала Краснодарского университета МВД России научный руководитель: Чудина - Шмидт Н. В. доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, к.ф.н., доцент

ИСКАЖЕНИЕ ФОРМ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ В ИСЛЕДОВАНИЯХ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИЛОСОФОВ

Аннотация: в предложенной статье рассматривается такая социально-значимая проблема, как вовлечение лиц в экстремистские организации. Увеличение количества лиц, вовлеченных в данную деятельность, характеризуется искажением традиционной культуры, изменением ценностных ориентиров, а также общепринятых норм. Данная работа представлена в виде таких структурных элементов как: введение, основная часть, вывод по работе и список литературных источников, на который опирались при написании научной статьи.

Ключевые слова: искажение, нормы, традиции, терроризм, экстремизм

Актуальность. На сегодняшний день, существует такая общественно-значимая проблема, как вовлечение лиц в запрещенные экстремистские и террористические организации. Большая часть лиц, вовлекаемых в данные организации - это несовершеннолетние, а также молодежь. В силу своего возраста, а также отсутствия жизненного опыта, они более подвержены влиянию со стороны других людей. Одной из причин вовлечения людей в экстремистские организации, является искажение традиционной культуры. Данный фактор характеризуется тем, что сейчас люди совсем по-другому смотрят на нормы, закрепленные в религиозных текстах, по-другому относятся к имеющимся обычаям и традициям1. Особая актуальность заключается в том, что за последнее десятилетие происходит значительное увеличение количественного показателя лиц, вовлеченных в экстремистские организации. Вследствие чего правоохранительным органам, а также общественности необходимо установить надлежащий контроль, за лицами, склонными к радикальным взглядам.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об искажении форм традиционной культуры как средства привлечения индивида в экстремистскую организацию.

Задачи.

1) Рассмотреть причины возникновения искажения форм традиционной культуры.

1 Фридинский С.Н. Экстремизм как угроза национальной безопасности // Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму. Ростов н/Д, 2003.

2) Выделить факторы, которые приводят к развитию экстремистских организаций.

3) Проанализировать опыт отечественных мыслителей в решении вопроса недопущения формирования экстремистских организаций.

Существует ряд факторов, влияющих на появление и развитие радикальных взглядов и представлений, которые в дальнейшем могут перерасти в экстремистскую деятельность. К таким факторам можно отнести:

^ существование различных социокультурных, религиозных проблем и проблем национального характера, которые в условиях данной социальной общности имеют фундаментальное, бытийное значение и соотносятся с базовыми ведущими и существенными ценностями, традициями и обычаями, влияющими как на формирование и развитие, так и на возможность существования;

^ проведение военных действий и специальных операций на территории государства. В ситуации военных действий, осуществляемых в пределах государства, наиболее уязвимым становится его внутренний контроль и порядок, вследствие чего экстремистские взгляды и их идеология может распространяться на наиболее конформную группу населения, которой можно легко управлять;

^ существование групп людей, которые разнятся от своих соседей по территории высоким материальным состоянием и культурным богатством. Это в свою очередь приводит к формированию политического и экономического превосходства данного слоя. В результате чего возникает ситуация, когда эти люди начинают диктовать свои условия и правила другим слоям населения в пределах одного государства, а также со временем могут начать диктовать собственный стиль мысли и другим странам, и народам;

> наличие тайных закрытых организаций, когда в пределах одного региона или государства формируются теневые группы с жестко распределенной организацией и сильными мотивационно-целевыми установками, нередко носящими криминогенный характер;

> наличие проблем законодательного регулирования на разных уровнях строения правовой системы государства. Это может быть обусловлено как несостоятельностью самой правовой системы в целом, так и в наличии сильного дестабилизирующего фактора, который может иметь форму деформации правосознания, либо развитой системы коррупционной составляющей.

Помимо основных причин развития экстремизма в рамках одного государства можно также выделить еще и особенности существования общественных отношений, которые играют немаловажную роль в развитии экстремистской идеологии.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что общественные отношения — это весьма сложный феномен, который имеет не менее сложную структуру и элементы. Однако без определения структурной составляющей общественных отношений не представляется возможным рассмотрение вопроса об искажении форм традиционной культуры и как следствие невозможно установить факт влияние этого искажения на возможность привлечения человека в экстремистскую организацию. Таким образом, следует отметить, что в структуру общественных отношений могут быть включены:

Во-первых, субъекты с их потребностями, нормами и правилами поведения.

Во-вторых, содержание деятельности субъектов и их взаимодействие, а также формы этого взаимодействия (эквивалентные или неэквивалентные), которые проявляются в социальных обменах, контролируемости или самостоятельность данных процессов;

В-третьих, оценка своих отношений с отношениями других субъектов общественных отношений;

В-четвертых, структуры и нормы, которые обеспечивают устойчивость институтов и их воспроизводство в повседневной жизни.

Однако, все исследования в этой сфере приходят к одному выводу, что основная действующая сила заключена в индивиде. Что в свою очередь приводит исследователей к осознанию идеи необходимости рассмотрения формирования и искажения культуры индивида и социума с целью предотвращения включения человека в экстремистские организации.

