Научная статья на тему 'Ирландский вопрос в середине XIX в.: взгляд Томаса Карлейля и Джона Митчела'

Ирландский вопрос в середине XIX в.: взгляд Томаса Карлейля и Джона Митчела Текст научной статьи по специальности «История и археология»

281
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Томас Карлейль / Джон Митчел / ирландский вопрос / рабство / Thomas Carlyle / John Mitchel / Irish question / slavery

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сиротинская Мария Моисеевна

Хотя понимание будущего «изумрудного острова», характера его связей с Британией шотландского мыслителя Томаса Карлейля и ирландского патриота Джона Митчела было в корне отличным, в их восприятии основных тенденций современного политического, социально-экономического развития общества, аболиционистского движения, положения темнокожих невольников в Новом Свете и ирландских тружеников прослеживаются некоторые общие черты. Автор статьи разделяет точку зрения тех исследователей, которые говорят об определенном влиянии Карлейля на Митчела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Irish Question in Mid-19th Century: View of Thomas Carlyle and John Mitchel

Though understanding of the future of «Emerald Isle», of the character of its ties to Britain by the Scottish philosopher Thomas Carlyle and by John Mitchel, the Irish patriot, was totally different, their perception of contemporary political and socioeconomic order, of the abolitionist movement, of the condition of Black slaves in the New World and the plight of Irish labourers had some common traits. Author of the article shares the view of those researchers who speak of the influence, to a certain extent, of Carlyle on Mitchel.

Текст научной работы на тему «Ирландский вопрос в середине XIX в.: взгляд Томаса Карлейля и Джона Митчела»

М.М. СИРОТИНСКАЯ

ИРЛАНДСКИЙ ВОПРОС В СЕРЕДИНЕ XIX в.: ВЗГЛЯД ТОМАСА КАРЛЕЙЛЯ И ДЖОНА МИТЧЕЛА

M.M. Sirotinskaya

IRISH QUESTION IN MID-NINETEENTH CENTURY: VIEW OF THOMAS CARLYLE AND JOHN MITCHEL

Хотя понимание будущего «изумрудного острова», характера его связей с Британией шотландского мыслителя Томаса Карлейля и ирландского патриота Джона Митчела было в корне отличным, в их восприятии основных тенденций современного политического, социально-экономического развития общества, аболиционистского движения, положения темнокожих невольников в Новом Свете и ирландских тружеников прослеживаются некоторые общие черты. Автор статьи разделяет точку зрения тех исследователей, которые говорят об определенном влиянии Карлейля на Митчела.

Ключевые слова: Томас Карлейль, Джон Митчел, ирландский вопрос, рабство.

Though understanding of the future of «Emerald Isle», of the character of its ties to Britain by the Scottish philosopher Thomas Carlyle and by John Mitchel, the Irish patriot, was totally different, their perception of contemporary political and socioeconomic order, of the abolitionist movement, of the condition of Black slaves in the New World and the plight of Irish labourers had some common traits. Author of the article shares the view of those researchers who speak of the influence, to a certain extent, of Carlyle on Mitchel.

Keywords: Thomas Carlyle, John Mitchel, Irish question, slavery.

Акты об унии Великобритании и Ирландии 1800 г. (вступили в силу в январе 1801 г.), объединившие оба королевства и превратившие Ирландию в составную часть Британии, дали импульс подъему ирландского национального сознания в 1840-е гг. Данная статья посвящена пониманию ирландского вопроса в середине XIX в. Томасом Карлейлем и Джоном Митчелом.

Т. Карлейль - видный мыслитель викторианской Британии, крупный шотландский историк. Он приобрел известность в Лондоне своей работой «Французская революция: История» (первое издание 1837 г.), курсом лекций 1840 г. о героях и героическом в истории (опубликован в 1841 г.). Его памфлет «Чартизм», написанный зимой 1839 г., увидел свет в начале 1840 г. Широкий резонанс как в Европе, так и в Северной Америке получили его труды «Про-

шлое и настоящее» (1843), «Письма и речи Оливера Кромвеля» (1845), «История Фридриха II (1858-1865)» и другие. Мировоззрение, сочинения Карлейля

1

подвергались анализу отечественными историками .

