почв и пр. последствия, не связанные непосредственно с воздействием на здоровье человека.
Библиографический список
1. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ. М., 2017. - 526 с.
2. Попов И.В. Некоторые дискуссионные вопросы применения норм гл. 26 УК РФ // Уголовное право. -2013 . - № 6. - С.44-50.
3. Приговор Бийского городского суда Алтайского края от 15.03.2021 // Архив Бийского городского суда Алтайского края. Дело № 2-740/2021.
4. Игнатова М.А., Кузнецова О.А. О разграничении условий уголовной и административной ответственности за порчу земли // Российский следователь. - 2018. - № 8. - С. 55-59.
5. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 12.
6. Соболык В.М. О некоторых отличиях состава преступления от административного правонарушения по делам о порче земли // Юридическая наука. - 2022. - № 12. - С.141-146.
7. Об утверждении санитарных правил и норм Сан-ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
8. Хлупина Г., Качина Н. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли // Уголовное право. - 2010. - № 1. - С.49-54.
9. Постановление Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03.08.2021. Архив Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края. Дело № 1-313/2021.
10. Кассационное постановление 6 кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2023. Архив 6 кассационного суда общей юрисдикции. Дело №775029/2023.
УДК 343.98.067.436.33(075.8)
Исходные типичные следственные ситуации расследования преступлений в сфере агропромышленного комплекса
Бойко Юрий Леонидович
Статья посвящена вопросам организации доследственной проверки материалов по преступлениям, выявляемым в сфере агропромышленного комплекса, которые всегда имели замаскированный, скрытый характер, что осложняло их выявление и расследование, поэтому после возбуждения уголовного дела важно определить исходные следственные ситуации первоначального этапа и организацию дальнейшего хода расследования.
Ключевые слова: расследование преступлений в сфере экономики, в сфере агропромышленного комплекса, исходные типичные ситуации начального этапа расследования.
Одним из важнейших секторов экономики России является сельское хозяйство, оно играет особо важную роль, не только решая вопросы продовольственного обеспечения, но и обеспечивая основную занятость и доходы населения. Серьезными экономическими факторами развития этого сектора служат, выделяемые в данную отрасль экономики крупными коммерческими сельскохозяйственными организациями и предприятиями, государством инвестиции, оказывая тем самым значительную поддержку. В связи с
этим данная отрасль становиться довольно привлекательной для коррумпированных чиновников в органах государственной власти разного уровня и мошенников.
С целью выявления таких лиц сотрудниками управлений по экономической безопасности и противодействия коррупции (БЭП и ПК) территориальных органов МВД России систематически проводятся оперативно-профилактические мероприятия в отношении руководителей хозяйствующих субъектов, глав крестьянско-фермерских хозяйств. Данная 73
работа строится во взаимодействии с региональными органами государственной власти: министерствами сельского хозяйства, экономического развития, инспекцией федеральной налоговой службы, контрольно-счетной палатой, органами местного самоуправления в форме проведения совместных проверок организаций - получателей бюджетных средств [1].
Вместе с тем, преступления, совершаемые в сфере экономики, всегда имели замаскированный, скрытый характер, что крайне осложняло их расследование. Кроме того, существующие проблемы в структуре правоохранительных органов: слабое оперативное обеспечение объектов агропромышленного комплекса (АПК) сотрудниками экономической безопасности; недостаточное взаимодействие с контрольно-надзор-ными органами в процессе предупреждения, выявления и раскрытия этой категории преступлений; откровенно формальное отношение к участию в совместных проверочных мероприятиях сельхозтоваров отдельных производителей, осуществляемых налоговыми и иными контролирующими органами.
Так, 58,3 % опрошенных высказали негативное отношение к упразднению подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями в системе МВД России; и 66,7 % респондентов отметили необходимость создания отраслевых подразделений по борьбе с экономической преступностью исключительно в сфере АПК, уделив при этом особое внимание регионам с наиболее развитым сельскохозяйственным производством, наличием на их территории крупных агрохолдин-гов, бюджето и градообразующих предприятий [3].