В результате проведенного исследования можно условно выделить несколько критериев, которые характеризуют искажение форм традиционной культуры:

1) Религиозный;

2) Ценностный;

3) Духовный.

Религиозный критерий находит свое отражение в том, что в современных реалиях наблюдается значительное увеличение лиц, которые придерживаются крайних радикальных взглядов, которые прикрываются религиозными текстами и утверждают, что осуществляют свою деятельность исключительно так, как написано в них. Чаще всего участники экстремистских организаций, лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами. С каждым годом, количество религиозных течений становиться больше. В основе вероучения и культа данных организаций включается пропаганда жестокости и насилия, который получает обоснование с точки зрения религиозного текста и возводится в ранг догмы. На сегодня наиболее радикальным выступает такое нетрадиционное течение ислама как ваххабизм.

Отличительной чертой идеологии ваххабитов является идея об очищении ислама от чуждых для них воззрений, которые базируются на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Данное религиозное течение берет свои истоки из традиционного ислама. Однако, вопреки миролюбивой и толерантной религиозной доктрине ислама данное течение приводит к искажению религиозных догматов, вследствие чего люди встают на путь нетерпимости, крайних взглядов, которые в последующем порождают крайне жестокие формы действия1.

Ценностный фактор выражается в том, что с развитием общества, в значительной мере наблюдается изменение шкалы ценностных ориентиров и взглядов на жизнь. Это приводит к тому, что то, что раньше считалось отклоняющимся от нормы, сегодня уже может признаваться нормальным. Происходит нарушение формирования ценностей, а также наблюдается возникновение так называемого «ценностного» вакуума. В настоящее время можно заметить искажение традиционных ценностных ориентаций на более узкие, характерные для некоторых неформальных субкультур. Ключевыми ценностями экстремистских организация являются материальное, идеологическое превосходство и власть над людьми, желание самоутверждения.

Духовный аспект претерпевает изменений вследствие искажения традиционных норм морали и правил поведения, которые формировались на протяжении долгих лет. Обесценивание культурных артефактов, неуважение к исторической памяти народа и его достоянию, обесценивание личностных границ других людей, все это приводит к духовной бедности народа, вследствие чего их сознание становится более подверженным, конформным влиянию негативных факторов со стороны лиц, заинтересованных в распространении идей радикальной направленности.

Выводы. Проанализировав вышеуказанные положения, можно сделать вывод, что одной из причин вовлечения граждан в экстремистские организации, является искажение форм традиционной культуры, которая формировалась на протяжении многих лет. Следовательно, возникает необходимость осуществления надлежащего контроля со стороны

1 Власов А.В. К вопросу о запрещенных в России современных террористических организациях // Вестник Международного юридического института. 2017. № 1 (60). С. 157-162.

98

правоохранительных органов, а также иных уполномоченных на то организаций, которые в полном объеме следили бы за соблюдением данных форм культуры.

Литература:

1. Власов А.В. К вопросу о запрещенных в России современных террористических организациях // Вестник Международного юридического института. 2017. № 1 (60). С. 157— 162.

2. Фридинский С.Н. Экстремизм как угроза национальной безопасности // Современные проблемы совершенствования законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия международному терроризму. Ростов н/Д, 2003.

3. Чудина-Шмидт Н.В. Традиции как фактор стабилизации экстремальности / Н.В. Чудина-Шмидт // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 4 (143). - С. 473-475.

4. Чудина-Шмидт Н.В. Экстремальные проявления как проблема современного общества / Н.В. Чудина-Шмидт // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 9 (124). -С. 493-495

References:

1. Vlasov A.V. On the issue of modern terrorist organizations banned in Russia // Bulletin of the International Institute of Law. 2017. No. 1 (60). S. 157-162.

2. Fridinsky S.N. Extremism as a threat to national security // Modern problems of improving the legislative support of global and national security, effective counteraction to international terrorism. Rostov n / a, 2003.

3. Chudina-SchmidtN.V. Traditions as a factor of stabilization of extremality / N.V. Chudina-Schmidt // Eurasian Law Journal. - 2020. - No. 4 (143). - S. 473-475.

4. Chudina-Schmidt N.V. Extreme manifestations as a problem of modern society / N.V. Chudina-Schmidt // Eurasian Law Journal. - 2018. - No. 9 (124). - S. 493-495

DISTORTION OF THE FORMS OF TRADITIONAL CULTURE AS A MEANS OF ATTRACTING THE EXTREMIST ORGANIZATION IN THE STUDIES OF DOMESTIC

PHILOSOPHERS

Lyashenko R.E.

Cadet 4 course Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia neskahzy.com@gmail.com

Abstract: The proposed article examines such a socially significant problem as the involvement of individuals in extremist organizations. An increase in the number of people involved in this activity is characterized by a distortion of traditional culture, a change in values, as well as generally accepted norms. This work is presented in the form of such structural elements as: an introduction, the main part, a conclusion on the work and a list of literary sources, which was based on when writing a scientific article.

Key words: distortion, norms, traditions, terrorism, extremism

Для цитирования: Ляшенко Р.Е. Искажение форм традиционной культуры как средство привлечение в экстремистскую организацию в исследованиях отечественных философов// Архонт, 2022. № 1 (28). С. 96-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.