Дж. Митчелу исследователи уделяли меньшее внимание. Митчел, сын унитарианского священника либеральных взглядов Джона Митчела, родившийся в ноябре 1815 г. в графстве Лондондерри, выпускник протестантского университета Тринити-колледж в Дублине2, к середине 1840-х гг. становится одним из главных авторов еженедельной газеты Дублина «The Nation» (владелец и редактор - журналист-католик Чарльз Гэвен Даффи), поддерживавшей идею национальной независимости Ирландии. Газета была печатным органом «Молодой Ирландии» . Участники движения являлись членами Ассоциации рипила (они выступали за отмену (repeal) унии Великобритании и Ирландии), которая была создана в 1830 г. «великим освободителем», лидером ирландского национального движения первой половины XIX в. Даниелем О'Коннеллом (его ассоциировали со «Старой Ирландией»).

«Младоирландцы» придавали большое значение истории Ирландии, возрождению национальных традиций в языке, литературе, музыке. Независимая ирландская нация, считали члены «партии», сложившейся вокруг «The Nation»,

1 Костикова И.В. Философия истории Томаса Карлейля и «феодальный социализм» // Вестник Моск. университета. 1975. Серия 8. Философия. № 2. С. 51-61; Томас Карлейль (1795— 1881) // Историки мира. Вып. 2. Архивно-информационный бюллетень. № 1 (26) / сост. и отв. ред. А.А. Чернобаев. М., 2001. С. 53—65; Зотов С.А. Образование и британская демократия середины XIX в. (Томас Карлейль и Д.С. Милль) // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Арзамас, 2005. С. 86—91; Зотов С.А. Социальные проблемы ранневикторианской Британии в публицистике Томаса Карлейля // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. Арзамас, 2014. С. 23—33; Жуков Д.С. Личность и империя в интеллектуальных исканиях британской общественно-политической элиты 70-х гг. XIX в. // Человек в истории. Вып. 3. Мир в XIX — первой половине ХХ в. Тамбов, 2003; Синельникова Г.А. «Историческая философия» Томаса Карлейля // Методологические проблемы исторического познания. Омск, 2008. С. 73—82; Саймонс Дж. Карлейль. Пер. с англ. М., 1981; и др.

2 Dictionary of National Biography / ed. S. Lee. Vol. 38. N.Y., 1894. P. 58. URL: https://archive.org/details/dictionaryofnati38stepuoft/page/58/mode/2up?view=theater (дата обращения: 13.05.2022).

3 Duffy Ch.G. Young Ireland: A Fragment of Irish History, 1840—45. Final Revision: 2 vols. L., 1896. Vol. 1. Р. 30—32.

объединяла приверженцев всех существовавших в Ирландии конфессий4. Как писал Митчел, ставилась цель «отстаивать дело Ирландии, приподнявшись высоко над требованиями (claims) католиков и претензиями протестантов, и объединить все группы в качестве «ирландцев» (in the one character of «Irishmen»), положить конец английскому владычеству»5.

В дальнейшем Митчел выходит из редакции «The Nation» и с помощью своих друзей начинает публиковать более радикальный еженедельник «The United Irishman» с призывами к восстанию. В мае 1848 г. революционер был арестован и приговорен к колонии сроком на 14 лет. В конечном итоге он был отправлен на Землю Ван Димена6 (современная Тасмания), где проживал под надзором полиции. Летом 1853 г. он совершает побег и в ноябре того же года прибывает в Нью-Йорк. В пути он стал писать свой знаменитый «Тюремный дневник» («Jail Journal»).