В настоящее время правовое регулирование многих вопросов в сфере экономики не успевает своевременно реагировать на происходящие изменения и вносить в действующие нормы права коррективы и дополнения и изменения в уголовном, уголовно-процессуальном и налоговом законодательствах, которые могли бы серьезно повлиять на результаты выявления, предупреждения и пресечения экономических преступлений. Так, например, изменение порядка возбуждения уголовных
дел об экономических преступлениях серьезно повлияло на результаты деятельности органов внутренних дел по выявлению данной категории преступлений. Если раньше следственные подразделения МВД России могли по своему усмотрению возбуждать дела по экономическим (налоговым) преступлениям, то теперь поводом для возбуждения уголовного дела является заключение (решение) налогового органа, а это является сильнейшим коррупциогенным фактором.
Встречаются случаи, когда отдельные руководители, препятствующие нормальной работе сельхозпроизводителей, сбалансированному развитию сельского хозяйства, умышленно завышая рыночные цены на любую сельскохозяйственную продукцию, горюче-смазочные материалы, химикаты, удобрения приводят хозяйствующих субъектов к умышленному производственному банкротству.
Анализ ситуации, складывающейся в сфере АПК, показывает, что криминогенные факторы в значительной мере определяют не только его сегодняшнее состояние, но и перспективы его развития. Среди таких угроз в последние годы все более отчетливо заявляют о себе действия криминального характера: неуплата налогов, умышленные банкротства предприятий, хищение собственности многочисленными методами и способами и т. д. Подтверждением процесса активной криминализации является количество преступлений экономической направленности, совершаемых в ключевых отраслях агропромышленного комплекса, а также суммы причиненного материального ущерба.
Так, за последние годы в отрасли было выявлено свыше 40 тыс. преступлений, сумма причиненного ущерба составила около 27 млрд. рублей. Сотрудники этих подразделений все чаще выявляют факты взяточничества среди сельских руководителей, связанные с выделением кредитов и материальных ресурсов. Значительное количество фактов злоупотреблений обнаруживается в сфере целевого использования бюджетных средств, выделяемых на развитие АПК, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве [3].
В настоящее время правовое регулирование многих вопросов в сфере экономики не успевает своевременно реагировать на происходящие изменения и вносить коррективы и дополнения в действующие нормы права. Особенно это стало заметно в регионах агропромышленного направления. В экономическую сферу агропромышленного комплекса стали проникать отдельные преступные элементы с целью извлечения личной выгоды. Особенно это стало заметно в регионах агропромышленного направления, не минула эта беда и Алтайский край, исконно являющийся дотационной структурой. Отдельные руководители, препятствующие нормальной работе сельхозпроизводителей, сбалансированному развитию сельского хозяйства, умышленно завышающие рыночные цены на любую сельскохозяйственную продукцию, горюче-смазочные материалы, химикаты, удобрения приводили хозяйствующих субъектов к умышленному производственному банкротству.
Так, с 2011-го по 2015 год в Алтайском крае было возбуждено 160 таких дел, из них 85 было передано в суд, а 29 прекращено по различным поводам. По информации Алтайского союза предпринимателей (АСП), руководители около трех десятков хозяйств, попавшие под это уголовное преследование, вынуждены были подавать заявления о банкротстве [5].
Наиболее частыми видами преступлений в сфере АПК являются: незаконный вывод земель из сельскохозяйственного оборота; нарушения таможенного законодательства, в том числе ввоз на территорию Российской Федерации продукции, не отвечающей требованиям безопасности; преступления, связанные с производством, переработкой, оборотом зерна и зернопродуктов; хищения средств инвестиционного фонда; незаконное предпринимательство; криминальные налоговые преступления, взяточничество и коммерческий подкуп, преднамеренные и фиктивные банкротства; нецелевое расходование бюджетных средств государственных внебюджетных фондов [2, 4]
Вместе с тем, практика расследования этой категории преступлений показывает, что
типовыми поводами для проведения дослед-ственной проверки о преступлениях, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса, по их актуальности, являются сообщения (сведения) о признаках преступлений:
1) поступившие из государственных органов, других надзорно-контролирующих органов;
2) содержащиеся в рапорте субъекта оперативно-разыскной деятельности (ОРД) по результатам проведенных мероприятий в инициативном порядке либо по запросу органов надзора и контроля;
3) содержащиеся в заявлении представителя юридического лица или физического лица (его представителя) о совершении преступления, причинившего материальный и иной вред;
4) отраженные в материалах уголовных дел, расследуемых по другим преступлениям экономической направленности;
5) содержащиеся в постановлении прокурора о направлении материалов в орган расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела [2].