Исследователи обращали внимание на то, какое значение Карлейль придавал социальной проблеме, последствиям промышленного переворота в Великобритании. Еще в памфлетах «Чартизм», «Прошлое и настоящее» он отмечает бедственное положение рабочих классов, неблагоприятные условия содержания в работных домах, влияние ирландской эмиграции. Его неприятие вызывают капитализм свободного рынка, принцип «laissez-faire» (философ - сторонник большего вмешательства государства в социально-экономическую жизнь), материалистическое общество, основанное на «маммонизме» - культе денег и утрате нравственных ценностей. Он высказывает критические суждения в адрес

4 Полякова Е.Ю. Ирландия - разделенная нация // Национализм в мировой истории / под ред. В.А. Тишкова и В.А. Шнирельмана. М., 2007. С. 147; Кочеткова М.В. Становление «культурного национализма» в Ирландии в 1840-х годах // Вестник Воронежского гос. университета. Серия: История. Политология. Социология. 2021. № 1. Январь-март. С. 71-72.

5 Mitchel J. The History of Ireland, from the Treaty of Limerick to the Present Time: 2 vols. Dublin - L., 1869. Vol. 2. P. 349. URL:

https://archive.org/details/historyofireland02mitc/page/348/mode/2up (дата обращения: 13.05.2022).

6 Мирошников А.В. Джон Митчел: возрождение революционной традиции в ирландском национальном движении 1840-х гг. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 1. Гуманитарные науки. 1998. № 1. С. 129-132.

правящих кругов Англии, которые не смогли обеспечить трудящихся работой, способствовали возникновению чартистского движения .

Карлейль в определенной степени признает плохое управление Ирландией, «несправедливости», проявленные на протяжении многих веков Англией в отношении Ирландии. Угнетение коснулось, по его словам, «сердца и души» ирландского народа. Но в то же время часть ответственности возлагается на ирландский национальный характер; проводится мысль об избранности Британии, ее «цивилизаторской миссии». Англичане наделяются особыми чертами характера - благородством, решительностью, лидерскими качествами8. Не только Британия виновна в бедах Ирландии, полагает историк.

Карлейль совершил две поездки в Ирландию, обе в период «великого голода». Первая, в 1846 г., была непродолжительной; второй визит, который начался в Дублине и завершился в Лондондерри, состоялся летом 1849 г. Философ встречался с простыми людьми - фермерами, тружениками, пауперами, а также с некоторыми рипилерами, с представителями англо-ирландских джентри.

В мае 1849 г. в своих заметках, опубликованных уже после его смерти, Карлейль признавался: «Ирландия является для меня проблемой; средоточием огромного нарыва, коим является сейчас все британское и европейское общество». Ирландия ассоциируется с бесконечным числом нищих, с «убогими улицами». Она напоминает «рваное пальто» - не залатанное и не поддающееся

7 Карлейль Т. Прошлое и настоящее // Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994. С. 200-202, 211, 255; Carlyle Th. Chartism. N.Y., 1885. P. 27-28. URL: https://archive.Org/details/chartism00carlrich/page/3/mode/1up (дата обращения: 16.05.2022); Зотов С.А. Промышленный переворот в Англии и его последствия по работам Т. Карлейля (вторая четверть XIX в.) // Вопросы российской и всемирной истории. Арзамас, 2002. С. 158-160; Swift R. Thomas Carlyle, Chartism and the Irish in Early Victorian England // Victorian Literature and Culture. 2001. Vol. 29. № 1. Р. 71-72. URL: http://www.jstor.com/stable/25058540 (дата обращения: 14.05.2022); etc.

8 Duffy Ch.G. Conversations with Carlyle. L, 1892. Р. 103. URL: https://play.google.com/books/reader?id=TtNKAAAAMAAJ&pg=GBS.PP1&hl=ru (дата обращения: 14.05.2022); Carlyle Th. Chartism. P. 23-25; Bew P. Ireland: The Politics of Enmity 1789-2006. Oxford - N.Y. etc, 2007. P. 155.

штопке9. Позднее он говорил Даффи: «странная... спокойная красота» присутствует в его воспоминании о «бедной старой Ирландии, стране «голой, пустынной, бедной, но, тем не менее, благородной»10. Оптимизм внушало ему ирландское гостеприимство. Философ думал написать книгу об Ирландии, но после поездки отказался от этой идеи11.