Анализируя сложившуюся практику расследования преступлений в сфере АПК, с учетом особенностей методики их расследования, можно сформировать исходные типичные следственные ситуации:
1) известны отдельные данные об обстоятельствах преступления, лицах причастных к нему, которые были получены по инициативе и в результате оперативно-разыскной деятельности;
2) поступила информация от руководителя органа, организующего и осуществляющего агропромышленную деятельность, о ставшем ему известном преступном событии, к которому причастно конкретное лицо, а также известен характер и размер ущерба;
3) из органов государственного контроля и надзора в правоохранительные органы поступили материалы о признаках выявленного преступления, причиненного государству ущерба, характере и размере, а также лице вероятно причастного к преступлению.
Комплекс проводимых следственных действий и оперативно-разыскных мероприя-
тий зависит от типичной следственной ситуации, которая сложилась на первоначальном этапе расследования с учетом особенностей ее формирования и направлен на выявление, закрепление и фиксацию доказательств. Как правило, следователь осуществляет в целях раскрытия преступлений, совершаемых в сфере АПК, следующие действия: выемка документов, которая производится сразу же после возбуждения уголовного дела, дабы исключить их уничтожение или утрату, и их немедленный осмотр, осуществление допросов свидетелей, подозреваемых, а также проведение обыскных мероприятий в целях отыскания скрываемого незаконно нажитого имущества. Особое место отводится допросу обслуживающего персонала, лиц, ведущих документацию и контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия, партнеров, родственников. При проведении допросов, как свидетелей, так и подозреваемых, следователь для его более эффективного осуществления, особенно на первоначальном этапе в начале формирования доказательственной базы, обязан применять систему тактических приемов, комбинаций в зависимости от сложившейся следственной ситуации, активно использовать помощь оперативных сотрудников, специалистов-бухгалтеров и других лиц в ходе проведения отдельных следственных действий.
Успех расследования хищения во многом зависит от умения следователя работать во взаимодействии с оперативными сотрудниками БЭП и ПК, выделять и изучать нужные уставные, бухгалтерские и иные документы, поскольку они являются важнейшими источниками информации о совершенных преступлениях.
Определение особенностей и перечня исходных типичных следственных ситуаций первоначального этапа расследования преступления в сфере АПК, комплексное применение организационных мер благоприятно отразится на выстраивании алгоритма следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, создаст эффективные предпосылки к созданию доказательственной базы и успешного раскрытия и расследования этой категории экономических преступлений, создаст определенные гарантии для устойчивого развития сектора агропромышленного комплекса, продовольственной безопасности и независимости нашего государства.
Библиографический список
1. Акимов В.В. Некоторые особенности раскрытия и расследования хищений бюджетных средств, выделяемых в рамках государственных программ поддержки агропромышленного комплекса //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. - №4 (48). С.246-250.
2. Данильян С.А. Методика расследования преступлений, совершенных в сфере агропромышленного комплекса; учебное пособие. - Краснодар: КубГАУ, 2023. - 77с.
3. Панин Д.А. Организационно-экономический механизм противодействия экономической преступности в агропромышленном комплексе России: автореф. ... дис. канд. экон. наук - Москва, 2013. - 34 с.
4. Пахомов С.В. Криминалистическая теория и практика расследования преступлений, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса: диссертация . д-ра юрид. наук. - Ростов на Дону, 2023. - 558 с.
5. Зюзин С. В Алтайском крае заведено беспрецедентное количество уголовных дел о хищениях субсидий на приобретение кормов. Информационное агентство Амител, 4.06.2015г.