В своих работах, в частности в статьях в британских газетах «The Examiner», «The Spectator», в дублинской «The Nation» в марте 1848 - марте 1849 гг., Карлейль недвусмысленно подчеркивает: Ирландия - составная часть Британии. Статья Карлейля, написанная в ответ на выступление в британском Парламенте весной 1848 г. Джона О'Коннелла, сына Даниеля О'Коннелла, с предложением об отмене Акта о союзе Великобритании и Ирландии, носит даже несколько грубоватый характер. Надо прекратить все разговоры о рипиле, заявляет историк. Пусть ирландские патриоты ищут какое-то другое средство, нежели расторжение унии. Рипилеры сравниваются с «голодной крысой», которая пытается остановить носорога. «Миссия» Англии, ее колониальное и торговое

12

преобладание неоспоримы - таковы «законы Вселенной» .

Ирландия, заключает Карлейль в газете «The Spectator», «привязана» к Британии, их судьбы и интересы переплетены, их партнерство нерасторжимо. Философ выступает против рипила. По его словам, «мы женаты на Ирландии», и ссоры с ней носят семейный характер13.

9 Carlyle Th. Reminiscences of My Irish Journey in 1849. N.Y., 1882. Р. iii-iv. URL: https://archive.org/details/reminiscencesofm00carl/page/12/mode/1up (дата обращения: 17.05.2022).

10 Duffy Ch.G. Op. cit. Р. 159.

11 Dugger J.M. Black Ireland's Race: Thomas Carlyle and the Young Ireland Movement // Victorian Studies. Spring, 2006. Vol. 48. № 3. P. 464. URL: https://www.jstor.org/stable/3829807 (дата обращения: 17.05.2022); Morrow J. Thomas Carlyle, 'Young Ireland' and the 'Condition of Ireland Question' // The Historical Journal. 2008. Vol. 51. № 3. P. 646-647. URL: https://www.jstor.org/stable/i20175183 (дата обращения: 17.05.2022).

12 Thomas Carlyle on the Repeal of the Union / with a prefatory note by [P.E.N]. L., 1889. P. 3739.

13 Carlyle Th. Ireland and the British Chief Governor // The Spectator. May 13, 1848. P. 463. URL: https://archive.org/details/sim_spectator-uk_1848-05-

13_21_1037/page/463/mode/1up?view=theater (дата обращения: 17.05.2022); [Idem]. Ireland and Sir Robert Peel // The Spectator. Apr. 14, 1849. P. 343; Duffy Ch.G. Op. cit. Р. 27; см. также: Зотов С.А., Кузнецов Е.В. Либеральный и консервативный проекты развития Британской

Напротив, для большинства ирландцев, с точки зрения Уильяма Диллона, Джон Митчел является «олицетворением страстного протеста Ирландии против английского правления». Он одержим основной страстью - ненавистью к британской имперской системе, к системе «угнетения», созданной «британским

14

империализмом» .

Во многих работах Митчела затрагивается тема «великого голода» в Ирландии. Зимой 1847 г. он совершил поездку в Западную Ирландию и смог собственными глазами увидеть страдания народа в Голуэе. Политика британского правительства, приходит к выводу Митчел в работе «Последний захват Ирландии (возможно)» (первое издание 1861 г., первоначально публиковалась в газете «Southern Citizen» в 1858 г.), - тщательно подготовленная и искусно осуществленная, с целью «полного покорения острова, убийства части его населения и пауперизации остальных». Однако «страстное стремление к ирландской национальности (nationhood) переживет Британскую империю». Всевышний, утверждал он, «на самом деле, послал картофельный неурожай, но англичане создали голод»15.

Как считает американский историк Б. МакГоверн, именно «великий голод» в Ирландии в значительной степени способствовал радикализации взглядов Митчела в отношении политики британского правительства и подводил его к мысли о необходимости отказа от мирных методов16.

Малоизвестно, что в Америке Джон Митчел был некоторое время связан с фенианским движением, лидеры которого ставили целью образование независимой демократической республики в Ирландии (в 1858 г. практически одно-

империи середины XIX века (Дж.С. Милль и Т. Карлейль) // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. Арзамас, 2014. С. 41-42.

14 Dillon W. The Life of John Mitchel: In 2 vol. L., 1888. Vol. 1. Р. х. URL: https://books.google.ru/books?id=yntmAAAAMAAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepa ge&q&f=false (дата обращения: 17.05.2022).

15 Mitchel J. The Last Conquest of Ireland (Perhaps). P. 157, 219-220; Idem. The History of Ireland. Vol. 2. P. 459-460.

16McGovern B.P. John Mitchel: Irish Nationalist, Southern Secessionist. Knoxville, 2009. P. 33, 101-102.

временно были основаны тайные организации - в Дублине Джеймсом Стефен-сом создано «Ирландское революционное братство» и Джоном О'Махони в США «Фенианское братство»). Дж. Стефенс, прибыв в Соединенные Штаты и стремясь получить поддержку, в том числе и материальную, «иконы» ирландской свободы, 21 октября 1858 г. посетил Митчела в его доме в Ноксвилле в штате Теннесси. После Гражданской войны и освобождения из крепости Монро в Виргинии друзья посоветовали Митчелу временно покинуть республику Нового Света. Он становится на непродолжительное время финансовым агентом «Ирландского революционного братства» (ИРБ) в Париже, ему была назначена

17

заработная плата в 2,5 тыс. долларов в год (Митчел покинет Париж в октябре 1866 г.). В феврале 1867 г. Митчелу был предложен пост президента ИРБ, от которого ирландский патриот отказался - его отношения со многими лидерами фениев, осложнившиеся и ввиду раскола американского фенианского движения, складывались неоднозначно. К тому же он не всегда был согласен с выбранной ими стратегией и тактикой борьбы, выступал против нарушения законов США, и пр.18

То есть понимание Карлейлем и Митчелом судьбы «изумрудного острова» было в корне отличным. Казалось бы, будучи идейными противниками по вопросу о национальной независимости Ирландии, лидеры «Молодой Ирландии», в частности Джон Митчел, и английский философ выпускник Эдинбургского университета не должны были поддерживать контакты и проявлять интерес друг к другу. На самом деле, Карлейлем были установлены связи с рядом активистов «Молодой Ирландии», а с Чарльзом Д. Даффи, владельцем и редактором газеты «The Nation» в период, когда ее главным публицистом являлся Митчел (конец 1845 - конец 1847 гг.), шотландский историк вел переписку, причем их доверительные отношения сохранялись на протяжении десятилетий (в 1871-1872 гг. Даффи являлся премьер-министром австралийской колонии Виктория). Карлейль следил за публикациями в «The Nation», проявляя интерес

17 Ibid. P. 188-194.

18 Ibid. P. 202-206.

к ирландской культуре, в частности к ирландским песням, которые ему присылал Даффи. «Мне все равно, насколько они вульгарны...», - писал он Даффи 26 ноября 1849 г. Карлейль позволил ознакомиться с версткой своей работы о Кромвеле. В «The Nation» в декабре 1849 г. была анонимно опубликована статья Митчела «Деревья свободы» - каждому патриотичному ирландцу предлагалось посадить дерево19. В путешествии по Ирландии в 1849 г. Карлейля нередко сопровождал Даффи, причем философ отказался от встречи с лордом-наместником Ирландии графом Кларендоном.

Карлейль пользовался немалым авторитетом у «младоирландцев». В 1838 г. Митчел вспоминал, что в библиотеке колледжа он каждое утро по 2,5 часа читал работы шотландского историка. Труд последнего о Французской революции он находил «глубочайшим» исследованием и называл автора «солью земли». Правда, в дальнейшем, по свидетельству У. Диллона, отношение

20

Митчела к Карлейлю стало более прохладным . Карлейль был приглашен на обед с семьей Митчелов и некоторыми лидерами «Молодой Ирландии» осенью 1846 г. «Бедный Митчел, заметил Карлейль позднее. Я сказал ему, что скорее всего он будет повешен, но я ему также сказал, что они не могут повесить его бессмертную частичку». Митчела Карлейль характеризует как «благородного, великодушного паренька», чрезвычайно талантливого, которого он очень любит. Неприятие философа вызывают экстремизм «младоирландца», его «заблуждения» и «пристрастности» 21.

Как писал Даффи, разногласия с Митчелом не позволили редактору «The Nation» опубликовать в газете статью последнего в поддержку рабства. Карлейль, по словам Даффи, «научил Митчела противиться освобождению негров

и эмансипации евреев». Согласно Карлейлю, Митчел был прав - «чернокожий

22

не может быть освобожден по законам природы», как и еврей .

19 Duffy Ch.G. Op. cit. P. 146-149.

20 Dillon W. Op. cit. Vol. 1. P. 36-37.

21 Ibid. P. 126-127; Duffy Ch.G. Op. cit. P. 27.

22 Duffy Ch.G. Op. cit. P. 117.

Вскоре после возвращения Карлейля из поездки по Ирландии в 1849 г. появилась его статья «Случайная речь о негритянском вопросе», которая вышла анонимно в лондонском журнале «Fraser's Magazine for Town and Country» и была опубликована отдельным памфлетом в 1853 г. под названием «Случайная речь по вопросу о ниггерах». Статья 1849 г. была написана от имени репортера Фелина М'Квирка (в дальнейшем Карлейль обращался к читателю от своего

23

имени ), «мы не знаем кем», в ответ на отмену рабства в Британской Вест-Индии в 1833 г. Согласно закону 1833 г. рабовладельцы в британских колониях получили значительную компенсацию и всячески препятствовали эмансипации темнокожих. Был объявлен 12-летний «ученический» (apprenticeship) переходный период подготовки бывших рабов к освобождению. В 1839 г. в Эксетер-

24

холле было образовано «Британское и зарубежное антирабовладельческое общество», члены которого оказывали всяческую помощь бывшим рабам, которые стали массово покидать плантации и селиться на небольших фермах.

По существу, вымышленный персонаж из статьи Карлейля приводит про-рабовладельческие аргументы противников аболиционистов и высмеивает союз «филантропов Эксетер-холла» с фритредерами. Социум в Вест-Индии напоминает Карлейлю феодальное общество, от которого Британия отказалась в процессе капиталистической индустриализации, приведшей к массовой пауперизации населения. Интересно, что события на вест-индских островах наводят автора на сопоставление с ситуацией в Ирландии: он выражает опасения, что Вест-Индия станет «Черной Ирландией»: цель филантропов - освободить Вест-Индию и превратить ее в «черную Ирландию», «негритянскую Ирландию». Подразумевается, таким образом, целесообразность сохранения системы раб-

23 Carlyle Th. Occasional Discourse on the Nigger Question. URL:

https://cruel.org/econthought/texts/carlyle/odnqbk.html (дата обращения: 17.05.2022). Эксетер-холл в центральной части Лондона - место проведения в 1831-1907 гг. митингов реформаторов, преимущественно аболиционистов.

ства. Карлейлем, противником политики «спроса и предложения», вводится

25

термин «мрачная наука» , то есть экономика (Dismal Science).

Иронические выпады против филантропов, аболиционистов содержатся также в «Памфлетах последнего дня» (1850). Карлейль высказывается о рабстве еще более откровенно: «Того, кого Бог создал рабом., никакая власть, которая существует на Земле, не может сделать свободным»26.

Рассуждения Дж. Митчела об аболиционистах, системе невольничества в значительной степени перекликаются с заключениями Карлейля. В «Тюремном дневнике», направляясь в колонию, Митчел (запись от 20 июля 1849 г.) делится своими впечатлениями о положении рабов в Бразилии. Оно видится ирландскому патриоту вполне сносным, лучшим, нежели в англосаксонских странах. Невольники представляются ему «упитанными и веселыми, очевидно, они не перерабатывают, и их нормально кормят». Митчел также проводит сравнение между положением рабов и участью ирландцев: ставится вопрос о том, лучше ли быть рабом «великодушного» рабовладельца или рабом (serf) ирландского

27

землевладельца (прямого ответа не дается, хотя вывод очевиден). Ужасы бразильской работорговли, считает он, преувеличены британским Парламентом. На центральное место среди причин обеспокоенности британского правительства проблемами работорговли Митчел выдвигает не гуманистические, а экономические соображения, стремление Великобритании к преобладанию на мо-28

рях .

25 [Carlyle Th.\ Occasional Discourse on the Negro Question. Р. 529-531. URL: https://cruel.org/econthought/texts/carlyle/carlodnq.html (дата обращения: 17.05.2022); см. также: Dugger J.M. Op. cit. P. 465-466.

26 Latter-Day Pamphlets / ed. Th. Carlyle. L.: Chapman and Hall, [1850]. Р. 212; см. также: Hug-gins M. A Strange Case of Hero-Worship: John Mitchel and Thomas Carlyle // Studi Irlandesi. A Journal of Irish Studies. 2012. № 2. P. 335. URL:

https://www.researchgate.net/publication/307830287_A_Strange_Case_of_Hero-Worship_John_Mitchel_and_Thomas_Carlyle (дата обращения: 17.05.2022).

27 Mitchel J. Jail Journal; Or, Five Years in British Prisons. N.Y., 1854. P. 170. URL: https://ia902605.us.archive.org/34/items/jailjoumalorfi00mitcgoog/jailjoumalorfi00mitcgoog.pdf (дата обращения: 17.05.2022).

28 Ibid. P. 175-176; Molloy E. Thomas Carlyle and the Politics of Race in John Mitchel's Jail Journal // Estudios Irlandeses. 2022. № 17. P. 32-33. URL: https://www.estudiosirlandeses.org/wp-content/uploads/2022/03/EI-17-Edward-Molloy-1.pdf (дата обращения: 17.05.2022).

По прибытии в Америку Митчел в начале 1854 г. стал издавать в Нью-Йорке газету «The Citizen», которая прославилась своими нападками на аболиционистов. Парадоксально, но именно в этой газете, которую редактировал защитник свободы в Ирландии, 14 января 1854 г. появилась его известная фраза об «алабамской плантации», произнесенная в ответ на обращение противника рабства Дж. Хоутона к ирландским изгнанникам. Она звучала резко даже в середине XIX столетия. «Мы не аболиционисты, - отрезал Митчел. - Мы отрицаем то, что владение рабами, покупка рабов, продажа рабов, принуждение рабов к труду путем их порки или другого необходимого средства является преступлением, или проступком, или мелким грехом. Мы бы хотели, чтобы у нас была хорошая плантация со множеством здоровых негров в Алабаме»29. Он нападает на Хоутона, который был «чересчур занят страданиями африканцев», вдали от родины, не проявляя интереса к «рабам» на улицах Дублина. Трактовка Митчелом проблемы черного невольничества, таким образом, абсолютно от-

30

лична от позиции аболициониста Даниела О'Коннелла .

Прорабовладельческие высказывания Митчела, его письмо американско-

31

му священнику, реформатору Генри Уорду Бичеру в январе 1854 г. вызвали шквал критики со стороны аболиционистов. Как подчеркивалось в газете страстного противника рабства Уильяма Ллойда Гаррисона «The Liberator» 3 февраля 1854 г., «не все из тех, кто защищает правое дело угнетенных народов Европы, подобны Митчелу». В послании французских республиканцев г. Нью-Йорка Митчелу (его авторство принадлежит Александру Голински) осуждалась публикация в «The Citizen». Дело Ирландии неотделимо от борьбы

29 Dillon W. Op. cit. Vol. 2. P. 43-45, 62; McGovern B.P. Op. cit. P. 130-131.

30 Kinealy Ch. The Irish Abolitionist: Daniel O'Connell // Irish America. Aug. / Sept. 2011. URL: https://www.irishamerica.com/2011/08/the-irish-abolitionist-daniel-oconnell-2/ (дата обращения: 17.05.2022).

31 John Mitchel on Slavery; Letter to Henry Ward Beecher // The New York Times. Jan. 26, 1854; American Slavery. Letter from Henry Ward Beecher. Reply to John Mitchel // The New York Times. Febr. 3, 1854.

за свободу других жертв тирании, за всеобщую свободу. Проведение паралле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32

леи между положением темнокожих и ирландцев неуместно .

В 1855-1857 гг. семья Митчелов проживала на Юге США, в Восточном Теннесси. В октябре 1857 - августе 1859 гг. Митчел являлся редактором еженедельника «Southern Citizen» (газета издавалась сначала в Ноксвилле, а с декабря 1858 г. - в Вашингтоне), в котором отстаивалась идея о необходимости возобновления «африканской работорговли»33.

В годы Гражданской войны в Северной Америке Митчел занял сторону Конфедерации, выступал против политики Авраама Линкольна. Двое его сыновей - Джон и Вилли - погибли, третий, Джеймс, потерял правую руку34.

Как и Карлейль, Митчел был критиком прогресса, капиталистического порядка, который он увязывал с индустриальным развитием Великобритании. Его взор также был обращен назад, в сторону идиллического пасторального общества простых йоменов, рабовладельческих республик античности. В его воображении, можно было провести аналогии между положением Юга в составе Соединенных Штатов и Ирландией, включенной в Британскую империю. Он пришел к выводу, что Соединенные Штаты в действительности представляют две различные нации - северную и южную. Они глубоко разделены не только географической линией, но и отличаются по своим институтам, традициям, экономическому развитию и политическим принципам. Север Союза ассоциировался с капиталистическим развитием, которое привело к голоду в Ирландии, с англосаксонской политической культурой (при этом сам Митчел был проте-

35

стантом), а также с пуританизмом Новой Англии и аболиционизмом . Торговый, предпринимательский, «спекулятивный» Север пытался якобы осуще-

32 A Letter to John Mitchel from French Republican Exiles in New York (1854). URL: https://limerick1914.medium.com/a-letter-to-john-mitchel-d6a4644d6c1b (дата обращения: 17.05.2022).

33 Dillon W. Op. cit. Vol. 2. P. 100.

34 Quinn J. Southern Citizen: John Mitchel, the Confederacy and Slavery // History Ireland. URL: https://www.historyireland.com/southern-citizen-john-mitchel-the-confederacy-and-slavery/ (дата обращения: 17.05.2022).

35 Dillon W. The Life of John Mitchel. Vol. 2. P. 54-55, 60, 107.

ствить контроль над Югом, нарушив традиционный сельскохозяйственный уклад жизни последнего.

Митчел усматривает общее между национальными характерами южан и ирландцев, воспевает превосходство кельтской «расы», основной костяк которой составляют ирландский, французский, уэльский, испанский элементы, над янки Севера, ратует за возвращение кельтской общинной традиции. Кельтская «раса» будто бы «тонкая», страстная, темпераментная, гостеприимная. Есть свидетельства того, что Митчел, чья семья имела шотландское происхождение, пытался найти кельтские корни своей фамилии36.

Таким образом, хотя Томас Карлейль и Джон Митчел по-разному смотрели на будущее Ирландии, характер ее связей с Британией, в их восприятии основных тенденций современного политического, социально-экономического развития общества в США и в Европе, положения темнокожих невольников в Новом Свете и ирландских тружеников, аболиционистского движения прослеживаются некоторые общие черты. Они отвергали теорию свободного рынка, прогресс, права конкретного индивида, зачастую демонстрировали расистские

37

предубеждения. Можно согласиться с рядом исследователей , которые говорят об определенном влиянии Карлейля на Митчела. При этом на мировоззрение как шотландского мыслителя, так и ирландского патриота накладывала отпечаток эпоха романтизма.

36 Dillon W. Op. cit. Vol. 2. P. 121.

37McGovern B.P. Op. cit. P. 19-25; Huggins M. Op. cit. P. 340-342; Molloy E. Thomas Carlyle and the Politics of Race in John Mitchel's Jail Journal // Estudios Irlandeses. 2022. N 17. P. 3032. URL: https://doi.org/10.24162/EI2022-1063 (дата обращения: 17.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.